Записи в разделе 'Тора'
К идеалу отдачи и любви

каббалист Михаэль ЛайтманУ нас все время должен четко вырисовываться Творец – идеал отдачи и любви. Мы должны понять, что можем в чем-то осознать этот идеал, в чем-то раскрыть его относительно себя. 

То есть Творец – это не нечто, что ощущается вне нас. Нет такого условия восприятия мироздания – все ощущается в наших свойствах, в наших желаниях.

Самым высшим свойством является свойство сфиры Кетэр, где в результате работы девяти низших сфирот и ощущается Творец – свойство отдачи и любви.

Поэтому необходимо настраивать себя по этому камертону, по этой самой высшей десятой сфире и постоянно подстраивать под нее все остальные сфирот.

Сделать это непросто, поскольку правильная настройка достигается в группе, во время учебы, привлечением высшего света из точки Кетэр на все остальные свойства. Все, что мы делаем в нашем мире, выстраивая взаимосвязь между нами, нужно лишь для того, чтобы через это соединение постоянно проверять себя. 

Самая верхняя часть Кетэра должна быть отделена от нас. Каждый раз нужно все больше и больше очищать ее, возвышать, изолировать от себя. Она должна становиться все более и более прозрачной в наших ощущениях.

Затем идут восемь сфирот: Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нецах, Ход, Есод – наши желания, которые подлежат исправлению, и Малхут, не подлежащая исправлению.

Самая верхняя сфира – Кетэр, самая нижняя – Малхут, и все, что можно от Малхут уподобить Кетэру, находится между ними как восемь сфирот. Относительно этой системы мы и работаем.

На каждом этапе своего духовного развития человек должен думать только о том, как он может приподнять Кетэр, все больше выявляя Малхут и уподобляя ее Кетэру в восьми предыдущих свойствах.

Кетэр светит от себя вниз, а затем, в конце всеобщего исправления, он распространится так, что постепенно сольется с Малхут с помощью работы на восьми сфиротах между ними в течение 6000 лет или 125 ступеней. Восемь сфирот между Кетэр и Малхут – это есть сеть взаимосвязей.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 26.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скрипка, настроенная по камертону Творца

Малхут, пожелавшая постичь Кетэр

Древо Мироздания

В каждом из нас сидит глупый Иов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В известном рассказе Иова описываются человеческие страдания, в большей или меньшей степени касающиеся каждого из нас. Иов был "непорочен, справедлив, и удалился от зла". И все же на него сваливаются одно за другим несчастья.

В конце поступает самое горькое известие: сильный вихрь разрушил его дом, в котором были его 10 детей, и все они погибли. Услышав об этих событиях, Иов говорит: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь туда. Творец дал и Творец взял. Да будет Его имя благословенно!" Первый вопрос, возникающий у каждого из нас: это судьба?

Ответ: Случайности нет. Есть силы природы, которые воздействуют на все части творения и творение в целом, на отдельные уровни материи и материю в общем. Ты можешь относиться к ним, как хочешь, но, прежде всего, соглашаешься, что это не просто слепая судьба, а процесс, проходящий во всем творении и в тебе.

В отличие от неживой, растительной и животной природы, у нас есть способность с помощью объединения между собой достичь такой общей связи, благодаря которой мы перестанем быть вредной частью в природе. Этим мы нейтрализуем плохое развитие. А то развитие, которое должно быть, пройдет над нами в добром направлении.

Вопрос: Выходит, что данная нам свобода состоит в изменении отношения к происходящему? 

Ответ: Это не просто внутреннее отношение, но также и действие. Вся природа едина. А человечество внутри этой природы является неким отрицательным фактором: нас раздирают противоречия, каждый строит себя за счет ближнего, мы ненавидим друг друга, отдаляемся от всех, постоянно воюем.

Получается, что во всей природе только мы вредим, а потому с нами происходят различные несчастья. Если бы мы тянулись к объединению, договоренности, сотрудничеству, поручительству, то, безусловно, принимали бы развивающие нас силы положительно. В этом нам дана свобода.

Вопрос: Почему именно Иов, непорочный, справедливый, богобоязненный", получает удары, становясь символом человеческих мук для всех поколений?

Ответ: Если спросить окружающих людей, то все скажут о себе, что они непорочные и справедливые, как Иов. "Я плохой? – Ничего подобного! Я честный и лояльный гражданин!" – Так каждый относится к себе. Общий дисбаланс никто не чувствует! С моей стороны пусть сгорит весь мир, главное, чтобы мне было хорошо, чтобы я этого не чувствовал. Я готов быть на необитаемом острове среди океана мирового пожара, и меня ничего не волнует.

Так думает и Иов. У него, слава Богу, всё есть, поэтому он в порядке. Он непорочный и справедливый, когда ему хорошо, а когда становится плохо, он тоже благодарит Творца: "Бог дал, Бог взял, да будет Его имя благословенно!" В конечном счете, он воспринимает происходящее, как действие высшей силы, на которое он никак не может повлиять. Я бы сказал, что он выглядит глупым. Соглашаясь с тем, что было и что есть, сам он не действует.

