Сострадание Учителя
Вопрос: Если то, что говорит учитель, мне не очень понятно или я с этим не согласен, это мешает мне получать через него свет?
Ответ: Все, что говорит учитель, вы должны принимать как абсолютную истину и одновременно с этим проверять ее. Ведь если вы с чем-то не согласны, то обязаны понять и согласиться. Для этого вы и развиваетесь.
Вас никто не принуждает закрыть глаза и априори согласиться с учителем, но вы призваны принять его точку зрения и достичь состояния, когда вы ее постигнете и согласитесь с ней. Если вы станете заранее отметать ее, то не будете продвигаться.
Из урока на русском языке, 16.09.2018
"Слепые" ученики и "зрячий" учитель
Вопрос: Что значит держаться за учителя и чувствовать его, и что значит получать озарение через учителя?
Ответ: Держаться за учителя и чувствовать его – две разные вещи.
Держаться за учителя – это значит стараться выполнять все, что он советует, изучать все, чему он обучает. Ухватиться за него можно только тем, что ты выполняешь все его требования, помогаешь ему, даже, может быть, в его повседневной жизни, но в основном в процессе учебы и в распространении.
Отдай себя служению даже не человеку, а этому образу и тогда увидишь, что через это ты начинаешь получать постижение Высшего мира.
Из урока на русском языке, 16.09.2018
Вопрос: Через каких каббалистов вы уже прошли и лучше их чувствуете? Какой ваш личный опыт на этом пути?
Ответ: Дело в том, что все каббалисты прошли очень большие ступени лестницы духовного восхождения до полного постижения, до полного включения друг в друга.
Я не столь высок как они, и поэтому не могу сказать, сколько прошел каждый из них.
Лучше всего я чувствую своего учителя Рабаша. Самое главное для меня – все время держаться за него. От него я получаю высший свет. Любое озарение, постижение приходит ко мне только через него.
Выше Рабаша по духовной иерархии идет его отец Бааль Сулам, затем Рамхаль, Ари и прочие каббалисты. Но я, практически, получаю свет от Рабаша. Лестница ступеней духовного постижения неизменна.
Из урока на русском языке, 16.09.2018
Вопрос: Как правильно спрашивать учителя, чтобы получать правильные ответы?
Ответ: Никак, потому что никакие вопросы не заслуживают ответа и не должны сопровождаться ими. Надо спрашивать все у себя или у Творца.
По некоторым вопросам ты должен советоваться с товарищами, чтобы получить от них силу движения вперед, от учителя ты получаешь указания, а от Творца – силу своего формирования, исправления и движения.
Поэтому, чем дальше мы учимся, тем меньше ответов вы будете получать от меня.
Реплика: Мы часто стараемся задавать вопросы не для себя, а для новеньких.
Ответ: Я всегда чувствую, что я должен сделать. Поэтому если вместо тебя появится новенький ученик, я отвечу ему на его уровне, и ты от этого все равно ничего не получишь.
Из ТВ программы "Последнее поколение", 13.06.2018
Что такое "вопрос" в духовном?
Учитель и ученик. Совместная работа
Вопрос: Если бы завтра вы встретили вашего Учителя, то какой главный вопрос вы задали бы ему?
Ответ: Я и так с ним связан. Видно, больше чем сейчас, в моем состоянии, я просить не могу, и поэтому мне не о чем его просить, не о чем говорить.
Может быть, это помогло бы почувствовать его ближе, но не таким методом, как физическая встреча. У нас нет никакой потребности в физическом общении.
Вопрос: То есть встреча для вас совершенно другое понятие?
Ответ: Абсолютно.
Из урока на русском языке, 19.08.2018
Вопрос: Когда каббалист что-то объясняет, он как бы переживает эти состояния? Или иногда это происходит теоретически?
Ответ: Как правило, каббалист говорит то, что уже постиг. Либо из того, что он постиг, он может все-таки частично ответить на вопрос, который затрагивает более высокую ступень, чем его, но по аналогии может каким-то образом немного объяснить и ее.
Вопрос: Он переживает все это в чувствах?
Ответ: Конечно. Когда ему задают вопрос, касающийся духовной работы, он мгновенно входит в это состояние. Это называется, что он поднимает МАН другого человека и должен ему ответить.
Допустим, ты задаешь мне вопрос, я воспринимаю твое желание, МАН, хисарон и поднимаю его вместо тебя к Источнику, для того чтобы наполнить его и спустить к тебе.
