Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Как понять, что это ваш ученик?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы узнаёте ученика? Как вы чувствуете, что это ваш ученик?

Ответ: Во-первых, ко мне приходят все, кто желает. И в интернете к нам тоже подключаются все желающие.  А потом происходит естественный отбор.

Те, кто выдерживают ежедневные серьезные занятия вместе с упражнениями в десятках, с собраниями товарищей, с посещением конгрессов, то они как бы записываются ко мне в ученики.

Вопрос: То есть определяется какой-то внутренний заряд в человеке, пройдет ли он этот путь?

Ответ: Корень души.

Вопрос: И вы абсолютно спокойно относитесь к людям, которые не смогли преодолеть все эти условия?

Ответ: Это всё дело времени. Если не в этой жизни, так в следующей.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зов души

Как ученик находит учителя?

Ученик или слушатель?

Жертвовать собой во имя достижения цели

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что самое ценное в ученике?

Ответ: Жертвовать собой во имя достижения цели. Вот и всё.

Реплика: Интересно, что слово "жертвовать" в русском языке всегда потрясает, а в иврите это так естественно, потому что "акрава́" – от слова "приближение", "близость". Жертвовать собой – это, вообще-то, закон любви.

Ответ: Конечно. Любовь строится на приношении в жертву своего эгоизма.

Вопрос: А чем жертвует учитель для такой связи?

Ответ: Учитель изначально находится на такой стадии, на которой ему не надо ничем жертвовать. Всё, что происходит между ним и учениками, лежит за пределами жертвоприношения.

То есть учитель, поднявшийся на определенный уровень, первичен. А потом появляются ученики, которые могут получить от него помощь.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самопожертвование

Как помочь учителю?

Высшее предназначение определяет всё

Зов души

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У вас сотни тысяч, а может быть, даже больше учеников по всему миру. И каждый когда-нибудь задает себе вопрос: "Достаточно ли я связан с учителем? Может быть, я упускаю что-то?" Как человек может это выяснить?

Ответ: Только сам с собой. Учитель ему в этом не поможет.

Вопрос: А что первично: потребность ученика или какой-то зов, который пробуждается в нем сам по себе?

Ответ: Это одно и то же.

Вопрос: Разве заранее предопределено, кто будет заниматься по общей программе, а кто по более четкой?

Ответ: Это зависит от души человека, но он все-таки может себя поднять. Для этого ему нужно правильное общество, в согласии с которым он мог бы двигаться вперед.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два вида связи между учителем и учеником

Связь с учителем

Ученик и учитель: связь через Творца

Два вида связи между учителем и учеником

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сотни тысяч людей открыли для себя науку каббала. И это стало для них откровением и большой отрадой. Но оказывается, не всё так просто. Нужно найти учителя. И даже не просто найти его, а найти с ним связь.

Что значит связь в пути, проводник, учитель?

Ответ: Сегодня учитель – необязательно тот, кто находится рядом с тобой. Когда-то были такие места, где ученики жили вместе с учителями. Сейчас это не нужно, поскольку мы можем очень хорошо контактировать через виртуальные связи.

Поэтому уже нет необходимости учителю и ученику быть в непосредственном контакте друг с другом. Но связь с учителем нужна, для того чтобы учиться у него.

Вопрос: Как выстраивается эта связь? Что требуется от ученика и, возможно, от учителя?

Ответ: Дело в том, что есть разные виды связи с учителем. Одна из них общая, как в университете, когда ты заходишь в аудиторию, садишься, слушаешь лекции, а потом сдаешь экзамены и уходишь, практически не связываясь с учителем. Ты учишься по его конспектам, по тому, что он дает тебе, но не более того. 

А есть более четкая связь, когда учитель непосредственно влияет на ученика, и тот в соответствии с этим меняется. Причем учитель следит за ним, воспитывает его индивидуально, предъявляя ему довольно серьезные требования. Но не каждый готов их принять.

Вопрос: Готовность принять эти требования зависит от человека или от каких-то предварительных факторов?

