Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Учитель – это духовная система

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое отмена себя перед учителем?

Ответ: Это отмена относительно того, что объясняет учитель – передаваемого им посыла. Возможно, ты бы и сам мог раскрыть это в книге, но он передает это тебе в более живом виде. Теоретически, можно учиться и без учителя – но это необычайно трудно. Тебе все равно придется пробудить душу, которая предшествует тебе в иерархии, но если она не находится рядом с тобой в каком-то материальном воплощении, то это гораздо труднее.

Учитель – это целая система, а не "человек". Это система, которая передает тебе методику, учение, свет, порождает в тебе трудности и проблемы, работает над тобой и над твоими товарищами. Это работа наставника, заботящегося о группе и пробуждающего в них желания, духовные потребности, запутывающего их и таким образом возбуждающего, чтобы побыстрее привести к решению. Но он не должен украсть у них свободу выбора и сделать из них слепых почитателей или хасидов – это самое главное.

Учитель должен раскрыть себя перед тобой и проявиться так, чтобы ты не подчинился полностью и не исчез перед ним. Он должен оставить тебе место для собственного усилия, держа в постоянных сомнениях о нем, в ощущении отторжения, пренебрежения, темноты. Иначе это будет простым поклонением, и тогда у тебя не возникнет требования к Творцу.

Учитель раскрывает тебе знание, но самого себя не раскрывает, а показывает как раз наоборот, чтобы дать тебе возможность потребовать Творца.

Из урока по письму Бааль Сулама, 02.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Искусство самоотмены

Духовное не выражается словами

Учитель - это проводник в пути

Наследники Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманТак случилось, что Бааль Сулам передал всю свою методику своему старшему сыну, Рабашу (Рав Барух Ашлаг) – благодаря тому, что сын отменил себя перед ним. Было непросто совершить такую самоотмену, ведь отец не делал сыну никаких поблажек.

Иначе тот не смог бы приложить достаточно усилий, проявить твердость и решимость в достижении цели. Бааль Сулам держался очень сурово, но сыну, тем не менее, удалось поступиться всем и отменить себя. Хотя это было непросто, именно из-за того, что он был его сыном.

А потому Рабашу удалось воплотить надежды, которые возлагал на него отец. В истории были тому лишь единичные и выдающиеся примеры: Авраам, Рашби, Бааль Сулам.

Завтра мы отмечаем день памяти Рабаша – годовщину его смерти, и будем надеяться, что мы заслужим выполнить те же условия и прилепиться к его учению. Ведь не случайно наша организация называет себя "Бней Барух", что в переводе означает "сыновья Баруха".

Из урока по письму Бааль Сулама, 02.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для ребенка нет никого ближе матери

К годовщине смерти Рабаша

Памяти Раба"ша

Все ключи у вас

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Пытаясь выставить материалы вашего блога в сети Facebook, я вижу, что они не доходят до людей…

Ответ: Посмотри, как Бааль Сулам написал газету "Народ". Разве можно разместить ее в социальных сетях? А ведь газета должна быть близка людям. На самом деле он пишет глубоко и ясно. Вчитавшись, ты просто поразишься его анализу и получишь настоящее удовольствие. Но он рассчитывает на определенный уровень, на людей мыслящих и понимающих.

Вот и я так устроен, что в объяснениях не могу совсем уж опустить планку. Это сделают другие. Я просто неспособен на меньшее. Мой блог основан на материалах уроков и лекций, и не ждите от него чего-то экстраординарного. Это ваша работа. Я свое дело сделал – передал вам науку каббала и все принципы деятельности в условиях современного мира. У вас все ключи. Со временем, по ходу перемен я буду добавлять что-то еще, но в принципе, ты уже всё получил.

И теперь ты обращаешься ко мне с требованиями? Я веду свой блог для тех, кто способен его понять, и для тех, кто, возможно, воспользуется им через несколько лет. От меня вы больше ничего не получите, ни в духовном, ни в материальном. Ведь вы уже всё получили, а остальное зависит от того, как вы примените полученное.

