Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Внешняя помощь ради внутренней связи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает служение учителю, благодаря которому ученик получает связь с высшей ступенью?

Ответ: Служить учителю - это значит следовать его советам, а учитель советует ученику работать над своей связью с товарищами и заниматься  распространением этой методики, интегрального образования. Сюда входит вся работа по подготовке материала, его распространению и по включению человека в группу. Но все это он должен делать с мыслью, что доставляет этим удовольствие учителю.

 2013-06-05_rav_bs-maamar-le-sium-zohar_lesson_pic05

Это очень простая система. Есть моя группа, моя десятка, и мы должны вдохновить друг друга, чтобы все вместе связаться с высшей ступенью, которая называется нашим Учителем ("Рав" в переводе означает большой, то есть более высокая ступень, чем наша). Мы хотим преодолеть разницу между нашей ступенью и его, то есть подняться. 

Но как я могу туда подняться, если высшая ступень отталкивает меня? А мне нужно видеть ее привлекательной, необычайно притягательной, и потому я должен впечатлиться от товарищей величием этой высшей ступени. Если я сам представляю, что эта ступень сулит мне что-то хорошее, то видимо я думаю о ней неправильно, совершенно противоположно.

Это называется физическим служением учителю, то есть оказание такой внешней помощи, которая без сомнения ему желанна. Учитель говорит, что и как нам следует сделать: как учиться, как объединяться, как распространять методику, по каким принципам существовать.

Вопрос: А как проверить, что уже возникла связь с учителем?

Ответ: Проверить можно лишь тогда, когда начнешь постигать ступень учителя.

Из урока по "Статье в завершение Книги Зоар", 05.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передача от человека к человеку

Экзамен на преданность духовному

Принадлежность одному духовному органу

Передача от человека к человеку

каббалист Михаэль ЛайтманУчитель стоит впереди, видит далеко вперед и направляет учеников. Но если у ученика есть собственное мнение о своем развитии и об исправлении мира, то он уже сам себе учитель. Он не может оставаться учеником и считать, что учитель ошибается в направлении развития. Он не сможет получить от учителя духовное постижение - максимум, он получит теоретические знания. Таким путем не изучают Тору, то есть средство достижения свойств отдачи.

Учебой называется связь с высшим с помощью всевозможных действий. Это совершенно не зависит от умственных способностей, ведь сказано, что "учатся не умом". За счет связи с учителем, ученик получает от него силу отдачи.

Сила отдачи передается по внутреннему каналу, ведь это не философия и не теоретическая наука. Поэтому любой может получить эту силу: и самый глупый, и самый умный. Ее передача зависит лишь от того, насколько человек выполняет необходимые действия по отношению к окружению: принижает себя и возвышает учителя, объединяется с группой, чтобы всем вместе связаться с учителем, который представляет для них более высокую ступень, и получает от него исправление. Так происходит на каждой ступени.

Если ученик поднимается, учитель поднимается вместе с ним, а если ученик опускается, то разумеется, он опускает и учителя. Ведь это не истинное состояние учителя, а каким он представляется в глазах ученика, постигающего человека. 

Когда человек только приходит учиться, он сначала ничего этого не понимает. Нужно подождать, когда он начнет прислушиваться. И это может занять даже несколько лет. Но когда он наконец начинает слушать, группа обязана помочь ему, иначе это может растянуться на десятки лет. Товарищи должны объяснить ему, что невозможно получить духовное постижение иначе, чем от человека к человеку, и при условии, что между ними существует физический контакт, то есть можно видеть, слышать, чувствовать, понимать, как-то влиять друг на друга, выполнять какие-то действия, взаимодействовать. Так было устроено во все поколения и по сегодняшний день, и не может измениться, так как отражает духовные корни.

Чудесное свойство этого мира состоит в том, что своими материальными действиями я могу порадовать духовного наставника, склониться перед ним, привязаться к нему, прилепиться за счет какой-то физической помощи, и за счет этого получить от него духовное раскрытие.

Казалось бы, как такое возможно? Но я прикладываю усилия на том уровне, на каком способен, потому что не могу по-другому. Я пока не знаю, что такое отдача и не имею отдающего намерения, но на физическом уровне я могу действовать, и этого пока достаточно.

