Записи в разделе 'Конспекты статей'
О чем молиться, когда я полон радости?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: После конгресса мы пребываем в радости, восхищении и объединении. О чем правильно молиться, когда ты полон радости?

Ответ: Молиться о том, чтобы приблизиться к Творцу и суметь ещё больше отблагодарить Его.

Человек все время должен работать над собственными свойствами, для того чтобы быть максимально близким к Творцу, и соответственно этому он будет знать, как ему продвигаться дальше.

Из урока по статье из книги "Шамати", 29.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Просить благословения Творца

О чем думать и просить?

Конгресс: самое радостное мгновение

Как достичь счастья?!

Почему все плохо?

Исследование природы показывает нам, что любая ее часть управляется природой целенаправленно. Подобно плоду на дереве, управление которым преследует благую конечную цель - созревание.

Но предыдущие состояния созревания показывают противоположность созревшей красивой форме. Более того: чем слаще плод в конце своего развития, тем он более горек и безобразен на промежуточных стадиях своего развития.

Животное быстро развивается, в то время как ребенок рождается слабым, зависимым и развивается в течение многих лет. И кто не знаком с итогом их развития, скажет, что животное будет всегда и во всем превосходить человека.

Отсюда мы видим, мы природа управляет развитием целенаправленно, не принимая в расчет промежуточные формы, а только конечный результат. И хорошее отношение природы к творению не ощущается вплоть до окончания развития.

Вывод: Управление всеми частями природы целенаправленное и доброе, но это раскрывается только в итоге развития. И только достигающие конца своего развития, каббалисты, могут видеть мир в его законченном добром виде. 

 

Два пути развития: страданиями или усилиями

Замысел природы состоит в приведении нас к подобию ее свойству абсолютного добра. Для достижения этого нам уготовлены два пути развития:

  1. Путь страданий: медленное неосознанное развитие под воздействием страданий, до осознания необходимости добра.
  2. Путь добра: быстрое и приятное развитие к осознанному подобию природе.

Конечная цель заранее задана и обязательна. Нет никакой возможности уклониться от нее. Природа твердо управляет нами путем страданий или путем добра. Природа раскрывает в нас эгоизм, силу зла. Силу добра мы должны, своими желаниями и действиями, раскрыть и извлечь из природы.

 

Предназначение каббалы - развивать нас силой добра

Изучая каббалу, человек обнаруживает, что именно его природный эгоизм мешает ему спокойно развиваться к намеченному природой счастливому состоянию.

Основа всего зла - любовь к себе, называемая эгоизм. Это свойство противоположно общей силе природы - добру. Поэтому причина всех страданий - в отличии злых свойств эгоизма в человеке от добрых свойств природы.

Исправляя в себе зло эгоизма на подобие добру природы, в переходе от любви к себе к любви ко всем, каббалист раскрывает в этом высшее наслаждение и ощущение вечности. Наше исправление реализуется в объединении. Поэтому единение вплоть до любви к ближнему указано, как общий закон Торы. В объединении мы раскрываем добрую силу природы, Творца.

Отличие применения каббалы от любых иных методик - в цели. Вся наша природа – зло, и его мы должны исправить на добро, иначе зло уничтожит нас.

Каббала гарантирует успех и счастье применяющему ее. Ведь человек, постигший "Любовь к ближнему", близок к Высшей силе природы – силе Добра. Он освобождается от ощущения нашего мира страданий и ощущает широкий и вечный мир отдачи и высшей силы.

Отсюда мы видим, что наука каббала служит на пользу  применяющему ее человеку и никак не влияет на тех, кто не использует ее.

На основе статьи Бааль Сулама "Суть религии и ее цель"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Суть науки Каббала

Наука Каббала и ее суть

Суть религии и ее цель (конспект)

Изгнание и Освобождение

Как разрушался Храм

Сама наша история показывает, что не может народ Израиля существовать в изгнании. Не найдёт он там покоя, подобно прочим народам, которые смешались с другими народами, так, что растворились среди них и не оставили даже памяти о себе.

Можно объяснить это указанием в каббале о цели  существования народа Израиля – достижения нами и всем миром единства. И дано средство достижения этой цели - каббала. А если мы сомневаемся в достоверности указанного, этим вызовем бедствия, которые убедят нас в этом неотвратимом плане природы.

В прошлом, со времени Авраама и до крушения Храма, развиваясь к все большему объединению народа, наше развитие происходило быстрее прочих народов.

Но когда мы захотели внести в наше развитие и свой мелкий эгоизм, это привело к разрушению Первого Храма. Ведь пожелали использовать объединение для получения богатства и установления господства силы над справедливостью, как другие народы.