Я думаю, это тоже происходит сегодня с людьми. Спроси любого: "Есть кризис?" – Да. "Климат  меняется?" – Да. "Правда, что это опасно?" – Да. Все видят, что нет работы, что люди болеют, разводятся, что дети живут на улице. Всё это верно, но – слава Богу! Почему "слава Богу"? А где ты? В чем ты "непорочен и справедлив"? "Слава богу" – это твое отношение? Так должно быть? Поэтому страдания будут продолжаться, чтобы люди изменили свое отношение к жизни.

Из 188-й беседы о новой жизни, 28.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не поделиться игрушкой, а отдать обе

Чтобы не бояться будущего!

Не сопротивляйся переменам

Намерения благие, а действия - нет

каббалист Михаэль ЛайтманНе клянитесь ложно именем Моим, чтобы не бесчестить имя Всесильного твоего. Я – Бог.[Тора, "Левит", "Кдошим", 19:12]

"Не клянись ложно" – значит, избегай самообмана, когда ты считаешь, что поступаешь в соответствии с полной отдачей, со свойствами любви, но внутренне не производишь этих действий.

Существуют разные степени нарушения свойства отдачи и любви: по незнанию, по недоразумению, по запутанности или по болезни. То есть в эгоизме есть различные мелкие проблемы, неполадки, которые затушевываются, и ты должен обязательно выявить их и постепенно исправить так, чтобы эго стало абсолютно понятно тебе, прозрачно и полностью исправлено на отдачу.

Поэтому человек должен проводить различные проверки и долго работать над ними. Самым распространенным в нас качеством является воровство. К примеру, работая над исправлением, я считаю, что могу работать с данными желаниями. И эгоизм помогает мне в этом, подталкивая и убеждая: "Все нормально, ты работаешь на отдачу".

И я действительно обслуживаю других, делаю что-то на благо человечества. Но вдруг раскрывается, что все это – ради себя. Оказалось, что я все-таки что-то получаю, и это было скрытой причиной всех моих поступков. Как говорится, "дорога в ад выложена благими намерениями". Намерения вроде бы добрые, а действия - адовские.

Для того чтобы контролировать себя, надо изучать Талмуд, в котором все объясняется в мельчайших деталях.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 26.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Истина превыше всего

Не произноси имя Творца попусту

Заповедь "Не кради"

Истина превыше всего

каббалист Михаэль ЛайтманНе крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга.[Тора, "Левит", "Кдошим", 19:11]

Не кради – значит, не бери на себя то, что ты не можешь исправить – это чужое, а не твое. Речь идет о постижении человеком предела своей возможности работать на отдачу.

Ты не должен перетаскивать к себе неисправленные части своих желаний, поскольку потом не сможешь работать с ними на отдачу. Поэтому ты не имеешь права преступить границу ("край поля твоего"), отделяющую десять первых сфирот от десятой части, и должен определить эту часть, как "не мое". И неважно, что это твои желания. Если ты не можешь их исправить, они не могут быть твоими. 

"Не отрицай истину и не обманывай" означает, что ты должен видеть четкую границу между теми желаниями, в которых ты работаешь (верхняя часть твоей души – Гальгатьта вэ-Эйнаим), и желаниями нижней части души, с которыми ты не можешь работать на отдачу и делаешь на них сокращение, не касаясь их.

Иными словами, какими бы ни были твои отношения с другими, истина превыше этих отношений и их различных последствий. То есть истина – Творец, Его место, Его величие, Закон мира, Закон вселенной – выше всего и всех.  

Поэтому человек не может работать так, чтобы истина была в его власти. Он должен постоянно подставлять себя под систему ценностей, которые не имеют к нему никакого отношения – они всегда во главе, и он принимает их превыше всяких своих решений.

Вопрос: Если мы говорим о связи между людьми, то между нами всегда существует сила, называемая "Творец"? То есть, нет связи ради связи, есть только связь ради объединения?

Ответ: Мы должны наладить между собой абсолютно полную связь, которая называется "Творец". Если мы настраиваем себя на нее, то она постепенно проявляется между нами. Такая постоянная настройка на максимальное проявление Творца – это и есть наше последовательное движение вперед по мере изучения методики объединения и исправления, чем и является Тора.

Поэтому "не обманывайте друг друга" означает, что не может быть связи между нами без Творца.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 26.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто исправляет десятую часть желания?

Заповедь "Не кради"

Научиться жить без обмана

Кто исправляет десятую часть желания?

каббалист Михаэль ЛайтманА когда будете жать жатву в стране вашей, не дожинай до конца края поля твоего и опавшего при жатве твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и оставшихся отдельных ягод в твоем винограднике не подбирай – бедному и пришельцу оставь их: Я – Бог, Всесильный ваш.  [Тора, "Левит", "Кдошим", 19:09 -19:10]

Поле – это материальные желания человека, которые он должен обрабатывать в себе. Исправляя их, он использует их для объединения и взаимодействия в общей системе взаимосвязи между всеми людьми.

"Не дожинай до конца края поля" означает, что ты не в состоянии исправить себя полностью. Первые девять сфирот исправляются сами благодаря нашим усилиям, просьбе, взаимосвязям, работе с остальными. А десятую сфиру не только невозможно исправить, но и просить об этом. Мы не в состоянии попросить, чтобы и этот эгоизм работал на отдачу, ведь он – наша основа, которая отделяет нас от Творца.

