Вопрос: "Общее и частное равны" – значит ли это, что десять ударов можно пройти и лично, и в группе или это только внутренний, индивидуальный процесс?
Ответ: И да, и нет! Как правило все каббалисты, и я знаю это на собственном опыте, проходят это лично. Человек ощущает такое разочарование в собственном эгоизме, что отрывается от него и не может больше его использовать.
Нет сомнений, что это намного легче протекает в группе, причем группа не должна об этом знать. Это может быть небольшая по количеству и не очень продвинутая группа, но ее общая атмосфера, ее целенаправленность и устремленность помогают человеку и не дают ему убежать от этого процесса. Человек удерживает себя во время удара – вот что особенно важно! – и проходит его.
Но даже если он говорит себе: "Все, я отказываюсь! Я больше не хочу! Я хочу жить только ради отдачи!", – постепенно он все равно опускается в эгоистическое желание, снова к нему приходят те же мысли, внутренние определения и выяснения, и он видит, что на более внутреннем уровне, он все еще находится в желании получать, там он еще не решил окончательно и бесповоротно, что хочет возвыситься.
Десять ударов не просто разные по своему качеству, дело не в этом, они разные по своей глубине, они становятся все более и более глубокими.
Поэтому даже если в прошлый раз человек решил, что не будет больше использовать эгоистические желания, сейчас он видит, что над этим желанием он еще не работал, он еще не понял, не прочувствовал, что его нельзя использовать, что он не согласен со своим эгоизмом.
Если у человека есть сильное, правильное окружение, он проходит эти состояния с воодушевлением. Он осознает, что переживает удар, который поможет ему оторваться от эгоизма и очиститься.
Я не думаю, что ученик может пройти это без поддержки учителя и группы. Сами удары очень конкретные и их надо пройти быстро и четко. Все зависит от нашей организованности, от связи между нами и от нашей готовности разочароваться в нашем эгоизме, в нашей природе.
Из программы "Недельная глава", 06.01.2011
Вопрос: Что чувствует человек, который проходит все десять казней, выходит в пустыню и входит в страну Израиля? Я думаю, что удары может себе представить каждый…
Ответ: Нет, это совсем другие удары! Это не те удары, к которым мы привыкли. Удар выражается не в плохом ощущении, плохие ощущения мы можем себе представить.
Удар выражается в том, что я начинаю понимать, что мой эгоизм, моя природа являются злом. Именно это постижение называется казнью, а иначе это не относится к десяти казням.
Если мне просто плохо, это не удар. Мне плохо не потому, что я чувствую себя плохо, а потому что ощущаю зло моего желания насладиться, моего эгоизма. Удар указывает мне на причину зла, а не является злом.
На самом деле в этих ударах не так уж много страданий, люди в нашем мире страдают намного больше. Самое главное, что человек чувствует прямую связь между страданиями и его эгоистическими свойствами: "Ты страдаешь, потому что ты такой, если ты избавишься от этих свойств, приподнимешься над ними, ты не будешь страдать!"
И человек хочет избавиться от этих страданий не потому что не хочет их чувствовать, а потому что ощущает свою ничтожность, свое зло, особенно по отношению к окружению.
Здесь есть несколько определений: Творец, человек, Фараон, ощущение зла и причина ощущения зла против добра. Человек не хочет убежать от удара, не в этом проблема! С помощью удара он постигает правильные причины и хочет не просто избежать удара, а подняться над ним к свойству отдачи.
Он желает достичь связи с Творцом, оторваться от Фараона, а не от плохого ощущения. То есть он переходит от оценки по принципу "сладкое – горькое" к выяснению принципа "правда – ложь", он хочет придерживаться истины! Поэтому десять казней поднимают его и выводят из Египта.
Из программы "Недельная глава", 06.01.2011
В противостоянии Моше с Фараоном раскрывается особенность нашей духовной работы. Мы работаем с нашим эгоизмом, желанием получать, мы не отменяем его, мы его растим и развиваем.
Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору – приправу для его исправления". Тора – это только приправа для эгоистического желания, немного перца, чуть-чуть соли для всего этого большого варева, которое называется нашим эгоизмом, желанием насладиться.
В самом деле, чего нам не хватает? Мы должны только добавить немного Торы, чтобы превратить весь этот огромный эгоизм в мир Бесконечности.
Форма настоящей духовной работы – это превращение посоха – в змея, а змея – в посох. Все зависит от того как человек использует все существующие в нем свойства и предпосылки.
Он не уничтожает ни плохое, ни хорошее, он не отказывается ни от каких своих свойств! Он должен только изменить способ их использования.
Если человек бросает посох на землю, он превращается в змея, а если он хватает змея за хвост, тот превращается в посох, с помощью которого человек продвигается вперед.
