Записи в разделе 'Тора'
Диагноз Торы и ее лечение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему праздник Симхат Тора наступает сразу после Суккота?

Ответ: В течение семи дней Суккота, находясь в "шалаше", т.е. в окружающих светах, я получаю исправление. Светá эти приходят ко мне через "навес", представляющий собой целый духовный механизм.

Вечер за вечером я "приветствую гостей" (ушпизин): Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида, каждый из которых символизирует определенное свойство в человеке. Иными словами, речь идет о силах, которые исправляют мои свойства, обращая их из дурных в добрые.

На протяжении всего пути к совершенству я вел внутреннюю работу, использовал Тору как силу исправления и благодаря этому распознавал зло в себе. Распознавал до такой степени, чтобы в итоге почувствовать, что у меня нет ничего.

После этого "диагноза" Тора обращает мое зло в благо, и тогда я становлюсь подобным Творцу – абсолютному добру. Я проникаюсь любовью и отдачей ко всем ближним и через них – к Нему. Ведь по сути, это одно и то же, и потому я обнаруживаю, как сказано, что "славой Творца полон мир". Он пребывает во всем, что казалось мне чем-то внешним. 

Вопрос: "Симхат Тора" означает радость. Чему именно человек радуется в этот праздник?

Ответ: Тому, что он правильно воспользовался Торой и исправил себя в подобие Творцу.

Вопрос: Почему это радостно – быть подобным Творцу?

Ответ: Потому что я прихожу с Ним к слиянию, к равенству по свойствам. И теперь я могу совершать Ему отдачу так же, как Он – мне. Так мы устроены, что нет для нас более высокого состояния.

Вопрос: И все же, что за ним скрывается?

Ответ: Я создан в желании получать наслаждение. Так вот, в состоянии полного подобия Творцу я и получаю наслаждение от Него. Обратив всё свое зло в благо, подобное Творцу, я начинаю получать от Него всё благо, бесконечное изобилие. Ведь я и сам хочу отдавать изобилие без конца.

Таким образом, вся осенняя праздничная символика олицетворяет путь к полному исправлению, итогом которого становится восьмой день (Шмини ацерет), после чего нам больше нечего исправлять. "Ацерет" на иврите означает остановку – завершение исправлений.

Это совершенное состояние сравнивают с гранатом: все мои желания – 613 "зернышек граната" – наконец-то обратились из зла в благо.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё тайное – на свет

Тора как двигатель перемен

Добавка к угощению

Всё тайное – на свет

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы говорим о "Торе" как силе, которая сначала выявляет во мне зло, а потом исправляет его. Я учился в системе религиозного образования и знаю многих людей, которые, несмотря на изучение Торы, не прошли этого процесса. Почему?

Ответ: Бааль Сулам объясняет это в "Предисловии к ТЭС". Чтобы привлекать на себя силу исправления, свет, возвращающий к Источнику, человеку необходимо выполнить несколько условий.

Прежде всего, он должен учиться по специально предназначенным для этого первоисточникам – по каббалистическим книгам. Разумеется, мы не можем сказать ничего против остальных книг, но в них не кроется свет, возвращающий к Источнику – т.е. сила исправления, воздействующая на человека. Я могу всю жизнь изучать различные книги, кроме каббалистических, – и это не поможет мне распознать зло.

Более того, в науке каббала мне требуется к тому же верный учитель, а не "первый встречный", который созывает к себе учеников. Мне нужен учитель, получивший методику от своего учителя-каббалиста – и так далее по всей цепочке каббалистов, протянувшейся через века. Такой наставник знает, как обучать методике Бааль Сулама и Рабаша. И, учась у него, я смогу почувствовать ее действие.

Пускай на это требуются годы, но в течение этих лет я воочию наблюдаю свое продвижение, постепенно распознаю зло в себе, понимаю, чтó зовется благом, и что такое Тора, названная "приправой", т.е. средством, обращающим зло в добро. 

Что касается самих книг: для современного поколения подходят только труды Бааль Сулама и Рабаша. Все остальные предназначены для прошлых поколений.

Вопрос: Что это за зло, которое скрыто во мне?

Ответ: Поначалу, находясь на "животном" уровне, я не ощущаю его. Ведь зло, которое я в себе раскрою, имеет духовную, а не материальную природу. Оно не относится к моему телу, к моему "животному" я. Оно относится к моей духовной части, не связанной с этим миром, к части, которая определяется мерой моего соответствия Творцу. Вначале она раскрывается противоположной Ему, но это уже – ступень, лежащая надо мной нынешним. На ней я проявляю в себе зло – и должен обратить его в благо.