Допустим, у нас есть желание определенной толщины. Оно может пропитаться свойствами Творца до самого последнего участка – до десятой части. А десятая часть не воспринимает свойства отдачи.

Но если мы исправим все девять частей, то этим, в итоге, придем к состоянию, когда останется только одна десятая часть, которую затем исправит Творец. Это уже самое последнее Его действие, которое завершит 6000 лет нашего исправления. 

Невозможность самостоятельно исправить десятую часть проявляется во всех запретительных действиях. Речь идет о желаниях различных уровней. Есть желания неживого уровня, из которых ты хочешь сделать растительные, то есть поднять себя из земли на следующий уровень, как растение.

Существуют желания, которые из растительных становятся животными, и те, которые с животного уровня ты поднимаешь на уровень "человек". Во всех этих исправлениях всегда есть действия, которые тебе запрещено делать. Это все относится к десятой части.

Но бывают случаи, когда даже из десятой части можно взять некоторые желания, что называется "снять с них сливки", и перенести в девять первых сфирот. Поэтому запретительные желания – относительны. Это значит, что сам ты употреблять их не можешь, а бедняк, проходящий рядом с твоим полем – может.

Ведь это тоже исправление. Ты оставляешь запрещенное тебе желание ему, а когда он употребляет его, то этим исправляет твою десятую часть. Ты не можешь поднять эту часть из свойства получения в свойство отдачи, а он – может.

В свою очередь, бедняк, получающий у тебя этот "корм", не в состоянии использовать свою десятую часть и должен отдать ее как пожертвование (маасер) на Храм или на что-то другое. Так должна работать цепочка нашей взаимосвязи.

Вопрос: Как ощутить, что это – десятая часть, с которой я не могу работать?

Ответ: Ты ощутишь это, когда у тебя не будет больше сил что-то делать. Если ты отдал все до предела, на все 100% – значит, у тебя осталась только десятая часть.

Работая со светом на высоких уровнях, человек чувствует и контролирует все свои желания, он видит себя насквозь. В нашем состоянии мы этого еще не ощущаем, а каббалист, который находится в духовном движении, четко отделяет девять первых сфирот от десятой. Он чувствует, что в состоянии сделать, а что – нет. Это первое.

Во-вторых, он ощущает "край поля своего": здесь находится его Малхут, там – его желания, над которыми он не властен, и потому оставляет их.

Для того чтобы лучше понять это действие, представьте, что вы приказали человеку нашего мира убить собственного сына, как было велено Аврааму. Разве нормальный человек сможет это сделать? – Никогда. Есть такие границы ("край поля"), которые мы преступить не можем.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 26.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отказ от получения десятой части

О жертвоприношении, десятине и единстве народа

Духовный смысл десятины

"Тайны вечной книги", глава "Эмор", ч.6

ТВ программа "Тайны вечной книги". Эмор, ч.6

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Эмор", ч.5

"Тайны вечной книги", глава "Эмор", ч.4

"Тайны вечной книги", глава "Вэикаэль", ч.2

Локомотив духовного возрождения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ицхак запретил Яакову брать жену из дочерей Ханаана. Почему так важно "не перемешиваться"? И что это значит?

Ответ: В соответствии с общей системой, Яаков должен быть только из средней линии. В итоге он должен произвести из себя свойство "Исраэль", достичь большого состояния (гадлýт), породить двенадцать колен.

Иными словами, из него должна возникнуть полная, правильно сбалансированная система, сформированная таким образом, чтобы действительно пройти состояния подъема, разбиения, растворения в Эсаве, т.е. в человечестве, а потом снова возродиться, и тем самым привести к возрождению всего человечества.

Так вот, сейчас мы и должны начать свое духовное возрождение. Только это не значит, что сперва оно должно завершиться полностью, а потом уже настанет черед человечества. Нет, мы включены в него и потому, по мере каждого нашего исправления, каждого нашего возрождения где бы то ни было, одновременно с этим будет исправляться соответствующая часть целого. Так мы и будем исправляться – сообразно с тем, что должны исправить в других.

Вопрос: Там, где вкраплены в народы?

Ответ: Да. Мы "тащим" всё это исправление на себе, а они будут помогать – сразу же! Только начни где-то правильно действовать, и ты увидишь, как они подсоединятся и пойдут за тобой: "Ну, давай! Скажи, что делать!"

Из ТВ программы "Недельная глава Торы", 14.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Колодец для жаждущего человечества

Народ, отвернувшийся от своего предназначения

Израиль глазами Яакова

Эсав и Яаков: схватка за первенство

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Тора рассказывает о том, как Яаков, по совету матери выдав себя за брата Эсава, обманом получает от Ицхака благословение. О чем, собственно, идет речь?

Ответ: Ицхак – это левая линия. Есть две линии, выходящие из него, – Эсав и Яаков. Они не могут друг без друга.

Благословение должно быть на Яакове, потому что он определяет и исполняет всё исправление. Именно он обеспечивает достижение необходимого, нужного состояния в итоге процесса.

