Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Чтобы зерно упало в подготовленную почву

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мне кажется, что из урока в урок вы немного другой. Ваша связь с Рабашем работает здесь?

Ответ: Она работает и с Рабашем, и с Бааль Суламом, и со всеми великими каббалистами прошлого.

Я чувствую, что нахожусь на кончике всей этой цепочки и передаю вам ее знания. Поэтому я ощущаю свою ответственность и всегда чувствую, насколько могу открыться, а насколько нет.

Бааль Сулам пишет об этом: "Раскрытие меры и скрытие двух мер". И это я ощущаю. Поэтому естественно, с одной стороны, я каждый раз немного другой – как бы немного раскрываю себя, разыгрываю следующую каббалистическую карту. Но с другой стороны, держу что-то про запас, потому что все это должно быть очень строго, ступенчато дозировано.

Сегодня мы говорим о том, о чем не говорили полгода назад. И это проявляется, потому что зерно падает в подготовленную почву. Но каждый раз надо готовить почву заново, а потом ронять туда зерно. 

Вопрос: А зритель, который смотрит и слушает наши программы, помогает подготовить эту почву?

Ответ: Да. Может быть, как-то опосредованно, но он участвует вместе с нами. В этом и его заслуга, и его вознаграждение. Он еще увидит, как такое вроде бы пассивное участие привлекает и подтягивает его к духовному уровню.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №21

Нужно лишь сильно пожелать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: 150-200 лет назад единственным способом серьезно научиться чему-то было выполнение того же, что делает твой учитель или мастер. Сегодня существуют совершенно разные формы обучения. Сотни миллионов людей учатся самым разным вещам в различных формах.

Как среди этого многообразия правильно найти, чему учиться и у кого учиться? Как не запутаться?

Ответ: В каббале существуют очень четкие понятия, кто такой учитель-каббалист, каким должен быть ученик, чему он хочет научиться у учителя.

Но это совсем не подходит для современной молодежи и для современных людей. Тот, кто захочет, придет, поинтересуется и узнает. А остальным это все равно будет неинтересно.

Человеку достаточно сильно пожелать найти, и тогда желание приведет его к учителю. Оно не даст ему бездействовать, обязательно подтолкнет к достижению цели.

Вопрос: Как можно увеличить желание?

Ответ: С помощью правильного общества. Если человек находит такое общество, то ему дается возможность реализовать свое желание.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 13.06.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зов души

Как выбрать учителя-каббалиста?

Как найти учителя?

Контакт с великими каббалистами

каббалист Михаэль ЛайтманНа протяжении истории развития человечества одни и те же души нисходит в наш мир и распространяют методику каббалы. Душа великого каббалиста Бааль Сулама была, как он сам говорил, следствием души Ари. А душа Ари – следствием души РАШБИ.

Последователями Бааль Сулама были его ученики, в частности, его старший сын, Барух Ашлаг (Рабаш). А я, как ученик Рабаша, продолжаю это дело.

Вопрос: Вы ощущаете вашего учителя, Бааль Сулама?

Ответ: Бааль Сулама - в определенной степени, а своего учителя Рабаша ощущаю очень близко, нахожусь с ним в контакте. 

Я не говорю о физическом ощущении, т.е. о том, что помню его запах, голос, привычки, общение с ним часами, годами. Хотя это тоже ощущения, которые остаются и очень живы, поскольку они еще одновременно проходят и подкрепляются стремлением быть с ним, чувствовать его внутренний мир. Такой постоянный контакт на духовном уровне также иногда провоцирует чисто земные воспоминания.

Я могу хранить миллионы земных воспоминаний, но они мне не нужны. У меня с Рабашем есть более внутренний контакт, поэтому нет смысла в каких-то земных ощущениях и воспоминаниях. Нельзя сказать, что я скучаю по его словам или образу, ведь существует внутренняя информация, которая перетекает между нами.

А о Бааль Суламе я бы этого не сказал. У меня есть ощущение, есть понимание его на внутреннем уровне. Но это больше относится к пониманию души, а не к слиянию с ней – контакт больше на уровне разума, чем чувств. А со своим учителем – больше на уровне чувств.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №21

Предыдущие сообщения на эту тему:

Общение каббалистов

Учитель, который всегда с тобой

Моя незримая группа

Мои дорогие подписчики!

