Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Как стать учеником каббалиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Проходят годы, прежде чем ученик действительно становится учеником каббалиста и может получить методику от учителя.

Как происходит это преобразование? Почему должно пройти определенное количество изменений в человеке, и произойдет ли?

Ответ: Дело в том, что мы работаем по общей системе, нас ведут. Нам надо выполнять необходимые действия, которые прописаны нашими учителями, прошедшими этот путь, и тогда все будет хорошо.

Здесь нужна постоянная работа над одним и тем же материалом, то есть над нашим эгоизмом, приподниматься на ним вместе с товарищами, чтобы четко осознавать свое направление, свое место, свою связку, находить Творца в соединении между нами. Это простые действия, но они постоянно меняются, потому что меняются наши ощущения.

Так что, ничего тут сложного нет. Взаимная поддержка (арвут) – вот это самое главное! Если она существует, тогда можно идти вперед. Если ее нет, то просто ничего не произойдет. Главное – достичь взаимного обязательства. Каждый поставляет другому необходимые условия для исправления, и тогда он получает от всех.

Выход из себя, забота об исправлении другого в том, что ты ему поставляешь все, чтобы он ни в чем не нуждался, а только смог думать вне себя. Это самая большая проблема. Если люди начнут это ощущать, тогда никаких проблем у них больше не будет. Они уже смогут приподняться над собой.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как стать учеником каббалиста?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как стать учеником каббалиста?

Жить одной идеей

Требования к посвящению в ученики каббалиста

Какие ученики нужны каббалисту?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Есть такие ученики, которые отходят от нас, но остаются как-то подключенными к нам.

Ответ: Эти люди пытаются приспособить свои занятия каббалой к нашему миру. Они не могут оторваться от нас, поскольку хотят использовать эгоистический мир для своего материального подъема вверх.

Например, человек настаивает, чтобы я объяснял каббалу академикам, политикам, потому что сам хочет выглядеть мудрым в глазах всего мира, желает гордиться своим приобщением к каббале.

А мне это совершенно не нужно, ведь в великих этого мира нет ничего великого. Поэтому он начинает предъявлять претензии, почему я не объясняю каббалу большим людям, не хожу к ним на поклон. 

Зачем мне это надо? Мне нужны ученики, которые будут реализовывать каббалу в себе, внутри себя, и этим исправлять мир! А такой популяризацией я не собираюсь заниматься. 

И вообще меня не интересуют люди, которые не могут реализовать на себе духовные законы. По определению каббалы они считаются животными, то есть довольствуются животным уровнем.

Я ими не пренебрегаю, а просто сортирую по линейке желаний. В них превалируют желания к этому миру, а мне нужны люди с желаниями к Высшему миру. Допустим, тебе дали желание к Высшему миру, а ты начал реализовывать их в направлении нашего мира. Тогда оставайся с ними! Ничего не сделаешь.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Чего ждать от каббалы?"

Благодаря группе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Группа для вас как лаборатория? Вы как бы создали себе такое окружение, которое позволяет вам непосредственно развиваться?

Ответ: Да. Конечно. Они со мной, а я с ними. Обязательно!

Если бы не группа, я развивался бы в другую сторону. Группа тянет меня за ноги вниз, приземляет меня. Посмотрите, какие у нас телевизионные записи о семье, о любви, о безработице и т.д. Чего там только нет! Все это можно найти в архиве.

Сам я этого никогда бы даже не выдал. Но ведущий начинает вытаскивать из меня информацию, как фокусник, вытаскивающий связанные вместе цветные платочки, и я говорю. А без группы не смог бы. 

То, что мы сделали за последние годы: методику исправления для начинающих, методику воспитания детей, курсы для начинающих, – этого ничего ведь не было в каббале. Это все абсолютно новое! И все для нашего времени! Без группы я это никогда бы не разработал. 

