Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
"Введение в науку каббала" – это очень важное предисловие, написанное Бааль Суламом для подготовки человека к изучению Книги Зоар.
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
"Введение в науку каббала" – это очень важное предисловие, написанное Бааль Суламом для подготовки человека к изучению Книги Зоар.
Вопрос: Насколько долговечны принципы мироздания?
Ответ: Эти принципы вечные, потому что взяты не из нашего мира, а из постижения основ тех сил, которые нисходят в наш мир.
Наш мир управляется сеткой сил. Это, в принципе, одна сила. Но для того, чтобы наш мир привести к какому-то правильному состоянию, она разлагается на множество различных сил, которые толкают нас с разных сторон, вызывают в нас самые различные действия, реакции, так называемые возмущения.
И мы реагируем в соответствии с этим и волей-неволей приходим к желательному для этой силы состоянию, к цели нашего развития, которую она для себя наметила.
Она-то одна, но мы – составные, испорченные, неисправные. Ведь мы не находимся в совершенном состоянии, поскольку она специально создала нас такими, чтобы постепенно, толкая нас с разных сторон, воздействовать на все наши части по-разному.
Поэтому мы начинаем чувствовать себя находящимися внутри каких-то сил, событий, которые проходят по нам и, исходя из них, мы становимся умнее, мудрее, более понимающими происходящее с нами. В итоге мы как бы собираем всю картину мира и себя в одно общее целое. Особенно это проявляется, начиная с нашего поколения и далее.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Кому нужны ваши принципы"
Ответил Творец букве "алеф": "Хотя и будет создан мир буквой "бет ב", ты будешь во главе всех букв".
"И не будет во Мне (в самом Творце) единства, как только через тебя. Тобой будут начинаться все расчеты и все деяния обитателей мира, и всё единство постигается только благодаря букве алеф". (Предисловие Книги Зоар, "Буквы рабби Амнона Сабы", п. 38)
Вопрос: Поясните, о каком единстве идет речь?
Ответ: Буква "алеф" открывает серию знаков, с помощью которых Творец изображает мироздание, силы, действующие в нем, связь между ними от начала и до конца.
Поэтому буква "алеф" имеет очень сложную конструкцию по своему изображению: высший мир и низший мир, разделенные между собой границей, называемой "парса".
Только в таком случае можно представить себе систему, которая действительно состоит из двух миров, управляется свыше единой силой и приводит всю систему, все миры к единому виду.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 23.04.2023
Благословение – сущность буквы "бет"
Вопрос: У всего в мироздании есть определенная роль. Какова роль силы, называемой "Творец"?
Ответ: Роль Творца однозначна: постоянно воспитывать творение, созданное Им, чтобы оно пришло к совершенству.
Высшая сила – это всё. Она включает в себя силу желания, волю, знание, решение. Всё, что вообще существует в природе – это всего лишь одна высшая сила.
Внутри нее создано желание насладиться. И эта единая, великая сила поля работает над точечным желанием, которое развивается под ее воздействием и становится равным силе поля. Желание как бы набухает до размеров поля, потом лопается, разрушается на множество частей, а затем начинает работать над собой, чтобы собраться вместе.
Постепенно оно собирается в то единое новое целое, которое укладывается в это же поле. Творец и творение, как две лепешки, слипаются вместе, диффузионно проникая друг в друга.
И хотя по своей исконной природе они разные, но пришли к состоянию, когда абсолютно подобны друг другу по тому свойству, которое сейчас исходит от них – свойству отдачи и любви. У Творца оно первичное, у творения – вторичное, обретенное.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Что такое Творец?"
Творец – система, в которой мы существуем
Вопрос: В статье "Буквы рабби Амнона Сабы" описывается, как буквы по очереди заходят к Творцу, и каждый раз Он объясняет, почему не будет создавать ею мир, пока не приходит буква "бет".
Сказано, что сущность буквы "бет" – это благословение, и нет у нее никакой противоположной силы. Поэтому Творец и начал с нее построение мира.
Как может быть, что есть знак, у которого нет противоположной силы? Что особого в букве "бет"?
Ответ: Буква "бет" означает благословение. То есть существует особая сила Творца, которая воздействует на человека и движет его к правильной цели, в правильном направлении, по правильному пути. Это и называется благословением.
Вопрос: А где мне найти букву "бет" в себе?
Ответ: Если ты прочитаешь эту статью, то начнешь чувствовать, как на тебя это действует.
Вопрос: То есть я буду четко понимать, что сила, которая ведет меня куда-то и дает мне какое-то осознание – это сила "бет"?
Ответ: Да, верно.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 23.04.2023
Известно, что "одно против другого создал Всесильный", то есть против каждой силы в святости создал Творец соответствующую силу в ситра ахра (нечистой силе), которая противодействует этой святости. (Предисловие Книги Зоар, "Буквы рабби Амнона Сабы", п. 23)
Вопрос: Какова цель создания мира? И почему необходимы две противоположные силы?
