Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Рождение парцуфим.
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Рождение парцуфим.
С одной стороны, свет постоянно давит на наше желание, хочет войти в него, поскольку цель творения, как пишет Бааль Сулам, насладить все творения.
С другой стороны, творение при помощи экрана не дает войти свету внутрь, потому что не хочет ощущать стыд. Это столкновение между светом и экраном называется соударением.
Тот свет, который попадает в кли с целью наслаждения ради Творца, называется внутренним светом, а который не может войти – окружающим.
Ты получаешь только то, что можешь получить ради Творца. А то, что еще не можешь, оставляешь, что называется, на потом, – оно существует вокруг, как окружающий свет.
Вопрос: Но от него тоже можно наслаждаться?
Ответ: От того, что он существует, можно наслаждаться, но все равно это не то наслаждение, которое ты получаешь от внутреннего света.
Вопрос: Значит, цель творения в том, чтобы в нас был на 100% только внутренний свет?
Ответ: Да, в конечном итоге кли, творение получает весь свет внутрь себя.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 13.08.2023
В "Введении в науку каббала" Бааль Сулам описывает процесс, который называется "издохехут масах" - ослабление экрана.
Речь идет о том, что когда экран (антиэгоистическая сила) начинает работать в эгоистическом желании, то постепенно желание и экран как бы ослабляют друг друга. Поэтому происходит постепенное утоньшение (ослабление) экрана и уменьшение величины парцуфа, то есть того желания, которое может быть в получении света ради отдачи.
Таким образом в человеке, в любом желании, происходит процесс исчезновения или уменьшения всех экранов, парцуфим, сфирот.
Реплика: В принципе, в нашем мире получается, что если в желание входит наслаждение (свет), то оно сразу гасит это желание.
А в духовном мире есть экран, который не позволяет гасить наслаждение. Но вы сказали, что все равно происходит процесс ослабления или исчезновения экрана.
Ответ: Это происходит постепенно, поскольку свет все время давит-давит и хочет полностью войти в желания прямо из мира Бесконечности. А когда экран полностью ослабляется, тогда заканчивается распространение света в кли.
Так же, как в нашем мире, когда ты начинаешь что-то есть, то потихоньку у тебя пропадает желание, пропадает аппетит, жажда к еде, и таким образом где-то это заканчивается. А в духовном ты сознательно ограничиваешь себя, чтобы не получать в свое эгоистическое кли, и потому это ограничение постепенно уменьшает порции света.
Патент бесконечного наслаждения заключается в том, что поскольку ты не можешь получить наслаждение в эгоистическое кли, то при помощи экрана строишь новое кли, в которое можешь получать, но только ради отдачи. А так как Творец бесконечен, то естественно, ты можешь наслаждаться бесконечно.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 13.08.2023
Духовный парцуф – это духовное желание, то есть совокупность сил, векторов, которые хотят работать на отдачу, а не на получение.
Место, где принимается решение, сколько принять света ради отдачи, называется "рош" (голова). Часть, в которую попадает этот свет, называется "тох" (туловище). А та часть, которую невозможно использовать ради Творца или общества, называется "соф" (нижние конечности).
Место, где находится экран – анти-эгоистическое свойство, позволяющее творению делать все эти расчеты, называется "пэ" (рот).
Получается, что духовный мир – это мир четких расчетов. Только таким образом он и действует.
Вопрос: Можно ли сказать, что все духовные силы, векторы, как причинно-следственная связь, рисуют в нашем мире человека? Поэтому мы видим тело человека, у которого тоже есть голова, рот и так далее?
Ответ: Конечно. Наше биологическое тело устроено точно в соответствии с тем, как устроено высшее духовное тело.
В принципе, нет никакой связи между нашим биологическим телом и духовными векторами. Просто духовное тело дало определенные силы, свойства для создания биологического тела.
В духовном мире существуют определенные соотношения между головой, телом, ногами, руками и так далее, что практически воплотилось в нашем животном теле. Таким образом мы и устроены. Это чисто причинно-следственное подобие.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 13.08.2023
В "Введении в науку каббала" Бааль Сулам вводит новое понятие "парцуф" (духовный сосуд), который делится на "рош" (голова), "тох" (туловище), "соф" (нижние конечности).
