Записи в разделе 'Строение мироздания'
Исходя из духовного постижения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Тора написана языком ветвей. Например, в Торе под словом "Египет" ("Мицраим") подразумевается "концентрация зла" ("миц ра"). То есть каббалист ощущает зло своей эгоистической природы, но называет это Египтом. А в нашем мире есть такая страна или, скажем, место. Это понятно.

А когда каббалист называет такие термины, как кетэр, хохма, бина, зэир анпин, – в нашем мире нет проявления таких слов. Где ветви этого?

Ответ: Отчасти это есть. В нашем мире есть такие слова, как кетэр, хохма, бина, хотя мы употребляем их совершенно в ином контексте. Но есть и такие термины, которые в нашем мире не употребляются. Каббалисты нашли их из своего духовного постижения.

Иными словами, есть такие духовные объекты, которые не проявляются в материальном мире. И есть такие, которые проявляются, и мы, видя ветви, можем их назвать.

Реплика: А если не можем, то тогда каббалисты придумали всякие названия, допустим, "десять сфирот", что, в принципе, вообще ничего не значит? 

Ответ: Но это не придумано, а взято из их постижения. Например, почему они назвали гору в Иерусалиме Масличной горой? Поскольку увидели, что именно она подходит для того, чтобы засадить ее масличными деревьями. Так и другие слова.

То есть, если у человека нет духовного постижения, то он не может ничего исследовать в каббале.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 16.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Странные выражения

Язык, вызывающий свет

Буквы духовного мира

Странные выражения

каббалист Михаэль ЛайтманИ это разрешит твое недоумение, когда во многих случаях обнаружишь в книгах по каббале странные выражения и даже чуждые иногда общепринятым нормам. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот (ТЭС), Ч.1, "Сокращение и линия", Внутреннее созерцание)

Вопрос: Бааль Сулам дает такие понятия, как, например, "поцелуй" или "совокупление", т.е. на первый взгляд не совсем приличные вещи. Но в каббале под ними подразумевается определенный вид соединения духовных объектов. Поэтому он говорит, что надо использовать именно такие термины, которые дают четкое соответствие между корнем и ветвью, их невозможно заменить другим словом.

Возникает вопрос: а что, если каббалист ошибся? Может такое быть, чтобы он назвал корень не той ветвью?

Ответ: Если это пишет настоящий каббалист, постоянно употребляя тот или иной термин, то мы принимаем это как данное. А если, допустим, он мог бы ошибиться, то непонятно, из чего исходит его ошибка. Получается, он точно не понимает, что происходит в духовном мире и поэтому не видит правильного следствия в нашем мире. То есть его язык ветвей неверный. 

Но настоящий каббалист, постигающий высшие действия и их следствия в нашем мире, не может выбрать и употребить другие слова, какими бы странными они ни были. 

Реплика: Например, Бааль Сулам писал, почему гору в Иерусалиме называют Масличной. То есть каббалисты почувствовали из своего постижения, что именно так ее надо назвать. Или почему Адама назвали в Торе именно "Адам".

Ответ: Да, все каббалистические термины, а это, практически, все слова Торы, исходят из постижения каббалиста.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 16.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Язык, вызывающий света

Каббалистические термины: "зивуг"

Что стоит за образами нашего мира?

Полноценный учебник

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам написал "Учение Десяти Сфирот" как учебник для начинающих. То есть кроме оригинального текста и комментариев на книгу "Древо Жизни", он сделал пояснения, которые называются "Внутренний свет" и "Внутреннее созерцание", а также составил "Вопросы и ответы" на выяснение смысла слов, терминов и духовных действий. Получается, что это полноценный учебник.

Есть ли еще какие-то произведения, похожие на "Учение Десяти Сфирот"? Насколько я знаю, все остальные книги написаны совсем по-другому.

Ответ: "Учение Десяти Сфирот" – это особое собрание по книге Ари "Древо Жизни", представляющее собой полноценный комментарий. Тут ничего нельзя ни добавить, ни отнять. Это полное изложение того, что хотел сказать Ари в своей книге "Древо жизни". Бааль Сулам действительно показал, насколько он глубоко понимает Ари и продолжает его. Ведь не зря считается, что душа Ари воплотилась в Бааль Суламе.

Вопрос: Это было в характере Бааль Сулама написать каббалистическое произведение в такой форме, как учебник в университете, где есть вопросы и ответы? Или он просто хотел, чтобы это выглядело как учебник?

Ответ: Во-первых, он хотел, чтобы это было действительно ближе к учебнику, поскольку он писал уже для нашего поколения. 

