Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Рабаш: между двумя полюсами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В свое время Рабаш взялся обучать молодых, нерелигиозных ребят. Что он доказывал этим? Что каббала – это не религия? Или ему был важен прорыв?

Ответ: Я думаю, он увидел на моем примере, что тут возможен следующий шаг, и не мог сдержаться. Он совершил духовную революцию.

Конечно, Бааль Сулам мог бы сделать то же самое. Он пошел бы на все! Этот человек был готов разрушить все рамки. А Рабаш не мог себе этого позволить. Он не чувствовал себя на такой высоте. Он всегда был под отцом. Даже на фотографиях у Бааль Сулама взгляд направлен вверх, а у Рабаша, стоящего рядом, голова опущена. Это выглядит очень символично.

Но по работе со мной он увидел, что есть во что вкладывать, если я приведу других учеников, и поэтому согласился.

Вопрос: Наверное, многим трудно понять, что такое для Рабаша, прожившего всю жизнь в религиозном окружении, вдруг решиться и принять в ученики тех, кто вообще не имел к этому отношения. 

Ответ: И да, и нет. С одной стороны, духовный путь ставит человека в состояние постоянного страха, т.к. опускает его до самого низа, а с другой стороны, поднимает до самого верха.

Ты находишься между двумя полюсами, и у тебя не остается другого выхода. Ты буквально трясешься от каждой пылинки, от каждого листика, как зайчик под кустом, и одновременно понимаешь, что другого выхода нет: ты обязан.

Я это потом почувствовал. Думаю, что и мои ученики постепенно начинают понимать разрыв, который существует в подходе к миру в каждой душе.

Таким образом мы и должны состоять из страха, что называется, трепета перед Творцом, и из величия и силы. Эти две противоположности должны быть в каждом из нас. Чем больше они разнятся, тем человек мощнее.

Я уверен, что в Рабаше было и то, и другое. Это постоянно сопровождает тебя, ты не можешь от этого уйти. Причем обе противоположности должны слиться вместе – и страх, и сила, что дает возможность идти вперед, постоянно сомневаясь и все равно реализуя себя. Потому он пошел на это.

Надо было срочно менять обстановку, приводить ее к общему знаменателю. У меня была большая работа. Но я быстро от нее отошел, потому что понял, если я в этом увязну, то мне не видать себя. Поэтому мы с ним продолжили нашу личную линию связи.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабаш: духовный переворот

Рабаш: распространение каббалы

Нелегкий путь распространения каббалы

Обмануть учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Восприятие материальной жизни вашего ученика для вас так же открыто, как и духовное?

Ответ: Нет, материальная жизнь моего ученика не находится в том поле, в котором я с ним контактирую. Совершенно нет. Мне не обязательно знать, что делает человек. Я чувствую, что с ним происходит именно в его духовном развитии, но не в материальном.

Вопрос: И даже можете не знать, где сейчас он находится, например, в дороге или в каком-то определенном месте?

Ответ: Я этого не знаю.

Вопрос: Значит, ваш ученик может обмануть вас, сказав: "Я сейчас был там", – а на самом деле?..

Ответ: Физически? Конечно, может! Ведь это не его низшая духовная ступень, которая находится во мне. Во мне находится только его духовная ступень.

Вопрос: Совершая какой-то обман по отношению к учителю, ученик тем самым влияет на свою духовность?

Ответ: Несомненно, влияет. 

Вопрос: И вы чувствуете, как это меняется?

Ответ: Я не знаю, от чего, но то, что происходит его падение – это я вижу, ощущаю.

Вопрос: А что такое обман сам по себе? 

Ответ: Обман – это специальное несовпадение между низшим и высшим, или между тобой и товарищем, когда ты можешь сблизиться и намеренно не идешь на это. Это очень нехорошее действие, потому как оно вызывает двойное удаление.

То есть ты ставишь связь, которую мог бы сделать между собой и другими, не просто в отдаление, а в противоположность друг другу. Это и есть коварство змея.

Вопрос: Но как человек может себя обезопасить, чтобы не осуществить этот обман?

Ответ: Только лишь величием цели.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Обмануть учителя"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как ученик должен относиться к учителю?

Опуская учителя, ты падаешь сам

Внутреннее несогласие с учителем ведет к внешнему отдалению

Как младенец на руках матери

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Где грань, когда вы, как учитель, не можете вмешиваться и забирать свободу выбора ученика?