А с другой стороны, Ицхак порождает Эсава – опять-таки, потому, что без этой линии невозможно никуда двигаться. Линия Эсава – суть линия желания, пустоты, необходимости, потребности в наполнении. Иными словами, ощущение пустоты, страдания, поиска.

Потому Эсав и "ходил в поле". Это – поле жизни, основа существования человека как относительно свободного субъекта. Без этой основы в нас нет вообще никакого смысла. Без свойства Эсава человек не может стать Человеком, он остается на уровне животного.

И потому для Ицхака Эсав – первенец, которому надо передать всё. 

Но, с другой стороны, для Ривки, жены Ицхака, это не так, поскольку программа творения заложена как раз в Яакове. Сам же Яаков, по сути своей, является порождением не Ицхака, а Авраама. Он проходит через Ицхака как его сын, но не первородный.

Отсюда мы понимаем, что программа творения является вспомогательным фактором, а материал творения – основным. Так же и в общей природе: хотя Исраэль (ישראל) является головной частью всего человечества ("голова для меня" – לי ראש), но само человечество и есть тот основной материал желания, который необходимо привести к единению, слиянию с Творцом.

Вопрос: Значит, современный мир представляет собой Эсава – пустое желание, требующее наполнения?

Ответ: Именно самые большие, темные пока еще силы и должны быть обращены в светлые. И привести весь мир, всю эту массу, к состоянию слияния с Творцом, обязан еврейский народ. Творец ждет Эсава. А Яаков обязан выполнить свое предназначение.

Эта схватка за первенство – кто важнее, кто какую функцию выполняет, у кого какая связь с Творцом – продолжается до самого последнего состояния. И только тогда она реализуется всеобщим слиянием в единстве и раскрытием взаимного дополнения в совершенстве и в связи, в восполнении друг друга. Эгоизм не может сделать это сам.

Яаков, в принципе, не понимает, для чего ему это надо. Он – "маменькин сынок", у него нет огромных желаний, бездонных потребностей Эсава.

А тот – напротив, огромный, сильный, здоровый и в то же время несчастный, пустой. Отсюда нам надо понимать эту незавидную роль. При верном взгляде на природу трудно позавидовать человечеству – ничтожному, несчастному, страдающему, зарабатывающему миллиарды и не знающему, чтó с ними делать… В целом, вся эта масса, которую необходимо привести в порядок, представляет собой Эсава.

И она требует Яакова к ответу. Ведущие антисемиты, типа Генри Форда, понимают это и пишут об этом.

Но евреям хочется удрать в Америку, раствориться. Они делают всё что угодно, лишь бы их не определяли как евреев.

Вопрос: Яаков тоже немножечко сопротивлялся, но мама "надавила". Собственно, кто такая мама? Кто давит на еврейский народ, чтобы он стал Яаковом?

Ответ: Мать – это свойство Бины, свойство отдачи, любви, которое понимает, что иначе оно не может быть реализовано во всем человечестве.

У этой матери – два ребенка, которые вышли из одного и того же места, вместе произошли из этой любви, которая называется Бина. Только разделились – для того чтобы на сопоставлении с ними обоими человечество смогло воссоединить в себе все свойства Эсава и свойства Яакова, правильно направить одно под другим: свойство Яакова должно покрывать свойство Эсава своим намерением – и тогда всё приходит к реализации.

В общем-то, ни одного из них не в чем обвинять. Только достигнув подлинной свободы воли, мы обязаны ее реализовывать. И это, я бы сказал, наше сегодняшнее состояние. А может быть, не просто сегодняшнее, а длящееся со времен Ари – с 16-го века.

И мы уже запаздываем – взгляните на то, что происходит в мире. Нам надо поскорее выполнять миссию Яакова. Иначе Эсав будет давить еще больше.

Но самое главное – осознать, что это мы своим бездействием вызываем его давление на нас.

Из ТВ программы "Недельная глава Торы", 14.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Народ, отвернувшийся от своего предназначения

Израиль глазами Яакова

О бедах прошлых и будущих

ТВ передача "Недельная глава со Шмуэлем Виложным": Лех-леха

Беседа о недельной главе Торы "Лех-леха", в рамках ТВ программы "Недельная глава со Шмуэлем Виложным".

Мой собеседник - Шмуэль Виложный, известный израильский актер.

009 - Недельная глава со Шмуэлем Виложным

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

ТВ передача "Недельная глава со Шмуэлем Виложным": Ноах

ТВ передача "Недельная глава со Шмуэлем Виложным": Берешит

Колодец для жаждущего человечества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Тора повествует о том, как Ицхак нашел в земле Грар два колодца, выкопанные еще в дни Авраама, а впоследствии засыпанные. Колодцы эти вызвали споры с местными пастухами. А через какое-то время роется новый колодец, не вызывающий споров.

После этого к Ицхаку приходит царь Грара Авимэлех с предложением союза. Почему вдруг "народы мира" подобрели и захотели заключить союз с евреями?

Ответ: Потому что Ицхак начал свои исправления.

