Как относиться к некоторым из ваших учеников, которые вроде бы в теме, но в тоже время и нет?
Как относиться к некоторым из ваших учеников, которые вроде бы в теме, но в тоже время и нет?
Как правильно воспринимать слова учителя в каббале? Это большая работа – правильно слышать учителя.
Когда ученик злословит по отношению к учителю и товарищам...
Новосибирский конгресс, урок 4
Нам очень сложно понять, что такое группа.
Я всю жизнь был одиночкой, индивидуалистом, человеком некомпанейским по своей натуре, предпочитающим уединение с книгами всему остальному, – больше мне ничего не надо было в жизни.
В 33 года я стал учиться у Рабаша. Тогда у нас не было группы, кроме 6-7 стариков, среди которых мне было хорошо, как ребенку среди взрослых. Но Рабаш сказал, что мне нужна группа, и я подумал: "Что может быть лучше тех людей, которые учились у Бааль Сулама, и прошли жизнь наравне с Рабашем?!". Ведь среди них я чувствовал себя в безопасности, как младенец на руках взрослых.
Но Рабаш сказал: "Ничего не сделаешь, нужна группа", – и я организовал группу из 40 молодых ребят.
Это было совершенно не по моему характеру. Они были намного лучше, дружнее меня, чувствовали себя на равных. А я всегда ощущал себя в стороне, да еще должен был обслуживать их, помогать Рабашу организовывать группу, хотя в силу своего характера не мог себя преодолеть! Мне было очень трудно понять, для чего нужна группа. Сердце никак не хотело принимать условие, что я должен в ней раскрыть Высший мир.
Мне казалось, что Высший мир можно изучить с помощью чертежей, вникнуть в них, углубить свои знания, чувства, начать анализировать. Это известно из физики, и я никак не мог оторваться от такого научного подхода. Я рисовал, чертил, что только ни делал, пока, наконец, до меня не начала доходить совершенно другая схема мироздания – с другой стороны.
Я вдруг начал чувствовать, что на самом деле наш мир – это тот же Высший мир, только находится на самой низшей его ступени. Он тесно связан со всеми остальными мирами, которые, будучи копиями самой высшей ступени, спускаются все ниже и ниже. При этом меняется только материал, который все более огрубляясь, на самой последней ступени становится эгоистическим – противоположным изначально созданному материалу.
Но все, что мы видим в этом мире, абсолютно идентично Высшему миру по связи корня в духовном мире и его ветви в нашем мире.
Постепенно я начал привыкать к этой системе, понимая, что она именно такая и больше ничего нет. Поэтому надо видеть, что стоит за нашим миром и над ним, и, что без исправления, возвышения над этим миром, ничего у тебя не получится. Только так. Сам ты в духовный мир не выскочишь.
Оказывается, ты завязан на всю сетку этого мира, и должен подниматься вместе с ним! Не остается никакого выхода. Надо разобраться в этой системе и привязаться к ней, правда, по новому – для подъема, и тогда ты сможешь действительно реализовать себя. Это с одной стороны, если смотреть на систему снизу вверх.
И, с другой стороны, мне очень помогло, что я начал изучать эту систему не снизу вверх, а сверху вниз от Творца: как Творец смотрит на мир сверху вниз, как видит нас в исправленном или в неисправленном виде, как действует на нас, чтобы подтянуть к Себе из нашего эгоистического состояния.
Вот эти два противоположных взгляда: снизу вверх (как нам расти, постоянно уподобляясь следующей ступени) и сверху вниз (как Творец смотрит на нас) затем соединяются, взаимно дополняя друг друга. Над ними надо работать, четко анализируя и путь снизу вверх, и взгляд сверху вниз.
Тогда мне стали более понятны статьи Рабаша о группе, хотя на первый взгляд они кажутся в чем-то наивными и даже назидательными, с вытекающей из них моралью. Но, на самом деле, они начинают выявлять очень четкие законы, которые намного строже и сильнее любых природных законов. И все законы поведения – я бы их назвал "законы коммутации" – исходят из того чтобы все больше уподобляться следующей ступени вплоть до входа в нее, контакта с ней, включения в нее. На этом основаны все статьи о взаимодействии в группе.