Я ведь просто наговариваю, а ученики затем все это оформляют и сшивают в обложку. Я физически не справился бы с этим и вообще даже в эту сторону не пошел! Я стремился бы больше вверх. У меня не было бы языка все объяснить! Я крутился бы в мире Ацилут в своих исследованиях, но не в этом. 

А ученики меня постоянно приземляют. И правильно, потому что этого требует мир.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Кто управляет Лайтманом?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовная лаборатория

Проявление взаимосвязи

Учитель – старший товарищ

Если нет связи в группе…

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бывает, что вы говорите ученику: "Сделай вот так". И видно, что его начитает крутить, потому ваш совет против всех правил. А вы говорите: "Это лучше для твоего развития", – и оставляете его наедине с самим собой.

Ответ: Но что же я могу сделать? Иногда чуть-чуть показать человеку, что он находится близко к духовным действиям, но проскальзывает рядом, не хочет войти в них. Внутренняя эгоистическая безопасность отталкивает его от этого, бережет себя.

Вопрос: Вы как-то приводили пример: ты едешь в автобусе, который трясется, и либо ты схватишься за поручень и тебя выбросит, либо сделаешь то, что не свойственно эгоистической природе, схватишься за товарища и это тебе поможет. Неужели так это работает?

Ответ: Если нет связи в группе, удержаться очень сложно! А через природные страдания просто невозможно! Это такие ужасные страдания, когда ты должен будешь отказываться от своего эгоизма во всем, в каждом элементе, то есть рвать себя на куски медленно, по частям, по каждой клеточке.

Поэтому нам надо понять, какое изумительное средство есть у нас – высший свет, который мы можем привлечь через наши правильные взаимодействия между собой. Он может на нас легко влиять и мягко изменять.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ученик и учитель – правильный контакт"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десять в одной лодке

Союз товарищей

Чтобы не смыло в море

Подпитка с духовного уровня

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Говоря о духовном, вы даете всем важность цели. А насколько важно, чтобы вам говорили о важности цели? Как вы сами себе поднимаете эту важность?

Ответ: От учеников! Но в отличие от вас я чувствую вашу внутреннюю связь, кто вы такие внутри. Между собой вы говорите то, что видите, а я вижу следующие слои. Там вы все взаимно связаны, преданы отдаче, любви.

Там вы все находитесь на духовном уровне, и оттуда я питаюсь. Поэтому я никогда не бываю в каком-то разбитом состоянии.

Реплика: Иногда, когда вы приходите на урок, чувствуется, что вы еще не вошли в него.

Ответ: Нет, это не значит, что я не вошел. Это значит, что я вышел из прошлого состояния, поскольку перед уроком я обязательно занимаюсь подготовкой к нему минимум минут 40, если не час. Так что, я не прихожу на урок, едва раскрыв глаза.

Я встаю, делаю небольшую зарядку, принимаю горячий душ, сажусь за компьютер, обязательно прохожу какие-то материалы и только потом иду на урок. 

Чтец начинает читать текст, и я сразу же должен на него реагировать. Я должен в нем жить, а не просто так отрапортовать.

Я должен находиться в постоянной интеракции с материалом: Бааль Сулам, Рабаш, Рамхаль. Для меня Зоар – это мой мир! Существует животная часть мира и человеческая часть. Человеческая часть – в этом я.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Кто управляет Лайтманом?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Состояния каббалиста

Истинность духовного пути

Пример рабби Йоси бен Кисма

Заготовка на будущее

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как происходит ваша совместная деятельность с учениками: контакт, симбиоз, соединение?

Ответ: Когда ученики задают мне вопросы, передают мне свое желание, я начинаю копаться в себе и нахожу ответ. А у самого меня нет этих вопросов. Как ребенок спрашивает: "Папа, как это устроено?" – то папа начинает об этом думать и объяснять ему, а так папа и не подумал бы об этом.   

Но для меня нет проблем. Допустим, папа должен знать какой-то прибор, инструмент или какую-то историю, а если он не учился этому, то он не может дать ребенку ответ. А у меня нет такой проблемы, потому что я нахожусь в общей системе мироздания. Поэтому, когда ученики меня что-то спрашивают, своим вопросом они высвечивают мне эту систему, и я им объясняю. Проблема только в том, как все преподнести, чтобы им было понятно.