Вопрос: А если я спрошу, почему человек рождается с одной головой, а не тремя?
Ответ: Потому что это следствие духовного парцуфа.
Вопрос: Но для этого не надо что-то ощущать чувственно?
Ответ: Нет. Это готовая схема, которая живет во мне. Для этого мне не надо подниматься и делать какие-то внутренние действия. Поэтому я просто отвечаю.
Из урока на русском языке, 12.08.2018
Вопрос – это стремление к наполнению
Вопрос: Очень часто ученики задают одни и те же вопросы. Что происходит с людьми? Они забывают или так быстро меняются, что уже не помнят ответа?
Ответ: Человек меняется. Он не задает те же вопросы, просто они так слышатся. На самом деле он спрашивает их из совершенно разных ощущений, пониманий, желаний. Поэтому они разные, хотя кажутся одинаковыми. И я знаю, что это совсем другое, я чувствую по человеку.
Реплика: Люди, которые заканчивают курс, зачастую говорят: "Мы вообще ничего не помним, ничего не знаем. Что конкретно надо делать?"
Ответ: Значит, они всё прекрасно впитали в себя. Начните их спрашивать и увидите, что они отвечают. И в то же время не знают. И так до самого конца духовного пути. Если бы они сейчас чувствовали себя наполненными, куда бы они получали свет? Поэтому им необходимо ощущать себя пустыми.
Вопрос: А как в других науках?
Ответ: Настоящий ученый чувствует себя пустым.
Из урока на русском языке, 15.07.2018
Вопрос: Что делает каббалист, если его ученики растут в его глазах, т.е. успешно продвигаются?
Ответ: Пусть не только растут, но и перерастут. Были такие случаи в истории, когда ученик становился выше учителя в своем духовном возвышении. Я не думаю, что здесь может возникнуть ревность, поскольку ученик – это твое порождение, это ты, только как бы отдельно идущий вперед. Поэтому зависти нет.
Но когда ученик сворачивает куда-то в сторону, увлекается всевозможными мистиками, философиями или чем-то еще, тогда это очень больно, как будто ты проиграл часть своей жизни. Ты вкладывал в него, ожидал от него каких-то духовных движений, и вдруг он уходит в совершенно противоположную область. Это очень нехорошо.
Из урока на русском языке, 01.07.2018
Из урока по статье "Шамати" №164, "Разница между материальным и духовным"
"В материальном не делается ничего, пока нет силы, чтобы это сделать. В духовном необходимо начинать работу еще до обретения сил" ("Шамати", 164).
Отсюда проистекают наши проблемы на духовном пути. Мы не очень понимаем, почему нельзя просто идти вперед привычным способом. Силы у нас есть, знания и разум – тоже. Так почему же мы не можем продвигаться, опираясь на этот багаж?
Дело в том, что духовное требует от нас действий еще до того, как мы поймем его и обретем силы для реализации. Мы не в силах соединиться – но должны прилагать старания. Мы не в силах понять что-то – и, несмотря на это, должны действовать, словно понимаем. Только так мы можем двигаться вперед.
Это действительно большое препятствие – работать без сил, без разума, без духовного понимания и ощущения. И все же мы должны это делать, хотя, по природе своей, не готовы принимать и выполнять то, что выходит за рамки нашего разумения, наших возможностей. Да и не надо выполнять – надо стараться.
Тогда мы увидим, что неспособны на это, соединим желания – и с ними обратимся за помощью, попросим сил, понимания, ощущения.
А еще вернее – попросим реализации: "Мне не надо ничего, лишь бы выполнить то, что на меня возложено". Неважно, как именно, но только этого я прошу: "Обеспечь мне, пожалуйста, то, в чем я нуждаюсь для реализации".
Здесь-то и заложена проблема. Ведь нам надо идти против своего разумения и чувства, выше их. По ощущениям, меня воротит от товарищей – а я должен соединяться с ними. Рассудком я понимаю, что надо поступить противоположно словам учителя, – но делаю что он говорит, подобно малышу, который инстинктивно слушается взрослых.
Этот путь противоречит нашему разуму, он ведет "верой выше знания". В отличие от материального, в духовном у нас нет никакой возможности учесть свое мнение, свое чувство.