А поскольку каббала это запрещала, то отвергли ее и переняли обычаи других народов, чтобы наслаждаться жизнью, как требовал эгоизм. Вследствие этого народ разделился: часть последовала за эгоистичными царями, а часть – за каббалистами. И этот раскол привел к разрушению Первого Храма. 

Во времена Второго Храма разделение народа стало еще более явным. Но и оно также было в противостоянии каббалистов части народа, не желавшего объединяться. Они не желали избавляться от эгоизма и потому создали секту "Седукеи". Они были богатыми и знатными людьми.

Их цель была в удовлетворении эгоистических желаний. Они воевали с "фарисеями" и привели к установлению власти Рима над народом Израиля. Это привело к разрушению Второго Храма и изгнанию народа с Земли Израиля.

Отличие эгоизма от принципов каббалы

Житейские идеалы основаны на человеческих отношениях и потому не могут подняться выше них. Тогда как принцип каббалы, источник  которого находится в Творце, позволяет возвыситься над человеческими свойствами.

Основа человеческого идеала – слава, и поэтому все дела его направлены на то, чтобы прославиться среди людей. Идеал каббалы – объединение всех народов для достижения этого основного закона природы.

Поэтому, пока мы развивались к большему объединению, мы были защищены самой природой. Но как только стали пренебрегать развитием объединения, начали соревнования в богатстве и силе, начали испытывать удары природы.

Т.о. причиной всех наших страданий является наше невыполнение условий, указываемых каббалой. И если бы мы выполняли ее требования, с нами не случилось бы ничего плохого.

Чему нас учит история?

Мы должны сказать нашим бедам: "Довольно!" – и начать жить по нашим законам, полученным от Авраама, – "Возлюби ближнего как себя". Поскольку давление природы привести человечество к подобию себе не ослабнет. И нет у нас никакой надежды удержаться на этой земле, пока всерьез не займемся нашим объединением. Иначе мы не заслужим укрепиться на нашей земле.

На основе статьи Бааль Сулама " Изгнание и oсвобождение"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Народ Исраэля: летопись подъемов и падений

Разрушение Храма: не презирайте павших

Бааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

Мир для всего мира

 Бааль СуламБааль Сулам. Статья "Мир в мире" (отрывок)

Мир для общества и мир для всего мира: Не следует удивляться тому, что я смешиваю понятия мира в одном обществе и мира во всем мире, поскольку на самом деле мы уже достигли такого уровня, что весь мир считается одним народом, одним обществом, то есть, каждый человек в мире, вследствие того, что обеспечивает свое существование за счет всего человечества, вынужден служить ему и заботиться о благе всего мира.

Выше мы уже доказали абсолютную зависимость индивидуума от своего общества, сравнив его с маленьким колесиком в машине. Ведь жизнь и благополучие индивидуума зависят от того же общества, и таким образом, благо общественное и благо личное – это одно и то же. Справедливо и обратное. И в соответствии с этим, в той мере, в которой человек подчинен заботам о собственном благе, он непременно становится подчинен и обществу.

И каков же круг этого общества? Он определяется тем пространством, с которого индивидуум получает необходимое. Так, например, в период древней истории это пространство определялась кругом одной семьи. Другими словами, человек не нуждался ни в какой другой помощи, кроме как от членов своей семьи, и тогда, разумеется, не должен был зависеть ни от кого, кроме членов своей семьи.

В более поздний период, когда семьи объединились и поселились в небольших поселках и городках, человек стал зависим от своего города. А впоследствии, когда города и поселки объединились в страны, благосостояние  человека стали обеспечивать все жители страны и таким образом он стал зависим от жителей всей страны.

Так и в нашем поколении, благосостояние каждого человека обеспечивается всеми странами мира, и в той же мере человек непременно зависим от всего мира, подобно колесику в машине. 

В соответствии с этим, невообразима возможность установления хорошего и счастливого порядка мирным путем в одной стране, пока этого не будет в каждой стране мира, и наоборот. Поскольку в наше время страны уже связаны друг с другом обеспечением жизненных потребностей как раньше члены семьи, то не следует больше говорить о справедливых путях, обещающих мир одной стране или одному народу, и заниматься их поисками. Нужно искать их для всего мира. Ведь благо и зло любого человека в мире зависят от меры блага каждого индивидуума во всем мире и измеряются ею.