Из 4-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012
Проходит много лет, пока ученик по-настоящему становится учеником, готов слышать, о чем на самом деле говорит учитель и получить от него методику исправления.
Вопрос: Отличается ли воздействие учителя на человека от воздействия на него товарищей?
Ответ: Я особо не показываю своей заботы о вас. Конечно, я воздействую на учеников и тут ничего нельзя сделать – это моя обязанность, и я пытаюсь ее реализовать.
В этом отношении я не пример, потому что моя забота о вас – другого типа, она невидима. А то, что вы видите – это, на самом деле, не основное.
Но только товарищи могут помочь друг другу подняться и забыть о себе.
Из виртуального урока, 30.12.2012
Нужно дать человеку время и свободу развиваться без принуждения. Вы видите, что я свободно пускаю на уроки и никого не задерживаю, если человек хочет уходить. Если человек не наносит вред, если он не душевнобольной, которому могут повредить такие занятия, то я всегда рад его видеть – даже если он приходит раз в год. Пусть придет сюда, пусть проверит еще в каком-то другом месте – главное для него, побыстрее сделать выяснение. А моя задача, помочь ему в этом, не привязывая его к себе.
Существуют разные круги людей, в зависимости от того, насколько они вкладывают себя в эту работу: все более и более внутренние. И там уже действуют более строгие условия: они берут на себя больше обязательств и нуждаются в большей помощи. Поэтому для каждого круга требуются свои, все более строгие "стражники и охранники", вплоть до самого внутреннего круга.
И вы можете это всё решить между собой. Пока это еще не очень понятно, потому что вы не понимаете корня своей души, но потом всё прояснится. До такой степени, что ученики Рабби Шимона точно знали, из какой сфиры происходит душа каждого товарища, находящегося в общем строении из 10-ти сфирот.
Нужно ценить меру терпения человека. Ведь все меняется, нет такого дня, который бы походил на предыдущий. Поэтому человек, который годами ходит на занятия и постоянно присутствует на уроках, возвращается снова и снова, выполняет этим огромную работу. Как бы то ни было, но он проникается тем, что есть у других, а кроме того, продвигается в изучении материала. На него каждый раз воздействует новый окружающий и внутренний свет: через учебу, учителя, окружение.
Это очень большое дело! Мы не ценим каждое мгновение, в которое удостоились находиться в контакте или даже просто в направлении раскрытия Творца. Это говорит о недостатке ощущения ценности и важности духовного. Поэтому, терпение – это не простое ожидание на одном месте. Терпение означает, что я делаю максимум того, что в моих силах сделать, и смиряюсь с тем результатом, который получу!
Возможно, я не могу каждую секунду радоваться тому, что получаю, потому что мне еще не хватает ощущения, что все приходит от Творца, даже самые неприятные события. Но все же необходимо рассматривать терпение как необычайно ценное качество.
Из урока по "Предисловию к ТЭС", 02.01.2013
Терпение приходит по мере терпения
Как вы сами себе поднимаете важность цели... важность того, чем вы занимаетесь? Откуда вы берете силы?
Новосибирский конгресс, урок 6
Вопрос: Что необходимо делать мировым группам, чтобы постоянно усиливаться?
Ответ: Я лично чувствую, что мы должны работать вместе, чтобы не только я, как преподаватель, орошал вас "каплями мудрости", но и вы, как ученики, активно участвовали в нашем общем учебном процессе. Ведь без вашего четкого правильного желания, вынуждающего меня говорить, я ничего не смогу сказать, ничего не смогу сделать. К такому интегральному взаимодействию мы сейчас пришли.
Для меня это действительно сюрприз. Я не думал, что это проявится настолько резко и вдруг, и очень рад этому. Однако такое взаимодействие накладывает на нас дополнительные обязанности, подтверждающие еще раз необходимое актуальное условие, чтобы я был, практически, наравне с вами. Есть такое понятие, как товарищ-учитель. Об этом говорил также Рабаш. Поэтому нам надо чаще участвовать вместе во всех мероприятиях.
