Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Вкладывать в товарищей

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано: сначала сделай себе Рава? Что это значит?

Ответ: "Рав" – от слова "большой", учитель. "Сделать" означает приблизиться к нему подарками, участием, доброжелательностью и так далее.

Реплика: Я помню, вы объясняли, что если мы говорим о Творце, то "сделать" – это значит, что я должен принять высшее управление. То есть принять, что Он требует от меня свойство отдачи.

Ответ: Да, к этому ты когда-нибудь придешь, но не в начале ваших отношений.

В принципе, сделать себе Рава и купить товарища – это больше относится к товарищу. Если перед тобой есть группа товарищей, то ты должен "купить" их, то есть вкладывать в них, купить их внимание, чтобы они могли ответить тебе тем же, и между вами было взаимное поручительство. Это взаимная работа.

А чтобы сделать себе из товарища Рава, ты должен видеть его великим, и тогда обретешь через него все духовные свойства. Именно в связи с товарищами, поднимаясь над собой, ты можешь получить через них духовные свойства.

Из ТВ программы "Практическая каббала", 11.04.2024

"Купить" товарища

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У вашего учителя Рабаша есть статья "Сделай себе рава и купи себе товарища". В качестве заголовка он взял изречение из Мишны – книги, написанной мудрецами около 2000 лет назад.

В ней дается следующий совет: для того, чтобы обрести свойство отдачи (свойство Творца), надо выполнить три условия. Первое – сделать себе рава ("рав" – от слова "большой", учитель). Второе – купить себе товарища. Третье – судить всякого человека на чашу заслуг.

Мне хотелось бы, чтобы вы объяснили все три действия. Почему надо выполнить именно их?

Ответ: Дело в том, что, хотя мы и связаны с Творцом, но у нас нет с Ним взаимных ощущений. Поэтому мы не можем быть с Ним непосредственно в таких отношениях как с товарищем, учителем или с другими людьми.

Человек, желающий достичь связи с Творцом, в первую очередь, должен обрести товарища. То есть люди, которые приходят заниматься каббалой и их целью является раскрытие Творца, должны находиться в группе единомышленников и развивать между собой взаимную связь. Причем такую связь, выше которой для них нет ничего в мире. Это первое условие для человека, стремящегося постичь высший мир. 

Вопрос: Но почему именно купить товарища? Что это означает?

Ответ: Это значит, пользоваться абсолютно всеми возможностями, для того чтобы приблизить к себе такого же человека, как и ты, устремленного к той же цели, и суметь объединиться с ним так, как ни с кем другим. Ведь в этой связке вы считаетесь как одно целое.

Из ТВ программы "Практическая каббала", 11.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Купи себе товарища"

Почувствовать желание учителя

Как разжечь пожар в своей душе?

Как обрести значимость Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как всему Бней Баруху, всем группам, прилепиться к той значимости Творца, которая есть у Вас?

Ответ: Вы не должны к этому стремиться. Вы должны вместе устремляться к связи между собой и в ней пытаться ощутить Творца.

Вопрос: А вы тогда где будете?

Ответ: А я где-то там. Я говорю совершенно серьезно. Я не хочу, чтобы вы были обязаны мне, в чем-то зависимы от меня. Вы должны быть свободны в своем развитии.

Вопрос: А мы можем, пробуждая между собой значимость Творца, брать вас как пример, чтобы та важность Творца, которая есть у вас, соединялась с нашей?

Ответ: Я готов. Мною вы можете пользоваться, как угодно.

Из урока по запискам Рабаша, 02.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

На чем сосредотачиваться в духовной работе?

Как развить важность Творца?

Высшее предназначение определяет всё

За чистоту мыслей

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем опасность злословия в каббалистическом сообществе людей, которые объединяются и хотят достичь Творца, допустим, в маленькой группе?

Ответ: Цель каббалы заключается в том, чтобы привести нас к раскрытию Творца, к подобию Ему, чтобы человек, прилепившись к Творцу, подтолкнул Его к исправлению нашего мира, и человечество взошло бы на самую высокую ступень своего существования.

Поэтому каббала ратует за правильное использование побуждения к злословию, к выяснению. Я думаю, что у нас это впереди. 

Вопрос: Бывает такое состояние, когда ученик злословит по отношению к своему учителю, но в мыслях, не вслух. Как с этим бороться, и что с этим делать?

Ответ: Это плохо. Вербальные выражения или просто мысли одного человека, конечно, отличаются от мыслей других людей, находящихся поблизости. Но, в общем, если мы ведем расчет по его ощущениям, то его внутренние чувства принимаются в расчет в первую очередь. И если мы говорим о каком-то высшем суде, суде справедливости, истинности, тогда всё, что думает один о другом, раскрывается, и по ним идет расчет.