И несмотря на то, что практически это известно и в достаточной мере ощущается, вместе с тем человечество все еще не осознает это должным образом. А почему? Потому что согласно процессам развития в природе действие предшествует осознанию явления. И только действительность докажет все и подтолкнет человечество вперед.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир каждого - зависит от всех

Бааль Сулам. Мир (конспект)

Статья "Мир в мире" (конспект)

4 имени человека

Из книги "Источник живой воды" (Ки Тецэ, гл. 21)

Четырьмя именами, согласно делам своим, зовется человек: адам, иш, гевэр и энош.

Энош (אנוש) – указывает на нижнюю, самую малую ступень. Такой человек всю жизнь преследует телесные вожделения, забыв об источнике своей души, откуда она и куда в итоге возвратится. И зовется "энош" от сказанного: "Бог дал мне забыть (нашани)" (Тора, Берешит, 41:51). Ибо забыл о конце своем.

Гевэр – кто немного преодолевает (митгабэр) и не следует за вожделением, как животное, а довольствуется тем, что находит. Однако ограничивается не из трепета перед Творцом, а понимая, что человек должен быть выше животного, не следовать за позывами телесных желаний. И называется "гевэр", так как немного преодолевает дурное вожделение. Однако этого недостаточно для облачения в него света, поскольку не устремляется к Творцу: "Когда же я увижу лик Творца, чтобы на деле доставить Ему удовольствие?"

Иш – следующая ступень развития. В нем есть намек на единство с Творцом в свойствах, которыми сотворен мир. Это указывает на кроющееся в человеке добро, отчего его душа желает учения Творца и соблюдения Его союза, чтобы слиться со светом жизни и доставить Ему удовольствие. Но еще горит в нем эгоизм, сбивающий с пути к Творцу.

Адам – самая высокая ступень, от слов "уподоблюсь высшему" (эдамэ ле-элийон. Пророки. Ишайау, 14:14). Такой человек уже полностью вышел из трех низших категорий, в которых подобен животному, и сливается с Творцом. Он объединяет свои помыслы, слова, дела и движения, явные и скрытые, в единстве с Творцом, истинно и искренне, без всяких посторонних мыслей.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Название народа, языка и земли

Из себя найду я Творца

Желания: неживое, растительное, животное, человек

Рав Кук, письма, 1

Рав Кук, письма, 1 (в сокращении)

Мы должны направлять наше сплочение, …чтобы все наши силы объединились в одну. Тогда она сама собой беспрепятственно распространится по мировым просторам, согласно ее свойству и значению, а также оставит широкое место для свободы остальных сторон жизни… Чтобы жизнь была свободна, а не столь "серьезна" и тяжела, и вернулась к вечному совершенству.

В целом, основание в Израиле учебного заведения, пока что малого числом и почти незаметного официально, с целью изучения Каббалы, в сочетании со средствами, требующимися для расширения знания и освещения жизни, – это настоящая "Петах Тиква".

Примечание: "Петах Тиква" – в переводе "Врата надежды". Так называется город, в котором расположена организация Бней Барух.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

Бааль Сулам. Письмо 21 (1927г., стр. 75, конспект)

Индивидуум и народ

Рабаш. Даргот Сулам, статья 856, "Достоинство малого"

 РабашРабаш. Даргот Сулам, статья 856, "Достоинство малого" (в сокращении):

Отличие устремления к наполнению от устремления к отдаче – как между мирами. И чем больше человек расширяет устремление, тем больше способен ощутить вкус получаемого.

Ибо сам свет подобен большому морю. Одни черпают его наперстком, другие – ведром, и каждый ощущает согласно своему сосуду.

Если хвала и благодарность – это кли/сосуд, то согласно ощущению и благодарность. И если человек, как только чувствует спасение, идущее от Творца, воздает Ему хвалу и благодарность, он этим раскрывает еще больший свет.

Посредством благодарности, Дающий изобилие запечатлевается во всех его органах. И чем больше он ощущает, ктó является Дающим, тем больше расширяется у него кли для получения изобилия.

Если Творец Дающий, то становится должником, а к должнику неприменимы хвала и благодарность, как сын не испытывает благодарности к отцу… А если человек дающий, то Творец не становится для него должником и всегда может Его прославлять и восхвалять.

Если же Творец дает ему иногда больший подарок, то человек воздает бóльшую хвалу, так как знает сам, что нет у него никакой заслуги, чтобы Творец совершал ему отдачу. И его намерение на все блага, которые он получает, лишь в том, чтобы из этого произросла еще бóльшая хвала Творцу.

Предыдущие сообщения на эту тему:

РАБАШ. Массы народа и избранные единицы

Рабаш. Письмо "Кого нам остерегаться?"

Кого Творец полюбит, убедит!

