Записи в разделе 'Тора'
Там, где нет места преступлениям

каббалист Михаэль ЛайтманИ если погонится за ним кровомститель, то они не должны выдавать убийцу в руки его, так как он без умысла убил ближнего своего и не имел ненависти к нему ни вчера, ни сегодня. (Пророки, Книга Йеошуа, 20:5)

Ближний для тебя тот, с кем можно создать связь. Но вместо того, чтобы соединиться с ним, достичь еще большего общего желания и поднять его до уровня обращения к Творцу, ты сделал наоборот. Ты не использовал это желание, пренебрег им, умертвил свою часть, и часть в другом – в товарище. Этим ты как бы навредил Творцу.

Вопрос: Но это делается без умысла?

Ответ: Нет такого – "без умысла". Все оценивается только по намерению.

Сказано, что "…не имел ненависти к нему ни вчера, ни третьего дня". То есть это действительно не было заранее спланировано, но в итоге все равно сработал эгоизм.

Вопрос: Если убийство непреднамеренное, то нет места мщению. А что такое месть?

Ответ: В духовном это исправление, а не месть в нашем земном понимании. Ведь все исходит от Творца. Он подставил человеку такое состояние, чтобы тот ошибся, и совершив эту ошибку, узнал себя еще глубже. Чтобы он понял, что делать, чтобы исправиться. 

Вопрос: Он благодарит за это Творца? Все-таки это преступление.

Ответ: На самом деле в Торе речь не идет о преступлениях, хотя и описывается такими словами. Но это не преступления, поскольку все нисходит свыше. А человек должен только учиться на этом, понимая, что все идет от Творца, и прилагать максимальные усилия к исправлению.

Вопрос: Если я понимаю, что все исходит от Творца, и так и живу, то, в принципе, мне не на кого обижаться и не к кому обращаться?

Ответ: Тебе надо просто учиться. Поэтому Тора и называется "Тора" – от слова "учение", "учебник", "методика". Это методика обучения, объясняющая, в каком мире мы живем, что должны делать с собой, и как двигаться дальше.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда невозможно работать с желанием…

Города-убежища

Выяснить высшую волю

На суд старейшин

каббалист Михаэль ЛайтманИ кто убежит в один из городов этих, пусть станет у входа в ворота города и расскажет вслух старейшинам города дело свое; и примут они его к себе в город, и дадут ему место, и будет он жить у них. (Пророки, Книга Йеошуа, 20:4)

Если человек считает себя готовым войти в контакт с другими желаниями, с другими людьми, подняться на следующий уровень исправления, все большего объединения на пути к желанию Адама, то это он должен решать только на суде старейшин.

Старейшины – это те, кто достигли ГАР высшей ступени. Они сидят у ворот города и решают, пускать его или нет на следующую ступень. Он должен пройти этот экзамен.

Вопрос: Я не хочу смешивать этот мир с миром духовным, но все-таки в некоторых восточных деревнях еще существуют такие советы старейшин. Можно сказать, что это проекция на наш мир?

Ответ: Это естественное состояние человечества, когда оно назначает старейшин своими судьями. 

Вопрос: Мы к этому придем когда-нибудь?

Ответ: Оно возникнет автоматически, но, естественно, не в таком виде – город, ворота, старики, сидящие на камнях, ты приходишь к ним, и они начинают обсуждать что-то.

Вопрос: Все-таки в Торе речь идет о городе преступников. Какое решение принимают старейшины? Что человек преступил закон неумышленно?

Ответ: Нет, бывают разные состояния и разные поселения, города. Если человек хочет, чтобы его судили истинно, верно, то он идет к таким людям, и они выносят о нем свое суждение.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда невозможно работать с желанием…

Выявление сути желаний

Желание – одно, намерения – разные

Когда невозможно работать с желанием…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое убийство в духовном?

Ответ: Если желание выбывает из правильного исправления, и я пока не могу с ним работать, это называется, что я его убил.

Вопрос: Что значит непреднамеренное убийство?

