Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Как слиться с разумом и сердцем учителя?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно вести себя ученику, чтобы прикрепляться к вашему состоянию, в котором вы находитесь? 

Ответ: Это непросто, я знаю по себе.

Ученик должен пытаться использовать сердце и разум учителя, вклеиться в них, как будто нет своих.

Когда ты пытаешься это сделать, у тебя появляются огромный разум и огромное сердце, противоположные учителю, и ты начинаешь действовать. Твои разум и сердце – с левой стороны, учителя – с правой стороны. И посредине между ними ты пытаешься создать нечто, соединяющее оба этих объекта. Это непросто.

Таких людей в нашем мире мало и среди наших учеников мало. Их и не должно быть много, но в общем, есть. Они пытаются так поступать, а это многое значит. Главное – пытаться! Если таких людей будет много, то они количеством покроют качество.

Вопрос: Как правильно слиться с разумом и сердцем учителя?

Ответ: Только лишь просьбой к той же высшей силе, которая соединяет нас вместе, чтобы она помогла тебе отмениться перед учителем. И тогда он смог бы тебя воспитывать, как маленького ребенка. А так, твой эгоизм поднимает тебя выше, ты чувствуешь себя выше учителя, более знающим, понимающим, сильным, и в итоге не можешь от него ничего получить. 

Вопрос: Но как ученику проанализировать, правильно ли он включается в учителя?

Ответ: Надо начинать ощущать это, а иначе никак не сможешь понять.

Вопрос: Это не может быть ложным ощущением?

Ответ: Неважно. Попытки приведут к правильному результату.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лучший ученик Лайтмана"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Довериться учителю

Преданность Учителю

Связь с Учителем

Проводник в духовной цепи (клип)

Проводник в духовной цепи

Духовная лаборатория

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Иногда вы говорите своим ученикам: "Ребята, вы экспериментальная группа, на вас прорабатывается методика".

Ответ: Я с ними работаю. Они меняются, и таким образом мы можем выяснять всё более и более высокие, глубинные слои природы.

А я позволяю себе раскрыться в той мере, в которой они меняются. Так же, как любой преподаватель: если у него есть более продвинутые ученики, он может говорить с ними на более высокие темы.

Вопрос: Что лучше для вас, для вашей лаборатории?

Ответ: Я хотел бы, чтобы они были на моем уровне! Это было бы лучше всего. Мы вместе ставили бы опыты.

Вопрос: Допустим, рядом с вами есть 10-20 человек, находящихся в духовном постижении. Что это дает?

Ответ: Это дает совершенно иное исследование мира. Я бы очень хотел, чтобы было 10-20 таких учеников. Чтобы всё человечество поднялось! Мы были бы уже совершенно на другом уровне! Это другое измерение!

Это не наш мир, не ощущаемое нами самое низкое состояние. Для чего жить?! Не ради нашего бренного тела, а для того чтобы существовать на духовном уровне, в постижении, во взаимности!

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Духовная лаборатория"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Анализ духа

Цель каббалиста

Эксперименты каббалиста

Дозированное наполнение

каббалист Михаэль ЛайтманКаббалистическая методика строится на вопросах и ответах. А что еще есть в жизни? Вопрос и ответ, кли и ор, сосуд и свет, наполняющий его, плюс-минус, тьма-свет. Только из этих двух элементов состоит все вокруг и мы сами.

Вопрос: У начинающих учеников возникает огромное количество вопросов, и они получают огромное количество ответов. А те, кто учатся давно, на часть вопросов могут ответить сами, поскольку понимают, о чем речь, внутренне, исходя из самой методики, и им нет смысла задавать вопрос.

Но насколько все-таки важен вопрос, и насколько его нельзя гасить? Ведь чем больше человек учится, тем, наверняка, у него меньше вопросов?

Ответ: У него вопросы более тонкие, как у любого специалиста. Они касаются уже таких вершин, которые простому человеку непонятны, неинтересны, он не понимает их – они где-то там далеко, за облаками.

