Из урока на тему "К годовщине ухода Бааль Сулама"
Трудно найти слова, чтобы оценить то, что сделал Бааль Сулам. Эта душа произвела настоящую революцию и стала опорной вехой на духовном пути. Она символизирует вступление человечества в эпоху "последнего поколения", в решающий период, по ходу которого все души устремляются к окончательному исправлению.
Бааль Сулам, по его же признанию, не добавил к учению Ари ничего – за исключением собственного исправления и анализа. Благодаря этому каждый человек теперь может приступить к сознательному духовному развитию. Каждой душе, хоть немного стремящейся к связи с Творцом, открылся шанс.
Бааль Сулам произвел множество духовных исправлений и подготовил для нас ступени духовной лестницы, воздвигнутой его предшественниками.
Его труды позволяют нам начать подъем с нуля, еще не обладая даже крупицей духовного постижения. Он писал в разных стилях, охватывая разные типы душ.
Одним словом, речь идет об особой душе, посланной свыше, чтобы открыть проход и проложить широкий путь к окончательному исправлению. Нам остается лишь протянуть руку и воспользоваться его наследием.
А кроме того, Бааль Сулам подготовил своего сына, Рабаша, который продолжил этот путь и подвел нас к самому порогу раскрытия Творца, к первой ступени духовной лестницы, на которой мы действительно станем "последним поколением", готовым завершить начатое тысячи лет назад.
Вот и выходит, что всей нашей духовной жизнью мы обязаны душе по имени Йехуда Ашлаг – Бааль Суламу, утвердившему духовную лестницу (сулам) для всего человечества.
* * *
"У человека есть возможность выбора – пойти к доброму окружению и принять его руководство. Тогда он получит силы, которых ему недостает". (Бааль Сулам, "Услышанное", 99)
С одной стороны, Бааль Сулам открывает нам путь и приглашает встать на него. А с другой стороны, нам нужен импульс сзади, нужна группа, которая побуждает, подталкивает каждого к работе над собой. Здесь на помощь приходит Рабаш, подробно объясняющий, как надо организовываться и соединяться, чтобы идти вперед.
Таким образом, мы должны подставлять себя под воздействие двух этих сил: влекущей спереди и подталкивающей сзади. Нам "светит" величие Творца, величие цели, подлинный ответ на вопрос о том, для чего мы живем, – и вместе с тем, необходимо самим поддерживать огонь, раздувая искру в сердце каждого. Иначе первичный порыв угаснет, как угли костра.
В целом, мы получили четкую установку, ориентир, а также средства его достижения, "горючее". Остается только выполнить работу.
* * *
"Бааль Сулам никогда не высказывался по духовным вопросам, не постигнув сперва их внутреннюю суть". (Рабаш, Предисловие к книге "Плоды мудрости")
Всё, что написал Бааль Сулам, проистекает не просто из знаний, а из духовного постижения.
Мы строим свои суждения и выводы на основе того, что читали, изучали, слышали от других. В отличие от этого, каббалист уровня Бааль Сулама раскрывает духовную форму вглубь и видит корни каждого явления: откуда оно произросло и как связано со всем мирозданием, каковы его причины и следствия. Так, через синтез и анализ, через разбор и спайку, обретается полное постижение.
Лишь тогда, постигнув систему в целом и все ее элементы, Бааль Сулам описывал картину.
Полагаю, со времен написания Книги Зоар не было каббалиста, достигшего столь высоких ступеней постижения. Вот почему он смог написать толкование "Сулам" ("Лестница"), несравненно возвышающееся над прочими трактовками, которые нам предлагают.
* * *
Растущая ненависть к Израилю побудит человечество задуматься о причинах происходящего и о роли еврейского народа. Ведь если бы не этот негатив, никто не интересовался бы всерьез крохотным лоскутком ближневосточной земли с менее чем семью миллионами еврейского населения. Мы затерялись бы среди двух с половиной сотен государств, среди которых и намного более крупные не привлекают особого внимания
Ненависть подталкивает, подзуживает людей сильнее, чем тяготение к чему-либо. Одно дело – хотеть чего-то, и совсем другое дело – ненавидеть. Вот что берет за живое, как ничто.
И потому, чтобы народы "не расходились", чтобы постоянно присматривались и придирались к нам, в них горит ненависть. Это сила, идущая от Творца.
А разрешение ситуации – в том, что народы обяжут евреев выполнить свою задачу. В конечном итоге, как сказано у пророка Йешайи, народы "поднимут нас на плечи" – иными словами, побудят нас исправить себя. Смысл не в том, чтобы просто истребить всех евреев, как мечтают многие антисемиты. Эти попытки бесплодны – ведь согласно программе творения, ненависть становится для евреев стимулом исправления.
На самом деле, именно этого подсознательно требуют от нас народы мира – примера и руководства к всеобщему объединению. Но, по природе своей, мы настолько "неподъемны", что с места нас сдвинет только негативное внешнее давление, требование исправления, от которого некуда будет деться.
Что же касается общей системы, духовный подъем предназначен в действительности именно для человечества, а народ Израиля является лишь переходным звеном, "каналом", по которому течет процесс. И в то же время Израиль сегодня – это "бутылочное горлышко", "перекрытый кран", из-за которого все задыхаются в эгоизме…
Дань благодарности Бааль Суламу