Вопрос: Тора написана языком ветвей. Например, в Торе под словом "Египет" ("Мицраим") подразумевается "концентрация зла" ("миц ра"). То есть каббалист ощущает зло своей эгоистической природы, но называет это Египтом. А в нашем мире есть такая страна или, скажем, место. Это понятно.
А когда каббалист называет такие термины, как кетэр, хохма, бина, зэир анпин, – в нашем мире нет проявления таких слов. Где ветви этого?
Ответ: Отчасти это есть. В нашем мире есть такие слова, как кетэр, хохма, бина, хотя мы употребляем их совершенно в ином контексте. Но есть и такие термины, которые в нашем мире не употребляются. Каббалисты нашли их из своего духовного постижения.
Иными словами, есть такие духовные объекты, которые не проявляются в материальном мире. И есть такие, которые проявляются, и мы, видя ветви, можем их назвать.
Реплика: А если не можем, то тогда каббалисты придумали всякие названия, допустим, "десять сфирот", что, в принципе, вообще ничего не значит?
Ответ: Но это не придумано, а взято из их постижения. Например, почему они назвали гору в Иерусалиме Масличной горой? Поскольку увидели, что именно она подходит для того, чтобы засадить ее масличными деревьями. Так и другие слова.
То есть, если у человека нет духовного постижения, то он не может ничего исследовать в каббале.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 16.10.2022