Реплика: Но все же понимают, что это буквально секундное озарение, которое потом исчезает из человека.

Ответ: Неважно! Если оно уже прошло во всех, то остается в этой системе. Если желание людей подключилось к моему, к моим возможностям и сделало раскрытие, то это остается в мире и облегчает всем его дальнейшее раскрытие и использование.

Этим я в потенциале раскрываю следующие ступени, которые потом будет очень просто раскрыть. Иными словами, ступени уже существуют, а вы по ним будете подниматься. Это я заготавливаю на будущее.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как Лайтман использует учеников?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из общего замысла творения

Критерий ответов на вопросы

Каждому вопросу – свое время

Учитель и ученик – правильный контакт

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы сказали, что правильно воспринять слова учителя, в принципе, просто, если ты включаешься в его желания, в желания высшего.

Ответ: Если я это делаю для того, чтобы достичь чего-то духовного, тогда это меня развивает.

А если я это делаю либо из-за принуждения, в страхе наказания, либо потому что мне необходимо какое-то вознаграждение, как солдату в армии: или я хочу быть генералом, или я вынужден служить, иначе меня накажут, – тогда что же я от этого имею?

То есть очень важно, перед кем я себя аннулирую, ради чего я это делаю, какую цель преследует мой учитель или высший, и какую цель преследую я.

Этот контакт разумный, заранее установленный, добровольный, постоянно обновляющийся, находящийся под анализом обоих. Такой контакт необходим, но создать его совсем непросто. Для этого ученик и учитель должны понимать друг друга. 

Они должны быть как две личности, которые осознают, в каком состоянии находится каждый из них. Межу ними существует четкая договоренность: мы вступаем в такой контакт, когда то, что есть у учителя, он хочет передать ученику, и ученик согласен это принять, он просит учителя дать ему это.

Они согласны на определенные виды отношений, когда вынуждены быть неприятными друг другу, давить друг на друга, каким-то образом преодолевать совместное отдаление. Ученик станет чувствовать антипатию, даже отвращение к учителю, а учитель должен это понимать и помогать ученику адаптироваться к новой связи на новом уровне. То есть они идут вперед, чтобы работать над включением ученика в учителя, менять природу ученика, вылепить из него что-то совершенно новое. 

И ученик на это согласен. Он сам идет на эту операцию по собственному преобразованию. Он отдается в руки учителя, чтобы тот начал ваять из него нечто совершенно новое. Так ученик проходит на себе все этапы перерождения, когда он полностью меняет в пути свое прошлое естество. Для этого требуется очень серьезная совместная работа. 

Если она проводится в группе, и товарищи поддерживают друг друга, это намного проще. А если они не думают об этом, не поддерживают друг друга, тогда у них нет возможности это сделать.

Я надеюсь, что у нас еще будет такая возможность.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ученик и учитель – правильный контакт"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чувствовать учителя

Взаимоотношения учителя с учеником

Два вида связи между учителем и учеником

Как найти настоящего Учителя (клип)

Как найти настоящего Учителя

Чувствовать учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы часто слушаем учителя, думая, что восприятие его слов происходит через барабанную перепонку. А как это воспринимать не через вибрацию воздуха? Вы сказали, что в каббале слышать учителя – это большая работа.

Ответ: Конечно. Слышать надо через совпадение свойств, через устремление к учителю, через состояние, когда ты пытаешься "влезть" в него и полностью адаптироваться к нему.

В нашем мире учителя обычной школы тоже желательно понимать, чувствовать, соединяться с ним, если он действительно хочет передать тебе свое знание, свой подход. Ведь это не просто знание из книги – он желает передать тебе свой взгляд, свою философию. Тогда тебе очень важно быть ближе к нему.

