Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Молиться, чтобы были силы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы постоянно обращаетесь к ученикам: "Начните писать статьи. В первую очередь, это поможет вам самим". И тут начинается трудность, что, вроде бы получил от учителя напутствие, а не можешь выполнить. Не пишется.

Ответ: Это естественно. Потому что учитель сказал.

Если советует учитель – проблема выполнить. Но именно поэтому желательно выполнять его советы.

Вопрос: А если нет сил?

Ответ: Значит, молиться, чтобы были силы.

Вопрос: Возникает чувство огромного сожаления, что есть возможность, а тебя вдруг что-то сковало.

Ответ: Получается, если мой эгоизм меня к этому толкает, то я могу. А если это не эгоизм, а, например, учитель, то я не могу. Вот тут и видно, кто работает. 

Вопрос: И что вы советуете? 

Ответ: Плакать о том, что я не могу ничего сделать, потому что я подчиняюсь только своему эгоизму.

Реплика: Это правда. Причем, чем больше учишься, тем больше понимаешь, что всё, что делаешь, исходит именно из эгоизма. Но нельзя впадать в отчаяние…

Ответ: При чем тут отчаяние? Это наша природа. Отчаяния быть не должно, ни в каком случае. Наоборот, надо радоваться тому, что раскрывается правда. 

Независимая экспертная точка, вне тела, обязана быть всегда, когда я смотрю на себя со стороны.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель и ученики: написание статей

Как отменить себя?

Как начать слышать, что говорит учитель

Учитель и ученики: написание статей

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы часто даете ученикам разные советы, например, писать статьи. Но бывают такие состояния, что рука не поднимается писать, мысли совершенно исчезают. Возникает чувство огромного сожаления, что нельзя выполнить завет учителя.

Ответ: Я сам уже давно не пишу. Есть Фейсбук, Твиттер, есть несколько источников, где можно писать. В основном, я иногда пишу в Твиттере маленькие "пулечки" для моих учеников. В этот же день их переводят на разные языки, и люди их читают.

Они основываются на материалах прошедшего урока, или на том, что происходит в мире, или на теме следующего урока, запланированного на завтра. 

Иногда я встаю в 12 ночи и до урока могу заполнить Твиттер, иногда я делаю это днем. Я считаю, что то, что я там пишу, очень важно, и я рад, что есть такая возможность, именно ограниченная, когда ты сидишь и высчитываешь, действительно высчитываешь, чтобы каждое слово имело свой вес, и сообщение не выходило за пределы разрешенного количества букв.

А статьи я не пишу. Я наговариваю даже не развернутую статью, а свои идеи людям, которые имеют такие способности.  И они уже пишут, в основном, на четырех языках: английском, испанском, русском и иврите. 

Поэтому, если вы встречаете где-то статьи нашего времени, подписанные "Михаэль Лайтман", то это мои идеи, высказанные моими учениками.

Вопрос: Они не получают от этого искажения?

Ответ: Нет. Я знаю и четко контролирую тех, кто пишет, и поэтому так спокойно говорю об этом. Можете принимать эти статьи как абсолютно мои.

Вопрос: Но Твиттер – это личная инструкция?

Ответ: Да. Это лично я.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

От линии к кругу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Раньше, еще до вашего Учителя, была вертикальная связь учитель–ученик, а теперь она распространяется вширь, к массам. Те же ли это законы? Что меняется? Или суть остается та же?

Ответ: До нашего времени все действительно распространялось сверху вниз. Но были периоды, преимущественно в древние времена, когда и вширь, по кругам.

Реплика: Можно сказать, что вы первый учитель, который учит мир вширь.

Ответ: Да, так уж получилось. Так это происходит.

Вопрос: Закон круга полностью отличается от закона линии. То есть можно находиться где-то на дальних орбитах, а быть ближе, чем на самых близких орбитах?

Ответ: Да. Но это взаимная зависимость между окружающим и внутренним светом. Как, например, маленький ребенок ближе всех к матери, а чем взрослее, тем становится все дальше, хотя больше понимает ее. Но это и взаимная зависимость между светом и эгоизмом.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Движение вширь

Рост не ввысь, а вширь

Линия и круг, избранность и равенство

Прилепиться к учителю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Работая в десятках, можем ли мы настолько прилепиться к своим товарищам, чтобы заразиться от них трепетным отношением к учителю? Или это невозможно?