Польза от взаимовключения

 Бааль СуламБааль Сулам, Шамати, статья 33, "Рок Судного дня и Амана" (в сокращении)

Сказано: "Удостоился – стал праведником, получил свою часть и часть другого в раю. Провинился – стал грешником, получил свою часть и часть другого в аду".

Это изречение говорит о том, что человек вбирает в себя  плохое от всего мира. И потому создан целый мир с множеством людей, и у каждого свои мысли и свои воззрения. И все находятся в одном мире – специально, чтобы каждый перенимал все мысли других.

Благодаря этому, когда человек устремляется к высшему миру, взаимовключение принесет ему пользу. Ведь желая вернуться к Творцу, человек обязан склонить себя и весь мир к чаше оправдания, поскольку сам проникся всеми воззрениями и посторонними мыслями всего мира.

В этом смысл слов: "Провинился – стал грешником, получил свою часть и часть другого в аду". Иными словами, когда он еще был грешником, что называется "провинившимся", у него была своя часть противоречий и посторонних мыслей. А кроме того, он включал часть других в аду, т.е. был проникнут всеми воззрениями всех людей в мире.

Поэтому когда он стал затем праведником, который "удостоился", то есть после того как вернулся к Творцу, склонив себя и весь мир к чаше оправдания, тогда у него есть своя часть и часть других в раю.

Ведь он обязан привлекать высший свет и для посторонних мыслей всех людей в мире, поскольку проникся ими и должен склонять их к чаше оправдания. И делается это, как сказано, именно путем привлечения высшего света на суды всех.

И хотя сами они не могут получить этот свет, который он привлек для них, поскольку у них нет готовых для этого келим, но он привлекает также и для них.

…И потому нам нужен столь большой мир с множеством людей – чтобы каждый включался в других. Отсюда следует, что каждый отдельный человек проникается мыслями и желаниями целого мира. И потому человек сам по себе называется "маленьким миром".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждый, кто скорбит с обществом

Бааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

Бааль Сулам. А это о Йегуде (конспект)

Каждый, кто скорбит с обществом

 Бааль СуламБааль Сулам. "Плоды мудрости. Беседы." Статья "Каждый, кто скорбит с обществом" (в сокращении):

Каждый, кто скорбит с обществом, удостаивается увидеть утешение общества. Ведь насколько велико желание, настолько оно может и наполниться. Не скорбящий с обществом, ощущает лишь свое частное желание и поэтому его наполнение не более этого.

Но тот, кто скорбит с обществом и чувствует общие страдания, как свои личные, тот удостаивается большого наполнения - раскрытия Творца - утешения общества. Ибо его желание – общее желание. Поэтому и наполнение его тоже общее.

Поэтому сказано, что "Праведникам нет покоя". Ведь наполнение проявляется в мере желания, и поэтому праведники постоянно стремятся углубить и расширить свое желание, ибо нет ограничения в наполнении, а все зависит только от готового желания.

В таком случае, вся цель их жизни – стремиться расширить свое желание, чтобы доставить этим удовольствие Творцу, желающему их наполнить.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

Бааль Сулам. А это о Йегуде (конспект)

Бааль Сулам, "Созидающий разум" (конспект)

Бааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

 Бааль Сулам

Бааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

Гармония между религией и законом развития или слепой судьбой

"Среди тех народов не найдешь ты покоя, и не будет отдыха ногам твоим".

"И задуманному вами – не бывать тому, что говорите вы: "Будем, как другие народы, как племена других стран".

Не может народ Исраэля существовать в изгнании. Не найдет он там покоя, подобно прочим народам, которые смешались с другими и растворились в них без следа.

Не таков народ Исраэля. Не найти ему покоя среди народов – пока не "возжелаете оттуда Творца".

Если же мы думаем, что это случай и судьба, то есть лишь одно лекарство – вновь наслать на нас бедствия в такой степени, чтобы мы увидели, что они – не случай, а Высшее управление.

Благодаря применению науки Каббала наше развитие происходило быстрее, чем у прочих народов. А потому на нас возложена обязанность идти вперед и исправлять себя.

Но поскольку не продолжили исправлять себя, а захотели привнести также себялюбие, страсть к богатству и господству силы, как у прочих народов, это привело к разрушению Первого Храма.

А поскольку наука каббала запретила всё это – отвергли ее и переняли нравы соседей, чтобы наслаждаться жизнью.

И раздробились силы народа: некоторые последовали за эгоистичными царями и сановниками, а некоторые – за каббалистами. И раскол этот продолжался до разрушения Храма.

