Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.24

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Держаться руками и зубами

Именно в больнице у нас возник тот контакт, который потом превратился в настоящую, неразрывную связь.

Я помню, не выдержал и с болью спросил его: "Ну, как понять это, как?!" Как бы ощущением – "Ну, что ты меня мучаешь?! И он вдруг ответил мне так просто, так понятно, он почувствовал мое состояние. Мы говорили о том, что написано в Талмуде: двое держатся за талит, и один утверждает "Это все мое", а другой отвечает – "Нет, мое".

– Ну, о чем здесь речь? – спросил я его. – Зачем они разрывают талит, эти двое?!

И он вдруг сказал:

– Талит[1], – это человек.

Я, помню, замер. Я поразился. Это переворачивало мозги.

А он продолжил:

– Двое, которые его разрывают, – это две силы, которые держат человека: злое начало и доброе, желание насладиться и желание отдачи. 

Это было так просто и, в то же время, так глубоко.

– А сам человек должен видеть себя нейтральным, находящимся между ними, – сказал РАБАШ. – И быть ответственным за то, кто из них двоих будет говорить в нем. А теперь спроси, что Творец хочет от тебя. Это же Он так действует на тебя с двух сторон, Он!

Я вдруг так ясно ощутил, какая же неимоверная глубина заложена в нем. И что мне надо руками и зубами держаться за него из последних сил. И благодарить Творца, что дал мне этот шанс в жизни. Но вот проходит время, буквально несколько минут.

И снова передо мной прежний, "сухой" РАБАШ, который раскрывает "Учение десяти сфирот" и начинает монотонно читать прямо с того места, на котором раскрыл. Без всяких объяснений, без эмоций, читает, не обращая внимания, что я снова ничего не понимаю, ничего не ощущаю, что я снова потерян и пуст.

Сегодня я уже понимаю, что он видел меня насквозь. Знал наперед, что я останусь с ним, что кроме этого, все остальное ничего для меня не стоит, что я никуда не уйду, знал вообще все, что будет со мной. И готовил меня к этой будущей жизни.

[1] Талит – (ивр. ‏טַלִּית‏‎) – особая прямоугольная накидка. В талит облачаются во время утренней молитвы.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.23

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.22

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.23

РАБАШ руководит

Прошла неделя, и я увидел, что РАБАШ "потеплел" ко мне.

Я приходил к нему в больницу каждое утро, проводил с ним целый день, я готовился к этому, решил все будничные дела, чтобы меня ничто не отвлекало. Я очень старался не пропустить ни слова им сказанного. Это требовало большого напряжения.

2019-03-18_kniga-vsegda-so-mnoy-rabash-laitman_02_w

Находиться с каббалистом такого уровня один на один – не просто. Были состояния, когда я вдруг с удивлением обнаруживал, что у меня нет вопросов. И вроде были, и я ведь заготовил их массу, думал – обязательно спрошу. И вдруг сижу напротив РАБАША и немею.

РАБАШ как бы "глушил" меня. Я не мог рта открыть, а он словно не обращал на меня внимания. Как часто потом я ощущал, что он руководит всей моей жизнью, что он все про меня знает наперед. Так оно и было.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.22

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Связь с учителем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как понять, что у нас есть связь с учителем?

Ответ: Если вы присутствуете на наших уроках и все время следуете моим советам, то у вас уже есть со мной двойная связь. Ведь вы получаете от меня методику, пытаетесь реализовать ее между собой и обращаетесь ко мне с вопросами.

В принципе, это и есть связь с учителем. Через эту внешнюю связь проходит уже внутренняя связь, и вы начнете ее ощущать.

Вопрос: Могут ли люди, не имеющие отношения к каббале, открыть мне новые горизонты в понимании каббалы и в познании самого себя?

Ответ: Ни в коем случае. Они станут углубляться в психологию или в философию, в какие-то учения восточного типа и т.п., но не в каббалу.

Как пишет Бааль Сулам, каббалу можно постичь только через учителя-каббалиста.

Когда-то в Англии я встречался с мудрецом-суфистом. Суфизм – это восточная каббала, переданная Авраамом через его первого сына Ишмаэля.

Во время моей встречи с этим ученым он тоже сказал мне: "Если ты хочешь у меня учиться, ты должен меня любить". То есть и в суфизме все построено на связи между учителем и учеником.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Привязанность к учителю

Как приблизиться к Учителю?

Ученик и учитель: связь через Творца

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.22

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Состояния

Но, вот что поразительно, даже понимая это, я не был защищен от сомнений.