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: У вас более двух миллионов подписчиков в Фейсбуке, более 260 тысяч подписчиков в Ютюбе. Они просто как человечество перед нами – русскоязычное, но разбросанное по всему миру. Даже в Монголии есть около двух тысяч подписчиков. есть в Эмиратах. И так далее.

Это люди разных религий, возрастов, разных национальностей. И они собраны здесь, смотрят и слушают.

Особенно когда происходят такие события, как последняя война в Израиле, сталкиваются мнения. Есть ваше мнение, есть масса комментариев евреев, мусульман, христиан.

Что бы вы сказали всем нашим подписчикам, тем, кто нас смотрит? Вы бы разделяли то, что бы вы сказали евреям, мусульманам, христианам?

Ответ: Нет. Никому! Они должны это видеть из того, как я отношусь к своим ученикам, как я говорю, что я делаю. Ничего подобного!

Для меня человечество не разделено на народы, на национальности, на какие-то еще фрагменты, на религии и так далее. Для меня человечество разделено на две части: 99,9999999... – это те люди, которые просто живут, и неважно какие они и что они, и 0,0000000... какая-то доля процента – это та часть людей, "могучая кучка", которая может в своем объединении влиять на Творца и через Него на весь мир. 

Вот это я могу сказать. Для меня таким образом делится человечество.

Вопрос: А тем, кто вас слушает, читает?

Ответ: Это и есть мои ученики.

Я бы им сказал, что для меня нет никаких отличий между религиями, национальностями – только желание раскрыть высшую управляющую силу, для того чтобы изменить нас и наш мир. А больше ничего и не надо.

Вопрос: А когда есть несогласие? В комментариях очень много несогласия, столкновений.

Ответ: Так это же по дороге. Они пока еще все время хотят себя каким-то образом всё-таки проявить, и нервы тут еще не срабатывают, ведь живем в непростое время. Но я их понимаю.

Я бы, конечно, очень хотел, чтобы мир постепенно начал понимать, насколько наука оторвана от всех наших условностей: национальных, религиозных.

Мы обращаемся ко всем людям на Земле. Мы находимся в таком состоянии, когда нам необходимо раскрыть высшую управляющую силу!

Вы можете заниматься любыми религиями, любыми работами, чем угодно вообще, – неважно. Но эта высшая управляющая сила находится над нами над всеми, не относится ни к кому из нас особенно.

Если вы захотите, чтобы она отнеслась к вам особенно, вы должны приблизиться к ней. Об этом и говорит наука каббала: давайте узнаем, как мы можем приближаться к этой силе. Это возможно. Вот таких людей я пытаюсь собрать и обучить, как это можно сделать.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.05.2021

К завершению конгресса

каббалист Михаэль ЛайтманМеждународный каббалистический конгресс "От десятки к единому". Урок №6

Я думаю, что прошедший конгресс был очень успешным, гораздо более качественным, чем все предыдущие. Давайте так продвигаться, шаг за шагом, от конгресса к конгрессу, все больше усиливая свое объединение, чтобы в нем раскрылся Творец.

Уроки конгресса были посвящены самым основным темам, которые служат путеводными вехами для нашего продвижения. Кроме того, мы привыкли быть вместе, вместе учиться, узнали друг друга, начали вживаться в духовные понятия. Мы можем гордиться своими успехами, ведь уже изучаем такие темы, которые не понятны обычному человеку.

Наша группа очень продвинулась за последний год, и я очень рад этому и горжусь своими ученикам. Я только прошу вас не разбрасываться в стороны, а держаться точного направления и все глубже выяснять темы, разбираемые на уроках.

Я очень благодарен всем участникам конгресса – вы для меня не просто ученики, вы мои товарищи на духовном пути, частицы моего сердца. Благодаря вам я имею возможность объяснить науку каббала всему миру, донести ее до каждого человека и вместе с вами порадовать Творца. Низкий вам поклон и благодарность!

Желаю всем вам здоровья, счастья, успеха в работе и в семье, и особенно успеха в нашем соединении и между нами с Творцом. Спасибо вам!