Ответ: Бывает, что то, с чем мне дается работать, я не смог выполнить. А может быть и наоборот – мне дали работать с каким-то эгоистическим желанием и вместо того, чтобы я преобразовал его в положительное, в альтруистическое, я его просто убил. Не смог преодолеть его в правильном виде, а как бы уничтожил, оно просто пока исчезает из меня. На самом деле оно никуда не исчезает, но работать с ним я больше не могу.

Вопрос: А кто тогда судья во мне?

Ответ: Практически, это я сам на следующем уровне. Кроме того, остальные группы, товарищи, Йеошуа, ведущий меня вперед, – это все особые силы, которые объясняют мне, где я нахожусь.

В принципе, судья – это взгляд со следующей, более высокой ступени на нижнюю.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выявление сути желаний

Проявление непреднамеренных желаний

Уровни желаний

Выявление сути желаний

каббалист Михаэль ЛайтманИ говорил Творец Йеошуе следующее: Поговори с сынами Израиля и скажи: назначьте у себя города-убежища, о которых Я говорил вам чрез Моше, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла, и будут они у вас убежищами от кровомстителя. [Пророки, Книга Йеошуа, 20:1-20:3]

Одним из первых законов при входе в Землю Израиля является условие построить города-убежища, потому что сыны Израиля работают против своего эгоизма. В этой работе неизбежно будут возникать противоречия, войны с эгоизмом, его убийства.

Поэтому надо знать, как работать с теми желания, с которыми они не смогли справиться, и исправлять их пусть не с первого раза, а со второго, с третьего.

Вопрос: Кто решает, что убийство произошло непреднамеренно, без умысла?

Ответ: Человек выявляет все это на фоне работы с самим собой и с обществом. Потому как ему светит высший свет, формируя в нем все желания, то получается, что в мере его продвижения вперед в нем происходит как бы их сортировка: с этими желаниями можно больше работать, с теми – меньше, тут ошибся, а здесь – даже не ошибся, а намеренно использовал их эгоистически. 

То есть все это есть в каждом человеке и в его работе с окружающими. Поэтому Тора предусматривает все состояния.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Контролировать использование желаний

"И будут у вас города убежищем"

Города-убежища

Постижения каббалиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В главе 19 "Книги Йеошуа" ("Пророки") даются очень точные описания названий завоеванных земель. Для кого они предназначены: для обычных людей или для каббалистов?

Ответ: Они даются именно для тех людей, которые способны понять, что такое земля – "эрец" (от слова "рацон", "желание"), и как они могут разделить, осознать, понять, ощутить в себе эти желания, работать над каждым из них и над всеми, соединив их вместе. Так они постепенно продвигаются, осуществляя порционное исправление с эгоистического отношения к желаниям на альтруистические.

Вопрос: Что происходит, когда каббалист слышит такие разные названия?

Ответ: Это зависит от постижения каббалиста. Он начинает понимать их гематрии, их наименования – почему, как, в какой последовательности все происходит и так далее. Для этого надо пройти практически все состояния.

Но в этом нет ничего сложного. Просто происходит постепенное постижение желаний, их сути в работе над собой. Все идет от легкого к сложному.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мини-копия Земли Израиля

Тайный язык каббалистов

Гематрия во мне

От частных желаний к общему

каббалист Михаэль ЛайтманВот наделы, которые разделили Элазар, священик, и Йеошуа, сын Нуна, и главы семейств колен сынов Израиля по жребию в Шило перед Творцом, у входа в шатер собрания. И кончили разделение земли. (Пророки, Книга Йеошуа)

То общее желание, которое Творец создал и притягивает к себе, чтобы оно постигло Его, то есть работало тоже, как и Творец, на свойстве отдачи и любви, должно действовать так, как мы это делаем в группе. Объединяясь в группе, мы с помощью нашего общего желания, намерения, практики, опыта можем понять, как же нам относиться к Творцу.

Получается, что, не осуществив это объединение, мы не сможем обратиться к Творцу. Мы даже не будем знать, к чему и как обращаться. Поэтому каждое колено должно работать над своей частью, для того чтобы собраться и обратиться к Творцу именно из своего общего коллективного желания. А затем они будут объединяться все вместе в общий народ.