Колодец – это яма в земле, заполненная водой. А яма, заполненная живой водой, называется "живой колодец". "Вода" – суть свойство отдачи, кроющееся в "земле" – в желании. Иными словами, твое желание начинает "фонтанировать" так, что ты получаешь через него "живую воду" – свойство отдачи, которое несет всем жизнь.

В целом, история с колодцами показывает, что если мы хотя бы начнем заниматься своим делом, своей задачей по самоорганизации народа Израиля для исправления мира – этого достаточно. Исправлять мир, в общем-то, не надо – надо исправлять только себя. 

В 66-67 пунктах "Предисловия к Книге Зоар" Бааль Сулам пишет об этом: как только народ Израиля начнет себя исправлять, т.е. приводить в порядок, в соответствие с Творцом, – сразу же из него, как вода из колодца, начнет "фонтанировать" свет, исправляющий все остальные народы. И таким образом исправится мир. Ведь самостоятельно мир исправляться не может, он неспособен ни на одно самостоятельное действие.

Только представьте: есть народ, который полностью управляет, властвует миром, а остальные народы неспособны ни на что и только ждут, пока этот народ что-то сделает.

Вся проблема в том, как это будет раскрываться. Эксцессы могут быть колоссальными. Пока что мы еще можем куда-то деться от тех, кто выступает против Израиля. Но что если раскроется эта картина, если все вдруг увидят: есть огромная масса, семь миллиардов людей – и есть каких-то там десять миллионов, от которых зависит всё…

Я бы сказал так: семь миллиардов – словно организм, в который заложена программа жизнедеятельности. Эта программа и есть еврейский народ. Его "масса" относится не к самому "телу" мира, а именно к "программному обеспечению". Она действует на другом уровне.

Вообще, программа сама по себе, относительно материи – это чисто виртуальная составляющая, схема, система. Фигурально выражаясь, программа белковой материи – это Израиль, а сама белковая материя – это народы мира. И если эта программа неправильная, представьте только, какие болезни, какие проблемы возникают в материи!

Вся история, по сути своей, – это постоянное взаимодействие мира с народом Израиля, наподобие двух спиралей в цепочке ДНК. Народы мира и народ Израиля все время ведут коммуникацию, контактируют, перенимают что-то друг от друга. И без давления народов мира на Израиль он бы не смог достичь состояния "третьего колодца". Одни "копают" желание, а другие "засыпают" – такое развитие необходимо для того, чтобы достичь "живой воды", свойства Бины.

В принципе, первый колодец относится к Аврааму, второй – к Ицхаку, а третий – к Яакову. Когда подключается Яаков, средняя линия, тогда и идет "живая вода".

Вопрос: Как это относится к современности. Возложено ли сейчас на нас раскрыть этот колодец, эту живую воду?

Ответ: Да. Мы начинаем "фонтанировать" отдачей, и зависит это только от нашего сближения. Единство народа Израиля – ключ ко всему. Только он способен "выкопать колодец" для мира.

Рыть колодец – значит углубляться в свои желания. Они отрицательные, они дурные, они проявляют весь негатив, кроющийся в человеке, в его природе, в его удалении от Творца, и т.д. Но необходимо это делать, необходимо создавать в себе острые ощущения недостатка света, свойства отдачи и любви. Это и называется "пустым колодцем", или "ямой". Кстати, и между ними тоже есть разница. Ведь от человека зависит, чтó он ищет.

Так вот, "роя колодец", мы достигаем того состояния, той глубины, когда в полной мере ощущаем страдания в контексте связи, любви, отдачи. Тогда и появляется эта живительная влага…

Как животные чувствуют, где есть вода, так и люди в те времена чувствовали, где надо копать и до какого уровня, чтобы найти воду. К слову сказать, в пустыне очень много воды, там есть целые подводные озера. Надо только знать, где копать, – и тогда ничего не страшно, можешь идти куда угодно, ты всегда найдешь воду.

Вопрос: Это самоуглубление и есть сближение между нами?

Ответ: Да. В мере того, сколько усилий ты можешь приложить, чтобы в тебе возникло свойство отдачи, которое называется "водой".

Из ТВ программы "Недельная глава Торы", 14.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Народ, отвернувшийся от своего предназначения

Израиль глазами Яакова

Израиль: надежда на новую жизнь

Народ, отвернувшийся от своего предназначения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Текущая недельная глава "Толдот" ("Поколения") рассказывает о продаже первородства. Проводя параллели с сегодняшним днем, можно ли сказать, что кто-то предпочел, скажем, молочный десерт "Милки"?

Ответ: Ничего подобного. Ведь Эсав – это перворожденный эгоизм, огромная пустота, которая должна заполниться. От нее никуда не денешься. Не родился бы эгоизм, не родилось бы и мироздание. Вот почему рождение начинается с него.

Но затем, после того как он родился, проявился – необходима методика, программа его наполнения. Говоря иначе, необходим своего рода символ – намерение, с которым можно его задействовать; формула, по которой этого Эсава можно правильно "заправлять", наполнять. Ведь иначе наполнить, удовлетворить его невозможно.

И такой формулой служит Яаков. Он является служебной функцией, вспомогательным механизмом для заполнения эгоизма.