Из 6 урока Международного каббалистического конгресса, 06.06.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

От десяти к одному

Конгресс – движение к Творцу

Отрывки из урока 14.08.2020

С радостью уступлю свое место любому

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: "Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял зачем", – сказал Марк Твен.

Ответ: В общем-то, да. Первый день – это естественно, иначе не к кому обращаться. И второй день – это когда из тебя рождается человек.

Вопрос: А когда вы поняли – зачем?

Ответ: Я думаю, что это было через несколько лет после того, как я пришел к Рабашу. Это непросто.

Если мы говорим об осознанном понимании того, для чего создан человек, не о том, что ему кажется, а именно четко обозначенная цель, то это, конечно, через много лет. Лет через пять-шесть.

Вопрос: После того, как вы пришли к своему учителю?

Ответ: Да.

Вопрос: А что вы поняли?

Ответ: Я понял, что я должен реализовать себя абсолютно полностью, потому что этого ждет он. 

Вопрос: А вы тогда понимали, что будет сейчас – такое количество учеников, такое количество зрителей будет слушать, будут к вам обращаться?

Ответ: Я и сейчас этого не понимаю, потому что я не принимаю это во внимание. Даже если весь мир сейчас соберется и включит средства связи, и будет внимать нашему уроку. Что я могу им еще сказать, кроме этого? Только методика сближения между людьми к Творцу.

Реплика: И в вас даже не екнет: "Смотри, весь мир слушает, я к этому так долго шел! И мой учитель так этого хотел!"

Ответ: Нет.

Вопрос: Какое у вас отношение к этим людям, которые вас слышат, видят, хотят слушать вас?

Ответ: Болит сердце за то, чтобы они преуспели.

Вот это важно. И каждому я уступил бы свое место, если оно ближе к Творцу, чем его. Абсолютно! Вот просто сразу бы все отдал!

Вопрос: Когда нас было 10 человек, у вас было ощущение, что придет много людей?

Ответ: Да. Но тогда мы ставили перед собой эту задачу и хотели, чтобы было много.

Сегодня у меня нет стремления к тому, чтобы было много. Сегодня у меня есть стремление больше к качеству нашей связи. Чтобы все ученики связались между собой в одну систему, и в ней начал бы раскрываться Творец все больше и больше. А остальные уже подтянутся. Сегодня работа – над качеством центральной группы.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дорогу осилит идущий

Мой путь

Счастливы ли вы в своей жизни?

Жизнь в поиске

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос о смысле жизни

Вопрос: Когда вам впервые пришел вопрос о смысле жизни?

Ответ: Я с ним родился. Он преследовал меня буквально с детских лет. Я все время искал, но не знал, где найти ответ. Думал, что найду его в науке или еще где-то, но очень быстро оказывалось, что только попробуешь – видишь: это не твое.

Были годы, когда я не знал, что именно я ищу. Я просто ощущал: "Пусто, скучно. Для чего? Что может являться целью в жизни?"

Вопрос: Как вы пытались заполнить эту пустоту?

Ответ: Во-первых, я пытался выбрать профессию. В то время в России не было особо много возможностей. Родители заставили меня пойти в мединститут, я поступил, но сразу же бросил. Буквально в течение нескольких месяцев я понял, что это не мое, поскольку не дает решения наболевшего вопроса.

Но если бы я окончил этот институт, то стал бы хирургом, потому что ты видишь явный результат своей работы. Пациент находится в тяжелом состоянии, ему может помочь только жесткое вмешательство, ты вмешиваешься и видишь результат. Тем не менее, это все равно было не то. 

Я поступил на факультет автоматики, вычислительной техники в Институт Ульянова-Ленина в Ленинграде. Потом перевелся в Политехнический институт на кафедру профессора Ахутина, биологическая медицинская кибернетика. Постоянно искал-искал. Одновременно с этим последние годы немного работал в Институте переливания крови, в Военно-медицинской академии и даже в СКБ, где делали альфа-пояса для космонавтов. Но я не видел в этом успеха.

Быть ученым? Ну, будешь доцентом.  А дальше? Меня это как-то очень быстро разочаровало.