Вопрос: Что делать, если человек не может властвовать над своими отрицательными мыслями по отношению к товарищу, к учителю?

Ответ: Просить Творца, чтобы предостерег его, не дал ему возможность падать в такие мысли и вредить.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.03.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не позволять устам вызывать дурную мысль

Если один злословит, страдает вся система

Возвышаться над злословием

Внутренняя связь с великими учителями

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как выстраивать внутреннюю связь с нашими великими учителями: Бааль Суламом, РАБАШем, Вами, и через них с авторами Книги Зоар, чтобы постепенно приближаться к пониманию того, что они хотят нам передать?

Ответ: Мы должны выстраивать свое единение, начиная с тех видов связи, которые сейчас есть между нами, во взаимной помощи, во взаимном сочетании друг с другом.

Мы можем достичь такого состояния, когда будем существовать словно в одном теле, в которое начнем получать духовный свет, свет Книги Зоар.

И так постепенно приблизимся к пониманию того, что эта книга желает нам рассказать.

Нам нужно как можно ближе воспринимать наших учителей, будто они наполняют нас. И чем больше мы станем устремляться к ним, тем больше они будут приближаться к нам. В итоге мы начнем чувствовать их непосредственно находящимися в нас.

Из урока по статье из книги "Шамати", 15.03.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что кроется за текстами каббалистов

На руках великих каббалистов

Примите нас в свое собрание!

Найди себе Учителя (клип)

Как человеку правильно найти учителя?

Когда величие высшего мира не отпускает тебя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы терпеливо, из года в год, объясняете одни и те же вещи. Откуда в вас столько терпения?

Ответ: Вы знаете меня. Я абсолютно нетерпелив! Но у меня нет другого выхода. Это пример того, насколько величие цели, видение высшей картины мироздания превалирует над всеми моими животными свойствами.

Я жутко нетерпеливый, резкий, не выношу людей, затворник. Во мне собрано столько отрицательных свойств, что я сам себе поражаюсь.

Но когда я вижу духовную систему, включаюсь в нее, работаю на нее, то все эти свойства во мне работают наоборот, в обратную сторону. Я становлюсь терпелив, по двадцать раз объясняю одно и то же, каждое утро начинаю и каждый день заканчиваю так в течение многих лет. Хотя раньше этого даже быть не могло!

Я – человек, который совершил в своей жизни множество переворотов, пока не пришел к науке каббала. Я говорю даже не о себе, а о том, что эта система, представая перед тобой, покоряет, как бы порабощает тебя. Ты не можешь уже не работать на нее, потому что ее величие, гармония, совершенство не отпускают тебя. 

Ты не можешь перейти на нечто другое, поскольку, все равно что упадешь в навоз. Разве ты в нем останешься? Нет! Все-таки должен встать и отряхнуться.

А здесь райский сад! Правда, он незаконченный, тебе болит за то, что он такой, но система сама по себе светит тебе. И ты должен принять активное участие в том, чтобы полностью оживить ее.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Отрицательные свойства Лайтмана"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преданность цели

Терпение каббалиста

Важность цели и несносный характер

На ошибках не учатся

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорили, что в действительности дети никогда не учатся на ошибках родителей.

Ответ: Конечно. А как это может быть? Нельзя передать другому свой жизненный опыт даже в нашем мире, а тем более в духовном.

Я помню своего учителя, который сидел передо мной длинными зимними вечерами в Тверии, и я донимал его такими же вопросами. Он смотрел на меня с состраданием, глазами, полными жалости. У него были очень выразительные глаза.

Я видел, что он сочувствует мне, но ничем не может помочь больше того, что пытается объяснить, направить, подсказать. Обычно после моих вопросов он вздыхал и говорил: "Давай что-нибудь почитаем". И всё, ничего другого.  

Помню, мне было очень плохо. Мы поехали с ним на прогулку в лес Бейт Шемен. Это было в самом начале моего обучения. Я занимался у него около года, а год для изучения каббалы – это ничто. Он видел, что я весь словно разодранный на куски. Я взмолился: "Помоги мне хоть чем-то!". Такие просьбы вообще не свойственны мне, но у меня вырвалось: "Помоги!"

Он посмотрел на меня с такой болью, как отец, готовый отдать все своему безнадежно больному ребенку, но ничем не может помочь. Мы сели на скамейку, я даже сегодня могу показать это место. Он извлек из кармана статью "Спереди и сзади Ты объемлешь меня" ("Ахор вэ кедэм цартани") и стал читать мне. Это статья из книги "Плоды Мудрости", которую тогда мы только подготавливали к изданию. 