Во-вторых, иначе он не смог бы объяснить подробно, досконально, что вообще хотел сказать Ари: каким образом рождается желание, которое управляется светом, может правильно реагировать на него и путем последовательных действий прийти к полному подобию свету. 

Так что учебник "Учение Десяти Сфирот" содержит в себе абсолютно полное собрание действий желания относительно света.

Реплика: Бааль Сулам написал эту книгу в два столбика на странице, чтобы глаз сразу же охватывал всю информацию.  Так она выглядит в оригинале.

Ответ: Он вообще не любил длинные строчки, даже когда писал для себя.

То есть страница разделялась на два столбика, которые можно прочитать узким текстом. Это сделано для того, чтобы можно было охватывать всю строчку с начала до конца одним взглядом, не перемещая глаза и не поворачивая головы.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 16.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем особенно "Учение Десяти Сфирот"?

Возможно ли понять Учение Десяти Сфирот?

ТЭС – личный дневник каббалиста

Разум, желание и намерение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У человека, который рождается в нашем мире, уже есть намерение? Он ведь не рождается просто с желанием получать?

Ответ: Да, есть, но это маленькие микронамерения.

Вопрос: Мы видим, что у маленького ребенка есть желание насладиться. Даже нельзя сказать, что он наслаждается ради себя. Но когда он подрастает, в нем проявляется такая, можно сказать, хитрость, что он это делает осознанно ради себя – осознанно использует других.

Получается, что у нас есть желание, разум и еще одна функция?..

Ответ: У нас есть разум, желание и намерение. Самое главное – это намерение. Оно определяет, куда человек устремляется в своих действиях.

С помощью разума мы можем менять намерение. Желание само по себе является чисто механическим. А вот как мы можем над желаниями возвысить намерение и изменить характер самого желания – ради себя или ради других – это уже возможность человека.

Разум – очень важная функция. Благодаря ему мы можем изменить намерение.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совпадение намерений

Где живет намерение?

Человек определяется намерением

Учение Десяти Сфирот (ТЭС). Передача 4

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Совпадение намерений

каббалист Михаэль ЛайтманПоскольку там, в Бесконечности, "Он и имя Его едины" и совершенно неразличимы там ни место, ни кли, то есть ни наше желание, как сказано выше, поэтому неспособен разум творения постичь Его, так как нет постижения света без кли. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, ч.1, гл.2, п.30)

Вопрос: Что означает: "нет постижения света без кли"?

Ответ: Мы должны изменить свое желание в подобие Творцу. Но как мы можем это сделать, если мы творения? Поэтому воздействие света на наше желание придает ему намерение. И если наше намерение совпадает с намерением Творца, то мы сближаемся с Ним и можем в этой мере ощущать Его, контактировать с Ним, наполняться Им.

То есть самое главное не само желание. Желание насладиться – это исконное желание самого творения, оно остается. А вот для чего насладиться – ради себя или ради Творца (есть всего лишь две эти возможности) – тут мы можем менять свои намерения.

Если мы сможем изменить наше намерение с наслаждения ради себя на наслаждение ради Творца, то в этом уподобимся Творцу: как Творец желает насладить нас, так и мы желаем насладить Его. В этой мере мы начнем Его ощущать.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Обрести новый разум

каббалист Михаэль ЛайтманДо сокращения был Он и имя Его едины, и не может разум постичь Его. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, ч.1, гл.2, п.5)

Желание создается противоположным ему светом и наполняется им. Это состояние мы практически не можем понять. Оно называется миром Бесконечности.

Сказано: "Он и имя Его едины". Он – это свет, а имя Его – это состояние желания. Изначально они были едины, между ними не было разницы.

Вопрос: Почему говорится, что "разум не может понять Его"? Зачем тогда писать, если разум не понимает? 

Ответ: Потому что есть другие возможности приблизить к себе это состояние и как-то его оценить, осознать, измерить, почувствовать. Но не в разуме.

Наш разум является очень ограниченным инструментом, потому что это желание. А мы должны подняться в такое состояние, когда станем выше нашего желания, когда вместе с желанием у нас будут намерения, с помощью которых мы можем изменять желания в подобие свету. 

Тогда на сопоставлении желания и света Творца, придя к подобию, мы сможем оценить, почувствовать и даже измерить их совпадение.

Вопрос: Сказано: разум – это следствие желания. Если желание эгоистическое, то разум, естественно, обслуживает его. А вы говорите, что есть еще возможность подняться над желанием и там будет какой-то новый разум?

Ответ: Да. Он называется "вера выше знания". Свойство, которое мы обретаем, – это свойство отдачи. В нем мы можем почувствовать свойство Творца, поднимаясь выше себя.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Простое единство

Постигая Разум мироздания

Вопреки разуму

К чему ведет соединение свойств Творца и творения?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В "Учении Десяти Сфирот" Бааль Сулам пишет, что в точке сократившегося пространства образовалось четыре мира. Мир ("олам") – от слова "олама", "скрытие".