Человек должен отсортировать все свои желания и построить их таким образом, чтобы начать с маленьких желаний, а затем с их помощью переходить ко все большим, чтобы они были направлены на связь между ним и другими. И тогда, исходя из этого состояния, из этих действий, из этого опыта, он уже может понять, как обращаться к Творцу.

Вопрос: Что значит маленькие желания?

Ответ: Это незначительные эгоистические желания, с которыми я могу справиться. А есть такие, с которыми я пока не в состоянии работать и знаю, что не могу. Но именно благодаря тому, что я работаю с небольшими желаниями, я подбираюсь к бо́льшим.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вход в землю Израиля

Двенадцать колен в одном народе, ч.2

Выборка желаний

Тайны вечной книги. Если хочешь стать человеком (клип)

Если хочешь стать человеком

Вход в землю Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманДайте от себя по три человека от колена; и я пошлю их, и встанут они, и пройдут по земле, и опишут ее в соответствии с наделом их, и придут ко мне. И я брошу вам жребий здесь перед Творцом нашим. (Пророки, Книга Йеошуа, 18:1; 18-3-18:6)

Йеошуа Бен Нун говорит о том, что в нас должны сделать желания "Исраэль".

"Я пошлю их" – то есть подтолкну, проведу, поддержу на ступенях овладения свойством отдачи и любви, и поднимутся они над своим эгоизмом.

В духовном различают состояния "лежать", "сидеть" и "вставать", которые олицетворяют малое состояние ("катнут") и большое состояние ("гадлут").

Когда человек сидит – это малое состояние, катнут. Когда он привстает – это уже среднее состояние, то есть он уже может быть связан с другими, но только свойствами отдачи. И большое состояние – когда он может быть связан с другими еще и свойствами получения. 

"И встанут они" означает, что свойство получения ты можешь превратить в свойство отдачи, построив правильное намерение.

"И пройдут по земле" – то есть сыны Израиля овладеют всеми своими желаниями, смогут совместить их между собой и вместе работать над ними как над одним общим желанием с одним общим намерением. Все, что они узнают, получат, овладеют, они смогут вобрать в себя. Это значит "опишут".

"И придут ко мне" - снова вернутся к своему наставнику, который привел их сюда, и пойдут с ним дальше.

Наставник поддерживает их, указывает, подправляет, помогает, объясняет, для чего они существуют. Почему надо пройти именно такие препятствия, возобладать над своим эгоизмом во имя связи и любви друг с другом. 

Речь идет о том, как правильно воспринимать учителя и реализовывать то, что он говорит. Все это и есть процесс входа в землю Израиля.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Доколе будете вы лениться?"

Тора о внутренних состояниях человека

Духовные состояния

"Доколе будете вы лениться?"

каббалист Михаэль ЛайтманИ сказал Йеошуа сынам Израиля: доколе будете вы лениться пойти взять в наследие землю, которую дал вам Бог, Б-г отцов ваших? (Пророки, Книга Йеошуа, 18-3)

Вопрос: Что означает, что Исраэль ленится захватывать землю?

Ответ: Если люди боятся идти против своего эгоизма, не в состоянии объединиться, овладеть свойством отдачи и любви над собой, то это проблема. И она естественная, потому как нужно идти против эго, являющегося исконной природой человека.

Поэтому между сынами Израиля возникают трения: кто больше, кто меньше, и т.д. Они работают уже не в связи с Творцом, а как бы кому подняться над кем.

А Йеошуа Бен Нун вдохновляет их, показывает им, как сделать еще несколько шагов во имя сплочения между собой. И тогда между ними еще больше раскрывается Творец. 

Вопрос: Вы часто говорите, что лень – это хорошо. Что вы имеете в виду?

Ответ: Лень – это хорошее свойство, когда человек четко оценивает свои желания и не делает никаких других действий, кроме как на отдачу и любовь. Это похвально.