Как раз наоборот, надо радоваться тому, что мы можем продвигаться выше разума и ощущений. Ведь если мы идем в разуме и чувстве, в согласии с ними – это материальный подход, из которого никогда не произрастет ни один духовный побег.
Давайте же постараемся понять этот основополагающий принцип. В духовном у меня нет сил для реализации, и в то же время я должен прилагать старания. Тогда я увижу, узнаю в точности, сколько и каких сил мне недостает, почему и для чего. Это и породит во мне просьбу (МАН), которую я смогу поднять к более высокой ступени, установив тем самым связь с Творцом.
В сущности, это и есть цель духовной действительности: мое действие предваряет получение сил. Я начинаю действовать без сил, без привычной основы, без тяги, без порыва. Так зарождается подъем над собой.
* * *
В нашем мире у человека есть сильнейшее средство для духовной самореализации. Творец приводит его "к доброй судьбе" – в группу единомышленников, которые объединяются пока что на "земном" уровне.
А кроме того, у группы есть учитель, проводник по духовному пути, задающий не самые приятные упражнения, которые вызывают в человеке естественное возмущение. Ведь "задачки" эти направлены против разума и чувства, против логики. Не надо подвергать их рассудочному или чувственному анализу – здесь важно констатировать свое несогласие, непонимание. Человек видит, что не настроен с учителем на одну волну.
Так действует духовный наставник: во-первых, направляет товарищей на единение в группе, во-вторых направляет это единение на Творца, и в-третьих, создает условия для работы "выше знания", выше разума и чувства. Удостоверившись в этом, настоящий ученик должен быть рад тому, что у него есть настоящий учитель, ведущий группу тем путем, который описали в своих трудах великие каббалисты.
В конечном итоге, учитель, как официант в ресторане, подает нам блюдо за блюдом – и нам нужно их есть. Порой они представляются нам невкусными, недоваренными, несвоевременными, неудобоваримыми – но это из-за "кривого зеркала" нашего восприятия.
Однажды вы тоже станете учителями и увидите тогда, что в книгах есть всё – и надо лишь брать из них нужные вещи, адаптируя их для группы.
* * *
Надо искать близости не столько с учителем, сколько с группой. По мере вливания в группу у меня появляются вопросы о том, как работать с товарищами, – и тогда я по-настоящему слышу учителя.
Можно сравнить это с испорченным автомобилем: прежде всего, надо выявить в нем неисправность – а затем уже обратиться к специалисту за консультацией.
Если человек не связан с группой, в которой он должен реализовывать свою работу, он не слышит ничего из уст учителей.
* * *
В каббале есть такое понятие – "вера ниже знания". В целом, речь идет о религии – о таком подходе, который не требует от меня критического разбора. Я просто живу как мне сказали, согласно тому, что впитал во младенчестве. С детства меня приучили к определенному распорядку, и я осуществляю его по привычке, без всякой логики, "на автомате".
Это не знание, а именно вера в то, что таким образом я делаю что-то хорошее и правильное, хотя ничего рационального в этом нет. Я верю "ниже знания" – ничего не проверяю, не раскрываю.
А с другой стороны, есть "вера выше знания".
Разница здесь – в намерении. Два человека могут произвести одно и то же действие:
Во втором случае мне не нужно ничего для себя. Пускай я останусь без понимания, без постижения, без будущего мира и без этого. Но я не знаю, как это осуществить. После честной проверки выясняется, что у меня нет сил на нечто подобное. И вот тогда я прошу помощи: "Дай мне возможность, дай мне силы совершить такое действие, которое не вернется ко мне никакой выгодой".
В ответ Творец дает мне силы, разум, чувство и способность реализовать это. И я несказанно рад тому, что моя животная природа никак не замешана в результатах действия. Я чист.
* * *
Духовное всегда выстраивает себя над материальным сопротивлением, неприятием. Если я доволен, значит, тащу не тот чемодан. В моем материальном восприятии он должен быть тяжеленным, неподъемным – но я использую силу группы, обращаюсь к Творцу и получаю от Него силы. И тогда чемодан становится легким. Ведь я получил свыше силу Бины и могу действовать ради отдачи.
Ну а до тех пор это не духовная работа – только подготовка к ней.
* * *
Моя задача – прилепиться к Высшему и действовать согласно его желанию. Где же при этом я сам? Я не ощущаю своего тела, своих органов, своего разума и чувства – я целиком и полностью следую разуму и чувству Высшего. Так обретается следующая духовная ступень.
