Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Возможна ли любовь без ненависти?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я уверен, что сотни тысяч ваших учеников по всему миру испытывают к вам чувство любви, которая не сопряжена с ненавистью.

Это исключение из правил, когда ученики любят своего учителя? Такой формат имеет место в суфизме, когда они любят учителя без ненависти.

Ответ: Любовь без ненависти невозможна. Если вы ощущаете только одну любовь, это значит, вы еще не осознали, что внутри этой любви находится нераскрытая ненависть. Оба чувства обязаны быть вместе.

Как, допустим, в природе не существует положительной частички без отрицательной, обязательно есть противоположная ей, и они соответственно связаны между собой, так и у нас. Ненависть должна проявляться вместе с любовью. Над ней мы строим любовь.

И мы не будем бояться этой ненависти, потому что она станет для нас индикатором нашего отдаления и сближения, сближения и отдаления. Таким образом мы будем находиться в динамическом сближении друг с другом. 

Реплика: Но мне кощунственно даже подумать, что может быть ненависть к учителю.

Ответ: Я вас уверяю, что этому есть место. Знаете, когда она у вас проявится? Двигаясь вперед, вы очень скоро почувствуете, что у вас возникает требование к учителю, что вы с ним не согласны, что вы готовы буквально потрясти его хорошенько, чтобы получить то, что, как вы считаете, вам необходимо, а он не дает. Это придет.

Из урока на русском языке, 29.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь и ненависть

Претензии к учителю

И любовь, и ненависть

Что передает учитель каббалы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Люди, которые преподают курсы по каббале, сами не постигли это состояние. Как человек может передать то, что сам не имеет?

Ответ: А вы считаете, что учитель математики обязательно должен быть треугольником или квадратом?

Вопрос: Я думаю, он должен понимать, что это такое.

Ответ: Учитель дает вам подход к науке, контакт с ней. А вы уже согласно методике, которую он вам передал, идете и включаетесь сами. Все равно он не может передать вам свои духовные ощущения.

Вопрос: Понятно, что они субъективны. А сами вы находитесь в исправленном состоянии?

Ответ: Я вам не скажу. Раскройте глаза немного шире и увидите.

Из урока на русском языке, 15.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель – проводник высшего света

Не волшебник, а духовный воспитатель

Учитель-путеводитель

Коммуникация между учителем и учеником

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В каббале существует очень интересная коммуникация между учителем и учеником: ученик должен работать над важностью учителя, а учитель, наоборот, всегда принижает себя в глазах ученика.

В нашем мире учитель во всех духовных учениях и религиях должен быть великим, и так он себя ведет. А в каббале наоборот.

Ответ: В каббале наоборот, потому что, во-первых, это хорошо для учителя, ведь принижая себя в глазах учеников, он духовно растет. Вместе с тем, этим он дает ученикам место для работы, чтобы они возвышали, поднимали его в своих глазах. Чтобы понимали: если им кажется, что они видят в учителе не особенно выдающиеся черты, то так видят их глаза, и поэтому они должны исправлять это в себе.  

Таким образом, когда учитель принижает себя, для него это хорошо. А когда ученики воспринимают его приниженным, для них это очень плохо.

Вопрос: Значит, учитель не просто принижает, а намеренно показывает свои слабости?

Ответ: Конечно, намеренно. А иначе что же тогда будет с учениками? 

Реплика: Но у нас и так "испорчено зрение", мы и так видим все недостатки в любом человеке, а тут еще и намеренно!

Ответ: Этого недостаточно. Здесь должно быть все утрированно, чтобы ученики смогли над этим подняться.

Вопрос: То есть этим учитель дает свободу воли своему ученику?

Ответ: Да. Кроме того, с одной стороны, учителю очень важно, чтобы ученики поднялись. Но с другой стороны, он за себя не беспокоится, это ведь не просто профессор в университете, который ведет счет посещаемости его лекций.

Я не думаю о том, приведет Творец ко мне учеников или нет. Я должен делать все, что нужно, но не стану играть на их количество.

