Записи в разделе 'Тора'
Тора. Книга Берешит. Глава Ваеце

Тора. Книга Берешит. Глава Ваеце (в сокращении)

И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан.

И пришел в одно место, зашло солнце, из камней сделал изголовье и лег. И снилось ему:  лестница стоит на земле, а верх ее достигает неба, и ангелы восходят и спускаются по ней. И Б-г говорит: "Я Б-г. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам. И будет потомство твое, как песок земли, и ты распространишься на запад и восток, на север и юг, и благословятся тобою и потомством твоим все племена земли". И пробудился Яаков и сказал: "Истинно, это - место, где открывается Б-г, это - врата небес". И назвал это место Бейт-Эль, но Луз - первоначальное имя этого города. И дал обет: "Если со мною будет Б-г, и сохранит меня на пути, возвращусь с миром в дом отца, камень этот будет домом Б-га, а из всего, что дашь мне, десятина тебе".     

И поднялся Яаков на ноги, и ушел на восток. И вот колодец и три стада овец. И сказал Яаков: "Знаете ли Лавана?". И сказали они: "Знаем, а вот дочь его, Рахель, приходит с овцами". И когда Яаков увидел Рахель, отвалил камень с устья колодца, и напоил овец. И поцеловал Рахель, и рассказал, что он племянник отца ее и что он сын Ривки. Когда Лаван услышал, обнял его, и привел в дом свой.  И жил он у него один месяц. И сказал Лаван Яакову: "Скажи мне, что в награду тебе?".

А у Лавана дочери: старшая Лея и младшая Рахель. А у Леи глаза слабые, Рахель же была красива. И Яаков сказал: "Буду служить тебе 7 лет за Рахель". И семь лет были в глазах его как несколько дней, по любви его к ней. И Лаван устроил пир. Вечером же взял Лею, и ввел ее к нему. И оказалось поутру, что это Лея! И сказал он Лавану: "Зачем же обманул  ты меня?".

И сказал Лаван: "Нельзя выдать младшую прежде старшей. Возьми младшую и служи еще 7 лет". Но видел Б-г, что Лея нелюбима, и раскрыл утробу ее; Рахель же была бесплодна.

Лея родила сыновей Реувен, Шимон, Леви, Йегуда.  

И Рахель сказала Яакову: "Дай мне детей или я умираю". И дала ему служанку Бильга, и та родила сыновей Дан, Нафтали.

Лея, перестав рожать, дала рабыню Зильпу Яакову и та родила сыновей Гад, Ашер.

Реувен нашел мандрагоры, принес матери своей Лее. И сказала Рахель Лее: "Дай мне мандрагоры". И сказала Лея: "За это пусть ляжет Яаков со мной". И родила Яакову Иссахар, Звулун. Потом родила дочь Дина.

И вспомнил Б-г о Рахели, и родила сына Йосеф. Тут сказал Яаков Лавану: "Отпусти, я уйду в свою страну. Отдай жен и детей!" И сказал ему Лаван: "Назначь себе плату и я дам".

И сказал Яаков: "Отдели скотину крапчатую - это будет мне платою" И взял Яаков прутья, вырезал из них белые полоски, и ставил прутья против овец, и рожали овцы полосатых, крапчатых и пестрых (АКУДИМ, НЕКУДИМ, БРУДИМ). И составлял себе стада из крепких овец, а слабые доставались Лавану.      

И увидел Яаков по лицу Лавана, что он плохо относится к нему. И сказал Б-г Яакову: "Возвратись в страну отцов". И Яаков позвал Рахель и Лею и сказал им: "Раз увидел во сне, что бараны поднявшиеся на овец, полосаты, крапчаты и пестры. И сказал мне Ангел во сне: все бараны, поднимающиеся на овец, полосаты, крапчаты и пестры, ибо Я видел все, что Лаван делал с тобой, возвратись в страну твою". А как Лаван пошел стричь своих овец, то Рахель похитила идолов, что у отца ее.

И взял Яаков детей, жен, скот, имущество и направился к Ицхаку в страну Кнаан, не известив Лавана. И убежал, и сообщено было это Лавану на третий день, и погнался он, и настиг его на горе Гилад. Но Б-г явился к Лавану-арамецу во сне и сказал: "Не говори с Яаковом ни хорошего, ни плохого!". И сказал Лаван Яакову: " Зачем бежал ты, я отпустил бы тебя с радостью, и зачем ты украл богов моих?". А Яаков не знал, что Рахель украла их. И перещупал Лаван весь шатер, и не нашел. И отозвался Яаков: "Вот 20 лет я у тебя. Не будь Б-г за меня, отправил бы ты меня ни с чем ". И отвечал Лаван: "Дочери мои, дети мои, овцы мои, и все это мое! Но заключим союз"

И сказал Лаван Яакову: "Вот холм воздвиг меж мною и тобою: я не перейду к тебе за этот холм, и что ты не перейдешь ко мне. Б-г Авраама и Нахора судит нас".