Товарищи должны быть равны. Это наша общая работа, и здесь я являюсь вашим старшим товарищем, но не Равом. К этому ведет нас всеобщая интеграция.
Вопрос: То есть мы должны быть более самостоятельными?
Ответ: Естественно! Я все время говорю об этом. Я же тоже не вечный, и вы останетесь одни. Но чтобы вам не оставаться в одиночестве, надо научиться самостоятельно действовать и двигаться вперед. Для этого у вас есть методика, отработанная система, десятки тысяч часов, записанных в архиве, книги. Есть все! А я теперь должен потихоньку спускаться с уровня Рава до уровня товарища, и тогда мы вместе будем раскрывать Высший мир.
Из 6-го урока конгресса в Новосибирске, 09.12.2012
Из письма Бааль Сулама ученикам (№50): Начало пленительного и желанного для нас будущего приближается к нам с помощью Творца. А потому я желаю и очень тоскую о том, чтобы вы были рядом со мною телом и душой (т.е. чтобы вы приблизились ко мне, а не я к вам, поскольку последнее исключено, да и бесполезно – и довольно понимающему).
Как жалею я теперь о праздничном месяце начала прошлого года. Это был период очень большого желания, однако вас не было рядом со мною в то время. И само собой понятно то сожаление, которое сопровождало меня весь прошлый год из-за этого. Причиной тому гордыня и самомнение, которые в вас закрались. И в той же мере возникла меж вами беспричинная ненависть. И ясно, что если вы ненавидите одного из группы – это явный признак того, что и со мною вы не пребываете в абсолютной любви.
Эти слова написаны по закону любви, закону слияния: словно в семье, где нет маленьких и больших - закон любви связывает всех вместе и наравне. А потому каждому нужно подняться над своей критикой, ведь он осуждает благодаря собственным недостаткам. Глазами любви ни один не увидится меньше остальных. И если связываешься по закону любви выше знания, то сможешь правильно соединиться со всеми на равных.
Если же между товарищами в группе есть какие-то различия - это признак порчи.
Бывают времена хорошие и плохие, более благоприятное и менее благоприятное. И хотя, с одной стороны, каббалисты находятся выше времени, движения и пространства, и проходят периоды согласно своему личному времени - но и общие периоды времени оказывают свое влияние. А потому могут быть общие особо благоприятные или неблагоприятные периоды.
Случаются периоды общего пробуждения свыше или такие времена, когда легче пробудиться снизу. Поэтому нужно стараться не упустить такие возможности, которые предоставляют сверху: присоединить к пробуждению свыше свое пробуждение снизу. Иначе, это будет казаться пренебрежением.
В сближении есть два направления: приближение каждого ко всем товарищам, без всякого различия, и приближение каждого ученика к учителю. Тут все проверяется по нашей критике, как следствии нашей гордыни - насколько мы сможем пойти верой выше знания, и понять, что это Творец посылает нам все препятствия?
Каждый видит всё в такой форме, в какой ему позволили увидеть, и никогда не увидит правды. Но своими усилиями в вере выше знания мы притягиваем свет, возвращающий к источнику, и благодаря ему удостаиваемся увидеть истину.
Из подготовки к уроку, 23.12.2012
Как происходит ваш контакт с учениками? Как вы работаете с их желаниями?
В мироздании нет никаких отдельных фрагментов – всё едино, но мы в своем восприятии способны улавливать только отдельные детали. Каждый отдельный элемент за счет своей среды, получая от окружающих силы и поддержку, может выразить себя по отношению к другим. В результате, окружение дает ему силы с ним соединиться.
Каждый отдельный фрагмент обязан воспринимать все остальные фрагменты как единое тело, все мироздание как одну систему. Поскольку существует правило: "Исраэль, Тора и Творец – одно целое". Без Творца я не смогу воспринять мироздание как единое целое.
Ведь если присутствует Творец, то у этого мироздания есть единый Корень, который объединяет всё его в одно целое – кроме меня. Поэтому, если я чувствую этот единый корень, то воспринимаю всю реальность единой – кроме себя самого.
