Записи в разделе 'Строение мироздания'
Две категории: Творец и творение

каббалист Михаэль ЛайтманКаббала говорит о том, что если что-то возникло, то из какого-то предварительного состояния, когда ничего еще не было. Это состояние является начальным для всего сущего.

Мы можем говорить лишь о том, что существовала высшая сила, из которой затем все и произошло. И это мы уже можем рассматривать.

В каббале высшая сила рассматривается как свойство абсолютной отдачи. Когда мы рассматриваем действия Творца относительно творений, то приходим к заключению, что Он абсолютно добр, делает только добро. Вся Его забота, все Его действия направлены на то, чтобы создать творения, подобные Себе.

Творец создал творение "из ничего", так как это было Его желанием.

Материал творения – желание получать. В самом Творце такого желания нет. Своим желанием отдавать, своим намерением сотворить Он создал желание получать, потому что именно этого Ему не хватало. Но поскольку у Него самого такого желания нет, потому это называется "сущее из ничего".

Так желание получать возникло из желания отдавать Творца.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Категории природы и их постижение

Творец и творение – свет и желание

Кто такой Творец и что такое творение?

Категории природы и их постижение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: "Ничто" или "нечто" – это категория, которая фиксирует отсутствие чего-либо. В физике она называется вакуумом. Но хотя вакуум – это отсутствие каких-то предметов, однако поля в нем существуют.

А что наука каббала подразумевает под термином "нечто", "сущее из ничего"?

Ответ: "Нечто" и "ничего" – это разные вещи.

"Ничего" – это отрицание чего бы то ни было в каком-то месте, объеме, пространстве. Поэтому, если мы говорим "ничто", "нечего", "ничего", мы просто говорим о том, что никакие силы не существуют в том месте, формате, категории, о которой идет речь.

А "сущее" – это нечто существующее. Поэтому называется "сущее" – "суть".

Таким образом, есть "ничего" и есть "нечто", возникшее из ничего. Но как оно может возникнуть? В каком объеме существует? Какие свойства есть у этого "нечто", и кто вообще это может ощущать и утверждать? Относительно кого и чего оно существует? 

Это очень глубокие, серьезные, можно сказать, философские вопросы, но в каббале они разбираются просто, четко, и каждый имеет свое место.

Во-первых, мы должны сразу обговорить одну самую серьезную установку: все, о чем мы говорим, происходит относительно человека, который постигает природу и находит в ней "нечто", "ничего", "сущее", "ничто" и так далее. Имеется в виду, что любой человек, прикладывающий определенные усилия, может постичь эти категории природы.

Вопрос: То есть сами по себе, вне человека, они не существуют?

Ответ: О том, что есть вне человека, мы вообще говорить не можем. Даже о Творце, ведь наивысшая сила природы все равно ощущается в нас. Поэтому Творец на иврите называется "Борэ", "бо у рэ" – "приди" и "увидь". Вот когда ты придешь и увидишь, достигнешь этого и определишь, – это и будет называться "Борэ" относительно тебя.

Вопрос: Есть ли все-таки какой-то термин, означающий силу, которую нельзя постичь и увидеть?

Ответ: Если нельзя постичь и увидеть, то как ты можешь ее определить? То, что мы не ощущаем, мы не можем назвать никаким именем, и поэтому не говорим об этом.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалистические термины: "еш ми аин"

Каббалистическая теория развития мира, ч.9

Как появилось то, что никогда не существовало?

"Возлюби ближнего" – общий закон мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманИзначально Творцом дана установка на то, чтобы творение стало подобным Ему, достигло наивысшего уровня – тождественности Творцу. Тогда оно сливается с Ним, то есть восходит на самую высокую ступень природы.

Это достигается за счет объединения творения. Предварительно творение разбивается на шестьсот тысяч частей и множество под-частей. Все они должны соединиться между собой в одну единую душу. Такое объединение называется выполнением закона "возлюби ближнего как себя".

Все остальные законы природы представляют собой выполнение того же закона "возлюби ближнего", только на более частном, на более низком уровне. Поэтому вся природа дается нам только для того, чтобы привести ее к абсолютному единению.

Что значит "возлюби ближнего как себя"? – Выход человека из себя и принятие ближнего намного выше себя, как Творца, без всякого различия между ними, когда выход из себя становится абсолютно альтруистическим, не преследующим никаких личных целей.

