Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Верный поводырь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, вы смотрите свои уроки в записи. Как вы различаете, где вы, а где не вы, что через вас происходит просто передача информации?

Ответ: Это всегда не я. А кто такой я?! Я элемент системы, который занимается нужной ему работой, для того чтобы быть посредником между высшей и низшей ступенью, а я – посредине.

Это такая функция, такая должность, и не более того. Поэтому, если человек может выполнять ее, абсолютно не внося свои искажения, возмущения, то он называется "верный поводырь" ("роэ нээман"), как Моше. Он был верным поводырем, потому что вел за собой учеников, тех, кто его слышал, но тем путем, который указывал ему Творец – следующая более высокая ступень. 

Работа заключается в том, чтобы максимально отменить себя и поместить между двумя ступенями, высшей и низшей, а ты был бы между ними идеально соединяющим звеном. Ты должен редуцировать, понизить то, что находится на высшей ступени, даже на многих высших ступенях, относительно той низшей ступени, к которой ты сам должен спуститься.

Вопрос: Как вы можете четко отменять себя?

Ответ: Это естественное действие, которое производит каббалист, когда работает в духовном мире. Ведь это первое условие нахождения в духовном мире, когда ты отменяешь свое "я", и у тебя в этот момент нет никакой иной цели, кроме как прилепиться к более высокой ступени и выполнять ее волю.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Представитель Бога!"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передатчик информации

Посредник между душами и Творцом

Учитель – проводник высшего света

Духовные дети

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Иногда во время урока ваши ученики начинают ходить или что-то делать. Как у вас хватает терпения?

Ответ: Когда человек встает, чтобы взять себе стакан кофе или холодной воды, я понимаю, что он уставший, он не выспался, ему тяжело. Но я же отношусь к ученикам с любовью и пониманием.

Это те люди, ради которых я все делаю, они для меня дороже детей. По сути – это мои духовные дети.

Что у меня есть, кроме них? Кому я еще передам эту информацию? Кого хочу обучить? – Их. Как можно больше выдать через них, чтобы они продолжили распространение правильным путем.

Поэтому такое мое отношение к ним немного смягчает те помехи, которые они создают. Как мать не слышит своего ребенка, когда он шумит. Для нее это нормально, а для постороннего человека что-то мельтешащее и шумящее невыносимо.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Сверхчувства каббалиста"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Понять учеников

Детский сад каббалиста

Ради ученика

Проявление совершенства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое совершенство?

Ответ: Как Творца не существует сейчас в наших ощущениях, так и творение делает из себя несуществующего в творении. И тогда они вместе, Творец и творение, обнаруживают себя друг в друге, и проявляется совершенство.  

По человеку видно, когда он занимает мало места. Ты просто чувствуешь это. Он, может быть, занимает много места в своем духовном влиянии, но как человек в этом мире, он много места не занимает.

Он не давит, не властвует, не управляет жизнью. Хочешь – бери с него пример, хочешь – будь рядом, нет – нет. Он не распространяет себя на тебя, не пытается давить. Но если хочешь быть с ним в контакте, то входи.

Реплика: Но в то же время, когда ты к нему подключаешься, он давит.

Ответ: А это ты уже подключаешься к нему. Почему ты это делаешь? Чтобы через контакт с ним выйти на более высокий уровень. И тут уже ты обязан подламывать себя под него. Но это твоя личная воля.

Вопрос: Это и есть выбор?

Ответ: Конечно. Если хочешь.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Совершенство"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенство

Что такое совершенство?

Постигая неуловимое совершенство Творца

Передатчик информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда вы слышите себя в записи, к примеру, говорите что-то на уроке, вы четко видите, как высшая сила передает через вас информацию?

Ответ: Конечно, я это чувствую. А что во мне есть моего? Возможно и есть, но только когда я с собой наедине. А когда я с другими, я – не я, а всего лишь труба, по которой что-то передается свыше.

При этом я стараюсь адаптировать информацию, передать, сделать из себя максимально подходящее устройство для восприятия внешними сосудами, душами, то есть людьми. Я пытаюсь найти примеры, чертежи, но одновременно с этим включаюсь в то, что нисходит ко мне, с чем я контактирую свыше.

