Фрагмент из Мишны, "Авода Зара" 4.7:
В Риме (под Римом подразумеваются все противники каббалы) спросили старцев (мудрецов/каббалистов): Если Творец не желает идолопоклонства, почему Он не уничтожит идолов? - Получили ответ (от каббалистов): Если бы поклонялись только тому, что совсем не нужно в мире, Он бы это уничтожил. Но поклоняются солнцу, луне и звездам – что же, мир должен погибнуть без солнца, луны и звезд, из-за этих глупцов, которые поклоняются им?
Спросили их (каббалистов) тогда (противники каббалы): Если так, пусть Творец уничтожит то, что не нужно, и оставит то, что нужно? Сказали (ответили каббалисты): это только укрепит идолопоклонников, которые скажут: теперь вы видите, что солнце, луна и звезды - боги, потому что они не уничтожены.
(Авода зара - имеется в виду отношение человека к Высшей силе/Творцу/Богу не для того, чтобы она исправила его, а для того, чтобы она исправила себя, и человеку стало бы лучше в этом мире или в будущем, после его смерти).
Комментарий Рамбама:
Отсюда следует знать, что подлинные философы (цель которых постичь Творца) не верят в образы, т.е. в амулеты, а насмехаются над ними и над теми, кто верит в их силу. Я говорю это, поскольку знаю, что большинство людей, если не все, испытывают очень большой соблазн к амулетам (верить в присутствие особой силы в определенных вещах и действиях) и другим подобным вещам, полагая, что в них есть что-то подлинное (высшая сила удачи). Но это не так.
Даже многие добродетельные и богобоязненные (верующие) люди, полагают (верят), что эти вещи (амулеты) действуют (что есть в них силы удачи), но запрещены Торой (именно потому, что есть в них силы удачи), – не зная, что всё это ложь и глупость (что это только предметы или действия, без особых сил), и Тора предостерегает от них (не потому, что не желает обращения к этим силам, а), подобно тому, как предостерегает от лжи.
Вещи эти получили большую известность у идолопоклонников (еще в древности), в особенности у сабеян. Из этого народа (племени) вышел Авраам и воспротивился их искаженным представлениям (о мире и его управлении), (не потому что был умнее других, а) поскольку вложил Творец в его сердце мудрость (это называется, избранный Творцом для определенной миссии).
Они возвеличивали и почитали звезды, приписывая им действия (силы удачи), которые к ним не относятся. И именно они написали книги по астрологии, колдовству, заклятиям и духовной фортуне, а также о звездах и бесах. От них пошли гадания, прорицатели и ворожеи разных сортов, вопросы к умершим и многое, что из этого проистекает (которые так популярны во все века и особенно в наше время – благословения, амулеты, красные нитки, святая вода, записки "квитл", поклонения особым местам и пр.). (Рамбам, Толкование к Мишне, трактат "Идолопоклонство")
Состояние мира до Авраама
Всё простонародье, женщины и дети знали только изображение из дерева и камня и каменный храм, будучи с детства приучены поклоняться ему и служить и клясться его (изображения) именем.
А мудрецы этого народа, такие как жрецы и им подобные, воображали, что божеством являются звезды и планеты, которым соответствуют (по силе влияния на человека) изготовленные их изображения (которые жрецы изготавливали и выгодно продавали).
И никто из людей не признавал Создателя миров (Единого Творца, абстрактную силу) и не знал (не постигал) Его, за исключением единиц во всем мире, как например: Ханох, Метушелах, Ноах, Шем и Эвер (20 поколений от Адама до Авраама).
Таким путем шел мир, пока не родился на свет столп мира – Авраам (который первым начал распространять каббалу среди всех людей в мире).
(Рамбам, Законы об идолопоклонстве)
Начало поиска и раскрытие Творца
С малых лет Авраам пустился в размышления. Будучи еще молодым, он уже задавался вопросом: Как может вращаться (существовать и развиваться) это колесо (Вселенная и все ее наполняющее) без управителя (плана, силы, цели)? Кто крутит его (оживляет его и управляет им)? Ведь не может же оно крутиться само (само родиться, существовать и развиваться без причины, силы и плана-цели)?
Никто не учил его и не вразумлял, и был он ввергнут в город Ур Халдейский, в среду глупых идолопоклонников (не пытающихся раскрыть причину существующего, а просто поклоняющихся явлениям природы). И отец его, и мать, и весь народ служили идолам (принимали мир как есть, не устремляясь к раскрытию его причины, пути и цели). И он служил вместе (внешне, в обычаях-действиях) с ними. Однако сердце его (втайне от других) искало (в природе - причину, процесс и цель творения) и развивалось, - пока он не постиг истинный путь (человека в этом мире к Творцу), и не понял линию справедливости (управления Творцом мира) верным разумением (неискаженным своим необъективным эгоистическим отношением).
И узнал, что есть там (в скрытии природы, за видимой нами реальностью) единый Бог (свойство и сила), и Он (один) вращает колесо Вселенной (управляет всем), и Он сотворил всё (из ничего - т.е. кроме Него до сотворения ничего не существовало), и во всем существующем нет Бога (управляющей силы и причины), кроме Него.