Из урока по "Статье в завершение Книги Зоар", 05.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Внешняя помощь ради внутренней связи

Позаимствовать немного совершенства

Соединение с высшим через соединение с равными

С чего начинается духовный контакт?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Важен ли ученику, который редко встречается с учителем-каббалистом и с другими товарищами, физический контакт с ними?

Ответ: Дело в том, что заочные или виртуальные занятия – это дело новое. Так повелось, что заочные занятия в высших учебных заведениях считаются чем-то несолидным.

В каббале этот вопрос стоит еще более остро, потому что здесь должен быть хотя бы какой-то контакт учителя с учеником, хотя бы раз в жизни. Он дает им возможность первоначально связаться между собой, а потом уже действовать на расстоянии, развивая ощущение контакта. А если его никогда не было, то это очень сложно. 

Все-таки свидетели – те, кто видят, а не те, кто слышат. Даже в суде, или где бы то ни было, всегда спрашивают: "Ты видел или слышал?" Так что, настоящий свидетель – это явно зритель.

Кроме того, при встречах происходит контакт между мной и остальной аудиторией, которая связывается между собой, пытаясь создать из себя одно общее целое, и именно в нем у нас есть возможность раскрыть высшее состояние. А когда человек занимается виртуально и находится где-то один или всего лишь с несколькими товарищами, то этого недостаточно.

Поэтому массовое объединение в моем присутствии должно дать очень большой эффект, которого практически невозможно достичь виртуально. В связи с этим я обязан ездить на конгрессы. Никуда не денешься, так нужно.

Нельзя пренебрегать физическим контактом, потому что коэффициент полезного действия от него – огромен. Не зря наш мир создан физическим, чтобы именно с него начинать духовный контакт. Так давайте воспользуемся этим и встретимся все вместе.

Из виртуального урока, 02.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Я не чувствую никакого расстояния от вас

Не тормозите сами себя

Ни с чем не сравнимая сила конгрессов

Принадлежность одному духовному органу

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "К завершению книги Зоар": Сказали мудрецы: "Сделай себе Учителя и купи товарища", то есть сумей создать себе новое окружение, которое помогло бы тебе постичь величие своего Учителя за счет любви товарищей, ценящих его.

Ведь в товарищеской беседе о высоте Учителя каждый получает ощущение его величия, так что отдача Учителю обратится получением и энергией в такой мере, что приведет к действиям ради Творца. Потому сказано, что Тора приобретается служением мудрецам и тщательным выбором товарищей. Поскольку постижение величия полностью зависит от окружения, а если человек один, то он ничего не может сделать.

Без давления группы, без ощущения того, что окружение высоко ценит духовного наставника, человек не может почитать его. Эгоизм не позволит ему это сделать. Совершенно очевидно, что здесь нам необходима помощь общества - только оно может обязать нас к правильному отношению к учителю, через которое мы получим помощь свыше.

Учитель - это высшая ступень, и группа должна внушить человеку важность этой высшей ступени. Разница между материальным и духовным миром состоит в том, что ученику достаточно просто следовать указаниям учителя, выполнять какую-то материальную работу вместе с ним, и это уже свяжет его с учителем, даже несмотря на то, что он еще не достиг таких же духовных свойств. Достаточно простой помощи для того, чтобы завязать такую связь с высшей ступенью и начать получать с нее свет, возвращающий к источнику. 

Но все это возможно лишь при условии, что человек высоко ценит учителя. А это идет в разрез с человеческой природой и потому может быть достигнуто только за счет влияния окружения. Чем больше окружение почитает учителя, тем легче человеку склонить себя перед ним и, таким образом, получить возможность помощи свыше, согласно порядку духовных ступеней.

10 сфирот духовного сосуда человека - это его товарищи, а высший источник, из которого они получают свет - это Учитель. Так человек поднимается по ступеням лестницы.

Нахождение в этом воображаемом мире предоставляет нам уникальную возможность - за счет использования своего эгоистичного желания, вступить в контакт с высшей духовной ступенью, а также построить свой духовный союз посредством материальной связи с товарищами. Иначе, не было бы никаких шансов из глубин эгоизма связаться с желанием отдачи.

