Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Чувствовать учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы часто слушаем учителя, думая, что восприятие его слов происходит через барабанную перепонку. А как это воспринимать не через вибрацию воздуха? Вы сказали, что в каббале слышать учителя – это большая работа.

Ответ: Конечно. Слышать надо через совпадение свойств, через устремление к учителю, через состояние, когда ты пытаешься "влезть" в него и полностью адаптироваться к нему.

В нашем мире учителя обычной школы тоже желательно понимать, чувствовать, соединяться с ним, если он действительно хочет передать тебе свое знание, свой подход. Ведь это не просто знание из книги – он желает передать тебе свой взгляд, свою философию. Тогда тебе очень важно быть ближе к нему.

Этим отличается мертвая западная наука от наук, которые преподавались на Востоке, в Тибете, в Китае, неважно где. Это совсем другая школа. Там подход к учителю был как к дервишам, суфиям, равам, как к духовным учителям.

На Западе ты не должен был входить в особый внутренний контакт с преподавателем, там все было направлено не на сближение, а на индивидуализм. А на Востоке наоборот, главным было объединение, и ученики всегда сосуществовали вместе с учителем. 

Это была целая система, хотя в наши дни мы отошли от нее и всё это уже не имеет никаких первоначальных форм.

Где сегодня все эти правильные отношения, которые Авраам когда-то передал своим ученикам и отправил их на Восток?.. Тогда все эти учения перешли из Древнего Вавилона на Восток, каждое в подобии своим племенам, своим народам, и постепенно развились в тибетские, индийские, мусульманские и т.д. Но сегодня это уже не имеет места на земле.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ученик и учитель – правильный контакт"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Научиться слушать учителя

Как начать слышать, что говорит учитель

Учитель-путеводитель

Плюсы и минусы чертежей

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Во время уроков вы стараетесь не рисовать чертежи, чтобы ученики не привыкали к ним?

Ответ: Да. Если я рисую круг, то в то же время объясняю, что это такое-то свойство, линия – такое-то. Направление линий вправо, влево, вверх, вниз обозначают духовные свойства и так далее.

Тем не менее, людям очень трудно уйти от визуального восприятия. Они все равно обозначают для себя наш мир и Высший мир одинаковыми средствами выражения и приходится постепенно удаляться от изображений. Сейчас я делаю гораздо меньше чертежей, чем раньше.

В духовном мире, где существует огромное количество слов, чтобы ввести человека в определенное состояние, подобное духовному, о котором ты желаешь ему рассказать, чтобы он мог что-то почувствовать, иногда необходим рисунок. Например, Ари нарисовал "Древо жизни" – "Сэфер Аэлан" ("элан" – это дерево, "Книга Дерева").

Мой учитель Рабаш вообще не рисовал. Последние 12-13 лет его жизни я был рядом с ним, и мне кажется, что я, наверное, испугал его своими чертежами. 

В начале изучения каббалы я все изображал в чертежах: круги, стрелки, рисунки, различные соотношения. У меня не было возможности правильно поставить вопрос, и поэтому я хотел, чтобы он понял мой вопрос из рисунка: так это или не так, и объяснил, почему.

Я навалил на него такое количество чертежей, особенно о мире Бесконечности – круги одни в другом, накладывающиеся, сопрягающиеся – что это его испугало. Я много рисовал и притом по тексту, а не просто, что мне вздумалось. А он, когда это увидел и понял, что я так задаю вопросы, сказал: "Все. Будем учить по-другому". 

Но я не перестал чертить, только ему уже ничего не показывал. Я чертил для себя, потому что рисунок выражает очень конкретные состояния, и условно ты можешь выразить на нем все, что угодно, если только четко его понимать и принимать.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Почему человек рисует?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему человек рисует?

Входной билет в духовный мир

Можно ли передавать духовные состояния?

Образ, который нужно уважать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Меняется ли отношение иерархий между людьми, например, между вами и учениками?

Ответ: Мне трудно сказать, потому что, с одной стороны, я отношусь ко всем как к ученикам. С другой стороны, я внутренне очень глубоко отношусь к ним как к товарищам. Здесь возникает проблема состыковки меня, как учителя, с одной стороны, и трудности выражать себя, как товарищ, с другой стороны.