Дело в том, что я должен показывать им все проблемы моей жизни.

В свое время я был личным помощником моего учителя последние 12 лет его жизни. Он ничего не скрывал от меня, я знал все его слабости, все его внутренние ощущения. В моих глазах это было очень большое поле деятельности, для того чтобы себя приподнять и раствориться.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Интеракция учителя и ученика

От чего зависит величие учителя?

За простотой спрятана мудрость

Цепочка "учитель-ученик"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, я выбрал учителя и через два-три года вижу, что мне уже нечему учиться у него или я знаю даже больше него. Такое случается в нашем мире в музыке, в спорте и т.д. А в каббале это бывает?

Ответ: Да, и тут бывает то же самое. Вполне возможно, что стоит поменять учителя. Но здесь надо понимать, кого на кого ты меняешь. Или ты меняешь его, потому что не хочешь прилагать больше усилий, или потому, что в этом действительно возникла настоятельная необходимость, поскольку с прежним учителем ты не можешь продвигаться вперед.

Вопрос: Есть ли какая-то определенная связь между учителем и учеником?

Ответ: Учитель является проводником на ученика высшей энергии, высшего света, высшего знания. И поэтому нам так важно, чтобы ученик был соединен со своим учителем, потому что это цепочка никуда не исчезает.

Реплика: Но раньше группы были очень маленькими, и поэтому там действительно существовала тесная связь между учителем и учеником. А сегодня у вас миллионы учеников, и естественно, вы знаете только малую часть из них.

Ответ: Не важно, кого я знаю, важно – кто из них считает себя моим учеником, их отношение ко мне. В этой мере он устремляется своим внутренним движением ко мне, и это дает ему контакт через меня с высшей силой.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Положиться на интуицию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Одним из критериев правильного обучения являются первоисточники. Учитель должен преподавать по первоисточникам, а не от себя. Это важно?

Ответ: Да. Но тут ты можешь столкнуться с разными учителями, обучающими по разным первоисточникам, по разным методикам.

После того, как ты все прошел и завершил поиск, все-таки самое главное для тебя учиться у того, кто был непосредственным учеником великого каббалиста предыдущего поколения.

Вопрос: Допустим, я проверил, что они преподают по первоисточникам, выбрал из двадцати учителей двоих, учившихся у признанного каббалиста. Могу ли я доверять своему сердцу, которое тянет меня к одному из них? Можно ли полагаться на свою интуицию?

Ответ: Да. Если ты проверил все остальное, то тогда можешь положиться на свое сердце, подсказывающее, чье изложение, чей стиль и язык тебе ближе. 

Реплика: Так это же мой эгоизм!

Ответ: Да, но ты ведь уже все проверил, все сверил, и тут остаются только такие детали.

Вопрос: Разве моя внутренняя природа не может меня подвести, и я не могу ошибиться?

Ответ: Нет, здесь имеется в виду не эгоистическая природа, а общий стиль, общий язык, близость, понимание и т.д. Здесь может быть еще много нюансов.

Вопрос: То есть можно доверять своему внутреннему чувству?

Ответ: В чем-то да.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как выбрать учителя-каббалиста?

Как найти правильного учителя?

Как проверить учителя?

Как выбрать учителя-каббалиста?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть несколько критериев выбора учителя в каббале. Например, учитель обязательно должен получить свои знания от всеми признанного каббалиста. Поэтому, прежде всего, нужно узнать, у кого он учился?

Ответ: Конечно. Передача информации обязана быть четкой. Иначе, что же ты от него получишь? Ты должен проверить, откуда он пришел, у кого учился.

Вопрос: Как выбрать учителя?

Ответ: Во-первых, ученик ищет учителя по своим запросам. Я же не пойду изучать географию к тому, кто обучает музыке. Это разные вещи. Поэтому я выбираю учителя по своей цели.

Главное – это цель: мне надо обязательно найти каббалиста, потому что в каббале изучается наука о постижении высшей силы, высшего управления, схема и система управления Природы мной, человечеством и всей вселенной. Именно это интересует меня. Значит, я ищу учителя по этому критерию.