Ответ: В нашей духовной работе постоянно есть такие проблемы, когда мы буквально каждую минуту решаем, как правильно поступить, каковы наши мысли, намерения. В это нельзя вмешиваться.

Я вижу, в каких состояниях находятся мои ученики и иногда очень сочувствую им, переживаю, мне больно, так же как матери за сына, когда он тяжело болеет и она ничем не может ему помочь, кроме как дать лекарство. Но, в принципе, он должен принять даже самые горькие пилюли и пережить эту болезнь.  

Когда я приходил со своими проблемами в духовной работе к Рабашу и спрашивал: "Как быть, что делать?", – он смеялся мне в лицо, потому что я должен был решать их сам.

Вопрос: То есть человек пытается успокоить себя, придя к учителю. А учитель говорит: "Извини, ничего не могу сказать". Насколько учитель знает, как нужно правильно поступить ученику, но не говорит ему?

Ответ: Конечно, знает. Высшая ступень прекрасно облачается в низшую. Все, что существует в низшей ступени, ощущается в высшей без всяких проблем. Именно она чувствует то, что происходит в ученике. Учитель ощущает духовное содержание ученика, в то время как ученик сам по себе не знает и не понимает, что с ним происходит. 

Вопрос: То есть мы перед вами, как голенькие младенцы?

Ответ: Да, как младенец на руках матери. В духовном смысле, конечно, так.

Но что я могу сделать? Этот младенец должен развиваться по своим законам. Я могу только лишь минимально чем-то помочь ему, потому что все духовное развитие человека осуществляется его усилиями.  

Я должен сделать так, чтобы были подходящие условия для этого развития, как мать, которая дает ребенку питание, тепло, моет, укладывает спать и т.д. А все остальное – это уже он сам.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Манипуляция людьми"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Видеть будущее человека

В чем свобода учителя и ученика?

"Учитель-товарищ"

Рубикон Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманКогда я пришел к Рабашу, он писал небольшие интересные заметки, но для себя. Он считал, что их некому передавать. Такое состояние человека трудно объяснить. Он не позволял своим ученикам ничего записывать.

Как только я начинал что-то записывать, он умолкал. Тогда я сказал: "Я студент, если я не пишу, то и не слышу. Я должен идти от уха к перу". Этим я купил его.

Мы объяснили, что так занимаются в университете: профессор говорит с кафедры, а ты сидишь и записываешь конспект, потому что есть тысячу книг, а тебе надо именно то, что он преподает. И тогда Рабаш с трудом согласился.

А потом я потихоньку убедил его, что надо записываться на магнитофон. Это была проблема, похожая на постепенный переход из состояния изгнания к состоянию раскрытия. 

Я видел, с каким трудом в нем происходит переход этого рубикона. Отказаться от состояния изгнания, когда ты сидишь обособленный в углу, изучаешь Книгу Зоар, каббалу, и вот ты начинаешь выходить… Ему было очень тяжело! 

Я начал делать чертежи, магнитофонные и письменные записи. Постепенно стал накапливаться материал, и я был абсолютно уверен в том, что собираю его не для себя.

Ведь когда человек развивается, ему это не нужно. Мы никогда не смотрим в прошлый материал. Нам нужно следующее, будущее. Хотя, если посмотреть пройденное, ты увидишь, сколько ты там раскрываешь. Но так устроена жизнь, что каждый день он должен быть все-таки новым, несмотря на то что из вчерашнего можно взять намного больше. Так складывается начало и конец пути.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабаш: распространение каббалы

Рабаш: распространение каббалы

Время вносит свои коррективы

Время глобального духовного подъема

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорили, что только соединение между учениками приведет их к духовному прорыву.

Ответ: Мне кажется, сегодня не может быть иного подхода к духовному, не получится.

Вопрос: Почему не может снова произойти работа с одним учеником, который останется после вас и поведет всех вперед, как это было у вас с Рабашем?

Ответ: Ни я, ни один из моих учеников не настроены на то, чтобы начинать такую личную работу.

Вопрос: А Рабаш был настроен на это?

Ответ: У него не было другого выхода и у меня тоже. Я говорю это абсолютно точно.