Я передаю людям, что могу и как могу – то, что я получил от моего учителя Рабаша, и то, что раскрыл с ним и после него из первоисточников, написанных, главным образом, им и Бааль Суламом. Кто хочет – слышит, кто не хочет – не слышит. Каждый может прийти и послушать, и каждый может уйти, не сказав ни слова, чтобы более не возвращаться.

Так я действую, таково мое отношение. Сколько человек воспримет, столько и воспримет. Пускай  он приходит или уходит, пускай выполняет что-то из услышанного или не выполняет – я не могу это контролировать, это не моя работа. Я предоставляю людям полную свободу. Ну а кто хочет работать – за зарплату или добровольно, – к тому наша система распространения предъявляет определенные требования в соответствии с рабочим планом.

Больше я ничего не собираюсь выстраивать. Если кто-то не понимает, чтó он должен делать, это его проблема. У меня нет ничего, кроме того, что я даю на утреннем уроке. Всё остальное – не моя работа. 

Вы сидите и смотрите на меня в ожидании – можете смотреть и дальше. Сам бы я смотреть не стал. Человек должен приходить, получать учение, принимать его как поручение, как предписание и выполнять. И так снова и снова. Без этапа реализации он просто-напросто не продвигается, а "закупоривается".

Сказано об этом: "премудрости больше, чем дел". У такого человека нет никакого будущего, и его учеба только ухудшает ситуацию. Лучше пускай уходит – говорю это совершенно серьезно. Я предпочитаю, чтобы его здесь не было. Если человек не реализует себя, насколько это возможно, в распространении, в исправлении мира, то его уход будет на пользу и ему, и мне.

Поэтому я не сожалею о том, что люди уходят, и ни за кем не бегаю. В духовном так не делается. Всё зависит от окружения, которое вы выстраиваете или не выстраиваете. Всё зависит от того, помогаете вы миру или нет. Моя задача – только рассказывать о том, что надо делать. Реализация на меня не возложена.

Из урока по газете "Народ", 27.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методика изучения каббалы

Воздействие окружения с духовной подсветкой

Проверь себя

Спрашивали? – Отвечаю… - 59

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с английского блога: Окажите мне помощь, как своему "хаверу". Я занимаюсь с ББ 7 лет, был на нескольких конгрессах. Буквально перед последним конгрессом в моей жизни появился другой Учитель по каббале.

Я слушаю и Вас, и Его. Как мне или кому-то другому, попавшему в такую ситуацию (внутренней борьбы) справиться с этим? Кому мне верить? Кого выбрать, если оба, так сказать, "говорят со мной", но, возможно на разных "уровнях"? Будьте добры, помогите!

Ответ: Человек должен учиться, там где его сердце желает – поэтому я советую вам прислушаться к себе, но именно к себе. Учителем называется тот, кто учит по первоисточникам овладеть свойством (намерением) отдачи и любви.

Вопрос с английского блога: Я стал заниматься каббалой около 4-х лет назад, и с самого начала Вы были моим учителем. Я хочу жениться на девушке, которую знаю давно. Она изучает суфизм. У нее есть свой духовный учитель.

Проблема в том, что она – мусульманка-суфистка, а я мусульманин-салафист. У нас разные веры, культуры и большое различие в образе мышления. Многие люди нелестно отзываются об ее учителе и его учениках. Но что удерживает меня рядом с ней – это ее альтруистическое отношение к людям.

Сначала мы хотели расстаться, но потом я стал анализировать ситуацию и понял, сколько страданий исходит из моего эго. Не знаю, как поступить: жениться на ней – это все равно, что убить свое эго, но что это мне принесет? Я совсем запутался. Не могли бы Вы помочь мне разобраться в моих мыслях? Мохаммед.

Ответ: Я бы все-таки спросил своего учителя!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто ближе к Учителю?

Положись на то, что подскажет сердце

Человек учится там, где его сердце

Любовь и ненависть

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Где граница между реализацией ваших советов и слепым поклонением?

Ответ: Границей является критический анализ. Человек, работающий правильно, не соглашается с учителем, испытывает к нему ненависть, антипатию и полнейшее презрение – и вместе с тем преодолевает это, поднимается над собой, душой и сердцем принимает величие учителя и полностью аннулирует себя перед ним.

