На самом деле, мы никогда не можем знать, удалось ли нам добраться до абстрактной формы; а суть вообще недоступна постижению, и даже вообразить ее мы не в силах. Таким образом, у философии нет никаких доказательств, никакого реального обоснования. Отсюда проистекает большая путаница и разноголосица, что превратило сегодня философию в "бранное слово". И вместо нее мы можем полагаться только на материалистическую психологию, которая целиком основана на прикладном научном исследовании, серьезном и фактологическом.
Психология изучает только явления, свойственные материалу, – форму, облаченную в материал. Это правильно, но с другой стороны, она не заглядывает выше и потому ограничена. Не успев зародиться в начале прошлого века, психология уже прошла свой путь развития и завершила его где-то в 80-х годах. Ей просто нечего больше исследовать. Фактический материал закончился, а всё остальное выходит за рамки наших возможностей. Далее...
Вышло так, что диапазон психологических изысканий в области человека и окружения довольно узок и мал. Сегодня уже очевидно, что этим исследованиям недостает базиса, поскольку, в сущности, мы раскрываем лишь отдельные проявления и не можем связать их воедино в некую цельную систему. Реальные факты, поставленные психологическими исследованиями, не "конвертируются" в науку, в четкие формулы и методы, в истинно научный фундамент. Наоборот, здесь основы неуловимы, мы не можем точно сказать, чтó есть человек, и видим перед собой лишь "животную" его часть.
И все же, как пишет Бааль Сулам, мы должны быть очень благодарны материалистической психологии: с одной стороны, она "разгромила" философию, а с другой стороны, подвела нас к науке каббала. Ведь обстоятельства складываются так, что мы вынуждены исследовать человеческое естество и окружение – общество, человечество, социальные проблемы в семье, в воспитании и во всех других областях. И, пытаясь использовать для этого психологию, мы видим, что смысл ускользает от глаз, остается недосягаемым. Мы хотим вести исследование научными методами: измерять, проверять, сопоставлять, не полагаясь ни на какие фантазии, базируясь на опыте жизни – но всё расплывается, исчезает.
Однако мир тем временем погружается в кризис, и мы просто обязаны понять, как воспитывать, формировать человека. Кто такой "человек"? Кем является ребенок? Кто такие отец и мать? Кто такие члены общества, социума, всего человечества? Мы не знаем этого, не можем провести исследование, измерить всех по четким критериям и классифицировать по типам, чтобы получить некую общую картину и понять, как управлять человеческим обществом. Мы остаемся в потемках, и, учитывая нынешние обстоятельства, это делает наше положение шатким и очень опасным.
Итак, вот что приводит нас от философских концепций, исказивших каббалу, к психологии, а от психологии – снова к науке каббала. Так замыкается круг.
Но каким же образом каббала раскроется миру? Пускай философия агонизирует, а психология уже погружается в кризис, пускай всё человечество оказалось в кризисе и нуждается в науке, которая объяснит ему собственную суть: что есть человек, в чем цель развития, что Природа делает с нами; пускай сегодня выявляется наше полнейшее неведение в этой ключевой области, которую обязательно надо осмыслить, – но как перейти к науке каббала, объясняющей все эти вопросы? Как понять, что именно в ней кроются ответы?
Потребность сегодня уже проявилась – ведь никто не знает, как быть дальше со всей нашей цивилизацией. Некоторые уже рассуждают о конце света и чуть ли не приветствуют его. Что же мы можем уяснить, выявить в самих себе и в мире, чтобы разглядеть если не собственную программу, то программу Природы: куда она ведет нас?
Вопрос этот уже пробуждается, уже зреет в человеческом обществе, его всё больше сознают внутри, хотя снаружи, за неимением выхода, и продолжают делать вид, что всё в порядке. А часы тем временем тикают, и близится то время, когда нам придется давать себе ответы. Мы оказались в особой точке на временнóй шкале – в точке под вопросительным знаком: в какой ситуации человечество сможет раскрыть для себя науку каббала?
В свое время Эйнштейна открытым текстом называли сумасшедшим – пока исследования не показали его правоту. Однако физические теории не решают судьбы мира, не относятся к повседневным нуждам людей и к участи, которая ждет их завтра. В конце концов, кому есть дело до относительности, субсветовых скоростей и т.п.
С другой стороны, каббала – не просто "странная" концепция. Проблема в другом: чтобы понять ее, необходимо приступить к изменению собственной природы. Прорывы в физике этого не требовали, там достаточно было слегка перестроить "мозги", не затрагивая сердце, не исправляя желание. И даже если разум отказывался понять новое – ничего страшного, мир продолжал жить как заведено. Здесь же мы должны согласиться на перемены в себе. Нам раскрывается факт, наука, условие, согласно которому мы обязаны начать менять себя. Как же человечество примет это?
Проблема тут не просто в согласии, готовности прислушаться к незнакомому, либо кажущемуся сомнительным источнику. Нет, подлинный камень преткновения лежит намного глубже – в необходимости изменить себя на противоположность, ограничить, "удушить" себя. Это и есть основа отторжения, следствием которой является антисемитизм и прочие формы антагонизма. От человека как будто требуется "умереть", чтобы жить. И весь вопрос в том, как будет разрешено это противоречие…