Ответ: Возможно. Мы можем помочь друг другу на нашем духовном пути и спокойно продвигаться вперед. Если человек, который находится в падении, будет преклонять себя перед группой, то она ему покажет, как начать слышать учителя. И тогда из этого ученика может получиться то же, что из остальных.

Вопрос: То есть неважно, какой ты: семи пядей во лбу, есть ли у тебя чувствительное сердце. Но если ты правильно настроен, ты можешь получить абсолютно все условия и прилепиться к учителю?

Ответ: Да. Умственное развитие здесь не имеет значения.

Вопрос: Допустим, человек знает, что у него еще нет внутренних наработок, что он лентяй. Но он очень хочет! Может ли он этим своим желанием прилепиться к учителю и получить всё?

Ответ: Только через группу! Группа – это связь с учителем, а через учителя – с Творцом. Других путей нет. 

Вопрос: Значит, человек помещает себя в группу, а группа помогает ему услышать учителя, прилепиться и пройти к Творцу. И неважно, кто и что, и где ты сейчас находишься, даже если ты какой-то отшельник. Если ты захочешь, ты сможешь?

Ответ: Мы все произошли из одной системы – десятки, из души, которая разбилась на множество частей. Поэтому, собираясь в такие десятки, мы опять раскрываем Творца и соединяемся с Ним.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прилепиться к учителю или прилепиться к группе?

Провод, протянутый к нам из мира Бесконечности

Без уважения к учителю и группе нет слияния с Творцом

Без проводника не пройти в духовное

каббалист Михаэль ЛайтманБез веры в мудрецов невозможно достичь веры выше знания и контакта с Творцом. Ведь между нашим эгоистическим желанием и желанием отдачи нет прямой связи.

Находясь внутри эгоизма, мы не способны выскочить к желанию отдачи и даже не понимаем, что это такое, как к нему подступиться. Поэтому нам необходим проводник, который сможет провести нас из ощущения этого мира к ощущению высшего мира.

Мы находимся в этом мире, то есть в желании насладиться, и ощущаем мир только через него. Эгоизм определяет все наши свойства, распоряжаясь сердцем и разумом. И при этом мы хотим ощущать реальность в желании отдачи.

Но мы не знаем, что такое желание отдачи и как развить его, чтобы почувствовать другую реальность, как сказано: "Я видел обратный мир". Здесь необходимо пройти особую трансформацию, которая может занять продолжительное время и включать в себя множество промежуточных состояний между этим миром и будущим, властью желания насладиться и желания отдачи.

Такой переход не совершается за один раз, а согласно сказанному: "Только добро и милосердие преследуют меня все дни моей жизни". 

И поэтому нам необходим мудрец, живущий сразу в двух мирах и способный научить нас, как совершить такой переход. Не каждый, кто находится в ощущении духовного мира, способен быть таким проводником. Для этого необходима системность в ощущении и понимании, в постижении обоих миров и знание того, как шаг за шагом произвести переход из одного мира в другой.

Свойство проводника называется "Моше". С одной стороны, он находится в свойствах Творца, а с другой стороны, как "верный поводырь" может взять на себя эту миссию проводить людей, учеников из этого мира в духовный мир, выполняя таким образом указание Творца.

Вера в мудрецов, то есть в учителя на духовном пути – это то же самое, что верить в сам путь, верить в Творца и во все совершаемые нами действия. Успех зависит от того, насколько я прилепился к учителю и иду за ним. Словно в серьезном походе, когда идут по неизвестной местности, таящей опасность, по нехоженым тропам, необходимо иметь подходящую одежду и обувь, обязательный посох в руке, и идти след в след за идущим перед тобой. Тогда можно с уверенностью продвигаться.

Это первое правило, которое должен усвоить начинающий, вступая на духовный путь, на непроторенную дорогу, неизвестную ему и непонятную. Поэтому первым идет человек, имеющий большой опыт и сам уже когда-то прошедший этот путь. Но идущие за ним не знают пути.