У поклонника есть только одна сторона медали, он преклоняется без всякой критики. От любой неодобрительной мысли он бежит, как от огня. Однако у нас дела обстоят не так. Это не значит, что надо искусственно вызывать в себе протест и отторжение.

Просто начни сближаться с ближним – и ты увидишь, насколько он тебе ненавистен. Ненависть должна проявляться сообразно с потребностью в любви, иначе она не будет созидательной. Мы не разжигаем ее, она приходит сама.

В этом и состоит проверка: любовь и ненависть действуют вместе, параллельно друг другу, а человек работает в средней линии, над ними обеими.

Из урока по статье Рабаша, 09.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырасти и учиться у Мудреца

Искусство самоотмены

Нет обходного пути наверх

Ученики Бааль Сулама… и Рабаша… (клип)

Ученики Бааль Сулама… и Рабаша…

Идти путем каббалистов, ч.5

Прилепляясь к мудрецам, можно получить начало – иными словами, только мудрец может помочь человеку, и никто другой и ничто другое. Поэтому обязан человек склониться перед мудрецом и принять на себя то, что мудрец возложит на него, без всяких споров, идя выше знания.

Бааль Сулам, "Шамати", 105, "Незаконнорожденный ученик мудреца предпочтительнее первосвященника-простолюдина"

Такова природа мира: малый склоняется перед большим. А потому глупцы, перенимающие помыслы мудрецов, обретут их образ мысли. Не желая того, они склоняются и объединяются с мудрецами, согласно природе творения, – и тем самым исправляется весь мир.

Бааль Сулам, "Плод мудрости – беседы", "Постоянное наслаждение и высокое порабощение"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Идти путем каббалистов, ч.4

Идти путем каббалистов, ч.3

Идти путем каббалистов, ч.2

Идти путем каббалистов, ч.4

Всякий раз, когда ученик сравнивается по свойствам со своим учителем, он сливается с ним на время. Тем самым он постигает знания и помыслы своего учителя, в мере своего слияния…

И потому ученик может пользоваться у своего учителя постижением величия Творца, которое обращает отдачу в энергию, достаточную, чтобы вложить всего себя в развитие. Тогда ученик тоже сможет заниматься своим исправлением в намерении отдачи всем сердцем, душой и всеми силами. Таково чудесное средство, ведущее к вечному слиянию с Творцом.

Бааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Идти путем каббалистов, ч.3

Идти путем каббалистов, ч.2

Идти путем каббалистов, ч.1

Так мы поднимаемся…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким образом мы поднимаемся наверх?

Ответ: Если в малом состоянии (катнут) маленький уцепляется и крепко держится за большого, который спустился к нему для помощи и находится рядом, то, начиная подниматься, большой поднимает его вместе с собой. А маленькому нужно только все крепче и крепче держаться за него.

Ведь подъем высшего на свое место означает, что он все время добавляет отдачи, возвращаясь к своему состоянию. А нижнему нужно все время добавлять усилий от себя. Он не может добавить отдачи, у него нет таких свойств – все, что он может, это цепляться за большого, сильнее и сильнее.

Как будто ты схватился за конец веревки, а она вдруг начала подниматься, оторвала тебя от земли и поднимает все выше и выше. И чем больше ты удаляешься от земли, тем страшнее тебе становится, и ты все сильнее цепляешься за веревку. Это и означает все крепче держаться за высшего – такова работа низшего. Высший совершает свои действия отдачи, а низший не может отдавать – он только отменяет себя.

Ведь разница между ступенями, если я был на одной и поднялся на другую, в глубине желания, исправленного экраном (например, у меня был авиют алеф, а я поднялся и получил авиют бет), поэтому мне нужно еще больше отменить себя.

Высший добавляет себе глубины желания и поднимается. Подъем – это не движение в пространстве, а добавление глубины желания и экрана. Так поднимается высший, а низший, согласно этому, должен отменить себя. Но относительно чего он себя отменяет?

