Красноярск: беседа перед конгрессом
Сегодня мы постепенно осознаём наше существование как порочное – и называем его "кризис". Мы еще не думаем, что кризис этот всеобщий, что он охватывает все сферы нашего человеческого существования. Мы не еще обобщаем его, не объединяем все частные кризисы: кризис семьи, кризис воспитания, кризис культуры, кризис науки, кризис общения, а самое главное, кризис, который угрожает нашему существованию, – финансово-экономический и экологический. На самом деле все эти кризисы – суть один и тот же кризис.
Вообще, слово "кризис" в переводе и в правильном его значении обозначает рождение, роды. На древнем иврите и на арамейском языке это понятие означает то же самое – ложе, на котором женщина рожает. Были в древнем мире особые родильные камни, на которых женщина рожала с помощью повивальных бабок. Это место и называлось "кризисом". На многих языках это понятие является символом рождения и переводится как "порождение чего-то нового".
А значит, нам надо смотреть на него не так, как смотрят те, кто хочет всё больше и больше получать от этого мира, кто автоматически действует пока еще как неразумный эгоист. Ведь многие считают, что нам надо сейчас что-то исправить, просто исправить кризис – и всё пойдет по-старому.
Но в последнее время таких людей становится всё меньше и меньше. И, как мы видим, происходит это очень быстро: спустя пять лет кризиса уже становится ясно, что он протекает не просто так и не пройдет постепенно, сам собой. Сейчас уже говорят о том, что на исправление уйдет двадцать лет – как будто все-таки можно исправить что-то старыми методами. По крайней мере, сегодня уже понятно, что кризис не закончится в этом году или в следующем.
Согласно науке каббала, кризис будет продолжаться. Он будет развиваться, он будет углубляться. Мы дойдем до таких состояний, которые сегодня еще кажутся нам совершенно невероятными, – когда люди обратятся просто в зверей, когда для них будет обычным терять человеческий облик, принимать такие законы, такие правила, такие нормы, которые, в принципе, на протяжении двадцатого века казались нечеловеческими, ниже человеческого уровня. Принятые условности будут подавлены нашим развивающимся эгоизмом, и, в целом, мы будем постепенно опускаться до животного уровня.
По пути могут быть и войны. Мы видим, как сейчас это происходит в мире: вдруг, непонятно почему, взрываются всевозможные регионы, страны, и начинаются какие-то непонятные явления, причем никто не знает истинных причин. В общем-то, эти причины существовали всегда, но они оставались где-то в глубине и не были столь явными или, по крайней мере, столь острыми, чтобы вызвать такие проблемы, как, допустим, в Сирии или в Ливии, и так далее. Это если говорить о причинах социально-политических.
А кроме того, есть причины экономические, и они очень-очень глубоки, потому что эгоизм проявляется, в первую очередь, в экономике. Экономика отображает связь между нами: кто сколько кому и как дает и получает. И поэтому экономика, в первую очередь, показывает нам, насколько система стала неуправляемой. Мы совершенно не понимаем, какие законы сегодня нами руководят, – потому что мир вступает на другую ступень. По шкале своего развития, он прошел эгоистическую стадию и достиг некоего предела. А далее мы должны были бы, раскрывая каббалу, как надеялся Бааль Сулам уже в начале двадцатого века, начинать сознавать, что надо объединяться всё больше и больше.
В принципе, те же предпосылки были и в России, во время социалистической революции. Это всё – проявления некоего движения изнутри человека к иному социальному порядку. Но, в итоге, конечно, ничего не получилось. Бааль Сулам, как вы знаете, очень надеялся на то, что и в России, и в Польше, и в других странах революции будут протекать по-иному – не просто как захват власти и становление нового эгоистического порядка, нового правительства. Первая мировая война была как "триггер", как первый "щелчок", импульс к тому, что мир должен был бы начинать изменяться.
И поэтому говорится в науке каббала, что если люди не смогут понять, что развитие должно протекать в объединении над эгоизмом, который сегодня в нас есть, и устремляться к работе над объединением, то и дальше мир будет всё более непонятным.
Ведь Природа, которая раньше проявлялась в нас, изнутри нас, в каждом из нас и во всех вместе в течение тысячелетий, постоянно поднимала нас эгоистически. И мы, сообразно со своим эгоизмом, развивали науку, технику, торговлю, всевозможные социальные взаимодействия, изменяли общество, переходили из формации в формацию…
Но, наконец, эгоизм вырос до своего предела и начал "закругляться". Почему? Потому что Природа, поднимаясь, обнажила весь этот эгоизм, подняла его в нас вплоть до "круглого", глобального, полностью взаимосвязанного состояния. В соответствии с этим, и мы должны стать "круглыми", т.е. объединенными в одно целое – а мы этого не делаем.
Тут проявляется не просто какой-то непорядок, а коренное отличие нашего внутреннего, общественного, политического, экономического устройства, всего, что есть, – отличие от той системы, той схемы, которую природа поднимает к нам. Ведь она начинает проявляться уже не просто всё более эгоистической, а эгоистически взаимосвязанной. И в ней уже начинают проступать всевозможные альтруистические связи между нами – а мы этому абсолютно противоположны.
Так возникает наложение двух систем друг на друга: внутренняя система, Природа, проявляется всё больше и больше как альтруистическая, как интегральная или аналоговая, а мы представляем собой систему эгоистической взаимосвязи, которую разрабатывали на протяжении тысяч лет.
Итак, Природа в нас это вызвала, но теперь она изменилась и меняется всё больше и больше. По сути, это Творец, т.е. интегральная система взаимосвязи, которая начинает проявляться всё больше и больше внутри нашего человеческого общества, в цивилизации.
Это состояние – противостояние двух систем – чревато угрозой и очень-очень непонятно нам. Поэтому никто из сегодняшних деятелей, ни ученые, ни технологи, ни политологи, ни социологи, ни политики, ни экономисты, ни финансисты – никто не понимает, каким образом управлять системой.
Это самая большая проблема. Всегда мы управляли растущим эгоизмом, направляя его в разные стороны, на разные поприща. Кто более эгоистичен, смекалист, тот и выиграет. Мы также пытались делать это по-другому – допустим, путем социалистической революции. Но не было методики объединения народа, а потому в итоге эгоисты стали у власти и начали управлять им с одними лишь альтруистическими, социалистическими лозунгами, а в принципе, с той же эгоистической системой. В итоге ничего из этого не вышло – наоборот, стало плохо.
А мир между тем будет продолжать идти вперед непонятно как, пока не обнаружит, что есть методика перехода от эгоистической системы, в которой находится вся земная цивилизация, к альтруистической интегральной системе. А следовательно, нам надо разобраться в этом и рассказать об этом другим.
Из беседы перед конгрессом в Красноярске, 12.06.2013