Сейчас я постепенно пытаюсь это делать, но боюсь, что при этом упаду в их глазах, они станут мною немного пренебрегать, как более близким к ним. И это усложнит их путь – они меньше будут от меня воспринимать, менее ценить. Так устроен человек. Я боюсь, что этим я недодам им силу движения вперед.

Поэтому я должен окрикнуть, надавить, показать пример, потребовать. А если я буду наравне с ними, что же тогда будет для них стимулом? Только лишь то, что они будут друг друга ценить и меня ценить выше того, что они видят всех равными? Это очень тяжело.

То есть мне надо показывать себя как образ, который они должны уважать. От этого у них появится движущая сила.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Предвзятое отношение к товарищу"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Величие учителя

Может ли ученик стать для учителя товарищем?

Учитель – это духовная система

Чего можно стесняться?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Как-то вы пытались на примере одного ученика дать пример другим. Он сразу же стал оправдываться, и вы ему попытались объяснить, что надо это принимать.

Ответ: Каждый человек должен искать в себе самые разнообразные свойства. Мне же надо показать на ком-то, может быть шутливо отвести в сторону, чтобы люди увидели это. А как еще мне передать впечатление или какую-то наводку человека на себя?

Реплика: Часто бывает так, что вы говорите в целом о состоянии группы, но иногда переходите на личности.

Ответ: Ну и что? Пусть все учатся! В чем нам стесняться друг друга?! В чем я могу себя стесняться?! В нашем мире я иду к врачу, рассказываю ему обо всем, он берет у меня анализы – тут стесняться нечего! – тело и всё, животное тело, с которым я себя не ассоциирую. Я говорю ему, что у меня такое-то давление, такая-то кровь, то-то и то-то.

Но когда мы переходим на чувственные вещи, то я стесняюсь, рассказывая врачу, что у меня такие-то чувства, такие-то влечения. Почему?! Ведь это тоже является нашим естественным, животным внутренним телом. 

Когда я говорю о духовном, здесь я еще более не "я". Я работаю над тем, что получил от Творца.

В животном теле мне не над чем работать: соблюдай диету, спорт, иди к врачу и всё. А в моем внутреннем, духовном теле я нахожусь в состоянии, когда действительно могу работать над собой. Это надо изучать.

И вся эта работа над собой тоже не лично моя! Она абсолютно у всех одинаковая! Все идут по тому же пути, если пытаются работать над собой! У всех те же провалы и те же проблемы!

Посмотрите, как написана книга "Услышанное" ("Шамати") или другие статьи и послания. Они написаны для всех! Кто бы ни был: индеец, турок или француз, молодой или старый, мужчина или женщина, совершенно не имеет значения! Для всех практически одни и те же пути. Чего тут стесняться?!

Душа на всех одна. Почему же я не могу говорить об этом вслух и везде, тем более, когда от этого зависит всё?! Мы же взрослые люди! Чего человек может стесняться?! Сегодня пришел, завтра ушел. Где он, что он? Ничего не знает. Посмотрите, какие глупости он делает, пока существует в этом мире.

Так как мне не говорить обо всем максимально раскрыто, только чтобы меня поняли?! Стесняются только маленькие дети, потому что отождествляют себя со своим телом: мое тело – это я. А по-настоящему взрослый человек не стесняется.

В каббале сказано: "Перестань стесняться, иди к Тому, Кто сделал тебя". Всё. Кто тебя сотворил, к Нему и обращайся.

Стесняться ты можешь только одного – если у тебя выдалась возможность сделать какое-то исправление, сделать добро в мире, и ты не сделал, – вот за это стесняйся! А больше ничего от тебя не зависит.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лайтман обидел ученика"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Двоякое отношение

Когда учитель хвалит или ругает

Ругаю, потому что желаю добра

Вне региональных границ

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорите, что в духовном не существует никаких региональных границ, что люди в разных странах проходят одни и те же состояния.