Высший, добавив себе желания и экран – достиг большей отдачи. А низший смотрит на эту отдачу и ему становится плохо! Ведь он ее не хочет, он так не может, он не знает, что ему делать. И поэтому, ему нужно еще сильнее ухватиться за высшего, чтобы высший помог ему отменить свое эго, свое эгоистическое желание – относительно отдачи, которую он сейчас видит перед собой, чтобы она не пугала его. 

Это называется готовностью вытерпеть – ступенью уверенности. Я уцепляюсь за высшего, полностью доверяясь ему. Я только прошу его дать мне силу вытерпеть эту большую отдачу, ведь я не могу. Так мы поднимаемся: Гальгальта вэ-Эйнаим низшего прилепляются к АХАПу высшего и поднимаются к его ступени. И там низший получает свет Нэфеш со ступени высшего, то есть начинает жить на этой новой ступени.

Младенец питается молоком матери, и котенок тоже питается молоком своей матери. У каждого свое наполнение, согласно его ступени. Ребенок только что родился и получает свое, и котенок только что родился и получает свое. Ребенок получает только свет Нэфеш, ведь лишь отменяет себя – но уже на более высокой ступени – на ступени человека, а не кота! И теперь он может на ней расти – и вырастет в человека.

Из урока по "Введению в науку каббала" (Птиха), 28.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Внешнее удаление и внутренняя близость

Как постичь высшего

Буря вокруг Творца

Каббалисты – о восприятии реальности, ч.3

Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.

Примечания в скобках – мои.

Всё приготовлено заранее

Все усилия Учителя должны быть направлены на то, чтобы, не привязывая учеников к себе, сделать их самостоятельными, чтобы ни в коем случае не смотрели на него, а сквозь него смотрели на Творца. Ученик должен учиться быть похожим не на Учителя, а на Творца.

Все наше развитие - это вид подражания Творцу. Насколько наши свойства и действия подобны Творцу, настолько мы доставляем Ему наслаждение.

Бааль Сулам. Тайна зарождения – в рождении.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – о восприятии реальности, ч.2

Каббалисты – о восприятии реальности, ч.1

Учитель - это проводник в пути

Истина вдруг начнет раскрываться сама по себе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как человек может прояснить для себя, ради какой цели он учится?

Ответ: Если человек не связан с учителем, ничего нельзя поделать – он будет кружить и кружить вокруг и около и ничего не добьется. Так происходит из поколения в поколение. Всегда требовалось слушать и слушать, что говорит учитель, много лет.

Но сегодня время сокращается, мы видим, как вокруг происходят изменения со все нарастающей скоростью – и то же самое относится к каббале. Человек, который сейчас ничего о ней не знает, уже через месяц-два может оказаться связан с методикой исправления всем сердцем и душой. А еще через пару месяцев, его начнет бросать – из плохого состояния в хорошее и обратно.

Но как бы там ни было, методика исправления обязана раскрыться, и каждый, кто раскрыл ее для себя – хочет раскрыть ее всему миру. И в зависимости от того, какая большая масса людей станет ею заниматься – им будет легче понять ее и усвоить.

Они просто вдруг почувствуют изнутри, что все именно так и есть, как говорит каббала! То что когда-то требовало от человека значительных усилий и долгого напряженного обдумывания, пока в нем не складывалась какая-то картина – теперь будет происходить просто и само собой.

Подобно тому, как мы видим, насколько просто молодое поколение осваивает современную технику. Например я, обладая технической профессией, тем не менее с трудом осваиваю новые компьютеры и мобильные телефоны. Я делаю это по необходимости, но меня к ним не тянет, ведь я отношусь к прошлому поколению. И мне требуется напряженно думать и учиться или изучать инструкцию, чтобы ими пользоваться.

А маленький ребенок берет мобильный телефон, нажимает кнопки и звонит – он уже родился готовым использовать эти игрушки. Ведь это уже новые перевоплощения душ, раскрытие нового желания, в которое включены записи от опыта всех прошлых жизней (решимот), и для них само собой понятно, как что происходит. 

Я сколько раз наблюдал, как молодые люди даже не читают инструкции, как пользоваться каким-то прибором – немного понажимал на кнопки и уже понял, как это работает.