Вопрос: Есть какая-то граница, ты доходишь до нее, и дальше нет развития. И Вас это изначально останавливало?

Ответ: Да. Это меня постоянно преследовало. В чем-то я был несчастен. Но несчастье, что называется, помогло и вывело меня к каббале, уже через много лет. Я понял, что мне нечего делать в науке, нечего делать вообще в России. В то время началась репатриация. Я несколько лет запутывал следы, пока через мой родной Витебск, через Литву, через маленькое местечко Побраде, после двух лет отказов получил разрешение и уехал. В 1974 году я прибыл в Израиль. 

 

Поиск в Израиле

Приехав в Израиль, я продолжал искать ответ на вопрос о смысле жизни. Специально обосновался рядом с институтом Вейцмана. Думал, может быть, я там найду что-то такое. Тоже ничего. Была возможность заняться разработкой медицинской аппаратуры, что ближе всего к моей специальности. Но это тоже меня не интересовало. Отдавать этому всю свою жизнь я не хотел. Тогда уж лучше пойти на какую-то автоматическую работу и быть свободным душой и сердцем.

Поэтому я пошел работать в армию, на обслуживание самолетов. А в свободное от работы время продолжал искать: как же все-таки найти, ради чего стоит жить. Этот вопрос, эта страсть, это стремление, пустота подгоняли меня, хотя к этому времени у меня уже были жена и ребенок, и я был счастлив в семейной жизни. Я и по сей день счастлив, что живу с этой женщиной столько лет.

Тем не менее, что-то не давало мне покоя. Мне предложили поискать в религии. Я начал ходить на какие-то курсы, ездил на выходные в "Ярхей Кала". Вроде бы что-то говорят, а толку никакого. И я все время старался понять: "Ну а дальше, дальше что?" А дальше у них самих не было никаких вопросов.

Я пытался стать таким, как они. Мне нравилось, что они говорят о вечности, о Творце, о душе, о связи с вечным. Но где эта связь? Они отвечали: "Мы читаем и учим, и в этом связь". А где эта связь на самом деле? Где тот коннектор, с которым ты подключаешься к этой связи? Где ты ощущаешь ее явно? Ты сам в этом участвуешь? "Нет, вот в книгах написано". Этого им было достаточно.

Но я все равно искал, пока рав Фишер из Голландии не сказал моим попечителям, которые хотели сделать из меня простого верующего еврея: "Наверное, его надо познакомить с каббалистами – с теми, кто глубже занимается этим. Есть такие люди, которые в этом нуждаются".

И они познакомили меня с равом Зильберманом. Через него я понял, что есть каббала, есть книги, которые на самом деле серьезно говорят об этом. Он стал потихоньку заниматься со мной на арамейском языке. Ведь каббала в первоисточниках изложена на арамите. Она идет из Вавилона, где арамейский был разговорным языком.

Но меня не устраивал и его подход. Верующие просто изучают книги, и он точно так же изучал каббалу. А где контакт, где связь? Их тоже не было. Он считал, что читать, для того чтобы больше узнать, вполне достаточно.

При чем тут "узнать"? Я хочу в этом быть! Что мне делать, чтобы узнать саму суть жизни, все, что вокруг происходит, видеть творение от его начала и до конца? Почему, как, для чего? Какова конечная цель?

На это рав Зильберман сказал: "Вопрос, конечно, хороший. Это разбирается тут и там в каббале. Насколько мы понимаем каббалистов, настолько понимаем". И я его оставил.

 

У Берга

Как-то раз в поисках учителя по каббале я зашел на одну из лекций в институт Берга, но увидел, что все это, конечно, несерьезно. Тогда я попросил познакомить меня с Бергом и сказал ему прямо: "Я готов платить, сколько хотите, только мне нужны частные уроки". С финансовой точки зрения я был состоятельным человеком и действительно много им пожертвовал. Но я требовал частные уроки.

Так я стал ездить к нему домой практически каждый день, к пяти часам утра. Через несколько недель я понял, что нам с ним дальше делать нечего.