А во времена Второго Храма это разобщение стало еще более заметно из-за эгоистичных учеников, которые восстали против обязательства в альтруистичном намерении лишма, так как не желали выходить от эгоизма.

И создали они сообщества – секту саддукеев, богатых и знатных людей, утолявших свои вожделения.

Они воевали с прушим (вышедшими из эгоизма), и навлекли Римское царство на Исраэль, и не пожелали заключить мир с захватчиками, как советовали каббалисты. В итоге Храм был разрушен, а народ Исраэля отправлен в изгнание.

Отличие светских идеалов от религиозных

Светский идеал вытекает из человеческой природы – возвышать себя, подобно человеческой природе.

Духовный идеал проистекает от Творца – возвышать себя над человеческой природой.

Основа светского идеала – признание. Человек действует, чтобы прославиться в глазах людей, даже если они не знают о нем.

Духовный идеал – прославиться в глазах Творца, и потому человек возвышает себя над человеческой природой.

В изгнании, пока мы сохраняем намерение лишма, у нас остаются силы. Но эгоисты возобладали, и мы утратили цель жизни, променяв ее на эгоистические цели.

Вместо того чтобы отдавать экономические избытки на благо общества, их расточали на прелести жизни.

Наука каббала, закон естественного развития и слепая судьба идут рука об руку. И потому причиной всех наших невзгод в изгнании является злоупотребление – мы злоупотребляли Торой. Если бы мы хранили духовную цель (объединение и лишма), с нами не случилось бы ничего плохого.

Согласованность и единство между наукой каббала и слепой судьбой и становление человеческого расчета

Как следствие, мы обязаны сказать своим бедам: "Довольно" и произвести человеческий расчет также и на нашей земле: у нас нет никакой надежды удержаться на этой земле в качестве народа, пока мы не примем работу в намерении лишма, а не ради себя.

Если же мы не наведем у себя порядок, то вынуждены будем кругообращаться намного больше всех народов. Ведь природа развитых такова, что всякий разумеющий не склоняет голову и не знает компромиссов, а стоит на своем.

Это психологический закон, который мы видим в народе.

Хотя они и полагают, что противоположная сторона поймет опасность и примет их мнение, однако природа развитых такова, что не уступит один другому из-за опасности и не откажется от реализации своих устремлений.

Поэтому пока мы не возвысим свою духовную цель над материальной жизнью, не будет нам и материального возрождения.

Ведь мы – носители идеи. Духовное и материальное в нас не могут сосуществовать. И хотя мы погружены в материю, но не откажемся от идеи. А потому нам нужна духовная цель.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бааль Сулам. А это о Йегуде

Бааль Сулам, "Созидающий разум"

Индивидуум и народ

Бааль Сулам. А это о Йегуде (конспект)

 Бааль СуламБааль Сулам. А это о Йегуде (конспект)

Из комментария на Пасхальную Агаду

Заповедь о вкушении мацы была дана сыновьям Исраэля еще тогда, когда они находились в египетском рабстве, потому что избавление происходит в спешке.

Мы тоже пребываем в рабстве, и наше намерение тоже устремлено на избавление, по примеру наших отцов в Египте.

"Рабами были мы". Начинает с осуждения, а заканчивает хвалой. Осуждение начинается со слов "идолопоклонниками были отцы наши", или же со слов "рабами были мы" – так считает Галаха.

Надо начинать с осуждения и заканчивать хвалой, согласно принципу "преимущество света познается из тьмы". И потому "диким ослом рождается человек", а в итоге обретает форму человека. Так же было и при становлении народа Исраэля.

Ибо Творец произвел творение как нечто из ничего, и всякому существованию предшествует небытие. Однако на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях небытие разное.

Начало неживого уровня – абсолютное небытие. Начало растительного уровня – это форма неживого уровня: посев и разложение семени. Небытие животного уровня – растительный уровень. А животная форма считается небытием относительно человеческой.

Поэтому "диким ослом рождается человек". И обязательно для каждого человека, чтобы было у него начало в животной стадии. Сказано: "человека и животное спасешь Ты, Господи". То есть вызываешь все желания, обязательные для его существования и для завершения его дела.

В чем преимущество формы человека над животным со стороны того, что в них заложено? В их желаниях, ибо тем самым отличается также избавление, которое Творец дает человеку, от избавления, которое Он дает животному.

В человеке есть лишь одна потребность, которой нет в животном виде, – пробуждение к слиянию с Творцом. И потому в этом его подготовка – стремиться к служению Творцу. И только этим он возвышается над животными. Ведь в животном виде мы находим даже отвлеченный разум для работы и политического руководства.

