Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Спрашивали? – Отвечаю… - 59

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с английского блога: Окажите мне помощь, как своему "хаверу". Я занимаюсь с ББ 7 лет, был на нескольких конгрессах. Буквально перед последним конгрессом в моей жизни появился другой Учитель по каббале.

Я слушаю и Вас, и Его. Как мне или кому-то другому, попавшему в такую ситуацию (внутренней борьбы) справиться с этим? Кому мне верить? Кого выбрать, если оба, так сказать, "говорят со мной", но, возможно на разных "уровнях"? Будьте добры, помогите!

Ответ: Человек должен учиться, там где его сердце желает – поэтому я советую вам прислушаться к себе, но именно к себе. Учителем называется тот, кто учит по первоисточникам овладеть свойством (намерением) отдачи и любви.

Вопрос с английского блога: Я стал заниматься каббалой около 4-х лет назад, и с самого начала Вы были моим учителем. Я хочу жениться на девушке, которую знаю давно. Она изучает суфизм. У нее есть свой духовный учитель.

Проблема в том, что она – мусульманка-суфистка, а я мусульманин-салафист. У нас разные веры, культуры и большое различие в образе мышления. Многие люди нелестно отзываются об ее учителе и его учениках. Но что удерживает меня рядом с ней – это ее альтруистическое отношение к людям.

Сначала мы хотели расстаться, но потом я стал анализировать ситуацию и понял, сколько страданий исходит из моего эго. Не знаю, как поступить: жениться на ней – это все равно, что убить свое эго, но что это мне принесет? Я совсем запутался. Не могли бы Вы помочь мне разобраться в моих мыслях? Мохаммед.

Ответ: Я бы все-таки спросил своего учителя!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто ближе к Учителю?

Положись на то, что подскажет сердце

Человек учится там, где его сердце

Любовь и ненависть

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Где граница между реализацией ваших советов и слепым поклонением?

Ответ: Границей является критический анализ. Человек, работающий правильно, не соглашается с учителем, испытывает к нему ненависть, антипатию и полнейшее презрение – и вместе с тем преодолевает это, поднимается над собой, душой и сердцем принимает величие учителя и полностью аннулирует себя перед ним.

У поклонника есть только одна сторона медали, он преклоняется без всякой критики. От любой неодобрительной мысли он бежит, как от огня. Однако у нас дела обстоят не так. Это не значит, что надо искусственно вызывать в себе протест и отторжение.

Просто начни сближаться с ближним – и ты увидишь, насколько он тебе ненавистен. Ненависть должна проявляться сообразно с потребностью в любви, иначе она не будет созидательной. Мы не разжигаем ее, она приходит сама.

В этом и состоит проверка: любовь и ненависть действуют вместе, параллельно друг другу, а человек работает в средней линии, над ними обеими.

Из урока по статье Рабаша, 09.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырасти и учиться у Мудреца

Искусство самоотмены

Нет обходного пути наверх

Ученики Бааль Сулама… и Рабаша… (клип)

Ученики Бааль Сулама… и Рабаша…

Идти путем каббалистов, ч.5

Прилепляясь к мудрецам, можно получить начало – иными словами, только мудрец может помочь человеку, и никто другой и ничто другое. Поэтому обязан человек склониться перед мудрецом и принять на себя то, что мудрец возложит на него, без всяких споров, идя выше знания.

Бааль Сулам, "Шамати", 105, "Незаконнорожденный ученик мудреца предпочтительнее первосвященника-простолюдина"

Такова природа мира: малый склоняется перед большим. А потому глупцы, перенимающие помыслы мудрецов, обретут их образ мысли. Не желая того, они склоняются и объединяются с мудрецами, согласно природе творения, – и тем самым исправляется весь мир.