Со специалистом, конечно, разговариваешь по-другому. Ты с ним можешь говорить о каких-то мелких вещах, а он видит огромное наслаждение в их раскрытии, в их ощущении так же, как например, два биолога говорят о каких-то жучках, червячках или системах. Это естественно, ведь для специалиста это совсем другой мир. 

А начинающие приходят с широко открытыми глазами. Им, как новорожденному, нужно давать очень-очень дозированное наполнение, иначе они не смогут ничего воспринять. Это, кстати говоря, непросто.

Реплика: Порой бывает, что человек сваливает на новенького весь свой опыт, и тот просто в шоке.

Ответ: Нет. Преподаватели для начинающих проходят специальные курсы. Они знают, что делать: у них есть методика, книги, методички, как преподавать людям, и опыт, накопленный годами.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ответ на любой вопрос"

Предыдущие сообщения на эту тему:

В соответствии с подготовкой

Вопрос – это стремление к наполнению

Дать человеку порцию света

Довериться учителю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек – это неисправленный механизм. Что нужно добавить в него, чтобы он изменился в вашем восприятии?

Ответ: Я над ним работаю – еще немножко, еще немножко, еще… А он пока кричит, скачет, что-то делает за/против, чего-то хочет/не хочет, вдруг падает, спит, что-то еще… Другого пути нет. Я терпеливо жду.

Реплика: Но вы тоже непосредственно работаете над учеником. Это же не просто его работа.

Ответ: Конечно. Естественно.

Вопрос: Как ученик может позволить вам работать сильней?

Ответ: Тем, что он пытается плыть со мной, не сопротивляться внутренне, насколько можно. Это очень сложно!

Вопрос: Относительно Рабаша вы были таким же?

Ответ: Намного хуже. Это очень трудно! 

В одной из своих книг я описал рассказ Давида Лейкеса о беспрекословном доверии его учителю-каббалисту. Как-то вечером они сидели за трапезой, и в кармане ни у кого не было ни гроша, все они были очень бедные. И вдруг учитель сказал ему: "Давид, дай денег купить медовухи". Ученик засунул руку в карман и вытащил оттуда золотую монету. 

И это не фокус, а подлинная история: облачение света хохма в свет хасадим. Мы этого не понимаем, поэтому рассказ кажется нам сказкой или интересной притчей. Но на самом деле это так.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лайтман – до и после постижения"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Золотая монета в пустом кармане

Доверяю свою жизнь проводнику

Довериться старшему

Вечно молодая душа

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: У вас есть старые ученики, которые раньше были вспыльчивыми, нахальными, а потом изменились, стали более терпеливыми.

Ответ: Характер не имеет никакого отношения к духовному.

Душа не имеет возраста, она всегда молодая. Если она постоянно обновляется, то человек до самой последней минуты – ребенок. Он удивляется миру и смотрит на всё широко открытыми глазами, потому что для него мир всегда новый!

Иногда смотришь на людей: тяжелые, наполненные всякой информацией, – знай, что перед тобой пустой человек, ничего в нем нет! Если он каждую минуту не освобождается и не ощущает мир новым в своих обновляющихся свойствах, то он мертвый, у него нечему учиться, нечего спрашивать. Он только строит из себя важного, поскольку вобрал в себя мертвые знания и боится их расплескать.

Реплика: Бывает, что поначалу некоторые из учеников полны критики, а когда они проходят определенные состояния, то становятся более терпимыми и понимающими.

Ответ: Да, революцию тут делать не надо. Надо самим постичь, в чем проблема, и самим под нее подстроиться. 

Проблема в том, что в духовном не надо исправлять кого-то, надо исправлять себя. В духовном надо стремиться не к тому, чтобы что-то раскрыть, что-то получить, а к тому, чтобы у меня было желание к получению, желание к раскрытию! И тогда духовное проявится во мне.

