Записи в разделе 'Тора'
Тора. Книга Ваикра. Глава Бахар

Тора. Книга Ваикра. Глава Бахар (в сокращении)

  И говорил Б-г Моше на Синае: "Говори сынам Израиля: когда придёте в страну, которую Я даю вам,  земля должна покоиться в субботу Б-га. Шесть лет засевай поле, обрезай виноградник, собирай плоды земли. А в седьмой год - суббота покоя будет для земли, суббота Б-гу: поля не засевай и виноградника не обрезай. То, что само вырастет на жатве, не сжинай, лоз не снимай, год покоя будет для земли. И будет суббота земли в пищу, тебе, рабу, наемнику, поселенцу, скоту и зверям, которые на земле твоей.

Отсчитай 7 субботних лет, 7 раз по 7 лет, 49 лет. И труби в шофар в 10-ый день 7-го месяца, в день искупления. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее, Юбилеем будет это у вас, и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семейству своему. Не сейте, не жните, не снимайте винограда, с поля ешьте плоды. Возвратитесь каждый во владение свое.

По числу лет после Юбилея покупай, и по числу лет урожая он должен продавать тебе. Чем больше будет этих лет, тем большую назначишь ему цену, ибо число жатв продает он тебе. Не обманывайте друг друга, ибо Я - Б-г. Исполняйте установления и законы Мои и будете жить спокойно на земле.

А если скажете: что же будем есть в седьмой год, знайте, Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит вам урожай на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года, до появления его урожая. А земля не может быть продана навеки, ибо Моя земля, вы же пришельцы и поселенцы у Меня. По всей стране владения вашего дозволяйте выкуп земли.

Если обеднеет брат твой и продаст часть владения своего, то близкий родственник выкупит проданное братом. Если сам найдет сколько нужно на выкуп, пусть исчислит годы, прошедшие со времени продажи, и возвратит излишек тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое. Если не будет у него сколько нужно возвратить, то проданное им останется в руках купившего до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет опять во владение его.

Если кто продаст жилой дом в городе, окруженном стеной, то выкупить его разрешается до истечения года от продажи его. Если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то остается навсегда у купившего и не отойдет в Юбилей. Дома в селениях, не окруженных стеной, следует считать наравне с полем земли: их можно выкупать, а в Юбилей они отходят к прежнему владельцу. В городах Левитов дома всегда можно выкупать Левитам. Если из Левитов кто выкупит дом, отойдет в Юбилей, ибо дома в городах Левитов составляют их владение среди сынов Израиля. А угодья при городах их нельзя продавать, ибо это вечное владение их.

Если обеднеет брат твой, поддержи его, пришелец или поселенец. Не бери с него проценты и роста, и за лихву не отдавай ему хлеба твоего.

Если обеднеет брат твой у тебя и продан будет тебе, не порабощай его работой рабской. Как наемник, как поселенец будет он у тебя до юбилейного года, а тогда отойдет, и сыновья его с ним, и возвратится к семейству своему и во владение отцов своих вступит опять. Потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из страны Египетской: нельзя их продавать, как продают рабов. У народов, которые вокруг вас, покупайте раба. Также детей поселенцев можете покупать, что родили в стране вашей, они могут быть вашей собственностью. И можете передавать их в наследство сыновьям вашим после себя. А над братьями вашими, сынами Израиля, никто да не властвует над братом своим с жестокостью.

Если пришелец или поселенец достигнет достатка, а брат твой обеднеет перед ним и продан будет пришельцу, поселенцу, после продажи один из братьев его должен выкупить его. И рассчитается от года, когда он продал себя, до года юбилейного, должен он возвращать по годам за себя. Как наемник он должен быть у него во все годы; да не властвует тот над ним с жестокостью на глазах у тебя. Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним, ибо Мне рабы сыны Израиля

Не делайте себе идолов и кумира, столба не ставьте у себя, камня с изображениями, чтобы поклоняться на нем; ибо Я - Б-г Ваш.

Тора. Книга Ваикра. Глава Ахарей

Тора. Книга Ваикра. Глава Ахарей (в сокращении)

И говорил Б-г Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они предстали пред Б-гом и умерли: "Скажи Аарону, чтобы не во всякое время входил он в Святилище за завесу и не приближался к крышке, покрывающей Ковчег, дабы он не умер, ибо в облаке явлюсь Я над крышкой. Аарон входить должен в Святилище с быком молодым для грехоочистительной жертвы и с бараном для всесожжения. Хитон льняной, священный, пусть наденет, и льняные штаны пусть будут на теле его, и поясом льняным опояшется, и тюрбан льняной наденет - это священные одежды, пусть омоет тело свое в воде и наденет их.

А от общества сынов Израиля пусть возьмет двух козлов в грехоочистительную жертву и одного барана для всесожжения, и искупит себя и дом свой. И возьмет двух козлов, и поставит их пред Б-гом у входа в Шатер откровения. И возложит на обоих козлов жребий: жребий один для Б-га, и жребий другой для Азазеля. И приведет козла, на которого выпал жребий для Б-га в грехоочистительную жертву. А козла, на которого выпал жребий для Азазеля, оставит живым пред Б-гом, чтобы совершить через него искупление, отправив его к Азазелю, в пустыню.

И возьмет полный совок горящих угольев с жертвенника, который пред Б-гом, и полные горсти тонкой смеси благовоний для воскурения, и внесет за завесу. И положит смесь благовоний на огонь пред Б-гом, и покроет облако смеси благовоний крышку, покрывающую Ковчег свидетельства, дабы не умереть ему. И искупит Святилище от нечистоты сынов Израиля и от преступлений их во всех грехах; то же должен он совершить и над Шатром откровения, находящимся у них среди их нечистоты. И никто не должен быть в Шатре откровения, когда Аарон входит для искупления в Святилище, и до выхода из него, и совершит искупление за себя, и за дом свой, и за все общество Израиля.

И, закончив очищение Святилища, и Шатра откровения, и жертвенника, подведет он козла живого. И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедуется над ним во всех провинностях сынов Израиля, и во всех преступлениях их, и во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет его с нарочным в пустыню. И понесет на себе козел все провинности их в страну обрывов; так отправит он козла в пустыню.

Человек же, который отводил козла к Азазелю, должен вымыть одежды свои и омыть тело свое в воде, и затем может войти в стан. А быка жертвы грехоочистительной и козла жертвы грехоочистительной, кровь которых внесена была в Святилище для искупления, пусть вынесут за стан, и сожгут на огне кожу их, мясо их и нечистоты их.

И да будет это для вас вечным установлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души свои и никакой работы не делайте, ни житель страны, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо в этот день искупят вас для очищения вашего: ото всех грехов ваших пред Б-гом очиститесь вы. Это суббота покоя для вас, чтобы смиряли вы души свои; это установление вечное. Совершить же искупление должен тот Коэн, которого помажут и которого уполномочат на служение вместо отца его, он же наденет одежды льняные, одежды священные. И искупит Святилище, Шатер откровения, жертвенник, и все общество. И будет это для вас вечным установлением, чтобы искупить сынов Израиля от всех грехов их однажды в году".

И говорил Б-г Моше: "Говори Аарону и всем сынам Израиля: кто зарежет быка, овцу, козу и к входу в Шатер откровения не принесет для жертвоприношения Б-гу перед Шатром Б-га - кровь вменена тому человеку в вину: кровь пролил он, и отторгнут будет человек тот из среды народа своего. Дабы приносили сыны Израиля жертвы свои, которые они режут на поле, и приносили Б-гу ко входу в Шатер откровения, к Коэну, и приносили бы их в жертвы мирные Б-гу. И окропит Коэн кровью жертвенник Б-га, воскурит жир в благоухание, приятное Б-гу.

И чтобы не резали более жертв демонам, за которыми они блудно ходят. Установлением вечным пусть будет это для них во все поколения их.

Кто совершит всесожжение или вообще жертву, а ко входу в Шатер откровения не принесет ее, чтобы принести ее Б-гу, отторгнут будет от народа своего. Кто будет есть какую-нибудь кровь, - обращу Лицо Мое на того и отторгну его из среды народа его. Потому что душа тела - в крови, и Я предназначил ее вам для окропления жертвенника во искупление душ ваших.