Но я могу найти миллион так называемых учителей. Поэтому мне надо выбирать того, кто возможно (тут могут быть всякие ошибки) получил свои знания от великого человека, и тогда я ориентируюсь именно на это. Я ведь "слепой". Передо мной есть 20-30 кандидатов в учителя, но меня должно интересовать, у кого каждый из них учился.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель – проводник высшего света

Как проверить учителя?

Обязанность учиться у настоящего мудреца-каббалиста

Учитель – проводник высшего света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует три фактора духовного развития. Первый – это учитель как инструктор для духовного развития, второй – группа единомышленников, и третий – первоисточники.

В нашем мире учитель – это человек, дающий знания, пример для подражания, воспитатель. А что такое учитель в каббале? И почему так важно, чтобы был учитель? Разве недостаточно первоисточников?

Ответ: Первоисточники, в принципе, можно читать и без учителя, но, как правило, этого недостаточно.

Учитель в каббале – это тот, кто находится с тобой в одном мире, причем на ступень выше, т.е. одновременно в Высшем мире, в постижении того, чему он тебя обучает. Ты получаешь от него знания в виде печатного текста и устной речи, но сам он находится в ощущении этих знаний.

Наука каббала изучает то, что в нашем мире не видится, не слышится, не ощущается, в общем, совершенно не воспринимается никакими органами чувств. А у учителя-каббалиста есть дополнительный орган чувств – духовный. И он преподает то, что постигает. 

Ученик воспринимает от учителя только лишь то, что может ощутить своими земными органами чувств, но постепенно происходит его сближение с теми скрытыми духовными понятиями, силами, о которых учитель говорит ему.

Таким образом учитель становится не просто выдающим ему определенную толику знаний, а в некотором роде проводником к нему высшей энергии со следующего более высшего уровня, который мы называем Творцом. То есть здесь учитель играет дополнительную роль, – это не просто "говорящая голова", как в нашем мире, а именно "проводник высшего света".

Вопрос: Можно сказать, что учитель является примером для ученика?

Ответ: В нашем мире учитель-каббалист не может быть примером, потому что мы не связываем этот мир с Высшим миром. Учитель является для ученика примером только лишь в его преданности науке каббала.

Вопрос: То есть он не может быть примером в повседневной жизни, в семье?

Ответ: Нет. Это совершенно разные вещи. Сегодня люди находятся в различных обстоятельствах. Это не имеет значения. Ты можешь оценить человека только по его преданности делу, цели.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель-путеводитель

Средства духовного продвижения

Роль учителя в развитии души

В чем свобода учителя и ученика?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Обладает ли учитель свободой по отношению к ученику?

Ответ: Нет. Никак.

Вопрос: В чем ограничение учителя по отношению к ученику?

Ответ: Во всем! Учитель должен привести ученика к реализации духовного пути. И здесь не может быть никаких других решений. Та духовная основа, которая находится в ученике, должна получить свою реализацию, и учитель обязан это выполнить.

Он видит в этом для себя высшую миссию, реализацию своего подобия Творцу. В этом он является сообщником Творца. Именно в этом и заключается его свобода.

Вопрос: Оставляет ли он в чем-то свободу для ученика?

Ответ: Обязательно. Его работа в том, чтобы дать ученику полную свободу и поставить его так, чтобы тот правильно реализовал ее.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Интеракция учителя и ученика

Учитель и ученики

Как учитель исполняет желания ученика?

Подняться к корням (клип)

Подняться к корням

Блиц-ответы каббалиста, 27.10.2019

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если, допустим, я уже достиг высшего корня, остается ли у меня желание что-либо менять в ветвях?

Ответ: Конечно! Потому что мы должны, находясь именно в нашем мире, достичь полного подобия Высшему миру, чтобы соединить оба мира вместе. Для этого мы и существуем.

Вопрос: Если женщина предана своему учителю, может ли каббалист передать ей свои знания? Или это касается только мужчин?