Бааль Сулам, "Плод мудрости – беседы", "Постоянное наслаждение и высокое порабощение"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Идти путем каббалистов, ч.4

Идти путем каббалистов, ч.3

Идти путем каббалистов, ч.2

Идти путем каббалистов, ч.4

Всякий раз, когда ученик сравнивается по свойствам со своим учителем, он сливается с ним на время. Тем самым он постигает знания и помыслы своего учителя, в мере своего слияния…

И потому ученик может пользоваться у своего учителя постижением величия Творца, которое обращает отдачу в энергию, достаточную, чтобы вложить всего себя в развитие. Тогда ученик тоже сможет заниматься своим исправлением в намерении отдачи всем сердцем, душой и всеми силами. Таково чудесное средство, ведущее к вечному слиянию с Творцом.

Бааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Идти путем каббалистов, ч.3

Идти путем каббалистов, ч.2

Идти путем каббалистов, ч.1

Так мы поднимаемся…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким образом мы поднимаемся наверх?

Ответ: Если в малом состоянии (катнут) маленький уцепляется и крепко держится за большого, который спустился к нему для помощи и находится рядом, то, начиная подниматься, большой поднимает его вместе с собой. А маленькому нужно только все крепче и крепче держаться за него.

Ведь подъем высшего на свое место означает, что он все время добавляет отдачи, возвращаясь к своему состоянию. А нижнему нужно все время добавлять усилий от себя. Он не может добавить отдачи, у него нет таких свойств – все, что он может, это цепляться за большого, сильнее и сильнее.

Как будто ты схватился за конец веревки, а она вдруг начала подниматься, оторвала тебя от земли и поднимает все выше и выше. И чем больше ты удаляешься от земли, тем страшнее тебе становится, и ты все сильнее цепляешься за веревку. Это и означает все крепче держаться за высшего – такова работа низшего. Высший совершает свои действия отдачи, а низший не может отдавать – он только отменяет себя.

Ведь разница между ступенями, если я был на одной и поднялся на другую, в глубине желания, исправленного экраном (например, у меня был авиют алеф, а я поднялся и получил авиют бет), поэтому мне нужно еще больше отменить себя.

Высший добавляет себе глубины желания и поднимается. Подъем – это не движение в пространстве, а добавление глубины желания и экрана. Так поднимается высший, а низший, согласно этому, должен отменить себя. Но относительно чего он себя отменяет?

Высший, добавив себе желания и экран – достиг большей отдачи. А низший смотрит на эту отдачу и ему становится плохо! Ведь он ее не хочет, он так не может, он не знает, что ему делать. И поэтому, ему нужно еще сильнее ухватиться за высшего, чтобы высший помог ему отменить свое эго, свое эгоистическое желание – относительно отдачи, которую он сейчас видит перед собой, чтобы она не пугала его. 

Это называется готовностью вытерпеть – ступенью уверенности. Я уцепляюсь за высшего, полностью доверяясь ему. Я только прошу его дать мне силу вытерпеть эту большую отдачу, ведь я не могу. Так мы поднимаемся: Гальгальта вэ-Эйнаим низшего прилепляются к АХАПу высшего и поднимаются к его ступени. И там низший получает свет Нэфеш со ступени высшего, то есть начинает жить на этой новой ступени.

Младенец питается молоком матери, и котенок тоже питается молоком своей матери. У каждого свое наполнение, согласно его ступени. Ребенок только что родился и получает свое, и котенок только что родился и получает свое. Ребенок получает только свет Нэфеш, ведь лишь отменяет себя – но уже на более высокой ступени – на ступени человека, а не кота! И теперь он может на ней расти – и вырастет в человека.

Из урока по "Введению в науку каббала" (Птиха), 28.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Внешнее удаление и внутренняя близость

Как постичь высшего

Буря вокруг Творца

Каббалисты – о восприятии реальности, ч.3

Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.

Примечания в скобках – мои.

Всё приготовлено заранее

Все усилия Учителя должны быть направлены на то, чтобы, не привязывая учеников к себе, сделать их самостоятельными, чтобы ни в коем случае не смотрели на него, а сквозь него смотрели на Творца. Ученик должен учиться быть похожим не на Учителя, а на Творца.

Все наше развитие - это вид подражания Творцу. Насколько наши свойства и действия подобны Творцу, настолько мы доставляем Ему наслаждение.