Когда решаешься и говоришь себе: это моя жизнь, это мой путь, это мой Учитель, – вот тогда-то и поднимаются внутри тебя вопросы, именно, когда ты так уверен, – "А тот ли это путь? И тот ли это учитель? Да и цель надо бы проверить…" И начинаешь сражаться с ними, делаешь массу ошибок. Не можешь не делать их. Ты же еще ребенок.

Однажды, будучи в таком состоянии, я подошел к РАБАШу и прямо сказал ему: "Мне 34 года, я намереваюсь посвятить каббале всю жизнь. Меня волнует только один вопрос: тот ли ты Учитель, который доведет меня до цели?"

Я думал, что он меня успокоит, так ответит, чтобы я почувствовал, что мне не надо волноваться, что получу от него уверенность, силу, безопасность, а вышло совсем наоборот.

РАБАШ сказал:

– Не знаю. Ты должен сам это почувствовать.

– Как?! – спросил я, почти вскрикнул.

– Сердцем, – ответил он. – Больше никак.

Он всех отправлял к Творцу.

Никогда и никого не замыкал на себе.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Учитель каббалы и широкое общество

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какое значение имеет признание учителя каббалы широким обществом? Что общество понимает в этом?

Ответ: Действительно, в наше время это не имеет никакого значения. Но 2000 лет назад, когда было довольно много каббалистов и среди них когорта, которая могла признать или не признать кого-то каббалистом, это имело значение.

Как пишет Бааль Сулам, для того чтобы царь Соломон был признан мудрецом, он должен был предстать перед учеными Великого Собрания. Ведь другие люди не могли подтвердить этого, поскольку не находились на таком высоком уровне.

А в наше время, когда науку каббалу не знают, и тем более презирают, сказать о ком-то, что он каббалист, люди могут только согласно своим умозаключениям, исходя из того, кого они сами хотят возвысить. Так что это не имеет никакого значения.

Все определяется тем, чему вас учит учитель. Если он учит вас быть привязанным не к себе, а к первоисточникам и через группу к Творцу, чтобы вы видели смысл только в этом, тогда его учение верное.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цель каббалиста

Распространение – отдача в мир

Кто хочет меня слышать – пусть слушает

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Система РАБАШа

РАБАШ этой своей внешней сухостью как бы спрашивал меня: "Но где же тогда твои постижения, если ты получаешь готовые ответы? Эти ответы не строят тебя как исследователя, они только наполняют тебя. При этом ты не развиваешь в себе пустоты для постижения Творца. Не возьмешь ты каббалу разумом, и не пытайся. Только "сердце понимает"".

2019-03-18_kniga-vsegda-so-mnoy-rabash-laitman

Насколько же они разные были две эти системы – Гилеля и РАБАШа. И это, несмотря на то, что оба они были учениками Бааль Сулама.

Система Гилеля была – "Мы все способны понять, узнать".

Система РАБАШа – "Мы ничего не знаем, не понимаем".

РАБАШ настраивал тебя только на постижение. Если постижения нет, все твои знания ничего не стоят. И это было так тяжело – выходить с урока РАБАШа пустым абсолютно. И при этом видеть, как выходят другие с урока Гилеля. Радостные, окрыленные, они говорили нам: "Что вам тут не понятно? Это так просто объясняется…" И объясняли! 

Однажды РАБАШ, увидев, как я стою потерянный и не понимаю, что же лучше – радость или уныние после урока, подошел ко мне и сказал:

– Если после урока ты не чувствуешь себя более пустым, чем до урока – это не урок!

Ты должен выйти с ощущением, что у тебя ничего нет. Ты должен закричать: "Что же делать?". Значит – урок удался!

К счастью я услышал РАБАШа, вовремя раскрыл, Кто передо мной, и что надо идти за ним след в след, не раздумывая.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Между Гилелем и РАБАШем

В три тридцать утра я был у входа в больницу. Меня не пустили, и я перелез через забор, порвал брюки в спешке и волнении. Поднялся к РАБАШу по пожарной лестнице, он меня уже ждал. Мы закурили, тогда можно было курить в любом месте.

На этот раз он раскрыл не "Предисловие…", а "Учение десяти сфирот" (ТЭС). И начал читать.

Я так надеялся, вдруг что-то пойму, надеялся, что меня пробьет. Ведь язык, которым написан ТЭС, напоминает язык физики. Или, может быть, вот так, наедине с Учителем, мне вдруг сам собою раскроется смысл написанного? Или РАБАШ изменится по отношению ко мне и объяснит все? Но, нет. Было еще хуже.

