Записи в разделе 'Строение мироздания'
ТВ программа "Основные понятия в науке каббала. Свет"

Ведущий программы – Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите.

2020-10-09_laitman_levi_w

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Начинать работу с нуля

каббалист Михаэль ЛайтманМеждународный конгресс "Подъем над собой". Урок №1

Вопрос: Что в первую очередь сотворил Творец перед разбиением? Вы сказали, что до разбиения желание не было эгоистичным. Тогда какое у него было свойство до разбиения?

Ответ: До разбиения было свойство получать, которое находилось полностью во власти намерения отдавать на уровне Бины. Это называется, что Адам был в райском саду.

А затем добавилось желание, которое уже относится к свойству Хохма, к свету Хохма. Поэтому произошло разбиение, когда разбилась не только часть кли (сосуда), которая относится к получению ради отдачи, но и к отдаче ради отдачи. Таким образом, мы должны начинать свою работу с нуля.

Из урока №1 Международного конгресса "Подъем над собой", 06.01.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Благодаря точке разделения

Подняться в изначальное состояние

Цель разбиения единого желания

Благодаря точке разделения

каббалист Михаэль ЛайтманМеждународный конгресс "Подъем над собой". Урок №1

Вопрос: Творец создал что-то новое из мира Бесконечности, а теперь Он говорит нам: "Вы создали Меня"? Нет ли здесь противоречия?

Ответ: Нет. Творец создал именно эгоистическое желание, которое затем разрослось до эгоистического подобия Ему, когда, с одной стороны, мы желаем поглотить в себя абсолютно всё. А с другой стороны, мы начинаем исправлять себя, и в этом состоянии мы полностью подобны Творцу.

То есть из того, что я могу сделать с собой, я полностью подобен Творцу. И этим достигается абсолютное объединение, тождественность в свойствах.

На основе черной точки, которая разделяет меня и Его, и именно благодаря этому, я и Он никогда не станем одним целым, но будем в полном единении во всех наших свойствах над этой точкой. Мы ощутим слияние между собой, потому что есть точка, которая нас разъединяет.

Из урока №1 Международного конгресса "Подъем над собой", 06.01.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творение остается творением

Если бы не было творения, не было бы и Творца

Точка, вмещающая в себя Бесконечность

Творение остается творением

каббалист Михаэль ЛайтманМеждународный конгресс "Подъем над собой". Урок №1

Вопрос: Если мы через исправление качества наших отношений строим между собой Творца, станет ли исправленное человечество самим Творцом? Или всегда будет две формы: человечество и Творец?

Ответ: Насчет того, что будет всегда, я не могу вам сказать. Это ступени, которые находятся за полным исправлением и еще выше. Но я думаю, что нет границы нашему подъему в соединении, слиянии, подобии Творцу.

Тем не менее, мы не аннигилируем, т.е. наша начальная эгоистическая точка никогда не пропадет. Мы должны быть всё-таки творениями, а не исчезнуть в Творце. Этого желает Он.

Вместе с тем я могу исправить эту точку и быть подобным Ему. Поэтому мы становимся "как Творец", хотя внутри нас находится черная точка, которую Он создал. Но она не относится к нам – ее создал Он, – так что я не вижу в этом никакой ущербности.

Именно благодаря этой точке мы можем быть в полном слиянии между собой, а иначе – нет. Слияние подразумевает, что все-таки есть какое-то отличие одного от другого и в то же время есть соединение. Это соединение противоположностей прекрасно. Это, в принципе, то, что дает в нашем мире такую гамму чувств – различие и, одновременно с этим, сближение. 

Представьте, особенно женская часть нашей мировой группы: когда можно ощутить чувство любви? – Когда вы чувствуете, что есть некто против вас и желает соединиться с вами, тогда возникает любовь.

А если такое отличие в черной точке – единственной, что создал Творец – исчезнет, тогда вообще исчезнет все творение.

Из урока №1 Международного конгресса "Подъем над собой", 06.01.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стремиться к созданию Творца между нами

Первое условие приближения к Творцу

Если бы не было творения, не было бы и Творца

Единственное, что нельзя повторить (клип)

В мире можно повторить все, кроме одного.