Ответ: А какое значение имеет, кто человек: мужчина или женщина, какой расы, национальности и т.д.? Это всё относится к физическим телам, а относительно духовного мира – кто мы такие? Какое отношение к нему имеет внешняя оболочка? Ее вообще не существует, кроме как в наших животных ощущениях.

Кто на этом останавливается, тот вообще не может двигаться вперед.

Вопрос: Получается, что люди в Америке и в Китае проходят те же самые внутренние состояния?

Ответ: Обязательно! Конечно! Какая разница, где они находятся физически?

Вопрос: Вы как-то сказали, что те, кто своей гордыней изолируют себя от других, тем самым как бы сами себя хоронят. Значит, это их проблема?

Ответ: Естественно, это их проблема. Они должны аннулировать себя намного больше, чем все остальные. 

Вопрос: Когда вы говорите, что мы находимся в таком-то состоянии, этим вы констатируете свое состояние или все-таки группы? Согласно восприятию реальности, что вы видите, то происходит и внутри вас?

Ответ: Конечно, я говорю, исходя из своего состояния. Всё раскрывается только относительно постигающего. Постигающий в данном случае – я, и я выражаю свое мнение. Только мое мнение важнее, чем мнение остальных, потому что они менее постигающие, то есть более зависимые, более попадающие под свои всевозможные расчеты.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Тиран и деспот"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Правильный духовный путь

Дети разных народов – единая душа единого мира

До вступления в жизнь

До вступления в жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Иногда вы вводите всю группу в такие состояния, когда ученики чувствуют, что надо прикладывать усилия, чтобы выйти из них. В любом случае это как бы часть вашей работы?

Ответ: Конечно. Это и есть воспитание! А для чего еще нужен преподаватель в каббале? Чтобы провести ученика по всем самым основным ступеням входа в Высший мир, а потом уже он сможет сам идти дальше. Точно так же мы в нашем мире поступаем со своими детьми – проводим их до вступления в жизнь.

Вопрос: В этом процессе вы реально испытываете то, что говорите, либо просто играете, чтобы ученики почувствовали это?

Ответ: Нет, я всё испытываю вместе с ними. Дело в том, что я сочувствую им, сопереживаю. Для меня эти сопереживания гораздо более глубокие, чем у них. Если им что-то не удается, им трудно, непонятно, я переживаю это намного больше, чем они. Я вроде бы даже ухмыляюсь, но, в принципе, внутри себя очень переживаю. Я в состоянии это пережить, потому что понимаю и вход, и выход из этих состояний, их необходимость. 

Так же как в нашем мире: если ребенок, допустим, чем-то отравился, ему надо поголодать. Так он кричит, хочет кушать, и родители страдают от этого, но, с другой стороны, знают, что нельзя давать ему есть, надо подождать. Или, например, они знают, что надо смазать его болячку йодом, будет жечь, но все равно делают это – и ничего страшного.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Тиран и деспот"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проблемы духовного роста

Вырасти из "коротких штанишек"

Учитель и ученики

Как почувствовать учителя?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы стараетесь замкнуть учеников друг на друге, на группе, чтобы в решении каких-то вопросов не было постоянного ориентира на вас?

Ответ: Я ни в коем случае не замыкаю учеников на себе, не играю перед ними в какого-то великого, умного или еще кого-то. Я играю перед ними роль методиста.

Я зацикливаю их друг на друге, потому что они могут решать все проблемы только между собой. Они должны объединиться и по моей методике, подключившись вместе ко мне, вобрать в себя высший свет.

Вопрос: Но без контакта с вами группа не работает, какой бы идеальной она ни была?

Ответ: Нет, неверно. Учителя может и не быть в этом мире – это неважно. Если ученики соберутся вместе, они внутри себя почувствуют меня и остальных каббалистов, которые выше меня. 

Вопрос: А как это уловить? Допустим, физическое величие учителя – это одно…

Ответ: О физическом величии вообще нет речи. Как это – физически смотреть на человека? Кто он такой? Он такой же кусок плоти, как и все остальные.

Учитель – это проводник высшего света на своих учеников и всё.