И весь я направлен на то, чтобы быть этим буфером, адаптером между той ступенью, которую я могу в данный момент раскрыть для себя, и моими потребителями, понизить ее до уровня, на котором они находятся, и передать им в самом удобном для них виде.

Реплика: Допустим, когда человек занимается творчеством, он даже не понимает, как это происходит. То есть он чувствует, что это не его заслуга, а каким-то образом к нему идет информация.

Я вижу, что вы часто говорите: "Задайте вопрос, и вы получите ответ". 

Ответ: Это не мистика. Это на самом деле внутренняя работа. Вот и творческие люди тоже отчасти так чувствуют.

А почему надо задавать вопрос? – Потому что, если я слышу вопрос, я чувствую ученика, задающего его, и ощущаю, на каком уровне должен дать ответ. То есть мне необходимо изначально получить вопрос, иначе невозможно.

Такие отношения были у меня с Рабашем, когда я вынуждал его нисходить в своем ответе именно до моего уровня и намного ниже, насколько возможно. И это подготавливало его к проведению уроков с остальными учениками.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Представитель Бога!"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Функция учителя-каббалиста

Включаться в желания других

Посредник между душами и Творцом

Изложение каббалистической информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У вас бывают такие моменты, когда вы просто удивляетесь от того, что выдаете определенную информацию?

Ответ: Да, бывает, что я могу легко выразить эту информацию. Это – муза, это просто свойство человека.

Есть каббалисты, которые умели это делать просто потрясающе. Я им очень завидую. Ведь если бы я не был преподавателем, тогда бы я плавал на своем уровне и пытался все время подняться. А поскольку я должен упростить получаемую информацию до уровня учеников, то я завидую тем, кто обладает свободным языком.

Но мне специально дан очень сложный и тяжелый иврит. Я вообще не владею языками, у меня к ним абсолютная невосприимчивость. В этом отношении мне тяжело.

Поэтому, если у меня получается – это как рождение, как родовые муки, когда ты можешь наконец-то выдать информацию. Когда ты чувствуешь, что это вошло в человека, он это понял, и вся информация гладко выскочила из тебя, как плод выскакивает по водам при удачном акте родов, тогда, конечно, это очень приятно. Ты поражаешься, насколько тебе это было дано сверху. 

Я четко понимаю, что все дается сверху, потому что сам я по своим качествам, которые тоже даны сверху, не способен легко излагать мысли. Тут есть еще много проблем. И даже если бы у меня была такая возможность, все равно каббалистическая информация облачается в более или менее удобные формы в зависимости от того, насколько это нужно для ученика.

Ведь есть такие обстоятельства, когда ученика надо немножко запутать, дать ему возможность самому распутывать клубок. Тогда он начнет работать мозгами и ощущать, что здесь ему еще не хватает собственных усилий. Поэтому я не только ставлю мое изложение в зависимость от недостатка возможности нормально подать материал, а еще от того, что ученик не нуждается в более явном изложении, он сам должен в нем разобраться.   

Допустим, я беру Книгу Зоар. Она написана очень запутанным языком, хотя, в принципе, он очень близок к нашему стилю. Это удивительно! Книга написана две тысячи лет назад, но в ней говорится о таких вещах, которые сегодня очень легки, близки нам в общении. Это интересно. И хотя она непонятна, но ее стиль близок нам.

Когда я ее обрабатывал, адаптировал к современному читателю, мне практически особо не надо было ничего делать. Я дал ей перевод с арамейского на иврит, и убрал, что называется, всякие "яти", дополнения, пояснения, линки на всевозможные источники, посторонние комментарии и так далее, чтобы сделать текст более читабельным.

Практически, вся задача в каббале заключается в адаптации духовного материала для потребителей, учеников.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Поток сознания"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доступное объяснение – это профессия

Язык – внешнее выражение внутренней сути

Адаптировать тексты для народа

Процесс передачи духовной информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что чем больше человек связан с духовной системой, тем больше он может передать через себя информации наружу. Но правильна ли вообще эта формулировка?

