Записи в разделе 'Тора'
Вечный праздник света

каббалист Михаэль ЛайтманТри раза в году пусть являются все мужчины твои пред лицо Господа,  Бога, всесильного Бога Израиля. Ибо прогоню я народы от лица твоего и расширю твои пределы, и никто не возжелает страны твоей, когда отправишься ты в путь, чтобы предстать перед лицом Бога, всесильного твоего трижды в году. [Тора, "Исход", "Ки тиса", 34:23-34:24]

Год является определенной ступенью, ведь духовные ступени делятся на дни, недели (неделя – не астрономическое понятие, а духовное), месяцы, новолуния и год. Для тех, кто правильно работает с Торой, эти понятия раньше были известны не меньше, чем сегодня.

Речь идет о трех линиях, с помощью которых человек должен подниматься на каждой ступени. Каждая ступень – это год (ивр. "шана" от "лишане́н" – возвращаться, т.е. как бы вновь подниматься и повторять).

Поэтому, в принципе, все праздники повторяются каждый год. Но наступит момент, когда этот мир исчезнет из наших ощущений, и тогда все ступени свернутся, раскроется только одно состояние – мир Бесконечности, и останется лишь один праздник, который называется "один день" – сплошной свет.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный календарь

Новый год – новое начало

Не отставать от календаря исправлений

Беседа "Таинства Торы", ч.1

Беседа "Таинства Торы".

Мой собеседник - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите.

005 - Беседа - Таинства Торы

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

"Тайны вечной книги". Тазриа, ч.3

ТВ программа "Тайны вечной книги". Тазриа, ч.3

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги". Тиса, ч.1

"Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.3

"Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.2

Тора эпохи изгнания и эпохи освобождения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Тора написана таким языком, что не тянет нас к соединению? Наоборот, она рассказывает о каких-то преступлениях, отведении от себя кары, что противоречит правилу не думать о самом себе?

Ответ: Получается, что этот язык отдаляет тебя от правильных действий. Тора рассказывает обо всем в такой форме, что нам трудно сосредоточиться на исправлении. Прежде всего, она вообще не упоминает о группе, соединении, любви. Написано: "Возлюби ближнего как самого себя – основное правило Торы" в одной из книг, но не везде повсеместно.

Не написано перед каждой заповедью, что сначала надо достичь любви к ближнему, как к самому себе, от нее перейти к любви к Творцу, а потом выполнить законы кашрута или возмещения ущерба. Это упоминается где-то в одном месте и немного учат этому детей в самом начале учебы, но больше об этом не говорится.

Дело в том, что мы пока учим Тору периода изгнания, говорящую о традициях, о материальных заповедях, выполняемых в нашем мире. Нас не учат намерениям – человек должен просто наивно выполнять предписания Творца. Было запрещено учить намерению во время изгнания, поэтому учили просто во внешней форме.

Нужно понять, что в течение всей нашей истории были мудрецы-каббалисты, находящиеся на высоких духовных ступенях и обладавшие постижением. И они стояли во главе народа, но им было запрещено выходить к народу и обучать его тому, как выйти из изгнания прежде того, как оно окончательно не завершилось. 

Египетское изгнание должно было продолжаться 400 лет, но поскольку они вышли оттуда раньше времени, через 210 лет, оставшиеся 190 лет разделились на все последующие изгнания.

И здесь то же самое. Эта проблема возникает еще с Яаковом, который хотел раскрыть сыновьям тайну срока конца исправления, и не смог этого сделать. Нельзя раскрывать, когда настанет конец исправления. Человеку дают увидеть только то, что ему нужно, и "не ставят препятствие перед слепым".

Поэтому ты можешь соблюдать дома все традиции, молиться – это Тора периода изгнания. Но Рав Хаим Виталь очень резко отзывается о механическом изучении Талмуда в своем предисловии к книге "Врата предисловий". Это ни в коем случае не означает пренебрежения к самой книге, которая была написана великими каббалистами из духовного постижения. Но нельзя принимать и изучать ее так, как сегодня делают. Эпоха изгнания закончилась, и мы должны начать изучать Тору эпохи освобождения, то есть науку каббала.

Мы видим, насколько нам самим трудно. Мы затрачиваем на это годы, трудимся, выполняем всевозможные действия, пока в нас постепенно не начнет проясняться на чувственном внутреннем уровне правильное отношение, что кроме соединения в группе и раскрытия правильной формы связи, называющейся Творцом, у человека больше ничего нет. Все, что он делает кроме этого, называется "идолопоклонство".