Так принято поступать в материальном походе и тем более в духовном, ведь там нам вообще не известно, что надо делать, чтобы произвести один правильный шаг вперед. Более того, эгоизм каждый раз запутывает нас и сбивает с пути. А потому нам необходимо иметь как можно больше четких показателей, помогающих идти вперед, чтобы не оступиться и не упасть.

Из урока на тему "Вера в мудрецов", 14.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Радость веры в Учителя

Довериться старшему

Золотая монета в пустом кармане

Любить учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как в духовной системе определяются учитель и его ученики? Как они ищут друг друга? Ведь у всех нас как будто был какой-то зов, пробуждение.

Ответ: Это зависит от нашей связи в общей душе, которая проявляется в этом мире.

Когда я последний раз был в Англии, я встречался там с одним из духовных учителей-суфиев. Он был очень пожилым человеком, даже уже не вставал с кровати. Но вокруг него все время крутился молодой парень, коренной англичанин Джон, лет 30-35. Он буквально ползал перед учителем на коленях, помогал, смотрел за ним.

Я разговаривал с этим суфием, кстати, очень известным в арабском мире. Он сам из Ирана, но вовремя уехал оттуда, потому что там были гонения на суфистов.

Я рассказал ему о своем учителе, и о том, что он недавно умер. Когда я спросил его, может ли он быть моим учителем, он ответил очень просто: "А ты знаешь, что ты должен меня любить?".

Очень прямой ответ. Это верно, так выбирают. То есть, если ты начинаешь любить учителя за то, что ты слышишь, получаешь от него, значит, ты – ученик, а он – учитель, а если нет – то нет. 

Вопрос: И ни за что другое? Ведь многие ищут как бы покровителя, какой-то отеческий образ.

Ответ: Нет, значит это не духовность.

Реплика: Когда слушаешь ваши уроки, переполняет огромная радость и восторг. Чувство, которое наполняет, вдохновляет, утешает – это и есть правильный отклик? Его же не заказать – он или есть, или его нет.

Ответ: Это верно. Все зависит от раскрытия души в ученике, который слышит то, что говорит учитель, и его душа таким образом отзывается.

Реплика: А если не отзывается, но все равно человек очень хочет?

Ответ: Значит, скоро отзовется.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как понять, что это ваш ученик?

Как ученик должен относиться к учителю?

Почувствовать желание учителя

Наука о познании окружающего пространства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какая каббалистическая книга первой попала вам в руки и открыла в вас стремление к духовному?

Ответ: "Введение в науку каббала". Это очень сложная книга.

Я читал много различных книг и статей, пытался сразу вникнуть в серьезные вещи, но путался, не знал, как и что, пока не нашел своего Учителя. Это произошло после 3-4 лет самостоятельных занятий, в течение которых я бегал по разным так называемым знатокам каббалы.

А когда я нашел Учителя, то остался с ним до конца его жизни, был его помощником, личным учеником. И после него продолжил его деятельность.

Вопрос: Какую первую книгу вы рекомендовали бы, чтобы начать изучение каббалы?

Ответ: Каббала – это наука. Поэтому завлекать она, возможно, и может, но только отчасти. Все-таки у человека должно быть какое-то стремление раскрыть смысл жизни. 

Если оно у него есть, то он поймет, что каббала отвечает на вопрос, каким образом раскрыть этот смысл, как изменить себя, изменяя жизнь, какие у него есть для этого внутренние инструменты. Они находятся в самом человеке. В общем, это наука о познании, о постижении окружающего пространства.

И тогда человек начнет видеть это пространство уже в более развернутом виде, активно, во взаимодействии со всем окружающим. Меняя свое отношение к окружающему, т.е. самого себя, он меняет реакцию окружающего на себя.

Из беседы на тему "Вопросы о каббалистических книгах", 22.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первая книга по каббале

Долгий путь каббалиста

О трудах каббалистов

Как понять, что это ваш ученик?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы узнаёте ученика? Как вы чувствуете, что это ваш ученик?