Кроме того, были предпосылки, что я действительно очень хотел этого, хотя по своему характеру был абсолютно другим. Есть люди, которые умеют себя "подложить" под другого и при этом чувствуют себя комфортно и хорошо. 

Я – абсолютно не из тех людей. Я человек, который создает, командует, видит вперед, – ошибочно или нет, это другое дело, – но который хочет реализовывать, порождать что-то новое. Это не такой ученик, который подстраивается под учителя и как маленькая рыбка плывет рядом с большой рыбой. Так получилось свыше.

Я думаю, что сегодня из-за глобального духовного подъема, который происходит в человечестве, такое просто невозможно. 

У меня есть десяток, может быть, пятнадцать человек, на которых я могу положиться. Если они будут совместно работать между собой – не каждый отдельно, а только вместе, то станут тем духовным центром, который сможет дальше вести мир.

Только их общее усилие по совместной работе, совместному управлению, совместному обучению человечества принесет еще большие плоды, чем я.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первопроходцы

Время глубокого исправления

Новый Синедрион

Обоюдная работа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как ученикам задавать вопрос, чтобы не отводить всех от урока?

Ответ: Ученики должны спрашивать по делу: то, что у них наболело, и по теме, которую мы проходим – для большего выяснения. Причем, они могут задавать вопросы необязательно, когда им надо что-то выяснить.

Даже если у них нет такой настоятельной необходимости, но они понимают, что этот вопрос сейчас к месту, то они должны спрашивать. А мне это поможет объяснять. Может быть, я сам не почувствовал, что это нужно здесь выяснить. Мы должны работать вместе.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из общего замысла творения

Критерий ответов на вопросы

Поймать момент

Первопроходцы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы находили силы, для того чтобы учиться у Рабаша "пэ эль пэ" (из уст в уста)?

Ответ: Я не думаю, что я был самым удачливым или сильным, как это происходило с Йеошуа относительно Моше, или с другими каббалистами. У меня были очень большие срывы.

То есть идешь-идешь вместе с учителем и вдруг срываешься. И ничего не можешь сделать, возникает противоречие: "Ну как же это может быть?! Не так он делает! Не так он думает! Не так поступает! Я должен по-другому! Я… Я… Я…"

Это невозможно исправить. Наверное, нужно было идти именно так. На то, что прошло, мы должны сказать: "Это всё так должно было случиться".

Но надо, конечно, пытаться делать так, чтобы все это происходило в абсолютном внутреннем слиянии. Это и называется "пэ эль пэ" – "дух к духу".

Дело в том, что сейчас мы говорим о таких отношениях, которых сегодня нет между учеником и учителем. Во-первых, я не вижу, чтобы это было возможным между мной и кем-то из учеников. 

Во-вторых, глобальная волна, поднимающаяся сегодня, направлена не на то, чтобы слиться с учителем и таким образом воспринять от него духовное "пэ эль пэ", а чтобы найти духовное между собой, но скрупулезно выполняя все указания преподавателя.  

Тогда учитель становится не Учителем с большой буквы, не духовным отцом, а руководителем, инструктором в пути, – то есть как бы сбоку сопровождает группу учеников.

Мы находимся в таком состоянии, когда мы – первопроходцы. Так что, трудно сказать, как должно быть на самом деле. Уже после меня мои ученики раскроют дальше в себе то, что в них заложено, и увидят, как дальше себя вести. Но все равно, то, что сейчас происходит, будет в них говорить и двигать ими.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единым духом

Учеба "из уст в уста"

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.81

Из общего замысла творения

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Допустим, вы вступаете в диалог с одним учеником и можете разговаривать с ним целый час. А вы говорите, что это на благо группы.

Ответ: Но я же не с ним разговариваю. При чем здесь он? Он только возбуждает эту тему, это желание, но это не он сам, и я как бы не ему отвечаю.

Я говорю о группе, о Творце, о мире, об исправлении, объединении, интегральности, о том, как привести это всё к одной общей системе, в которой раскроется все мироздание всему человечеству. При чем тут ученик? Просто через него пришло соответствующее возбуждение, и он озвучил вопрос, на который я должен дать ответ.