В принципе, я нахожусь в океане бесконечного наслаждения и бесконечного знания. В той мере, в которой у меня есть к нему желание, я наполнюсь. Значит, нам надо работать не над тем, чтобы наполниться, а над тем, чтобы захотеть наполниться.

Это очень серьезная психологическая проблема, не очень понятная людям в нашем мире, потому что это другой мир.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Правильный самоанализ"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь – это постоянное обновление

Каждый миг человек должен быть новым

Родиться каждый день заново

Анализ духа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы чувствуете, насколько продвинулся ваш ученик?

Ответ: Провожу анализ и вижу. Анализ не медицинских показателей, а духа.

Духовное – это такое же материальное, только не для всех. Как ты мог бы сделать, допустим, анализ различных волн, радиоактивности, газов или каких-то еще природных явлений, так и я могу замерить параметры духа, а другой не может.

Вопрос: Но за счет чего это измеряется? За счет того, что человек делает какие-то определенные действия, либо у него всё-таки происходят внутренние изменения?

Ответ: Конечно, в нем происходят внутренние изменения. Я включаю его в себя, как бы в свою лабораторию, и измеряю по своей линейке. Раньше он доставал, допустим, до 20 делений, а сейчас – уже до 25.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Правильный самоанализ"

Предыдущие сообщения на эту тему:

От учителя к ученикам: на общей волне

Каббалист и его ученики

Контакт в силовом поле

После ухода Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ваш учитель Рабаш был уже пожилой человек. Вы знали, что, так или иначе, он уйдет. Вы готовили себя к его смерти?

Ответ: Мне было совершенно ясно, что в том окружении, в котором он пребывал, я не смогу прожить ни одного дня после того, как его там не будет. Я находился в этом месте и с этими людьми лишь ради него. Только лишь! Как только его не станет – не будет там и меня.

Рабаш ушел. Он умер у меня на руках, в больнице. Рядом никого не было, кроме меня. Это была пятница. Я позвонил и сообщил ребятам, что нашего учителя больше нет. В больницу стали съезжаться люди. В тот же день состоялись похороны, в 11 утра. Поехали в Иерусалим... Все это я помню, как во сне.

И все-таки я подумал, что мне нельзя так просто отрываться от остальных, хотя и понимал, что должен буду это сделать. Я думал, что надо как-то реорганизоваться в той же системе, в том же обществе. Ведь в каббале говорится об обществе, о группе – надо что-то делать. И я пытался.

В итоге я получил отторжение от остальных, а они от меня, и все раскололось на множество частей. Одна группа осталась в Бней Браке, другая в Иерусалиме, третья еще где-то. Как я полагал, так и произошло. 

Вопрос: То есть Вы прокручивали для себя "фильм", что будет после смерти Рабаша?

Ответ: Абсолютно точно. Нет сомнений. Я даже намеками говорил об этом с Рабашем. А почему нет?

Точно так же я сегодня могу говорить, что будет после того, как меня не станет: должна быть группа, такая же как сейчас. Ядро группы – те люди, на которых я и сегодня могу положиться. Я даже могу назвать их имена. Они могут вместе правильно вести группу и ни в коем случае не поддаваться никаким другим мнениям, которые выскакивают здесь и там. 

То же самое случилось и после ухода Рабаша. Сразу же появились выскочки. При учителе они сидели тихонько в углу, а сейчас почувствовали, что все равны. Ничего подобного! Нет равных.

Есть люди, которые не в состоянии, не понимают, не осознают, внутренне еще недоразвиты, чтобы быть внутри системы управления, ядра. И есть такие, которые по своей внутренней подготовке, по связи со мной, впереди. Для них характерна внутренняя самодисциплина, они могут дальше вести это дело. Поэтому, я думаю, так оно и сорганизуется.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наследие духовного учителя

Учеба у Рабаша: как это было

После ухода учителя

Рабаш: между двумя полюсами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В свое время Рабаш взялся обучать молодых, нерелигиозных ребят. Что он доказывал этим? Что каббала – это не религия? Или ему был важен прорыв?