И так же легко должна начать восприниматься методика каббалы. Хотя казалось бы, что она духовная и оторвана от нашей земной жизни – но она раскроется. Когда она начнет распространяться в массах, то всем станет само собой понятно, что так все и есть – что если в нас заключено зло эгоизма, который мешает нам жить, то нужно воспользоваться силой добра.

И если мы будем играть в это добро, то придем к нему. Сегодня демонстранты выходят на улицы для протеста против тяжелой жизни – так давайте там сыграем в доброе окружение. И самим этим желанием находиться и жить в новом обществе, более связанном и сплоченном, люди начнут притягивать свет, возвращающий к источнику.

А если им еще раздать какие-то материалы по каббале – то им вдруг начнет все раскрываться само собой.

Из урока по статье Рабаша, 11.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методика интегральной связи

Мир готов услышать

Познать тайну жизни

Без учителя не продвинуться… (клип)

Без учителя, без многолетнего получения четких указаний, когда уроки идут в систематическом порядке и раз за разом долбят-долбят тебя, пока не сделают дыру в твоем эгоизме и не начнут заполнять ее другим свойством, постичь Высший мир невозможно.

Духовные родители растут вместе с детьми

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В нашем мире, когда у людей появляется ребенок, он помогает родителям вырасти и повзрослеть. А в духовном мире, "маленький" тоже что-то добавляет большому?

Ответ: Маленький прибавляет своим родителям тем, что требует от них наполнение. И весь свет, который он получает, проходит через них.

В нашем мире мы не наблюдаем такого явления. Но в высших мирах, весь свет проходит через предыдущие ступени. И каждая вновь родившаяся душа – получает от предыдущих ступеней и потому добавляет им наполнение. Поэтому, благодаря ему, прибавляется свет во всех мирах, всех парцуфим, всех душах!

Мы не видим такого в нашем мире. Но в духовном мире, ты поднимаясь, всегда продолжаешь получать через ту же систему, через своих духовных родителей. Это прибавление засчитывается на твой счет – но оно происходит во всех мирах.

В этом мире, где мы ко всему относимся эгоистически, мы вырастаем, как бы поднимаясь по головам прежнего поколения и считаем тех, кто жили до нас, какими-то примитивными, недоразвитыми – а себя продвинутыми.

Но в духовном мире это не так. Там ты поднимаешься по ступеням и все время добавляешь всем благодаря своей глубине желания (авиюту). Ведь ты присоединяешься к ним и отменяешь свое эго.

Ты не поднимаешься, наступая им на головы, как принято в нашем мире, где мы используем прежние поколения, просто как "удобренную почву", на которой можем расти. Но в духовном мире, ты все время остаешься в слиянии. Представляешь, как преданно ты должен прилепиться к своим духовным родителям.

Когда ты будешь подниматься все выше и выше, для тебя все каббалисты в той цепочке, по которой ты получил свет, будут казаться все больше и величественнее, и ты будешь присоединяться к ним все сильнее.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 07.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Высшие Отец и Мать, понимающие нас

Дети исправляют родителей

Где бывают счастливые родители и дети

Скрытие совершенства и даже его отсутствия

каббалист Михаэль ЛайтманМы приходим из состояния полного совершенства, которое называется "мир Бесконечности", и в нем нам не хватает только осознания этого совершенства. А его можно раскрыть только как "преимущество света из тьмы", то есть сначала раскрыв отсутствие совершенства, а внутри него – совершенство.

И для того, чтобы создать ощущение несовершенства, в мире Бесконечности происходит множество действий скрытия, как подготовка для нас. Самое большое скрытие – это то, в котором мы находимся сейчас, в этом мире, на последней ступени скрытия после 125-ти его ступеней. Потому эти ступени называются "мирами" – "оламот", от слова "олама" (скрытие).

А все, что нам нужно сделать самим – это раскрыть мир Бесконечности, то совершенство, в котором мы находимся согласно замыслу творения "насладить сотворенных", чтобы понять, что это состояние - действительно самое совершенное, прекрасное и доброе из всех, какие только возможны.

