Мы источник веселья и скорби рудник.
Мы вместилище скверны и чистый родник.
Человек словно в зеркале мир многолик.
Он ничтожен, и он же безмерно велик.
Вопрос такой: мы вместилище чего? Всё-таки скверны или чистоты? Или того и другого?
Вопрос: Но вы же сказали, что есть еще и чистота в нас. А это что такое?
Ответ: Это потому что мы не можем осознать свое состояние. Именно это нас и спасает. То есть даже насколько мы удалены от Творца, насколько мы не приемлем Его решения, это все равно нам прощается и укрепляет нас, потому как мы действительно заблудшее поколение.
Вопрос: Так где же здесь чистота?
Ответ: А чистота в том, что к нам ничего не прилепляется. Мы не пачкаемся от того, что мы в скверне, потому что мы ее тоже не чувствуем, она тоже не с нами.
Вопрос: То есть мы не чувствуем, что мы скверные, что мы такие плохие? И это вы называете каплей чистоты, которая в нас?
Ответ: Это чистота, да. Она нам поможет, и помогает.
Вопрос: Но мы ведь должны ощутить, что мы в скверне, чтобы подняться из нее, захотеть очиститься?
Ответ: Нам это не надо настолько. Достаточно, насколько мы есть. Надо работать над этим. Но насколько это проявится в нас, настолько и проявится.
Реплика: Все-таки вы стали более благодушны к человеку.
Ответ: Я просто отношусь к тому поколению, в котором живу, и я вижу, как оно реагирует на все, насколько Творец позволяет им почувствовать, кто они и что они.
Вопрос: И этого достаточно? И не рвись?
Ответ: Я считаю, что да. Остальное все придет.
Реплика: Удивительно, честно говоря!
Ответ: А как сделать?
Реплика: Как-то сделать, чтобы человек почувствовал, что, как вы сказали, у него в руках оружие, а не Творец. Что это плохо, что надо как бы рваться к связи с Ним.
Ответ: Но это не имеет никакого положительного решения. Нам надо обязательно понять, что мы одни – с Творцом.
Вопрос: Есть мы и Творец? Вот к этому мы должны прийти?
Ответ: Да.
Вопрос: И этого будет достаточно?
Ответ: Ого! 🙂 Этого будет достаточно.
Вопрос: И какой вывод из этого будет? Допустим, Бог даст, мы придем к этому состоянию "есть мы и Творец". Дальше. Вы говорите: "Это высоко". Что это? "Есть мы и Творец", пришли к этому. Дальше каковы мои действия? В соответствии с Ним все время?
Ответ: Да. Дальше мои действия – только лишь с Творцом!
Вопрос: И я уже ощущаю скверну, я уже понимаю, как из нее выйти, и так далее?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть нужен вот этот маленький первый контакт?
Ответ: Да. Ни на кого не надейся – только на Творца.
Вопрос: Понятно. Он приходит от Творца или все-таки от моих усилий?
Ответ: Он приходит от Творца, но в мере наших усилий.
Вопрос: То есть усилия мы всё-таки должны делать?
Ответ: Да.
Вопрос: Дальше, отсюда же, из этого четверостишия Омара Хайяма: что означает, что человек многолик?
Ответ: Да. Это означает, что мы все время пытаемся крутиться и смотреть, где получше, где поближе и так далее.
Вопрос: Это много ликов наших?
Ответ: Да. И мы не находим себя нигде. А нам нужно только лишь одно направление и одно решение.
Вопрос: Еще сказано здесь, что мы ничтожны, и в то же время велики. В чем же мы велики все-таки?
Ответ: Мы велики в том, что с нами Творец, и ничтожны в том, что мы не обращаем на Него внимания.
Вопрос: То есть в нас есть и то, и другое?
Ответ: Да. Надо что-то делать!
Вопрос: Надо как-то, может быть, к одному чему-то прийти?
Ответ: К чему?! Как привести?! Это же не от одного человека зависит. Это зависит от общего решения, от духа в народе!
Реплика: Но вы ведь всю жизнь этим занимались.
Ответ: Ну и что? Я вижу, что в итоге все равно ничего не получается.
То есть постепенно, конечно, мы все равно придем к этому, от этого не уйдешь. Но никак, никак нельзя достичь такого, чтобы весь народ встал как один и сказал: "Это мое, это наше, и мы вместе".
Вопрос: Понятно. Но все равно, весь народ как один – это я понимаю. Но народ заводит какая-то группа, которая встает и говорит. И народ как бы присоединяется к ней по-хорошему. Все-таки это же так, правильно?
Ответ: Да.
Реплика: Вы когда-то рассказывали, что пришли делать дубликат ключа в какой-то магазин, давно-давно. И вы были с книжкой Ари "Эц Хаим" – "Древо жизни". Вы положили ее на прилавок, и религиозный продавец вдруг сказал: "Убери, убери ее. Убери!". Никто не хотел даже приближаться к каббале, даже к великому Ари.
Сегодня это просто. Зайдите в интернет… И мы еще столько всего сделали. А вы говорите, что у вас опускаются руки. Почему? Ведь это же произошло! Сколько у нас учеников уже!
Ответ: Но, с другой стороны, это не отзывается в народе, в массах. Это не отзывается пока. Но пока еще. Все равно мы прорвали какую-то стену между каббалой и народом, которая рухнула и открыла каббалу для всех.
Вопрос: Чтобы народ двинулся, вы считаете, все равно это всё-таки страдания подталкивают людей?
Ответ: Я не знаю. Смотря каким путем придется нам идти. Но все время доказывать народу, что спасение в объединении между нами и Творцом – это наша задача.
Вопрос: Постоянная, именно эта?
Ответ: Да. Здесь не может быть никаких других путей!
Вопрос: То есть вы все сводите к одной формуле: единство между нами – это единство с Творцом?
Ответ: Да.
Вопрос: Это главная формула?
Ответ: А она обеспечивает все.
Вопрос: То есть вся наука вкладывается сюда, всё-всё – сюда?
Ответ: Да.
Вопрос: И дальше, как Бааль Сулам говорил, единство человечества и связь с Творцом? Это и называется, что Творец проявится всему миру?
Ответ: Да. Именно так!