Но затем, после того как он родился, проявился – необходима методика, программа его наполнения. Говоря иначе, необходим своего рода символ – намерение, с которым можно его задействовать; формула, по которой этого Эсава можно правильно "заправлять", наполнять. Ведь иначе наполнить, удовлетворить его невозможно.
И такой формулой служит Яаков. Он является служебной функцией, вспомогательным механизмом для заполнения эгоизма.
Вопрос: Что означает первородство Эсава для нашей эпохи и для современного Израиля?
Ответ: Прежде всего, "Эсав" и "Яаков", "Израиль" и "народы мира" – это совершенно разные системы.
Эсав остается Эсавом, он не может ничего с собой сделать самостоятельно. Единственное, на что он способен, – это преследовать Яакова, для того чтобы вызвать, вынудить его совершить работу по своему наполнению. Поэтому Эсав и говорит изначально: "Я продаю тебе первородство. Зачем оно мне надо? Я не могу из него ничего извлечь".
Для чего же Яаков покупает первородство? Для того чтобы его реализовать.
Но сегодня мы, наследники, потомки Яакова, его сыновья, не выполняем его работу. Вместо этого мы предпочитаем похлебку Эсава, т.е. находимся как бы на его уровне, желаем уподобиться ему. Повсюду хотим быть похожи на народы мира, среди которых живем.
Меня потрясает, когда я вижу, чтó происходит с еврейским народом, во что он превратился. Казалось бы, такое невозможно – настолько отвернуться, отстраниться от своего предназначения…
Вопрос: Чем же чревато это бегство?
Ответ: Только одним: Эсав будет требовать решения проблемы – иными словами, своего наполнения. То есть реализация плана творения будет происходить через Эсава.
Такой путь, когда Эсав давит на нас и требует от нас выполнения, называется "путем страданий" или на иврите "бэито" – в свой срок. Постоянно, в каждый момент, программа творения будет выполняться, но все время через вынуждающую силу.
С другой стороны, желательно, а в конечном счете, необходимо достижение программы творения через работу Яакова – осознанную и добровольную, по собственному желанию.
Это значит, что в итоге народ Израиля – или то, что им сегодня именуется, – должен встать, должен осознать свою миссию, цель, которой надо достичь всем – Эсаву, человечеству, – и должен выполнить свою задачу. Обязан. Никуда от этого не денешься.
Вот и выходит, что текущая недельная глава Торы описывает такую судьбу, такое предназначение, от которого нам никак не увернуться.
Какую же низость, какую слабость и ничтожность мы сегодня проявляем, желая отказаться, оттолкнуть от себя роль Яакова и рядясь в охотничью шкуру Эсава. Вот до какого уничижающего, презренного состояния мы докатились.
Вопрос: Значит, мы сегодня перепутали роли?
Ответ: Да. И поэтому ничуть не странны все попытки Эсава, т.е. всего мирового сообщества, вернуть нас к правильному состоянию – к нашей работе, к тому, что мы должны сделать для него, ради него. А вообще – ради Творца.
Иными словами, мы должны взять первородство, и реализовать его. Хотя со слов Торы может показаться, что мы купили его нечестным путем, однако так всё и происходило на самом деле. Суть не в том что Яаков "обошел", "окрутил" Эсава, – просто таким образом две эти программы творения "сплелись" между собой и вместе идут вперед. Они похожи на скрученную двойную спираль ДНК, которая лежит в основе нашей жизни.
И потому нам, конечно, надо проснуться и начать выполнять свое предназначение.
Вопрос: Насытила ли Эсава чечевичная похлебка, предложенная ему Яаковом за первородство? Или он пожалел о том, что "купился" на нее?
Ответ: Эта похлебка отчасти наполняет Эсава. Потому что иначе мир, вообще, не смог бы существовать. Однако на самом деле это всего лишь похлебка.
И тем не менее, этой "похлебкой" мы постоянно "кормим" мир. Человеческое развитие, прогресс, вечная погоня за призрачным наслаждением – всё это генерирует еврейский народ. Если бы не он в своем разбитом состоянии, не было бы в мире этого продвижения.
По сути, достижения науки, технические новшества совершенно не нужны миру. Мы даем ему это, для того чтобы людям было чем заниматься. Но, на самом деле это следствие невыполнения нашего плана, нашей миссии.