Кто, охотясь, поймает зверя или птицу, пригодную в пищу, должен выпустить кровь ее и покрыть ее землей. Ибо душа всякого существа - кровь его.

Кто ест падаль или растерзанное зверем, вымыть должен одежды свои и омыться в воде, нечист будет до вечера. Если же не вымоет одежд и тела, понесет на себе вину свою".

И говорил Б-г Моше: "Я - Б-г Ваш. По обычаям страны Египетской и страны Кнаан не поступайте. Мои законы исполняйте.

Ни к кому из единокровных не приближайтесь, чтобы открыть наготу: Я - Б -г.

Наготы не открывай: отца и матери твоей, жены отца, сестры, внучки, дочери жены отца, сестры отца, сестры матери, брата отца, невестки, жены брата: это кровосмешение, разврат.

Жены к сестре ее не бери в соперницы. К жене в нечистоте ее не приближайся. С женой ближнего твоего не производи излияния семени, оскверняясь ею. С мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной. Ни с какой скотиной не производи излияния семени. Женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним.

И не исторгнет страна вас, когда вы оскверните ее, как исторгла она народ, бывший до вас. Ибо  всякий, кто сделает из этих мерзостей, - души делающих это отторгнуты будут из среды народа их.

Вознаграждение - в поиске

idra_raba_100_wp.gifВопрос от gosha: Вы раскодировали Тору, не знаю как много людей об этом догадываются, но уверен что такие есть среди ваших учеников.... Почему вы не напишете Тору языком каббалы от начала до конца, в похожем формате, достаточно доступно для владеющих каббалой? Ведь вы уже делаете эту работу, например, в рамках этого блога, ставя отрывок Торы после ответа на очередной вопрос. И всегда этот отрывок отвечает на конкретно поставленный вопрос, как и на миллионы других возможных (спасибо что вы показываете это нам!). Может быть есть запрет, чтобы это делать? Кто закодировал всю это информацию в Торе? Творец или великий каббалист Моше?

Ответ: Возможно, я напишу краткий учебник по Каббале, можно и Тору описать так же, я сейчас снимаюсь в "телесериале" по главам Торы. Скоро они выйдут на местном телевидении, и мы их выставим в нашем Интернете. Но никогда простым и легким постижение Высшего не будет, потому что по свойствам Он противоположен нам, и постигается только в мере подобия - работа всегда останется. И зачем же мне собирать то, что есть уже во многих отдельных уроках - вы ищите! - в этом ваш труд и ваше вознаграждение!

Тора (конспект)

Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.1
Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.2

icon for podpress  Код библии: Открыть | Скачать
 

Предыдущие сообщения на эту тему в разделе:

Тора

Тора. Книга Бамидбар. Глава Матот

Тора. Книга Бамидбар. Глава Матот (в сокращении)

И говорил Моше главам колен Израиля: "Вот что повелел Б-г: Если человек даст обет Б-гу, все, как вышло из уст его, должен он сделать. А если женщина даст обет Б-гу в доме отца своего, и промолчит отец, то будут иметь силу все обеты ее. Но если воспрепятствовал ей отец ее, не будут иметь силу. А если выйдет замуж, а на ней - обеты ее, и муж промолчит, то обеты ее будут иметь силу. Но если муж воспрепятствует ей, то отменяет он обет, а Б-г простит ей. Обет вдовы и разведенной будет иметь силу для нее. Вот законы, которые Б-г заповедал Моше об отношениях между мужем и женой, между отцом и дочерью.

И говорил Б-г Моше: "Отомсти за сынов Израиля мидьянам, затем приобщишься ты к народу твоему". И сражались они против Мидьян, и убили всех мужчин. И взяли в плен жен мидьян и детей, весь скот и все имущество. И все города и крепости их сожгли огнем. И всю добычу доставили к Моше.

И вышли Моше и Элазар Коэн, и разгневался Моше: "Вы оставили в живых всех женщин? Ведь они соблазняли сынов Израиля по совету Билама, изменить Б-гу. А теперь убейте всех детей мужского пола, и всякую женщину, которую познал мужчина. Всех же детей женского пола, которых не познал мужчина, оставьте в живых для себя. А вы оставайтесь за станом семь дней, всякий, убивший человека, и всякий, прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленники ваши. И все одежды, и все деревянные сосуды очистите".

И сказал Элазар Коэн: "Вот закон, который Б-г заповедал Моше: Только золото, серебро, медь, железо, олово и свинец - все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и очистится оно, также и водой очистительной следует его очистить; а все, что не проходит через  огонь, проведите через воду. И вымойте одежды ваши в седьмой день, и будете чисты, и после можете войти в стан".

И сказал Б-г Моше: "Исчисли все, что взято в плен. И раздели захваченное пополам, между воинами, ходившими на войну, и между всем обществом. И взял Моше из половины сынов Израиля, и отдал Левитам, исполняющим обязанности в Шатре Б-га.

И много скота было у сынов Реувена и Гада, и увидели они страну Язэр и  Гилад, место для скота. И сказали: "Земля эта пригодна для скота. Если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение! Не переводи нас через Иордан. Загоны построим для скота и города для детей наших, а мы пойдем перед сынами Израиля, пока не приведем их на место их, пусть же останутся дети наши в городах, защищенных от жителей этой страны. Не возвратимся в дома наши, пока не получит каждый из сынов Израиля удел свой".

И сказал им Моше: "Если сделаете так, и покорена будет страна пред Б-гом, а затем возвратитесь, то будете чисты пред Б-гом и перед Израилем, и достанется вам эта страна во владение пред Б-гом".

И дал Моше сынам Гада, Реувена и половине колена Менаше царство Сихона, и царство Ога, с городами и окрестностями, с землями вокруг.

 

Тора. Книга Бамидбар. Глава Масэй

Тора. Книга Бамидбар. Глава Масэй (в сокращении)

Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из страны Египетской, под руководством Моше и Аарона. А Моше записывал места и походы:

Двинулись они из Рамсеса в первый месяц, в пятнадцатый день, на следующий день после пасхальной жертвы, и расположились в Сукоте. Двинулись из Сукота через пустыню до Кадеш, у горы Гор, на границе страны Эдом.

И взошел Аарон-Коэн на гору Гор, по велению Б-га, и умер там в сороковой год после исхода Израиля из Египта. И двинулись и расположились напротив Иерихона.

И говорил Б-г Моше у Иордана против Иерихона: "Когда перейдете Иордан в страну Кнаан, изгоните всех жителей той страны, уничтожьте всякое изображение идолов, и поселитесь в ней, ибо вам дал Я эту страну. И разделите страну по жребию по семействам, многочисленному дайте больший удел, а малочисленному дайте меньший удел. Если же не изгоните жителей этой страны от себя, то будут те колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и притеснять будут вас в стране, в которой вы поселились.  

И говорил Б-г Моше: "Когда придете в страну Кнаан, южная граница от Мертвого моря к востоку, к потоку Египетскому и к морю. Граница западная Великое море. Северная: от Великого моря, от горы Гор до Хацар-Эйнан. Восточная от Хацар-Эйнана до моря Кинерет с востока, спустится к Иордану, и выйдет к Мертвому морю. Это будет страна ваша в границах ее со всех сторон".

И повелел Моше сынам Израиля: "Вот страна, которую разделите вы между девятью с половиной колен, ибо получило колено Реувена, Гада и половина колена Менаше удел свой по ту сторону Иордана".

И говорил Б-г Моше: "Дай Левитам города для жительства, и угодья вокруг городов две тысячи локтей со всех сторон города. Из городов, которые дадите Левитам, шесть городов для убежища, чтобы убегать туда убийце, и сверх этих дадите сорок два города - каждый даст из городов своих левитам соразмерно уделу своему, который он получит".

"Города убежища, чтобы убегать убившему человека по ошибке, дабы не погиб убийца прежде, чем предстанет перед обществом на суд - три города по эту сторону Иордана, а три города - в стране Кнаан".