Каббалистическая космология

каббалист Михаэль ЛайтманЗакон любви к ближнему как к самому себе исходит из самого начала творения, когда высший свет наполнял все мироздание.

Если говорить в физических терминах, то можно сказать, что вся сила творения, вся материя была сосредоточена в одной точке. А затем произошел Большой взрыв, в результате которого возникла вся Вселенная, все миры, все галактики.

Взрыв произошел от короткого замыкания между желанием насладиться, созданным Творцом, и желанием отдачи, которое является природой Творца.

Когда желание отдачи прикоснулось к созданному им желанию получать, то желание получать взорвалось, и от его частиц образовались все элементы Вселенной на всех уровнях: неживом, растительном, животном, человеческом и над материальным человеком – уровень духовного развития, делающий человека подобным Творцу и возвращающий всю материю к подобию Творцу, свету. Так говорит каббалистическая "космология".

Не важно, с чего мы начинаем выполнять закон любви к ближнему как к самому себе – главное начать, и это выполнение продвинет нас. Ведь даже если мы выполняем этот закон в небольшой группе, мы этим, как в лаборатории, хотим представить все творение. 

Желание построить связь между товарищами в десятке – это очень высокое и тонкое стремление. Ведь оно означает, что мы ставим в лаборатории эксперимент, чтобы выяснить, что такое творение и какие законы в нем действуют. Проверяя, какие законы действуют между нами в небольшой десятке, мы узнаем, каким образом можно повлиять на законы всего  огромного творения.

Проблема лишь в том, что мы пренебрегаем десяткой, не понимая, что через нее прикасаемся к самой внутренней и самой чувствительной части всей Вселенной, всего материального и духовного мира.

Если бы мы понимали, какой уникальный инструмент находится в нашем распоряжении, мы относились бы к десятке иначе. И поэтому от нас скрыта подлинная картина, и мы словно маленькие дети играем на полу в кубики, не понимая, что вокруг нас находится огромный мир. Мы не замечаем ничего вокруг по своему детскому разумению, полностью поглощенные этой игрой.

А если бы мы поняли, что весь закон любви к ближнему реализуется именно в десятке, то включились бы в нее, начав работать со всей силой, и раскрыли бы через нее всю реальность: и материальную, и духовную как одно целое.

Из урока на тему "Любовь к Творцу", 20.12.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как любовь к ближнему может привести к любви Творцу?

Две капли, слившиеся в одну

Любовь как закон природы

Человек – особое создание Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что человек должен вынести из понимания двух терминов: "сущее из сущего" и "сущее из ничего"?

Ответ: "Сущее из ничего" означает, что до этого не было ничего, на что можно было бы указать как на существующее. А сущим является материя – желание, которое возникло из ничего.

Своими усилиями мы должны создать такие условия, чтобы эта материя (наш эгоизм) из получающей преобразовалась в альтруизм. Таким образом мы как бы исправляем свою природу, которую Творец специально испортил.

Мы являемся особыми произведениями Творца, состоящими из эгоистического начала, которого нет ни в каком виде природы, кроме человека. Именно благодаря тому, что в нас находится эгоизм, мы можем изменить его на свойство отдачи и любви, как бы вывернув наизнанку. И тогда вместо себя мы получим существа, подобные Творцу.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стать подобным Творцу

Лучшего состояния не пожелаешь

Для чего природа создала человека?

"Сущее из ничего"

каббалист Михаэль ЛайтманСистема "йуд-кей-вав-кей" (АВАЯ) – это система четырехступенчатого нисхождения света Творца, свойства абсолютной отдачи, любви и добра, до состояния, противоположного себе. Развиваясь в желании получать, это свойство отдачи создает из этого желания огромную эгоистическую систему.

Вопрос: Сущее из сущего – это Кетэр, первая ступень. А где в этой системе сущее из ничего?

Ответ: Желание получать заложено уже в Кетэре. Мы не можем изучать что-либо, в чем не было бы желания получать или определить какое-то свойство, которое отключено от желания получать. Поэтому у нас вообще нет возможности определить нечто, что не относится к нам.

Вопрос: Но "сущее из ничего" – это первичная материя или уже самая последняя стадия развития эгоистического желания?