А потому небытие, предшествующее существованию человека, – это отрицание желания, устремленного к близости с Творцом, то есть ступень животного. Об этом и сказано: начинает с осуждения, а заканчивает хвалой. То есть нужно постигать небытие, которое предшествует существованию, в положительном смысле – как осуждение, предшествующее хвале. Из него мы лучше поймем хвалу.

То же касается и четырех изгнаний, предшествующих четырем избавлениям, вплоть до четвертого избавления, представляющего желанное для нас абсолютное совершенство. Изгнание – это небытие, предшествующее существованию, т.е. избавлению.

Таким образом, все буквы избавления (гэула – גאולה) мы находим в изгнании (гола – גולה), кроме буквы алеф, которая указывает на "Повелителя мира" (Алуфо шель олам). Это означает, что форма небытия – это отрицание существования.

Форма существования, т.е. избавления, познается из слов: "Не будут больше учить друг друга, ибо все узнают Меня, от мала до велика". А значит, форма небытия в изгнании – это отрицание знания Творца, отсутствие буквы алеф, недостающей нам в изгнании и желанной для нас в избавлении, т.е. в слиянии с Творцом.

Само небытие подготавливает относящееся к нему существование. Свобода – это высокое понятие, понятное лишь избранникам, однако порабощения не может вынести никто.

Мы начинаем с осуждения, чтобы лучше осознать спасение. И начинать надо не со времен Тераха, а с Египта, где малая толика любви к Творцу и служения Ему уже имелась в народе. Дополнительная тяжесть рабства в Египте не является сама по себе недостатком в существовании народа, зовущегося человеком (Адам).

Небытие подготавливает существование, а потому считается частью спасения, и за него тоже нужно благодарить. А значит, не следует начинать со слов: "идолопоклонниками были отцы наши", так как это не является небытием, предшествующим существованию, поскольку нет в этом человеческого бытия, ибо тогда они были максимально удалены от любви к Творцу.

И потому мы начинаем с египетского рабства, когда частичка любви к Творцу уже присутствовала в их сердце, но гасла от тяжелой работы. Это и означает, что небытие, предшествует бытию.

Свобода народа в знании Творца – это возвышенное понятие, которое понимают только избранники путем подготовки. А бóльшая часть народа готова постичь тяжесть порабощения, которая понятна каждому.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бааль Сулам, "Созидающий разум"

Индивидуум и народ

Прямое и косвенное воздействие Творца

Бааль Сулам, "Созидающий разум" (конспект)

 Бааль СуламБааль Сулам, "Созидающий разум" (конспект)

Каждый человек обязан достичь корня своей души, так как цель творения – слияние со свойствами Творца, т.е. сфирот. Это и есть действующий разум, управляющий и отмеряющий каждому доброе воздействие Творца.

Если речь идет о разуме и учебе, то почему это называется слиянием с Творцом? Потому что в каждом действии остается разум, который его осуществил.

Так, в столе постигается разум столяра. Кто смотрит на действие и вникает в разум, который в нем кроется, тот объединяется с действующим разумом.

Ибо нет разрыва между духовными объектами, даже когда они проявляются в разделенных телах. Заключенный в них разум невозможно представить раздробленным, ибо духовное не делится.

Духовные объекты различаются по похвальным/постыдным свойствам и по составу. Ведь разум, занимающийся физикой, не сойдется с разумом, занимающимся ботаникой.

И только этим люди отличаются в духовном друг от друга. Но когда два ученых занимаются одной наукой и познания их на одном уровне, тогда они поистине объединены.

Поэтому, когда один обдумывает действие другого и постигает разум того, кто совершил это действие, тогда оба они едины по силе и разуму и объединены.

Поэтому существует правило: разум человеческой ступени представляет наиболее сообразную силу между Творцом и Его творениями. Это промежуточное звено: (Творец) наделил одну искру этой силы, и посредством той искры всё возвращается к Нему.

Сказано: "Всё с мудростью сделал Ты" – то есть сотворил мир с мудростью. Поэтому тот, кто постигает способы, которыми Творец создал мир, сливается с разумом, осуществившим их, – а значит, сливается с Творцом.

Поэтому Тора – это имена Творца, которые относятся к творениям. С помощью Торы (человек) постигает действующий разум, поскольку в Тору смотрел Творец, когда создавал мир. Обретая свет в творении, человек навсегда сливается с этим разумом – а значит, сливается с Творцом.

Поэтому показал нам Творец произведение Своего искусства. И должны мы не строить миры, а видеть Его распорядки, чтобы знать, как сливаться с Ним. Об этом и сказано: "Слейся с Его свойствами".