Например, есть люди, которые могут красиво писать, что-то делать, но они не несут дух единства. Допустим, они написали о каббале, но там нет ничего из внутреннего соединения. А есть, допустим, какой-то актер, который через себя перенес огромную информацию за счет объединения.

Ответ: Это можно видеть только по человеку (если действительно можно увидеть), как он себя ведет, как позиционирует в течение многих лет духовной работы.

Во-первых, критикует ли он других или это ему абсолютно неважно. Тащит ли он к себе учеников или свободно отпускает их, – в любой момент к нему можно прийти и уйти. Как он существует сам по себе, что в его жизни занимает большее место: он со своим эгоизмом или само учение.

Что касается людей, которые еще не находятся в духовном постижении, – с ними проблема, потому что красиво говорить может каждый. В зависимости от того, хороший ли он оратор, ты будешь его слушать, а в итоге можешь ничего и не взять. Но какая нам разница? 

Человек может понять и осознать только то, что уже прошел. Поэтому заранее все равно ничего нельзя сказать.

Я выдаю очень много информации, кто-то начинает понимать раньше, кто-то позже. Человек как-то адаптируется к этому и вдруг у него выскакивает изнутри: "О! На самом деле это так". Он слышал это, может быть, год назад или много лет назад – и такое бывает. Возможно, через 20 лет ты вдруг услышишь фразу, которую слышал сегодня, и поймешь ее.

То есть бесполезно что-то говорить человеку заранее, предупреждать его, ограждать его. Надо просто терпеливо ждать, пока он пройдет все свои состояния. До тех пор, пока он не переживет их, он не поймет, о чем говорится.

Вопрос: А если, допустим, ваш ученик, который занимается распространением, передает что-то вовне, как передатчик?

Ответ: Так он тогда передает мои фразы через себя, и ты их воспринимаешь. Точно так же их транслируют наши переводчики и мои ученики во всех уголках мира. И для тебя неважно, как ты получаешь информацию – через меня или через них. 

Это нормально. Если люди учатся у меня и прикреплены ко мне, то, в общем, они передают правильную информацию, сами не осознавая ее.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Мастер распространения"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проводник духовной энергии

Исходя из общей связи

Передача информации в каббале

Обострение чувств

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я часто замечаю, что когда вы хотите передать какую-то определенную духовную картину, вы закрываете глаза. Почему вы так делаете?

Ответ: Чтобы сосредоточиться. В принципе, закрыты у меня глаза или открыты – это не имеет отношения к ощущению высшего мира.

Просто это нужно для того, чтобы сконцентрироваться на учениках и передать им информацию, ведь очень трудно вывести ее изнутри наружу, облачить в какую-то земную форму. Необходимо сосредоточиться, чтобы тебе не мешали образы, звуки, запахи. Все мешает, все очень мешает!

Я помню, когда рядом с местом, где мы занимались с Рабашем, проезжала карета скорой помощи, он отключался. Если где-то тихо-тихо работал трактор, издавая далекий монотонный звук, ему было очень тяжело сосредоточиться.

А у меня проблема еще большая. Во-первых, я – не он, он был громадина, с одной стороны. С другой стороны, передо мной триста учеников, я должен чувствовать их, а чувства все-таки включают и земные ощущения тоже. 

Получается, что малейший звук, какой-то стук, кто-то что-то сказал, кто-то что-то неправильно понял – и я уже начинаю выходить из своего намерения, из своей концентрации. Поэтому мне очень важно, чтобы было тихо. Отвлекает даже запах или что-то в этом роде.

Нам кажется, что каббалист уходит в себя, погружается внутрь, как йоги. Нет. Его погружение внутрь происходит одновременно с обострением всех земных чувств. Я не могу даже передать, насколько!

К примеру, мы идем и разговариваем с Рабашем, вдруг в его туфли попадает маленький камешек, буквально какая-то горошинка, и она мешает ему сосредоточиться. Это вообще не вяжется с тем, что мы привыкли думать о высшем мире.