Именно эта материальная, воображаемая форма позволяет нам использовать свое эгоистичное желание для того, чтобы с помощью материальных действий подняться на духовные ступени. И так происходит вплоть до самой вершины духовной лестницы: остается такое же отношение к группе и Учителю. Чем выше человек поднимается, тем выше или ниже он чувствует себя, в зависимости от своего состояния. Он все больше ценит группу и любит товарищей, и наоборот, все больше ненавидит их. А также, учитель, кажется ему то все более ничтожным, то все более возвышенным.

И эта связь уже никогда не пропадает. Неважно, в каких мирах находятся товарищи и учитель - в этом ли мире или часть из них уже ушла в другой мир, то есть потеряла свою материальную форму. В общем строении души уже навечно сохраняется их связь друг с другом, как будто они принадлежат одному духовному органу.

Из подготовки к уроку, 05.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Держать связь сердец

Почувствовать желание учителя

Визит президента

Цепочка, проводящая свет в мир

каббалист Михаэль ЛайтманМы получаем всю духовную информацию свыше через цепочку душ каббалистов. Порядок этих ступеней не меняется, он начинается еще с Адама Ришон – с первого человека, раскрывшего высшую силу. С него начинается вся эта цепочка и начинает распространяться сверху вниз подобно конусу, пока к ней не присоединится все человечество и не раскроет Творца.

Таким путем к нам приходит высший свет, высшая мудрость, свет, возвращающий к источнику, поднимаются молитвы МА"Н и возвращается ответ свыше МА"Д. Все передается только через эту цепочку, ведь мы связаны в одну систему.

Поэтому нам нужно прилепиться к духовному наследию, оставленному великими каббалистами, и почитать их как Творца – в той же мере и даже больше. Самое главное – достичь слияния с книгами и их авторами (авторы – это источники света Хохма, а книги – это те средства связи, которые они оставили нам).

Если человек старается развить в себе ощущение важности, ценности этих первоисточников, то естественно, начнет тянуться к ним, приблизится. Он начнет почитать великих каббалистов и свяжется с их произведениями, а с их помощью достигнет слияния также и с Творцом.

Из урока по статье из книги "Шамати", 28.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Книги с духовным подтекстом

На руках великих каббалистов

Каббалисты – души, оживляющие поколение

Противоречия… (клип)

Складывается ощущение, что вы постоянно меняете приоритеты. Так что же в результате важно? Как не запутаться?

Как узнать свой духовный уровень? (клип)

Насколько ученик старается быть слитым с тем, что советует ему учитель, идя на это выше знания, меняя свое мнение на мнение учителя, так он может измерить, насколько он продвигается.

Подарок для каббалиста… (клип)

Подарок – это проявление любви. В самом материале ничего нет. Как дарить любовь без материи?

Чтобы расти в духовном…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На одном из уроков Вы сказали, что ученик по мере своего духовного продвижения начинает все сильней и сильней пренебрегать учителем. Вы также привели пример Ваших отношений с Вашим учителем. До какой духовной ступени нужно подняться, чтобы это пренебрежение к учителю исчезло?

Ответ: Как в нашем мире, когда мы начинаем ценить наших родителей и понимать их? – Когда сами становимся родителями! Но это не оправдывает пренебрежения. Кто желает вырасти - обязан понимать свою природу и расти, вопреки ей.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать и слышать учителя

Визит президента

Без уважения к учителю и группе нет слияния с Творцом

Как задавать вопрос каббалисту? (клип)

Почему когда вы отвечаете на вопрос, вы два раза повторяете один и тот же ответ в одном объяснении?

Суровая доброта высшего

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Творец настолько суров с творением, устанавливая для него жесткие, неизменные законы? Почему Он не может быть более снисходительным, как отец к сыну?

Ответ: Ни один ребенок не может оправдать строгость отца. Он не способен понять отца своим детским разумом и увидеть будущие последствия, пользу, которую приносит ему воспитание. Ребенку хочется играть с утра до вечера и питаться одними конфетами, смотреть телевизор. Он не может оправдать требовательность родителей, а слушается их лишь по безвыходности, чувствуя свою зависимость от них, а не потому, что осознает их правоту.