А в целом, вся основа природы – это именно Эсав. 

Вопрос: Что означает первородство Эсава для нашей эпохи и для современного Израиля?

Ответ: Прежде всего, "Эсав" и "Яаков", "Израиль" и "народы мира" – это совершенно разные системы.

Эсав остается Эсавом, он не может ничего с собой сделать самостоятельно. Единственное, на что он способен, – это преследовать Яакова, для того чтобы вызвать, вынудить его совершить работу по своему наполнению. Поэтому Эсав и говорит изначально: "Я продаю тебе первородство. Зачем оно мне надо? Я не могу из него ничего извлечь".

Для чего же Яаков покупает первородство? Для того чтобы его реализовать.

Но сегодня мы, наследники, потомки Яакова, его сыновья, не выполняем его работу. Вместо этого мы предпочитаем похлебку Эсава, т.е. находимся как бы на его уровне, желаем уподобиться ему. Повсюду хотим быть похожи на народы мира, среди которых живем.

Меня потрясает, когда я вижу, чтó происходит с еврейским народом, во что он превратился. Казалось бы, такое невозможно – настолько отвернуться, отстраниться от своего предназначения…

Вопрос: Чем же чревато это бегство?

Ответ: Только одним: Эсав будет требовать решения проблемы – иными словами, своего наполнения. То есть реализация плана творения будет происходить через Эсава.

Такой путь, когда Эсав давит на нас и требует от нас выполнения, называется "путем страданий" или на иврите "бэито" – в свой срок. Постоянно, в каждый момент, программа творения будет выполняться, но все время через вынуждающую силу.

С другой стороны, желательно, а в конечном счете, необходимо достижение программы творения через работу Яакова – осознанную и добровольную, по собственному желанию.

Это значит, что в итоге народ Израиля – или то, что им сегодня именуется, – должен встать, должен осознать свою миссию, цель, которой надо достичь всем – Эсаву, человечеству, – и должен выполнить свою задачу. Обязан. Никуда от этого не денешься.

Вот и выходит, что текущая недельная глава Торы описывает такую судьбу, такое предназначение, от которого нам никак не увернуться.

Какую же низость, какую слабость и ничтожность мы сегодня проявляем, желая отказаться, оттолкнуть от себя роль Яакова и рядясь в охотничью шкуру Эсава. Вот до какого уничижающего, презренного состояния мы докатились.

Вопрос: Значит, мы сегодня перепутали роли?

Ответ: Да. И поэтому ничуть не странны все попытки Эсава, т.е. всего мирового сообщества, вернуть нас к правильному состоянию – к нашей работе, к тому, что мы должны сделать для него, ради него. А вообще – ради Творца.

Иными словами, мы должны взять первородство, и реализовать его. Хотя со слов Торы может показаться, что мы купили его нечестным путем, однако так всё и происходило на самом деле. Суть не в том что Яаков "обошел", "окрутил" Эсава, – просто таким образом две эти программы творения "сплелись" между собой и вместе идут вперед. Они похожи на скрученную двойную спираль ДНК, которая лежит в основе нашей жизни.

И потому нам, конечно, надо проснуться и начать выполнять свое предназначение.

Вопрос: Насытила ли Эсава чечевичная похлебка, предложенная ему Яаковом за первородство? Или он пожалел о том, что "купился" на нее?

Ответ: Эта похлебка отчасти наполняет Эсава. Потому что иначе мир, вообще, не смог бы существовать. Однако на самом деле это всего лишь похлебка.

И тем не менее, этой "похлебкой" мы постоянно "кормим" мир. Человеческое развитие, прогресс, вечная погоня за призрачным наслаждением – всё это генерирует еврейский народ. Если бы не он в своем разбитом состоянии, не было бы в мире этого продвижения.

По сути, достижения науки, технические новшества совершенно не нужны миру. Мы даем ему это, для того чтобы людям было чем заниматься. Но, на самом деле это следствие невыполнения нашего плана, нашей миссии.

И проистекает это из женской линии, от нашей общей матери.

Вопрос: Выходит, мы выполняем только первую часть – "кормим мир похлебкой", но не выполняем вторую, ключевую часть – не покупаем этим первородство?

Ответ: Да. Таков сегодняшний Израиль.

В принципе, каждая недельная глава Торы, если ее разобрать, дает нам в итоге отрицательный ответ о том, как мы воплощаем в жизнь нашу миссию. В конечном счете, все 52 главы года добавляют на нас свое отрицательное воздействие. Ведь мы не выполняем ни одной из них.

Вопрос: Каким же образом они выполняются?

Ответ: Самым простым: "Возлюби ближнего, как себя" – это главный закон Торы. И всё, ничего больше не надо!

Вопрос: Это и является первородством?

Ответ: Это является исполнением, реализацией первородства. И этого требует Эсав! Он желает любви, а мы не даем ему эту возможность. Мы не даем, не создаем для этого условия, и поэтому вызываем в нем ненависть к себе.

А с другой стороны, счастливый финал этой истории известен заранее. Она – как фильм, который ты смотришь в кинотеатре: всё уже есть на ленте, но ты еще где-то посредине переживаешь за героев. И только благодаря счастливому концу мы существуем – иначе мы уже давно должны были быть уничтожены.