Тем не менее, от него я узнал немного больше, чем от остальных, потому что в свое время он учился у рава Брандвейна, ученика Бааль Сулама. Берг немного рассказал мне о Бааль Суламе, о раве Брандвейне, как он у него занимался, будучи еще очень молодым. Он поведал, что существуют еще другие книги – книги Бааль Сулама, и ими можно пользоваться. В принципе, это я узнал от него.

Но через две-три недели, увидев, что больше мне нечего от него почерпнуть, я прекратил занятия. А где искать дальше? Кого? Я не знал.

 

Вот он – истинный учитель!

Как-то, буквально случайно, приехав в Бней Брак, я решил поехать поискать учителя. Это было зимой, в Иерусалим в это время года ездить было тяжело, и я подумал, почему бы не поискать в Бней Браке. На одном из перекрестков, высунувшись из машины, спросил: "Где тут занимаются каббалой?" Религиозный человек, стоявший там, ответил: "Поверни налево, поезжай до рощицы, там ты найдешь место, где занимаются каббалой". Вот так, как ангел с неба.

Приехав туда, я увидел стариков, занимающихся каббалой. Я обратился к ним, и они дали мне учителя. Так я начал там заниматься. Оказалось, что их руководитель – старший сын Бааль Сулама. Раньше об этом мне никто не говорил.

Таким образом я оказался у человека, который являлся самым главным, я бы сказал, единственным каббалистом в то время. К тому же, он был старшим сыном Бааль Сулама и получил от него все. И действительно, когда он начал со мной заниматься, я понял, что неделей-двумя здесь не обойтись.

Я почувствовал это по тому, как мои вопросы не летели куда-то в пустоту, а сразу же попадали на правильную почву. Я получал ответы прямо в лоб. Причем не ускользающие ответы, мол, удовлетворись верой и какими-то заповедями, или подождем, увидим потом. А абсолютно четкие, серьезные, спокойные ответы, причем с формулами, с графиками, с логическими объяснениями, без всяких уступок.

 

Таким я создан

Вопрос: Ваши родители знали о вашем поиске смысла жизни?

Ответ: Они всегда знали, что я ищу. Все происходило на их глазах на протяжении многих лет. Естественно, они понимали, что я не уступлю никак и ни в чем, ведь я не мог без этого, тогда не стоит жить. Поэтому они меня не останавливали.

В то же время я был серьезным, здравым, очень реалистичным человеком, не витал в облаках. Я презираю мистику и очень далек от религии, от веры. Я очень реальный, знаю, что мне надо обеспечивать семью, детей, стою твердо двумя ногами на земле, не поддаюсь никаким дурным влияниям. Все это они прекрасно знали. Они видели, что у меня есть очень серьезная цель, таким я создан и так иду вперед.

Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение"

Каббала – гибкая наука

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В каббале сложилась определенная традиция обучения, которая строится на том, что есть контент-содержание, а вот форму, методы и комментарий к нему определяет сам преподаватель. В этом случае мы слишком зависим от его личностных факторов.

А есть другой подход, когда четко прописываются формы и методы работы, и задача преподавателя – ни на шаг не отходить от того, что ему предложено.

Что правильно: ориентироваться на личностные факторы человека или на утвержденную технологию?

Ответ: Я не думаю, что можно оторвать одно от другого.

Но поскольку каббала – это древняя наука, которая оформлялась в течение многих тысяч лет, то естественно, мы должны привязываться к тем великим личностям, которые заложили эту структуру.

В каббале выработалось несколько течений, оформившихся за последние 500 лет в Западной Европе, в Прибалтике, на Среднем и Ближнем Востоке. Каждое из этих направлений включает в себя различные под-направления. Они описаны в разных источниках, поэтому по всем разветвляющимся направлениям есть много материалов. Это то, что касается объяснения от источника к потребителю. 

А если здесь проявляется еще харизматическая личность преподавателя, то, естественно, он может кое-что менять, сопоставлять, применять. Я не думаю, что наука каббала – это очень жесткая наука, которую нельзя менять и как-то приспосабливать к аудитории, к преподавателю, тем более в наше время. Главное – донести ее суть, т.е. раскрытие Творца любому человеку в нашем мире. Это является предметом ее изучения.

Каббалистическая методика меняется и будет меняться, и мы должны смотреть на нее очень прагматически и не уходить в какую-то косность.