Этим отличается мертвая западная наука от наук, которые преподавались на Востоке, в Тибете, в Китае, неважно где. Это совсем другая школа. Там подход к учителю был как к дервишам, суфиям, равам, как к духовным учителям.

На Западе ты не должен был входить в особый внутренний контакт с преподавателем, там все было направлено не на сближение, а на индивидуализм. А на Востоке наоборот, главным было объединение, и ученики всегда сосуществовали вместе с учителем. 

Это была целая система, хотя в наши дни мы отошли от нее и всё это уже не имеет никаких первоначальных форм.

Где сегодня все эти правильные отношения, которые Авраам когда-то передал своим ученикам и отправил их на Восток?.. Тогда все эти учения перешли из Древнего Вавилона на Восток, каждое в подобии своим племенам, своим народам, и постепенно развились в тибетские, индийские, мусульманские и т.д. Но сегодня это уже не имеет места на земле.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ученик и учитель – правильный контакт"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Научиться слушать учителя

Как начать слышать, что говорит учитель

Учитель-путеводитель

Плюсы и минусы чертежей

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Во время уроков вы стараетесь не рисовать чертежи, чтобы ученики не привыкали к ним?

Ответ: Да. Если я рисую круг, то в то же время объясняю, что это такое-то свойство, линия – такое-то. Направление линий вправо, влево, вверх, вниз обозначают духовные свойства и так далее.

Тем не менее, людям очень трудно уйти от визуального восприятия. Они все равно обозначают для себя наш мир и Высший мир одинаковыми средствами выражения и приходится постепенно удаляться от изображений. Сейчас я делаю гораздо меньше чертежей, чем раньше.

В духовном мире, где существует огромное количество слов, чтобы ввести человека в определенное состояние, подобное духовному, о котором ты желаешь ему рассказать, чтобы он мог что-то почувствовать, иногда необходим рисунок. Например, Ари нарисовал "Древо жизни" – "Сэфер Аэлан" ("элан" – это дерево, "Книга Дерева").

Мой учитель Рабаш вообще не рисовал. Последние 12-13 лет его жизни я был рядом с ним, и мне кажется, что я, наверное, испугал его своими чертежами. 

В начале изучения каббалы я все изображал в чертежах: круги, стрелки, рисунки, различные соотношения. У меня не было возможности правильно поставить вопрос, и поэтому я хотел, чтобы он понял мой вопрос из рисунка: так это или не так, и объяснил, почему.

Я навалил на него такое количество чертежей, особенно о мире Бесконечности – круги одни в другом, накладывающиеся, сопрягающиеся – что это его испугало. Я много рисовал и притом по тексту, а не просто, что мне вздумалось. А он, когда это увидел и понял, что я так задаю вопросы, сказал: "Все. Будем учить по-другому". 

Но я не перестал чертить, только ему уже ничего не показывал. Я чертил для себя, потому что рисунок выражает очень конкретные состояния, и условно ты можешь выразить на нем все, что угодно, если только четко его понимать и принимать.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Почему человек рисует?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему человек рисует?

Входной билет в духовный мир

Можно ли передавать духовные состояния?

Образ, который нужно уважать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Меняется ли отношение иерархий между людьми, например, между вами и учениками?

Ответ: Мне трудно сказать, потому что, с одной стороны, я отношусь ко всем как к ученикам. С другой стороны, я внутренне очень глубоко отношусь к ним как к товарищам. Здесь возникает проблема состыковки меня, как учителя, с одной стороны, и трудности выражать себя, как товарищ, с другой стороны.

Сейчас я постепенно пытаюсь это делать, но боюсь, что при этом упаду в их глазах, они станут мною немного пренебрегать, как более близким к ним. И это усложнит их путь – они меньше будут от меня воспринимать, менее ценить. Так устроен человек. Я боюсь, что этим я недодам им силу движения вперед.

Поэтому я должен окрикнуть, надавить, показать пример, потребовать. А если я буду наравне с ними, что же тогда будет для них стимулом? Только лишь то, что они будут друг друга ценить и меня ценить выше того, что они видят всех равными? Это очень тяжело.