Парцуф – это собрание желаний, связанных между собой одним намерением ради отдачи.
В каббале различают парцуфим хохма, которые могут получать ради отдачи, и парцуфим бина, способные только отдавать ради отдачи.
Разделение каждого парцуфа на три части исходит из того, что у него есть часть, которая вычисляет, может ли она принять высший свет ради отдачи. Это головная часть.
Средняя часть "тох" (туловище) принимает в себя порцию высшего света и наслаждается им.
Третья часть парцуфа "соф" (нижние конечности), идущая от второй части вниз, не принимает высший свет и действует с целью остановить его, затормозить.
Кроме того, есть еще очень много дополнительных частей тела, которые в каббале обозначаются как части парцуфа (духовного кли/сосуда). Он делает со своими частями все, что необходимо для получения высшего света ради подобия Творцу.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 13.08.2023
Вначале был создан мир свойством суда – увидел Он (Творец), что мир так не может существовать, и соединил его со свойством милосердия. (Бааль Сулам, Предисловие Книги Зоар, статья "Две точки")
Наш мир существует в комбинаторике между свойствами суда и милосердия, но в основном во всевозможных ограничениях. Мы не можем просто так наслаждаться, нас постоянно преследуют какие-то страдания. Это всё – свойство суда.
Говоря каббалистическим языком, свойство суда – это желание получать. Но мир не мог бы существовать, если бы все хотели только получать, ради себя. Все равно должно быть какое-то свойство отдачи, и тогда уже происходит какая-то интеракция.
Иными словами, даже если люди отдают друг другу с намерением насладиться ради себя, все равно при этом между ними есть какая-то связь. Мы видим из истории, что человечество развивалось только благодаря сотрудничеству – основному свойству, которое превратило нас из животных в людей. Это и есть проявление милосердия в нашем мире.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 06.08.2023
И это две точки. Одна – упрятана и скрыта, а другая – открыта. И поскольку нет у них разделения, называются они "начало (решит)" – только одно, а не два. (Бааль Сулам, Предисловие Книги Зоар, статья "Две точки")
Две точки означают начало и конец мироздания. Обе точки соединяются между собой, так как в самом начале заложен конец мира, а конец исходит из начала.
Вопрос: Сказано, что мир был создан буквой "бет", с которой начинается Тора – "берешит". В этой букве соединяются две линии: верхняя и нижняя. Что они означают?
Ответ: Верхняя линия – это линия кетэр, полностью отдающая. Нижняя линия – это малхут, полностью получающая. Обе линии, соединенные между собой, символизируют начало и конец творения. В итоге они должны совпасть по своим свойствам получения и отдачи так, что все превратится в нечто типа окружности.
Вопрос: Бааль Сулам пишет, что верхняя точка в букве "бет" называется "милосердие", а нижняя – это "суд". О чем идет речь?
Ответ: Милосердие – это свойство Творца, наивысшее свойство – отдача. А суд – это свойство получения, свойство малхут. То есть между верхней и нижней линиями существует связь, которую они должны провести через себя.
Поэтому наша работа заключается в том, чтобы с верхней линии понять нижнюю, с нижней линии понять верхнюю и соединить их между собой так, чтобы не было между ними никаких противоречий, чтобы каждое свойство в них поддерживало противоположное себе свойство в другой линии, и таким образом программа творения выполнялась бы в полном объеме.
Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 06.08.2023
В 18-м пункте “Введения в науку каббала” Бааль Сулам пишет, что в экране нужно всегда различать две силы: жесткость и авиют.
Жесткость (кашиют) – это нежелание экрана дать свету пройти сквозь себя, т.е. отражающая сила, сила удара, противодействующая проникновению в себя света.
Авиют – это способность экрана впитывать свет и строить в себе системы, подобные ему. Благодаря этой способности экран может делать расчет, насколько он может связаться со светом, впитать его в себя и преобразоваться под воздействием света.