Ответ: Две противоположные силы необходимы для того, чтобы что-то создавать. С помощью одной силы создать ничего нельзя. Это естественно. Мы видим это из нашего мира, в том числе.
Речь идет о том, что когда Творец пожелал создать мир, то есть создать место, где могут пребывать Его создания, то Он должен был соответственно передать этому миру свойства, в которых эти создания могут существовать, размножаться, развиваться и достигать какого-то определенного высшего состояния.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 23.04.2023
Невозможно устоять на одной ноге
Вопрос: Что находится в пространстве, которое в нашем эгоистическом восприятии кажется нам пустотой, но в другом восприятии плотно наполнено всем?
Ответ: Виды желаний: неживые, растительные, животные и человеческие желания, которые мы не воспринимаем со следующих уровней – с уровня мира Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон и так далее до уровня Бесконечности.
И там, так же как в нашем мире, мы видим неживой, растительный, животный уровень и уровень "человек", наблюдаем такого вида силы, но только силы в мире Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон.
И самое главное, что в каждом из этих миров ты обнаруживаешь силу, которая их связывает и руководит ими. Она называется Творцом – творящей в этом мире. Ты с ней сливаешься, связываешься, адаптируешься, ты становишься ею.
В итоге получается, что человек взбирается на самую высокую ступень всего мироздания, включая в себя всё. Но это обобщенный образ человека, когда все наши тела пропадают на уровне нашего мира, а все наши желания, силы, знание, вновь обретенные свойства сливаются в один образ "Адам".
К этому мы и идем. То, что происходит в мире, знаменует собой начало этого пути, начало духовного возвышения человечества. Духовное означает сверх материи. Это путь в информацию, в новое изменение внутри нас, в нашем "я".
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как увидеть потусторонний мир?"
Вопрос: В современной физике выделяют три основных вида материи: вещество, поле и темную материю. А какие виды желаний и сколько их видов есть в духовном?
Ответ: Желание получать. Это то, что мы раскрываем в себе, и иное нам недоступно.
Вопрос: Оно, наверное, тоже делится на какие-то сотни, тысячи?
Ответ: Но это все равно желание получать.
Реплика: Допустим, в нашем мире мы видим, что есть вещество и есть поле. Это же разный материал.
Ответ: Это проявление одной силы, просто на разных уровнях. И точно так же в духовном.
Вопрос: С точки зрения каббалы, что первично – материя или сознание?
Ответ: Конечно, сознание. Только вопрос: "Чего?"
Осознание материи самой себя – это первично, иначе мы не можем говорить о том, что что-то существует. Об этом можно говорить только в мере постижения себя.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 12.02.2023
Вопрос: Во сне мы видим разные образы, переживаем всевозможные ситуации. А когда просыпаемся, то понимаем, что все это было ненастоящее и то, что ты видел во сне, просто не существует. Причем на следующий день ты его вообще забываешь.
Каббала говорит, что наш мир – это иллюзия. Значит ли это, что когда человек, выйдя в духовное, пробуждается от земной спячки, иллюзия исчезает?
Ответ: Нет. Дело в том, что эта иллюзия не исчезнет до полного исправления всего мира. И даже если у человека пропадают телесные контакты с миром, все равно его присутствие в этом мире не исчезает. То есть, грубо говоря, мертвые находятся вместе с нами.
Ведь все это – желание, которое рисуется перед нами. Оно может приобретать особые формы, но само по себе оно вечно.
Свет создал желание, которое должно приобрести форму, подобную свету, перейти от свойства получать к свойству отдавать. В этом заключается весь путь. Но само желание существует параллельно свету, они как бы равноценны.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Реальность во сне"
Реплика: Мы говорим, что вся вселенная состоит из материи. Но вы утверждаете, что материя – это желание. А физики говорят, что материя состоит из атомов и молекул.
Ответ: Это исходит из того, как мы воспринимаем эту материю. Относительно нас она так себя проявляет.
Вопрос: Тогда из чего состоит духовное желание?
Ответ: Желание состоит из десяти сфирот, которые делится еще на десять, еще на десять и так далее. Изучая "Учение Десяти Сфирот", мы познаем структуру нашего желания.
Вопрос: Нашего? Или это общее желание всей вселенной?
Ответ: Общее, всей вселенной, но не материальной вселенной!
Вопрос: А можно сказать, что есть закон "частное и общее равны", и поэтому, изучая на себе структуру десяти сфирот, я смогу понять то, что происходит во всех духовных мирах?
Ответ: Конечно. По аналогии.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 12.02.2023
Из чего состоит все существующее
Вопрос: "Учение Десяти Сфирот", написанное Бааль Суламом, – это комментарий на книгу великого каббалиста XVI века Ари.