И поднялся Лаван утром, поцеловал внуков и дочерей, благословил их, и возвратился к себе домой. Яаков же пошел своим путем, и встретили его Ангелы. И сказал Яаков, когда увидел их: "Это - стан Б-га". И назвал место Маханаим.

 

Я оставляю в каждом тексте после сокращения, места, на которые обычно ссылаются каббалисты, для раскрытия внутреннего смысла Торы, который мы затем будем здесь в блоге раскрывать! 

Тора. Книга Дварим. Глава Экев

Тора. Книга Дварим. Глава Экев (в сокращении)

И будет, за то, что слушать будете вы законы эти, хранить и исполнять, хранить будет Б-г союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим. И возлюбит Он тебя, благословит и размножит, благословит плод земли, хлеб, вино, оливковое масло, приплод скота твоего на земле, которую Он поклялся отцам твоим дать тебе. Благословен будешь ты более всех народов и отдалит Б-г от тебя всякую болезнь, а наведет их на всех ненавистников твоих. И истребишь ты все народы, которые Б-г дает тебе, да не сжалится над  ними око твое, и не служи богам их, ибо это западня для тебя.

Если скажешь в сердце своем: многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их? - Не бойся и помни то, что сделал Б-г с Фараоном и со всеми египтянами, - так сделает Б-г со всеми народами, которых ты боишься. Изваяния богов их сожги огнем; не возжелай серебра и золота, что на них, а то попадешь в западню, презирай и гнушайся этим, ибо это должно быть истреблено.

Все заповеди, которые Я даю вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы живы вы были, и размножились, и пришли, и овладели страной, о которой поклялся Б-г отцам вашим. И помни весь тот путь, которым вел тебя Б-г сорок лет в пустыне, чтобы смирить тебя. И смирял Он тебя, испытывал голодом и кормил маном, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Б-га. Одежда твоя не ветшала на тебе, и ноги твои не опухали сорок лет. Так познай же сердцем твоим, что как наставляет человек сына своего, так Б-г наставляет тебя, храни заповеди Б-га, иди путями Его и бойся Его.

Но если скажешь: силы мои добыли мне это богатство!  - То помни, Б-г дал тебе силу приобретать богатство. И если забудешь Б-га и пойдешь за богами чужими, служить и поклоняться им, то погибнешь, как народы, которых Б-г уничтожил пред вами.

Слушай, Израиль! Ты переходишь сегодня Иордан, чтобы придти и изгнать народы, которые многочисленнее и сильнее тебя. Не за праведность твою приходишь ты овладеть их страной, но за преступления народов этих Б-г изгоняет их от тебя, и чтобы исполнить клятву отцам.

А теперь, Израиль, чего Б-г требует от тебя? - Только страха пред Б-гом, идти путями Его, любить Его и служить Ему всем сердцем и душой. Соблюдать заповеди Б-га и установления Его, которые я повелеваю тебе сегодня, на благо тебе. Удалите черствость сердца вашего и не упрямьтесь более. Ибо Б-г - не лицеприятствует и мзды не берет, Он творит суд сироты и вдовы и любит пришельца. Любите же и вы пришельца, ибо пришельцами были вы в стране Египетской.

Если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедаю вам сегодня, чтобы любили вы Б-га и служили Ему всем сердцем и душой, то дам дождь в срок, и соберешь хлеб, вино и оливковое масло. И дам траву для скота твоего. Положите Мои слова на сердце ваше и на душу вашу, повяжите как знак на руку вашу, будут они знаками между глазами вашими. И учите сыновей ваших произносить их, сидя в доме, идя дорогою, ложась, и вставая. И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих.

Каждое место, на которое ступит нога ваша, вашим будет - от пустыни и Ливана, от реки Евфрат и до моря крайнего будут границы ваши. Никто не устоит перед вами, страх и ужас перед вами наведет Б-г на всю страну, по которой пройдете вы, как обещал Он вам.

Тора. Книга Берешит. Глава Лех-леха

Тора. Книга Берешит. Глава Лех-леха (в сокращении)

И сказал Б-г Авраму: "Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением. Я благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и благословляться будут тобой все племена Земли".