Из беседы с участниками проекта "Интегральный курс", 19.03.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Время ускоренного осознания

Как менялась методика уроков каббалы

Согласно желанию публики

Молиться, чтобы были силы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы постоянно обращаетесь к ученикам: "Начните писать статьи. В первую очередь, это поможет вам самим". И тут начинается трудность, что, вроде бы получил от учителя напутствие, а не можешь выполнить. Не пишется.

Ответ: Это естественно. Потому что учитель сказал.

Если советует учитель – проблема выполнить. Но именно поэтому желательно выполнять его советы.

Вопрос: А если нет сил?

Ответ: Значит, молиться, чтобы были силы.

Вопрос: Возникает чувство огромного сожаления, что есть возможность, а тебя вдруг что-то сковало.

Ответ: Получается, если мой эгоизм меня к этому толкает, то я могу. А если это не эгоизм, а, например, учитель, то я не могу. Вот тут и видно, кто работает. 

Вопрос: И что вы советуете? 

Ответ: Плакать о том, что я не могу ничего сделать, потому что я подчиняюсь только своему эгоизму.

Реплика: Это правда. Причем, чем больше учишься, тем больше понимаешь, что всё, что делаешь, исходит именно из эгоизма. Но нельзя впадать в отчаяние…

Ответ: При чем тут отчаяние? Это наша природа. Отчаяния быть не должно, ни в каком случае. Наоборот, надо радоваться тому, что раскрывается правда. 

Независимая экспертная точка, вне тела, обязана быть всегда, когда я смотрю на себя со стороны.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель и ученики: написание статей

Как отменить себя?

Как начать слышать, что говорит учитель

Учитель и ученики: написание статей

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы часто даете ученикам разные советы, например, писать статьи. Но бывают такие состояния, что рука не поднимается писать, мысли совершенно исчезают. Возникает чувство огромного сожаления, что нельзя выполнить завет учителя.

Ответ: Я сам уже давно не пишу. Есть Фейсбук, Твиттер, есть несколько источников, где можно писать. В основном, я иногда пишу в Твиттере маленькие "пулечки" для моих учеников. В этот же день их переводят на разные языки, и люди их читают.

Они основываются на материалах прошедшего урока, или на том, что происходит в мире, или на теме следующего урока, запланированного на завтра. 

Иногда я встаю в 12 ночи и до урока могу заполнить Твиттер, иногда я делаю это днем. Я считаю, что то, что я там пишу, очень важно, и я рад, что есть такая возможность, именно ограниченная, когда ты сидишь и высчитываешь, действительно высчитываешь, чтобы каждое слово имело свой вес, и сообщение не выходило за пределы разрешенного количества букв.

А статьи я не пишу. Я наговариваю даже не развернутую статью, а свои идеи людям, которые имеют такие способности.  И они уже пишут, в основном, на четырех языках: английском, испанском, русском и иврите. 

Поэтому, если вы встречаете где-то статьи нашего времени, подписанные "Михаэль Лайтман", то это мои идеи, высказанные моими учениками.

Вопрос: Они не получают от этого искажения?

Ответ: Нет. Я знаю и четко контролирую тех, кто пишет, и поэтому так спокойно говорю об этом. Можете принимать эти статьи как абсолютно мои.

Вопрос: Но Твиттер – это личная инструкция?

Ответ: Да. Это лично я.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

От линии к кругу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Раньше, еще до вашего Учителя, была вертикальная связь учитель–ученик, а теперь она распространяется вширь, к массам. Те же ли это законы? Что меняется? Или суть остается та же?

Ответ: До нашего времени все действительно распространялось сверху вниз. Но были периоды, преимущественно в древние времена, когда и вширь, по кругам.

Реплика: Можно сказать, что вы первый учитель, который учит мир вширь.

Ответ: Да, так уж получилось. Так это происходит.

Вопрос: Закон круга полностью отличается от закона линии. То есть можно находиться где-то на дальних орбитах, а быть ближе, чем на самых близких орбитах?