Вопрос: Потому что не выполнили свою роль?

Ответ: Да. Поэтому неудивительно, что снова и снова на протяжении истории против евреев встают – якобы – отрицательные силы и давят на нас, и уничтожают частично. Как ни прискорбно, это лишь следствие невыполнения нами своей программы.

Сколько было таких случаев в истории… В Испании, в Англии я видел древние синагоги, в которых сгоняли евреев и сжигали. Они не знали, за что и про что. Казалось бы, действительно, что от них требовать?

Но все равно в этом виноваты все, потому что еврейский народ изначально воспринимается как единый, связанный круговой порукой под названием "поручительство" (арвут), связанный единой системой, чтобы быть как один человек с одним сердцем.

В таких условиях каждый ответственен за всех. И, значит, нет такого, что кто-то плохой, а кто-то хороший, – все одинаково плохие и хорошие.

Поэтому если где-то кого-то убивают за то, что он еврей, мы не имеем права кричать, что он ни в чем не виноват. Он виноват – потому что еврейский народ в целом не выполняет своей функции. Каждый сын этого народа является его представителем.

И наоборот, если бы народ выполнял свою функцию, его бы не убивали. Никогда бы такого не было.

Ведь мы находимся в жестко детерминированной системе, где не может быть никаких несоответствий, спонтанных действий, случайностей. Такого нет в природе. Это одна огромная, замкнутая, идеальная система.

Вопрос: Выходит, не выполняя принципа любви к ближнему, как к себе, мы смотрим на мир глазами Эсава, а не Яакова. А мир давит на нас, как Эсав. Что теперь?

Ответ: Надо достичь такого состояния, когда каждый в народе Израиля будет чувствовать себя виноватым.

Я слушаю новости со всего мира и чувствую себя виноватым в том, что происходит. В итоге занятий каббалой во мне зародилось такое чувство – мне стыдно смотреть на народы мира.

И на евреев – тоже, потому что я должен донести это до них и еще не могу. Я "рожаю" из себя систему объяснения, распространения, обучения – чтобы услышали, чтобы поняли. А по отношению к остальным – чувствую себя виноватым.

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что миллионы детей умирают в Африке, потому что люди страдают от чего-то – от жары или от холода, от своих проблем, от конфликтов, междоусобиц, от каких-то явлений природы – неважно, человеческой, неживой, растительной или животной. Войны, вирусы, ураганы, цунами, землетрясения, извержения вулканов – надо понимать, что всё это – только лишь из-за недовыполнения нами нашей функции, нашей миссии.

Мы должны воспитать наш народ так, чтобы он чувствовал свою вину. Мы обязаны вывести человека на правду в той мере, в которой она его не задушит, не замкнет, не доведет до сумасшествия, до самоубийства, а взбодрит и даст ему толчок вперед, чтобы он увидел, что обязан и одновременно способен произвести исправление в мире.

Из ТВ программы "Недельная глава Торы", 14.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Израиль глазами Яакова

Кто мы – народ или собрание беженцев?

Мир на пороге осознания

Израиль глазами Яакова

каббалист Михаэль ЛайтманТора – это не просто историческая летопись. Она говорит о нашей жизни, о том, как мы должны вписаться в программу Природы, чтобы каждую неделю на себе переживать недельную главу. Иначе ее "недопереживание" нам и аукается.

Вопрос: Давайте поговорим о текущей недельной главе "Толдот" ("Поколения"). Она очень важна для еврейского народа, для Израиля. Во-первых, потому, что в ней описывается рождение Яакова. В принципе, что такое "Яаков" для Израиля?

Ответ: Это основа – средняя линия, с помощью которой мы управляем двумя крайними линиями: правой и левой, "плюсом" и "минусом".

Мы понимаем, что всё состоит из двух противоположных влияний, явлений, сил, факторов и т.д. – условно положительного и условно отрицательного. Иначе ничто не может существовать.

А сами мы существуем между двумя этими силами. И наша задача – сделать так, чтобы они всегда были уравновешены, на всех уровнях: неживом, растительном, животном и человеческом. В таком случае мы достигаем ощущения совершенства. 

Соответственно, если бы мы посмотрели на Израиль глазами Яакова, то увидели бы совершенное состояние.

А в принципе, это относится к каждой недельной главе: реализовав ее в себе, в ее призме мы ощущали бы себя в полном слиянии с Творцом, в полном раскрытии Творца, в полном понимании процесса сотворения, исправления, достижения абсолютного совершенства.

Каждое состояние переживалось бы как достижение частичного совершенства, то есть проявление недостатка и его восполнение. И мы бы ощущали себя движущимися, постигающими, раскрывающими мир.

Так мы созданы: нет у человека большего счастья, чем чувство наполнения постижением Творца – а иными словами, всей системы. Ведь "Творец" – это вся та система, которая на нас работает. В целом – природа, только включая высшую Природу, не нашу. Уже не просто полянки и леса, а то, что раскрывается и заполняет наши пустóты.