Ответ: Во-первых, ко мне приходят все, кто желает. И в интернете к нам тоже подключаются все желающие.  А потом происходит естественный отбор.

Те, кто выдерживают ежедневные серьезные занятия вместе с упражнениями в десятках, с собраниями товарищей, с посещением конгрессов, то они как бы записываются ко мне в ученики.

Вопрос: То есть определяется какой-то внутренний заряд в человеке, пройдет ли он этот путь?

Ответ: Корень души.

Вопрос: И вы абсолютно спокойно относитесь к людям, которые не смогли преодолеть все эти условия?

Ответ: Это всё дело времени. Если не в этой жизни, так в следующей.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зов души

Как ученик находит учителя?

Ученик или слушатель?

Жертвовать собой во имя достижения цели

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что самое ценное в ученике?

Ответ: Жертвовать собой во имя достижения цели. Вот и всё.

Реплика: Интересно, что слово "жертвовать" в русском языке всегда потрясает, а в иврите это так естественно, потому что "акрава́" – от слова "приближение", "близость". Жертвовать собой – это, вообще-то, закон любви.

Ответ: Конечно. Любовь строится на приношении в жертву своего эгоизма.

Вопрос: А чем жертвует учитель для такой связи?

Ответ: Учитель изначально находится на такой стадии, на которой ему не надо ничем жертвовать. Всё, что происходит между ним и учениками, лежит за пределами жертвоприношения.

То есть учитель, поднявшийся на определенный уровень, первичен. А потом появляются ученики, которые могут получить от него помощь.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самопожертвование

Как помочь учителю?

Высшее предназначение определяет всё

Зов души

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У вас сотни тысяч, а может быть, даже больше учеников по всему миру. И каждый когда-нибудь задает себе вопрос: "Достаточно ли я связан с учителем? Может быть, я упускаю что-то?" Как человек может это выяснить?

Ответ: Только сам с собой. Учитель ему в этом не поможет.

Вопрос: А что первично: потребность ученика или какой-то зов, который пробуждается в нем сам по себе?

Ответ: Это одно и то же.

Вопрос: Разве заранее предопределено, кто будет заниматься по общей программе, а кто по более четкой?

Ответ: Это зависит от души человека, но он все-таки может себя поднять. Для этого ему нужно правильное общество, в согласии с которым он мог бы двигаться вперед.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два вида связи между учителем и учеником

Связь с учителем

Ученик и учитель: связь через Творца

Два вида связи между учителем и учеником

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сотни тысяч людей открыли для себя науку каббала. И это стало для них откровением и большой отрадой. Но оказывается, не всё так просто. Нужно найти учителя. И даже не просто найти его, а найти с ним связь.

Что значит связь в пути, проводник, учитель?

Ответ: Сегодня учитель – необязательно тот, кто находится рядом с тобой. Когда-то были такие места, где ученики жили вместе с учителями. Сейчас это не нужно, поскольку мы можем очень хорошо контактировать через виртуальные связи.

Поэтому уже нет необходимости учителю и ученику быть в непосредственном контакте друг с другом. Но связь с учителем нужна, для того чтобы учиться у него.

Вопрос: Как выстраивается эта связь? Что требуется от ученика и, возможно, от учителя?

Ответ: Дело в том, что есть разные виды связи с учителем. Одна из них общая, как в университете, когда ты заходишь в аудиторию, садишься, слушаешь лекции, а потом сдаешь экзамены и уходишь, практически не связываясь с учителем. Ты учишься по его конспектам, по тому, что он дает тебе, но не более того. 

А есть более четкая связь, когда учитель непосредственно влияет на ученика, и тот в соответствии с этим меняется. Причем учитель следит за ним, воспитывает его индивидуально, предъявляя ему довольно серьезные требования. Но не каждый готов их принять.

Вопрос: Готовность принять эти требования зависит от человека или от каких-то предварительных факторов?

Ответ: Да, есть предварительные факторы, но они недостаточны. Для того чтобы довести их до состояния достаточных, нужны усилия самого ученика.