И узнал, что весь мир (независимо от их религий и верований) заблуждается. И причина этого заблуждения в том, что люди служили идолам (своим желаниям, а не воле Творца, свойству отдачи и любви к другим), пока истина (ощущение Его, свойства отдачи и любви к другим) вообще не исчезла из их постижения (сознания и ощущения).
И в сорок лет (достигнув свойства Бины, свойства отдачи, "Не делай ближнему, чего не желаешь себе") познал Авраам (совпадением свойств отдачи и любви с Творцом) своего Создателя.
Начало распространения в Уре Халдейском
Познав и поняв (раскрыв) Творца, он стал отвечать жителям Ура Халдейского и спорить с ними, говоря, что не является истинным путем тот, по которому они идут (не с этой целью они созданы). И разбил изваяния (разубеждал людей обращаться с просьбой об улучшении их участи) и начал доносить до народа, что служить следует одному лишь Творцу мира (свойству отдачи и любви) и Ему (этому качеству) следует поклоняться (признавать его выше всех иных качеств), приносить жертвы (свой эгоизм) и совершать возлияния (уподобляться ему), чтобы Его признавали все грядущие поколения (молиться об исправлении себя в своих будущих состояниях). И следует уничтожить и сокрушить (в себе) все изображения (желания получать вознаграждение), чтобы из-за них не впадал в заблуждение весь народ, подобно тем, кто воображает, будто эти изображения (эгоистические вознаграждения) и есть Божество (наполняющее эгоизм человека).
Когда он одержал над ними победу своими доводами, царь (Нимрод) вознамерился убить его, но свершилось чудо, и он отправился в Харан.
Распространение миру
И встал, и начал громогласно возглашать всему миру, возвещая людям, что есть единый Бог у всего мира и что Ему следует служить. И ходил, созывая и собирая народ, из города в город, из царства в царство, пока не пришел в землю Ханаана. И возглашал, как сказано: "И взывал там именем Творца к миру". Когда же народ собирался к нему и расспрашивал о его речах, он возвещал каждому в мере его разумения, пока не возвращал его на путь истины. Так собрались к нему тысячи и десятки тысяч, и это – "люди дома Авраама". И насадил он в их сердцах этот великий корень.
Продолжение разработки методики
И составил книги об этом и возвестил своему сыну Ицхаку. И сидел Ицхак, обучая и возвращая людей. И Ицхак возвестил Яакову, назначил его в учителя, и сидел Яаков, обучая и возвращая всех примыкавших к нему. И обучил Яаков всех своих сыновей, и выделил из всех сыновей своих Леви, и назначил его главой, и посадил его в доме учения, чтобы изучать путь Творца, соблюдать заповеданное Аврааму. И повелел Яаков сыновьям, чтобы главы неизменно назначались из потомков Леви – дабы учение не забывалось.
Эта основа крепла среди сыновей Яакова и примкнувших к ним, и так возник в мире народ, знающий Творца.
Но много дней пробыли сыновья Исраэля в Египте, и стали вновь брать пример с египтян, и, подобно им, служить идолам, – за исключением колена Леви, которое устояло в заповедях праотцев и никогда не служило идолам.
Происхождение слова "иври" от слова "эвэр"
"И сказал Аврааму-иври…" (Тора, Берешит, 14:13) Рабби Йегуда говорит: "Весь мир – один переход (маавар - эвэр), и он (Авраам - иври) – один переход (эвэр)". (Мидраш Раба, Берешит, 42:8).
Центр распространения
Авраам проповедовал мир. И если находил гостей, вводил их в свой дом… И более того, он возводил большой шатер у дорог и ставил кушанья и напитки. И всякий прохожий входил, ел и пил и благословлял небеса, как сказано: "насадил тамариск в Беэр-Шеве" (Берешит, 21:33).
(Авот дэ-рабби Натан, гл. 7)
Группа Авраама
Сказал рабби Зеира от имени рабби Йегуды бар Симона: "Тамариск – это Санэдрин, как сказано: "Шаул сидел в Гиве под тамариском на холме" (Шмуэль, I, 22:6). По мнению рабби Нехемии, тамариск – это гостиный двор Авраама" (Ялкут Шимони, Берешит, гл. 1, 95).
"И насадил тамариск в Беэр-Шеве". Сказал Реш Лакиш: "Это значит, что он сделал пардес и насадил в нем всевозможные яства". Рабби Йегуда и рабби Нехемия: один сказал: "пардес", другой сказал: " гостиный двор".
(Вавилонский Талмуд, трактат "Сота", 10:1)
Методика распространения
"И взывал там именем Творца к миру". Сказал Реш Лакиш: "Читай не взывал, а влагал в уста". Это значит, что Авраам влагал имя Творца в уста каждого путника.
"Сеющий благодеяние обретает истинную награду"[1] – это Авраам, сеявший благодеяние и кормивший путников. Сказано: "насадил тамариск в Беэр-Шеве и взывал там именем Творца к миру". (Мидраш Танхума, Лех леха, гл. 12)
Комментаторы, Раши, "Сота", стр. 10
"Насадил в нем" – чтобы услаждать путников.
" гостиный двор" – чтобы принимать гостей на ночлег.
"Тамариск" (אש"ל) – аббревиатура слов еда, питье, сопровождение (אכילה שתייה, לוויה).
"Влагал в уста" – учил людей взывать там именем Творца к миру.
[1] Мишлэй, 11:18.