Всё стремится к единению, и только человек, человеческая сущность, человеческая природа принимает обратную форму: в обществе мы всё более взаимосвязаны между собой, но, с другой стороны, противоположны друг другу, потому что эгоизм разделяет нас.
Как следствие, мы не выстраиваем сплоченное общество, базирующееся на взаимной поддержке, по принципу всех живых тел, включая и наш собственный организм. Вместо этого мы формируем нечто очень странное, и наше общество становится похоже на раковую образование, которое, в конечном счете, пожирает себя самого, пока не умрет.
По правде говоря, мы не знаем, как с этим быть. Научные исследования движущих нами сил и механизмов показывают, что у нас нет никакой возможности избежать Третьей мировой войны и хаоса. Ученые знают и пишут об этом: реального решения такому пути развития нет, и остается лишь отдаться на "милость" процесса, ведущего нас в неведомое будущее. Далее...
Мы разрушаем Землю, истощаем природные ресурсы, делаем с природой и экологией что нам вздумается. И всё это не потому, что хотим так поступать, а потому, что неспособны создать системы, которые будут состоять из противоположностей, объединенных в одно конструктивное целое. А между тем, именно в этом заключается основной закон сложных систем – в единстве противоположностей.
Здесь-то мы и подходим к науке каббала. Ведь проблема эта возникла еще три с половиной тысячи лет назад в Древнем Вавилоне. Его жители тоже, с одной стороны, были очень близки между собой и зависимы друг от друга, а с другой стороны, не выносили, ненавидели друг друга, испытывали взаимное отторжение. И они ничего не могли с этим поделать – сама структура общества была таковой, что оно пожирало себя.
Тогда-то один мудрый человек по имени Авраам и обнаружил, что здесь кроется переход на новую ступень развития. По сути, в таком положении нет ничего особенного. Подобно переходу от неживого уровня к растительному или от растительного к животному – есть также переход от животного уровня к человеческой ступени.
И переход этот требует от нас сгенерировать силу единства противоположностей, чтобы они смогли соединиться между собой и сформировать гармоничную взаимодополняющую систему. Несмотря на полярность, ненависть и отторжение, мы можем воспользоваться особой силой, особой сетью, чтобы войти друг с другом в равновесие и наладить жизнь.
Суть этого шага ускользает от нас. Мы не очень понимаем, откуда происходит жизнь и как две противоположности могут спаяться воедино. А между тем, к примеру, именно диаметральная полярность "плюса" и "минуса" формирует атом – стабильную систему. В ней они одновременно противоположны и соединены.
Далее, по тому же принципу выстраиваются всё более сложные соединения, способные развиваться. "Плюс" и "минус" взаимодействуют таким образом, чтобы притягивать то, что полезно для равновесия между ними, и исторгать то, что вредно для этого равновесия. Так, посредством поглощения и выделения, возникает жизнь, идет развитие, всё более и более сложное, пока не возникает необходимость в создании новой системы, которую каббалисты называют "духовной". Иными словами, она выше известных нам систем.
Так вот, Авраам обнаружил, что в природе есть универсальный закон, охватывающий все системы, – сила, поддерживающая их существование и развивающая их. Можно называть ее "силой света", "силой Творца", "Высшей силой", но, так или иначе, суть ее одна: она удерживает в гармонии, в общей взаимосвязи все части действительности.
Эту силу можно привлекать и использовать – в том числе и сейчас, когда мы хотим подняться на новую ступень, стать единой системой. Тем самым мы пробуждаем универсальную силу, и она выстраивает между нами желанное равновесие.
В науке каббала этот закон, открытый Авраамом, называется "законом подобия свойств". Его суть в следующем: если я внутренне, душевно тянусь к соответствию этой единой силе, в той же мере я пробуждаю на себя ее воздействие, и тогда она формирует связь между мною и другими людьми, к которым я устремляюсь. Между нами она создает систему, находящуюся в гармонии, в равновесии всех частей.
Авраам открыл чуть более глубокий пласт этого интегрального, универсального закона природы, который, в принципе, уже был известен. И тогда призвал к участию всех вавилонян.
Философ 12-го столетия Рамбам рассказывает, что Авраам написал много книг и проделал большую распространительскую работу, чтобы люди поняли его открытие, поняли, что речь идет именно о законе природы, с которым бессмысленно тягаться. Так уж мы развиваемся, не имея возможности избежать этого течения, этой тенденции – заложенного в природе тяготения к равновесию, к единению, к гармонии.
На неживом, растительном и животном уровне мы пришли к равновесию безотчетно, непроизвольно, не участвуя в процессе по собственному свободному выбору. Однако на человеческой ступени так уже не получится, здесь мы должны осознанно участвовать в уравновешивании, в построении общечеловеческой системы.
Мы должны понять, осознать и захотеть этого, должны прилагать усилия и делать выбор, стараясь правильно организоваться для продвижения вперед. Тогда, благодаря этим стараниям, мы вызовем универсальную, единую силу природы – "Творца", "свет", неважно, как ее называть. А она, в соответствии с нашими усилиями, окажет на нас ответное воздействие и сделает дело – установит между нами правильное соединение.
Вот чему Авраам учил людей.
Дальнейшая история известна: часть их услышала его и реализовывала эту методику какое-то время, а потом все же выпала из процесса. Ведь невозможно выстраивать единую, равновесную, гармоничную систему, если всё остальное человечество пребывает в разбиении. Так мы и пришли к современному положению дел, когда повторяется вавилонский кризис разобщения.