Посох (матэ) от слова внизу (мата), то есть человек уменьшает себя и благодаря силе, которая называется "верой выше знания", поднимает свой эгоизм до свойства Бины, свойства Малхут.
Каждый раз в десяти нечистых сфирот, в десяти проявлениях Фараона, в нем раскрывается все больший и больший эгоизм, который он, с помощью десяти египетских казней, может исправить.
Человек, который находится в состоянии выхода из Египта, готов пройти все эти 10 казней. Он сам с помощью посоха, вызывает на себя эти удары и они помогают ему подняться над эгоизмом.
Он воспринимает эти удары, как лекарство. Так мы готовы принять любое болезненное и неприятное лечение для того, чтобы выздороветь.
Из программы "Недельная глава", 23.12.2010
Вопрос: Действительно ли были скрижали Завета?
На этот вопрос я ответил в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Скорость нашего развития зависит не только от нас, но и от всего мира. Люди, в которых пробуждается точка в сердце готовы объединиться, они изо всех сил пытаются это сделать, но не могут, потому что мир еще не нуждается в этом.
Дело в том, что расчет происходит не с нами, мы с самого начала являемся инородным телом в мире. Духовные искры, вкрапленные в эгоизм, существуют только для того, чтобы исправить этот эгоизм.
Они являются проводниками Торы, той самой приправой, с помощью которой все человечество – основное блюдо – должно достичь конца исправления. И если это варево еще не настоялось на огне, в него нельзя добавлять приправы, чтобы получить готовое блюдо.
Из программы "Недельная глава", 23.12.2010
Вопрос: В недельной главе "Ваехи" очень интересная динамика взаимоотношений между египтянами, Яаковом и его детьми. Его оплакивали, бальзамировали, похоронили в земле Израиля и так далее… Что все это значит?
Ответ: Наш эгоизм, желание получать, которое называется Египет, не может существовать без желания отдачи. Нам нужен высший свет!
Но высший свет не приходит к нам, если в нас нет искр отдачи. Когда человек начинает соединять свойства получения и свойства отдачи, он видит в своих эгоистических желаниях, что он процветает!
Поэтому "семь сытых лет" в Египте (семь лет – это не период времени, это семь сфирот Зеир Анпина) возможны до тех пор, пока Яаков находится в Египте.
Пока существует Яаков – средняя линия, который может правильно соединить правую и левую линии, получение и отдачу, он всем дает свет и изобилие.
Вот почему Яаков, сочетание правой и левой линии, пользовался большим уважением. Но это сочетание полезно только Египту, оно увеличивает эгоизм, но этого недостаточно, надо расти дальше. Поэтому, увеличив эгоизм до больших размеров, "маленький" Яаков выполнил свою роль.
Эгоистическое желание, возросшее за счет духовной силы, перестает расти, и начинаются "семь голодных лет", которые заставляют человека подняться на более высокую ступень.
Мы видим, как святость работает на благо клипы, а клипа – на пользу святости. То есть нет понятия "зло" или "добро", если человек использует их правильно, все они приводят его к цели.
Из программы "Недельная глава", 16.12.2010
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о различии между устной и письменной Торой. Кто написал письменную Тору? Что значит, что Моисей получил Тору из уст Всевышнего?
Отвечаю в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.
Примечания в скобках – мои.
Тора развивает в человеке ощущение осознания зла
Даже если будет человек заниматься Торой и Заповедями (изучая Каббалу для раскрытия Творца, ведь только для этого дана) только ради собственного наслаждения (эгоистически, "ради себя", а не чтобы достичь любви к другим), все равно, благодаря свету Торы, почувствует низменность и пагубность природы эгоистического получения. И тогда захочет избавиться от нее (эгоистической природы) и полностью посвятить себя только тому, чтобы доставить наслаждение Творцу. И тогда Творец откроет ему глаза, и он увидит перед собой мир, полный совершенства.
Рабаш. Шлавей Сулам. Статья 27. 1990 г. "Нет травинки внизу, над которой не было бы управляющего наверху".
Каббалисты – о Торе и Заповедях, ч.20
Вопрос: С одной стороны, Вы говорите, что Тора – это не исторический рассказ, а с другой стороны, рассказываете о нашем Праотце Аврааме как о реальном человеке, который в определенный момент своей жизни начал распространять науку каббала. Так Авраам – это историческая личность или некая особая сила?
Ответ: Тора описывает нам путь духовного развития души, любой души. Кроме того, все описываемое в ней также происходит один раз и на уровне нашего мира в действии, по принципу "Духовный корень обязан воплотиться в материальное следствие". Поэтому, все эти духовные ступени также воплотились в нашем мире в конкретных людей и события.