В духовном мире все гораздо сложнее, поэтому мы не чувствуем насколько мягко обращается с нами высшее управление. В нашем мире ребенок не является прямой противоположностью тому, чем он должен стать. Если ребенок послушный и делает уроки, убирает за собой, то родители не могут предъявить ему никаких претензий, больше с него нечего требовать.

Но в духовном мире не так, там ты всегда являешься преступником, ведь изначально приходишь туда с разбитыми желаниями. А к тебе относятся по доброму, передают тебе методику исправления, организуют вокруг тебя группу, словно детский сад с воспитательницей, дают разные игрушки. Это огромная помощь свыше и милосердие, прощающее тебе все грехи и поддерживающее тебя во всем, только бы ты смог достичь хоть небольшого исправления и понимания. 

В нашем мире принято, так называемое, "обезьянье" (куфим) воспитание,   подразумевающее насилие (кфия) над ребенком. Но в духовном мире невозможно насилие. Я могу видеть, что ученик годами не меняется и повторяет все те же ошибки, падает в те же самые ямы, и ничего не могу ему сказать. Я сам был таким, и так продолжается на всем пути.

Таков путь, ничего нельзя сделать. Пока человек сам не установит для себя мораль, методику, свою Тору, он не сможет продвигаться. Тут не может быть насилия, только осознание.

Поэтому мы не можем жаловаться, что находимся под властью жестокого Отца, даже несмотря на все ужасные события, случившиеся в истории. Мы не способны их оправдать со своей стороны, но потом увидим, что все действия высшего управления исходили из любви. Хотя пока, из нашего текущего состояния, это невозможно оправдать, мы слишком далеки от этого. Но когда нам раскроется истина, мы увидим, какое огромное исправление это принесло.

"Есть закон и не преступить" – это значит, что закон один. Есть свет и сосуд, которые противоположны друг другу – вот и весь закон. А затем, когда они включаются друг в друга, из этого включения возникает закон развития, который называется законом соответствия свойств. Все исходит из одного замысла как один закон.

В итоге, я должен достичь состояния, когда захочу выполнять этот закон по собственной воле, сам, как если бы никого больше не было, никакого Творца. Как будто я и есть тот самый Создатель, взирающий на свое творение и устанавливающий закон, по которому оно должно существовать. Это будет означать, что я достиг подобия с Творцом.

Из урока по письму Бааль Сулама, 06.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хочу, чтобы сын понял меня

Свет режет глаза, привыкшие к темноте

Добро – это константа, не подлежащая изменению

Что прячется за ширмой лжи

каббалист Михаэль ЛайтманПроблема в том, что нам необходима внутренняя связь между товарищами и между учениками и учителем, чтобы внешние формы и нарочно посылаемые нам помехи не ослабляли, а только укрепляли эту связь. И в этом действительно заключена большая трудность, поскольку наш эгоизм рисует нам все в неприглядном внешнем виде и заставляет осуждать друг друга.

Мы не можем подняться над внешними помехами и условиями, которые ставит перед нами Творец для того, чтобы мы их преодолели. На нас очень сильно  влияет внешняя, материальная картина, через которую мы не способны перешагнуть, приподняться во всевозможных конфликтных ситуациях: в случае пренебрежения, отдаления друг от друга, каких-то материальных расчетов.

Все это отдаляет человека от цели, и не просто отталкивает его, но наносит ему такой ущерб, над которым ему потом придется очень долго работать, исправляя  ошибки, совершенные прежде.

Бааль Сулам описывает в своем письме, что пока ученик стремился приблизиться к учителю и взбирался на холм, он горел желанием. Но как только начал материально приближаться к учителю, его рвение начало постепенно остывать, пока совсем не пропало. Поэтому вдали быть гораздо проще, чем близко. Это известно, что важные люди стараются держать публику на отдалении, чтобы повысить к себе интерес. 