Бааль Сулам. Тайна зарождения – в рождении.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – о восприятии реальности, ч.2

Каббалисты – о восприятии реальности, ч.1

Учитель - это проводник в пути

Истина вдруг начнет раскрываться сама по себе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как человек может прояснить для себя, ради какой цели он учится?

Ответ: Если человек не связан с учителем, ничего нельзя поделать – он будет кружить и кружить вокруг и около и ничего не добьется. Так происходит из поколения в поколение. Всегда требовалось слушать и слушать, что говорит учитель, много лет.

Но сегодня время сокращается, мы видим, как вокруг происходят изменения со все нарастающей скоростью – и то же самое относится к каббале. Человек, который сейчас ничего о ней не знает, уже через месяц-два может оказаться связан с методикой исправления всем сердцем и душой. А еще через пару месяцев, его начнет бросать – из плохого состояния в хорошее и обратно.

Но как бы там ни было, методика исправления обязана раскрыться, и каждый, кто раскрыл ее для себя – хочет раскрыть ее всему миру. И в зависимости от того, какая большая масса людей станет ею заниматься – им будет легче понять ее и усвоить.

Они просто вдруг почувствуют изнутри, что все именно так и есть, как говорит каббала! То что когда-то требовало от человека значительных усилий и долгого напряженного обдумывания, пока в нем не складывалась какая-то картина – теперь будет происходить просто и само собой.

Подобно тому, как мы видим, насколько просто молодое поколение осваивает современную технику. Например я, обладая технической профессией, тем не менее с трудом осваиваю новые компьютеры и мобильные телефоны. Я делаю это по необходимости, но меня к ним не тянет, ведь я отношусь к прошлому поколению. И мне требуется напряженно думать и учиться или изучать инструкцию, чтобы ими пользоваться.

А маленький ребенок берет мобильный телефон, нажимает кнопки и звонит – он уже родился готовым использовать эти игрушки. Ведь это уже новые перевоплощения душ, раскрытие нового желания, в которое включены записи от опыта всех прошлых жизней (решимот), и для них само собой понятно, как что происходит. 

Я сколько раз наблюдал, как молодые люди даже не читают инструкции, как пользоваться каким-то прибором – немного понажимал на кнопки и уже понял, как это работает.

И так же легко должна начать восприниматься методика каббалы. Хотя казалось бы, что она духовная и оторвана от нашей земной жизни – но она раскроется. Когда она начнет распространяться в массах, то всем станет само собой понятно, что так все и есть – что если в нас заключено зло эгоизма, который мешает нам жить, то нужно воспользоваться силой добра.

И если мы будем играть в это добро, то придем к нему. Сегодня демонстранты выходят на улицы для протеста против тяжелой жизни – так давайте там сыграем в доброе окружение. И самим этим желанием находиться и жить в новом обществе, более связанном и сплоченном, люди начнут притягивать свет, возвращающий к источнику.

А если им еще раздать какие-то материалы по каббале – то им вдруг начнет все раскрываться само собой.

Из урока по статье Рабаша, 11.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методика интегральной связи

Мир готов услышать

Познать тайну жизни

Без учителя не продвинуться… (клип)

Без учителя, без многолетнего получения четких указаний, когда уроки идут в систематическом порядке и раз за разом долбят-долбят тебя, пока не сделают дыру в твоем эгоизме и не начнут заполнять ее другим свойством, постичь Высший мир невозможно.

Духовные родители растут вместе с детьми

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В нашем мире, когда у людей появляется ребенок, он помогает родителям вырасти и повзрослеть. А в духовном мире, "маленький" тоже что-то добавляет большому?

Ответ: Маленький прибавляет своим родителям тем, что требует от них наполнение. И весь свет, который он получает, проходит через них.

В нашем мире мы не наблюдаем такого явления. Но в высших мирах, весь свет проходит через предыдущие ступени. И каждая вновь родившаяся душа – получает от предыдущих ступеней и потому добавляет им наполнение. Поэтому, благодаря ему, прибавляется свет во всех мирах, всех парцуфим, всех душах!