И проистекает это из женской линии, от нашей общей матери.
Вопрос: Выходит, мы выполняем только первую часть – "кормим мир похлебкой", но не выполняем вторую, ключевую часть – не покупаем этим первородство?
Ответ: Да. Таков сегодняшний Израиль.
В принципе, каждая недельная глава Торы, если ее разобрать, дает нам в итоге отрицательный ответ о том, как мы воплощаем в жизнь нашу миссию. В конечном счете, все 52 главы года добавляют на нас свое отрицательное воздействие. Ведь мы не выполняем ни одной из них.
Вопрос: Каким же образом они выполняются?
Ответ: Самым простым: "Возлюби ближнего, как себя" – это главный закон Торы. И всё, ничего больше не надо!
Вопрос: Это и является первородством?
Ответ: Это является исполнением, реализацией первородства. И этого требует Эсав! Он желает любви, а мы не даем ему эту возможность. Мы не даем, не создаем для этого условия, и поэтому вызываем в нем ненависть к себе.
А с другой стороны, счастливый финал этой истории известен заранее. Она – как фильм, который ты смотришь в кинотеатре: всё уже есть на ленте, но ты еще где-то посредине переживаешь за героев. И только благодаря счастливому концу мы существуем – иначе мы уже давно должны были быть уничтожены.
Вопрос: Потому что не выполнили свою роль?
Ответ: Да. Поэтому неудивительно, что снова и снова на протяжении истории против евреев встают – якобы – отрицательные силы и давят на нас, и уничтожают частично. Как ни прискорбно, это лишь следствие невыполнения нами своей программы.
Сколько было таких случаев в истории… В Испании, в Англии я видел древние синагоги, в которых сгоняли евреев и сжигали. Они не знали, за что и про что. Казалось бы, действительно, что от них требовать?
Но все равно в этом виноваты все, потому что еврейский народ изначально воспринимается как единый, связанный круговой порукой под названием "поручительство" (арвут), связанный единой системой, чтобы быть как один человек с одним сердцем.
В таких условиях каждый ответственен за всех. И, значит, нет такого, что кто-то плохой, а кто-то хороший, – все одинаково плохие и хорошие.
Поэтому если где-то кого-то убивают за то, что он еврей, мы не имеем права кричать, что он ни в чем не виноват. Он виноват – потому что еврейский народ в целом не выполняет своей функции. Каждый сын этого народа является его представителем.
И наоборот, если бы народ выполнял свою функцию, его бы не убивали. Никогда бы такого не было.
Ведь мы находимся в жестко детерминированной системе, где не может быть никаких несоответствий, спонтанных действий, случайностей. Такого нет в природе. Это одна огромная, замкнутая, идеальная система.
Вопрос: Выходит, не выполняя принципа любви к ближнему, как к себе, мы смотрим на мир глазами Эсава, а не Яакова. А мир давит на нас, как Эсав. Что теперь?
Ответ: Надо достичь такого состояния, когда каждый в народе Израиля будет чувствовать себя виноватым.
Я слушаю новости со всего мира и чувствую себя виноватым в том, что происходит. В итоге занятий каббалой во мне зародилось такое чувство – мне стыдно смотреть на народы мира.
И на евреев – тоже, потому что я должен донести это до них и еще не могу. Я "рожаю" из себя систему объяснения, распространения, обучения – чтобы услышали, чтобы поняли. А по отношению к остальным – чувствую себя виноватым.
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому что миллионы детей умирают в Африке, потому что люди страдают от чего-то – от жары или от холода, от своих проблем, от конфликтов, междоусобиц, от каких-то явлений природы – неважно, человеческой, неживой, растительной или животной. Войны, вирусы, ураганы, цунами, землетрясения, извержения вулканов – надо понимать, что всё это – только лишь из-за недовыполнения нами нашей функции, нашей миссии.
Мы должны воспитать наш народ так, чтобы он чувствовал свою вину. Мы обязаны вывести человека на правду в той мере, в которой она его не задушит, не замкнет, не доведет до сумасшествия, до самоубийства, а взбодрит и даст ему толчок вперед, чтобы он увидел, что обязан и одновременно способен произвести исправление в мире.