Вопрос: Допустим, группа собирается вместе и чувствует учителя, который уже не находится в этом мире. Каков индикатор, что они правильно чувствуют?

Ответ: Если ученики объединятся между собой, то в результате своего соединения ощутят меня, не гадая на стеклянном шарике или на чем-то еще.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как стать гуру?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Величие учителя

Настоящий учитель

Почувствовать желание учителя

Величие учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Учитель должен оставаться перед учеником учителем, как система, как структура?  У ученика должно быть величие учителя?

Ответ: Величие учителя необходимо для того, чтобы впитывать от него методику развития и самим развиваться, чтобы подключаться к нему, потому что он выше тебя, он перед тобой, до тебя.

Поэтому чтобы ему передать тебе через себя высший свет, – а он обязательно пройдет через учителя, – ты должен подключиться к нему, как он подключается к своему учителю. А для того чтобы сделать это, ты должен в чем-то отменить себя перед ним. Это и называется величием учителя. 

То есть ты относишься к нему, как к своему источнику. Так устроен мир – по иерархии всё спускается сверху-вниз. А у учеников будут свои ученики, и так это пойдет, как древо жизни.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как стать гуру?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит величие учителя?

Иерархия в духовном

Без уважения к учителю и группе нет слияния с Творцом

Настоящий учитель

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорили, что учите учеников правильно задавать вопросы, поскольку тем самым передаете им свою матрицу.

Ответ: А иначе невозможно. Ведь ученик – это просто неоформленное желание, ничего больше в нем нет, кроме физической плоти. Учитель помогает правильно сформировать это желание, чтобы оно стало подходящим для получения света.

Учитель – тот, кто помогает тебе сформировать, точнее, сформовать твой сосуд.

Вопрос: Вы получили определенную матрицу от Рабаша. Насколько она похожа на ту, которую вы несете своим ученикам? Или они совсем разные?

Ответ: Эта матрица универсальная, она одна: подобие свету, свойству отдачи. А каждый ученик уже подгоняет ее под себя. Я его только учу, как это делать, подталкиваю то с одной, то с другой стороны: вот так сделай, так сделай, и так. 

Даже ученики художника или музыканта все равно рисуют или играют по-своему. Если он Мастер с большой буквы, он обучает их, как проявить свое дарование, особенность, индивидуальность. Он не навязывает им свою матрицу, чтобы просто отпечатать в них себя. Во-первых, это невозможно. Во-вторых, тогда это не учитель, а какой-то капрал в армии.

Учитель – тот, кто помогает ученику развиться индивидуально.

Вопрос: Как происходит процесс индивидуального развития ученика? Что именно вы делаете?

Ответ: Существует ежедневная систематическая работа. Мы видим, что это занимает годы.

В процессе духовной работы ученикам даются какие-то приятные или неприятные воздействия, может быть, личный пример, в основном отрицательный, а не положительный, чтобы они видели, что и я такой – и устаю, и плохо отношусь к кому-то, и что-то еще.

Короче говоря, ученику надо оставлять свободу воли, место для сомнений, место для раздумий: почему так или не так, он прав или неправ – и относительно учителя, и относительно себя самого. Его надо учить дерзать, сомневаться, ошибаться.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как стать гуру?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовная лаборатория

Интеракция учителя и ученика

В чем свобода учителя и ученика?

Самый большой эгоист в мире

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В каббале сказано, что у тех, кто больше своих товарищей, эгоизм больше. Наверняка вы самый максимальный эгоист из всех?

Ответ: Я всегда был очень большим эгоистом, настолько, что просто не мог слышать других, соучаствовать им.

Вопрос: А как сейчас у вас хватает терпения слушать самые глупые высказывания?

Ответ: Дело в том, что я включаюсь в спрашивающего, в его желание. А его желание – новое в мире. Неважно, что я его прошел, а он нет. В общей системе это желание еще не исправлено, и когда человек спрашивает, я подключаюсь к его желанию и произвожу исправление.