Бааль Сулам. Пись­мо со стра­ни­цы 61 (конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Пись­мо со стра­ни­цы 61  (конспект)

Пе­ред действием не дол­жен че­ло­век ду­мать о лич­ном управ­ле­нии, а на­обо­рот, обя­зан ска­зать: "Ес­ли не я се­бе, ни­кто не по­мо­жет мне». Но по­сле со­вер­ше­ния действия, обя­зан ра­зо­брать­ся и по­ве­рить, что не свои­ми си­ла­ми, а толь­ко си­лой Твор­ца, ко­то­рый за­ра­нее все про­ду­мал за не­го, выполнил действие, а по­то­му обя­зан был его со­вер­шить".

По­это­му, до того, как начинает свой день, за­ра­бо­тать свой днев­ной хлеб, обя­зан он уда­лить мысли о его лич­ном управ­ле­нии свыше, и ска­зать се­бе: "Ес­ли не я се­бе, ни­кто не по­мо­жет мне", и де­лать все не­об­хо­ди­мое, как все лю­ди, что­бы за­ра­бо­тать свой хлеб, как они.

Но ве­че­ром, ко­гда вер­нул­ся до­мой, и за­ра­бо­тан­ное при нем, ни в ко­ем слу­чае не по­ду­мать, что свои­ми уси­лия­ми за­ра­бо­тал это, а да­же ес­ли бы весь день бездельничал, так­же ока­за­лась бы его вы­руч­ка при нем. По­то­му что так за­ра­нее заду­мал о нем Тво­рец, и по­то­му так обя­за­но бы­ло про­изой­ти.

И, не­смот­ря на то, что на­шим ра­зу­мом это вос­при­ни­ма­ет­ся как про­ти­во­ре­чие, и ни­как од­но­вре­мен­но не ук­ла­ды­ва­ет­ся на серд­це и в разуме, обя­зан че­ло­век ве­рить, что имен­но так уза­ко­нил Тво­рец в мироздании, и так передают нам каббалисты особенности высшего управления, которое выше времени, места, развития.

Источник этого кажущегося нам противоречия в еди­нстве управления двумя путями АВА"Я - ЭЛО­КИМ, где АВА"Я - оз­на­ча­ет лич­ное управ­ле­ние: т.е. все де­ла­ет­ся Твор­цом и со­вер­шен­но не ну­ж­да­ет­ся в действии (участии) человека. А ЭЛО­КИМ - оз­на­ча­ет при­ро­ду, ко­гда че­ло­век, по­сту­пая со­глас­но при­род­ным за­ко­нам, ко­то­рые впе­ча­та­ны Твор­цом в наш мир, со­от­вет­ст­вен­но им по­сту­па­ет, как ос­таль­ные лю­ди, и од­но­вре­мен­но с этим ве­рит, в управ­ле­ние АВА"Я, в лич­ное управ­ле­ние, со­еди­няя т.о. оба управления вместе в одном Источнике - и этим вызывает ра­дость в Твор­це и свет в ми­рах.

Это со­от­вет­ст­ву­ет трём состояниям:

Отдача - ду­хов­ное место (чистое),

Получение - эгоистическое ме­сто (не­чис­тое),

Нейтральное - свободное ме­сто, за ко­то­рое вою­ют чис­тые и не­чис­тые си­лы.

Ес­ли че­ло­век, со­вер­шая сво­бод­ные дей­ст­вия, не со­еди­ня­ет их с вла­стью чис­тых сил, эти желания (это ме­сто) па­да­ет под власть не­чис­тых сил. А ес­ли свободным уси­ли­ем де­ла­ет еди­не­ние, расширяет место (желания, силы) отдачи (святости).

Ска­за­но: "Да­но вра­чу пра­во ле­чить" - не­смот­ря на то что излечение, ко­неч­но же находится во власти Твор­ца, и ни­ка­кие че­ло­ве­че­ские уси­лия не излечат, ска­за­но: "Врач да вы­ле­чит", со­об­щая нам о возможности свободы поступка, мес­те, где стал­ки­ва­ют­ся в борьбе за человека силы отдачи и получения.

Т.о. дается возможность человеку самому за­хва­тить это желание и подставить его под власть чис­тых сил. А ка­ким об­ра­зом мож­но это сделать?