И сначала нам кажется, что наше темное состояние скрытия вполне сносное. Мы даже наслаждаемся им и не хотим из него никуда двигаться. Но потом мы раскрываем в этой жизни все больше и больше такого, чем не можем удовлетвориться, и начинаем выяснять, что в нашем состоянии несовершенно и может стать совершенным в будущем.

Так мы находим много такого, чего нам не хватает (то есть несовершенства): пищи, секса, семьи, денег, почета, знаний. И здесь мы раскрываем, что в самих этих наполнениях безусловно не может быть никакого совершенства. Наполнение возможно, только если я выхожу из себя и наполняю других, этим становясь подобным Творцу. То есть мне необходимо раскрыть Создателя, своего Творца и уподобиться Ему.

Ведь Он не находится в моем материальном состоянии, в моих сегодняшних желаниях и потребностях, а чтобы найти Его, мне нужно совсем другое стремление – потребность к отдаче. И как следствие своей отдачи Ему – я раскрою Его в себе и достигну слияния. То есть обрету ту же форму, то же свойство, как у Него.

Это и будет моим истинным, новым желанием – единственное, чего мне не хватает и что определяет мое несовершенство. И ничего больше! Только желание раскрыть свойство Творца в себе, пока я не достигну полного слияния. 

Когда человек прикладывает усилия, чтобы достичь такого желания, он по пути видит, что ему нужны средства: группа, весь мир, учитель, книги, учеба, работа выше знания. Но в итоге он достигает ощущения несовершенства и понимает, что совершенство означает слияние с Творцом, с раскрывающимся в человеке свойстве отдачи. Но сейчас у него этого нет!

Это осознание называется: "Прилагал усилия и нашел", потому что теперь он находит правильное желание. И если он ощущает свое состояние несовершенным, и ему не хватает только свойства отдачи (отдачи ради отдачи или даже получения ради отдачи), то в нем происходит изменение, и от недостатка совершенства – он приходит к совершенству. И все здесь решают его усилия.

Но усилия должны быть не такими, как ему самому захотелось из его эгоизма – а согласно тому, что он слышит от учителя и выполняет в группе. И по пути он видит много таких состояний, когда ему нужно преклонить себя и выполнить указания наших учителей, проводников в пути. Так он перевешивает своими усилиями – преклоняет себя перед советами каббалистов.

И тогда от "613 советов" (эйтин) он приходит к "613 указаниям Торы" (пкудин), то есть исправляет свои желания и удостаивается "находки" – раскрытия Творца внутри творения.

Из урока по статье из книги "Шамати", 24.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скорая помощь для раненого в пути

Проверь себя

Без скрытия не достичь совершенства

Скорая помощь для раненого в пути

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит "увеличить свои усилия в работе" в то время, когда сомневаешься в учителе и в Творце?

Ответ: Если человек находится в таких сомнениях, то не может опереться ни на учителя, ни на Творца, и должен искать помощи от группы! Нужно получить от них поддержку – важность цели, учителя, Творца.

Человек находится в сомнениях, то есть не может склонить весы ни в одну, ни в другую сторону. Ему нужно усилие, чтобы перевесить их в правильную сторону, но где его взять? Углубиться в свои сомнения? – Но он их все равно не разрешит. Он должен понять, что в таком состоянии ему не на что опереться в самом себе и ему необходима дополнительная сила.

Он сейчас не может получить эту дополнительную силу от учителя или от Творца, потому что сомневается в них. Единственное, что может ему помочь – это окружение, которое даст ему ощущение важности духовного, уверенности, поручительства за то, что учитель и Творец важны для достижения цели. И если я не слушаю их советы и указания, то не продвигаюсь, ведь работаю со своим эгоистичным разумом, который не пустит меня вперед.

Поэтому Рабаш пишет, что в группе нужно говорить о величии учителя и Творца, чтобы каждый получил от этого впечатление, и только при этом условии он сможет продолжать работать.

Из урока по статье из книги "Шамати", 24.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скрытие совершенства и даже его отсутствия

Проверь себя

Работай грамотно

Страница 56 из 70« Первая...5455565758...Последняя »