Для меня это возможность что-то сделать еще, поэтому я рад таким проявлениям. Одни и те же вопросы могут повторяться в течение тысячи часов, но каждый раз они задаются разными элементами общей системы душ, и поэтому каждый раз я смотрю на это, как на возможность исправления. Своим ответом я подключаю человека к духовному, и он продолжает дальше. Коммутация происходит через меня. 

Это просто система, такая же как то, что мы сегодня видим в технике, в компьютерах, в каких-то больших сетях. Это система! Она, конечно, работает совсем на других принципах. Во-первых, на принципах отдачи. Во-вторых, она интегральная, в ней все взаимодействует одновременно: нет времени, нет тактов. Это не импульсная система, а аналоговая. Ее невозможно описать.

Но, в принципе, влияние друг на друга в чем-то возможно. Молитвой называется раскрытие желания, а ответ на молитву – получение, наполнение желания. В Книге Зоар есть две такие очень интересные статьи: и про вознесение молитвы, и про наполнение – там описываются эти законы коммутации.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Самый большой эгоист в мире"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрыть духовную систему

Вопросы не бывают старыми…

Важность цели и несносный характер

Двоякое отношение

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Иногда, когда ваши ученики просят вашего совета относительно того или иного действия, вы отвечаете, что так не стоит делать, а потом в какой-то момент, как будто вы становитесь новым человеком и говорите: "Очень важно в это вложиться".

Ответ: Так происходит, поскольку я начинаю чувствовать, что люди уже готовы к этому действию. Здесь существует два этапа: когда я в это не включаюсь и еще не ощущаю готовность людей, и когда я чувствую их готовность, солидаризируюсь с ними и сам начинаю их толкать.

Реплика: Часто бывает, что вначале вы даже критично относитесь к их предложениям.

Ответ: Нет, это не критика. Дело в том, что я всегда захожу в любое состояние, которое мне предлагают ученики, с точки зрения отрицания, чтобы проверить это состояние, осознать его, и по ходу дела рассказываю, что я вижу с этой стороны.

А затем, ощущая их готовность к правильной реализации, я уже перехожу к тому, что, возможно, надо поступать так-то и так-то. Я по ходу прохожу эти состояния, не скрывая того, что так вижу с одной стороны, так вижу с другой, чтобы они получили общий обзор и поняли картину. 

Вопрос: Что ученик должен делать в данном раскладе, когда вы сначала говорите так, а потом по-другому?

Ответ: Действовать в соответствии с принимаемым решением. Я не думаю, что на этом надо останавливаться. Это всегда так происходит.

Реплика: Но вы как-то говорили, что за счет силы и желания можно продавить Творца.

Ответ: Естественно, так мы и делаем на каждой ступени. Ты обязан упросить Его. А для этого ты должен иметь настолько сильное желание, чтобы преодолеть Его сопротивление.

Конечно, желание тоже дается Творцом, но к тому, что Он тебе дает, ты должен добавить свои усилия.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Хитрый Лайтман?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель и ученики

Стратегия и тактика

Метод духовного воспитания

Пример рабби Йоси бен Кисма

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы часто приводите пример рабби Йоси бен Кисма, которому предлагали уехать от своих учеников, но он отказывался, потому что для него ученики были как духовный тренажер.

Ответ: Рабби Йоси бен Кисма ощущал своих учеников внутренне. Он видел не внешние их свойства, не так, как мы видим себя и мир, а через несколько слоев внутрь. Ведь все мы находимся в полном исправленном состоянии, только отделены от него 125-ю сокрытиями, как оболочками.

Так мы ощущаем – каждый через максимальную оболочку, на которой сейчас стоит.

А рабби Йоси попытался пройти сквозь все эти оболочки и увидеть их внутреннюю суть. Так он обнаружил их полное исправленное состояние, увидел едиными, великими, объединенными.

Он связывался именно с этим состоянием, а не с внешней группой. Для него это группа была как единое целое, нечто святое, находящееся в исправленном состоянии.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Духовный тренажёр"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выигрыш большого каббалиста

Собрание учеников выше великого мудреца

Не волшебник, а духовный воспитатель

В каббале нет давления

каббалист Михаэль ЛайтманВ каббале нет никаких манипуляций. Для чего их делать, если вся система задумана как реализация свободы воли каждым? Поэтому запрещено давить на человека, затягивать его явно, тайно, неважно как.