"Если железным, деревянным орудием или камнем ударил кто человека, и тот умрет, то он - убийца; смерти будет предан. Кровомститель сам может умертвить убийцу. Если нечаянно, без злого умысла, или не видя, бросил он в него, и тот умер, а он не враг ему и не желает ему зла, рассудить должно общество. И спасти должно общество убийцу, и возвратит его общество в город убежища его, куда он бежал, и там он должен оставаться до смерти Первосвященника. Если же выйдет убийца за пределы города убежища, и убьет его кровомститель, то на нем нет вины крови. А после смерти Первосвященника может возвратиться убийца в страну владения своего.

Всякий, кто убил человека, по показанию свидетелей убивают такого убийцу; один свидетель не может давать показания против человека, чтобы осудили его на смерть.

Не бери искупительный дар за злодея, которому надлежит умереть, смерти будет он предан. Не бери выкуп за убежавшего в город убежища своего, чтобы возвратиться ему на жительство в страну прежде, чем умрет Первосвященник.

Всякая дочь, наследующая удел, должна стать женой кого-либо из колена отца своего, чтобы не переходил удел у сынов Израиля от колена к колену, каждый человек к колену отцов своих должен быть привязан.

Тора. Книга Шмот. Глава Мишпатим

Тора. Книга Шмот. Глава Мишпатим (в сокращении)

И вот Законы, которые ты разъяснишь им: Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой выйдет на свободу без выкупа. Если он пришел один, выйдет один, а если была у него жена, выйдет и жена вместе с ним. Если господин даст ему жену и та родит, жена и ее дети останется у господина, а раб выйдет один. А если заявит раб: я люблю господина, и жену, и детей, не выйду я на свободу, господин приведет его к судьям, и подведет его к двери или к косяку, и проколет ухо его шилом, и останется он служить ему навеки.

А если человек продаст свою дочь в рабство, не выйдет она на свободу так, как выходят рабы. Если она неугодна господину, который предназначал ее себе в жены, то пусть он предоставит ей возможность выкупить себя; чужому же продать ее он не властен, изменив ей. А если он предназначит ее сыну своему, то должен поступить с ней по закону, как с дочерью Израиля. Если другую возьмет себе, не должен он лишать ее пищи, одежды и супружеской близости. А если он трех этих вещей не сделает для нее, то выйдет она даром, без выкупа.

Тот, кто ударит человека так, что тот умрет, да будет предан смерти. Но тот, кто не злоумышлял, а по воле Б-га произошло с ним такое, то в место, которое Я тебе назначу, пусть бежит он.

Если человек злонамеренно умертвит ближнего, и от жертвенника Моего заберешь его на смерть. Кто ударит отца или мать, предан будет смерти. Кто похитит человека и продаст, будет предан смерти. Проклинающий отца или мать будет предан  смерти. Если ссорятся люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель - если встанет и будет ходить вне дома на костыле своем, то ударивший освобожден от наказания, только пусть заплатит за перерыв его в работе и полностью вылечит его.

Если человек побьет раба или рабыню палкой, и тот умрет, то он должен быть наказан. Но если проживет день или два, то не надо наказывать его. Если при драке, ударят беременную женщину, и та выкинет, но опасности не будет для нее, следует  взыскать деньгами сумму, которую определит суд. Если же случится несчастье, то отдашь душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб. Если выбьет глаз или зуб рабу или рабыне, пусть отпустит их на волю.

Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, то быка побить камнями, мясо его не есть, а хозяин быка не виноват. Но если бык был бодлив, и предупреждали хозяина, но тот не стерег, то быка побить камнями, а хозяина предать смерти. Если раба забодает бык, 30 шекелей серебром следует дать господину его, а быка побить камнями. 

Если раскроет кто яму, и не прикроет ее, и упадет туда животное, владелец ямы должен возместить ущерб хозяину животного, а животное будет его. Если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другому, пусть продадут быка живого и разделят пополам деньги, также деньги за убитого быка пусть разделят пополам.

Если украдет кто быка или овцу и зарежет или продаст его, то стоимость пяти быков заплатит за быка и стоимость четырех овец за овцу.

Если во время подкопа замечен вор и побит будет так, что умрет, то не будет на убившем вины за его кровь. Но если сияло солнце, лежит на убившем вина. Если вор остался в живых, должен платить, а если платить ему нечем, пусть продадут его за кражу. Если найдется в руках его украденное - пусть заплатит вдвое.

Если потравит кто-нибудь поле, пустив скот свой, то лучшим полем своим пусть заплатит. Если займется огонь, и сгорит пашня, то платить должен вызвавший пожар.

Если отдаст кто-нибудь ближнему деньги или вещи на хранение, и это украдено будет из дома того человека, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое. Если не найдется вор, хозяин дома должен перед судом поклясться в том, что не крал.

При всяком ложном заявлении о пропаже, когда указывают на вещь "вот она", - доводы обоих должны быть доведены до суда. Кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему вдвое.

Если отдаст ближнему животное на хранение, и оно падет, будет покалечено или похищено без очевидцев - взявший на хранение должен поклясться, что не наложил он руки своей на собственность ближнего, и хозяин должен это принять, а тот не будет платить.

А если силой отнимут у него животное, взятое на хранение, то должен заплатить хозяину его. А если растерзано будет, то пусть представит свидетельство: за это растерзанное животное он не платит.

Если займет у ближнего скот, и скот этот будет покалечен или погибнет, но  хозяина его не было с тем, кто взял скот взаймы, - взявший должен платить. Если же хозяин его был с тем, кто взял взаймы, тот не должен платить.

Если обольстит человек девушку необрученную и ляжет с ней, то должен дать ей приданое и взять ее в жены. Если отказывается ее отец выдать ее замуж за него, то да отвесит тот серебра столько, сколько дают в приданое девушке.

Колдуньи не оставляй в живых! Всякий скотоложец да будет предан смерти. Приносящий жертвы идолам да будет истреблен - только Б-гу следует служить. Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо пришельцами вы были в стране египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняй. Если будешь притеснять, то возгорится гнев Мой, и убью вас, и будут жены ваши вдовами, а дети ваши сиротами.

Когда деньгами будешь ссужать неимущего, не бери проценты. Если возьмешь в залог одежду ближнего, возврати ее ему до захода солнца, в чем будет он спать? Судей не проклинай и вождя народа твоего не кляни.

Людьми святыми будете Мне, и мяса животного, раненного зверем в поле, не ешьте, а псам бросайте его.

Не верь ложному слуху, не оказывай поддержки нечестивому, чтобы не стать лжесвидетелем. Не следуй за большинством во зло и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, лишь бы склониться к большинству. Нищего не поддерживай в тяжбе его. Если встретишь заблудившее животное, принадлежащее врагу твоему, должен  ты вернуть его хозяину. Если увидишь, что осел врага твоего лежит под ношею своею, помоги непременно. Не суди несправедливо бедняка в тяжбе его. Сторонись неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю виновного. Взяток не принимай, ибо взятка ослепляет зрячих и извращает слова правых.

Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды ее. А в седьмой - не трогайте ее, чтобы питались неимущие, а остатком после них питались звери.

Три раза в году справляй праздники Мне: праздник опресноков, праздник жатвы первых плодов и праздник сбора урожая. Три раза в году предстанет всякий мужчина пред Б-гом. Первинки урожая земли приноси в Храм Б-га. Не вари козленка в молоке матери его.

И написал Моше все слова Б-га, и взял книгу союза, и прочитал вслух народу, и сказали они: "Все, что говорил Б-г, сделаем и будем слушать его слова!" И взошли Моше, Аарон, Наддав, Авигу и 70 старейшин Израиля, и увидели они Б-га Израиля, а под ногами Его подобное кирпичу из сапфира, прозрачного, как небесная высь, и ели, и пили.

И сказал Б-г Моше: "Взойди ко мне на гору и Я дам тебе скрижали каменные, и Тору, и заповедь, которые Я написал для наставления народа". И взошел Моше на гору, и покрыло облако гору. И вошел Моше в облако, и был на горе 40 дней и ночей.