Даже необходимые действия, выполненные без намерения на соединение, тоже называются идолопоклонством. Так надо относиться к жизни. Это уже подход эпохи освобождения, перед раскрытием буквы "алеф" (Творца) внутри слова "изгнание" (гула), переводящее его в "освобождение" (геула).

Мы - первое поколение эпохи освобождения, но насколько нам трудно раскрыть это перед всеми.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 13.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто может услышать Тору?

Эпоха последнего поколения

Открытая тайна

Достичь земли Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманОстерегайся заключать союз с жителями той страны, куда идешь ты, – чтобы не стало это для тебя ловушкой [Тора, "Исход", "Ки тиса", 34:12]

В человеке есть такие свойства, которые он вообще не может исправить. Мы должны их оставить, т.е. проанализировать и понять, что не можем с ними справиться, преодолеть, переиначить на отдачу и любовь.

Ведь нам не под силу даже приподняться над ними. Поэтому мы должны изгнать их из себя, как бы уничтожить, не применять, – но не применять в том смысле, как если бы они на самом деле не существовали. 

Все эти свойства находятся на самой низшей эгоистической ступени, которая называется "земля Израиля", и проявляется в нас, когда мы поднимаемся на самую высшую ступень. Только тогда мы можем определить и выявить их. Поэтому мы не имеем права никоим образом взаимодействовать с так называемыми семью народами (свойство ХаГаТ НеХИМ, семь сфирот) и ставим запрет никогда не прикасаться к ним.

Против этих самых грубых, самых неисправимых свойств находится огромнейший свет, свет мира Бесконечности. Но именно поэтому нам надо ими пренебречь, дать исправить их Творцу, поскольку эти свойства относятся к нашему сотворению. 

Когда создается желание из ничего, то в этом перешейке "всё из ничего", в этом контакте и находятся все семь свойств. Поэтому они проявляются в самый последний момент, когда мы уже восходим на все ступени, которые смогли исправить.

Тора обрывается на месте входа в землю Израиля (эрец Исраэль). А все эти свойства еще остаются перед человеком. И как ему действовать дальше? Об этом не сказано. Тора дается только как инструкция исправления всего, что можно исправить.

Реплика: Но дальше идет история о Давиде, об Иерусалиме, о земле и т.д.

Ответ: Это уже не уровень Моше, это уровень пророков. Поэтому продолжение еще более скрытое.

Необходимо понять, что все описанное в "Пророках" и святых писаниях, – это ступени, которые мы уже прошли в прошлом в своих неисправленных желаниях. И в будущем мы их проходить не должны, поскольку завершились этапы разбиения Храмов и всех изгнаний. Нам осталось пройти только тот этап, который указывает непосредственно сама Тора, и этого достаточно. После этого мы достигнем земли Израиля и Полного Исправления.

Тора говорит о том, что происходило в наших корнях. Поэтому сами мы должны исправить состояние перехода от горы Синай в пустыню Синай до земли Израиля.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Войти в землю Израиля

Земля, данная авансом для духовного исправления

Земля Исраэля – трактуй правильно

Творец неизменен, изменяемся мы

каббалист Михаэль ЛайтманИ поспешил Моше склониться до земли, и пал ниц, и сказал: "Если удостоился я обрести благоволение в глазах Твоих, Господь, то молю: пусть Господь идет среди нас! Ибо народ этот – народ непреклонный, и простишь Ты наш грех и наши заблуждения, и сделаешь Ты нас достоянием Своим!".

И сказал Бог: "Вот, Я заключаю с вами союз: на глазах у всего народа твоего совершу чудеса, которых еще не было на земле ни для одного народа! И увидит весь народ, который тебя окружает, сколь грозны деяния Бога, которые Я совершу для тебя. Соблюдай же то, что Я приказываю тебе сегодня... [Тора, "Исход", "Ки тиса", 34:8–34:11]

Творец – это закон, абсолютное, идеальное, неизменяемое свойство, которое на каждой ступени относительно человека проявляется совершенно по-разному. На предыдущей ступени Он говорит: "Не пойду Я с вами, как бы не уничтожил Я вас по дороге", на следующей ступени: "Я готов идти с вами и вести вас вперед". Все зависит от того, на какой ступени находится человек. Творец неизменен, изменяемся мы.

Поэтому слова "…на глазах у всего народа твоего совершу чудеса, которых еще не было на земле ни для одного народа" означают, что "в том свойстве, в котором вы сейчас находитесь, Я могу уже быть среди вас и производить над вами какие-то действия".