Они проступают в нас, и мы чувствуем, что желаем этого. Когда происходит заполнение огромных высших пустот, это и есть высочайшая, величайшая ступень нашего развития. И тогда мы достигаем слияния с Творцом – иными словами, Его проявление в нас совершенно и полно.

Каждая недельная глава Торы – это отдельные десять сфирот, десять ступеней, которые раскрываются в своих огромных пустотах, сопряженных с другими недельными главами. Вместе они образуют полую сферу, но проявляется она каждый раз в своих "ходах", подвижках, соответственно каждой недельной главе – и таким образом заполняется.

От недели к неделе, порциями по десять сфирот, она проявляется на всё более высоких, утонченных, скрытых уровнях. Постижение идет в такой вот геометрической прогрессии, во всё большем ощущении совершенства.

Из ТВ программы "Недельная глава Торы", 14.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Особый язык Торы

Желание, точка и свет

Три столпа на которых стоит мир

Знай Бога отцов своих и служи Ему

каббалист Михаэль ЛайтманНе обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе: Я – Бог, Всесильный ваш. [Тора, "Левит", "Кдошим", 19:4]

Идолом называется нечто, что мы получаем априори, бездоказательно и должны принять на веру, не стремясь постичь. Это – не уровень человека.

Человек должен постигнуть уровни отдачи и взаимной любви между нами, раскрыть их, изучить, работать с ними. Он должен полностью осознать, понять и ощутить эту систему и сердцем, и разумом. Только тогда он может сказать, что не поклоняется идолам – не принимает ничего наобум.

Несмотря на то, что это очень непростая жизнь, Творец ставит перед нами такую задачу, чтобы мы не оставались на животном уровне, а достигли уровня "человек" (уровня Адам).

Поэтому мы не можем позволить себе что-то принимать на веру. Творец желает, чтобы мы изучили Его: "Знай Бога отцов своих и служи Ему". То есть познание, постижение Творца является самой великой точкой нашего восхождения. 

Реплика: Иногда так хочется отключиться от всего, чтобы тебя просто вели и вели вперед…

Ответ: Так работает в нас наш эгоизм. С одной стороны, при правильном развитии эго всегда сопровождает нас. С другой стороны, необходимо четкое духовное постижение, развитие, углубление, а иначе ты не "напиваешься", не наполняешь себя. Ведь отдача - как источник чистой воды, утоляющий жажду.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 26.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не сотвори себе идола

Самая неуловимая заповедь

Духовный мир – это не мистика

Два свойства, генерирующие свет

каббалист Михаэль ЛайтманБойтесь каждый матери своей и отца своего…[Тора, "Левит", "Кдошим", 19:3]

В духовном исправлении необходимо правильно использовать свойства матери и отца – получение и отдачу, которые должны быть уравновешены между собой. От матери идет получение, от отца – отдача, и вместе они работают над душой человека.

Каждый из нас должен так сопоставить и скомбинировать в себе оба свойства, чтобы перемешиваясь, они правильно работали, ведь без них мы не сможем ни к кому подключиться.

Свойства получения и отдачи, т.е. мужская и женская части, работают между собой как вилка с розеткой: одна часть входит в другую и наоборот. Согласно простой аналогии свет появляется только тогда, когда вилка входит в розетку. То есть мы всегда должны работать следующим образом: я на получение – он на отдачу, я на отдачу – он на получение. И так со всеми без исключения.

Вопрос: Почему говорится: "Бойтесь матери своей и отца своего…"?

Ответ: Для того чтобы развивать в себе свойство получения ради отдачи, ты должен постоянно чувствовать, есть ли у тебя еще возможность сделать это и где ты ее упускаешь. Это состояние называется "страх".

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 26.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Запрет на кровосмешение

"Чти отца своего и мать свою"

Под родительским крылом

К состоянию покоя

каббалист Михаэль ЛайтманИ говорил Бог, обращаясь к Моше, так: "Говори со всем обществом сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Бог, Всесильный ваш.  Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы мои соблюдайте: Я – Бог, Всесильный ваш.  Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе: Я – Бог, Всесильный ваш. [Тора, "Левит", "Кдошим", 19:1-19:4]

Существует программа, которая работает над всем миром и двигает его к цели. Цель программы – полное объединение всего человечества, которое превращается в одну единую систему замкнутых, уравновешенных сил (желаний), исправленных на отдачу и любовь. Эта общая сила, связывающая абсолютно всех и делающая нас равноценными участниками единой системы, называется Творец.

"Святы будьте, ибо свят Я" означает, что мы должны прийти к абсолютной связи между собой, к абсолютному взаимодействию, к абсолютной любви. Творец словно призывает нас: "Стерегите свою святость, держитесь ее, поставьте перед собой как главную цель". 

Состояние, которого нам нужно достичь, называется "суббота" (от слова шаббат, конец исправления), т.е. мы должны видеть его как конечную цель.

Еще шаббат определяется как "полный покой", когда практически больше нечего исправлять, поскольку человек исправил свое включение во всех и всех в себя настолько, что достиг абсолютной интегральной связи. Это и есть покой.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 26.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Экзамен на свойство святости

Суббота как итог исправлений

Помни день субботний (клип)

Страница 122 из 189« Первая...120121122123124...Последняя »