То есть мне надо показывать себя как образ, который они должны уважать. От этого у них появится движущая сила.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Предвзятое отношение к товарищу"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Величие учителя

Может ли ученик стать для учителя товарищем?

Учитель – это духовная система

Чего можно стесняться?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Как-то вы пытались на примере одного ученика дать пример другим. Он сразу же стал оправдываться, и вы ему попытались объяснить, что надо это принимать.

Ответ: Каждый человек должен искать в себе самые разнообразные свойства. Мне же надо показать на ком-то, может быть шутливо отвести в сторону, чтобы люди увидели это. А как еще мне передать впечатление или какую-то наводку человека на себя?

Реплика: Часто бывает так, что вы говорите в целом о состоянии группы, но иногда переходите на личности.

Ответ: Ну и что? Пусть все учатся! В чем нам стесняться друг друга?! В чем я могу себя стесняться?! В нашем мире я иду к врачу, рассказываю ему обо всем, он берет у меня анализы – тут стесняться нечего! – тело и всё, животное тело, с которым я себя не ассоциирую. Я говорю ему, что у меня такое-то давление, такая-то кровь, то-то и то-то.

Но когда мы переходим на чувственные вещи, то я стесняюсь, рассказывая врачу, что у меня такие-то чувства, такие-то влечения. Почему?! Ведь это тоже является нашим естественным, животным внутренним телом. 

Когда я говорю о духовном, здесь я еще более не "я". Я работаю над тем, что получил от Творца.

В животном теле мне не над чем работать: соблюдай диету, спорт, иди к врачу и всё. А в моем внутреннем, духовном теле я нахожусь в состоянии, когда действительно могу работать над собой. Это надо изучать.

И вся эта работа над собой тоже не лично моя! Она абсолютно у всех одинаковая! Все идут по тому же пути, если пытаются работать над собой! У всех те же провалы и те же проблемы!

Посмотрите, как написана книга "Услышанное" ("Шамати") или другие статьи и послания. Они написаны для всех! Кто бы ни был: индеец, турок или француз, молодой или старый, мужчина или женщина, совершенно не имеет значения! Для всех практически одни и те же пути. Чего тут стесняться?!

Душа на всех одна. Почему же я не могу говорить об этом вслух и везде, тем более, когда от этого зависит всё?! Мы же взрослые люди! Чего человек может стесняться?! Сегодня пришел, завтра ушел. Где он, что он? Ничего не знает. Посмотрите, какие глупости он делает, пока существует в этом мире.

Так как мне не говорить обо всем максимально раскрыто, только чтобы меня поняли?! Стесняются только маленькие дети, потому что отождествляют себя со своим телом: мое тело – это я. А по-настоящему взрослый человек не стесняется.

В каббале сказано: "Перестань стесняться, иди к Тому, Кто сделал тебя". Всё. Кто тебя сотворил, к Нему и обращайся.

Стесняться ты можешь только одного – если у тебя выдалась возможность сделать какое-то исправление, сделать добро в мире, и ты не сделал, – вот за это стесняйся! А больше ничего от тебя не зависит.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лайтман обидел ученика"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Двоякое отношение

Когда учитель хвалит или ругает

Ругаю, потому что желаю добра

Вне региональных границ

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорите, что в духовном не существует никаких региональных границ, что люди в разных странах проходят одни и те же состояния.

Ответ: А какое значение имеет, кто человек: мужчина или женщина, какой расы, национальности и т.д.? Это всё относится к физическим телам, а относительно духовного мира – кто мы такие? Какое отношение к нему имеет внешняя оболочка? Ее вообще не существует, кроме как в наших животных ощущениях.

Кто на этом останавливается, тот вообще не может двигаться вперед.

Вопрос: Получается, что люди в Америке и в Китае проходят те же самые внутренние состояния?

Ответ: Обязательно! Конечно! Какая разница, где они находятся физически?