Из беседы на тему "Учитель – ученик", 07.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цепочка "учитель-ученик"

Связь с Учителем

Связь через все расстояния

Почувствовать людей на расстоянии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можете ли вы почувствовать учеников, преподавая им виртуально, ведь перед вами миллионы людей? Вы даже не знаете их имен, не знаете, как они выглядят. Что именно вы чувствуете?

Ответ: Это неважно. А как это происходит в большой аудитории? Допустим, я преподаю в университете, где несколько тысяч студентов сидят в огромном зале. Но если я перед ними на экране, чем это хуже? Я считаю, что современные технические новшества совсем не мешают. Все зависит от того, чем мы наполняем наши каналы.

Реплика: Все-таки я пытаюсь понять, что значит чувствовать огромное количество людей, даже все человечество? Например, мой организм состоит из миллиардов клеток, но я же не чувствую каждую клетку.

Ответ: Но организм знает, как управлять собой, у него все это находится под контролем.

Вопрос: Однако человек может чувствовать лишь нескольких близких людей или состояния, которые они проходят?

Ответ: Нет. Если мы стремимся реализовать одну общую тему, хотим прийти к одному общему выводу, тогда у меня существует очень четкий, тесный контакт со всеми людьми, находящимися в аудитории. Здесь нет никаких проблем. Все зависит только от того, насколько мы понимаем и принимаем нашу единственную общую цель. 

Вопрос: Допустим, иногда я чувствую, что у меня что-то с печенью, с желудком, с легкими. Вы можете точно так же почувствовать, что что-то произошло с учениками в Латинской Америке, где-то в Чили? Вы так ощущаете?

Ответ: И так тоже ощущаю. Но дело не только в этом. Благодаря нашей связи, мы можем поддерживать друг друга, подталкивать, сохранять и увлекать с собой. В общем, делать связь более динамичной.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.10.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Плюсы виртуального общения

Разделенные экранами компьютеров

На смену физическим контактам

Плюсы виртуального общения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем отличие методики очного и виртуального преподавания?

Ответ: Сегодня мое преподавание является одновременно и воспитанием. В принципе, оно всегда было таким. Наше обучение построено на обоюдном общении всех между собой: меня с учениками, учеников со мной, вопросы и ответы, всевозможные обсуждения.

Поэтому я изначально горячо приветствовал интернет, который дал нам такую возможность. Еще в 90-х годах мы создали первый интернет-сайт по каббале в нашем регионе.  

Вопрос: В чем вы видите для себя лично преимущество виртуального общения и его минусы?

Ответ: Я вижу в этом одни плюсы. Ведь я, как преподаватель, могу общаться с множеством учеников непосредственно в реальном времени, и таким образом получаю возможность обучать тысячи людей. А когда-то я обучал максимум несколько десятков.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.10.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преимущества виртуальной связи

Учиться жить только в мыслях

Плюсы виртуального обучения

Взывая к сердцам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Харизма – это особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или в каком-либо другом отношении, способность буквально взывать к сердцам.

Вы очень харизматичный человек. Можете посоветовать, как быть таким?

Ответ: Не думаю, что я удачлив в том, чтобы привлекать других. Совсем нет.

Я опираюсь на науку, которая говорит о Вселенной, всех мирах вместе взятых, включая Высшую силу, управляющую всем мирозданием. И я немного приоткрываю путь к этому огромному знанию для всех, кто желает.

У меня нет никакой харизмы, я не желаю командовать, не желаю привлекать. Может быть, иногда я могу быть резким, грубым, но это относится к желанию, чтобы меня правильно поняли и шли лишь по тому пути, по которому иду я.

Мне кажется, если у человека есть цель, то он может увлечь ею остальных.

В общем, надо заниматься тем, что для тебя самое близкое, чего желает твоя душа. И тогда ты дашь хороший пример другим.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 06.11.2020

Блиц-ответы каббалиста, 14.08.2020

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какими свойствами должен обладать человек, который выступает публично?

Ответ: Он должен просто знать свой предмет, и то, что он говорит, должно быть полезно людям. 

Вопрос: Есть такое высказывание: "Хороший учитель одну меру раскрывает, а две меры скрывает". В чем смысл этого принципа?