Ответ: Не имеет никакого значения, женщина это или мужчина. Преданность должна быть не учителю-каббалисту, а методике исправления.

Вопрос: Почему учитель в основном передает информацию притчами?

Ответ: А как еще можно сказать о духовном мире, если не каким-то примером или рассказом? Надо же дать какой-то оттиск в нашем мире, поставить что-то в подобие, чтобы ученик понял, что вот таким образом это, наверное, и происходит в высшем мире. Иначе не передашь. Поэтому притчи и всевозможные примеры имеют место в каббале. 

Вопрос: Откуда у человека появляется желание найти какого-то проводника, учителя, идти за кем-то?

Ответ: Это не зависит от человека. Так его притягивают к учителю, а через учителя – к высшей цели, к корню его души.

Вопрос: Как работать с внешними источниками, которые подтверждают каббалистические истины?

Ответ: Никаких других источников я не признаю́! Ответ окончательный и бесповоротный. Если человек находится во внешних источниках, значит, он просто путает себя, и у него нет никакой надежды в чем-то нормально разобраться.

Вопрос: В будущем придет новый учитель? Или во главе организации "Бней Барух" будет десятка?

Ответ: Что значит "в будущем"? У нас и сегодня есть преподаватели кроме меня. Это десятки моих учеников. Все, кто определен как преподаватель от нашей организации, являются учителями, которых я могу вам рекомендовать. Как и в любой другой науке, каждый преподает немного в своем стиле. А вы уже выбирайте сами.

Вопрос: Что стоит ученику копировать у учителя?

Ответ: Ничего не надо копировать, кроме того, как учитель показывает ему, насколько надо желать постичь этот предмет, раскрыть его. Завидуйте учителю, что у него есть такое большое желание, хотя он уже много лет в каббале. Например, я нахожусь в этом деле уже 40 лет, и все равно мое желание не гаснет.

Вопрос: Должен ли учитель намеренно сбивать ученика с пути, чтобы развивать его? Или учитель ведет его только по гладкому пути?

Ответ: Учитель не сбивает ученика с пути. Это природный эгоизм ученика не дает ему возможности быть полностью согласным с учителем и сбивает с пути. Но такие метаморфозы одновременно и помогают.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Блиц-ответы каббалиста 08.09.2019. ч.2

Блиц-ответы каббалиста 08.09.2019. ч.1

Блиц-ответы каббалиста, 07.09.2019, ч.5

Умеющие прильнуть и пить

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У каббалиста-учителя могут быть любимчики?

Ответ: Любимчики могут быть. Но они любимчики не в том смысле, что учитель меньше помогает остальным, а в том, что они ближе к нему по духу, по восприятию. Поэтому получается, что они больше понимают его. Я бы назвал их умеющими прильнуть и пить.

Вопрос: Учитель-каббалист не замыкает учеников на себе?

Ответ: Нет, он никогда не замыкает учеников на себя. Наоборот, отталкивает их, позволяет им быть абсолютно свободными, ругает их и т.д. Он показывает им себя со всех сторон, а ученики должны, глядя на это, понимать, как расти.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда учитель хвалит или ругает

В духовной работе нет привилегий

Нет разницы между учениками

Чтобы достичь результата

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Когда-то вам задали вопрос: "Можно ли быть не согласным с учителем или надо все время скромно ходить за ним?" И вы сказали: "Нет, не надо. Проверяйте сами, ищите, читайте". И это мне очень импонирует.

Ответ: Я еще раз повторю, что советую выбрать учителя. Но после того как вы сделали свой выбор, вы должны прилепиться к нему и получить все, что есть у него.

А если вы будете болтаться между многими учителями или заниматься еще по другим книгам, методикам, то тогда у вас в голове получится сплошной салат, и вы никогда не достигнете результата.

Так что выберите поскорее, куда вы идете: хотите в йогу, хотите еще куда-то – ваше дело. Но только я вам по-человечески советую: занимайтесь одной методикой. Тогда у вас, по крайней мере, что-то получится. А если по разным источникам – ничего.