Вопрос: Вы как-то сказали, что те, кто своей гордыней изолируют себя от других, тем самым как бы сами себя хоронят. Значит, это их проблема?

Ответ: Естественно, это их проблема. Они должны аннулировать себя намного больше, чем все остальные. 

Вопрос: Когда вы говорите, что мы находимся в таком-то состоянии, этим вы констатируете свое состояние или все-таки группы? Согласно восприятию реальности, что вы видите, то происходит и внутри вас?

Ответ: Конечно, я говорю, исходя из своего состояния. Всё раскрывается только относительно постигающего. Постигающий в данном случае – я, и я выражаю свое мнение. Только мое мнение важнее, чем мнение остальных, потому что они менее постигающие, то есть более зависимые, более попадающие под свои всевозможные расчеты.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Тиран и деспот"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Правильный духовный путь

Дети разных народов – единая душа единого мира

До вступления в жизнь

До вступления в жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Иногда вы вводите всю группу в такие состояния, когда ученики чувствуют, что надо прикладывать усилия, чтобы выйти из них. В любом случае это как бы часть вашей работы?

Ответ: Конечно. Это и есть воспитание! А для чего еще нужен преподаватель в каббале? Чтобы провести ученика по всем самым основным ступеням входа в Высший мир, а потом уже он сможет сам идти дальше. Точно так же мы в нашем мире поступаем со своими детьми – проводим их до вступления в жизнь.

Вопрос: В этом процессе вы реально испытываете то, что говорите, либо просто играете, чтобы ученики почувствовали это?

Ответ: Нет, я всё испытываю вместе с ними. Дело в том, что я сочувствую им, сопереживаю. Для меня эти сопереживания гораздо более глубокие, чем у них. Если им что-то не удается, им трудно, непонятно, я переживаю это намного больше, чем они. Я вроде бы даже ухмыляюсь, но, в принципе, внутри себя очень переживаю. Я в состоянии это пережить, потому что понимаю и вход, и выход из этих состояний, их необходимость. 

Так же как в нашем мире: если ребенок, допустим, чем-то отравился, ему надо поголодать. Так он кричит, хочет кушать, и родители страдают от этого, но, с другой стороны, знают, что нельзя давать ему есть, надо подождать. Или, например, они знают, что надо смазать его болячку йодом, будет жечь, но все равно делают это – и ничего страшного.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Тиран и деспот"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проблемы духовного роста

Вырасти из "коротких штанишек"

Учитель и ученики

Как почувствовать учителя?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы стараетесь замкнуть учеников друг на друге, на группе, чтобы в решении каких-то вопросов не было постоянного ориентира на вас?

Ответ: Я ни в коем случае не замыкаю учеников на себе, не играю перед ними в какого-то великого, умного или еще кого-то. Я играю перед ними роль методиста.

Я зацикливаю их друг на друге, потому что они могут решать все проблемы только между собой. Они должны объединиться и по моей методике, подключившись вместе ко мне, вобрать в себя высший свет.

Вопрос: Но без контакта с вами группа не работает, какой бы идеальной она ни была?

Ответ: Нет, неверно. Учителя может и не быть в этом мире – это неважно. Если ученики соберутся вместе, они внутри себя почувствуют меня и остальных каббалистов, которые выше меня. 

Вопрос: А как это уловить? Допустим, физическое величие учителя – это одно…

Ответ: О физическом величии вообще нет речи. Как это – физически смотреть на человека? Кто он такой? Он такой же кусок плоти, как и все остальные.

Учитель – это проводник высшего света на своих учеников и всё.

Вопрос: Допустим, группа собирается вместе и чувствует учителя, который уже не находится в этом мире. Каков индикатор, что они правильно чувствуют?

Ответ: Если ученики объединятся между собой, то в результате своего соединения ощутят меня, не гадая на стеклянном шарике или на чем-то еще.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как стать гуру?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Величие учителя

Настоящий учитель

Почувствовать желание учителя

Страница 12 из 70« Первая...1011121314...Последняя »