Бааль Сулам. А это о Йегуде (конспект)
Из комментария на Пасхальную Агаду
Заповедь о вкушении мацы была дана сыновьям Исраэля еще тогда, когда они находились в египетском рабстве, потому что избавление происходит в спешке.
Мы тоже пребываем в рабстве, и наше намерение тоже устремлено на избавление, по примеру наших отцов в Египте.
"Рабами были мы". Начинает с осуждения, а заканчивает хвалой. Осуждение начинается со слов "идолопоклонниками были отцы наши", или же со слов "рабами были мы" – так считает Галаха.
Надо начинать с осуждения и заканчивать хвалой, согласно принципу "преимущество света познается из тьмы". И потому "диким ослом рождается человек", а в итоге обретает форму человека. Так же было и при становлении народа Исраэля.
Ибо Творец произвел творение как нечто из ничего, и всякому существованию предшествует небытие. Однако на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях небытие разное.
Начало неживого уровня – абсолютное небытие. Начало растительного уровня – это форма неживого уровня: посев и разложение семени. Небытие животного уровня – растительный уровень. А животная форма считается небытием относительно человеческой.
Поэтому "диким ослом рождается человек". И обязательно для каждого человека, чтобы было у него начало в животной стадии. Сказано: "человека и животное спасешь Ты, Господи". То есть вызываешь все желания, обязательные для его существования и для завершения его дела.
В чем преимущество формы человека над животным со стороны того, что в них заложено? В их желаниях, ибо тем самым отличается также избавление, которое Творец дает человеку, от избавления, которое Он дает животному.
В человеке есть лишь одна потребность, которой нет в животном виде, – пробуждение к слиянию с Творцом. И потому в этом его подготовка – стремиться к служению Творцу. И только этим он возвышается над животными. Ведь в животном виде мы находим даже отвлеченный разум для работы и политического руководства.
А потому небытие, предшествующее существованию человека, – это отрицание желания, устремленного к близости с Творцом, то есть ступень животного. Об этом и сказано: начинает с осуждения, а заканчивает хвалой. То есть нужно постигать небытие, которое предшествует существованию, в положительном смысле – как осуждение, предшествующее хвале. Из него мы лучше поймем хвалу.
То же касается и четырех изгнаний, предшествующих четырем избавлениям, вплоть до четвертого избавления, представляющего желанное для нас абсолютное совершенство. Изгнание – это небытие, предшествующее существованию, т.е. избавлению.
Таким образом, все буквы избавления (гэула – גאולה) мы находим в изгнании (гола – גולה), кроме буквы алеф, которая указывает на "Повелителя мира" (Алуфо шель олам). Это означает, что форма небытия – это отрицание существования.
Форма существования, т.е. избавления, познается из слов: "Не будут больше учить друг друга, ибо все узнают Меня, от мала до велика". А значит, форма небытия в изгнании – это отрицание знания Творца, отсутствие буквы алеф, недостающей нам в изгнании и желанной для нас в избавлении, т.е. в слиянии с Творцом.
Само небытие подготавливает относящееся к нему существование. Свобода – это высокое понятие, понятное лишь избранникам, однако порабощения не может вынести никто.
Мы начинаем с осуждения, чтобы лучше осознать спасение. И начинать надо не со времен Тераха, а с Египта, где малая толика любви к Творцу и служения Ему уже имелась в народе. Дополнительная тяжесть рабства в Египте не является сама по себе недостатком в существовании народа, зовущегося человеком (Адам).
Небытие подготавливает существование, а потому считается частью спасения, и за него тоже нужно благодарить. А значит, не следует начинать со слов: "идолопоклонниками были отцы наши", так как это не является небытием, предшествующим существованию, поскольку нет в этом человеческого бытия, ибо тогда они были максимально удалены от любви к Творцу.
И потому мы начинаем с египетского рабства, когда частичка любви к Творцу уже присутствовала в их сердце, но гасла от тяжелой работы. Это и означает, что небытие, предшествует бытию.
Свобода народа в знании Творца – это возвышенное понятие, которое понимают только избранники путем подготовки. А бóльшая часть народа готова постичь тяжесть порабощения, которая понятна каждому.
Предыдущие сообщения на эту тему:
Бааль Сулам, "Созидающий разум"
Индивидуум и народ
Прямое и косвенное воздействие Творца
Тема : Бааль Сулам, Конспекты статей
Комментировать