Таким образом, наука каббала помогает мне найти свою духовную часть, понять, чтó в ней дурно и как привести ее к добру. И наука эта зовется "скрытой", "тайной" – не потому, что оставляет всё в секрете, а потому, что выводит тайное на свет.

После разрушения Храма и до нашего времени, поколения еврейского народа не обучались тому, как использовать Тору в качестве "приправы", т.е. источника света, силы исправления. Всё это время продолжалось изгнание – как в материальном смысле, так и в духовном.

Но теперь, спустя две тысячи лет, наше поколение первым приходит к изучению науки каббала, постепенно пробуждаясь навстречу исправлению. Потому-то оно и зовется "поколением Машиаха" – его Тора вытягивает (мошех) наверх. "Машиах" – это сила, которая влечет нас с "животного" уровня на ступень Человека (Адам), подобного Творцу.

Вопрос: Что же в этом смысле символизирует для нашего поколения праздник Симхат Тора?

Ответ: Он говорит о том, что мы получили возможность раскрыть силу, кроющуюся в Торе. Она предназначена для всех, для светских и религиозных, для всего мира, как сказано у пророка Йешайау: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов", "и стекутся к нему все народы". В этом смысле мы и должны стать "светом для народов": через нас свет Торы пройдет к ним.

Вот почему с их стороны исходит антисемитизм и вечная претензия в том, что мы дурны, что мы вызываем всё зло в мире. На самом деле это тоже относится к Торе, которая должна привести мир к добру.

И потому Симхат Тора, "радость Торы" заключается в том, что сегодня мы наконец-то раскрыли это средство. Теперь надо лишь правильно реализовать его – что мы и собираемся сделать уже в этом году.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Диагноз Торы и ее лечение

Тора как двигатель перемен

Добавка к угощению

Тайны вечной книги. Проклятие (клип)

"И будешь ты ползать по земле…" Не в силах человека совладать со своим эгоизмом, подняться выше него. Так обнаружилось проклятие – полная противоположность Творцу.

Добавка к угощению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На праздник Симхат Тора мы поем песню: "Веселитесь, радуйтесь и воздавайте почести Торе". В этот день завершается годовой цикл чтения Торы и начинается новый виток.

Праздник этот действительно полон радости, которая проникает и в светский сектор. Есть что-то особенное в свитке Торы, вынутом впервые за долгое время из своего святого "пристанища" и создающем вокруг себя светлую, жизнеутверждающую атмосферу.

Чему же, собственно, мы радуемся?

Ответ: Если поспрашивать людей, ответы будут самые разные. Но мы с вами уже знаем, что "Торой" называется свет, возвращающий к Источнику. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу". Возможно, неприятно об этом слышать, но в конечном счете, единственное, что создал Творец, – это дурное начало. И поскольку Он создал его, постольку создал Тору в качестве "приправы".

Иными словами, если представить себе дурное начало в виде большого и вкусного, но ядовитого блюда, то исправить его можно "приправив" Торой.

Это кажется странным: неужели Тора, ассоциирующаяся для нас с духовными мирами, описывающая явное и скрытое, несущая в себе свет, наполненная величием мироздания, является всего лишь "приправой"? Чем же тогда занимаются каббалисты? 

Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся сначала с дурным началом – той основной частью, которой требуется эта "добавка".

В обычной жизни никто со стороны не научит меня, чтó во мне не так. Я решаю это сам. Во мне есть всевозможные желания, которые я определяю как "дурные".

В итоге возникает неразбериха. Например, я считаю "дурным" страх перед чем-то. Однако мне говорят: "Это вовсе не зло. Страх защищает тебя от беды".

А может быть, зло во мне – это лень? Что поделать, я люблю полежать без движения и даже без мыслей в голове. Но выясняется, что это далеко не самый плохой вариант. Мудрецы, вообще, сказали: "Лучше уж сиди и ничего не делай".

Одним словом, на самом деле я не знаю, чтó представляет собой дурное начало. Для меня это – те качества, от которых мне плохо.

Скажем, я украл что-то, и меня поймали. Тогда я говорю себе: "Моя тяга к воровству – зло". Но если меня не поймали, то что же в ней плохого?

А значит, меня надо научить тому, что такое хорошо и что такое плохо на самом деле. И если кто-то обучает меня согласно иным критериям, не тем, которые во мне ощущаются, тогда возникает вопрос: откуда он их взял?

Здесь-то мы и возвращаемся к Торе, которая призвана исправить дурное начало, обратить его в доброе. Что же такое "доброе начало"?

Полная цитата гласит: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу, потому что кроющийся в ней свет возвращает человека к добру". Иными словами, в Торе заложена сила, помогающая исправить человека.