Человек создает себе какой-то свой образ товарища, учителя, Творца и не хочет знать правду. Ему хорошо жить в тех фантазиях, которые он построил для себя, и очень тяжело отдалиться от них, стереть, чтобы получить что-то новое. Ведь если эта картина ближе к истинной, она, как правило, менее приятная и более обязывающая.

Поэтому человек, иногда даже слыша призывы Творца и получая приглашение на время прогуляться в Его саду, в итоге так ничего и не достигает. Ведь он не пытается подняться над своей природой, над естественной склонностью оттолкнуть товарищей и учителя и представлять их в удобном ему виде, вместо того, чтобы увидеть истинную картину. Такую, чтобы физическое приближение или отдаление не вносило никакого различия, а также, чтобы духовное приближение или отдаление не вызывали никакого изменения в его отношении к товарищам, учителю, Творцу.

Нужно стараться максимально подняться над своими материальными свойствами и стать более объективным. То есть судить выше своего разума, выйдя в общий сосуд, вне самого себя.

Из урока по письму Бааль Сулама, 03.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Экзамен на преданность духовному

Держись учителя

Визит президента

Экзамен на преданность духовному

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи "Исходящее из сердца" ("Шамати" № 25): Есть один совет:  привязаться к своему учителю и книгам на внутреннем уровне, что называется, "питаясь от книг и их авторов". И только с помощью слияния с ними человек может изменить свои мысли и желания к лучшему.

А иначе, никакие споры и уловки не помогут ему изменить свои мысли. Все его разумные доводы, с помощью которых он строит свои выводы, что необходимо всегда идти путями Творца, основываются на слиянии с его учителем. А как только потеряет эту основу, исчезнет вся сила этих доводов, ведь не на что будет ему сейчас опереться.

Когда после долгих мытарств, поисков смысла жизни или попыток заглушить этот вопрос антидепрессантами, человеку, наконец, открывается путь, и его приводят в каббалистическую группу, к учителю, перед ним возникает задача, как изменить свой взгляд на себя и на мир, поменять свое восприятие.

И для этого ему нужно выполнить совет каббалистов: "Сделай себе учителя и купи друга". То есть он должен прилепиться к какой-то опоре, которая находится вне него. Ведь если он меняет свое желание на желание другого человека: учителя, группы, товарищей, близких ему по духу людей, то за счет этого обретет свой духовный сосуд. Тогда он перейдет с эгоистического подхода, при котором не может почувствовать больше так называемого "этого мира", к восприятию через группу, где начинает ощущать духовный мир. 

И здесь очень важно слияние с учителем, потому что кто-то же должен привести человека в группу, в которой он обретет свой духовный сосуд. Как в жизни есть детские годы, пока человек не вырастет до зрелого возраста, а до этого его ведут и поддерживают родители, общество, целая система.

Когда же он взрослеет и входит в жизнь, то занимает свое место в этой системе и может самостоятельно существовать. Но сначала, кто-то должен родить его и провести через детство, поставить на ноги. Этим проводником, воспитателем является учитель, или, как его называют в каббале, "Рав" (большой). Это духовное понятие, а не физическое тело.

Рав – это высшая часть общей системы, которая заботится об учениках, словно парцуфим Аба вэ-Има заботятся о ЗО"Н для того, чтобы поднять их наверх. Для чего же нам дано ощущать эту высшую часть системы в виде какого-то материального человека в этом мире, живущего рядом с нами? Для того, чтобы мы имели возможность пробудиться каким-то образом, через какие-то события этой материальной жизни, и чувствовать, что у нас есть поддержка.

Судя по тому, насколько человек следует тому, что советует ему учитель относительно его духовных действий, насколько идет верой выше знания, то есть заменяя свое мнение на мнение учителя, свои ценности на ценности высшего, он может оценить свое продвижение. На этом пути есть много подъемов и падений, от любви к учителю до ненависти к нему, множества сомнений, вопросов и выяснений.

Человек проходит множество состояний и обязан пройти их все, но главное тут поторопиться, чтобы увидеть, что ему дана возможность выйти из себя и прилепиться к высшему, пусть даже материальным образом: через физического человека, его желания, мысли, учебу, помощь, преклонения перед его советами, которые противоположны его собственному мнению, его расчетам и разумным прагматичным доводам. И, наконец, он понимает, что не может пройти экзамен на преданность, слияние с духовным, если не пройдет его по отношению к своему учителю.