* * *
Мы постигаем Творца по мере того, как Он облачается в нас. Иными словами, я предоставляю Ему место, чтобы наполнить меня, – и в этой мере познаю́ Его.
"Творец" (Борэ) – значит: "приди и узри" (бо-рэ). Где же я могу увидеть Его? – В своем новом чувстве и новом разуме, которые формирую согласно противоположным мне свойствам отдачи. Так над моим эгоизмом выстраивается вера выше знания – свойства Творца.
Человек, идущий верой выше знания, поднимающийся над собой, становится всё более мудрым – ведь его сосуды восприятия с каждым разом расширяются. Ну а тот, кто идет ниже знания, без критического разбора, остается в итоге с одними воспоминаниями…
Из урока по статье Бааль Сулама "Поручительство"
Только принцип взаимного поручительства позволит нам достичь цели – раскрыть Творца творению в этом мире. Мы должны обеспечивать каждому товарищу ощущение поручительства, в котором гаснут все тревоги, страхи, сомнения и помехи. Это чувство раскрывает человеку группу как полное, совершенное кли, в котором он – интегральная часть.
Невозможно оценивать себя одного – мой расчет всегда строится на десяти. В нашем единстве, во взаимном поручительстве мы выходим в новую реальность. Таким должен стать образ существования каждого из нас.
* * *
Товарищи, группа, учитель, Творец – как расставить их по степени важности?
Здесь всё дело в моем текущем состоянии. Я переживаю перепады, подъемы и падения. Если при этом мне недостает сил от группы, то я хочу лучше подключиться к ней – и для этого обращаюсь к Творцу за помощью в поручительстве.
Если я изначально нацеливаюсь на Творца, то обращаюсь к товарищам, получаю от них силы, порыв, осознание Его важности – а затем уже обращаюсь к Нему.
Что касается учителя – он является посредником между группой и Творцом.
Без группы нет учителя, остается лишь "университетский преподаватель".
Науку каббала можно изучать только в группе, и потому именно в ней, по отношению к ней проявляется настоящий наставник. А она – по отношению к нему.
Учитель не может считаться ни с кем в отдельности – ведь в духовном такого нет. Ученика можно "поднатаскать" немного, но для того лишь, чтобы он включился в группу. И только в мере этого включения учитель способен развивать его.
* * *
"Тора" – это универсальная методика, учение, наука о единении. Все прочие науки, по сути своей – ее части. Ведь все они проистекают из единства и разъединения. Больше во всей природе ничего нет – только единение и разъединение, начиная с элементарных частиц и далее.
В основе Торы лежит принцип поручительства, объясняющий, как частицы или части должны соединяться между собой, чтобы приходить в соответствие, в равновесие с общей Силой природы под названием "Творец". Можно определить Его как Силу полного, идеального, всеобщего соединения всех частей мироздания во взаимной гармонии и взаимном равновесии.
А потому, начиная свой путь со стороны материи, мы должны выполнять условие поручительства, чтобы раскрывать Творца. Там, где мы хотя бы частично проявляем поручительство, может раскрыться Он – в той же мере, в том же ключе.
"Творец" – это Сила, раскрывающаяся в поручительстве между разбитыми частями творения. Об этом говорит вся наука каббала и все науки мира, изучающие, неживую, растительную, животную и человеческую природу. Везде мы имеем дело с мерой поручительства или его отсутствия. Лишь в этом диапазоне мы живем и лишь его ощущаем. Разбитым частям больше нечего делать – только реализовывать поручительство между собой.
В неживой, растительной и животной природе условие поручительства относительно соблюдается, поддерживая наше существование. Без него не было бы моего тела и окружающей среды.
Всё это функционирует благодаря силе поручительства, действующей в определенное время, на определенном уровне. Когда поручительство разрушается, рассыпается – нам плохо. Когда оно выполняется – нам хорошо. Внутри и снаружи всё зависит от поручительства во взаимосвязи между частями творения.
Однако наука каббала говорит не о неживой, растительной и животной природе. Всё их существование целиком зависит от человеческой ступени, от того, насколько она приводит себя в соответствие с Творцом. В той же мере Высшая сила через человеческое поручительство воздействует на всю природу.
Таким образом, развиваясь неправильно, человек неправильно влияет на остальные уровни. Они поднимаются и опускаются вместе с ним, согласно тому, как мы выполняем или нарушаем условие поручительства в человеческом роде.