Думая о реализации замысла творения, мы должны понимать, что это может осуществиться только в исправлении эгоистического желания на альтруистическое. Для этого мы должны создать группу из десяти человек, которые впоследствии обретут свою систему как десять сфирот – в один парцуф, в одно кли (сосуд) души. 

Это работа в трех линиях над собой, когда левая линия – это постоянно растущий эгоизм, правая линия – это экран над ним, т.е. намерение отдавать, а средняя линия – это правильное использование левой и правой линии.

Движущая основа всего исправления – любовь к товарищам. Об этом много пишет наш великий учитель Барух Ашлаг.  Поэтому, если мы говорим о законе "возлюби ближнего", то, в первую очередь, он реализуется в десятке с товарищами.

Из беседы о Книге Зоар

Желание и намерение

каббалист Михаэль ЛайтманСогласно науке каббала, изначально существует только Творец – желание отдавать, наполнять. Для того чтобы у Него была возможность реализовать это желание, Он создает желание получать, наполняться. Это и есть материя творения.

В итоге все мироздание состоит из двух противоположных свойств: желания отдавать, наполнять, любить – свойства Творца; желания получать, наполнять только себя, даже за счет других – свойства творения.

Для того чтобы желание получать могло изменить себя на подобие Творцу, оно не должно отдавать. Оно не может ничего эманировать из себя. Но если оно получает ради отдачи, как ребенок ест, чтобы доставить удовольствие матери, и хотя физически в действии он получает, но на самом деле отдает, т.к. действует ради ее наслаждения, – так и мы относительно Творца.  

Мы всё получаем от Него, но если мы делаем на себя сокращение, и уславливаемся, что получаем только для того, чтобы доставить Ему наслаждение, то в таком виде мы становимся отдающими, равными Творцу. Он дает нам, поскольку Он – само свойство отдавать, мы же получаем с намерением дать Ему наслаждение, и тогда мы с Ним эквивалентны.

Совпадение с Ним по свойствам раскрывает Творца относительно нас, мы начинаем Его ощущать в себе, понимать, исследовать и находиться с Ним в абсолютном контакте. 

Таким образом, у Творца есть только желание отдавать. У творения есть и желание, и намерение: желание получать и намерение "ради себя" или "ради другого", в том числе "ради Творца".

Варьируя своими желаниями больше-меньше и своими намерениями "себе или другим", человек может поднимать или опускать себя относительно Творца, приближаться или отдаляться от Него. В таком случае намерение меняет суть самого действия. В этом смысл нашего исправления.

Мы не можем изменить действие, но благодаря изменению намерения – "ради себя" или "ради другого", наше действие по смыслу может меняться на противоположное и вместо получающего стать отдающим. Если я получаю от Творца, чтобы доставить Ему этим наслаждение, то я считаюсь доставляющим Ему наслаждение, то есть отдающим.

И так мы начинаем понимать свою работу: совмещая правильно желание получать с намерением отдавать, человек правильно компонует себя, выставляет относительно Творца. Это называется работой в трех линиях.

Из беседы о Книге Зоар

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шкала силы намерения

Вся разница – в намерении

Предварять желание намерением

Возникшее из ничего. Серия "Духовные состояния"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Вся Вселенная, все наши свойства и заботы, все, что нас наполняет, – лишь крупица подлинного мира.

За пределами ограниченного познания

каббалист Михаэль ЛайтманНаше познание очень ограничено. На самом деле его границы должны быть намного больше, чем мы себе представляем.

Но мы, находясь в эгоистическом состоянии и пытаясь получать все в себя, очень ограничены и ощущаем только наш маленький мир. Вселенная кажется нам бесконечной, причем в своем неживом материале.

Неживая, растительная, животная и человеческая части вселенной существуют только на нашей маленькой планете. Все уровни располагаются по пирамиде: огромная неживая вселенная, затем растительная природа на земле, еще меньшая составляющая часть – животная, еще меньшая – это человек.

Представляете, насколько все это ограниченно и является очень мизерным восприятием общего мироздания. Причем, воспринимаем мы эту маленькую часть в своих эгоистических свойствах, т.е. противоположной огромному закону любви и отдачи, существующему в мире.

Получается, что воспринимаемый мир ощущается нами отрицательным, ущербным, временным, ведущим все время к смерти, требующим от нас огромных усилий, для того чтобы хотя бы хоть что-то получить, чем-то наполниться, как-то просуществовать. 

А на самом деле этот мир, вся природа, все мироздание существует по другому закону – по закону отдачи и любви. Там, наоборот, существует абсолютная энергия, информация, обмен силами, свойствами, когда ты действуешь и при этом от тебя не требуется никакой энергии, никаких затрат.