Ответ: Нет. "Сущее из ничего" – это уже возникновение четырех стадий прямого света, когда последняя стадия заканчивается созданием настоящего желания получать, противоположного Творцу. Это и есть "сущее из ничего". То есть желание получать, эгоизм был создан именно из желания Творца отдавать, насыщать, наполнять. 

Вопрос: Значит, "сущее из ничего" – это полная противоположность Творцу по свойствам, а не просто первичный материал, т.е. общее желание получать?

Ответ: Да. Но в этом четырехступенчатом развитии есть черная точка, которую Творец создал из ничего. Это и есть творение. Единственное, что создано Творцом, – нечто существующее, эгоистическое начало из ничего. А затем все развивалось по законам природы.

Вопрос: Эти законы тоже созданы Им?

Ответ: Да, но это законы природы. В них нет ничего особенного. Особенность всей системы мироздания в том, что из ничего появляется эгоистическая точка желания, обратная свойству Творца.

Желание получать ради себя в каббале называется "афар" ("прах"), потому что оно не способно к самостоятельной жизни, воспроизведению, размножению. Поскольку эгоизм не думает ни о чем, кроме как о существовании и впитывании всего в себя, у него не может быть развития.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две категории: Творец и творение

Категории природы и их постижение

Равновесие между небом и землей

Путь в несколько тысяч лет

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Творец создал желание получать, дал нам свободу выбора, чтобы мы поняли свою противоположность Его свойству отдачи и пришли к осознанию, что надо попросить Его изменить нашу природу.

Но почему все так запутано? Почему прошли сотни тысяч лет развития человека, и никто об этом не знает?

Ответ: Это наш эгоизм путает нас. Сказано, что Творец сделал все прямым и простым, а люди вывели из этого слишком много всяких путей и в итоге запутались в них.

И все это для того, чтобы мы всё-таки разобрались в себе и в том, что сделал с нами Творец, и поняли, как нам действительно приблизиться к подобию Ему.

Вопрос: Для этого нужно сотни тысяч лет?

Ответ: Речь не идет о сотнях тысяч лет. Ведь пока человек развился из атомов, молекул, всевозможных промежуточных состояний, вырос с животного уровня и достиг подобия сегодняшнему человеку, прошло не так уж много времени. Практически, несколько тысяч лет назад люди были просто зверьми и не понимали, для чего существуют. 

И только лишь пять тысяч лет назад, со времени Адама – первого человека, который стал постигать Творца, они стали осознавать это. Пять тысяч лет – это не так много. А до этого мы развивались как любые живые организмы, которые заботились только о себе.

Поэтому пять тысяч лет – это совсем не много, для того чтобы разобраться в себе.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда я стану Человеком?

Раскрыть закономерность развития

Самый важный момент в истории миров

Цель создания эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Все, что мы видим в нашем мире, – это формы проявления "сущего из ничего", или это формы желания получать, или же это формы Творца?

Ответ: Это формы проявления желания получать на фоне Его желания отдавать, наполнять, любить.

В общем, мы видим как бы две картины, наложенные друг на друга. С одной стороны, совершенное желание Творца относительно нас – наполнить, взрастить, приблизить к Себе, чтобы мы стали подобными Ему.

С другой стороны, между нами и Им мы видим такое страшное свойство как эгоистическая сила, которую мы можем отнести только к себе.

Творец специально создал эгоизм, для того чтобы мы обнаружили его и попробовали избавиться от эго, но убедившись в том, что сами мы не можем с ним справиться, упросили бы Творца сделать это за нас.

В этом и заключается вся наша работа в материальном мире – осознать зло нашей природы и попросить Творца изменить ее на обратное.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Замысел создания творения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как создание творения, т.е. желания получать, можно связать с душой человека? Ведь Творец создал огромную душу, то есть огромное желание.

Ответ: Творец создал желание получать, которое Он хочет наполнить, и в этом заключается цель создания. Но это не одно действие Творца, ведь желание наполнить состоит из стремления наполнить Собою. Это значит поднять творение до Своего уровня, до уровня Творца.

Как можно, чтобы творение существовало вне Творца как самостоятельный объект и одновременно было бы подобным, равным, эквивалентным Творцу? Вот здесь-то и возникает непонимание, что же сделал Творец.