Тора. Книга Ваикра. Глава Ваикра

Тора. Книга Ваикра. Глава Ваикра (в сокращении)

И призвал Моше Б-г, и сказал ему из Шатра откровения: "Обратись к сынам Израиля: когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу, то из скота крупного или мелкого приведет самца без порока ко входу в шатер откровения, и возложит руку на голову жертвы, и приобретет благоволение во искупление свое, и зарежет тельца перед Б-гом, и принесут сыновья Аарона кровь тельца к жертвеннику, и со всех сторон окропят кровью жертвенник, и жертву всесожжения рассечет на части, и принесут сыновья Аарона огонь на жертвенник, и разложат дрова на огне, и возложат сыновья Аарона части жертвы на дровах, которые на огне, горящем на жертвеннике. А внутренности и голени ее вымоет он водою, и воскурит Аарон все на жертвеннике: это жертва всесожжения, благоухание, приятное Б-гу.

Если же из птиц всесожжение, то пусть приносит жертву свою из диких голубей или из молодых домашних голубей.

А если человек приносит хлебный дар Б-гу, то из тонкой пшеничной муки. И пусть польет ее оливковым маслом, и возьмет оттуда Аарон полную горсть, и воскурит эту поминальную часть на жертвеннике, во благоухание, приятное Б-гу. Оставшееся же от хлебного дара - Аарону и сыновьям его, это святая святых, оставшаяся от огнепалимых жертв Б-гу.

Если же будешь приносить хлебный дар из печеного в печи, то пусть это будут хлебы пресные. А если жертва твоя - хлебный дар со сковороды, разломи ее на части и полей ее маслом: это дар хлебный. А если жертва твоя - хлебный дар из горшка, то из тонкой пшеничной муки на оливковом масле пусть она будет сделана.

И говорил Б-г Моше: "Скажи сынам Израиля так: если кто-нибудь согрешит по ошибке, нарушив какую-либо из запрещающих заповедей Б-га, то если Первосвященник согрешит во зло народу, пусть принесет Б-гу за грех свой молодого быка в грехоочистительную жертву. И пусть возьмут шкуру быка, и все мясо вместе с внутренностями и с нечистотами, и вынесут из стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожгут его на дровах на огне.

Если же все общество Израиля ошибается, и станет известно им о грехе, который совершили, пусть собрание приготовит для грехоочистельной жертвы быка молодого и сожгут его, как сжигают того быка, которого приносит первосвященник.

Если вождь согрешит наперекор одной из запрещающих заповедей Б-га, пусть принесет молодого козла без порока.

Если кто из народа согрешит по ошибке, пусть принесет козу без порока.

Кто согрешит в том, что будучи свидетелем, видел или знал, но, слыша голос заклинающего его, не сообщил, то будет виновен. Кто прикоснулся к чему-то нечистому: к трупу животного или к человеку нечистому. Кто поклялся устами своими во вред себе или на пользу, или о том, о чем человек обычно клянется и забыл об этом, а затем узнал - пусть исповедуется в грехе, который совершил и принесет в повинную жертву Б-гу самку мелкого скота или двух диких голубей, и будет ему прощено.

Если кто-нибудь злоупотребил святынями Б-га по ошибке, пусть принесет в повинную жертву Б-гу самца мелкого скота, и прощено будет ему.

Если кто-нибудь согрешит, нарушив какую-либо из запрещающих заповедей Б-га, пусть принесет в повинную жертву самца мелкого скота.

Если кто-нибудь согрешит пред Б-гом и злоупотребит доверием ближнего, отрицая, что ему было отдано что-то на хранение или во временное пользование; или будет виновен в грабеже или присвоении имущества ближнего, или найдет потерянное и будет отрицать все это - и поклянется ложно, что он совершил эти грехи, то, признав вину, должен возвратить награбленное, или присвоенное, или вклад, который был ему доверен, или все потерянное, что он нашел, прибавив пятую часть, и отдать тому, кому это принадлежит, в день признания вины своей. В жертву повинную пусть принесет самца мелкого скота, и будет прощен ему тот проступок, в котором он виновен".

 

Тора. Книга Шмот. Глава Итро

Тора. Книга Шмот. Глава Итро (в сокращении)

И услышал Итро, правитель Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что сделал Б-г для Моше и Израиля, что вывел Израиль из Египта. И взял Итро, Ципору, жену Моше, и двух ее сыновей, Гершом и Элиэзер, и пришел к Моше в пустыню. И рассказал Моше как Б-г их спас. И радовался Итро. И сказал Итро: "Благословен Б-г, теперь узнал я, что Б-г выше всех божеств".

Назавтра Моше судил народ, и стоял народ около Моше с утра и до вечера. И увидел тесть Моше, что тот делает народу, и сказал: "Нехорошо делаешь! Изнеможешь и ты, и народ. Будь ты у народа посредником Б-га, и сообщай законы, и указывай путь, по которому им идти, и дела, которые им делать. Ты же выбери из всего народа людей дельных, правдивых, бескорыстных, и поставь их над народом главами тысяч, сотен, пятидесяти и десяти. И пусть они судят народ во всякое время. Важное дело представят они тебе, а малое - судят сами". И послушал Моше тестя своего. И отослал Моше тестя своего, и пошел тот в свою страну.

На третий месяц пришли они в пустыню Синай, напротив горы. А Моше поднялся к Б-гу, и воззвал к нему Б-г с горы: "Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля: Вы видели, что Я сделал Египту, вас же поднял Я на орлиных крыльях и принес вас к Себе. А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя - вся земля, и будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля".

И Моше изложил эти слова, и ответил весь народ вместе: "Все, что сказал Б-г, сделаем!". И сказал Б-г Моше: " Иди к народу, пусть выстирают одежды свои, ибо на третий день сойдет Б-г на глазах у всего народа на гору Синай. И проведи границу кругом, ибо кто прикоснется к горе, умрет. Когда же затрубит  шофар, смогут они взойти на гору".

И на третий день, когда наступило утро, загремели громы, и засверкали молнии, и облако густое скрыло гору, и шофар затрубил очень громко, и содрогнулся народ, и встали у подножия горы. А гора Синай дымилась и содрогалась оттого, что сошел на нее Б-г. И звук шофара становился все сильнее. Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом. И сошел Б-г на вершину горы, и призвал Моше и Агарона.

И говорил Б-г: Я - Б-г Твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства. Да не будет  у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я - Б-г. Не произноси Имени Б-га попусту. Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота Б-гу, не совершай никакой работы ни ты, ни сын, ни дочь, ни раб, ни рабыня, ни скот, ни пришелец. Ибо шесть дней творил Б-г небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; поэтому благословил Б-г день субботний и освятил его.

Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Б-г дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством. Не желай дома ближнего. Не желай жены ближнего и ничего, что у ближнего твоего".

А весь народ видел звуки, пламя, звук шофара, гору дымящуюся, и содрогнулись и встали поодаль, а Моше приблизился ко мгле, в которой скрывался Всесильный.

И сказал Б-г Моше: "Так скажи сынам Израиля: видели вы, что с небес Я говорил с вами. Не делайте при мне богов серебряных и золотых. Жертвенник на земле сделай мне, и приноси на нем жертвы, во всяком месте, где Я разрешу упоминать Имя Мое, Я приду к тебе, и благословлю тебя. А жертвенник делай из камней необтесанных. И не восходи по ступеням на жертвенник Мой, чтобы не открылась нагота твоя на нем.

Тора. Книга Шмот. Глава Бешалах

Тора. Книга Шмот. Глава Бешалах (в сокращении)

И было: когда отпустил Фараон народ, не повёл их Б-г через страну Плиштим, потому что короток этот путь, чтобы не передумал народ, при виде войны, возвратиться в Египет, а повел по пустыни, к морю Суф. И взял Моше останки Йосефа с собой. Б-г шел перед ними днем в столпе облачном, указывая им дорогу, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им и не отходил столп облачный днем и столп огненный ночью от них.

И говорил Б-г Моше: "Скажи сынам Израиля: пусть вернутся и остановятся у моря. И скажет Фараон: заблудились они. А Я ожесточу сердце Фараона, и погонится он за ними, и прославлюсь Я, наказав Фараона и все его войско, и узнают египтяне, что Я - Б-г!".