Он ничего мне не рассказывал. Просто читал и все. А я ничего не понимал. Когда пытался задавать вопросы, он чесал в затылке и говорил:

– Ну, это так, как-то…

– Как? – спрашивал я.

– Вот так, – отвечал он.

Я был в отчаянии, что ничего не воспринимаю. Меня даже несколько раз порывало сорваться вечером к Гилелю на урок, получить готовые правильные ответы на все вопросы, и я знал, что я получу их… Но я понял, что не сделаю этого.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.17

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Случайностей не бывает

Итак, я продолжаю ходить и на утренние уроки к РАБАШу, и на вечерние к Гилелю тоже.

Пока РАБАШ не проявляет ко мне никакого особого интереса. Очередной ученик, сколько выдержу, столько выдержу, во всяком случае, мне так тогда казалось.

Не знаю, что было бы дальше, если бы однажды утром меня не спросили: "Ты можешь отвезти РАБАШа к врачу?" Я сказал: "Да, могу".

Какое счастье, что я оказался в это время рядом, какое счастье, что все были заняты чем-то, и что у меня была машина. Потому что с этого момента начинается другое исчисление в моей жизни.

Я отвез РАБАШа к врачу, у него началось воспаление уха. Лечащий врач направил в больницу. В больнице врач сказал мне: "У меня подозрение, что у вашего учителя – рак". У меня сердце остановилось – "Что делать?" Врач ответил: "Срочно ложиться в госпиталь!" 

Но все это происходило перед праздником Шавуот. Я заволновался, что Ребе не согласится, что придется его уговаривать. Подошел к нему, сказал, мол так и так, врачи настаивают. РАБАШ послушал меня и спокойно ответил: "Ложимся". И мы легли.

И это было для меня уроком. Я понял, что у РАБАШа есть явное понимание, что он должен быть физически абсолютно здоров для того, чтобы преподавать. Он не мог себе позволить пренебрежительно отнестись к телу, тут цель определяла все. И поэтому тело должно находиться все время в рабочем состоянии. Указания врачей РАБАШ принимал, как приказ свыше.

Далее все развивалось на удивление гладко. Нам дали отдельную палату. Я спросил РАБАШа, когда мне лучше приезжать? Думал, скажет, днем, или в приемные часы, он всегда был законопослушен. Но он ответил: "Приезжай утром, будем заниматься".

И я задрожал. Я помню, как сейчас, тот трепет, который испытал – "РАБАШ будет заниматься со мной, наедине?!" Я не мог и мечтать об этом!

Я робко спросил:

– Во сколько приезжать?

– В четыре часа, – ответил он.

Домой я не ехал – летел, как на крыльях! Надо было приготовиться.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.17

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.16

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"К сердцу

Прошло время, и я понял, почему РАБАШ был против любых записей. Понял, почему он относился к этому с легким презрением. Однажды даже бросил мне: "Какая разница, сказал я тебе о чем-то, или нет…"

Потому что он требовал изменений в тебе самом. Не на бумагу, а в себя нужно было внести услышанное. Чтобы оно просочилось сквозь решетку памяти внутрь, к самому сердцу и отозвалось там.

Он всей своей жизнью показал мне, что это такое – каждый день быть новым, каждый день начинать с чистого листа, без всякой примеси вчерашнего, понимая, что Творец требует перемен в сердце, а не отчетов о заученном материале.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Многогранная работа учителя-каббалиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делает учитель, чтобы ученик научился правильно ощущать духовное и правильно реагировать?

Ответ: Это ученику не важно знать. Он видит, что учитель каждый день дает уроки, пробуждает учеников своими вопросами, пытается настроить их на цель творения, на взаимосвязь между собой, на выполнение того, что сказано в каббалистических первоисточниках.

Учитель обучает их работать с первоисточниками, вытаскивать оттуда вопросы и ответы. Он так формирует учеников, что они могут работать самостоятельно. Поэтому работа учителя над учениками многогранна, но это воспитание.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.17

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Уговорил!

Я поехал в Тель-Авив и купил особый магнитофон.