Ответ: Я думаю, он увидел на моем примере, что тут возможен следующий шаг, и не мог сдержаться. Он совершил духовную революцию.

Конечно, Бааль Сулам мог бы сделать то же самое. Он пошел бы на все! Этот человек был готов разрушить все рамки. А Рабаш не мог себе этого позволить. Он не чувствовал себя на такой высоте. Он всегда был под отцом. Даже на фотографиях у Бааль Сулама взгляд направлен вверх, а у Рабаша, стоящего рядом, голова опущена. Это выглядит очень символично.

Но по работе со мной он увидел, что есть во что вкладывать, если я приведу других учеников, и поэтому согласился.

Вопрос: Наверное, многим трудно понять, что такое для Рабаша, прожившего всю жизнь в религиозном окружении, вдруг решиться и принять в ученики тех, кто вообще не имел к этому отношения. 

Ответ: И да, и нет. С одной стороны, духовный путь ставит человека в состояние постоянного страха, т.к. опускает его до самого низа, а с другой стороны, поднимает до самого верха.

Ты находишься между двумя полюсами, и у тебя не остается другого выхода. Ты буквально трясешься от каждой пылинки, от каждого листика, как зайчик под кустом, и одновременно понимаешь, что другого выхода нет: ты обязан.

Я это потом почувствовал. Думаю, что и мои ученики постепенно начинают понимать разрыв, который существует в подходе к миру в каждой душе.

Таким образом мы и должны состоять из страха, что называется, трепета перед Творцом, и из величия и силы. Эти две противоположности должны быть в каждом из нас. Чем больше они разнятся, тем человек мощнее.

Я уверен, что в Рабаше было и то, и другое. Это постоянно сопровождает тебя, ты не можешь от этого уйти. Причем обе противоположности должны слиться вместе – и страх, и сила, что дает возможность идти вперед, постоянно сомневаясь и все равно реализуя себя. Потому он пошел на это.

Надо было срочно менять обстановку, приводить ее к общему знаменателю. У меня была большая работа. Но я быстро от нее отошел, потому что понял, если я в этом увязну, то мне не видать себя. Поэтому мы с ним продолжили нашу личную линию связи.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабаш: духовный переворот

Рабаш: распространение каббалы

Нелегкий путь распространения каббалы

Обмануть учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Восприятие материальной жизни вашего ученика для вас так же открыто, как и духовное?

Ответ: Нет, материальная жизнь моего ученика не находится в том поле, в котором я с ним контактирую. Совершенно нет. Мне не обязательно знать, что делает человек. Я чувствую, что с ним происходит именно в его духовном развитии, но не в материальном.

Вопрос: И даже можете не знать, где сейчас он находится, например, в дороге или в каком-то определенном месте?

Ответ: Я этого не знаю.

Вопрос: Значит, ваш ученик может обмануть вас, сказав: "Я сейчас был там", – а на самом деле?..

Ответ: Физически? Конечно, может! Ведь это не его низшая духовная ступень, которая находится во мне. Во мне находится только его духовная ступень.

Вопрос: Совершая какой-то обман по отношению к учителю, ученик тем самым влияет на свою духовность?

Ответ: Несомненно, влияет. 

Вопрос: И вы чувствуете, как это меняется?

Ответ: Я не знаю, от чего, но то, что происходит его падение – это я вижу, ощущаю.

Вопрос: А что такое обман сам по себе? 

Ответ: Обман – это специальное несовпадение между низшим и высшим, или между тобой и товарищем, когда ты можешь сблизиться и намеренно не идешь на это. Это очень нехорошее действие, потому как оно вызывает двойное удаление.

То есть ты ставишь связь, которую мог бы сделать между собой и другими, не просто в отдаление, а в противоположность друг другу. Это и есть коварство змея.

Вопрос: Но как человек может себя обезопасить, чтобы не осуществить этот обман?

Ответ: Только лишь величием цели.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Обмануть учителя"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как ученик должен относиться к учителю?