И сделали они так. И запряг Фараон колесницу свою, и народ свой взял с собою. И взял шестьсот колесниц отборных, и все колесницы Египта, и поставил начальников над всем войском. И укрепил Б-г сердце Фараона, и тот погнался за сынами Израиля, а сыны Израиля уходили - свободные и бесстрашные.

И погнались египтяне за ними, и настигли их у моря. И сыны Израиля устрашились, и возопили к Б-гу. И сказали они Моше: "Разве могил недостает в Египте, что ты взял нас умереть в пустыне? Лучше работать на египтян, чем умереть в пустыне!". И сказал Моше народу: "Не бойтесь и смотрите, как Б-г вас спасает сегодня!".

И сказал Б-г Моше: "Что ты вопиешь ко мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед! А ты подними посох свой на море, и рассеки его - и пройдут сыны Израиля среди моря по суше. А Я ожесточу сердце египтян, и они погонятся за ними, и прославлюсь Я, и узнают египтяне, что Я - Б-г, когда прославлюсь Я, наказав Фараона, и колесницы его, и всадников его".

И навел Моше руку на море, и гнал Б-г море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израиля внутри моря по суше. А воды были им стеною справа и слева от них.

И погнались египтяне, и вошли за ними в середину моря. И перед наступлением утра Б-г посеял панику в войске Египта. И сказали египтяне: "Бежим от Израиля, ибо Б-г сражается за них с Египтом!".

И сказал Б-г Моше: "Наведи руку свою на море, и возвратятся воды на египтян, и покрыли воды все войска Фараона, и увидел Израиль египтян мертвыми  на берегу моря. И увидел Израиль силу великую, которую проявил Б-г на египтянах, и устрашился народ Б-га, и уверовали в Б-га и в Моше, служителя Его.

И увел Моше сынов Израиля от моря Суф в пустыню Шур, и пришли в Эйлим, и расположились там станом у воды. И двинулись из Эйлима в пустыню Син, что между Эйлимом и Синаем, и сказали: "Лучше умереть от Б-га в Египете у горшка с мясом и хлебом, ведь вывели нас в пустыню уморить голодом!".

И сказал Б-г Моше: "Вот Я посылаю вам хлеб с небес, и будет народ собирать ежедневно, сколько нужно на день. А в шестой день соберут вдвойне. Под вечер вы будете есть мясо, а поутру хлебом насытитесь, и узнаете, что Я - Б-г Ваш".

И вечером налетели перепела и покрыли стан, а утром был слой росы вокруг стана. И испарилась роса, и сказал им Моше: "Это хлеб, который дал вам Б-г в пищу. Собирайте его каждый столько, сколько ему съесть, по омеру на человека, по числу душ сколько у каждого в шатре". И сделали так сыны Израиля, и собрали кто много, а кто мало. И измерили омером, и оказалось, что не было лишнего, кто собрал много, а у собравшего мало не было недостатка - каждый собрал столько, сколько ему съесть.

И  сказал им Моше: "Никто пусть не оставляет от него до утра". Но не послушались и оставили некоторые, и завелись черви, и разгневался на них Моше. И собирали его каждое утро, сколько каждый мог съесть, а когда согревало солнце, он таял. А на шестой день собрали хлеба вдвое больше: по два омера на человека. Сказал Моше: "Завтра покой, суббота святая для Б-га, что вы будете печь - пеките, и что будете варить - варите, а все остальное отложите себе, сохранив до утра". И отложили до утра, и не было смрада в нем. И сказал Моше: "Ешьте его сегодня, ибо сегодня - суббота для Б-га, сегодня вы не найдете его в поле".

И на седьмой день вышли некоторые из народа собирать, но не нашли. И сказал Б-г Моше: "Доколе будете отказываться соблюдать заповеди Мои и наставления Мои?". И отдыхал народ в день седьмой. И назвал его "ман", белый, на вкус медовый. И сыны Израиля ели ман сорок лет, пока не прибыли к границе страны Кнаан. А омер - десятая часть эйфы.

И двинулись из пустыни Син в Рефидим, и не было воды, и роптал народ на Моше: "Зачем ты нас вывел из Египта, чтобы уморить жаждой?" И возопил Моше к Б-гу. И сказал Б-г Моше: "Ударь по скале, и польется вода, и будет пить народ". И сделал так Моше, и назвал то место "Испытания и раздоры" (мей мерива), потому что говорили: "Есть ли Б-г среди нас или нет?".

И пришел Амалек воевать с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Йегошуа: "Выбери мужей и выходи на войну с Амалеком! Завтра я встану на вершине холма с посохом Б-га". И было - как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль, а если опустит руку свою одолевал Амалек. И отяжелели руки Моше, и взяли камень, и подложили под него, и он сел на него, а Агарон и Хур поддерживали руки его до захода солнца. И ослабили Амалека.  

И сказал Б-г Моше: "Запиши это на память в книгу и внуши Йегошуа, что совершенно сотру Я память об Амалеке под небесами". И воздвиг Моше жертвенник, и назвал его "Б-г - мое чудо". И сказал: "Б-г клянется, что война у Него с Амалеком из рода в род".

Тора. Книга Шмот. Глава Бо

Тора. Книга Шмот. Глава Бо (в сокращении)

И сказал Б-г Моше: "Иди к фараону, ибо ожесточил Я сердце его и слуг его, дабы совершить эти знамения на них, дабы рассказывал ты сыну и внуку о том, как наказывал Я египтян, и о знамениях Моих, и познаете, что Я - Б-г".

И пришел Моше с Аароном к фараону, и сказали: "Так сказал Б-г: доколе ты будешь отказываться смириться предо Мною? Отпусти народ Мой, чтобы Мне служили они! А если откажешься отпустить, наведу саранчу и покроет она землю, и пожрет все, и наполнятся ею дома". И вышел от фараона. И сказали слуги фараону: "Отпусти этих людей и пусть служат Б-гу их. Неужели ты не видишь, что гибнет Египет?".

И были возвращены Моше и Аарон, и сказал он им: "Идите, служите Б-гу вашему! Кто пойдет?". И сказал Моше: "С отроками и со старцами, с сыновьями и с дочерьми, со всем скотом пойдем, ибо праздник Б-га у нас!". И сказал фараон: "Вы мужчины только, пойдите и служите Б-гу" - и выгнали их от фараона.

И сказал Б-г Моше: "Вознеси руку над страною египетской, и налетит саранча, и пожрет всю траву земли". И налетела саранча, и не осталось никакой зелени. И поспешил фараон призвать Моше и Аарона, и сказал: "Согрешил я пред Б-гом вашим, и перед вами. А теперь помолитесь Б-гу, да будет удалена от меня хоть эта смерть!". И вышел он от фараона и помолился Б-гу, и ветер унес саранчу. Но ожесточил Б-г сердце фараона, и не отпустил тот сынов Израиля.

И сказал Б-г Моше: "Вознеси руку к небесам, и настанет тьма в стране египетской, и будет осязаема тьма". И вознес Моше руку, и настала кромешная тьма три дня, а у сынов Израиля был свет в жилищах. И сказал фараон Моше: "Идите, служите Б-гу, только весь скот ваш пусть останется, а дети ваши пусть идут с вами". И сказал Моше: "Даже и ты дашь в наши руки жертвы всесожжения, и скот наш пойдет с нами, ни одного копыта не останется, ибо из него возьмем мы жертвоприношения для служения Б-гу: ведь не знаем мы, как служить Б-гу, пока не придем туда". Но ожесточил Б-г сердце фараона, и не пожелал он отпустить их. И сказал ему фараон: "Иди прочь и берегись больше не видеть лица моего, ибо умрешь!". И сказал Моше: "Верно сказал ты, не увижу я больше лица твоего".             

И сказал Б-г Моше: "Еще одну кару наведу Я на фараона и на Египет, и после этого изгонит вас отсюда. И скажи народу: пусть возьмет в долг каждый вещей серебряных и вещей золотых". И дал Б-г приязнь народу в глазах египтян.

И сказал Моше: "Так сказал Б-г: около полуночи умрет всякий первенец в стране египетской. И сойдут слуги твои ко Мне, говоря: уходи ты и весь народ! И только тогда я уйду!"