Как сказано Бааль Суламом в его речи по окончании книги Зоар: "Служение своему Учителю телом и душой приводит к слиянию с ним, т.е., к подобию свойств. И тем самым ученик получает знания и мысли своего Учителя "из уст в уста", через слияние душ. Этим он удостаивается постижения величия Творца в такой мере, что отдача обращается получением, став энергией, достаточной для того, чтобы он вложил всю душу свою и все свое естество в достижение слияния с Творцом".

То есть слияние с учителем - это средство для духовного продвижения, за счет которого от обучения "из уст в ухо" приходят к передаче духовной информации "из уст в уста", через внутренний канал, возникающий между учеником, учителем и высшей системой.

Разумеется, это лишь средство для слияния с Творцом. Как отец и мать являются  средством для того, чтобы человек родился, вырос и стал готовым к самостоятельной жизни. Но в то же время, они совершенно необходимы, поэтому без этих систем: "учитель, группа, книги" – никак нельзя обойтись.

Из урока по статье из книги "Шамати", 01.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Позаимствовать немного совершенства

Соединение с высшим через соединение с равными

Держись учителя

Позаимствовать немного совершенства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как достичь подобия с учителем в его видении мира и заменить свои ценности на ценности учителя?

Ответ: Это не зависит от того, насколько ты понимаешь сказанное учителем, потому что все равно ты не можешь понять его мировоззрения. Речь идет не о внешней схожести, а о том, что человек отменяет себя и приобретает желания другого человека, в данном случае, своего учителя. И в той мере, насколько ученик соединяется с желаниями учителя, он получает возможность продолжать дальше.

Он использует совершенство, существующее в учителе. Ведь состояние учителя, безусловно, более совершенно, чем состояние ученика, и учитель выше хотя бы на ступень. Поэтому ученик может получить из слияния с ним свет Хасадим, который поможет ему еще выше подняться над собой в вере выше знания и включиться в группу, увидеть учебу в свете отдачи.

Через слияние с учителем, ученик получает от того духовные сосуды, за счет которых может уже начать ощущать духовные, внутренние действия.

Из урока по статье из книги "Шамати", 01.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Экзамен на преданность духовному

Соединение с высшим через соединение с равными

Слушать и слышать учителя

Соединение с высшим через соединение с равными

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как подготовить в себе правильные инструменты восприятия, позволяющие услышать то, что говорит высший?

Ответ: Для того, чтобы услышать высшего, необходимо соединиться между собой.  Малхут мира Ацилут называется "Собранием всех душ Израиля" (Кнессет Исраэль), так как собирает в себя всех, кто желает устремиться "прямо к Творцу" (яшар-эль, Исраэль).

Тогда все они объединяются в Малхут мира Ацилут, и Малхут поднимает молитву (МА"Н) наверх к Зеир Анпину, и вместе с ним поднимается, как с большим братом, в Аба вэ-Има (высшие Отца и Мать). И так происходит на всех ступенях вплоть до самого мира Бесконечности.

Таким образом, соединение с высшим возможно лишь при условии соединения на моей ступени с равными мне. Сначала, мы обязаны создать "Кнессет" – объединение, собрание товарищей. Главное, это отменить себя, хотя бы перед одним человеком, и за счет этого я уже становлюсь готов к соединению с высшим. 

Понятие высшего существует только внутри нас. Кто такой "Рав" (большой), учитель? Он существует только в центре группы. А если ты думаешь об учителе вне центра группы, то это не называется Равом – это будет просто какой-то преподаватель, ученый, умный человек. Он не станет твоим духовным наставником.

Духовный наставник, указывающий путь – это тот, кто находится в центре группы и говорит: "Вам надо всем соединиться вокруг этого центра".

Из урока по статье из книги "Шамати", 01.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Экзамен на преданность духовному

Позаимствовать немного совершенства

Искусство следовать за проводником

Страница 49 из 70« Первая...4748495051...Последняя »