И пошел Аврам, с ним и Лот, а Аврам был 75 лет при выходе из Харана в страну Кнаан. И прошел Аврам до Шхема, до Элон-Морэ - а кнаанеи уже были в той стране. И явился Б-г Авраму, и сказал: "Потомству твоему отдам Я эту страну". И построил он там жертвенник Б-гу. И странствовал Аврам, направляясь к югу.

И Аврам спустился в Египет, ибо был голод. И когда подошел к Египту, сказал Сарай: "Ты женщина красивая. Может быть, увидят тебя египтяне и меня убьют, а тебя оставят в живых. Скажи, что ты мне сестра". И было, по приходе Аврама в Египет, увидели египтяне эту женщину, что она весьма красива и похвалили ее Фараону, и взята была она в дом Фараона. А Авраму оказал он добро. И достались ему овцы, скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды. И поразил Б-г Фараона и дом его большими язвами. И призвал Фараон Аврама: "Почему ты не сказал мне, что она жена твоя, возьми и уходи!". И отрядил Фараон проводить его и жену со всем, что у него.

И вышел Аврам в Негев. А у Лота, шедшего с Аврамом, также были скот и шатры. И не доставало им земли для совместного жительства. И произошел спор между пастухами стад Аврама и пастухами стад Лота. И сказал Аврам Лоту: "Пусть не будет распри между мною и тобою, между моими и твоими пастухами, ведь мы - словно братья!  Отделись же от меня, если ты - налево, то я - направо, а если ты - направо, то я - налево". И избрал себе Лот всю окрестность Иордана, и отделились они друг от друга. Аврам поселился в стране Кнаан, а Лот строил шатры до Сдома. Люди же Сдома были злы и преступны пред Б-гом.

А Б-г сказал Авраму после отделения от Лота: "Всю эту страну тебе отдам и потомству твоему навеки. И Я сделаю потомство твое, как земной песок неисчислимым. Встань, пройди по этой стране, в длину ее и ширину".  И Аврам поселился в Элоней-Мамрэ, что при Хевроне, и построил там жертвенник Б-гу.

И случилась война в долине Сидим, ставшей морем Соленым. И взяли в плен Лота. И сообщили это Аврааму-иври в Алоней-Мамрэ, принадлежавшим Эморэю Мамрэ, брату Эшколя и Анера, союзников Аврама. И Аврам погнался до Дана, бил их, и возвратил Лота с достоянием его.

После этих событий было слово Б-га к Авраму: "Не бойся Аврам, Я - Защитник твой, а награда твоя очень велика". И сказал Аврам: "Господь! Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой - Элиэзер из Дамаска, домочадец мой наследует мне". И слово Б-га: "Лишь прямой потомок будет наследовать тебе". И вывел Он его наружу, и сказал: "Взгляни-ка на небо и сосчитай звезды, столь многочисленным будет потомство твое". И поверил он Б-гу, а Он засчитал ему это в праведность. И сказал: "Я - Б-г, который вывел тебя из Ур-Касдима, дабы дать тебе эту страну в наследие". Но тот сказал: "Господь! Как узнаю я, что буду наследовать ее?".

Солнце было к заходу, напал на Аврама крепкий сон и мрак великий. И сказал Он Авраму: "Знай, что пришельцами будет потомство твое в чужой стране, служить будут, а те будут угнетать их 400 лет. Но над тем народом произведу Я суд, а они после выйдут с большим достоянием. Четвертое поколение возвратится сюда, ибо прежде не полной будет вина Эморея. Потомству твоему отдал Я эту страну, от реки Египетской до реки Прат.

Сарай не рожала, а у нее рабыня египтянка, по имени Агар. И сказала Сарай Авраму: "Войди к рабыне моей, и будет у меня потомство благодаря ей". И Сарай дала Агар Авраму в жены. И вошел он к Агар, и она зачала. Но как увидела, что зачала, перестала уважать Сарай. И сказал Аврам Сарай: "Рабыня твоя, делай с нею, что угодно в глазах твоих". И угнетала ее Сарай, а та убежала от нее. И нашел ее Ангел Б-га у источника вод, в пустыне. И сказал: "Возвратись к госпоже и смирись. Весьма умножу потомство твое. Вот родишь сына и наречешь ему имя Ишмаэль, ибо Б-г услышал скорбь твою. И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него".

Б-г явился Авраму и сказал: "Я - Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь непрочен. И заключу Я союз между Мною и тобою, и весьма - весьма размножу тебя,  ты будешь отцом множества народов. И впредь Авраам будет имя твое; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И дам тебе и потомству страну Кнаан во владение вечное. Вот союз, который вы должны соблюдать между Мною и вами: обрезан будет у вас всякий мужчина. Восьми дней от роду. Кто не обрежет свою крайнюю плоть, душа его будет отторгнута от народа! Сарай называй Сара". И пал Авраам ниц, и засмеялся в сердце: "Неужели Сара на девяностом году жизни родит?"