Каббалисту все это представляется одним единым целым, и он становится чувствительным ко всему. Он не уходит, не уплывает куда-то, наоборот, каждая частичка, каждая связь в мире становится для него очень важной, он видит это единение и взаимное влияние. Весь этот мир ему-то и нужен.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Сверхчувства каббалиста"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Создать новый сенсор восприятия мира

Особая чувствительность каббалистов

Усилитель духовных ощущений

Свет Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: То, что вы стали известным каббалистом, зависело от вас, или вы просто должны были прийти к этому?

Ответ: Это очень трудно объяснить. Конечно, с одной стороны, все зависит от Творца, а с другой стороны, надо сказать, что многое зависит так же и от человека.

Как правило, когда все уже произошло и осталось в прошлом, мы говорим, что все это от Творца, а в следующее мгновение я должен сказать, что все зависит от меня.

Вопрос: Вы сейчас единственный известный каббалист, который может передать определенную духовную информацию. Это ваша миссия?

Ответ: Рабаш знал, что я его не покину. Это было исключено.  Но я проходил очень тяжелые, жуткие, резкие состояния непослушания, возражения. Я был иногда очень несдержанным. Не думаю, что я мог бы поступать по-другому.

Хотя даже в тех состояниях я пытался сделать для него все, что можно. Я очень любил своего учителя, но, с другой стороны, были моменты, когда я его ненавидел. Но не то, что ненавидел, а не понимал: "Как это можно?!" Это естественно. 

Вопрос: Рабаш знал, что у Вас особая душа. Вы, наверное, так же чувствуете души своих учеников?  Среди них есть люди, которые обладают такой душой, которая должна что-то делать в будущем. От кого это зависит: от них, или все же...?

Ответ: Конечно, от них. Больше ни от кого. От Рабаша ничего не зависело, он отдал все, что можно. Все! Что я мог в то время взять, то я и взял от него. Что не мог взять, он вложил в меня в потенциале, и потом это проявилось.

Его нет рядом со мной уже много лет, и все эти годы вложенное им постоянно проявляется во мне. Я это чувствую. Это только лишь его свет. Так работает каббалист.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как вы стали каббалистом?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Через череду состояний

Продолжатель дела Рабаша

Особая душа

Через череду состояний

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ваш учитель Рабаш знал все состояния, которые вы проходите. Зная, что вы должны пройти жуткое отчаяние, безысходность, он никак не мог вам помочь?

Ответ: А разве сам он не проходил такие состояния? Он проходил их так же, как и я сейчас, так же, как и мои ученики проходят и пройдут.

Каждый каббалист проходит абсолютно все состояния. Поэтому он может писать для нас. Ни одна душа, начиная с нашего мира и до полного исправления, не может перескочить ни через одно состояние.

Вопрос: Вы рассказывали, что Рабаш был терпелив, ведь вы могли даже накричать на него. Не было такого, что он хотел бы вас выгнать?

Ответ: Нет. Он все понимал. Как-то после смерти Рабаша я встретил товарища, с которым мы вместе занимались у него. И он рассказал мне: "Я помню, что ты как-то не захотел поехать с Рабашем на море в качестве сопровождающего, потому что был жутко на что-то обижен, рассержен. И тогда я поехал с ним.  

Будучи на море, он предложил мне: "Давай все-таки позвоним Михаэлю". Я позвонил тебе и сказал, что Рабаш хочет поговорить с тобой. А ты ответил: "Передай ему, что я не хочу с ним разговаривать". 

Я передал ему твои слова и спросил: "Почему же вы не выгоните его?" А Рабаш ответил: "Я не выгоняю Михаэля, потому что у него особая душа"".  

То есть он понимал, что я действительно нахожусь в жутком состоянии и не могу вести себя по-другому, и то, что по мне проходит, то проходит. Но этим звонком он ускорил мое духовное развитие.

Конечно, он видел, кто я, что я: с одной стороны, ничтожество, а с другой стороны, все-таки во мне есть большой потенциал, и поэтому терпел.

Но я был предан ему, насколько мог! Конечно, у меня были очень тяжелые состояния, когда я переживал, курил, кричал, ругался. Не думаю, что сегодня я мог бы вести себя по-другому. Нет.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Изгнание Лайтмана"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет Рабаша

В духовном нет протекций

Процесс духовного взросления

Сила каббалиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У каббалистов есть очень большая странная сила, которую невозможно описать. Вы говорите, что человеку, не находящемуся в постижении, невозможно ощутить духовное, невозможно ощутить отдачу. Но от каббалиста идет определенная энергетика. Это и есть энергетика отдачи?