Отрывки из утреннего урока 28.10.2018, ч.2
После 18 лет правления Меркель решила не оставаться на посту канцлера в 2021 году: она не стала спасителем Европы, ее идеи (углубление евро-интеграции и единства ЕС) не находят понимания. Но как будут решаться накопившиеся проблемы, миграционный кризис? ...Грянет буря!
Религиозная вера – психологическое, бездоказательное убеждение. Ведь при наличии доказательств, становится знанием, а не верой. Для каббалиста Высшая сила – знание, постижение. А до раскрытия Высшей силы ее нет, как для ученого нераскрытое научное явление. Все относительно меня.
Сложность духовного движения к подобию Творцу в том, что надо все более уподобляться Ему "в групповом единении", т.е. в отмене каждым себя относительно группы, чтобы сделать из группы одно целое подобное Творцу в отмене эгоизма, катнут. А затем во взаимной отдаче – любви, гадлут.
Пройдя первые этапы духовного развития, ученик начинает их ощущать в себе: "Из Твоих действий во мне я познаю Тебя". Так ученик набирается опыта, благодаря которому приобретает разум, как сказано: "Мудрость приходит только с опытом". Постепенно ученик сможет двигаться сам.
В каббале учитель ведет ученика, как взрослый учит ходить ребенка. Учитель идет вместе с учеником, давая ему свой разум, а ученик следует за учителем, словно тело за головой. Разумеется, это возможно только в мере согласия ученика отменить себя перед учителем.
Изучающий каббалу вступает на путь обретения новой природы, вопреки предыдущей, веры над знанием. И каждый раз это будет все сложнее сделать, но такова природа ступеней подъема к Творцу подобием свойств.
Творец специально делает в группе проблемы. Он мне показывает кино, – на самом деле этого нет! Творец показывает мне кино, что группа существует, страдает, в ней проблемы и пр. Для чего это? Чтобы я Его просил. Да, для того чтобы я Его просил.
Творец специально создает в группе проблемы. Он показывает мне, что группа существует, страдает, в ней проблемы. Чтобы я Его просил за них. На самом деле все, что я вижу - это моя душа, мой внутренний эгоистический мир. Я прошу не о других, а о своей душе!
Главное – воспринять все проблемы группы – и за них просить Творца. Все, что плохо в группе, все это ощутить в себе и просить Творца, чтобы Он исправил, помог группе приблизиться к Нему. Я только прошу, мне ничего другого не надо. Это самая хорошая молитва.
Все действия мы должны так соизмерять: А Творец поступал бы так же? И если, но не поступил, значит Он оставил это сделать мне. И тогда я действую вместо Творца и начинаю ощущать, что занял место Творца. Поэтому я становлюсь подобным Ему и называюсь Адам, от слова подобный Творцу.
Эго – это вредные отношения между душами, которые были раньше скреплены добрыми узами, взаимной помощью, а затем связь разорвалась и обратилась в обоюдную ненависть, отторжение, в эгоистическое использование друг друга. Это нам и надо исправить. В связи душ раскроется Творец.
Все наши действия и просьбы к Творцу – чтобы соединить частные разбитые души-желания, которые рассыпались из общей души Адам и упали в эго-свойства. Сама по себе ни одна частная душа не является разбитой, не является эгоистической – разбиты связи между ними и это надо исправить.
Если группа не следует советам учителя объединяться, вопреки своим эго-желаниям, значит она не строит себя по канонам каббалы – это не каббалистическая группа, а философский кружок, в котором занимаются, чтобы удовлетворить эгоизм. Только против себя обретается вера выше знания.
Пришло время реализовать практически все теоретические знания, полученные за много лет. Это не получается – чтобы просить друг за друга, ведь только Творец может нам помочь. Для этого Он и посылает нам все состояния, учитель и книги объясняют, мы пытаемся – и просим Творца.
Духовный путь в вере выше знания. Полученное от учителя знание как идти, противоположно моему. Поэтому просто руководствуюсь мнением высшего. А свое сохраняю. Их отличие – высота моей духовной ступени. На следующих духовных ступенях противоречие растет – так до 125-й ступени.
Евреи США считали, что антисемитизм есть, но не в их стране. Пока у них короткая память на антисемитов. Но им будут все чаще напоминать. Настало время "окончательного решения еврейского вопроса", как предлагает это каббала – дать миру пример объединения на себе! Этого ждут народы!