Мы не видим такого в нашем мире. Но в духовном мире, ты поднимаясь, всегда продолжаешь получать через ту же систему, через своих духовных родителей. Это прибавление засчитывается на твой счет – но оно происходит во всех мирах.

В этом мире, где мы ко всему относимся эгоистически, мы вырастаем, как бы поднимаясь по головам прежнего поколения и считаем тех, кто жили до нас, какими-то примитивными, недоразвитыми – а себя продвинутыми.

Но в духовном мире это не так. Там ты поднимаешься по ступеням и все время добавляешь всем благодаря своей глубине желания (авиюту). Ведь ты присоединяешься к ним и отменяешь свое эго.

Ты не поднимаешься, наступая им на головы, как принято в нашем мире, где мы используем прежние поколения, просто как "удобренную почву", на которой можем расти. Но в духовном мире, ты все время остаешься в слиянии. Представляешь, как преданно ты должен прилепиться к своим духовным родителям.

Когда ты будешь подниматься все выше и выше, для тебя все каббалисты в той цепочке, по которой ты получил свет, будут казаться все больше и величественнее, и ты будешь присоединяться к ним все сильнее.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 07.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Высшие Отец и Мать, понимающие нас

Дети исправляют родителей

Где бывают счастливые родители и дети

Скрытие совершенства и даже его отсутствия

каббалист Михаэль ЛайтманМы приходим из состояния полного совершенства, которое называется "мир Бесконечности", и в нем нам не хватает только осознания этого совершенства. А его можно раскрыть только как "преимущество света из тьмы", то есть сначала раскрыв отсутствие совершенства, а внутри него – совершенство.

И для того, чтобы создать ощущение несовершенства, в мире Бесконечности происходит множество действий скрытия, как подготовка для нас. Самое большое скрытие – это то, в котором мы находимся сейчас, в этом мире, на последней ступени скрытия после 125-ти его ступеней. Потому эти ступени называются "мирами" – "оламот", от слова "олама" (скрытие).

А все, что нам нужно сделать самим – это раскрыть мир Бесконечности, то совершенство, в котором мы находимся согласно замыслу творения "насладить сотворенных", чтобы понять, что это состояние - действительно самое совершенное, прекрасное и доброе из всех, какие только возможны.

И сначала нам кажется, что наше темное состояние скрытия вполне сносное. Мы даже наслаждаемся им и не хотим из него никуда двигаться. Но потом мы раскрываем в этой жизни все больше и больше такого, чем не можем удовлетвориться, и начинаем выяснять, что в нашем состоянии несовершенно и может стать совершенным в будущем.

Так мы находим много такого, чего нам не хватает (то есть несовершенства): пищи, секса, семьи, денег, почета, знаний. И здесь мы раскрываем, что в самих этих наполнениях безусловно не может быть никакого совершенства. Наполнение возможно, только если я выхожу из себя и наполняю других, этим становясь подобным Творцу. То есть мне необходимо раскрыть Создателя, своего Творца и уподобиться Ему.

Ведь Он не находится в моем материальном состоянии, в моих сегодняшних желаниях и потребностях, а чтобы найти Его, мне нужно совсем другое стремление – потребность к отдаче. И как следствие своей отдачи Ему – я раскрою Его в себе и достигну слияния. То есть обрету ту же форму, то же свойство, как у Него.

Это и будет моим истинным, новым желанием – единственное, чего мне не хватает и что определяет мое несовершенство. И ничего больше! Только желание раскрыть свойство Творца в себе, пока я не достигну полного слияния. 

Когда человек прикладывает усилия, чтобы достичь такого желания, он по пути видит, что ему нужны средства: группа, весь мир, учитель, книги, учеба, работа выше знания. Но в итоге он достигает ощущения несовершенства и понимает, что совершенство означает слияние с Творцом, с раскрывающимся в человеке свойстве отдачи. Но сейчас у него этого нет!

Это осознание называется: "Прилагал усилия и нашел", потому что теперь он находит правильное желание. И если он ощущает свое состояние несовершенным, и ему не хватает только свойства отдачи (отдачи ради отдачи или даже получения ради отдачи), то в нем происходит изменение, и от недостатка совершенства – он приходит к совершенству. И все здесь решают его усилия.