Творец из своего желания отдачи создал желание получать. Все его действие заключается в том, чтобы дать этому желанию возможность стать противоположным себе, а затем прийти к подобию Творцу, желанию отдавать. В этом заключается все, что мы проходим в нашем мире.

Все наши свойства, все, что с нами происходит, направлено на то, как преобразовать желание получать, созданное в нас Творцом, в свойство отдачи. Существуя как отдельные создания, мы должны самостоятельно, своим собственным желанием, усилием попробовать сделать себя подобными Творцу, и убедившись, что это невозможно, просить Творца, чтобы Он помог нам, сделал это. 

Прийти к просьбе к Творцу, чтобы вместо желания получать, в каком Он нас создал, мы оказались бы в желании отдавать и стали подобным Ему – это все, что мы должны сделать в этом мире.

А Творец ответит на наши просьбы, и так мы продвинемся вперед. Только в этом заключается работа человека, его усилия, его возможность что-то сделать.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две категории: Творец и творение

Строение мироздания, ч.1

Единство и противоположность

Две категории: Творец и творение

каббалист Михаэль ЛайтманКаббала говорит о том, что если что-то возникло, то из какого-то предварительного состояния, когда ничего еще не было. Это состояние является начальным для всего сущего.

Мы можем говорить лишь о том, что существовала высшая сила, из которой затем все и произошло. И это мы уже можем рассматривать.

В каббале высшая сила рассматривается как свойство абсолютной отдачи. Когда мы рассматриваем действия Творца относительно творений, то приходим к заключению, что Он абсолютно добр, делает только добро. Вся Его забота, все Его действия направлены на то, чтобы создать творения, подобные Себе.

Творец создал творение "из ничего", так как это было Его желанием.

Материал творения – желание получать. В самом Творце такого желания нет. Своим желанием отдавать, своим намерением сотворить Он создал желание получать, потому что именно этого Ему не хватало. Но поскольку у Него самого такого желания нет, потому это называется "сущее из ничего".

Так желание получать возникло из желания отдавать Творца.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Категории природы и их постижение

Творец и творение – свет и желание

Кто такой Творец и что такое творение?

Категории природы и их постижение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: "Ничто" или "нечто" – это категория, которая фиксирует отсутствие чего-либо. В физике она называется вакуумом. Но хотя вакуум – это отсутствие каких-то предметов, однако поля в нем существуют.

А что наука каббала подразумевает под термином "нечто", "сущее из ничего"?

Ответ: "Нечто" и "ничего" – это разные вещи.

"Ничего" – это отрицание чего бы то ни было в каком-то месте, объеме, пространстве. Поэтому, если мы говорим "ничто", "нечего", "ничего", мы просто говорим о том, что никакие силы не существуют в том месте, формате, категории, о которой идет речь.

А "сущее" – это нечто существующее. Поэтому называется "сущее" – "суть".

Таким образом, есть "ничего" и есть "нечто", возникшее из ничего. Но как оно может возникнуть? В каком объеме существует? Какие свойства есть у этого "нечто", и кто вообще это может ощущать и утверждать? Относительно кого и чего оно существует? 

Это очень глубокие, серьезные, можно сказать, философские вопросы, но в каббале они разбираются просто, четко, и каждый имеет свое место.

Во-первых, мы должны сразу обговорить одну самую серьезную установку: все, о чем мы говорим, происходит относительно человека, который постигает природу и находит в ней "нечто", "ничего", "сущее", "ничто" и так далее. Имеется в виду, что любой человек, прикладывающий определенные усилия, может постичь эти категории природы.

Вопрос: То есть сами по себе, вне человека, они не существуют?

Ответ: О том, что есть вне человека, мы вообще говорить не можем. Даже о Творце, ведь наивысшая сила природы все равно ощущается в нас. Поэтому Творец на иврите называется "Борэ", "бо у рэ" – "приди" и "увидь". Вот когда ты придешь и увидишь, достигнешь этого и определишь, – это и будет называться "Борэ" относительно тебя.

Вопрос: Есть ли все-таки какой-то термин, означающий силу, которую нельзя постичь и увидеть?

Ответ: Если нельзя постичь и увидеть, то как ты можешь ее определить? То, что мы не ощущаем, мы не можем назвать никаким именем, и поэтому не говорим об этом.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалистические термины: "еш ми аин"

Каббалистическая теория развития мира, ч.9

Как появилось то, что никогда не существовало?

