Нисхождение сверху вниз, из мира Бесконечности духовных парцуфим, сфирот, миров – это раскрытие желания насладиться, которое проявляется в Малхут мира Бесконечности из-за ощущения стыда от своей противоположности Творцу.
Эта противоположность толкает творение искать способ уподобиться высшему. Поэтому все его действия, хотя и отдаляют творение от Творца, опуская его сверху вниз, но способствуют раскрытию желания насладиться и постижению творением свойства отдачи.
И все же это пока является не свободным выбором творения, а лишь результатом взаимной работы сил получения и отдачи, стремления творения уравновесить эти силы. Творение пока развивается на неживом, растительном и животном, то есть на подсознательном уровне, выполняя программу природы. Решение, принятое в мире Бесконечности, продолжает реализовываться и обязывает творение к действию.
Первое действие получения ради отдачи происходит в парцуфе Гальгальта, то есть при достижении первого соответствия желанию Творца с помощью сокращения, экрана и отраженного света, отторжения света и ударного слияния с ним (зивуга) выше желания насладиться. Но пока это соответствие лишь на минимальном, неживом уровне, в свете Нэфеш. Далее...
Сила желания (кли) измеряется не количественно: в килограммах или метрах, а мерой его тождественности Творцу. Чем ты ближе к Творцу и больше похож на Него – тем ты больше, а чем дальше от Него – тем ты меньше.
Получив свет ради отдачи в парцуфе Гальгальта, то есть достигнув во внутреннем свете слияния с Творцом, творение делает новое открытие – раскрывает окружающий свет, любовь Творца, желающего все дать творению. Оно глубже раскрывает цель творения и понимает, что нужно делать: как получить ради отдачи все отношение к нему Творца, чтобы ответить ему с той же любовью.
Дело тут не в тарелках с едой, а в связи между ними двумя: душа в душу, от сердца к сердцу. Это и вызывает весь процесс нисхождения сверху вниз. Творение видит, что из текущего состояния невозможно достичь конечной цели и получить весь свет Творца, полного слияния и равенства с Ним.
Творец хочет, чтобы творение не осталось младенцем, полностью зависимым от Него, а чтобы выросло на высоту Творцу и стало Его партнером, равным во всем.
Творец – первый, ведь Он создал творение. А в достижении подобия Творцу первым должно быть творение, его выбор, чтобы это подобие было подлинным. Поэтому творение отказывается от прежнего получения в Гальгальте, видя, что оно недостаточное и не приведет к цели. И в результате ему раскрываются новые желания, недостатки, намерения, требующие своей реализации, так называемые "буквы работы".
От получения света ради отдачи в Гальгальте и отказе от него рождаются новые "келим", новое отношение. Творение по-новому понимает Творца и самого себя, по-новому воспринимает процесс развития и его конечную цель.
Столкновение внутреннего и окружающего света, раскрывающееся в творении, показывает ему каким должно быть его отношение, связь с Творцом. И на этой основе творение строит следующие парцуфим: АБ, САГ, МА, БОН.
К каждому следующему парцуфу творение приходит со все большей глубиной желания, все сильнее чувствуя свою неспособность отдавать Творцу, и поэтому начинает расчет по-новому. Поэтому сказано, что "вхождение света и его исход формирует сосуд, пригодный к получению света".
* * *
Желание насладиться развивается по четырем стадиям АВАЯ и останавливается, достигая полной готовности получить весь свет Бесконечности. Но получив все, творение чувствует, что противоположно свету, и в нем разгорается стыд. Это невыносимое ощущение, вынуждающее освободиться от наполнения, и поэтому творение делает сокращение (цимцум алеф).
Стыд – это ощущение своего отличия от Творца. Прежде стыда не было, он не приходит к творению напрямую от Творца. Напрямую Творец дает творению желание и наполнение – свет и сосуд приходят от Творца. А стыд приходит окружным путем, как будто Творец тут ни при чем. Творение чувствует свою противоположность Творцу в том, что получает от Него.
С этой точки и далее оно начинает ощущать себя творением. Вот этой точки нам и надо достичь, возвращаясь обратно снизу-вверх, и тогда мы назовемся человеком, Адамом, то есть "подобным" (домэ) Творцу. Ведь ощущение своего отличия от Творца – это начало человека, которое требует от нас выстроить себя в подобии Творцу.