Но усилия должны быть не такими, как ему самому захотелось из его эгоизма – а согласно тому, что он слышит от учителя и выполняет в группе. И по пути он видит много таких состояний, когда ему нужно преклонить себя и выполнить указания наших учителей, проводников в пути. Так он перевешивает своими усилиями – преклоняет себя перед советами каббалистов.

И тогда от "613 советов" (эйтин) он приходит к "613 указаниям Торы" (пкудин), то есть исправляет свои желания и удостаивается "находки" – раскрытия Творца внутри творения.

Из урока по статье из книги "Шамати", 24.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скорая помощь для раненого в пути

Проверь себя

Без скрытия не достичь совершенства

Скорая помощь для раненого в пути

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит "увеличить свои усилия в работе" в то время, когда сомневаешься в учителе и в Творце?

Ответ: Если человек находится в таких сомнениях, то не может опереться ни на учителя, ни на Творца, и должен искать помощи от группы! Нужно получить от них поддержку – важность цели, учителя, Творца.

Человек находится в сомнениях, то есть не может склонить весы ни в одну, ни в другую сторону. Ему нужно усилие, чтобы перевесить их в правильную сторону, но где его взять? Углубиться в свои сомнения? – Но он их все равно не разрешит. Он должен понять, что в таком состоянии ему не на что опереться в самом себе и ему необходима дополнительная сила.

Он сейчас не может получить эту дополнительную силу от учителя или от Творца, потому что сомневается в них. Единственное, что может ему помочь – это окружение, которое даст ему ощущение важности духовного, уверенности, поручительства за то, что учитель и Творец важны для достижения цели. И если я не слушаю их советы и указания, то не продвигаюсь, ведь работаю со своим эгоистичным разумом, который не пустит меня вперед.

Поэтому Рабаш пишет, что в группе нужно говорить о величии учителя и Творца, чтобы каждый получил от этого впечатление, и только при этом условии он сможет продолжать работать.

Из урока по статье из книги "Шамати", 24.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скрытие совершенства и даже его отсутствия

Проверь себя

Работай грамотно

Проверь себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как проверить себя: прикладываешь ты достаточно усилий или нет?

Ответ: Усилия обычно прикладываются выше знания, выше разума. Хотя человеку кажется, что все это необычайно трудно и невозможно, и все ему надоело. Он уже не верит ни в учителя, со всеми его "капризами", ни в Творца, который скрыт и непонятно, чего он от меня хочет. И к группе у него множество претензий – к каждому по отдельности и ко всем вместе.

Но при всем этом, нужно сказать, что это картина, которую я вижу согласно собственным порокам, в своем эгоизме! А в действительности, я пребываю в мире Бесконечности. И группа – это те души,  с которыми я нахожусь в полном соединении!  А учитель – это та часть, которая находится выше нас и ведет нас к соединению с остальными, уже исправленными душами, чтобы мы вместе с ними исправили те души, которые пока не исправлены. А Творец раскроется между нами и только пока скрыт, ради нашей же пользы.

Если человек представит это состояние правильно и поймет, что этот мир – воображаемый, и нужно сквозь него, через эту иллюзорную картину докопаться вглубь, до более внутренней формы, чтобы там раскрыть связующие ниточки, как на изнанке вышивки – тогда он сможет все расставить по своим местам и потребовать своего изменения.

Он раскроет совершенство – в том, что находится в гармонии вместе со всеми желаниями, то есть с группой, и с Творцом – свойством отдачи. Он почувствует, что этим достиг совершенства, и больше этого ничего нет, и не нужно, и он не хочет, ведь для него это самое совершенное состояние!

Из урока по статье из книги "Шамати", 24.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скрытие совершенства и даже его отсутствия

Скорая помощь для раненого в пути

Проверь, что не тратишь усилия без пользы

За простотой спрятана мудрость

каббалист Михаэль ЛайтманВся наша душа построена из скрытия – из того, что мы скрываем свое желание насладиться всевозможным образом. Первое скрытие – это простое сокращение. Но потом я начинаю исследовать, что я сокращаю, в каком желании делаю себя скромным и чего хочу от себя.