И сказал Б-г Моше: "Не послушает вас фараон, дабы умножились чудеса мои в стране египетской". Моше и Аарон сделали все эти чудеса перед фараоном, но ожесточил Б-г сердце фараона, и не отпустил тот сынов Израиля из страны своей.

И сказал Б-г Моше и Аарону: "Месяц этот для вас - начало месяцев года. Скажите обществу Израиля: в 10-ый день этого месяца пусть возьмет себе каждый по ягненку на отчий дом и храните его до 14-го дня этого месяца. И тогда зарежет его общество Израиля, возьмут крови его и нанесут на оба косяка и на притолоку в своих домах. И едят мясо в ту же ночь, жареное на огне. И опресноки с горькой зеленью. Ешьте его одетыми к выходу и поспешно - это жертва пасхальная Б-гу.

А пройду Я по Египту в ту ночь, и поражу всех первенцев. И увижу кровь на дверях, и миную их, пусть будет день этот в память, празднуйте его во всех поколениях.

Семь дней ешьте опресноки, к первому дню устраните квасное из домов, ибо душа всякого, кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, будет отторгнута от Израиля. А в первый день Священное Собрание и в седьмой день Священное Собрание да будет у вас, никакой работы не делайте в эти дни.

И было - в полночь Б-г поразил каждого первенца в Египте, и был вопль великий в Египте. И призвал фараон Моше и Аарона: "Идите служить Б-гу. И скот  возьмите, и благословите также и меня". А египтяне торопили народ, чтобы поскорее ушел, и говорили: "Иначе все мы умрем!".

И понес народ тесто свое, прежде чем оно сквасилось, на плечах своих, и взяли в долг у египтян вещи серебряные, и золотые, и одежды, и опустошили они Египет.

И отправились от Рамсеса в Сукот - около  600.000 пеших мужчин, кроме детей. А также много иноплеменников вышли с ними, и много скота. Времени же пребывания сынов Израиля в Египте - 430 лет.

Тора. Книга Дварим. Глава Шофтим

Тора. Книга Дварим. Глава Шофтим (в сокращении)

Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, чтобы судили они народ судом праведным. Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К правде, к правде стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Б-г дает тебе.

Не сади себе никаких священных деревьев, не ставь себе столбов.

Не приноси в жертву Б-гу быка и ягненка, у которого порок.

Если найдется в среде твоей, мужчина или женщина, которые станут служить богам чужим, побей их камнями, чтобы умерли они. По словам двух свидетелей или трех свидетелей смерти будет предан подлежащий смерти; не может он быть предан смерти по словам одного свидетеля. Рука свидетелей будет на нем первой, чтобы убить его, а рука всего народа - после.

Если неясен будет тебе закон - по делам спорным, приди к Коэнам, Левитам и к судье и расспроси, и скажут они тебе, каков закон, и точно делай все, как они укажут тебе. А человек, который поступит злонамеренно, не слушаясь Коэна, или судьи, умереть должен человек тот, и весь народ ужаснется, и не будет злонамеренно поступать впредь.

Когда придешь в страну, которую Б-г дает тебе, поставь над собою царя, которого изберет Б-г, пусть не заводит он себе много коней и не обзаводится множеством жен, не умножает серебра и золота чрезмерно. А пусть спишет себе книгу учения этого и пусть читает ее все дни жизни своей, чтобы соблюдать все слова учения этого, чтобы не возносилось сердце его над братьями, не отступал от заповеди.

Да не выступает один свидетель против человека, подозреваемого в какой-либо провинности, по словам двух свидетелей будет решено дело. А если выступит злонамеренный свидетель против кого-либо, чтобы обвинить его в преступлении, если судьи расследовали и оказалось, что ложно обвинил он брата своего, сделайте ему то, что замышлял он сделать брату своему. И не будь жалостлив: жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу.

Когда выйдешь ты на войну против врага твоего, и увидишь народ многочисленнее тебя, не бойся, ибо с тобой Б-г. И когда приступите к войне, пусть подойдет Коэн, и скажет: Вы приступаете сегодня к сражению с врагами, да не будет мягким сердце ваше, не бойтесь, ибо Б-г идет с вами. А надсмотрщики пусть говорят народу так: кто построил новый дом, пусть возвратится в дом свой. Кто насадил виноградник, пусть возвратится домой. Кто обручился с женщиной, пусть возвратится домой. И еще обратятся надсмотрщики к народу и скажут: кто боязлив сердцем, пусть возвратится домой, чтобы не сделал он робкими сердца братьев его.

Когда подступишь ты к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир. И будет, если он ответит тебе миром и отворит тебе, то пусть весь народ, который находится в нем, платит тебе дань и служит тебе. Если же он не сдастся тебе и будет вести с тобой войну, то осади его, и, когда Б-г отдаст его в руки твои, перебей всех мужчин. Только женщин, детей, скот и всю добычу возьми себе, и пользуйся добычей врагов твоих. Так поступай со всеми городами отдаленными.

В городах же народов, которые Б-г дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души. Если осаждать будешь город долгое время, не порти деревьев, только дерево, плоды которого несъедобны, можешь срубить.

Тора. Книга Берешит. Глава Толдот

Тора. Книга Берешит. Глава Толдот (в сокращении)

Вот родословие Ицхака, сына Авраама. И было Ицхаку сорок лет, когда взял он Ривку, дочь арамейца Бетуэла, сестру Лавана, себе в жены. И молился Ицхак Б-гу о жене, так как она была бездетна, и зачала Ривка. И толкались сыновья в утробе ее, и вопросила Б-га. И сказал ей Б-г: "Два народа разойдутся из лона твоего, и старший будет служить младшему".

И настало ей время родить, и вышел первый красный, волосатый. И нарекли имя ему Эйсав. А затем вышел брат его, держась рукой за пяту Эйсава, и нарекли ему имя Яаков. И стал Эйсав сведущим в охоте, человеком поля, а Яаков - человеком смирным, жителем шатров. Ицхак любил Эйсава за то, что охота на устах его, а Ривка любила Яакова.

И сварил раз Яаков кушанье, а Эйсав пришел с поля усталый. И сказал Эйсав Яакову: "Дай похлебать мне красного, красного этого". Поэтому дали ему прозвище Эдом. Но Яаков сказал: "Продай мне первородство!". И сказал Эйсав: "Ведь я хожу на смерть, на что мне первородство?" И поклялся, и продал свое первородство Яакову. И дал Яаков Эйсаву хлеба и похлебку из чечевицы. 

И поселился Ицхак в Граре. И спросили люди о жене его, и сказал он: "Она моя сестра", подумав: "Могут убить меня из-за Ривки, ибо хороша она видом". И посмотрел раз Авимелех, царь плиштим, и увидел, что Ицхак играет с Ривкой, женой своей. И сказал Авимелех: "Если бы лежал один из народа нашего с женой твоей, навел бы на нас вину!" И приказал Авимелех: "Кто дотронется до этого человека и до жены его - умрет!".

И сеял Ицхак в стране той, и получил сторицей, и завидовали ему плиштим. И все колодцы, которые выкопали рабы Авраама, засыпали землей. И сказал Авимелех Ицхаку: "Уйди от нас, ибо ты стал сильнее нас". И ушел Ицхак, и откопал колодцы воды, которые выкопали во дни Авраама, и нашли колодец живой воды.

И когда Ицхак состарился, и притупилось зрение его, позвал он Эйсава, и сказал: "Налови дичи, приготовь мне кушанье, буду есть, дабы благословила тебя душа моя, прежде чем умру". Ривка же слышала, и сказала Якову: "Возьми козлят, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит. И поднесешь отцу, и он поест, дабы он благословил тебя пред смертью".

И сказал Яаков: "Ведь Эйсав волосатый, я же гладкий. Может ощупает меня отец, и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословление". И сказала мать его: "На меня проклятие твое, сын мой! Только слушайся меня".

И сделала кушанье, и любимые платья Эйсава надела на Яакова, шкурки козлят надела на руки его. И пришел он к отцу, и сказал: "Я, Эйсав, первенец твой". И сказал Ицхак: "Подойди же, я дотронусь до тебя, Эйсав ты или нет". И подошел Яаков к Ицхаку, и он дотронулся, и сказал: "Голос Якова, а руки Эйсава". И благословил его: "Запах сына моего, как запах поля, которое благословил Б-г. И будут служить народы тебе; проклинающие тебя - прокляты, а благословляющие тебя - благословенны!"