А на следующей ступени происходит очередное погружение в эгоизм, для того чтобы выявить его, и снова осваивать, снова просить, снова запускать в себе Моше. На каждой ступени – то же самое. Всё очень четко проградуировано, потому что исправление каждой части может быть только лишь в таком ключе.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чтобы Творец работал над нами

Береги свои свойства

Методом проб и ошибок

"Тайны вечной книги". Тиса, ч.1

ТВ программа "Тайны вечной книги". Тиса, ч.1

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.3

"Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.2

"Тайны вечной книги", глава "Тецавэ", ч.1

Кто может услышать Тору?

каббалист Михаэль ЛайтманИ вырубил он две скрижали из камня – такие же, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как приказал ему Бог, держа в руке своей две скрижали из камня. И спустился Бог в облаке, и встал там рядом с ним, и возгласил имя Бога.

И прошел Бог перед Моше, и возгласил: "Бог – Бог всесильный, милостивый и милосердный, долготерпеливый; тот, чьи любовь и справедливость безмерны, помнящий дела отцов для тысяч поколений их потомков; прощающий грех, и непокорность, и заблуждение, и очищающий раскаявшегося, но не очищающий нераскаявшегося, припоминающий вину отцов их детям и внукам, третьему и четвертому поколению!" [Тора, "Исход", "Ки тиса", 34:4–34:7]  

"Третьему и четвертому поколению" означает, что на третьей ступени, когда свет исходит уже из духовного состояния, обрываются все решимот (информационные записи). В принципе, это то, что Моше постигает и выражает в своем постижении. Он четко видит две линии: правую и левую, благословение и проклятие, которые нисходят от Творца, управляют эгоизмом, тянут его вперед и в правильном соответствии между собой заставляют его пожелать измениться.

Вопрос: То, что возгласил Бог, слышит весь народ?

Ответ: Нет. Это всё – только свойство Моше. Остальные не могут ничего слышать! Дело же не в том, где они находятся, ведь гора символизирует только расстояние. Поэтому под той ненавистью, в которой находятся остальные свойства человека, они не воспринимают свойство отдачи, оно для них не существует. 

Благодаря тому, что они сделали на себя первое сокращение, они могут лишь издали наблюдать за тем, что происходит. "Гора окутана дымом" означает, что само эго скрыто от народа. Они даже не понимают тот эгоизм, который находится перед ними, и который они должны преодолеть. Они не ощущают, как гора Синай обращается в пустыню Синай, через которую они должны идти.

Гора превращается в пустыню, потому что народ не может подняться до уровня Моше, и их эгоистические желания постепенно словно разворачиваются сейчас перед ними и идут. "Идут" – значит, они исправляют каждое свое желание и в итоге поднимаются на гору Синай, но это происходит за 40 лет путешествия.

Получается, что Тору, написанную Моше, может услышать только тот, кто приближается к его свойствам. На самом деле Тора абсолютно скрыта для всех. Поэтому все наши попытки и усилия – это упражнения, помогающие приблизиться к Моше, разгадать все этапы его восхождения и следовать за ним.

И тогда мы не просто прочитаем, услышим и почувствуем все, что сказано в Торе, а реализуем ее, т.е. достигнем состояния отдачи и любви. Тора – не тайна, а методика, которая может раскрываться нам только в той мере, в которой мы заранее согласны с ней. И реализация ее в нашем мире очень проста, если мы четко, без всяких заумных прожектов станем выполнять ее.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

К миру любви

Принцип духовного подъема

Нисхождение с горы Синай

"Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.3

ТВ программа "Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.3

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.2

"Тайны вечной книги", глава "Тецавэ", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Трума", ч.4

"Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.2

ТВ программа "Тайны вечной книги". Тецавэ, ч.2

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Тецавэ", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Трума", ч.4

"Тайны вечной книги", глава "Трума", ч.3

Всё непросто

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Паним мэирот", п.1: Массы считают, что четыре части Торы выстроены следующим образом: сначала постигается простой смысл, затем – толкование, затем – намек, а в конце – тайна. Однако сказано в молитвеннике Виленского гаона, что постижение начинается с тайны…

На самом деле, всё далеко не так просто, как кажется. Постижение Торы подразделяется на четыре части, и даже они выстраиваются в обратном порядке по сравнению с тем, что принято в народе. Люди думают, что изучают простой смысл, тогда как на самом деле Тора скрыта от них и, в лучшем случае, предстает в виде тайны.

Виленский гаон пишет, что мы начинаем учебу с тайны, поскольку вначале еще ничего не знаем. Тора описывает систему миров, управление Творца, она призвана для Его раскрытия творениям. В этом ее задача, и сделать это можно, только исправив творение вплоть до любви к ближнему, как к себе.