Чем больше кашиют экрана – отражательная способность не принимать свет, тем с большим авиютом он может использовать себя, чтобы принимать свет и преобразовывать его из отдающего в получающий.
Вопрос: Можно привести такой пример? Если я могу использовать несколько миллиардов долларов ради общества, это значит, что у меня большой авиют и, естественно, сильное отражение, то есть кашиют.
А если я использую только несколько миллионов из этих миллиардов, то только лишь потому, что остальное не смогу применить, так как буду воровать для себя.
Ответ: В общем, да.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 13.08.2023
В п.17 “Введения в науку каббала” Бааль Сулам пишет, что третье основополагающее понятие науки каббала – это сокращение (цимцум) и экран (масах).
Дело в том, что когда свет нисходит сверху вниз, он на каждой ступени должен уменьшать себя, чтобы давать низшим, существующим на каждой ступени, возможность обрести себя. Поэтому свет сокращается, т.е. постоянно уменьшается по его нисхождению сверху вниз по 625 ступеням миров.
Для того чтобы низшие сумели постичь свет, они должны обзавестись экраном, то есть методом подобия свету. При этом низшие, не желая получать высший свет, делают на себя сокращение, поскольку хотят использовать его только для отдачи так же, как и Творец.
В той мере, в которой творения могут принимать высший свет ради отдачи, как гость и хозяин, они понимают друг друга, раскрывают себя один другому и существуют во взаимной связи.
Иными словами, есть Творец и творение. От Творца исходят какие-то наслаждения. Но эта система, называемая Творцом или высшей силой, скрывает эти наслаждения от низших, для того чтобы мы, творения, могли осознанно, самостоятельно достичь эти состояния. Именно для этого созданы миры.
А экран – это антиэгоистическое свойство или сила, которая позволяет нам выполнять самый основной закон мироздания – совпадение свойств. Благодаря экрану мы делаем сокращение на получение наслаждения ради себя, и таким образом совпадаем свойствами с высшей системой.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 13.08.2023
До сих пор были выяснены три первые основополагающие понятия в науке [каббала]:
Первое – это свет и кли, где свет – это то, что исходит из Творца как наслаждение, а кли – это желание получать. (Бааль Сулам, “Введение в науку каббала, п.17)
Свет исходит из Творца и спускается по системе миров, парцуфим, сфирот, постепенно ослабляясь, пока не достигает самой низкой ступени, где уже полностью скрывается.
Кли – это сосуд, который постепенно раскрывает свет, и таким образом проводит его сверху от самого Творца до самых низших уровней.
Второе основополагающее понятие науки каббала согласно Бааль Суламу – это десять сфирот и четыре мира.
Нисходя от Творца к нашему миру, самому низкому из миров, свет проходит по десяти ступеням ослабления, скрытия, называемым ступенями нисхождения. Мы изучаем их для того, чтобы суметь самим подняться с самой низкой ступени, на которой мы появляемся, до самой высокой, которую мы в итоге должны достичь. Это ступени скрытия.
Множество ступеней скрытия, последовательно соединяясь между собой, образуют лестницу, называемую мирами. Они соединяются между собой по десять ступеней в бо́льшую ступень, потом десять по десять в еще большие ступени и так далее, пока не достигают наивысшей ступени.
Мы измеряем их по-разному. Есть измерения, когда вся лестница постижения состоит из 625-ти ступеней, есть больше, меньше. В общем, смотря как их измерять.
Но главное, что наивысшая ступень – это Творец, наинизшая – это самая низкая ступень нашего мира, скрытия. Все эти ступени сверху вниз или снизу вверх говорят о том, что на каждой из них находятся творения и свет, который их наполняет.
В принципе, есть пять основных видов скрытия, т.е. пять миров, ступени которых делятся на пять, и еще на пять и т.д.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 13.08.2023
Десять сфирот, образующие четыре мира
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Свет и кли. Десять сфирот. Четыре мира. Сокращение. Экран.