Ты не действуешь против силы, против внутреннего трения, против своих свойств, тебе не надо преодолевать что-то. Наоборот, ты входишь в такое состояние отдачи и любви, когда все само течет в тебе.

Мы даже не представляем себе такое свойство, такое состояние. Это и является единым общим законом, который существует в мироздании.

Из ТВ программы "Крупным планом. Всеобщий закон"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Закон мироздания

Как мы воспринимаем мир

Вселенная – зеркало человека

Закон мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Согласно каббале, мирозданием правит закон, который каббалисты определяют как Добрый, Творящий добро. Это несколько странно слышать в реалиях нашей современной жизни. Напрашивается вопрос: где же это добро?

Ответ: Добро – оно вообще не в нас, мы противоположны добру.  

Каббала говорит, что мир вокруг нас – огромное мироздание, которое мы даже не ощущаем. Это нечто объемное, практически бесконечное. Это даже не наша вселенная, а намного более глубокий, составляющий, переполненный всевозможными связями и силами объем, в котором мы находимся.

Из этого объема мы улавливаем всего лишь то, что называем нашим миром, нашей вселенной, нашей землей, нашей жизнью, вплоть до нас самих, таких маленьких. А система сил, связей, управления, свойств, построенная на абсолютной отдаче и абсолютной любви, на абсолютном взаимодействии всех частей друг с другом, скрыта от нас.

Эта система функционирует так же, как наше тело, которое построено на интегральном участии всех его частей в общей жизни организма, и поэтому каждая частичка отдает все для его жизнедеятельности. Благодаря этому существует и тело, и любой орган в нем. 

Без этой интегральной положительной зависимости всех частей, влияющих друг на друга, поддерживающих общую жизнь организма, он не мог бы существовать. У всех частей только одна задача: поддержать жизнь тела. Если какая-то часть выходит из строя, перестает думать об общей системе организма – это называется "болезнь". А если добрая взаимосвязь вообще разрушается в организме, то это приводит к смерти.

Таким образом устроено все мироздание, функционирующее на уровне мысли, на уровне сознания, а не на животном уровне, как в нашем организме. А мы являемся противоположными этой мысли, этому закону любви.

Из ТВ программы "Крупным планом. Всеобщий закон"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великий закон мироздания

Найти свое место в системе мироздания

Закон всего мироздания

В общей сети связи

каббалист Михаэль ЛайтманВ науке каббала мы изучаем, а затем и раскрываем, что все творение, все, что есть в нашем мире и в существующем вокруг нас мире сил, который мы называем духовным, – это лишь одна общая сеть связи.

Эта общая, взаимная, поддерживающая, дополняющая друг друга сеть связи называется "душа". О ней мы только и говорим: как раскрыть ее между нами, как увеличить, как войти в нее разумно, чувственно, управлять ею. Это и есть постижение души.

В раскрытии этой связи мы начинаем обнаруживать силу отдачи и любви, называемую "Творец". Это, в принципе, всё, чем занимается наука каббала, и вообще всё, что может сделать человек, – в течение жизни в этом мире постичь Творца, постичь душу, т.е. сеть сил, в которой мы все находимся, и через которую полностью взаимосвязаны.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 17.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три состояния творения

Как представить связь между нами?

Восстановить сеть связей между нами

Пять частей природы: корень и его следствия

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Рабби Нахман писал, что ему привиделся сон, как будто он вошел в пещеру, где было множество разных книг. И когда он стал открывать их, то все они раскрывались на одном и том же месте, и говорили об одном и том же.

Ответ: Так и есть, ведь все они говорят только о том, как снова вернуться в состояние духовного слияния, соединения, подъема. В принципе, все первоисточники написаны для нашего времени. Мы находимся сейчас в последнем, четвертом изгнании из духовного, и из него должны прийти к полному единению с Царем – с Творцом.

Вопрос: Но если все первоисточники говорят об одном и том же, почему так много разных книг?

Ответ: Потому что, во-первых, существует четыре языка первоисточников.

В нашем теле все состоит из пяти частей (корня и четырех его следствий): пять частей легких, пять частей рта, пять органов чувств, пять пальцев на руке и так далее.

Дело в том, что свет, строящий под себя душу, является ее корневой системой – так называемой "короной", корнем. Из корня исходят четыре стадии – четыре эманации света, который строит под себя желание. И только последняя, четвертая стадия – это и есть истинное желание, которое хочет подняться к свету, быть такой же, как свет. 