Опуская учителя, ты падаешь сам

Внутреннее несогласие с учителем ведет к внешнему отдалению

Как младенец на руках матери

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Где грань, когда вы, как учитель, не можете вмешиваться и забирать свободу выбора ученика?

Ответ: В нашей духовной работе постоянно есть такие проблемы, когда мы буквально каждую минуту решаем, как правильно поступить, каковы наши мысли, намерения. В это нельзя вмешиваться.

Я вижу, в каких состояниях находятся мои ученики и иногда очень сочувствую им, переживаю, мне больно, так же как матери за сына, когда он тяжело болеет и она ничем не может ему помочь, кроме как дать лекарство. Но, в принципе, он должен принять даже самые горькие пилюли и пережить эту болезнь.  

Когда я приходил со своими проблемами в духовной работе к Рабашу и спрашивал: "Как быть, что делать?", – он смеялся мне в лицо, потому что я должен был решать их сам.

Вопрос: То есть человек пытается успокоить себя, придя к учителю. А учитель говорит: "Извини, ничего не могу сказать". Насколько учитель знает, как нужно правильно поступить ученику, но не говорит ему?

Ответ: Конечно, знает. Высшая ступень прекрасно облачается в низшую. Все, что существует в низшей ступени, ощущается в высшей без всяких проблем. Именно она чувствует то, что происходит в ученике. Учитель ощущает духовное содержание ученика, в то время как ученик сам по себе не знает и не понимает, что с ним происходит. 

Вопрос: То есть мы перед вами, как голенькие младенцы?

Ответ: Да, как младенец на руках матери. В духовном смысле, конечно, так.

Но что я могу сделать? Этот младенец должен развиваться по своим законам. Я могу только лишь минимально чем-то помочь ему, потому что все духовное развитие человека осуществляется его усилиями.  

Я должен сделать так, чтобы были подходящие условия для этого развития, как мать, которая дает ребенку питание, тепло, моет, укладывает спать и т.д. А все остальное – это уже он сам.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Манипуляция людьми"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Видеть будущее человека

В чем свобода учителя и ученика?

"Учитель-товарищ"

Рубикон Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманКогда я пришел к Рабашу, он писал небольшие интересные заметки, но для себя. Он считал, что их некому передавать. Такое состояние человека трудно объяснить. Он не позволял своим ученикам ничего записывать.

Как только я начинал что-то записывать, он умолкал. Тогда я сказал: "Я студент, если я не пишу, то и не слышу. Я должен идти от уха к перу". Этим я купил его.

Мы объяснили, что так занимаются в университете: профессор говорит с кафедры, а ты сидишь и записываешь конспект, потому что есть тысячу книг, а тебе надо именно то, что он преподает. И тогда Рабаш с трудом согласился.

А потом я потихоньку убедил его, что надо записываться на магнитофон. Это была проблема, похожая на постепенный переход из состояния изгнания к состоянию раскрытия. 

Я видел, с каким трудом в нем происходит переход этого рубикона. Отказаться от состояния изгнания, когда ты сидишь обособленный в углу, изучаешь Книгу Зоар, каббалу, и вот ты начинаешь выходить… Ему было очень тяжело! 

Я начал делать чертежи, магнитофонные и письменные записи. Постепенно стал накапливаться материал, и я был абсолютно уверен в том, что собираю его не для себя.

Ведь когда человек развивается, ему это не нужно. Мы никогда не смотрим в прошлый материал. Нам нужно следующее, будущее. Хотя, если посмотреть пройденное, ты увидишь, сколько ты там раскрываешь. Но так устроена жизнь, что каждый день он должен быть все-таки новым, несмотря на то что из вчерашнего можно взять намного больше. Так складывается начало и конец пути.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабаш: распространение каббалы

Рабаш: распространение каббалы

Время вносит свои коррективы

Время глобального духовного подъема

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорили, что только соединение между учениками приведет их к духовному прорыву.

Ответ: Мне кажется, сегодня не может быть иного подхода к духовному, не получится.