"Возлюби ближнего" – общий закон мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманИзначально Творцом дана установка на то, чтобы творение стало подобным Ему, достигло наивысшего уровня – тождественности Творцу. Тогда оно сливается с Ним, то есть восходит на самую высокую ступень природы.

Это достигается за счет объединения творения. Предварительно творение разбивается на шестьсот тысяч частей и множество под-частей. Все они должны соединиться между собой в одну единую душу. Такое объединение называется выполнением закона "возлюби ближнего как себя".

Все остальные законы природы представляют собой выполнение того же закона "возлюби ближнего", только на более частном, на более низком уровне. Поэтому вся природа дается нам только для того, чтобы привести ее к абсолютному единению.

Что значит "возлюби ближнего как себя"? – Выход человека из себя и принятие ближнего намного выше себя, как Творца, без всякого различия между ними, когда выход из себя становится абсолютно альтруистическим, не преследующим никаких личных целей.

Думая о реализации замысла творения, мы должны понимать, что это может осуществиться только в исправлении эгоистического желания на альтруистическое. Для этого мы должны создать группу из десяти человек, которые впоследствии обретут свою систему как десять сфирот – в один парцуф, в одно кли (сосуд) души. 

Это работа в трех линиях над собой, когда левая линия – это постоянно растущий эгоизм, правая линия – это экран над ним, т.е. намерение отдавать, а средняя линия – это правильное использование левой и правой линии.

Движущая основа всего исправления – любовь к товарищам. Об этом много пишет наш великий учитель Барух Ашлаг.  Поэтому, если мы говорим о законе "возлюби ближнего", то, в первую очередь, он реализуется в десятке с товарищами.

Из беседы о Книге Зоар

Желание и намерение

каббалист Михаэль ЛайтманСогласно науке каббала, изначально существует только Творец – желание отдавать, наполнять. Для того чтобы у Него была возможность реализовать это желание, Он создает желание получать, наполняться. Это и есть материя творения.

В итоге все мироздание состоит из двух противоположных свойств: желания отдавать, наполнять, любить – свойства Творца; желания получать, наполнять только себя, даже за счет других – свойства творения.

Для того чтобы желание получать могло изменить себя на подобие Творцу, оно не должно отдавать. Оно не может ничего эманировать из себя. Но если оно получает ради отдачи, как ребенок ест, чтобы доставить удовольствие матери, и хотя физически в действии он получает, но на самом деле отдает, т.к. действует ради ее наслаждения, – так и мы относительно Творца.  

Мы всё получаем от Него, но если мы делаем на себя сокращение, и уславливаемся, что получаем только для того, чтобы доставить Ему наслаждение, то в таком виде мы становимся отдающими, равными Творцу. Он дает нам, поскольку Он – само свойство отдавать, мы же получаем с намерением дать Ему наслаждение, и тогда мы с Ним эквивалентны.

Совпадение с Ним по свойствам раскрывает Творца относительно нас, мы начинаем Его ощущать в себе, понимать, исследовать и находиться с Ним в абсолютном контакте. 

Таким образом, у Творца есть только желание отдавать. У творения есть и желание, и намерение: желание получать и намерение "ради себя" или "ради другого", в том числе "ради Творца".

Варьируя своими желаниями больше-меньше и своими намерениями "себе или другим", человек может поднимать или опускать себя относительно Творца, приближаться или отдаляться от Него. В таком случае намерение меняет суть самого действия. В этом смысл нашего исправления.

Мы не можем изменить действие, но благодаря изменению намерения – "ради себя" или "ради другого", наше действие по смыслу может меняться на противоположное и вместо получающего стать отдающим. Если я получаю от Творца, чтобы доставить Ему этим наслаждение, то я считаюсь доставляющим Ему наслаждение, то есть отдающим.

И так мы начинаем понимать свою работу: совмещая правильно желание получать с намерением отдавать, человек правильно компонует себя, выставляет относительно Творца. Это называется работой в трех линиях.

Из беседы о Книге Зоар

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шкала силы намерения

Вся разница – в намерении

Предварять желание намерением

Страница 21 из 38« Первая...1920212223...Последняя »