Сел напротив РАБАШа и показал ему все его возможности: "Вот эта кнопка – это пауза, можно останавливать запись; вот это – перемотка, можно найти каждое слово, любое предложение; а вот этой кнопкой можно все стереть, если захотите…"

Он слушал внимательно, сам попробовал несколько раз, трогал все кнопки, нажимал, отжимал. А я тем временем добавлял ему от себя, что такие мы, новое поколение, что мы студенты, мы привыкли все записывать, конспектировать, – если я не пишу, то я и не слышу. Мы же внешние, пустые, нас надо заполнить…

И он понял. Понял, что придут вот такие новые ученики, и им надо будет с чего-то начать. Им понадобятся записи. Он согласился. Потому что он во всем был революционером. Но согласился только при одном условии. Что магнитофон будет стоять рядом с ним, и он сам будет определять, что он записывает, а что – нет.

Вот так он и управлял магнитофоном все эти годы, так и собралось более 2000 часов записи уроков. Да еще немало рисунков.

Дело в том, что я сидел рядом с ним и все записывал и зарисовывал. И он иногда подправлял мой рисунок или перерисовывал совсем.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.16

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.15

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.14

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.16

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"РАБАШ испуган

На первый же утренний урок я принес магнитофон. Я сразу понял, что не хочу упустить ни слова, я столько шел к этому дню, я все запишу!

Поставил магнитофон на стол и вдруг увидел, что РАБАШ испуган.

Он оглядывал магнитофон, не знал, как это воспринимать, молчал и не начинал урок.

Дело в том, что не было принято ни у него, ни на уроках его отца, чтобы кто-то записывал то, о чем говорится, ни карандашом, ни ручкой, ни, тем более, на магнитофон. И вдруг все будет записано, каждое слово.

Он сказал мне: "Нет, ты не включаешь его". И сколько я ни уговаривал его, он не согласился. Я понял, если я сейчас не придумаю что-нибудь, я буду проклинать себя всю жизнь.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.15

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.14

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.13

Последние дни РАБАШа

РАБАШу было уже 85 лет, и вдруг стало заметно, что тот "бегущий ребе", как его называли в Бней-Браке, уже не такой "бегущий".

2019-03-13_vsegda-so-mnoy_01

Мы ходили всё лето на море, и он уже все это лето не купался. Я ждал его, чтобы зайти в воду вместе, а он говорил мне: "Иди-иди, не жди меня".

Обычно он первый заходил. Азартно проплывал свои четыреста гребков, а тут я плавал один, все время оглядывался на него. Он мне издали махал рукой и ходил, ходил по пляжу, о чем-то своем думая все время.

Он уже как-то отпустил себя. Он согласился. А я не понимал этого. Он закрылся от всяких лечений, такого с ним не происходило никогда. Обычно он безропотно шел к врачам, выполнял все их указания. А тут я вдруг обнаруживаю, что у него начались выделения крови, волнуюсь, говорю ему это, а он на меня так странно смотрит и отвечает: "Ничего страшного". Я ему: "Но, Ребе…" А он отрезает: "Всё! Никаких разговоров!" И рукой так машет, как сейчас помню, словно говорит: оставь!

У него было точное знание, что он уходит.

2019-03-13_vsegda-so-mnoy_02

И у него шел внутренний диалог с Творцом

* * *

Однажды, во время урока ко мне подошел Миллер и прошептал: "Ты видел?" И указал на Ребе. Ребе сидел за столом, и его трясло.

И вот тут-то я испугался. Это были уже сердечные приступы. Сегодня я понимаю, что это уже был инфаркт! Он уже переносил инфаркт на ногах и никому ничего не говорил. Умышленно не говорил.

2019-03-13_vsegda-so-mnoy_03

Я сразу же позвонил знакомому врачу. Он привез кардиограф. Мы сделали кардиограмму. И врач сказал мне: "Я считаю, надо срочно ехать в больницу. Что-то нехорошее с ним происходит. Я даже с вами поеду".

И мы поехали в больницу Бейлинсон. Я знал, что у РАБАШа крепкое сердце, но, чтобы вот так восстанавливаться, за минуты, за час какой-то, я не предполагал, что это возможно! Ребе снова снимают кардиограмму, уже в больнице… – все в порядке. Кардиограмма показывает: абсолютно здоровое сердце, ровный пульс, наполнение – все, как у ребенка.

Нас хотели отправить домой, но я потребовал, чтобы нас оставили. И нас оставили.

* * *

Я не отходил от него два дня. Помыл его, сменил пижаму, закутал в одеяло, сидел все время рядом.