Таким образом, все в природе создано по пяти ступеням, и поэтому у нас есть четыре вида языка, то есть четыре вида восприятия света творением.

Кроме того, есть четыре вида самого творения: неживой, растительный, животный и человек.

Каббала описывает все ступени нашего изменения, т.е. подъем по 125 ступеням пяти миров, последний из которых – как корневой.

В каждом мире существует пять так называемых парцуфим (больших ступеней), каждая из которых делится еще на пять под-ступеней – сфирот. Получается 125 ступеней. Все они превращаются в одно единое постижение Творца, называемого "Его неизменным нестираемым четырехбуквенным именем".

Четырехбуквенное имя Творца включает исходящий корень (точку) и четыре буквы, которые изображают эту точку. То есть в виде этих пяти Его представлений, пяти явлений, мы и ощущаем Его.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №14

 

Желание Творца

каббалист Михаэль ЛайтманЖелание Творца – насладить творения.

Это желание разлито везде во Вселенной, то есть в пространстве, которое выделил Творец. Он создал пространство, место, заполнил его Собой и стал создавать внутри Себя творения, обратные Себе, чтобы каждое творение постигло Его и стало полностью подобно Ему, поскольку нет большего совершенства, чем Его личное состояние.

Вопрос: Это единственная, по-настоящему аналоговая система, которая охватывает абсолютно всё?

Ответ: Да. Но мы постигаем ее не аналоговым путем, а дискретными ступенчатыми сближениями, все время разбивая ее на множество частей.

Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 29.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как сделать творение совершенным?

Бесконечный источник наслаждения

От дискретного постижения к аналоговому

На чем держится мир

каббалист Михаэль ЛайтманЦарь Соломон основал свою книгу на семи видах суеты (эвель), на которых держится мир, и это – столбы и основания, выражающие существование мира. (Книга Зоар)

"Эвель" (в переводе на русский язык "суета") является основанием мира. Из перевода вытекает, что все только и работает на суете. Это не совсем так.

"Эвель" – это то, что выходит изо рта. Даже не дыхание, а звук – все, что человек как бы выпускает из себя со своим внутренним дыханием.

В духовном объекте такой выход изнутри наружу – это сила отдачи, сила выхода из себя, желание поделиться с другим, желание любить другого, соединиться с ним своими чаяниями и наполнить его, как мать ребенка. Именно вот таким желанием, любовью одного к другому и может существовать весь мир.

С другой стороны, "эвель" можно назвать "суета", т.е. все ненужное, шелуха, отбросы. 

Вопрос: Тогда как же быть? Как относиться к этому слову?

Ответ: Надо правильно переводить Тору, с каббалистическим смыслом, потому что она говорит о внутренней материи человечества, о его желаниях, о его связи между собой и подъеме до уровня Творца.

Поэтому если переводить просто так, в нашем обиходном значении, то перевод будет иметь обратный смысл.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №12

Предыдущие сообщения на эту тему:

Суета сует

Бич столетия

"Все суета сует и томление духа" = "Все только отраженный свет, только он!"

Желание – основа функционирования мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если рассматривать желания с чисто научной точки зрения, то такое рассмотрение требует их компактного определения. Не могли бы вы дать такое определение?

Ответ: В основе всего мироздания лежит желание наполняться, наслаждаться, постигать, принимать, абсорбировать. В более грубом виде это определяется нами как эгоизм, желание поглощать.

Мы видим, что это находится, практически, в основе любого творения, даже неживого, а тем более растительного, животного и человеческого. Чем выше эти состояния, тем, естественно, больше желание получать, наслаждаться,

Каббала занимается как изучением этого желания, так и изучением его реализации, то есть максимального наполнения. В этом заключается суть этой науки.

Из беседы с участниками проекта "Интегральный курс", 19.03.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творение – это желание

Что такое желание?

Что такое духовный сосуд (желание)?

Освободим в себе место для Творца

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс "Раскрываем жизнь в десятке". Урок №5 "Зарождение в десятке"

Вся реальность заполнена нашим огромным эгоизмом. Весь мир: неживая природа, растения, животные, люди – все это ступени нашего эгоистического желания, в котором мы должны начать освобождать место для силы отдачи, силы Творца.

Мы работаем внутри себя, внутри своего восприятия мира, нашего соединения, создавая там место, в котором Творец может поместить зародыш своего свойства отдачи и начать расти внутри нас.