Тора дана как средство духовной реализации, ее изучение имеет практический характер. И на этом пути человек проходит от тайны – через намек и толкование – к простому смыслу.

Иными словами, поначалу я улавливаю лишь малые намеки, которые выявляют огромную тайну, тьму, окутывающую меня и лишающую всякого понимания. 

Тогда первая ниточка связует меня со светом, с Творцом, с высшим управлением, и придает каплю чувства и разумения…

Итак, развитие идет через четыре этапа, четыре степени авиюта, и пока мы не освоим их, нас нельзя назвать сведущими в Торе. Ведь в нее облачается Творец, и с ее помощью человек исправляет себя. Вращаясь вокруг сосуда, исправляемого светом, он должен всю жизнь посвящать этому процессу. Ради этого он живет здесь и лишь так держит верный курс – через четыре ступени постижения системы, которая включает в себя сосуд и свет.

Люди думают, что изучают простой смысл, хотя остаются "на поверхности" текста, предпочитая воспринимать его "как есть" и не погружаясь к глубинным пластам. Однако в действительности всё наоборот: ведь при таком подходе человек не понимает прочитанного, и истина скрыта от него.

Простой смысл (пшат – פשט) означает сброс (афшата – הפשטה) "одеяний" с Торы, с системы миров, когда я полностью раскрываю их. Их простота – суть разоблачение от сокрытий.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 05.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайна, с которой все начинается

Проход в стене

От тайны к простому толкованию

Тайна, с которой все начинается

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Паним мэирот", п.1: Пренебрегающие внутренней частью говорят в сердце своем: "Нам хватит и простого смысла. Дай Бог постичь его, и мы будем счастливы своей доле". Тем самым они словно бы хотят подняться на четвертую ступень постижения, минуя три предыдущих.

Дай Бог нам постичь простой смысл, знание которого они себе приписывают. Ведь на пути к нему надо пройти тайну, толкование и намек. И пока не пройдены предыдущие ступени, о каком простом смысле может идти речь? Человек постигает его на четвертой ступени исправленного желания, в то время как мы еще не исправили первую, вторую и третью.

Исправляя первую ступень желания, я обнаруживаю, что вся Тора для меня – одна большая тайна. И это – уже постижение. Ведь до сих пор я не знал даже этого, а теперь сознаю свое неведение. Тем самым у меня возникает связь с чем-то скрытым, но я еще не могу открыть, разгадать эту тайну.

А затем появляются толкования: я вступаю внутрь и вижу связи между вещами, но еще не понимаю их сути, принципов, по которым они задействуются.

Далее я познаю намек – еще не зная причин и следствий, не постигая точной цели, уже вижу, как действует Творец, и могу поддерживать с Ним обоюдные отношения.

И лишь на четвертой ступени я постепенно постигаю Его цель – что уже является слиянием. И тогда мне открывается простой смысл, поскольку между мною и Творцом больше нет никаких скрывающих "облачений", никаких завес, перегородок. 

Так что, человеку надо немного серьезнее относиться к Торе, если уж он ее изучает. Ведь она называется "святой", и эта святость – суть отдача. Так иду ли я к отдаче, изучая Тору?

Занимаясь наукой каббала, я постепенно обнаруживаю, что погружен во тьму, что ничего не понимаю и не чувствую, что существует нечто скрытое от меня, недоступное мне. Вот это чувство – и есть постижение тайны, очень важное на данном этапе. Ведь желание, потребность, овладевающая мною при этом, поможет мне прийти к простому смыслу.

Действительно, как можно оставаться безучастным, когда я вижу, что лишен даже крупицы понимания? Это для меня хуже смерти: мертвый ничего не чувствует, а меня гложет этот "духовный дефолт". Я несчастнее всех. Так, в результате учебы мы обнаруживаем тьму…

Вопрос: Но как же так? Я думал, что разгадав тайну, мы разрешим все проблемы.

Ответ: Тем самым я разрешаю самую большую проблему – понимаю в конец концов, что все мои проблемы проистекают из взаимоотношений с Творцом. А значит, мне надо правильно выстроить их.

До сих пор я этого не знал. Мне казалось, что дело в каких-то других причинах и обстоятельствах. Теперь же, постигая тайну, я вижу: у меня нет связи с Ним, и только от Него я завишу.