Ответ: Нет, это не духовная энергетика. Это не то, что исходит от него, а то, что чувствуешь ты.

Реплика: Но есть огромное количество людей, и я не чувствую от них такой энергии.

Ответ: Если ты и чувствуешь что-то, не значит, что это духовное. Ты чувствуешь только то, что чувствуешь ты.

Вопрос: Но вы же, допустим, можете наполнить человека так, что он даже не станет задавать вопросы. Он же это чувствует, воспринимает?

Ответ: Потому что рядом со мной он ощущает уверенность, безопасность, совершенство, наполненность, – и вопрос пропадает. Он может бежать ко мне с другого конца мира. Прибежал с вопросом. Сел рядом со мной – вопрос пропал. У меня было то же самое.

Это абсолютно естественно. Когда ты оказываешься рядом с большим, относительно великим человеком, ты включаешься в него, прилипаешь к нему, – все, тебе ничего не надо, ты уже наполнен. 

Вопрос: Но это духовное наполнение или нет?

Ответ: Я бы назвал его психологическим.

Вопрос: Получается, что духовное мы вообще не чувствуем?

Ответ: Пока нет. Откуда? Разве у тебя уже есть духовные намерения выше себя? Еще нет. Поэтому все, что ощущается – ощущается как предварительные психологические состояния.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Сила каббалиста"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Простота каббалиста

Тщетные попытки разгадать учителя

Каббалист и сверхъестественные силы

Что ученик должен дать учителю (клип)

Что ученик должен дать учителю

Все ценное – в архиве

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Уместны ли каббалистические материалы, допустим, двадцатилетней давности для нашего времени?

Ответ: Мы записываем всё. Есть очень хорошие материалы тех лет.

Я ведь двигаюсь вместе с группой. Группа продвигается и уже не нуждается в таком разжевывании материала, как это было в те годы. Двадцать лет назад я первый раз проходил с учениками "Введение в науку каббала": сфирот, миры, душа, строение. Всё это я им разжевывал так, как сегодня уже не могу делать. Я вижу перед собой людей, которым это не надо говорить.

Сейчас я поневоле говорю кратко. Выражаю какие-то новые более аналитические внутренние данные, синтезирую материал с разных сторон, в разных плоскостях, по-другому, и они это уже понимают. 

То есть материал для начинающих уже не подается в той простоте, каким он когда-то преподавался. С одной стороны, это большой минус. Но, с другой стороны, есть архив.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Срок годности каббалы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доступное объяснение – это профессия

Срок годности каббалы

Ценность каббалистического архива

Довериться своему сердцу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда вы учились у Рабаша, он наверняка вам говорил: "Не задавай вопросы. Придет время, и ты сам все постигнешь". Вы, наверное, тогда не верили, что сможете пройти к духовному постижению?

Ответ: Есть такая категория, как "вера в мудрецов", когда человеку ничего не остается как верить тем людям, которые постигли высший мир. Ты можешь не верить, идти проверять других или пытаться что-то делать сам – твое дело.

В нашем мире ты находишься в подвешенном состоянии. Возникает вопрос: как ты будешь двигаться вперед? Своим разумом? Тогда ты будешь до конца жизни изобретать перпетуум-мобиле, идти от удара к удару, как все остальные люди или как всевозможные изобретатели, любители, мичуринцы.  

У тебя нет другого выхода, кроме как довериться своему сердцу: что же оно подсказывает, к чему прилепиться? В мире полно мудрецов, все они противоположны друг другу, и все они правы, и все умнее тебя. Что же ты можешь сделать? У тебя есть только одно – твое сердце. Мозг твой напичкан неизвестно чем! Сердце твое тоже задурманено!

Поэтому тебе надо постараться самыми потаенными уголками своего сердца, всем нутром почувствовать, где правда, что тебе нужно. Но при этом попытаться очистить себя от всевозможных наслоений, нанесенных жизнью, и изнутри себя почувствовать: где же это мое? 