Почему именно сегодня? Потому что, как и тогда, человечество обнаруживает, что оно спаяно в одно целое, в единую систему. Мы замкнули себя на Земном шаре в единый мир, в единое общество, в единую семью, где все зависят друг от друга.
Сегодня не нужно воевать – достаточно перекрыть связи какой-либо стране, и она не вынесет этой изоляции. Современные средства вооружения, по сути своей, являются бесполезной модернизацией первобытных варварских дубинок. Они не нужны в интегральной системе глобального мира, похожего на глобальную деревню. Сегодня торгово-промышленные, финансовые, снабженческие связи решают всё. Лишить страну этих "артерий" – все равно что отключить какой-либо орган от тела. Ясно, что сам по себе он не выживет.
Так происходило и в Древнем Вавилоне, в месопотамской колыбели человечества, где оно замкнулось в единое сообщество. И то же самое происходит в наши дни.
Во всех поколениях последователи Авраама говорили об этом и даже произвели расчет, экстраполировав закон человеческого развития по оси времени, чтобы понять, когда человечество вернется к такому состоянию. Закон единства начал проясняться с конца 19-го столетия, а ясно проявился перед всеми с конца 20-го века – а если совсем точнее, то с 1995 года, о чем и предупреждали каббалисты.
Таково нынешнее положение дел. Приступив к изучению науки каббала в 1975-76 году, я не верил, что это действительно случится. Однако в действительности произошел очень резкий переход, и внезапно пошли разговоры о единой системе, о взаимосвязанном человечестве, о глобальной деревне, о тотальной взаимозависимости и т.д.
И вместе с тем раскрылось зло человеческой природы – насколько мы противостоим друг другу и неспособны соединиться по-хорошему. Ведь на неживом, растительном и животном уровне, несмотря на нашу противоположность, универсальная сила соединяет нас таким образом, что полярность превращается в диполь, который связует и поддерживает нас в равновесии и гармонии.
Однако на человеческом уровне, в человеческой взаимосвязи между нами мы должны сами вызывать воздействие общей силы, должны участвовать в гармоничном уравновешивании между "плюсом" и "минусом", между двумя противоположностями. И это требует от нас определенной работы.
Прежде всего, нам надо понять, осознать ситуацию, в которой мы оказались. А далее – прилагать совместные старания к тому, чтобы выстроить правильное окружение. Эти старания в каббале называются "поднятием МАН" – т.е. просьбы об исправлении. Тем самым мы вызываем на себя воздействие универсальной силы, чтобы она соединила и свела нас в единую систему, в гармонию всего человеческого общества.
Таков текущий исторический момент. И потому сегодня всем раскрывается каббала – наука, открытая Авраамом. Ведь все мы должны понять нынешнюю ситуацию и начать правильно использовать сложившиеся параметры для построения общества будущего. А иначе нас, конечно же, ждет крах человечества.
И потому каббалисты, т.е. люди, занимающиеся этой проблемой и ее решением, доводят до всеобщего сведения правду о нашем состоянии и о нашем будущем. Разумеется, говорят они, мы в любом случае придем к всеобщему равновесию, однако если мы не будем сами пробуждать к действию единую силу природы, несущую нам единство, правильную взаимосвязь, то она все равно проявится как нераздельный, связующий и собирающий нас вместе фактор, но лишенный нашего позыва, нашего желания.
В таком случае нам придется выполнять этот закон принудительно, что чревато очень неприятными состояниями, которые поведут нас через бедствия, катастрофы и войны.
Сама по себе сила эта позитивна, она связует всю систему в одно. Однако если мы сопротивляемся ей, вместо того чтобы желать этого, то вызываем на себя воздействие противоположных сил, и они проявятся в виде несчастий.
Вот почему каббалисты стараются донести это знание до всего человечества и научить людей тому, как идти к правильному пониманию единства, чтобы пробуждать в себе тягу к нему и вызывать проявление единой силы не в противоположном виде, не через беды, а уже в соответствии с нашим устремлением. Так мы пойдем к неизбежному в будущем правильному, интегральному, единому состоянию – пойдем добрым, приятным, желательным путем. Вот какое усилие от нас требуется.
Сегодня в человеческом обществе раскрываются тяжелейшие проблемы – несмотря на то что мир может обеспечить нам полное изобилие. Научно-технический прогресс достиг таких высот, что некоторые из современных технологий боятся открывать человечеству. Ведь благодаря им людям не придется работать, исчезнет необходимость в физических усилиях.
По сути, мы уже вышли на новый уровень развития, но еще не можем реализовать его, потому что сами не соответствуем ему. Инструменты у нас есть, но правильно сочетать их на этом новом уровне мы не можем. Не можем потому, что не интегральны по своему подходу, по своей внутренней структуре. Наоборот, мы эгоистичны, мы стремимся отдалиться друг от друга, а не соединиться в гармонии.
Как следствие, на будущее состояние единого человечества мы смотрим со страхом: "Как быть с семью миллиардами людей, которым не надо будет работать?" Нам просто невдомек, что речь идет о другой форме бытия и соединения между нами, когда мы поднимаемся на иную ступень восприятия, жизни, жизненной энергии.
Много сюрпризов кроет в себе это новое состояние, но мы еще не в силах "переварить" их. Ведь наше восприятие не интегрально.
В интегральной системе главное – отказ от индивидуалистического взгляда: "Я перед миром". Вместо этого я обретаю интегральное восприятие и вижу всю картину, вижу, что все мы соединены, все восполняем друг друга. Лишь тогда мне открывается будущее состояние, в котором должно пребывать человечество, и я понимаю, чувствую эту жизнь, ждущую своего часа.
К такому восприятию мы должны прийти – и этому обучает нас наука каббала.