Ответ: Да. Но это взаимная зависимость между окружающим и внутренним светом. Как, например, маленький ребенок ближе всех к матери, а чем взрослее, тем становится все дальше, хотя больше понимает ее. Но это и взаимная зависимость между светом и эгоизмом.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Движение вширь

Рост не ввысь, а вширь

Линия и круг, избранность и равенство

Прилепиться к учителю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Работая в десятках, можем ли мы настолько прилепиться к своим товарищам, чтобы заразиться от них трепетным отношением к учителю? Или это невозможно?

Ответ: Возможно. Мы можем помочь друг другу на нашем духовном пути и спокойно продвигаться вперед. Если человек, который находится в падении, будет преклонять себя перед группой, то она ему покажет, как начать слышать учителя. И тогда из этого ученика может получиться то же, что из остальных.

Вопрос: То есть неважно, какой ты: семи пядей во лбу, есть ли у тебя чувствительное сердце. Но если ты правильно настроен, ты можешь получить абсолютно все условия и прилепиться к учителю?

Ответ: Да. Умственное развитие здесь не имеет значения.

Вопрос: Допустим, человек знает, что у него еще нет внутренних наработок, что он лентяй. Но он очень хочет! Может ли он этим своим желанием прилепиться к учителю и получить всё?

Ответ: Только через группу! Группа – это связь с учителем, а через учителя – с Творцом. Других путей нет. 

Вопрос: Значит, человек помещает себя в группу, а группа помогает ему услышать учителя, прилепиться и пройти к Творцу. И неважно, кто и что, и где ты сейчас находишься, даже если ты какой-то отшельник. Если ты захочешь, ты сможешь?

Ответ: Мы все произошли из одной системы – десятки, из души, которая разбилась на множество частей. Поэтому, собираясь в такие десятки, мы опять раскрываем Творца и соединяемся с Ним.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прилепиться к учителю или прилепиться к группе?

Провод, протянутый к нам из мира Бесконечности

Без уважения к учителю и группе нет слияния с Творцом

Без проводника не пройти в духовное

каббалист Михаэль ЛайтманБез веры в мудрецов невозможно достичь веры выше знания и контакта с Творцом. Ведь между нашим эгоистическим желанием и желанием отдачи нет прямой связи.

Находясь внутри эгоизма, мы не способны выскочить к желанию отдачи и даже не понимаем, что это такое, как к нему подступиться. Поэтому нам необходим проводник, который сможет провести нас из ощущения этого мира к ощущению высшего мира.

Мы находимся в этом мире, то есть в желании насладиться, и ощущаем мир только через него. Эгоизм определяет все наши свойства, распоряжаясь сердцем и разумом. И при этом мы хотим ощущать реальность в желании отдачи.

Но мы не знаем, что такое желание отдачи и как развить его, чтобы почувствовать другую реальность, как сказано: "Я видел обратный мир". Здесь необходимо пройти особую трансформацию, которая может занять продолжительное время и включать в себя множество промежуточных состояний между этим миром и будущим, властью желания насладиться и желания отдачи.

Такой переход не совершается за один раз, а согласно сказанному: "Только добро и милосердие преследуют меня все дни моей жизни". 

И поэтому нам необходим мудрец, живущий сразу в двух мирах и способный научить нас, как совершить такой переход. Не каждый, кто находится в ощущении духовного мира, способен быть таким проводником. Для этого необходима системность в ощущении и понимании, в постижении обоих миров и знание того, как шаг за шагом произвести переход из одного мира в другой.

Свойство проводника называется "Моше". С одной стороны, он находится в свойствах Творца, а с другой стороны, как "верный поводырь" может взять на себя эту миссию проводить людей, учеников из этого мира в духовный мир, выполняя таким образом указание Творца.

Вера в мудрецов, то есть в учителя на духовном пути – это то же самое, что верить в сам путь, верить в Творца и во все совершаемые нами действия. Успех зависит от того, насколько я прилепился к учителю и иду за ним. Словно в серьезном походе, когда идут по неизвестной местности, таящей опасность, по нехоженым тропам, необходимо иметь подходящую одежду и обувь, обязательный посох в руке, и идти след в след за идущим перед тобой. Тогда можно с уверенностью продвигаться.