Такие штуки возможны только на уровне нашего мира, в эгоистических системах. Ведь на это делается особый расчет.

Даже когда родители заставляют ребенка, допустим, приобрести профессию, которую он не хочет, быть таким-то или другим, либо какие-то органы вынуждают людей действовать так-то или так-то под страхом наказаний – это все потом очень дорого обходится тем, кто оказывает давление. Ведь здесь ты входишь в противоречие с планом Творца привести человека к образу "Человек"! Это ужасно!

Эти люди, эти системы в следующих поколениях будут переносить огромные земные и духовные страдания, прежде чем выйдут из этого состояния, поскольку ограничивали других в свободе воли.

Самое главное – человек должен свободно развиваться! Только тогда он выполнит свое предназначение. И тот, кто ограничивает другого, обязан будет сделать двойное исправление. Это страшное дело! 

Все человечество так и идет на уровне нашего мира. А в духовном этого вообще нет. Там человек – хозяин своей судьбы.

Поэтому учитель практически ничего не спрашивает с ученика, только говорит: "Есть вопросы? Спроси". Экзамены устраивает? – Нет. Подталкивает куда-то? – Нет. Только подталкивает на какие-то действия, которые могут его дальше развить, но ни в коем случае ничего не диктует, – нельзя.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Насилие в каббале"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уровни потрясения

Только по желанию

Важно только желание

Только по желанию

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорите, что информация света находится в другой плоскости. Вы же, в принципе, оперируете именно информацией света и той информацией, которая понятна ученикам. Но через эту информацию вы все равно передаете тот слой, который, может быть, человеку даже не понятен. 

Ответ: Это происходит в той мере, в которой ученик отменяется относительно меня. Это не значит, что он становится моим рабом, прислуживает мне, делает подарки и т.д. Я отталкиваю таких людей и не позволяю им ничего подобного.

Но если человек внутренне согласен, желает впитать эту методику, принять в себя эту идею, эти изменения, эту трансформацию, чтобы все это проявилось в нем, тогда он получает через меня. Это зависит только от него. 

Это не зависит от меня. Как у родителей с маленькими детьми, – что они могут сделать, если ребенок не захочет?

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Насилие в каббале"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передача информации в каббале

Отмениться перед учителем

Отмена ученика перед учителем

Первые ученики каббалиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему ваши первые ученики был русскоязычными?

Ответ: Дело в том, что сначала я выпустил несколько книг на русском языке. Поэтому люди пришли ко мне и буквально заставили меня заниматься с ними.  В принципе, мне тогда легче было читать и писать на русском языке.

Кроме того, я не видел, чтобы в то время это было кому-то нужно на иврите. А так, в замкнутой русской культуре я чувствовал себя вольным и свободным.

Я боялся раскрывать себя на иврите. Кто я такой, хотя и ученик большого каббалиста? Но все равно не хватало уверенности, и было еще не время.

Это был 1991-1992 год. Я тогда давал беседы по радио на русском языке. Поэтому пришли русскоязычные и сказали, что хотят учиться. 

Вопрос: А почему вы чувствовали потребность выступать по радио? 

Ответ: Потребность созрела у меня давно. Сама каббала призывала к этому, и я ощущал некое внутреннее давление. Это как роды, когда то, что в тебе есть, ты выдаешь, рожаешь, и у тебя освобождается место для следующей порции, для следующего накопления, осознания материала.

Я накапливал материал, осознавал его, внутренне компилировал в себе и потом выплескивал в книгу. Таким образом я как бы рожал. Затем у меня снова освобождалась внутренняя полость. И снова можно было начинать думать над следующей темой, накапливать материал, обрабатывать, изучать по первоисточникам.

Это был огромный стимул развиваться, читать, обрабатывать, осознавать, выплескивать все на бумагу и получать реакцию от людей.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Корень души Лайтмана"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Начало распространения каббалы

Самая восприимчивая аудитория

Самая серьезная сила мира

Страница 12 из 70« Первая...1011121314...Последняя »