Ответ: Да, есть предварительные факторы, но они недостаточны. Для того чтобы довести их до состояния достаточных, нужны усилия самого ученика.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цепочка "учитель-ученик"

Связь с Учителем

Связь через все расстояния

Почувствовать людей на расстоянии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можете ли вы почувствовать учеников, преподавая им виртуально, ведь перед вами миллионы людей? Вы даже не знаете их имен, не знаете, как они выглядят. Что именно вы чувствуете?

Ответ: Это неважно. А как это происходит в большой аудитории? Допустим, я преподаю в университете, где несколько тысяч студентов сидят в огромном зале. Но если я перед ними на экране, чем это хуже? Я считаю, что современные технические новшества совсем не мешают. Все зависит от того, чем мы наполняем наши каналы.

Реплика: Все-таки я пытаюсь понять, что значит чувствовать огромное количество людей, даже все человечество? Например, мой организм состоит из миллиардов клеток, но я же не чувствую каждую клетку.

Ответ: Но организм знает, как управлять собой, у него все это находится под контролем.

Вопрос: Однако человек может чувствовать лишь нескольких близких людей или состояния, которые они проходят?

Ответ: Нет. Если мы стремимся реализовать одну общую тему, хотим прийти к одному общему выводу, тогда у меня существует очень четкий, тесный контакт со всеми людьми, находящимися в аудитории. Здесь нет никаких проблем. Все зависит только от того, насколько мы понимаем и принимаем нашу единственную общую цель. 

Вопрос: Допустим, иногда я чувствую, что у меня что-то с печенью, с желудком, с легкими. Вы можете точно так же почувствовать, что что-то произошло с учениками в Латинской Америке, где-то в Чили? Вы так ощущаете?

Ответ: И так тоже ощущаю. Но дело не только в этом. Благодаря нашей связи, мы можем поддерживать друг друга, подталкивать, сохранять и увлекать с собой. В общем, делать связь более динамичной.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.10.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Плюсы виртуального общения

Разделенные экранами компьютеров

На смену физическим контактам

Плюсы виртуального общения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем отличие методики очного и виртуального преподавания?

Ответ: Сегодня мое преподавание является одновременно и воспитанием. В принципе, оно всегда было таким. Наше обучение построено на обоюдном общении всех между собой: меня с учениками, учеников со мной, вопросы и ответы, всевозможные обсуждения.

Поэтому я изначально горячо приветствовал интернет, который дал нам такую возможность. Еще в 90-х годах мы создали первый интернет-сайт по каббале в нашем регионе.  

Вопрос: В чем вы видите для себя лично преимущество виртуального общения и его минусы?

Ответ: Я вижу в этом одни плюсы. Ведь я, как преподаватель, могу общаться с множеством учеников непосредственно в реальном времени, и таким образом получаю возможность обучать тысячи людей. А когда-то я обучал максимум несколько десятков.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.10.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преимущества виртуальной связи

Учиться жить только в мыслях

Плюсы виртуального обучения

Взывая к сердцам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Харизма – это особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или в каком-либо другом отношении, способность буквально взывать к сердцам.

Вы очень харизматичный человек. Можете посоветовать, как быть таким?

Ответ: Не думаю, что я удачлив в том, чтобы привлекать других. Совсем нет.

Я опираюсь на науку, которая говорит о Вселенной, всех мирах вместе взятых, включая Высшую силу, управляющую всем мирозданием. И я немного приоткрываю путь к этому огромному знанию для всех, кто желает.

У меня нет никакой харизмы, я не желаю командовать, не желаю привлекать. Может быть, иногда я могу быть резким, грубым, но это относится к желанию, чтобы меня правильно поняли и шли лишь по тому пути, по которому иду я.

Мне кажется, если у человека есть цель, то он может увлечь ею остальных.

В общем, надо заниматься тем, что для тебя самое близкое, чего желает твоя душа. И тогда ты дашь хороший пример другим.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 06.11.2020

Блиц-ответы каббалиста, 14.08.2020

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какими свойствами должен обладать человек, который выступает публично?

Ответ: Он должен просто знать свой предмет, и то, что он говорит, должно быть полезно людям. 

Вопрос: Есть такое высказывание: "Хороший учитель одну меру раскрывает, а две меры скрывает". В чем смысл этого принципа?

Ответ: Это духовный принцип.  В обычном мире его сложно применять.