Это первое правило, которое должен усвоить начинающий, вступая на духовный путь, на непроторенную дорогу, неизвестную ему и непонятную. Поэтому первым идет человек, имеющий большой опыт и сам уже когда-то прошедший этот путь. Но идущие за ним не знают пути.

Так принято поступать в материальном походе и тем более в духовном, ведь там нам вообще не известно, что надо делать, чтобы произвести один правильный шаг вперед. Более того, эгоизм каждый раз запутывает нас и сбивает с пути. А потому нам необходимо иметь как можно больше четких показателей, помогающих идти вперед, чтобы не оступиться и не упасть.

Из урока на тему "Вера в мудрецов", 14.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Радость веры в Учителя

Довериться старшему

Золотая монета в пустом кармане

Любить учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как в духовной системе определяются учитель и его ученики? Как они ищут друг друга? Ведь у всех нас как будто был какой-то зов, пробуждение.

Ответ: Это зависит от нашей связи в общей душе, которая проявляется в этом мире.

Когда я последний раз был в Англии, я встречался там с одним из духовных учителей-суфиев. Он был очень пожилым человеком, даже уже не вставал с кровати. Но вокруг него все время крутился молодой парень, коренной англичанин Джон, лет 30-35. Он буквально ползал перед учителем на коленях, помогал, смотрел за ним.

Я разговаривал с этим суфием, кстати, очень известным в арабском мире. Он сам из Ирана, но вовремя уехал оттуда, потому что там были гонения на суфистов.

Я рассказал ему о своем учителе, и о том, что он недавно умер. Когда я спросил его, может ли он быть моим учителем, он ответил очень просто: "А ты знаешь, что ты должен меня любить?".

Очень прямой ответ. Это верно, так выбирают. То есть, если ты начинаешь любить учителя за то, что ты слышишь, получаешь от него, значит, ты – ученик, а он – учитель, а если нет – то нет. 

Вопрос: И ни за что другое? Ведь многие ищут как бы покровителя, какой-то отеческий образ.

Ответ: Нет, значит это не духовность.

Реплика: Когда слушаешь ваши уроки, переполняет огромная радость и восторг. Чувство, которое наполняет, вдохновляет, утешает – это и есть правильный отклик? Его же не заказать – он или есть, или его нет.

Ответ: Это верно. Все зависит от раскрытия души в ученике, который слышит то, что говорит учитель, и его душа таким образом отзывается.

Реплика: А если не отзывается, но все равно человек очень хочет?

Ответ: Значит, скоро отзовется.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как понять, что это ваш ученик?

Как ученик должен относиться к учителю?

Почувствовать желание учителя

Наука о познании окружающего пространства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какая каббалистическая книга первой попала вам в руки и открыла в вас стремление к духовному?

Ответ: "Введение в науку каббала". Это очень сложная книга.

Я читал много различных книг и статей, пытался сразу вникнуть в серьезные вещи, но путался, не знал, как и что, пока не нашел своего Учителя. Это произошло после 3-4 лет самостоятельных занятий, в течение которых я бегал по разным так называемым знатокам каббалы.

А когда я нашел Учителя, то остался с ним до конца его жизни, был его помощником, личным учеником. И после него продолжил его деятельность.

Вопрос: Какую первую книгу вы рекомендовали бы, чтобы начать изучение каббалы?

Ответ: Каббала – это наука. Поэтому завлекать она, возможно, и может, но только отчасти. Все-таки у человека должно быть какое-то стремление раскрыть смысл жизни. 

Если оно у него есть, то он поймет, что каббала отвечает на вопрос, каким образом раскрыть этот смысл, как изменить себя, изменяя жизнь, какие у него есть для этого внутренние инструменты. Они находятся в самом человеке. В общем, это наука о познании, о постижении окружающего пространства.

И тогда человек начнет видеть это пространство уже в более развернутом виде, активно, во взаимодействии со всем окружающим. Меняя свое отношение к окружающему, т.е. самого себя, он меняет реакцию окружающего на себя.

Из беседы на тему "Вопросы о каббалистических книгах", 22.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первая книга по каббале

Долгий путь каббалиста

О трудах каббалистов

Страница 19 из 70« Первая...1718192021...Последняя »