То есть образовалось четыре скрытия, четыре фильтра. Зачем нужны были эти фильтры?

Ответ: Дело в том, что никто специально ничего не создавал. Но поскольку существует противоположность между свойством Творца наполнять и свойством творения наполняться, то они во взаимодействии друг с другом образуют четыре стадии совместного, взаимного влияния.

Поэтому от самого света, нулевой стадии, идет первая стадия, когда свет распространяется в желании. Желание начинает ощущать его и меняется настолько, что сокращается. И затем все-таки получает весь свет в себя. Это состояние называется миром Бесконечности.

В "Учении Десяти Сфирот" это разбирается очень подробно, поскольку сведения о четырех стадиях распространения света являются базисными в науке каббала.

Иными словами, это варианты соединения двух свойств: свойств Творца и творения, т.е. свойств отдачи и получения. Эти комбинации соединения дают четыре варианта скрытия, которые позднее мы начинаем раскрывать в себе и изменяться в соответствии с ними.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Состояние первого сокращения

каббалист Михаэль ЛайтманВсе миры находятся в месте того сократившегося пространства. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, Ч.1, "Сокращение и линия", Г.2)

Дело в том, что свет, приходящий от Творца к творению, то есть созданному Творцом желанию насладиться, получить, наполниться, насыщает это желание.

Творение, наполняясь светом и ощущая, насколько оно противоположно Творцу, сокращает свое желание получать. Поэтому и происходит разделение между Творцом и творением.

Каббалисты пишут, что свет, исходящий из Творца, т.е. высшая сила создала желание, которое наполнилось светом, ощутило в себе, насколько оно противоположно свойству света, и сократилось до точки. Это и есть состояние первого сокращения.

Реплика: Это, в принципе, похоже на то, как развивалась наша вселенная. Ученые говорят, что она была сжата в одной точке, а потом произошел взрыв.

Ответ: Да. Мы еще увидим, какие здесь существуют ступени развития.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Неосознанное получение света

Причина сокращения желания

Постепенное сокращение света

Все изменения – в творении

каббалист Михаэль ЛайтманПонятия "обновление" и "случай" совершенно не имеют места в высшем свете. А все эти виды обновлений, о которых говорится, – не что иное, как соотношения келим. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, Ч.1, "Сокращение и линия", Гл.2)

Бааль Сулам хочет сказать, что в высшем свете нет никаких изменений, а все изменения происходят в самом творении – в желании. И если творение меняется, то в соответствии с этим оно чувствует, будто высший свет/Творец, отношение Творца к нему меняется.

Свет находится в абсолютном покое, а в кли (сосуде) что-то меняется, то есть наши желания постоянно меняются, и нам кажется, что свет меняется.

Не забудь, что ни в коем случае не имеются в виду воображаемые понятия в месте материальном, но самый чистый определяется термином "верх", а самый грубый и плохой определяется термином "низ".

Не надо представлять себе круг и линию как какие-то геометрические формы. Здесь имеются в виду качественные изменения.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Добрые намерения света

Творец и творение – свет и желание

Светлая линия в темноте

Добрые намерения света

каббалист Михаэль ЛайтманНе ошибись, думая, что вследствие сокращения света центральной точки было какое-либо изменение в Бесконечности. Ведь нет исчезновения и замены в духовном, и тем более в таком высоком месте. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, Ч.1, "Сокращение и линия", Гл.1)

Вопрос: Что значит "нет исчезновения в духовном"? О чем говорит этот принцип?

Ответ: Никакая последующая форма реакции на получение света от Творца не влияет на предыдущие формы. Свет исходит из Творца и в совершенно свободном виде наполняет творение. Творение реагирует на него и изменяется в соответствии с разницей своих свойств и свойством света, то есть Творца.

Свет сам по себе всегда находится в состоянии абсолютного покоя, поскольку не меняет своих свойств, намерений, совершая какие-либо действия. Причем эти действия могут быть очень разными, но свет при этом себя не меняет.

Его свойством является абсолютное наполнение, насыщение, услаждение творения. Поэтому он может совершать различные действия, но намерение его одно – только лишь наполнять творения всем самым лучшим. 

Под абсолютным покоем имеется в виду, что намерение света привести творение к цели не меняется.