Введение в науку каббала. Передача 3
Вопрос: На материальном уровне Творец дает нам всевозможные наслаждения от денег, власти, почета, знаний. А какие наслаждения Он дает нам в духовном?
Ответ: Духовные наслаждения – абсолютные. Они практически не прекращаются и ничем не ограничены. В той мере, в которой у тебя есть желание, ты можешь вобрать в себе эти наслаждения и ощущать, что ты наполняешься.
Если в нашем мире свет, входя в желание, постепенно гасит его, и желание пропадает, то в духовном мире это зависит только лишь от того, насколько твои желания будут совпадать с твоими возможностями. Насколько ты сможешь быть подобным свету, настолько сможешь его принять.
Вопрос: В принципе, наука каббала – это как бы патент идеального, нескончаемого наслаждения? То есть патент в том, чтобы наслаждаться ради Творца?
Ответ: Да, а иначе ты не сможешь наполняться, ведь если наслаждение будет ради себя, то свет сразу же исчезнет.
В этом весь смысл науки каббала – прийти к ощущению бесконечного наслаждения.
Вопрос: В "Введении в науку каббала" говорится о том, что существуют две системы: система святости и система клипот (нечистых сил). Что это такое?
Ответ: Дело в том, что желание, изначально созданное Творцом как желание получать, можно исправить на желание отдавать. Если желание получать противоположно свойству света, хочет все получить в себя и наполниться светом, то желание отдавать, наоборот, подобно свету. И в мере подобия свету оно сближается с ним.
Таким образом из желания получать, созданного Творцом, образуется также желание отдавать, и мы работаем с этими двумя желаниями.
Поэтому система святости и система клипот работают одна против другой. Желание получать и желание отдавать находятся друг против друга и разыгрывают между собой или прямое, или обратное отношение к творению.
Вопрос: А человека здесь пока еще нет?
Ответ: Система, которая называется "человек", появляется после того, как все сотворено и распределено. Человек – это тот, кто начинает осознанно работать с системами святости и клипот снизу вверх.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 30.07.2023
Бааль Сулам, описывая систему получения ради отдачи, дает пример гостя и хозяина. Хозяин предлагает гостю различные блюда, но гость сначала отказывается, не хочет получать и делает сокращение.
Это естественная реакция, изначально заложенная в нас. Мы не любим быть получающими, поскольку возникает стыд.
В таком случае, первым делом у меня должен быть экран. А далее я все-таки начинаю получать, так как это получение будет уже не ради себя, а ради Творца, ради хозяина, ради дающего.
Поэтому я могу получать после того, как оттолкнул свет, то есть продемонстрировал, что сам я не желаю наслаждаться, а хочу только насладить Творца. Но, оттолкнув свет, я начинаю потихоньку принимать его так, чтобы насладить Творца.
Если рассматривать этот процесс на примере гостя и хозяина, то сначала мне предлагается, допустим, вода, и я осознанно решаю ее принять. Потом, например, салат и так далее, и так далее. И в самом конце мясное блюдо. Иными словами, сначала я могу принять ради Творца только 20%, потом 40, 60, 80, и в конце уже 100%. Но всё это – постепенно.
Система постепенно открывает мне все бо́льшие наслаждения и проверяет, могу ли я с ними работать.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 30.07.2023
Вопрос: В пункте 14 "Введения в науку каббала" Бааль Сулам вводит новый термин "экран" или "масах". Что такое экран и какова его функция?
Ответ: Экран – это условие, что я притягиваю высший свет и наполняюсь им только в той мере, в которой наслаждаюсь не ради себя, а ради других, посторонних, потому что в таком случае я становлюсь не получающим, а отдающим.
Наука каббала рассказывает о том, как притянуть высший свет и начать получать его с помощью отдачи. Такое получение не считается получением, так как оно равноценно отдаче, и при этом я ощущаю себя так же, как ощущает дающий мне Творец.
Иными словами, экран – это антиэгоистическое свойство, которое позволяет защитить мое желание от наслаждения, исходящего от Творца.
Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 30.07.2023
Каббалистические термины: "масах"