Вы будете чувствовать себя большим умником, но постигающим Высший мир вы никогда не станете.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Склониться перед учителем

Иначе, невозможно учиться

По стопам учителя

Передача каббалистических знаний

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли ученик еще не понимает языка ветвей, то есть то, что говорит ему учитель, не знает, каким образом ветвь указывает на свой корень, то из-за отсутствия общего языка у учителя нет никакой возможности объяснить ни одного слова из высших знаний и разговаривать об исследованиях каббалы.

То есть передать каббалистические знания можно лишь тому, кто их [сам] понимает. (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Если ученик находится в ощущении Высшего мира, то он понимает те слова, которые произносит учитель и видит их в Высшем мире. А если он не находится в духовном, то слова, которые произносит учитель, ему не ясны, он их слышит, но не ощущает.

Возникает вопрос: Но как ученик сам постигнет язык ветвей?

Ответ: Посредством изучения каббалистических книг, постепенно вводящих его в ощущение Высшего мира. То есть результатом нашей учебы должно быть именно ощущение Высшего мира.

Поднявшись хотя бы на самую малую ступень Высшего мира, с ее уровня сверху вниз он постигает язык ветвей. Только теперь, с появлением общего языка, ученик может получать знания от своего учителя-каббалиста.

Самое главное для нас – достичь ощущения Высшего мира. И тогда мы сможем понимать, что же нам говорят каббалисты.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Общий язык с учителем-каббалистом

Корни и ветви – причины и следствия

Разговор с глухим…

Склониться перед учителем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ученику надо склониться перед учителем каббалы, чтобы суметь внимать ему и получить каббалистическую мудрость?

Ответ: А как же иначе, даже если мы занимаемся какой-то другой наукой. К примеру, я закончил университет по специальности биомедицинская кибернетика, и был привязан к своему профессору-преподавателю. То, что он преподавал, для меня было свято. А как еще я мог бы постичь эту науку и двигаться дальше?

Вопрос: Разве слово "склониться" вам немного не режет ухо?

Ответ: Что значит "склониться"? Перед знанием своего учителя. Ты не можешь не принять то, что есть в нем. А после того, как ты это принимаешь, абсорбируешь в себе, ты уже можешь идти дальше и подняться выше. Но только после того, как ты перенял все, что есть в нем. Так устроен мир.

Каждое поколение не может строить себя, начиная с возврата в пещеры. Мы берем все, что есть в предыдущем поколении, и так идем вперед.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как отменить себя?

Отмена ученика перед учителем

Учитель – это духовная система

Сближение между учителем и учеником

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если вы, будучи учеником, обнаруживали, что внутренне отдалились от своего учителя Рабаша, как вы возвращали внутреннюю близость?

Ответ: Такое очень часто случается. Надо следить за этим и пытаться сближаться буквально каждую минуту. В принципе, любое продвижение устроено на сближении с учителем. Только так.

Вопрос: Новым ученикам хочется поскорее сблизиться с учителем. Но у них еще нет понимания предмета. Насколько важно сдерживать их и объяснять, что нужно сначала познать основы каббалы, и тогда уже устремляться на связь с вами?

Ответ: На основании чего мы будем строить связь? Она ведь не беспредметная. Она сводится к тому, что мы вместе идем к цели. Вы поддерживаете себя, я поддерживаю вас, и таким образом мы движемся вперед.

Вначале, когда человек только начинает заниматься, он даже не знает, о чем речь, к чему он устремился, почему его привели сюда, что он должен желать. 

Поэтому, я думаю, хорошо, что первые полгода мы встречаемся раз в неделю.

Когда я начинал заниматься у Рабаша, я приезжал к нему на занятия каждый вечер на два часа. И только лишь через два или даже три года он позволил мне переехать поближе к нему. Я не знаю, как часто вы занимаетесь, но если 10% от ваших общих занятий вы можете уделять общению со мной, я буду только рад.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жить одной идеей

Как приблизиться к Учителю?

Как измерить свою близость к учителю

Страница 23 из 70« Первая...2122232425...Последняя »