В нашей жизни у нас тоже бывает такое. Допустим, родители зачастую могут ругать своих детей и могут ласкать их. Но все равно в любом их поведении относительно детей они руководствуются только лишь добрыми намерениями.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постепенное сокращение света

Все включено в Бесконечность

В покое и совершенстве

Неосознанное получение света

каббалист Михаэль ЛайтманВыясняется, что после сокращения из света Бесконечности протянулась линия света в миры, созданные и сотворенные в месте того сократившегося пространства. И из Бесконечности извлекло оно линию света внутрь пространства. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, Ч.1, "Сокращение и линия", Гл.1)

От света Бесконечности, окружавшего и наполнявшего творение до сокращения, после сокращения от предыдущего состояния творения к последующему идет луч света. Этот луч содержит в себе абсолютно все свойства, параметры, влияния, которым обладает свет, для того чтобы полностью наполнить и исправить желание. Таким образом свет поступает от Творца к творению и начинает его наполнять.

Вопрос: Это наполнение идет по желанию творения или происходит неосознанно?

Ответ: Нет, это происходит не по желанию творения, поскольку не было еще такой стадии желания, которая была бы раньше света. Свет, постепенно входя в желание, начинает его изменять и меняет до тех пор, пока желание не проходит четыре стадии своего развития.

Затем оно ощущает получение света абсолютным, наполняющим его, и начинает чувствовать свет в себе как вызывающий совершенно противоположное ему свойство, что заставляет желание сократиться. 

После сокращения творение стало получать свет в виде линии, протянувшейся из Бесконечности. А до этого оно получало свет в виде круга, совершенно неограниченно.

Разница этих двух видов связи с высшей силой в том, что получение в виде круга – это получение неограниченное, не зависящее от свойств творения. В то время как получение в виде линии ограничено свойствами линии и представляет собой совпадение между желаниями творения и линией, которая исходит от Творца в виде трубы. Свет идет по трубе и наполняет творение.

То есть оба состояния пока еще неосознанные и определяются разницей первоначальных свойств между Творцом и творением.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Закон мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманПоскольку свет Бесконечности – равномерный, то и сокращение также было равномерным, и это внутренне значение слова "круг". (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, Ч.1, "Сокращение и линия", Гл.1)

Круг – это идеальная равномерная форма. Поэтому, когда свет создал творение, наполнил его, и творение ощутило себя противоположным свету, то и его сокращение было в виде окружности.

Оно было равномерно со всех сторон, и не может сократить себя с одной стороны больше, чем с остальных сторон.

Сокращение произошло во всех стадиях и абсолютно во всех направлениях, поскольку так определялось природой света, наполнявшего творение.

То есть сокращение – это такой закон мироздания, который говорит: если человек хочет получить свет ради себя, он не имеет возможности сделать это.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сокращение в виде окружности

Совершенство пространства

Круглое сокращение Бесконечности

Причина сокращения желания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если я правильно понимаю, сокращение желания произошло из-за того, что творение ощутило себя противоположным Творцу именно в намерении, а не в том, что у него есть желание получать – авиют.

То есть стыд творения не в том, что оно противоположно Творцу (потому что Он – желание отдавать, а оно – желание получать), а в том, как оно использует это желание?

Ответ: Естественно, поскольку творение не может командовать, каким оно может быть, но может выбрать реакцию на то, какое оно есть. Поэтому его реакция была такой: "Я желаю быть подобным и как можно более близким к Творцу".

Вопрос: Это можно применить к нашей жизни? Я не должен стыдиться того, что Творец сотворил меня таким? Понятно, что я – желание получать, и я хочу всех использовать. Но проблема не в этом, а в том, как я использую свое желание?

Ответ: Да. То, что в твоей воле. То, что в твоем выборе.

Вопрос: То есть то, что я буду желать всегда наслаждаться, – это понятно.

Ответ: Это не порок.

Вопрос: А то, что я хочу наслаждаться за счет других, – это уже, в принципе, можно считать пороком?

Ответ: Это твой выбор.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Сокращение в виде окружности

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам дает несколько комментариев на книгу Ари "Древо жизни". Один называется "Ор пними" – "Внутренний свет", второй – "Внутреннее созерцание". Одно более точечное, а другое более развернутое.

В разделе "Внутренний свет" он поясняет, что главным в причине сокращения было лишь стремление к новой форме "получения ради отдачи", которая должна раскрыться в будущем, благодаря сотворению миров, а вовсе не ощущение какого-либо авиюта в центральной точке.

Пространство, о котором пишет Ари, – это пространство желания, которое ощутило себя противоположным Творцу и поэтому сократилось. Желание сократило себя на восприятие наполнения от Творца, на пребывание в каком-то несовершенном виде относительно Него. И поэтому, как свет Творца, который его наполнял, так и само сокращение было в виде окружности.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенство пространства

Постепенное сокращение света

Круглое сокращение Бесконечности

Страница 16 из 38« Первая...1415161718...Последняя »