При этом я вообще не смотрю на ученика. Через него мне приходит откуда-то вопрос, из общего замысла творения, из общей системы. Я должен сейчас немного подстроить эту систему – повернуть каких-то пару резисторов, какой-то конденсатор, катушку, колебательный контур, сделать какую-то настройку. Это я и делаю.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Критерий ответов на вопросы

Поймать момент

Каждому вопросу – свое время

Единым духом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каково было ваше отношение к Рабашу? Как сына к отцу, что это близкий, родной вам человек? Или это было больше ощущение, что за годы учебы вы должны взять от него все, чтобы передать дальше? Что превалировало: отношение сына к отцу или ученика к учителю?

Ответ: Конечно, сына. Между нами было очень серьезное, очень явное ощущение родства. Он чувствовал, что мой дом – его дом. Моя жена готовила ему еду, стирала белье, вязала вещи. Это была очень близкая связь.

Когда я только пришел к нему, то как-то вечером перед занятиями увидел, что его ученики передают из рук в руки какое-то письмо Бааль Сулама. Это была статья, вошедшая впоследствии в сборник "Шамати".

Когда я спросил у него: "Где же мне это взять и как понять?", – он ответил: "Самое главное для тебя – это достичь учебы "пэ эль пэ" (из уст в уста)".

Я долгое время не понимал, что значат эти слова. То есть я слышал, что это якобы состояние учебы, а какое оно, что это такое, не знал.

Позже я понял, что "пэ эль пэ" – это "единым духом", когда ученик подстраивается под учителя во всем.

Прийти к этому очень трудно, поскольку существуют огромные силы противодействия. Тут не просто как в спокойной обстановке – мы вместе и всё. Это работа против огромных помех.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Схожая ментальность

Передача знаний из "уст в уста"

Связь с Учителем

Критерий ответов на вопросы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Иногда во время урока вам задают бредовые вопросы, совершенно не относящиеся к теме, и вы терпеливо отвечаете.

Ответ: Потому что я вижу, что это пойдет на пользу группе. Только это является моим критерием. Ничего другого.

Сам по себе я сидел бы у себя в комнате и никуда не выходил, ни с кем не разговаривал. Абсолютно ни с кем в мире. Меня не интересует популярность, известность. Я не заинтересован кричать на весь мир, чтобы на меня оборачивались.

Меня приглашают на какие-то выступления, в какие-то известные места – не хочу. Только лишь когда в этом есть необходимость, и это поможет распространению учения. Только так. Поэтому если я начинаю говорить на уроке или где бы то ни было, то только когда уверен, что это послужит исправлению.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поймать момент

Каждому вопросу – свое время

Как каббалист отвечает на вопросы?

Лучший подарок

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какие подарки нужно делать товарищу?

Ответ: Оказывать ему такие знаки внимания, чтобы он понял, что ты это делаешь ради продвижения с ним к Творцу. Подниматься вместе с ним.

Это может быть какой угодно подарок: дорогой, дешевый, маленький, просто какой-то знак внимания, совершенно нематериальный, невещественный. Это неважно.

Вопрос: А какой лучший подарок для вас?

Ответ: Мне не нужно ничего материального. Нет того, что бы я хотел. Самое лучшее, когда ученик понимает, какую работу я желаю видеть от него, и выполняет ее. Вот и всё.

Вопрос: Должен ли он получать обратную связь, что это как раз то, что надо?

Ответ: Да, я ему скажу.

Вопрос: Но вы ведь можете сказать ему совсем противоположное, чтобы человек не возгордился?

Ответ: Как правило, я говорю, что мне это действительно нужно, и я не кривлю душой, не заигрываю. Он должен быть рядом, чувствовать или даже спрашивать меня, когда что мне необходимо. Например, что-то перевести, собрать, исправить – что-то такое из материала, который нужен миру. А больше ничего!

Если ученик хочет сделать мне приятное, он должен сам успевать в своем движении – быть преподавателем, организовывать группы, заниматься распространением.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лучший подарок Лайтману"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подарок для каббалиста

Порадовать учителя

Успех в распространении – подарок учителю

Самостоятельность группы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что физическое нахождение в группе совершенно не означает, что человек там находится. То есть это не критерий?

Ответ: Конечно. Стремление к связи – вот критерий.

Вопрос: Как тогда относиться к товарищам в группе? Я же не знаю, стремятся они к связи или нет? Человек может молча сидеть и всё.