Вопрос: Какие навыки для работы с аудиторией вы развиваете? Вы как-то над этим работаете? Используете какие-то технологии?

Ответ: Нет, я не использую, никаких технологий, кроме компьютерных для передачи информации, картинок и звуков.

Вопрос: Как можно проверить, влияем мы на аудиторию или нет? Как можно быть уверенным, что я повлиял на них хорошо?

Ответ: Я вижу это по вопросам и ответам, по семинарам. 

Вопрос: Какие преимущества и недостатки в проведении лекций по одному и в парах, когда один дополняет другого?

Ответ: Я не знаю. Это ваш опыт. Но мне кажется, что это интересно.

Вопрос: Есть разные техники, как развивать голос, тембр, громкость выступления. Говорят, что это очень влияет на людей, особенно тембр?

Ответ: Этому надо учиться. Но я этого не могу. Мой голосовой аппарат уже не тот, чтобы им так пользоваться.

Вопрос: От чего зависит успех выступления: от темы, оратора, потребности слушателей?

Ответ: От всего.

Вопрос: Что вас вдохновляет давать так много публичных выступлений?

Ответ: Я чувствую ответственность. Но сейчас я начинаю постепенно сокращать всевозможные беседы и хочу свести их практически к нулю, кроме бесед с моими писателями и журналистами.

Вопрос: Есть ли у вас какие-то отдельные приемы для разных аудиторий? Вам важно, кто перед вами сидит?

Ответ: Нет, но я должен видеть, с кем я говорю: с молодыми или старикам, необразованными людьми или учеными и т.д. В этом разница. Но не более того.

Вопрос: Как вы настраиваетесь на людей, перед которыми сейчас будете выступать?

Ответ: Я не настраиваюсь, а просто пытаюсь донести им, что это за наука, которой я владею.

Вопрос: Какие курьезы приключались с вами во время публичных выступлений? Было что-то из ряда вон выходящее?

Ответ: Нет. Самое главное, чтобы люди, приходящие на лекцию, представляли, о чем будет идти речь.

Вопрос: Что вы посоветуете, если аудитория начинает отвлекаться, перестает слушать??

Ответ: Надо закругляться, наверное. J Ничего не сделаешь.

Вопрос: Вы против фронтальных выступлений?

Ответ: Я их не очень люблю, ведь работать с неподготовленной публикой, которая не понимает, что и как – это проблема. Но, с другой стороны, ничего не сделаешь. До недавнего времени я много ездил по миру и везде давал лекции и выступления: на радио, телевидении, в больших залах и т.д.

Вопрос: Вы боитесь, что вам зададут вопрос, на который вы не сможете ответить?

Ответ: Нет. Наоборот, я очень люблю острые вопросы.

Вопрос: Как вы можете определить успех ваших выступлений?

Ответ: По количеству учеников, которые прибавляются.

Вопрос: Сейчас все большую популярность приобретает виртуальное обучение, когда практически один человек или несколько учителей могут преподавать всему миру. К чему эта тенденция?

Ответ: К тому, что останутся только хорошие преподаватели.

Вопрос: Каким образом стимулировать слушателей задавать вопросы, чтобы они не отсиживались за экраном мониторов?

Ответ: Я спрашиваю: "У кого есть вопросы, задавайте". Здесь нет никаких особых уверток или каких-то патентов.

Вопрос: Говорят: "Не ставить препятствие перед слепым". Что это значит?

Ответ: Ты должен преподносить материал так, чтобы человеку все было понятно, приятно, и он заинтересовался бы им.

Вопрос: Должен ли оратор говорить только то, что человек хочет слышать?

Ответ: Да, то, что он хочет слышать, что ему понадобится. Но в таком виде, чтобы это его заинтересовало, и он взял с собой.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Блиц-ответы каббалиста об искусстве слушать, 14.08.2020

Блиц-ответы каббалиста, 27.09.2020

Блиц-ответы каббалиста, 02.07.2020

Слышат ли вас ученики?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Процесс восприятия информации очень трудоемок. А если вас слушают еще и в переводе, как например, ваши ученики, насколько реально вас услышать? Ведь эта информация проходит еще через переводчика. Вы считаете, что вас слышат?

Ответ: Я надеюсь, что в общем-то слышат. А остальное зависит не от того, насколько слышат, а насколько выполняют методические рекомендации.