Поэтому, мы должны подходить к изучению Торы исходя из двух аспектов. С одной стороны, мы изучаем свою историю. Ведь все эти люди: Адам Ришон, Ной, Авраам, Ицхак, Яаков, действительно, жили в различные эпохи.
А с другой стороны, для нас не имеет значения, что все эти исторические события происходили на самом деле. Нам более важно, что речь идет о внутренних свойствах наших душ. Когда мы начинаем себя исправлять, то открываем в себе эти свойства, силы, состояния, которые называются: "Авраам", "Египет", Ицхак", и т.д.
Вопрос: И эти силы присутствуют в каждом человеке?
Ответ: Абсолютно в каждом.
Вопрос: Так что же такое "Авраам"?
Ответ: Свойство отдачи/хэсэд, правая линия. Свойство "хэсэд" в человеке называется "Авраам", свойство "гвура" – "Ицхак". "Тифэрет" – это "Яаков", "есод" – "Иосэф" в состоянии катнут (малом состоянии), либо – "Исраэль" в состоянии гадлут (большом состоянии). И так далее…
Вопрос: Значит, в процессе своего духовного развития я начинаю вдруг ощущать в себе Авраама?
Ответ: Ты ощущаешь внутри себя свойство, называемое "Авраам". Ты перестаешь связывать написанное в Торе с реальными людьми и событиями, а ощущаешь, как в тебе происходят эти действия, ты раскрываешь за всеми историческими персонажами и событиями свои внутренние свойства и изменения. Так ты читаешь Книгу Зоар, Тору, и все остальные святые книги.
Глядя на строки: "В начале сотворил Бог небо и землю...", ты понимаешь, что говорится о Бине и Малхут, а Бог/Элоким – это общая сила. Ты ощущаешь все эти свойства!
Вопрос: А что мне дает это ощущение?
Ответ: Ты проходишь всю Тору внутренне. Ты исправляешь себя таким образом, что весь рассказ, который ты там читаешь, воспринимается тобой как происходящий внутри тебя. И так до тех пор, пока не "дочитываешь всю Тору" – достигаешь своего личного Конца Исправления, - полностью исправляешь свою душу.
Из передачи "Спроси каббалиста", №186, 07.07.2010
Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.
Примечания в скобках – мои.
Тора развивает в человеке ощущение осознания зла
Вследствие усиленного изучения Торы (чтобы вызвать на себя свет исправления), удостоился увидеть правду - каково истинное отдаление его от Творца. Увидел всю свою гордыню, весь свой эгоизм, удостоился увидеть правду: что он самый ужасный в мире человек в своем эгоистическом уродстве. И достиг этого тем, что много учил Тору!
Но как сможет он слиться с Творцом, если настолько ужасен (эгоистичен), что абсолютно противоположен Творцу? Поэтому спрашивает, а все ли такие (ужасные эгоисты), как он? Или только он один такой урод, абсолютный эгоист?
Ответ (ощущаемый им): "Не знаю" – т.е. они не знают, не чувствуют, не видят правды, потому что недостаточно учили Тору (притянули на себя исправляющий свет), чтобы раскрыть им правду.
Поэтому ответил ему (услышал он ответ пророка) Элияу: "Обратись к Сотворившему тебя". Поскольку человек обнаружил, что не в силах подняться из своего эгоизма, раскрылся ему пророк Элияу, и сказал: "Обратись к Сотворившему меня". Ведь если Творец создал в тебе весь этот ужасный эгоизм, Он точно знает, как с ним достичь совершенной цели.
Бааль Сулам. Шамати. Статья 56. "Тора называется показывающей".
Каббалисты – о Торе и Заповедях, ч.19
Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.
Примечания в скобках – мои.
Тора развивает в человеке ощущение осознания зла
В чем суть развития, достигаемого занятиями Торой (исправление светом, как сказано: "Я создал эгоизм и дал Тору для его исправления, чтобы ее свет вернул вас к добру") и Заповедями (эгоизм человека состоит из 613 эгоистических желаний, которые надо исправить на обратные, что называется выполнением 613 заповедей)?
И знай, что это – осознание зла, находящегося в нас. А исполнение заповедей способно медленно и постепенно сделать исполняющего их более утонченным и возвышенным. Истинная же величина уровня утонченности заключается в степени осознания зла в нас.
Бааль Сулам. Суть религии и её цель.
В приятности и совершенстве, которые мы ощущаем во время работы на Творца – чтобы насладить Его, в нас развивается особая возможность осознать низменность любви к самому себе, насколько эта любовь к себе мешает на нашем пути ощутить наслаждение от отдачи Творцу.
Бааль Сулам. Суть религии и её цель.
Каббалисты – о Торе и Заповедях, ч.18