И как только ушел Яаков от Ицхака, Эйсав пришел с охоты и сказал: "Я первенец твой, Эйсав". И вострепетал Ицхак и сказал: "Тот, которого благословил я, пусть будет благословен!"

И Эйсав, возопил: "На то ли нарекли ему имя Яаков, чтобы первородство, а теперь - и благословление взял? Неужели не оставил ты для меня благословения?".

И отвечал Ицхак: "Место, в котором будешь жить, будет тучнейшим, мечом будешь жить, брату твоему служить, но когда вознегодуешь, свергнешь его с шеи твоей". И возненавидел Эйсав Яакова за благословение, и сказал: "Наступят дни скорби по отцу моему, и убью Яакова, брата моего".

И сообщены были Ривке слова Эйсава, и она сказала Яакову: "Эйсав в намерении убить тебя, беги к Лавану в Харан, поживи, пока  пройдет гнев брата твоего.

И призвал Ицхак Яакова, и благословил его, и повелел: "Пойди и бери себе жену из дочерей Лавана, брата матери твоей. И Б-г благословит тебя, и сделает сонмом народов,  и даст тебе благословение Авраама - чтобы ты овладел страной, которую Б-г дал Аврааму".

И увидел Эйсав, что Ицхак благословил Яакова, и приказал: "Не бери в жены из дочерей Кнаана", и взял Эйсав Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сверх своих жен, себе в жены.

Тора. Книга Берешит. Глава Хаей Сара

Тора. Книга Берешит. Глава Хаей Сара (в сокращении)

И было жизни Сары 127 лет. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон, и говорил хеттам: "Я у вас пришелец, дайте мне участок для погребения, попросите Эфрона, чтобы отдал пещеру в Махпеле, за полную плату". И отвечал Эфрон: "Земля в 400 шекелей серебра. Похорони твою умершую". И понял Авраам Эфрона, и отвесил серебро. И стало поле Эфрона за Авраамом, и похоронил Сару, в пещере поля Махпелы, против Мамре, он же Хеврон, в стране Кнаан.

Авраам был стар, Б-г благословил Авраама всем. /2/ И сказал Аврагам своему рабу: "Поклянись, что на мою родину пойдешь и возьмешь жену Ицхаку". Если не захочет женщина идти за тобой, то ты чист от этой клятвы, только сына моего не возвращай туда".

И взял раб верблюдов и всякого добра, и пошел в Арам-Нагараим, в город Нахора. И расположил верблюдов возле колодца, и сказал: "Б-г, доставь мне случай! Если девица, которой скажу "Наклони кувшин твой и я напьюсь, скажет: пей и верблюдов твоих напою, узнаю я, что ее определил ты для Ицхака". И было так, вышла Ривка, дочь Милки и дочь Бетуэля, сына Нахора, брата Авраама, и напоила его и верблюдов. И преклонился человек, и пал ниц пред Б-гом, и сказал: "Благословен Б-г господина моего, Авраама".

У Ривки же Лаван, как увидел кольцо и браслеты на руках сестры своей, сказал: "Войди, благословенный Б-гом!". И сказал тот: "Я раб Авраама. Б-г благословил господина моего, он стал велик. Сара, жена господина моего, родила сына. Господин мой Авраама навел меня, чтобы я взял дочь брата господина моего за сына его.

И отвечали Лаван и Бетуэль: "От Б-га произошло дело это. Вот Ривка, возьми и иди, пусть будет она женою сына господина твоего, как порешил Б-г". А поутру брат ее и мать сказали: "Пусть останется с нами девица год или десяток месяцев, потом пойдет". Но он сказал им: "Не задерживайте меня! Раз Б-г увенчал успехом путь мой, отпустите меня, и я пойду к господину моему!". И сказали они: "Призовем девицу и спросим ". И призвали Ривку, и она сказала: "Пойду". И отпустили они Ривку, Ривка и служанки ее сели на верблюдов, и пошли за человеком.

И вышел Ицхак при наступлении вечера помолиться в поле и увидел -идут верблюды. И Ривка увидела Ицхака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: "Кто этот человек, идущий по полю нам навстречу?". И сказал раб: "Это господин мой", и взяла она покрывало, и закрылась. И рассказал раб Ицхаку все, что он сделал.

И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей, и взял Ривку, и она стала ему женою, и он полюбил ее, и находил Ицхак утешение после матери своей.

Авраам еще раз взял жену Ктура. И она родила ему сыновей. И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку. А сынам наложниц дал подарки и отослал их от Ицхака, еще при жизни своей, на восток, в страну восточную.

Авраама прожил 175 лет. И умер в доброй старости, и похоронили его Ицхак и Ишмаель, сыновья его, в пещере Махпела.

А вот родословие Ишмаэля, двенадцать племен. И вот годы жизни Ишмаэля 137 лет, и скончался он. А сыновья расселились от Хавилы до Шура, что пред Египтом, - вплоть до Ашура. Пред лицом всех братьев своих расположился он.

Тора. Книга Берешит. Глава Микец

Тора. Книга Берешит. Глава Микец (в сокращении)

Спустя 2 года Фараону снилось, что из реки выходят семь тучных коров, и семь тощих, и съели тощие тучных. И позвал всех гадателей Египта, но никто не истолковал. И начальник виночерпиев Фараону рассказал, как Йосеф истолковал сны, так и сбылось. Фараон позвал Йосефа и сказал Йосеф: "Б-г возвещает Фараону, наступают семь лет большого урожая в Египте, и настанут после них семь лет голода. Да усмотрит Фараон человека мудрого, поставит его над страной, назначит надзирателей, наложит пятину на страну в 7 лет урожая, собирать все съестное наступающих хороших лет, и накопляют хлеба, запас для страны на семь лет голода".

И сказал Фараон: "Так как Б-г возвестил тебе все это, нет мудрого, подобного тебе. Ты будешь управлять всем, только престолом я буду выше тебя". И велел всем  преклоняться перед Йосефом. И нарек ему имя Цафнат-Панеах, и дал ему в жены Аснат, дочь Потифара, жреца города Он. А Йосефу было 30 лет. И произвела земля в семь лет урожай горстями. И собрал он все съестное, как песок у моря. И родились у Йосефа, перед наступлением голодного года, Менаше, т.к. "Б-г дал мне забыть мучения" и Эфраим, т.к. "Возвеличил меня Б-г в стране бедствия".

Кончились 7 лет урожая, стала голодать страна, народ завопил о хлебе, и Йосеф продавал запас египтянам и из других стран приходили покупать, ибо был голод на всей земле.

И увидел Яаков, что есть хлеб в Египте, и сказал сыновьям: "Идите и купите". И пошли 10 братьев купить хлеб в Египте. Биньямина, брата Йосефа, не послал Яаков, ибо сказал: "Как бы не случилось с ним несчастье".

И пришли сыновья Исраэля. Йосеф же сам продавал хлеб. И увидел Йосеф братьев, и узнал их, а они не узнали его, и притворился чужим, и говорил с ними сурово: "Вы соглядатаи, один брат заключен будет под стражей, а вы отвезите хлеб семейству и меньшего брата вашего приведите ко мне".

И сказали они друг другу: "Вот, наказаны мы за брата нашего". И не знали, что Йосеф понимает. А он отвернулся от них и заплакал. Взял Шимона и связал на глазах у них. И приказал наполнить сосуды их хлебом, и возвратить серебро каждому в мешок его и выдать пищу на дорогу.

И пошли оттуда. И вскрыл один мешок свой, чтобы дать корму ослу, и увидел серебро. И обмерло сердце их, и с трепетом говорили друг другу: "Что это Б-г сделал с нами?". И пришли они к Яакову, и сообщили случившееся: "Властитель той страны принял нас за соглядатаев и сказал нам: узнаю, что вы честны, если одного брата оставьте при мне и приведите меньшего брата вашего, тогда брата вашего отдам и кочуйте в стране этой". Еще они опорожнили мешки свои, и увидели серебро свое и сказал Яаков: "Вы лишили меня Йосефа и Шимона, и Биньямина теперь заберете! Не сойдет он с вами, ибо сведете седину мою со скорбью в могилу".