Все мое получение может быть только ради отдачи, то есть я строю 4 уровня скрытия: скрытие на скрытие на скрытие… - и так постигаю все большее величие Творца.

Но Его истинную высоту мы так никогда и не сможем понять (может быть когда-то в новой реальности после конца исправления). Ведь пока она вся складывается из того, сколько мы способны воспринять внутри построенных нами сокрытий.

Мы не можем оценить ничего, что нам явно открывается – только скрывая его от себя. Когда человек нам раскрывается, и мы начинаем открыто получать от него, то перестаем его возвеличивать, ведь все, что у него есть, теперь есть у меня. Он открылся и относится ко мне просто – и я тоже отношусь к нему просто.

Вся ценность рождается из скрытия. Но в духовном, мы не играем в "политические игры", а раскрываем себя. И именно другие, должны сделать на себя скрытие, чтобы постичь нас.

Например, учитель относительно ученика, открывает себя и приближается к нему. А ученик сам должен сделать на него скрытие и только в таком виде что-то сможет от него получить. Иначе, учитель будет казаться ему простым, и он не сможет впитать его мудрость.

Поэтому каббалисты всегда держали себя очень просто, а обязанность ученика – сделать на это скрытие.

Из урока по статье из книги "Шамати", 21.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Без скрытия не достичь совершенства

Из чего строится образ Творца

Мир, вырастающий из скрытия

Искусство самоотмены

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как проверить, насколько отменяешь себя?

Ответ: Самоотмена может быть внутренней и внешней. И мне надо проверить себя, могу ли я отменить свой эгоизм только внешне: то есть быть готовым услужить другому, помочь, сделать то, что он говорит – несмотря на то, что я бы сделал по-другому.

Это называется внешней самоотменой, когда я останавливаю и сдерживаю свое внутреннее желание, свой собственный разум и видение ситуации, и делаю то, что говорит другой. Словно хороший слуга, выполняющий желание хозяина. Хотя он сам сделал бы это по-другому, и может быть даже в сто раз лучше – но отменяет свое желание перед желанием хозяина. Однако, эта самоотмена касается только самого действия – он просто выполняет приказ, как в армии.

Но есть еще более высокая ступень, когда ты отменяешь себя также и внутренне - в разуме, и принимаешь чужой разум выше своего. То есть ты считаешь его мысли и решения лучше и правильнее своих собственных.

И это после того, как ты проверил их и сравнил свои расчеты с его, и видишь, что он не прав и гораздо хуже тебя в своих расчетах и замыслах. Но ты принимаешь его решения, потому что для тебя они самые важные. Ты ценишь его больше себя, и потому сознательно выбираешь его решения.

Ведь ты понимаешь, что свои расчеты ты делал в своем эгоизме. И потому после этого ты решаешь, что он важнее, и берешь его решения верой выше знания. Отныне и далее, его желания, расчеты и действия – служат тебе образцом, и ты присоединяешься к ним всем сердцем и душой.

У тебя нет никаких доказательств этому, никакой поддержки ниоткуда, но ты делаешь так, потому что, прилепившись таким образом к группе, товарищу, учителю, ты приобретаешь желание,  над которым сможешь работать ради отдачи. У тебя уже будет и желание ради отдачи, и действие, и мысль.

Но все это не относится к нашей работе по распространению – нужно совершенно отделить ее от работы в группе раз и навсегда. Распространение – это как работа на предприятии и не относится к внутренней работе.

Когда я был рядом со своим учителем, Рабашем, я часто советовал ему, как лучше сделать в том, что касалось обычной жизни: куда нам поехать и как. И тогда мы разговариваем, как два обычных человека, обсуждающих какое-то простое, бытовое действие. Когда же речь идет о самоотмене – имеется в виду положение на духовных ступенях и отношение к нему.

Из урока по статье Рабаша, 17.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ссора ради примирения

Критерии самоотмены

Сделай себе сам счастливую судьбу

Страница 56 из 70« Первая...5455565758...Последняя »