Вопрос: Почему не может снова произойти работа с одним учеником, который останется после вас и поведет всех вперед, как это было у вас с Рабашем?

Ответ: Ни я, ни один из моих учеников не настроены на то, чтобы начинать такую личную работу.

Вопрос: А Рабаш был настроен на это?

Ответ: У него не было другого выхода и у меня тоже. Я говорю это абсолютно точно.

Кроме того, были предпосылки, что я действительно очень хотел этого, хотя по своему характеру был абсолютно другим. Есть люди, которые умеют себя "подложить" под другого и при этом чувствуют себя комфортно и хорошо. 

Я – абсолютно не из тех людей. Я человек, который создает, командует, видит вперед, – ошибочно или нет, это другое дело, – но который хочет реализовывать, порождать что-то новое. Это не такой ученик, который подстраивается под учителя и как маленькая рыбка плывет рядом с большой рыбой. Так получилось свыше.

Я думаю, что сегодня из-за глобального духовного подъема, который происходит в человечестве, такое просто невозможно. 

У меня есть десяток, может быть, пятнадцать человек, на которых я могу положиться. Если они будут совместно работать между собой – не каждый отдельно, а только вместе, то станут тем духовным центром, который сможет дальше вести мир.

Только их общее усилие по совместной работе, совместному управлению, совместному обучению человечества принесет еще большие плоды, чем я.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первопроходцы

Время глубокого исправления

Новый Синедрион

Обоюдная работа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как ученикам задавать вопрос, чтобы не отводить всех от урока?

Ответ: Ученики должны спрашивать по делу: то, что у них наболело, и по теме, которую мы проходим – для большего выяснения. Причем, они могут задавать вопросы необязательно, когда им надо что-то выяснить.

Даже если у них нет такой настоятельной необходимости, но они понимают, что этот вопрос сейчас к месту, то они должны спрашивать. А мне это поможет объяснять. Может быть, я сам не почувствовал, что это нужно здесь выяснить. Мы должны работать вместе.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из общего замысла творения

Критерий ответов на вопросы

Поймать момент

Первопроходцы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы находили силы, для того чтобы учиться у Рабаша "пэ эль пэ" (из уст в уста)?

Ответ: Я не думаю, что я был самым удачливым или сильным, как это происходило с Йеошуа относительно Моше, или с другими каббалистами. У меня были очень большие срывы.

То есть идешь-идешь вместе с учителем и вдруг срываешься. И ничего не можешь сделать, возникает противоречие: "Ну как же это может быть?! Не так он делает! Не так он думает! Не так поступает! Я должен по-другому! Я… Я… Я…"

Это невозможно исправить. Наверное, нужно было идти именно так. На то, что прошло, мы должны сказать: "Это всё так должно было случиться".

Но надо, конечно, пытаться делать так, чтобы все это происходило в абсолютном внутреннем слиянии. Это и называется "пэ эль пэ" – "дух к духу".

Дело в том, что сейчас мы говорим о таких отношениях, которых сегодня нет между учеником и учителем. Во-первых, я не вижу, чтобы это было возможным между мной и кем-то из учеников. 

Во-вторых, глобальная волна, поднимающаяся сегодня, направлена не на то, чтобы слиться с учителем и таким образом воспринять от него духовное "пэ эль пэ", а чтобы найти духовное между собой, но скрупулезно выполняя все указания преподавателя.  

Тогда учитель становится не Учителем с большой буквы, не духовным отцом, а руководителем, инструктором в пути, – то есть как бы сбоку сопровождает группу учеников.

Мы находимся в таком состоянии, когда мы – первопроходцы. Так что, трудно сказать, как должно быть на самом деле. Уже после меня мои ученики раскроют дальше в себе то, что в них заложено, и увидят, как дальше себя вести. Но все равно, то, что сейчас происходит, будет в них говорить и двигать ими.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единым духом

Учеба "из уст в уста"

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.81

Страница 14 из 70« Первая...1213141516...Последняя »