Может быть, ты обнаружишь, что тебе нужна медитация, саентология, новые психосоматические изобретения, неважно что. Или тебе надо все-таки попробовать себя здесь – в каббале. Именно сердце должно указать человеку его место. Ничто другое.

Не принимать во внимание никого и никак. Наш мир уже научен – умников нет. Говоришь с любым умником, а через пару дней, если не в тот же день, не в той же беседе, начинаешь понимать, что все это у него ограниченно, намыто из каких-то первоисточников, построено на полу-обмане, на полу-догадках, на полу-вере.

Зачем тебе доверяться кому-то или чему-то, что выдумал человеческий мозг? Ты должен доверять только своему сердцу. Ведь относительно него нет ни каббалистов, ни философов, ни буддистов, никого. Доверься тому, что таится в самой его глубине.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Верить каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать надо только себя

Сколько перед нами дорог?

Положиться на интуицию

В духовном нет протекций

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В вашей жизни наверняка были тупиковые состояния, когда вы хотели, наверное, плюнуть на все…?

Ответ: Неужели ты думаешь, что если я чего-то достиг, то я не прошел то, что ты должен еще пройти? Неужели ты думаешь, что есть какие-то этапы, которые мне отменили по какой-то протекции, чтобы я смог их обойти? В духовном такого нет. Только в нашем мире, только в животных состояниях.

Вопрос: Насколько критично было ваше состояние? Ощущали ли у вы жуткое отчаяние?

Ответ: Еще какое! Особенно в Тверии, куда мы приезжали вместе с моим учителем Рабашем, и я был с ним один на один. Я чувствовал, что он готов дать все, а я не могу ничего взять.  

Я понимал, что все зависит от меня: вот сейчас я должен выложиться и пожелать духовное так, как ничто другое в мире. Я сидел ночами на балконе нашего домика, выкуривал по две пачки сигарет и ничего не мог сделать. Ничего. Я понимал свое абсолютно безнадежное состояние. 

Но что же делать? Ведь оно безнадежно – так оно раскрывается мне. Но выход должен быть! Для любой души есть выход. Какой же сейчас выход для меня? 

Вопрос: А Рабаш это знал?

Ответ: Конечно, знал. Что он, не чувствовал?

Человек должен пройти эти состояния! Учитель ничего не может сделать. Ты должен их пройти, а он ждет, пока ты их пройдешь. Вот и все. Как и Творец.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Бросить каббалу"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Процесс духовного взросления

Без предпочтения

В духовной работе нет привилегий

Световой наркотик

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: После ваших лекций человек, как правило, приходит к изучению науки каббала весь такой, горящий. Он ощутил что-то необычное.

Какое-то время в нем держится это ощущение, а потом остывает. Это его проблема или нет?

Ответ: Нет. Так должно быть!

Зачем мне держать его под своим влиянием?! Ни в коем случае! Мне необходимо, чтобы он своей свободой воли стал постигать то, о чем я ему рассказал, то, что я ему предложил. Нельзя ни в коем случае оставлять его в состоянии воодушевления, ведь тогда это будет для него как наркотик.

Никакой подпитки от меня он больше не получит. Следующий раз, когда он встретит меня, в нем уже не будет того первоначального восхищения, восприятия. У него включится анализ, требование понятийного аппарата, поскольку ему надо продвигаться.  

Как обычно это бывает с детьми: первый раз мы можем заманить ребенка, а после этого хотим включить его в действия. 

Вопрос: Обычно те люди, которые первоначально всем восхищаются, становятся потом "матерыми волками". Смотришь на них, их детскость уходит. Но как человеку не уйти в некую закрытость?

Ответ: Тут я ничего не могу сказать. Не надо думать о том, каким он должен быть. Он будет таким, как должен. Мы не определяем его будущих состояний. Как получится у него, так и должно получиться.

Главное – дать ему информацию о внутреннем развитии, о внешних возможностях, что он должен делать, как он должен заниматься, читать, работать в группе, распространять – короче говоря, как он должен абсорбировать весь материал.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Световой наркотик"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Только по желанию

Как младенец на руках матери

Дать человеку порцию света

Страница 4 из 70« Первая...23456...Последняя »