В каббале ты можешь мало слышать и даже вообще не понимать язык. Главное – чтобы ты очень хотел постичь высшую цель, о которой идет речь. И тогда это желание открывает тебе канал связи с высшей силой, и ты начнешь слышать.

Все зависит только от твоего желания.

Вопрос: Значит, слышать – это вообще не то, что мы понимаем в наших материальных органах ощущений?

Ответ: Конечно!

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передача информации в каббале

Слушать и быть услышанным

Отмениться перед учителем

Чтобы люди не уходили с лекций

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы реагируете на то, что через десять минут после начала лекции пара человек может встать и уйти, а через двадцать минут – еще пара?

Ответ: Меня это совершенно не смущает. Я знаю, что людей, желающих слушать о каббале, немного. Это требует особого развития, подъема над своими привычками.

Человек должен быть внутренне свободным.  А если он скован внутри своих узких рамок, привязанностей, воспитания, то тогда, конечно, он уходит. В частности, я это знаю даже по своим родным.

Вопрос: И все-таки, какой совет вы дали бы преподавателю, если люди будут уходить с его лекции? 

Ответ: В самом начале занятия можно сказать: "Если вам будет непонятно, неприятно, вы можете спокойно уйти, я вам разрешаю". Этим ты, наоборот, развяжешь обстановку. И они почувствуют себя близкими, понимающими тебя.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что делать лектору, если его перебивают?

Взаимодействие лектора с аудиторией

Согласно желанию публики

Публичные выступления. Серия лекций "Коммуникативные навыки"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Мастерство публичных выступлений.

Передача информации в каббале

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Многие книги, несущие духовную информацию, написаны учениками, которые слушали учителя и потом записывали за ним.

Согласно современным исследованиям, такой способ передачи информации ведет к ее искажению, ведь мы слышим лишь 25% от того, что говорит человек. Разве такая передача может быть достоверной?

Ответ: В каббале передача информации происходит по-другому, нежели в материальном мире, потому что ученик не просто слушает учителя, а поднимаясь над своим эгоизмом, в какой-то мере постигает его и записывает то, что постиг. И ходя это все равно проходит через него, но здесь имеет место совершенно другая передача информации, совершенно другой канал, который исходит из совпадения учителя и ученика по свойствам.

Поэтому ученик может "услышать" даже те вещи, которые учитель не говорит, но которые находятся на этом уровне.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отмениться перед учителем

Преимущества устной передачи информации

Что передает учитель каббалы?

Что делать лектору, если его перебивают?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делать лектору или преподавателю, когда его перебивают? Как работать с такими людьми? У вас тоже наверняка был такой опыт?

Ответ: Да, и не раз. Во-первых, я прошу, чтобы меня не перебивали, потому что это не поможет, все равно я должен ответить на вопросы предыдущих слушателей.

Во-вторых, я им говорю, что мне это не помешает, я могу отвечать на любые вопросы, а своим поведением они просто проявляют неуважение к людям, которые сидят рядом с ними, и мешают им слушать.

Таких случаев, чтобы меня не захотели слушать, было очень мало, только один или два раза в Америке. На одной из лекций я рассказывал об антисемитизме, о том, что он будет развиваться в их стране, и все возмущались: "Как вы можете говорить такое про нашу Америку?!". Сегодня они бы так уже не говорили.  

На другой лекции речь шла о том, что Бог – это природа, и между ними нет никакой разницы, это один закон, одна сила. Но возмущение той публики – это просто недопонимание, что сделаешь…

А все остальные, если это, конечно, не ультрарелигиозная аудитория, слушают меня с удовольствием. Я не говорю ничего такого, что было бы в противоречии с верой или с какими-то другими идеологиями. Я просто рассказываю о том, что заложено внутри природы.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взаимодействие лектора с аудиторией

Согласно желанию публики

Передать аудитории свой посыл

Когда наступает самый счастливый период в жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ученые определили, в каком возрасте человек проживает самый несчастливый период своей жизни. Они опросили людей разных возрастов из 132 стран и оказалось, что самый счастливый период относится к 18-20 годам.