А голод тяготел над страною. И сказал Йегуда Исраэлю: "Отпусти отрока со мною, я ручаюсь за него". И сказал Исраэль: "Если уж так, то возьмите плодов этой страны и свезите тому человеку в дар. И серебро двойное возьмите, дабы серебро, возвращенное, доставили вы обратно; может быть, это по ошибке. А Б-г даст вам милость, чтобы отпустили вам брата вашего и Биньямина, а я - как был без детей, так и буду".

И сошли в Египет, и предстали перед Йосефом. Йосеф указал изготовить обед для всех. И устрашились люди эти, что введены в дом Йосефа, и подошли к управляющему над домом Йосефа, и сказали: "Приходили покупать съестного, а когда вернулись и вскрыли сумы наши обнаружили серебро наше, хотим вернуть его, не знаем, кто вложил серебро наше в сумы наши". Но он сказал: "Б-г отца вашего вложил клад в сумы ваши". И вывел к ним Шимона, и ввел в дом Йосефа, и дал воды, и они омыли ноги свои, и дал корм их ослам. И разложили они дары до прихода Йосефа.

И пришел Йосеф домой, и поклонились ему до земли. И спросил он: "Здоров ли отец ваш?". И сказали: "Мир рабу твоему, жив еще!". И взглянул он, и увидел Биньямина, и воспылала любовь его к брату его, и хотел плакать, и вошел в комнату, и плакал там. Затем умыл лицо свое, и вышел, и сдержался, и сказал: "Подавайте кушанья!". И подали ему особо  и им особо, а египтянам, евшим с ним, - особо, ибо не могут египтяне есть с евреями, потому что это мерзость для египтян. И подносили им от него, и была доля Биньямина в пять раз больше доли каждого из них.

И приказал управляющему: "Наполни сумы людей этих съестным, положи им серебро, и кубок мой серебряный положи в суму младшего". И  когда вышли они из города, Йосеф сказал управляющему: "Встань, догони, когда настигнешь, скажи: зачем воздали вы злом за добро? Ведь это кубок, из которого пьет господин мой. У кого найдется, останется рабом, а вы будете чисты". И открыли каждый суму свою. И он обыскал, и нашелся кубок в суме Биньямина.

И разорвали они одежду свою, и возвратились в город. И вошел Йегуда с братьями своими в дом Йосефа, который был еще там, и пали пред ним на землю. И сказал Йегуда: "Что сказать господину моему, чем оправдываться? Б-г нашел вину за нами. Все будем рабами!". Но тот сказал: "Не пристало мне поступать так. Человек, у которого найден кубок, он будет мне рабом, а вы идите с миром к отцу вашему".

Тора. Книга Берешит. Глава Ноах

Тора. Книга Берешит. Глава Ноах (в сокращении)

Вот родословие Ноаха: Ноах праведный, непорочный в поколении своем, пред Б-гом ходил Ноах.  И родил Ноах Шема, Хама и Йефета. И наполнилась земля злодеянием, извратила всякая плоть путь свой на земле.

И сказал Б-г Ноаху: "Конец всякой плоти настал, истреблю всех. Сделай себе ковчег, а Я наведу потоп, чтобы истребить всякую плоть. А войдешь в ковчег ты, сыновья, жена, жены сыновей, от всего живущего по два, мужского пола и женского. Возьми пищи, какою они питаются.

И сказал Б-г Ноаху: "Войди с семейством в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным в этом поколении. Из скота чистого возьми по 7 пар, а из нечистого по 2. Из птиц по 7. Я наведу дождь на землю 40 дней и ночей, и сотру с земли все, что создал". И сделал Ноах все, как повелел ему Б-г, и вода затопила землю. И был дождь на земле 40 дней и сорок ночей. В этот день вошел Ноах, Шем, Хам, Йефет, их жены в ковчег, и все звери и птицы. И затворил Б-г за ним. И был потоп на земле 40 дней, и вода понесла ковчег с земли. Поднялась вода, и покрылись горы, и погибла всякая плоть, и все люди.

И вспомнил Б-г о Ноахе, и навел ветер, и унялась вода. И сел ковчег на горы Арарат. По окончании 40 дней, открыл Ноах окно ковчега и выпустил ворона, тот отлетал и прилетал, пока вода не высохла на земле. И выпустил голубя, и масличный лист, клювом сорванный, у него: и узнал Ноах, что вода понизилась на земле.

И говорил Б-г Ноаху: "Выйди из ковчега, выведи всех с собою, пусть множатся они по земле. Не буду более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от молодости его, и не буду более поражать все живущее, как Я сделал. Впредь, во все дни земли, сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся".    

И сказал Б-г: "Радугу Мою помещаю Я в облаке, она будет знаком союза между мною и между землею. И когда появится радуга в облаке, вспомню Я союз Мой.

И были сыновья Ноаха: Шем, Хам, и Йефет, от них расселилась вся земля, а Хам - отец Кнаана. И стал Ноах земледельцем, насадил виноградник, выпил вина, опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего. И увидел Хам наготу отца своего, и сообщил двум братьям. Тогда Шем и Йефет взяли одежду, пошли задом и покрыли наготу отца своего. Когда Ноах проспался и узнал, что сделал над ним меньший сын его, сказал он: "Благословен Б-г Шема, даст простор Йефету, да обитает он в шатрах Шема, Кнаан же да будет им рабом".              

Вот родословие сыновей Ноаха - Шема, Хама и Йефета.

Сыны Йефета: Гомер, Магог, Мадай, Яван, Туваль, Мешех, Тирас. Сыны Гомера: Ашкеназ, Рифат, Тогарма. Сыны Явана: Элиша, Таршиш, Китим, Доданим.

Сыны Хама: Куш, Мицраим, Пут, Кнаан. Сыны Куша: Сва, Хавила, Савта, Раама, Савтеха. Сыны  Раамы: Шва и Дедан. Куш родил Нимрода - первый богатырь на земле. Начальным царством его был Бавель, Эрех, Акад, Кальнэ в стране Шинар. Из страны этой вышел Ашур и построил Нинвэ, Рэховот, Келах, Ресен. Мицраим родил лудим, анамим, легавим, нафтухим, патрусим, каслухим, от которых пошли плиштим, кафторим.

А Кнаан родил Цидона, Хетта, йевусеев, эмореев, гиргашеев, хивеев, аркеев, синеев, арвадеев, цмареев, хаматеев.

И была по всей земле речь одна, двинулись они с востока, нашли долину в стране Шинар, и поселились там. И сказали друг другу: "Давайте построим себе город и башню, главою до небес, и сделаем себе знаменье, чтобы не рассеялись мы по лицу всей земли". И сошел Б-г посмотреть город и башню. И сказал Б-г: "Ведь народ один и речь одна, не будет для них ничего невозможного. Смешаем речь их, чтобы один не понимал другого". И рассеял их Б-г оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому наречено ему имя Бавель, ибо там смешал Б-г язык всей земли, и оттуда рассеял их Б-г по всей земле.

Дети Шема - Эвер, Йефет, Эйлам, Ашур, Арпахшад, Луд, Арам.

Родословие Шема: Шем родил Арпахшада, Аршахпад Шелаха, Шеллах Эвера, Эвер Пелега(в дни его разделилось население земли), Пелег Реу, Реу Сруга, Сруг Нахора, Нахор Тераха, Терах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.

Родословие Тераха: Терах родил Аврама, Нахора, и Арана, Аран Лота. И умер Аран при Терахе, отце своем, в Ур-Касдиме. Аврам и Нахор взяли себе жен: имя жены Аврама Сарай, а Нахор - Мильку, дочь Арана. Сарай была бесплодна. И взял Терах Аврама и Сарай, и внука своего Лота, сына Арана, и вышли из Ур-Касдима в страну Кнаан, дошли до Харана и поселились там. И умер Терах в Харане.

Страница 186 из 189« Первая...184185186187188...Последняя »