Творец воздействует на нас и снаружи, и изнутри. Мы находимся внутри белого света, который нарочно сократил себя, чтобы мы могли в нем существовать. И вот мы оказались внутри пустого пространства, освобожденного от присутствия Творца и не чувствующие Его.

Внутрь этого пустого пространства прошел луч света, который начал строить в этой пустоте духовные объекты, миры. Поэтому мы находимся внутри Творца в его полной власти. Но так это видится со стороны Творца.

А со стороны творения мы существуем в пустом пространстве, якобы свободном от власти Творца, потому что не видим этой власти и не чувствуем. И поэтому мы мним себя хозяевами этого мира и своей жизни. 

А в сущности, Творец воспитывает нас и подводит к осознанию того, что мы не знаем, где на самом деле находимся. И тогда мы начинаем искать, от чего зависит наша жизнь и обнаруживаем, что есть высшая сила, которая все определяет и реализует, и стремимся ее раскрыть.

Это то, что произошло со всеми каббалистами прошлых поколений, пока они не раскрыли методику, позволяющую связаться с Творцом, и передали нам методику раскрытия Творца творениям в этом мире, которая называется наукой каббала.

Из 5 урока Международного каббалистического конгресса, 27.02.2021

Цель создания творения

каббалист Михаэль ЛайтманТворец – это Абсолют. Он желает выразить Себя. У Него нет иной возможности, как только проявить Свою любовь и выразить Себя в отдаче и любви. Поэтому Он создает творение, которому может все отдать.

Но желание, возникающее в творении, ограничено, оно не может получать все в себя и наслаждаться любовью Творца. В этом проблема. Ведь как только творение начинает принимать отношение Творца, наполнять себя наслаждением, то желание постепенно иссякает. 

Так обычно бывает во время еды: чем больше я ем, тем меньше аппетит и ощущение наслаждения от еды. Мое желание уменьшается вплоть до того, что я уже не хочу есть, отталкиваю от себя пищу и даже испытываю к ней отвращение.

Как Творцу сделать, чтобы наслаждение в творении было бесконечным? Это Его задача.

И здесь возникает решение: нужно сделать так, чтобы получение в творении было тоже не ради себя. Чтобы оно наслаждалось, но не тем, что получает от Творца, а тем, что этим оно услаждает Творца. 

Как, допустим, ребенок: когда он ест просто, чтобы насытить себя – это одно, а когда он ест ради мамы – это совсем другой вид наслаждения. Тогда он приподнимается, понимает отношение матери к нему, и они оба наслаждают друг друга, наполняясь взаимным удовольствием. Это и является целью творения.

Поэтому творение создано особым образом. Оно проходит особую череду преобразований, пока не становится готовым к тому, чтобы наслаждаться ради Творца так же, как Творец наслаждается, наполняя творение. И в этом они становятся подобными, объединенными, любящими друг друга.

Из ТВ программы "Каббала – наука жизни", 01.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как сделать творение совершенным?

Цель творения: совершенный человек

Зачем Творцу нужен я?

Как сделать творение совершенным?

каббалист Михаэль ЛайтманУ Творца есть большая проблема – Он совершенен. Как Ему сделать вне Себя что-то тоже совершенное? Более того, если Он совершенен, то как может быть что-то кроме Него? А если и есть что-то, и оно должно быть обязательно таким как Творец, то что же тогда с Его совершенством?

Здесь возникает дилемма. С нашей точки зрения, Творец как бы находится в состоянии непонимания, что же вообще происходит? Что Ему делать с творением?

Оказывается, для того чтобы творение было совершенным, его надо создать противоположным Творцу, чтобы эта противоположность реализовывалась в подобии Ему. И хотя изначально творение обратно, т.е. абсолютно несовершенно, но в результате своей трансформации станет подобным Творцу.

Творение должно перенять у Творца Его совершенство и облачиться в него. Тогда они оба по внешнему выражению будут равны, и это приведет их к полному слиянию, подобию друг другу, к полной любви и взаимности.

Но внутри творения все равно останется точка, абсолютно противоположная Творцу, т.е. желание наслаждаться, думать и заботиться только о себе. И этим творение будет отличаться от Творца.

Поэтому совершенство Творца – в Его природе полной отдачи и любви. А совершенство творения проявится, когда оно станет подобным Творцу.

Из ТВ программы "Каббала – наука жизни", 01.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бесконечность Творца и его творения

Учись читать по буквам Творца

Единство и противоположность

Страница 22 из 39« Первая...2021222324...Последняя »