И это уже неплохо, ведь это – истина. Я наконец закрепился, зафиксировался на чем-то подлинном, настоящем.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 05.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё непросто

От тайны к простому толкованию

Все начинается с Тайны

К миру любви

каббалист Михаэль ЛайтманИ сказал Бог, обращаясь к Моше: "Выруби себе две скрижали из камня – такие же, как первые, и напишу Я на этих скрижалях то, что было написано на первых скрижалях, которые ты разбил.

И будь готов поутру, и взойди утром на гору Синай, и встань передо Мною на вершине горы. И пусть никто не поднимется на гору с тобой, и пусть никого не будет видно на всей горе, и скот – мелкий и крупный – пусть не пасется напротив этой горы" [Тора, "Исход", "Ки тиса", 34:1–34:3]

Все желания человека, кроме свойства Моше в нем, не имеют права приблизиться к абсолютному свойству отдачи и любви, которое называется Творец. И только в таком случае эти свойства человека могут получить Тору.

Скрижали – это передача духа, передача свойства с высшей ступени на низшую ступень. Передача скрижалей символизирует состояние циркуляции света, информации, силы, знания между двумя парцуфами. Иными словами, скрижаль – это заряд высшей энергетики, информации, знания и, самое главное, духовного свойства. Поэтому скрижали делает Моше, а одухотворяет их Творец.

Первые скрижали были разбиты 9-го Ава. А теперь речь идет о вторых скрижалях, которые появляются уже в Судный День (Йом Кипур). 

Все действие происходит на горе Синай, т.е. в состоянии возвышения над эгоизмом, над ненавистью. Ведь неприятие ближнего, ощущение его противоположным себе – наше основное свойство. Конечно, можно не называть его ненавистью, но, в принципе, все исходит из этого свойства. Оно каким-то образом дробится, градуируется, но это – ненависть.

Наш мир – это абсолютная ненависть, духовный мир – это любовь. Ничего другого нет! Поэтому, поднимаясь над ненавистью, мы приходим к любви.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перед выбором

Нисхождение с горы Синай

Нелегкое восхождение

Не может увидеть Меня человек

каббалист Михаэль ЛайтманИ сказал Моше: "Пожалуйста, открой мне славу Свою!". И ответил Бог: "Я проведу перед тобою все благо Мое, и провозглашу тобой имя Бога, но помилую Я лишь того, кого решу помиловать, и пожалею того, кого прошу пожалеть". И еще сказал: "Ты не сможешь увидеть лицо Мое, потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых" [Тора, "Исход", "Ки тиса", 33:18–33:20]

Речь идет о тех желания в нас, которые не в состоянии принять весь свет Бесконечности. Это возможно только в Конечном исправлении, когда эти желания полностью адаптируются к свету, и все разрозненные души соединятся вместе, образуя полный образ Творца, лицом к лицу.

Хотя иногда говорится, что не было пророка как Моше, который бы беседовал с Творцом лицом к лицу, – под этими словами подразумевается все-таки неполный образ свойства отдачи и любви, проявляющийся в полностью исправленном механизме общей души. Ведь наш мир еще не поднялся до уровня мира Бесконечности, и потому это еще не проявилось в его истории. Мы сейчас только начинаем наш подъем, наше исправление.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чтобы Творец работал над нами

Подключиться к уровню "Моше"

"Из плоти своей увижу Творца"

Чтобы Творец работал над нами

каббалист Михаэль ЛайтманИ сказал Бог: "Вот, есть в Моем мире место: встань на этой скале, и будет так: когда будет проходить мимо тебя слава Моя, помещу я тебя в расселину скалы и укрою Своей ладонью, пока не пройду. А тогда уберу Я ладонь Свою, и увидишь ты Меня сзади – но лицо Мое не будет увидено тобою". [Тора, "Исход", "Ки тиса", 33:21–33:23]

"Увидишь ты Меня сзади" означает, что низшая система может контактировать только с обратной частью (ахораим) высшей системы.

Расселина, скала (ивр. сэла) – это определения в эгоизме человека, которые начинают приобретать правильные свойства, и человек может скрываться в них.

Фраза: "Укрою Своей ладонью" – символизирует особое скрытие, когда человек может наблюдать высший объект с обратной стороны, и связываться с ним, но только в состоянии скрытия от высшего объекта. Эта связь осуществляется в результате воздействия свыше, но как следствие правильной подготовки человека. Все остальное делает Творец.

Поэтому вся наша работа называется работой Творца (аводат а-Шем). А подготовку ведет человек. Если человек готов, Творец выполняет его просьбу.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не может увидеть Меня человек

Нисхождение с горы Синай

Что можно добавить к работе Творца?

Страница 141 из 189« Первая...139140141142143...Последняя »