И в той мере, насколько я хочу связаться со всей этой реальностью, я смогу через нее получить силы от Творца и соединиться с Ним. У каждого в этой реальности есть одна цель и те же самые возможности. Всё зависит лишь от того, как человек использует их.
Он обязан пройти через все этапы и не может получить пробуждение большее, чем он сам дал окружению в результате своих усилий соединиться с ним. Иначе, это пробуждение не будет его собственным, заработанным.
То же самое относится к нашей учебе и тому, что учитель имеет право сказать ученику. Всё зависит от желания ученика, а иначе получится, что учитель лишает его свободы выбора и крадет у него возможность приложить усилия. Запрещено так делать. Это то же самое, будто сердобольная мать делает школьные задания за ребенка. Но разве это пойдет ему на пользу? Он вырастет неучем.
В духовной работе невозможно пойти на такой обман, ведь всякое вознаграждение дается только за счет усилий: "В мере страдания – награда". Сосуд сам выводит свет из скрытия и раскрывает его.
Из урока по "Предисловию к ТЭС", 20.12.2012
Праведная жизнь в слиянии со своим корнем
Как бы вы внятно, четко, чувственно не объясняли... даже может пробить до слез или ввести в некое состояние восхищения... но ровно через короткий фрагмент все эти переживания как бы улетучиваются. Как при таком раскладе всё-таки удерживать важность того, что вы объясняете?
Вопрос: Вчера мне вдруг позвонил товарищ, когда-то оставивший группу, и сказал, что хочет вернуться. От чего вдруг в человеке вновь просыпается такое горячее желание? Как мы можем зажечь тех, кто когда-то ушел?
Ответ: Разве кто-то может избежать исправления своей души? Каждый, кто когда-то был с нами и ушел, в итоге вернется. Вы видите, что я никого не задерживаю, даже на мгновение. Хочет уходить - пожалуйста, пусть уходит, я желаю ему успеха.
Я могу так сказать о каждом, без всякой тени сожаления. Ведь это - его судьба.
Мы должны продвигаться согласно законам, которые наблюдаем в природе и которые объясняют нам каббалисты. Это законы природы, в которых нет ничего искусственного. Каббалисты объясняют нам человеческую психологию и как ее правильно использовать для того, чтобы продвигаться к вершинам, подниматься к более внутренней психологии, к более внутренней связи - войти в мир, скрывающийся за элементарными частицами, квантами, атомами, всей материей.
Мы должны проникнуть в такую область, где прячется сила, удерживающая все мироздание. И все это происходит согласно четким законам, тут нет ничего случайного.
Нам необходимо продвигаться к этому, а вследствие нашего продвижения вокруг нас возникнет более мощное силовое поле. И тогда оно начнет действовать на тех людей, которые были с нами и ушли, и на тех, кто еще не приходил. Их заряд, искра, "точка в сердце", духовный потенциал пока довольно слабый, и потому они позанимались немного и сбежали или еще даже вообще не пришли, а находятся в состоянии ожидания.
Они находятся уже близко к нам, но наше поле пока не достаточно сильное для того, чтобы их притянуть. Мы пока слишком маленькие по мощности своего поля, а они слишком маленькие по своему заряду. Но когда наше поле вырастет и усилится, их затянет этим силовым полем внутрь. И мы вдруг увидим, как открывается дверь и они входят.
Это непременно случится. Всё зависит лишь от нашего продвижения. Нам не нужно делать никаких внешних действий по отношению к ним. Всё зависит только от нас, и мы обязаны выполнить возложенное на нас исправление.
Потому главное для нас - это внутренняя, духовная работа. Мы обязаны распространять материалы по всему миру в свободное время, и для этого работает наше каббалистическое предприятие. Это работа во внешней форме, но 90% от всей нашей работы должно быть посвящено внутренней работе. Все силы и все внимание нужно направить на внутреннее продвижение.
И даже работу для внешнего распространения, вне стен нашей мировой группы, мы тоже выполняем ради своего продвижения, ведь зависим от широкого общества.
Из урока по "Предисловию к ТЭС", 17.12.2012