А эгоистическую лень, когда ты хочешь больше для себя, надо преодолевать.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора о внутренних состояниях человека

Две стороны лени

Откуда взять мотивацию?

Шатер собрания

каббалист Михаэль ЛайтманИ собралась вся община сынов Израиля в Шило, поместили там шатер собрания. (Пророки, Книга Йеошуа, 18:1)

Шатер собрания – это общий экран, который накрывает и обобщает всех сынов Израиля, т.е. все их желания, намерения, устремления к Творцу.

Перед тем, как достичь такого состояния, они действительно собираются вместе и объединяются настолько, что могут стать "как один человек с одним сердцем", чтобы Творец накрыл их общим экраном.

Если же кто-то "покидает шатер" – это значит, что он выходит из связи с Творцом, удаляется от этого общества.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора о внутренних состояниях человека

Шатер Завета

Скиния Завета – место нашей духовной жизни

Тора о внутренних состояниях человека

каббалист Михаэль ЛайтманИ собралась вся община сынов Израиля в Шило, поместили там шатер собрания. И сказал Йеошуа сынам Израиля: доколе будете вы лениться пойти взять в наследие землю, которую дал вам Бог, Б-г отцов ваших?

Дайте от себя по три человека от колена; и я пошлю их, и встанут они, и пройдут по земле, и опишут ее в соответствии с наделом их, и придут ко мне. И я брошу вам жребий здесь перед Творцом нашим. (Пророки, Книга Йеошуа, 18:1; 18-3-18:6)

В Торе говорится только о внутренних состояниях человека, поэтому нам надо перестроить свое представление о ней.

Человек должен взять все свои желания и направить их на Творца, то есть на отдачу и любовь, на связь между людьми и Творцом. В этом заключается наше исправление и "овладение" землей Израиля.

Это осуществляется постепенно, по мере того как мы погружаемся в постижение Творца, приближение к Нему, и тогда считается, что мы находимся в завоевании Земли Израиля – "Исра-Эль" ("Прямо к Творцу"). 

Таким образом, Йеошуа направляет сынов Израиля, обучает их, как достичь этой ступени. Поэтому происходит борьба, противостояние собственному эгоизму. Здесь нет никаких внешних врагов. Все враги – внутренние.

Пророки – это те каббалисты, которые находятся в прямой связи с Творцом, общаются с Ним. Они как бы разговаривают с Творцом.

А люди, которые считаются "Исраэль", устремляются к завоеванию Земли Израиля, чтобы желание, называемое "земля" ("эрец" – от слова "рацон"), было направлено прямо к Творцу ("Исра-Эль"). В этом их задача.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Приближение к земле Израиля

Из "пустыни" в "Землю Израиля"

Восстание внутренних кнаанеев

"И не было у него сыновей, а только дочери"

каббалист Михаэль ЛайтманУ Целафхада, сына Хэйфэра, сына Гилада, сына Махира, сына Менашше, – не было у него сыновей, а только дочери.

И предстали они пред Элазаром, священником, и пред Йеошуей, сыном Нуна, и пред начальниками, сказав: Творец повелел Моше дать нам надел среди братьев наших. И дал им, по повелению Творца, надел среди братьев их. (Пророки, Книга Йеошуа, 17:3-17:4)

Дочь – это желание получать без намерения отдавать, которое не имеет пока еще своего личного исправления.

В человеке есть такие желания, на которые он не может обрести правильного намерения. Но поскольку эти желания существуют, он хотел бы достичь их исправления. Но как? У него нет таких возможностей.

Мужчина символизирует намерение "ради Творца", а женщина – желание без намерения. Поэтому желание плюс правильное намерение могут рождать правильное действие, называемое ребенком, детьми. И поэтому женщина сама ничего не может сделать. 

Но поскольку они точно проверили и убедились, что у них нет никаких подходящих желаний, это приводит к тому, что они как бы предъявляют претензии к Творцу: зачем в нас созданы желания без возможности их исправить?

Вопрос: И все-таки надел дается дочерям. Почему?