В общей палате было 6-8 человек, такие же старики, как он. Один из них стонал беспрерывно, и я решил настоять, чтобы перевели РАБАШа в отдельную палату. А Ребе мне говорит: "Не надо, Михаэль, бэ тох ами анохи ёшевет ("Я пребываю в своем народе")[1]

Ты иди спокойно, я посплю сейчас, чувствую – засну, иди. Приезжай ко мне завтра утром пораньше, я хочу успеть одеть тфилин". И потом берет меня за руку и говорит: "А это вот тебе тетрадка "Шамати", – и дает мне свою синюю тетрадь, с которой никогда не расставался, просто вкладывает мне ее в руку, – возьми ее себе и занимайся по ней… А теперь, иди".

И я ушел.

Оглянулся перед тем, как выйти из палаты, он приподнял руку, прощаясь. Так я и вышел. Еще подумал: "Почему он отдал мне свою тетрадь?! Почему отдал именно сейчас? Что он этим хочет сказать?!" Я подумал об этом, но не понял тогда, что так он прощается со мной. Он отдавал мне самое дорогое, то, что пронес через всю жизнь, – записки отца, с которыми не расставался.

Сейчас, когда я вспоминаю об этом, мне удивительно и странно думать, почему я не остался, почему согласился с ним, как он сумел "усыпить меня". Но снова и снова понимаю, что ничего я не мог сделать, что все в руках Высшего, и все, что ни делается, делается Им, и мы ничто перед Ним, ничто!

* * *

На следующий день, после урока я заехал домой, забрал овсяную кашу, которую Оля сварила для него, он просил, с молоком, без сахара… Пока приехал, пока пришел к нему, было уже пол седьмого. Я помню точно, я еще посмотрел на часы, как сейчас вижу их стрелки, как будто они замерли.

Он лежал, повернувшись к окну, сжавшись, как ребенок, я сразу все понял, подбежал, услышал его дыхание… Он задыхался. И никому не было до этого дела! Никто не забил тревогу, не крикнул врачей!.. Вокруг лежали одни старики, они и не слышали, что Ребе задыхается, он лежал тихо, не стонал. Я позвал его: "Ребе! Ребе!.." Он не ответил. Я побежал за врачами.

Врач посмотрел на него, сразу все понял. Попросил меня выйти в коридор, я отказался. Тогда меня вывели из палаты.

Врачи пытались запустить сердце.

Они работали над ним, наверное, часа два.

Я стоял в коридоре, через окно было видно все. Я видел, как они работают. Они действительно старались, как могли. Не отходили от него, делали внутривенные уколы… А я стоял и понимал, что у меня на глазах умирает самый близкий на свете человек, ближе нет никого. И не будет.

Но во мне не было паники. Он все-таки приготовил меня к своему уходу…

Так он и умер, не приходя в себя.

Врач вышел, он был весь в поту, такой здоровый парень, сказал мне: "Все". Я кивнул. Дальнейшие свои действия помню смутно.

Позвонил Ольге, потом позвонили Фейге, Миллеру, они приехали быстро, приехали сыновья РАБАШа. Очень много наших собралось, весь коридор был забит учениками, родственниками. Я курил сигареты одну за одной.

РАБАШа увезли в морг. Врач передал мне его часы. Все.

* * *

Что было потом…

Похороны были в тот же день, в пятницу. В религиозной газете "Амодиа" появилось сообщение:

2019-03-13_vsegda-so-mnoy_04

"15 сентября 1991 года. На исходе праздника Рош аШана [Рабаш] почувствовал себя плохо и был срочно доставлен в больницу "Бейлинсон". Приверженцы и почитатели молились о его выздоровлении, однако в пятницу, в 7 утра он вернул душу Создателю. У его постели стояли сыновья рав Шмуэль и рав Йехезкель, и его доверенный (нээман бейто – ивр.) Михаэль Лайтман".

Хоронили РАБАШа рядом с Бааль Суламом[2].

2019-03-13_vsegda-so-mnoy_05

Собрались те, кому успели сообщить. Я стоял в стороне. К могиле не подходил. Там командовали родственники. Потом была шива. Люди приходили, уходили, много было слез, слов. Тогда у меня и поднялось давление, меня качало, кружилась голова, до этого я и не знал, что это такое. Померили – 180/110. Внутреннее напряжение было огромное, чего уж говорить.

Но я помню очень ясно, все равно, несмотря ни на что, не было страха, паники не было. То есть работали две части мозга. В одной, конечно же, ощущение того, что физически он ушел. В другой – было полное понимание, что начинается новый период.