Ес­ли че­ло­век идет к опыт­но­му вра­чу, получает и принимает ис­пы­тан­ное ле­кар­ст­во,  вы­здо­равливает, - он обя­зан ве­рить, что и без вра­ча Тво­рец вы­ле­чил бы его. По­то­му что так бы­ло за­ра­нее пре­до­пре­де­ле­но. И вме­сто вос­хва­ления вра­ча, вос­хва­ля­ет Твор­ца. И этим за­хва­ты­ва­ет свободное желание, ме­сто вы­бо­ра, под власть свя­то­сти.

Человек не ощущает, что Творец управляет им, как всадник конем. Но если готов добровольно к такому действию отдачи и любви, то Творец постепенно раскрывает ему Своё управление, чтобы человек его видел и добровольно согласился с ним. Это постепенное согласие и делает из человека подобие Творца.

Бааль Сулам. Письмо 21 (1927г., стр. 75, конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Письмо 21 (1927г., стр. 75, конспект)

Сердечному другу... да светит свеча его вечно!

Получил письмо, в котором ты пишешь: "Я понимаю, какие большие внешние воздержания (ограничения) нужны, чтобы исправить мою внешнюю часть". - На это я сразу же возражу, что тебе не нужны воздержания, и не нужно исправлять свою внешнюю часть. Кто, вообще, научил тебя этим новым "мудростям"? Думаю, это оттого, что ты не так близок ко мне, как раньше.

Но знай, что я советую тебе исправлять не внешнюю твою часть, а только внутреннюю. Ведь лишь внутренняя часть человека предназначена для исправления. Она порочна, в ней  - нечистота, признаки которой эгоизм и гордыня. И эта нечистота не боится никаких воздержаний в мире. Более того, она любит их, потому что эгоизм и гордыня преумножаются и укрепляются воздержаниями.

Если же ты хочешь счистить с себя нечистоту, то вместо воздержаний займись аннулированием эгоизма. Почувствуй, что ты самый низкий из всех людей. А чтобы понять это требуется долго изучать Каббалу. И должен проверять: не обманываешь ли ты себя. Полезно также на деле принижать себя перед товарищами.

Но берегись, принижать и аннулировать себя перед группой, но не перед чужими, чтобы твердо ощутить, что ты хуже и ниже всех людей в мире. Это истина. И этот совет мой может выполнить любой человек!

Бааль Сулам. Письмо (1921г, №5, стр. 11, конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Книга "Плоды Мудрости. Письма" (стр. 11, 1921г, №5, конспект)

Ты намекнул, что я прячу своё лицо от тебя, отношусь к тебе как к врагу, в смысле - слышу о беде твоей и молчу, не разделяю тяжкой ноши друга моего, совсем не волнуют меня его страдания. Признаюсь, ты прав, что совсем не чувствую я страдания, которые ты испытываешь. Более того, рад я всем тем изъянам, раскрытым и раскрывающимся.

Но сожалею я об изъянах нераскрытых, которым еще предстоит раскрыться, потому что скрытый изъян - безнадёжен, и великое избавление с небес - его раскрытие. Ведь закон таков, что если раскрылся изъян, нет сомнений, что был и ранее в тебе, только был скрыт. Поэтому рад я раскрытию изъянов, ведь обрати внимание - и исправятся.

Но когда опускаются руки - удлиняется время, презренные изъяны скрыты и даже местонахождение их неизвестно. Об этом сказано: "Глупец сидит, сложа руки, и грызёт себя". Но если поднимает человек руки веры своей, тотчас раскрываются и исправляются все его изъяны. Поэтому сказано: "Всё, что найдёшь в своих силах сделать, - делай" - уничтожь свое зло и придет свет и радость в мир.

Помню я, как жаловался ты мне об обнаруженном в себе зле, а я преисполнился радости пред тобой. И спросил ты: "К чему радость эта?" И ответил я тебе, что в раскрытии изъянов, даже еще неисправленных, уже само их раскрытие считается великим избавлением.

Место веры называется "яма" (бор), а наполнение верой называется "колодец" (бээр) живой воды, который может существовать, только если наполнен полностью. И нет никогда недостатка в воде, а только в водоеме, который разбит и не держит воды в себе.

А по поводу того, что хотел бы ты услышать от меня приятное, - не могу я радовать тебя словами лжи. Ты знаешь, как я отзываюсь о приближающих учеников узами фальши, лжи, излишеств, идолами.

И даже если бы я был рядом с тобой, не говорил бы тебе больше, чем в письме.  Пока же, согласно твоей подготовке, ты не нуждаешься во мне, но, когда поможет Творец и удостоишься окончательного исправления, то вознуждаешься во Мне, потому что суть работы начинается с ее конца. Со временем станут ясны тебе все слова и поступки мои в отношении тебя.

Страница 1 из 512345