Ответ: Потому что самое главное – это земля, женская часть. А мужская часть дает только намерение на женское желание. Поэтому женское желание уничтожить нельзя. Ты обязан найти для него подходящее намерение. Таким образом мы видим, что пока эта проблема не разрешается. Творец не предоставил народу возможности исправления, а исправление обязано быть.

Вопрос: Почему в Торе все время говорится о рождении сыновей и не говорится о рождении дочерей?

Ответ: Потому что намерение – самое главное. Желание-то есть, а намерение дается свыше от Творца.

Вопрос: Когда появляется намерение на отдачу, это значит, что родился сын. А дочь рождается параллельно или всё-таки вместе с этим желанием?

Ответ: В первоначальных повествованиях Торы (Библии) говорится о том, что практически всегда рождается мужское и женское начало. А потом мы видим, что с каждым разом получаются всё более запутанные состояния, поскольку мы постоянно продвигаемся.

По мере продвижения в исправлении возникают проблемы и несоответствия между мужской и женской частью. И надо искать то мужскую, то женскую часть.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 09.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исправление без продолжения рода

Два уровня желаний: отец и дочь

Женское желание и мужское намерение

Приближение к земле Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманЙевусеев же, жителей Йерушалаима, не могли прогнать сыны Йеуды, и (остались) жить йевусеи с сынами Йеуды в Иерушалаиме до сего дня. И не изгнали они кенаанеев, живущих в Гэзэре; и жили кенаанеи среди эфраимлян до сего дня, и стали выполнять повинные работы. (Пророки, Книга Йеошуа, 15:63; 16:10)

В той мере, в которой народ Израиля не может себя исправить, в нем остаются властвовать желания и цели, которые называются другими народами. Так будет до Полного исправления.

В итоге, в конце дней не останется никаких иных народов, кроме народа Израиля, то есть всех, устремленных к Творцу. Причем речь не идет ни о национальностях, ни каких-то свойствах народов. Все могут оставаться в своих традициях и культуре. Единственное, что необходимо, – устремляться к обоюдной связи между собой. Так пишет Бааль Сулам в "Последнем поколении" и во всех своих статьях.

Сегодня нам нужно прийти к состоянию, когда мы побеждаем в себе эти народы и проводим их через намерение выполнять и строить все ради Творца. Тогда не надо никого изгонять. Мы изгоняем наши намерения, и все остаемся на этой новой земле.

В Торе не говорится о том, что надо убивать, уничтожать, хоронить, закапывать. Все войны, которые велись, происходили больше в войне духа. Дух народа должен был победить на связи с другими, вопреки эгоистическому противостоянию противника. 

Сейчас мир находится в таком противоречии и дроблении, чтобы все это очень быстро осознать. И хотя он еще пыжится, дескать, мы желаем покорить, завоевать, захватить, но внутри у него уже проявляется огромная пустота и ощущение бесполезности завоеваний.

Это значит, что мы приближаемся к земле Израиля, чтобы осознать, что только Творец, единый и единственный, является для всех высшей направляющей силой, которая желает лишь одного: в объединении между собой суметь Его раскрыть, и тогда все эгоистическое желание станет альтруистическим. Это и будет завоеванием Земли Израиля.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 09.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Изгнание эгоистических желаний

"Народ" в человеке

Восстание внутренних кнаанеев

Завоевать Хеврон

каббалист Михаэль ЛайтманИ благословил его Йеошуа, и дал в надел Калэйву, сыну Йефунэ, Хэврон. Поэтому достался Хэврон Калэйву, сыну Йефунэ, кенизийцу, в надел до сего дня, за то, что он в точности следовал Г-споду, Б-гу Исраэля. И земля успокоилась от войны. [Пророки, Книга Йеошуа, 14:13-14, 14:15]

Вопрос: Хеврон, пожалуй, самое неспокойное место на Земле. Что есть в нем? Исторически это первая столица царя Давида, второй по святости город после Иерусалима. Там находится пещера Патриархов, где похоронены наши праотцы. Но почему это такое неспокойное место?

