ТВ программа "Тайны вечной книги". Жизнь Сары, ч.2
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Жизнь Сары", ч.1
ТВ программа "Тайны вечной книги". Жизнь Сары, ч.3
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Жизнь Сары", ч.1
Вопрос: Вы сказали на уроке, что и Письменная Тора, и Устная Тора – все они изучаются только в Каббале – правильно ли я вас понял?
Ответ: Да, вся Тора – в Каббале, потому что Тора – это исправляющий свет, как сказано: "Я создал эго (ецер ра) и создал Тору (тавлин - для его исправления), потому что ее свет возвращает к Источнику (делает обучающего подобным Творцу). Эта задача уподобиться Творцу ставится изучающему Каббалу.
Сказано (Книга Зоар, Зоар Хадаш, Толдот, 13): Все отцы, находящиеся в высшем мире (сфирот парцуфа Зэир Анпин мира Ацилут), – Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосэф, – все они упоминаются в Письменной Торе, Торе Авая. Потому что они представляют собою шесть частей парцуфа Зэир Анпин мира Ацилут, называемого Авая. Поэтому все они - Письменная Тора. А Давид находится вне их, он – Устная Тора, малхут, упоминается в Каббале, в Ктувим (святых писаниях). Малхут называется Каббала, потому что получает свет Письменной Торы, называемый праведник, Есод, Йосеф.
Тора – это высший свет, который находится в мире Ацилут. И только тот, кто, изучением Каббалы, достигает мира Ацилут, получает этот свет от двух частей парцуфа Зэир Анпин – от Устной Торы и Письменной Торы.
זהר חדש. תולדות. תורה שבעל פה קבלה
יג) כל האבות העליונים שאחוזים למעלה, אברהם יצחק יעקב משה אהרן יוסף, רמוזים כולם בתורה שבכתב, תורת הויה. כי הם ששה קצוות של ז״א, הנקרא הויה, שעליו כתוב, תורת הויה. וע״כ כולם תורה שבכתב. ודוד, שהוא אחוז מחוץ להם, שהוא תורה שבעל פה, המלכות, רמוז בדברי קבלה, דהיינו בכתובים. ומשום זה נקראת המלכות קבלה, משום שמקבלת אור מתורה שבכתב, הנקראת צדיק, יסוד, ונקרא יוסף, ונקרא כל.
Тора рассказывает нам о двух действующих в мире силах. Одна сила называется эгоистическим началом, "народы мира", а вторая сила называется "Исраэль", доброе начало.
Но речь тут идет не о конкретных странах и народах, существующих в природе, а о внутренних свойствах, которые могут сформироваться в человеке. С самого начала в человеке есть просто желание насладиться, которое постоянно растет. Когда же это желание вырастает до максимального размера, из которого дальше уже некуда расти, оно раскрывает себя, и человек понимает, что ему больше нечем наполнить свое частное эгоистическое желание.
И тогда он выясняет, что его желание зависит от всех остальных. Это именно то, что мы ощущаем в наши дни. У него не остается выхода, как только как-то устраиваться в этом мире, соединяясь с другими.
Однако, эгоистическое желание само не умеет ни с кем соединяться. Поэтому оно нуждается в чем-то, что даст ему силу, клей для соединения, поможет понять, что только в связи он сможет чего-то достичь.
Для того, чтобы дать желанию насладиться возможность достичь цели творения, то есть соединиться с другими, несмотря на свой эгоизм, Творец внедряет внутрь этого желания искру отдачи, призванную выполнить эту работу. Благодаря этой искре, у желания насладиться пробуждается потребность выйти из-под власти своей собственной эгоистической природы и обрести другую природу.
Так творение учится, насколько плохо быть противоположным Творцу, и как замечательно быть подобным Ему – и достигает цели, слияния с Творцом. Благодаря этому оно получает самостоятельность, познает Творца и всё творение, и сливается с Творцом, то есть попадает в состояние замысла творения: насладить сотворенных.
Желание насладиться может достичь соединения лишь за счет внедренной в него, небольшой силы, которая называется Исраэль (яшар-эль), что означает устремление "прямо к Творцу". Согласно своей природе, эта сила постоянно направлена на Творца. А желание насладиться – наоборот, либо вообще не чувствует высшую силу, либо сопротивляется ей согласно своей природе.
Мы везде видим совместную работу двух этих сил – с самого начала творения, развития человека из обезьяны. Обезьяна – это желание во внешней форме уподобиться человеку. А человек, Адам хочет уподобиться уже высшей силе, так как его желание развивается выше животного уровня.
Тора рассказывает нам о процессе, проходимом желанием насладиться вместе с внедренным в него желанием отдачи, которое толкает эгоизм уже к качественному развитию. Он начинает учиться, как соединяться с другими, как совершенствоваться, проходя через разные исторические события. Так пока неосознанно, идет развитие за счет света, возвращающего к источнику.
И в какой-то момент, желание насладиться и желание отдачи в первый раз достигают в человеке такой мощности, когда он начинает ощущать, что внутри его эгоизма есть искра, которая тянет его в каком-то другом направлении. Такое желание насладиться с внедренной в него искрой отдачи – вместе называются первым человеком, Адамом. Это некая часть от общего желания, которая начинает так ощущать.
А с нее начинается дальнейшее развитие. Желание насладиться и желание отдачи развиваются все больше и четче, то есть явно проявляются в желании человека.
Речь идет не о материальных людях, а о человеческом желании насладиться, внутри которого развивается это новое качество, раскрываясь все больше. В следующий раз оно раскрывается в Аврааме, а затем дальше после него. Тора рассказывает нам обо всем этом пути, начиная с первого раскрытия искры отдачи внутри эгоистического желания, от Адама, и до его завершения.
Поэтому нельзя забывать, что говорится только о каббалистических терминах, а не о конкретных народах и странах. Речь идет о мире разных свойств, ступеней, определений внутри желания насладиться, кроме которого ничего больше не создано. В этом желании есть небольшая подсветка свойства отдачи, которая называется Исраэль, которая тянет это желание в другом направлении – к Творцу.
Без этого желание насладиться не тянулось бы к Творцу – оно хотело бы только притянуть Творца к себе. Именно это мы и изучаем в каббале. Поэтому нужно остерегаться материальной трактовки и стараться всегда правильно подходить к каббалистическим текстам. Все книги, статьи, письма говорят о том, что совершенно отделено от этого мира.
Из урока по статье Рабаша, 22.10.2012