В целом, процесс подразделяется на четыре этапа:

  1. Создание злого начала: во мне существует нечто дурное, и я еще не знаю, чтó именно. Возможно, совсем не то, что мне кажется. Но я в этом не виноват, и стесняться нечего, а надо найти, выявить в себе дурное начало, пройдя соответствующее обучение.
  2. Тогда я понимаю, что мне нужно особое средство, "приправа" под названием Тора.
  3. Зачем? Что в ней есть? В ней есть "свет" – сила, воздействующая на меня.
  4. Как же она воздействует на меня? Она возвращает меня к добру. Иначе говоря, обращает мое дурное начало в доброе.

Таков результат реализации этих четырех этапов.

Многое здесь остается непонятным. К какому "добру" меня ведут? И почему речь идет о возврате, как будто я уже был когда-то в этом состоянии? Всё это мы выясняем на пути.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора как двигатель перемен

Чем непрогляднее тьма, тем ярче свет

Радость излечения от эгоизма

Тора как двигатель перемен

каббалист Михаэль Лайтман"Тора" – это сила, средство, которое исправляет, обращает мое дурное начало в доброе. И если, реализуя ее, я достигаю хорошего результата, то прихожу к "радости Торы" – Симхат Тора. Я рад тому, что у меня была Тора, при помощи которой я исправил себя, достиг успеха и добился чего-то хорошего.

Вопрос: Если Тора – это средство от зла, то сначала человек должен распознать зло в себе. А до тех пор он в этом средстве не нуждается. Но если уж я пустился во внутренний поиск, то какое зло обнаруживаю?

Ответ: Принципиальный ответ таков: зло поверяется относительно Творца. Всё, что противоположно Творцу, называется "злом". Сам же Творец зовется "Добрым", а также "Творящим добро" – по Своему действию.

Мое зло отделяет меня от Творца. Ведь я всё ощущаю на подобии свойств, и наоборот, не могу воспринять того, с чем не имею ничего общего.

Однако злое начало очень важно – ведь его создал Творец. Создал противоположным Себе, назвал соответствующим образом и дал мне некий инструмент, "ключ", посредством которого я могу раскрыть в себе это зло и обратить в благо. И тогда я становлюсь добрым – в точности в той же форме и степени, что и Творец. 

Когда я сознаю это, Тора обретает в моих глазах огромное значение. Ведь с ее помощью я могу превратиться из крохотной "букашки" в нечто громадное и доброе, как Творец, обрести ту же мощь, ту же способность к отдаче и любви, то же знание, то же постижение, стать вечным и совершенным.

"Тора" для меня – это уже не просто свиток в шкафу, не просто книга, а сила исправления, сила внутренних перемен.

Это система, которая воздействует на меня. Она знает, какие желания во мне пробуждать, – и я меняюсь.

Это приправа в "котле" злого начала, а может быть, и нечто вне его. Она "варит" его, упорядочивает, структурирует и обращает в противоположность. Поистине, колоссальное средство.

И весь вопрос теперь в том, как им воспользоваться? По-видимому, здесь мне все-таки придется сыграть некую роль, сделать что-то самому…

Итак, мое зло по мощи в точности подобно Творцу – только противоположно Ему. Такое вот исполинское "чудовище" внутри, которое и представить-то страшно. А Тора должна обладать еще большей мощью, чтобы обращать его из зла в добро – по мере моего участия.

В ходе этого процесса я становлюсь добрым, как Творец, – по масштабам, по чувству и разуму, по мощи, по всем своим граням и деталям. Обращая свое дурное начало в добро, я прихожу в соответствие с Ним. Недурно?

А раз так, то человек, научившийся использовать Тору, имеет все причины для радости на праздник Симхат Тора. Ведь он понимает, чтó происходит. На протяжении года он прошел ее всю, оформляя и привлекая на себя ее свет, возвращающий к Источнику. Этот свет воздействовал на него и исправлял его, раз за разом, всполох за всполохом. И в итоге наступает "радость Торы" – когда весь он добр, исправлен.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Добавка к угощению

Радость излечения от эгоизма

Подготовка к получению Торы – света исправления

Тайны вечной книги. Стыд (клип)

Без чувства стыда человек был бы животным, ведь стыд – необходимое свойство нашего развития. Что значит "абсолютный стыд", относительно чего он раскрывается человеку?

Тайны вечной книги. 70 народов (клип)

Система управления нашим миром состоит из 70-ти частей, и поэтому в основе нашей цивилизации лежат 70 разных народов. Но в нынешнее время все перемешалось, мы находимся в новом Вавилоне и начинаем строить правильную башню…

Тайны вечной книги. Еда (клип)

Что полезно и что вредно для нашего духовного развития? Еда – это и есть процесс выяснения вредного и полезного, процесс переработки и компоновки желаний и мыслей эгоистического уровня в подобие Творцу.