И это, несмотря на то, что я все 12 лет был полностью завязан на РАБАШе. С утра до вечера я был с ним, если не физически, то в мыслях. "Надо купить РАБАШу сыр, у него закончился сыр; надо отвести его к врачу, он стал хуже спать; Оля сварила ему еду, надо привезти обязательно до обеда… А вот об этом надо поговорить с ним, только бы не забыть…" Он стал моим вторым я. Без РАБАШа я не мыслил своей жизни.

* * *

Первое время я вскакивал в поту, смотрел на часы с мыслью – проспал!.. Уже полдесятого, а надо в девять быть у него!.. И вдруг понимаешь, что никуда я не опоздал, что ехать некуда.

2019-03-13_vsegda-so-mnoy_06

Ложишься, закрываешь глаза, а он стоит перед тобой, как живой…

Да, первое время было непросто… А как непросто было ехать в машине без него, мы ведь столько отъездили вместе… И не слышать: "Михаэль, не гони, сказал тебе!", он не любил, когда я ехал выше 90; "Михаэль, надо протереть стекло", он любил, чтобы стекла всегда были идеально чистыми; "Михаэль, давай поедем сегодня на Мерон…" И мы ехали на Мерон, на могилу РАШБИ… А сейчас, с кем поедешь?!

Но все-таки это как-то улеглось со временем. Именно потому, что работала и вторая часть мозга – главная часть. Где я чувствовал его абсолютно. То есть ушел от меня Учитель, отец, друг… Но и не ушел! Чем больше проходило времени, тем ближе и ближе я ощущал его. РАБАШ ведь просто отдал всего себя. У него не было такой минуты, что он вообще делал что-то для себя. Всё было построено только в одном направлении: от себя к другим.

И он заразил меня этим движением.

Я чувствовал, что он меня толкает вперед,

2019-03-13_vsegda-so-mnoy_07

и нет у меня другого выхода, а только идти, так же как он, не сворачивая, не покупаясь ни на что, идти как он, и сделать все, чтобы передать миру то, что он хотел передать. То, что он вложил в меня. Я чувствовал в себе эту ответственность, чувствовал ее тогда, чувствую и сегодня.

То, что произошло со мной дальше, – это все он, РАБАШ.

 

[1] «Я пребываю в своем народе» – в тех, кто объединяется в одно целое, чтобы раскрыть в этом единении Творца – свет, любовь, отдачу.

[2] "Когда умер Ребе, тоже не знали, где его похоронить. В отличие от многих других людей, он не покупал себе место на кладбище. В то время места возле Бааль Сулама продавали по 5000 долларов и больше. Были люди, которые давно уже купили их себе. А Ребе вообще не думал об этом. Потому что это не было связано с Целью. А значит, и не существовало для него". (Из Блога Михаэля Лайтмана)

Записано мною со слов Учителя

Семен Винокур

Предыдущие сообщения на эту тему:

К дню памяти Рабаша

Высшее предназначение определяет всё

После ухода учителя

Что ученик должен дать учителю?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что ученик должен дать учителю?

Ответ: Ученик должен дать учителю свои стремления, которые тот сможет поднять наверх и принести ученику силу реализовать их.

Вопрос: Нужно ли это учителю?

Ответ: А для чего же он существует? Только для того, чтобы помочь ученикам. В этом заключается его предназначение.

Вопрос: Должен ли учитель вызывать эти стремления у учеников?

Ответ: Учитель может только предложить, он не может вынудить и заставить. Это уже работа самого ученика, но учитель к этому готов.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как учитель исполняет желания ученика?

Учитель и ученики

Учиться от всех своих учеников

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.15

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"В ожидании чуда

Я живу в Реховоте, но каждую ночь приезжаю на урок в Бней-Брак. Встаю в два часа ночи, вскакиваю даже раньше!

Лечу к машине и гоню, чтобы только, как можно быстрее, оказаться в нашем полутемном, прохладном зале, быть там одним из первых, быстро приготовить себе кофе и раскрыть "Учение десяти сфирот". На любой странице. Замереть над этими строчками и пытаться почувствовать Бааль Сулама, через него проникнуть внутрь… Но разве это возможно?!

Потом приходят все. РАБАШ спускается со второго этажа. И мы учимся.

Нас было немного тогда. Большинство из них уже ушли в мир иной, но я помню каждого, каждое мгновение, взгляды, вопросы, ответы РАБАШа, и тишину, когда он закрывал глаза, и мы боялись шевельнуться, чтобы ничем не помешать ему.

Вот так я начал учиться у РАБАШа.

А Хаим Малка решил остаться у Гилеля.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.14

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.13

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.12

Страница 31 из 70« Первая...2930313233...Последняя »