Вопрос: Как вы думаете, может ли наступить такой момент, когда ученики смогут воспринимать вас как товарища?
Ответ: Хотелось бы, но вряд ли. Пока я не вижу этого, и боюсь испортить ученикам ту энергию, которая дает им особое представление обо мне.
Дело в том, что когда учитель становится в глазах ученика таким же, как сам ученик, возникает проблема. У него пропадает энергия движения, появляются всевозможные сомнения в том знании, которое он получает от учителя, пренебрежение к нему. Для того, чтобы почувствовать себя близким учителю, ученик должен быть готов к состоянию, когда он обожествляет своего учителя. Это непросто.
Это я знаю по себе. Когда ты готовишь учителю еду, ходишь с ним вместе на море, в сауну, ухаживаешь за ним в больнице, а он больной, беспомощный, и ты должен кормить, мыть, убирать. У Рабаша были обожжены обе руки и лицо, и я несколько недель был рядом с ним.
Это все сложные процессы, которые для ученика и учителя приходят свыше, и они должны в таком виде взаимно работать друг с другом, понимая, для чего им это дается. Учитель-то понимает. А для ученика это страшная проблема! Надо понять, что при этом происходит – какие мысли, наводки, помехи даются ученику. Далее...
Реплика: Весь наш мир построен на иерархии, например, президент и его приближенные. Но их отношения наверняка другие, чем те, что вы описываете с учителем.
Ответ: С учителем тебе дают такие мысли, желания, обстоятельства, что у тебя появляется полная возможность им пренебрегать. Тебе очень тяжело настроиться на что-то хорошее. Очень тяжело. Это работа, это борьба.
Мы говорим, что в группе надо поднимать в своих глазах товарищей, десятку, Творца, что важность цели определяет ту энергию, которую ты можешь затратить на продвижение к ней. А с учителем это еще сложнее. Потому что в группе ты имеешь поддержку товарищей. Относительно Творца ты тоже имеешь поддержку группы. А относительно учителя мало видно по товарищам, что они возвеличивают учителя.
Причем, смотря как ведет себя учитель. Некоторые делают все, чтобы завлечь людей, которые бы его боготворили, уважали, были привязаны к нему. Чисто восточная методика коварства в обработке человека. Это анти-каббалистическая сущность.
Я этого не делаю. Я учился от Рабаша, который был абсолютно простым человеком, свободно ходил по улицам города быстрым шагом, ни в коем случае не отрывался от народа, что называется.
Рядом с ним я почувствовал, что именно таким должен быть человек. А как же еще, если все мы под Творцом равны? И я уважал его за это.
А были такие, которые говорили: "Ну что это? Это разве ребе? Это разве уважаемый духовный предводитель?" Где эти сто пятьдесят килограммов веса, где эта важность и медлительность в общении? Где его величественность в разговоре, когда ты спрашиваешь, а он через пять минут медленно поворачивается к тебе, отвечает пару слов, и ты уже доволен тем, что услышал от него какое-то мыканье. Нет ничего этого! Потому что всё построено на деле.
У Бааль Сулама было то же самое, потому что мы имеем дело с природой, наукой, методикой изменения человека. Никакого отношения к религии, никаких манипуляций; тебе дается методика, и тебя обучают, как ею пользоваться. Всё.
Реплика: Но все равно к вам многие относятся с огромным пиететом.
Ответ: Я пытаюсь все это перевести на четко деловые рельсы изменения человека в работе над собой. Пусть он уважает меня только в той мере, в которой ему необходимо, чтобы слушать, что я сказал. И всё. Больше мне от него ничего не надо!
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Откровение каббалиста"
Предыдущие сообщения на эту тему:
Коммуникация между учителем и учеником
Может ли ученик стать для учителя товарищем?
За простотой спрятана мудрость
Тема : Духовная работа, Учитель и ученик
Комментировать