Ответ: Да, это трудно понять. Но у него есть различные признаки, включается ли он в работу вместе с остальными.

От природы мы все разные: флегматики, холерики и т.д. Разве можно сказать, что холерик по сравнению с флегматиком более устремлен вперед? Просто у них такое внешнее выражение. Внутренне оба могут быть с одинаковым желанием, но один будет медленно говорить и что-то делать, а другой носиться из угла в угол. Ну и что? Как ты можешь это оценить?

Вопрос: Но сама оценка не в том, чтобы подвести их под какую-то категорию. Допустим, существуют критерии: внутренняя группа, молодежная группа, еще какие-то слои. Кто вообще принимает решения, и как судят о готовности человека? 

Ответ: Не знаю. Это не мое дело, потому что это – группа. У них есть учитель – это я, который вместе с ними разбирает источники, статьи Рабаша, написавшего очень много на эту тему. Они знают эти источники, неоднократно проходили все статьи. А теперь пусть их реализуют.

Я задаю только общие линии или вдохновляю учеников на какие-то действия. А как это точно выполнить, я не могу им сказать. Они должны всё делать сами.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как принимают в группу каббалистов?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Устойчивая основа группы

Фильтруй всё лишнее

Духовное руководство группы

Ради ученика

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В фильме "Диалоги о каббале", вы сказали, что в какой-то момент ученик и учитель становятся как один кровеносный сосуд.

Ответ: Да, конечно. В принципе, учитель существует ради ученика. Это однозначно.

А для чего существуют родители? Они рожают детей, воспитывают и умирают. Следующее поколение рожает, воспитывает и умирает. Все существует для какой-то определенной цели.

На уровне нашего мира этой цели нет. Цель – она выше нашего мира, в душах.

В духовном мире, естественно, то же самое – ни одна ступень не существует ради себя. Все существует только ради достижения конечного состояния, конечной цели: слияния всех душ с Творцом.

Поэтому вся жизнь учителя направлена только на подготовку ученика.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель и ученики

Боль и чаяния Учителя

Радость и боль учителя-каббалиста

Поймать момент

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как узнать, когда какой вопрос вам можно задать?

Ответ: Это невозможно! Для этого ты должен понимать, в каком состоянии я нахожусь: что можно раскрывать, что нельзя и так далее. Ответы на вопросы даются в соответствии с потребностями общества: общими, частными, отдельных групп, мировой группы, всего человечества.

Все это меняется, как вода в бушующем море: переливается, движется в разные стороны. Все непредсказуемо. 

Реплика: Бывает так, что можно подготовиться к уроку и тупо идти по вопросам. Но когда подстраиваешься под ваше состояние, то ответ может быть намного эффективнее. 

Ответ: Конечно. Но ты не покупай меня тем, что можешь подстроиться под меня, и будешь эффективным, и так далее. Для этого надо ощущать то, что я ощущаю, и быть в таком же состоянии, направлении, ритме, движении. Тогда ты будешь чувствовать, что сейчас самое время задать вопрос.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждому вопросу – свое время

Один вопрос, два ответа

Как каббалист отвечает на вопросы?

Каждому вопросу – свое время

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бывают моменты, когда задаешь вам вопрос, и вы на него очень скупо отвечаете, а порой даже не хотите дать ответ. А бывает так, что задашь тот же самый вопрос, и вы просто изливаете душу, открываете такие просторы. Как поймать этот момент, когда вы можете о чем-либо сказать?

Ответ: Если я не могу прямо ответить на какой-то вопрос, но у меня есть возможность ответить на него в другом ключе, то я отвечаю.

У каббалистов есть очень большие ограничения в том, что они могут сказать, а что – нет. Кроме того, вполне возможно, что к тому времени, когда ты задаешь вопрос во второй или в третий раз, состояние группы уже изменилось. И поэтому я могу говорить на интересующую тебя тему. То есть существуют очень разные условия. Разница может быть даже в несколько дней.

Реплика: Но иногда вы говорите, что нельзя вообще говорить об этом, а в другой момент вы сами же подхватываете эту тему и очень широко ее развиваете.

Ответ: Потому что пришло время. Это зависит не от меня. Я тут трансмиттер.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Один вопрос, два ответа

Ответ – это свет

Вопросы не бывают старыми…

Страница 14 из 70« Первая...1213141516...Последняя »