Почему сначала Ари, а потом Бааль Суламу важно было еще в то время писать о таких явлениях как время, пространство, движение?
Ответ: Потому что в то время человечество уже доросло до состояния, когда оно могло бы эти источники хоть как-то интуитивно понять.
В принципе, они писали уже для своего и для последующих поколений. А более ранние каббалисты выражали все это в виде различных рассказов и легенд.
Реплика: Действительно, у Ари и Бааль Сулама совсем другой язык. Мы читаем "Учение Десяти Сфирот" как какую-то физику. А ранее такого не было.
Ответ: Да, раньше было по-другому, но излагалось то же самое.
Вопрос: Мы знаем, что структура нашего мира – это атомы. Они состоят из ядер, ядра из протонов, нейтронов и электронов. А какова структура духовной материи?
Ответ: Духовная материя – это желание.
Вопрос: А из чего оно состоит?
Ответ: Желание существует само по себе. Оно создано Творцом, и поэтому больше не остается никаких вопросов о том, что это такое. Это – само желание, существующее в природе, и вся природа состоит из него.
Причем это желание только лишь насытиться, насладиться, получить, наполниться чем-то, что вне его. А кроме этого есть желание отдавать, насыщать, наполнять. Из этих двух желаний и состоит все существующее.
Желание получать является первой формой любой сути, а первую форму мы определяем именем "материя", так как суть нами не постигается. (Учение Десяти Сфирот. Ч.1. "Сокращение и линия", Внутреннее созерцание, Гл.10)
Речь идет о духовной материи, а не о неживой, растительной и животной материи нашего мира.
Вопрос: Известно из физики, что вселенная, допустим, на 95% состоит из темной материи. Получается, то, что мы сегодня видим и изучаем, это практически ничто относительно того, что существует. Может быть, эта темная материя и есть Создатель, Творец?
Ответ: Нет. Творец находится выше всей этой материи, это как бы ее суть. А сама материя не относится к Создателю. Создатель – то, что порождает материю.
Суть материи – желание получать. Таким образом ее создал Творец.
Реплика: Но в настоящее время нет прямых доказательств существования темной материи, только косвенные.
Ответ: Большинство наших знаний о вселенной и вообще о природе построены на косвенных ощущениях, доказательствах, примерах, исследованиях, потому что мы не находимся на уровне того, что исследуем.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 12.02.2023
Вся материя, относимая к созданию, – это желание получать, а всё, кроме этого, что имеется в нем, относится к Создателю. (Учение Десяти Сфирот. Ч.1. "Сокращение и линия", Внутреннее созерцание, Гл.10)
Все, что мы наблюдаем в этом мире, видим и ощущаем, относится к Создателю, кроме желания получать. У Творца нет желания получать, но Он им управляет.
Вопрос: Получается, мы – не в Нем. Ведь иногда вы говорите: мы находимся в Творце, в Природе.
Ответ: Смотря как объяснять, как принимать. Но, в общем, с одной стороны, мы находимся вне Создателя, а с другой стороны, внутри Него.
Вопрос: То есть Он создал желание получать, которое в Нем не существует, но Он им управляет. И где это желание? В каком месте?
Ответ: Нет места. Место – это и есть желание.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 12.02.2023
Духовное время означает определенное число появлений следующих одно из другого изменений форм. "Прежде и затем" означают "причина и следствие".
Вся основа понятия "время" у нас является ничем иным, как ощущением движений. Потому что сравнивающий человеческий разум рисует и выстраивает определенное число движений, прошедших в ощущениях одно за другим, и переводит их в образ определенного "времени".
Так, что если бы человек относительно своего окружения находился в состоянии абсолютного покоя, то не знал бы совершенно ничего о понятии времени. (Учение Десяти Сфирот. Ч.1. "Сокращение и линия", Внутреннее созерцание, Гл.9, п.33)
Вопрос: Можете ли вы дать пример любых духовных состояний, где есть причина и следствие?
Ответ: Конечно. Допустим, на столе стоит стакан, который я толкаю, и он меняет свое положение. Сила, с которой я его толкаю, является причиной, его движение – следствием.
То же самое и в духовном, только на более внутреннем уровне. Так человек все время меняется и проходит всевозможные состояния. В этом смысл нашего существования, что мы можем таким образом меняться, пока не достигнем состояния, когда почувствуем, что мы меняем себя в соответствии с целью творения, что мы сами движемся к этой цели.
Это и есть движение. Это есть жизнь.
Вопрос: А время тогда – это причина и следствие?
Ответ: Время – это количественное перемещение за единицу времени.
Вопрос: Допустим, то, что я ощущаю трепет перед высшей силой – это уже следствие? А причина всегда в высшей силе?
Ответ: Да, причина всегда свыше. Она находится на более тонком уровне, чем следствие. И поэтому мы говорим, что причина – всегда Творец.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 12.02.2023