Ответ: Это духовный принцип.  В обычном мире его сложно применять.

Вопрос: Какие навыки для работы с аудиторией вы развиваете? Вы как-то над этим работаете? Используете какие-то технологии?

Ответ: Нет, я не использую, никаких технологий, кроме компьютерных для передачи информации, картинок и звуков.

Вопрос: Как можно проверить, влияем мы на аудиторию или нет? Как можно быть уверенным, что я повлиял на них хорошо?

Ответ: Я вижу это по вопросам и ответам, по семинарам. 

Вопрос: Какие преимущества и недостатки в проведении лекций по одному и в парах, когда один дополняет другого?

Ответ: Я не знаю. Это ваш опыт. Но мне кажется, что это интересно.

Вопрос: Есть разные техники, как развивать голос, тембр, громкость выступления. Говорят, что это очень влияет на людей, особенно тембр?

Ответ: Этому надо учиться. Но я этого не могу. Мой голосовой аппарат уже не тот, чтобы им так пользоваться.

Вопрос: От чего зависит успех выступления: от темы, оратора, потребности слушателей?

Ответ: От всего.

Вопрос: Что вас вдохновляет давать так много публичных выступлений?

Ответ: Я чувствую ответственность. Но сейчас я начинаю постепенно сокращать всевозможные беседы и хочу свести их практически к нулю, кроме бесед с моими писателями и журналистами.

Вопрос: Есть ли у вас какие-то отдельные приемы для разных аудиторий? Вам важно, кто перед вами сидит?

Ответ: Нет, но я должен видеть, с кем я говорю: с молодыми или старикам, необразованными людьми или учеными и т.д. В этом разница. Но не более того.

Вопрос: Как вы настраиваетесь на людей, перед которыми сейчас будете выступать?

Ответ: Я не настраиваюсь, а просто пытаюсь донести им, что это за наука, которой я владею.

Вопрос: Какие курьезы приключались с вами во время публичных выступлений? Было что-то из ряда вон выходящее?

Ответ: Нет. Самое главное, чтобы люди, приходящие на лекцию, представляли, о чем будет идти речь.

Вопрос: Что вы посоветуете, если аудитория начинает отвлекаться, перестает слушать??

Ответ: Надо закругляться, наверное. J Ничего не сделаешь.

Вопрос: Вы против фронтальных выступлений?

Ответ: Я их не очень люблю, ведь работать с неподготовленной публикой, которая не понимает, что и как – это проблема. Но, с другой стороны, ничего не сделаешь. До недавнего времени я много ездил по миру и везде давал лекции и выступления: на радио, телевидении, в больших залах и т.д.

Вопрос: Вы боитесь, что вам зададут вопрос, на который вы не сможете ответить?

Ответ: Нет. Наоборот, я очень люблю острые вопросы.

Вопрос: Как вы можете определить успех ваших выступлений?

Ответ: По количеству учеников, которые прибавляются.

Вопрос: Сейчас все большую популярность приобретает виртуальное обучение, когда практически один человек или несколько учителей могут преподавать всему миру. К чему эта тенденция?

Ответ: К тому, что останутся только хорошие преподаватели.

Вопрос: Каким образом стимулировать слушателей задавать вопросы, чтобы они не отсиживались за экраном мониторов?

Ответ: Я спрашиваю: "У кого есть вопросы, задавайте". Здесь нет никаких особых уверток или каких-то патентов.

Вопрос: Говорят: "Не ставить препятствие перед слепым". Что это значит?

Ответ: Ты должен преподносить материал так, чтобы человеку все было понятно, приятно, и он заинтересовался бы им.

Вопрос: Должен ли оратор говорить только то, что человек хочет слышать?

Ответ: Да, то, что он хочет слышать, что ему понадобится. Но в таком виде, чтобы это его заинтересовало, и он взял с собой.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Блиц-ответы каббалиста об искусстве слушать, 14.08.2020

Блиц-ответы каббалиста, 27.09.2020

Блиц-ответы каббалиста, 02.07.2020

Страница 20 из 70« Первая...1819202122...Последняя »