В принципе, заголовок этой статьи можно перевести как "Со всех сторон управляю Я тобой". Не могу сказать, чтобы я что-то понял в ней. Но что еще можно дать начинающему?

В данном случае речь идет о тех людях, которые стремятся проникнуть в духовную систему, им плохо от того, что они ее не знают, не постигают, – в них говорит эта боль! Ведь ничто материальное в то время на меня не давило. Я был прекрасно устроен, здоров, молод. Именно духовного мне не хватало!

Вопрос: Сейчас вы можете оценить, как он воспринимал вас в тот момент? Вы же, по сути, были частью его.

Ответ: Конечно, я был включен в него. Он воспринимал меня как маленькую систему, которую надо настроить, а он сочувствует ей, очень хочет помочь, и она реагирует естественным образом. А что еще можно сделать? Надо просто продолжать работать с ней и ждать результатов.

Конечно, он переживал за меня, но переживал как отец за ребенка, находящегося не в безнадежном состоянии. А у отца есть микстура, которую он ежедневно дает ребенку и видит, что в итоге тот выздоровеет и сделает то, что нужно.

Однажды я не смог преодолеть себя и не поехал за ним, чтобы повезти на море. Тогда его повез другой ученик, который по дороге спросил: "Почему вас всегда сопровождает только Михаэль?". Рабаш ответил: "Я ничего не могу сделать. У него особая душа".

Я узнал это спустя 20 лет от того товарища при случайной встрече. Я даже не думал об этом и, более того, удивился, как это Рабаш так сказал обо мне другому ученику.

Поэтому, когда смотришь на ученика, ты принимаешь во внимание всё его будущее, и оно настраивает тебя на соответствующее отношение к нему. Ты терпишь его выходки и ведешь вперед, или чаще "бьешь", а может быть, наоборот, вытаскиваешь "за чуб".

Из беседы "У меня зазвонил телефон. На ошибках не учатся"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ребенок всему учится сам

Процесс духовного взросления

Как младенец на руках матери

Включаться в желания других

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорили, что есть некая бесполезность передачи информации, когда ты не знаешь чужого желания. На вопрос, как должно работать распространение, вы ответили: "Ты должен взять желание человека, "одеть" его на себя", – то есть из своего опыта передать эту информацию, и только тогда она сработает.

Как именно Вы это делаете? Ведь каждый случай у вас индивидуальный, нет такого, чтобы ваш ответ был запрограммирован.

Ответ: У меня никогда нет запрограммированных ответов, поскольку каждый раз, когда я с кем-то общаюсь, я подключаюсь к нему и включаюсь в его желания.

Во-первых, я ощущаю всю систему мироздания, правда на том уровне, на котором могу ее ощутить. Как человек ощущает наш мир, так я ощущаю более внутреннюю систему связи между всеми, место этого человека и свое место в ней. Исходя из этого, между нами происходит контакт.

И неважно, что он мне говорит, и даже, может быть, что я ему говорю. Важно, что этот контакт всегда направлен на то, чтобы достичь максимального соединения, максимального внесения этого человека в общую систему мироздания. 

Допустим, передо мной находится какой-то один личностный элемент, а я подключаю его к общей системе именно в то время, когда с ним общаюсь. И так с каждым из моих учеников.  

А далее, если он продолжает это сам, то становится уже самостоятельным элементом в этой системе и действует в ней. Но его подключение произвел я, со своей стороны. А он должен продолжить со своей. То есть каждый раз я как бы рожаю его на каком-то уровне, в каком-то мире, а дальше он должен выкарабкиваться, продолжать жить.

Как животные рожают детенышей, и те слепые, не умеющие держать голову, ползают вокруг мамы, так и человечек, который еще более беспомощен, должен пытаться выжить, как они.

Вопрос: Это вы описали состояние ученика относительно вас. А как ученик может произвести то же самое относительно кого-то другого?

Ответ: Люди в общении между собой постоянно делают то же самое, только они этого не видят, не понимают, и, конечно, выполняют на гораздо более низком уровне.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Эффективная передача мудрости"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как распространяется внутренняя информация?

Наполнять чужие желания как свои

Контакт в силовом поле

Как понравиться учителю?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В статье Бааль Сулама "Перед созданием плода" (Шамати, 245) сказано: благодаря тому, что человек находятся в слиянии с истинным учителем, то есть все желание его – лишь отдавать, тогда он должен делать действия, чтобы понравиться учителю.

Что означает понравиться учителю, и как это проявляется в десятке?

Ответ: Учитель требует от вас только одного – все время приближаться к Творцу через десятку. Вот и все. Хотите понравиться? Делайте это действие. Больше ничего не нужно.

Из урока по статье из книги "Шамати", 10.02.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Место работы учителя

На чем сосредотачиваться в духовной работе?