Тайны вечной книги. Храм (клип)

Храм должен быть построен из тех же камней, из того же самого эгоизма, нужно только исправить его, направить на заботу не о себе, а о других…

Тайны вечной книги. Ковчег (клип)

Человек берет все свои желания и входит в ковчег, как зародыш в лоно матери, подставляет себя под воздействие исправляющего высшего света, поднимающего его на новую ступень, в мир любви и отдачи…

Тайны вечной книги. Новый Вавилон (клип)

Мы упали с высоты единого Вавилона и рассыпались по всей земле. Теперь нас как бы снова поднимают до того же состояния, и мы должны построить не разделяющую нас вавилонскую башню, а Храм, соединяющий всех в единое целое…

"Тайны вечной книги", глава "Бахар", ч.1

ТВ программа "Тайны вечной книги". Бахар, ч.1

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Эмор", ч.5

"Тайны вечной книги", глава "Эмор", ч.4

"Тайны вечной книги", глава "Вэикаэль", ч.2

Тайны вечной книги. Намерение (клип)

Благодаря правильному намерению, сопровождающему все мои действия, можно над этим ничтожно малым миром раскрыть огромный высший мир. Если я хочу раскрыть Творца как дающего и любящего, и развиваю такое же отношение к Нему, то становлюсь равным Ему, поднимаюсь на Его уровень…

Судьба и жребий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Частица "пур" (жребий) есть в словосочетании Йом Кипур (День Искупления) и в слове Пурим, означающем конечное исправление. Почему и там, и там фигурирует понятие "жребий"?

Ответ: Под жребием подразумевается состояние, когда я сам ничего не выбираю. Я пробую, требую, прошу, чтобы Творец выбрал вместо меня. Пур – от слова "гораль", "судьба".

Это состояние, когда я не рассчитываю на свои силы и иду с закрытыми глазами, полностью полагаясь на следующую ступень, на свет, на Творца, ведущих меня.

Ведь подняться по духовным ступеням и достичь состояния "как кипур" и "пур", "пурим" можно, только если мы идем верой выше знания. Только так это работает.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Искупления: скорбь или радость?

День Искупления

Пурим – рождение исправленного мира

Благословение вместо суда

каббалист Михаэль ЛайтманК Йом Кипуру заранее готовили человека, который отведет козла, предназначенного для Азазеля, в пустынную землю и сбросит его там со скалы. Творец обещал, что через это служение будут искуплены грехи всей общины Израиля. 

Тот, кто отводил козла в пустыню, обычно не доживал до конца года, и потому это поручение давали тому человеку, которому суждено было умереть в этом году…

Первосвященник до тех пор не мог покинуть внутренний двор и продолжить службу, пока козел не оказывался в пустыне…

Во времена, когда еврейский народ был народом праведников, о прибытии козла в пустыню узнавали еще и по тому, что багряная нить, привязанная ко входу в Святая Святых становилась белой. ("Мидраш рассказывает", "Ахарей мот", "Служение в Йом Кипур")

Человек от имени всей общины, то есть от имени всех своих желаний, выявляет в себе такие из них, которые невозможно исправить и умерщвляет их.

Он сбрасывает козла (неисправленные желания) с вершины в своих ощущениях, в своих оценках, по шкале своих ценностей, и умирает, потому что не может их исправить. При этом он возносится еще выше.

В каждом из нас выбираются такие свойства, которые называется "животное в нас". Человек не исправлен и козел не исправлен – они могут дополнять друг друга. Состояние "животное в нас" исправляется тем, что мы сбрасываем его с вершины и разбиваем эти желания.

Благодаря этому состояние "человек в нас" умирает. То есть неисправленная часть в нас должна умереть в течение этого года. Ее смерть – благо для нас, награда. И поскольку состояние "животное в нас" умирает, мы таким образом возвышаемся. 

Это – радость, ощущение исправления, освобождения от таких эгоистических желаний, от которых иначе нельзя было бы избавиться.

Сказано, что "…о прибытии козла в пустыню узнавали еще и по тому, что багряная нить, привязанная ко входу в Святая Святых, становилась белой". Это значит, что теперь все свойства суда обращаются в свойство милосердия, т.е. происходит искупление грехов народа – он освобождается от неисправленных желаний.

Ведь козла в пустыню посылает весь народ, поэтому сбрасываются и разбиваются все их желания животного уровня. Таким образом вместо Божьего суда народ получает Божье благословение.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Козел отпущения"

"Два козла" в духовной работе

А козла отпущения отправь в пустыню…

Страница 125 из 189« Первая...123124125126127...Последняя »