Книга Зоар и лурианская каббала
Вопрос: После написания Торы на протяжении полторы тысячи лет происходило очень много событий. Но самое важное из них – появление Книги Зоар во II веке нашей эры. Возможно, в этот период что-то и писалось, но до нас не дошло?
Ответ: Дело в том, что на протяжении всех этих столетий, от получения Торы и до написания Книги Зоар, эгоизм развивался, но не побеждал народ. А во II веке нашей эры все-таки победил.
То есть народ достиг такого состояния, когда он разрушил связь между собой, – это называется разрушением Второго Храма, – и таким образом упал в такой эгоизм, в котором никогда не был.
Все столетия от получения Торы по выходу из Египта и до разрушения Второго Храма он работал над собой и был способен каким-то образом преодолевать растущий эгоизм. А когда уже не смог и произошло разрушение Второго Храма, т.е. связи между людьми, то потребовалась новая методика, которая была изложена в Книге Зоар. Однако саму Книгу скрыли на много лет.
В принципе, она была скрыта до XVI века, т.е. до времени Ари. Только Ари смог постичь ее смысл и постепенно раскрывать ее человечеству.
Вопрос: Что особенного в Книге Зоар, чего нет в Торе?
Ответ: Книга Зоар вызывает высший свет – силу, скрытую в нашем мире, которая воздействует на людей и помогает нам развить в себе антиэгоистические свойства, способные связать нас над эгоизмом.
Вопрос: Значит, самой Торы было уже недостаточно? Должна была появиться особая книга, комментарий на Тору?
Ответ: Должно было появиться особенное ее выражение. Тора включает в себя всю силу для исправления эгоизма, но ее изложение не соответствовало такому большому эгоизму, который возник в состоянии разрушения Второго Храма.
Вопрос: В 16 веке великий каббалист Ари развил дальше эту методику, которая стала называться "лурианская каббала". В чем заключалась работа Ари?
Ответ: Ари описал в своих трудах, о чем говорит Книга Зоар. Вернее, он диктовал, а его ученики, в основном Хаим Виталь, записывали за ним.
Все это передалось от Ари далее через его учеников, которые потом тоже скрыли эти записи, поскольку человечество еще не было готово к их изучению. В нем еще не проявился такой эгоизм, чтобы люди понимали, что это им необходимо. Так продолжалось до начала XX века.
Вопрос: Насколько я понимаю, у Ари был научный подход к каббале? Ведь он жил в тот период, когда развивались все науки.
Ответ: Да, это был период средневековья, когда все начинало пробуждаться. А потом, в 17 веке, наступил расцвет хасидизма. Самым ярким его представителем был великий каббалист Бааль Шем Тов, который взял методику Ари, чувственно раскрыл ее в себе и стал учить других.
Он создал своеобразную маленькую академию, в которой обучил основам каббалы 30-40 молодых людей, а потом разослал их во все стороны, чтобы они обучали остальных.
Это была уже практическая каббала, т.к. Бааль Шем Тов объяснял, что надо собираться в группы, в десятки, и таким образом заниматься. Поэтому то, что мы сегодня делаем, – это практически его методика.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018