Затем ситуация начинает ухудшаться. И самое плохое состояние – 47-48 лет. Это несчастливый период в ощущениях человека. Такое состояние длится до 60 лет и дальше уже постепенно улучшается. А в 70 лет ты уже снова как ребенок, то есть ты хорошо себя чувствуешь.

Вы можете объяснить эти состояния?

Ответ: Нет. Я считаю, что это все зависит только от людей. Если человек нормально ведет себя, трудится, имеет семью, работу, какую-то цель в жизни, то я не думаю, что для него это критические годы. 

18-20 лет – это понятно: происходит как бы раскрытие мира. А далее все зависит от человека.

Реплика: Тут по логике все понятно. К 45 годам все твои надежды хоронятся все больше и больше. А потом ты уже решаешь: "Ну, что делать?!"

Ответ: Смотря какие надежды и смотря как их хоронить. Я не знаю, на что ты надеялся, чего хотел достичь и почему разочаровался.  

Вопрос: Если не делить жизнь обычного человека на несчастные и счастливые периоды, как он должен, по-вашему, жить?

Ответ: Каждый день как целая жизнь. Начинать с нуля и заканчивать нулем. Выдавать себя всего за этот день! Завтра проснусь, и будет новая жизнь.

Вопрос: Как мне так себя завести, чтобы я вставал и до вечера был в полном подъеме?

Ответ: Меня обязывают ученики. Я чувствую перед ними страх. Страх. Я обязан, я что-то должен. Я не имею права их так оставить. Я должен их подталкивать, вдохновлять. Я должен их как-то все время заводить. Вот это все меня очень беспокоит.

Вопрос: И ваша мысль – что это для них?

Ответ: Конечно, для них. С собой – нет. С собой я стараюсь не иметь никаких расчетов.

Вопрос: То есть задача – всего себя полностью передать?

Ответ: Задача: еще до начала утреннего урока, когда я просыпаюсь, еще до того, как я начинаю готовить себя ко дню, я считаю себя уже умершим. Да-да, умершим. И ничего мне не надо от жизни, кроме того, что я сейчас должен все это отдать.

Вопрос: То есть умер – это значит, меня не существует? Нет никакой заботы о себе, и так я выхожу в мир?

Ответ: Абсолютно так!

Вопрос: Вот так я начинаю день и так его должен провести?

Ответ: Конечно. И тогда у тебя есть очень правильный расчет с собой, с жизнью, с учениками. Ну, а дальше – что получится. Это уже все во власти Творца.

Вопрос: Если взять и транспортировать это на обычного человека, у него может быть такое отношение к семье, к детям?

Ответ: Абсолютно такое же. Он оставляет себя, отдает себя. Но миру.

Вопрос: То есть семье, ближним, далеким?

Ответ: Да. Вот так и живи – отдай себя. Ты не представляешь, как это хорошо, легко, свободно, и главное – правильно.

Вопрос: Это ваш главный совет?

Ответ: Да.

Вопрос: И тогда не будет периодов – счастливый, несчастливый?

Ответ: Ничего!

Реплика: Нет меня.

Ответ: Да. Но ты будешь постоянно в напряжении – отдаешь ли ты себя им.

Вопрос: И это хорошее напряжение? В нем есть элемент счастья?

Ответ: Это и есть счастье.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.09.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Моя главная цель

Работа на вечность

Счастье, которому нет конца

Страх публичных выступлений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как снять страх публичных выступлений?

Ответ: Если у нас действительно есть что сказать людям, и мы при любом стечении обстоятельств умеем правильно вставлять нужные для них сведения в канву нашей беседы, тогда для страха нет места.

Вопрос: Все-таки, как быть, если перед выходом к публике начинается сердцебиение, и тебя обуревает страх?

Ответ: Надо заранее продумать, как начинать выступление.

Вопрос: У вас вообще нет страха? Сердце не бьется, пульс не учащается?

Ответ: Нет. Это моя наука, и я в ней специалист. Кто не хочет меня слушать, может уйти, а с тем, кто хочет, будем разговаривать. Или же я предлагаю публике задавать вопросы. Зачем мне путаться и думать, что им нравится, а что нет. Если они скажут, что хотят услышать, я постараюсь им все откровенно рассказать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Страница 20 из 70« Первая...1819202122...Последняя »