Ответ: Потому что именно за это место символически ведется борьба между Израилем и всем остальным миром, ведь все хотят связи с Творцом.

Связь с Творцом идет через праотцов. Таким образом именно Хеврон является той точкой, которая связывает с Ним любой народ. Адам и Хава, Авраам и Сара – все они являются серьезными скрепами между Творцом и человеком, если только он как бы завоюет Хеврон.

Но завоюет с точки зрения соединения с Ним, хотя бы внешнего соединения, как считают все неверно понимающие связь с Творцом: "Если мы станем там властвовать, то это место будет нашим". Они не понимают, что только внутреннее объединение, которое достигается подъемом над эгоизмом, дает эту связь. 

Поэтому столько лет, сколько стоит Хеврон, а он существовал еще до того, как туда вошел народ Израиля, за него идет борьба. И турки, и крестоносцы, и арабы – все хотели Иерусалим и Хеврон.

Вопрос: Вы тоже бывали в Хевроне. Каково ваше ощущение от этого места?

Ответ: Абсолютной пустоты. Можно сказать, отчасти есть какая-то связь, но это чувство очень расплывчатое. Единственное ощущение, которое есть и было, возникает на могиле рабби Шимона. Я видел это даже по Рабашу. Там действительно чувствовалось, что он физически близок к Творцу. Как это объяснить, я не знаю.

А в остальных местах нет совершенно никаких ощущений. Ни у Стены плача, ни в Хевроне. Хотя, когда Рабаш спросил Бааль Сулама: "Для чего ты ездил в Хеврон?" – тот ответил: "Потому что сказано, что человек должен пытаться достичь уровня своих предков".

Вопрос: Когда-нибудь в Хевроне будет мир?

Ответ: Только лишь когда мы покончим со всеми своими неисправленными желаниями.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 09.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Калев – борец с эгоистическим началом

Пустота, дающая огромные плоды

Хеврон не ваш!

Калев – борец с эгоистическим началом

каббалист Михаэль ЛайтманПри разделе земли для девяти с половиной колен пришел к Йеошуа Бен Нуну Калев, сын Йефунэ, который 40 лет назад вошел с разведчиками в эту землю, и в момент, когда все испугались и вернулись назад, посчитав: "В эту землю заходить нельзя, здесь живут великаны, они нас победят", – Калев сказал: "Надо войти в эту землю и освоить ее, потому что так повелел Творец".

А сейчас Калев говорит Йеошуа Бен Нуну: Я принес тогда ответ, – что было у меня на сердце. Братья мои, которые поднялись со мною, вселили робость в сердце народа; я же в точности следовал Б-гу моему. И поклялся Моше мне в тот день, и сказал: "Земля, по которой ступала нога твоя, будет наделом тебе и сынам твоим навек, ибо ты в точности следовал Творцу моему". и теперь вот мне восемьдесят пять лет. Еще и ныне я крепок.

Итак, дай мне эту гору, о которой говорил Творец в тот день; ибо слышал ты в тот день, что там анаким и города большие, укрепленные; может быть, Творец (будет) со мной, и я изгоню их, как Он и говорил. [Пророки, Книга Йеошуа, 14:7-14:12]

Калев просит дать ему землю в надел, которую не так просто завоевать. Причем просит не плодородную землю, а работу для себя: "Мне 85 лет, но я еще силен, я еще могу пригодиться".

Он может это сделать именно в возрасте, говорящем о высоте духовного постижения. И именно против "анаким" – великих, больших, сильных желаний, которые пугают всех одним своим видом. 

Калев ничего не боится, он знает, что может победить эти желания, потому что у него есть связь с Творцом и с народом, и цель, которую он обязан раскрыть всем.

Он говорит: "Я хочу воевать", – потому что на противостоянии между положительными и отрицательными силами раскрывается и постигается Творец, который и создал эти противоположные силы.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 09.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как преодолеть эгоизм

Метаморфозы духовного роста

Сила пещеры Махпела

Страница 13 из 189« Первая...1112131415...Последняя »