Прилепиться к учителю

Стоит ли делиться личными ощущениями?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что относится к свойствам, которые нельзя раскрывать человеку?

Ответ: Какие-то личные впечатления и переживания.

И хотя на подготовительном этапе они таковы, что ничего запретного в них нет, все равно лучше, если человек более-менее скрывает их от других.

Вопрос: А мы можем делиться своими ощущениями с учителем, открывать ему сердце?

Ответ: Лучше не надо. Но вы можете свободно задавать вопросы на уроке. Ничего тайного, что вы должны скрывать, пока у вас нет.

Из урока по статье из книги "Шамати", 06.02.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему нельзя говорить о своих духовных состояниях?

Передача духовных ощущений

Не делиться личными постижениями

Прилепиться к ступени праведника

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если мы выполняем всю внешнюю работу, то что же есть во внутренней работе, помогающей прилепиться к ступени праведника, и какие действия приведут к подъему?

Ответ: Прилепиться к праведнику можно только выполнением его пожеланий, т.е. учиться, сближаться с товарищами. Все, что мы изучаем – это желание праведника. И если в какой-то мере оно становится желанием ученика, то ученик считается приближающимся к праведнику.

Поэтому мы можем слиться с Творцом только лишь выполняя сближение между нами и Творцом над всеми теми обстоятельствами, которые Он посылает нам.

Из урока по статье из книги "Шамати", 16.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

С позиции праведника

"Чтобы сердце искренне полюбило ближнего…"

Не отталкивай мысли о милосердии Творца

Поднять дух товарища

каббалист Михаэль Лайтман 0-группаВопрос: Если товарищ не чувствует нехватки в духовном, то ему вроде бы нечем помочь. Но в своих статьях Рабаш дает совет, что всегда можно поднять его настроение, его состояние духа.

Есть ли у вас какие-то рекомендации, как поднять дух товарища?

Ответ: Для этого надо подать пример и вовлечь его в более оптимистичное расположение духа. Например, я пытаюсь поднимать дух моих учеников на всех уроках.

Вопрос: А как вы это делали, когда учились у Рабаша?

Ответ: Мы говорили о добрых силах в мире, о том, насколько Творец ждет и стремится привести нас к взаимному объединению, отдаче, любви.

Вопрос: Ученик может поднять дух своему учителю?

Ответ: Да, потому что учитель любит его, и тот своими действиями может поднять дух учителя, показывая свое хорошее продвижение в свойствах отдачи и любви. 

Вопрос: Допустим, проходя мимо меня, вы увидите, что я читаю "Учение Десяти Сфирот". Это как-то повлияет на ваше настроение?

Ответ: Даже если я увижу, что ты просто читаешь книгу по каббале, это поднимет мне настроение.

Вопрос: Или, к примеру, вы узнаете, что я прихожу за час до урока и готовлюсь к нему?

Ответ: Это вообще особое отношение к уроку, которое вызовет во мне желание помочь тебе, одобрить тебя.

Из ТВ программы "Практическая каббала", 19.12.2023

На чем сосредотачиваться в духовной работе?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На чем больше сосредотачиваться в духовной работе: на величии учителя, который постоянно направляет нас, или на величии десятки?

Ответ: Учитель существует как бы сбоку. Ты включаешься в десятку, и вместе с десяткой устремляешься к Творцу.

Учитель вас обучает, поддерживает, направляет, подталкивает, но все равно он словно посторонний элемент. Конечно, вы получаете от меня направление, силы, примеры, язык, все. Тем не менее, главное – устремляться через товарищей только к Творцу, быть в союзе с ними и лететь к цели.

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прилепиться к учителю

Из духовного прицела – в Творца

Прилепиться к учителю или прилепиться к группе?

В согласии с учителем

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек должен действовать в согласии со своим учителем. (Бааль Сулам, Шамати 187. "Разрешение [противоречия] посредством усилия")

Вопрос: У меня такое ощущение, что я перенимаю ваш четкий духовный язык и думаю вашими словами, говорю ими, отвечаю ими, а то, что не соответствует вашим словам, словам Рабаша и Бааль Сулама, не принимается. Когда начинаешь чувствовать свой язык, то все время одолевают сомнения, что неверно думаю, неверно говорю.

Как правильно пользоваться своим опытом, чтобы действовать в согласии с вами и с Творцом?

Ответ: Не нужно пользоваться своим опытом, а получать все только от меня.

Вы должны пытаться действовать только своим разумом и тем, что читаете и слышите из первоисточников Бааль Сулама и Рабаша. Тогда вы точно будете идти вперед и нигде не ошибетесь.

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подражание каббалисту

Согласиться с учителем

Несогласие с учителем

Страница 1 из 6712345...Последняя »