Б-г же сказал: "Сара родит тебе сына, назовешь его Ицхак, и заключу Я союз вечный с ним и с потомством его.

И взял Авраам Ишмаэля и всех мужчин, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как говорил с ним Б-г. Аврааму было 99 лет, когда обрезал он крайнюю плоть свою, а Ишмаэлю 13 лет.

Тора. Книга Берешит. Глава Ваера

Тора. Книга Берешит. Глава Ваера (в сокращении)

И открылся Аврааму Б-г в Алоней-Мамре, он сидел у полога шатра, зноен был день. И поднял он глаза свои, и увидел три человека, и приготовил, и они ели. И сказал тот: "Вернусь я к тебе ровно через год, и окажется сын у Сары, жены твоей". И Сара рассмеялась про себя. Авраам пошел провожать их.

И сказал Б-г: "Сдом и Амора греховность их тяжела". И Авраам сказал: "Неужели погубишь Ты праведного с нечестивым? Может простишь ради пятидесяти праведных в нем?" И сказал Б-г: "Если найду в Сдоме пятьдесят праведных внутри города, то прощу всему месту ради них". И Авраам сказал: "Может найдется там сорок". И сказал Он: "Не сделаю и ради этих сорока. А если найдется там десять? - Не истреблю ради десяти". И отошел Б-г, а Авраам возвратился в свое место.

И пришли два ангела в Сдом, и увидел Лот, и сказал: "Вот, господа, переночуйте". Еще не легли, а люди Сдома окружили дом и сказали: "Где люди, которые пришли к тебе в эту ночь?". И вышел к ним Лот ко входу, и сказал: "Не делайте же зла, братья мои!". Но те подошли ломать дверь. А люди эти простерли руки свои и ввели Лота в дом, а дверь заперли. Людей же у входа поразили слепотою.

И сказали люди эти Лоту: "Все, что у тебя в городе, выведи из него. Ибо мы уничтожим место это". Но он медлил и Ангелы взяли за руку его, и вывели вне города. И сказали: "Спасайся, не оглядывайся назад!". И Б-г пролил на Сдом и Амору серу и огонь от Б-га, с неба. Жена же его оглянулась и стала соляным столбом.

И Лот поселился в горах, и с ним обе дочери его в пещере. И сказала старшая младшей: "Пойдем, напоим отца нашего вином, и ляжем с ним, и наживем себе потомство от отца нашего". И зачали от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя Моав. А младшая - Амона.

И двинулся оттуда Авраам к югу страны, и сказал о Саре: "Она сестра моя", и Авимелех взял Сару. И пришел Б-г к Авимелеху во сне, и сказал ему: "Ты умираешь за женщину, ибо она замужем". И призвал Авимелех Авраама: "Что ты сделал со мною!". И сказал Авраам: "Так как я думал - нет страха пред Б-гом здесь, и меня убьют за жену. Но она и вправду сестра моя: от отца моего но не от матери моей, и стала моей женою". И дал Авимелех овец, скот, рабов Аврааму, и возвратил ему Сару.

А Сара зачала и родила Аврааму сына. И назвал Авраам сына Ицхак. И обрезал сына на восьмой день, как повелел ему Б-г. А Аврааму было сто лет. И увидела Сара, что сын Агар-египтянки, которого та родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: "Прогони служанку и сына ее". И показалось это прискорбно Аврааму. Но сказал Б-г Аврааму: "Все, что Сара тебе скажет, слушайся, ибо в Ицхаке наречется тебе род. Но и от сына служанки народ произведу Я". И Авраам утром отослал, и вырос отрок, и поселился в пустыне, и мать взяла ему жену из страны Египетской.

И Б-г решил испытал Авраама, и сказал: "Авраам! Возьми сына твоего, единственного Ицхака, и пойди в страну Мория, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе". И встал Авраам и пошел на то место. И построил жертвенник, связал Ицхака, и положил его на жертвенник. И взял нож, чтобы зарезать сына своего. Но Ангел Б-га с неба сказал: "Авраам! Не заноси руки на отрока, ибо узнал Я, что ты боишься Б-га.

И сказал Ангел: "За то, что ты совершил, Я умножу потомство твое, овладеет потомство твое врагами, благословляться им все народы земли, за то, что слушался ты Меня!"

Тора. Книга Дварим. Глава Рээ

Тора. Книга Дварим. Глава Рээ (в сокращении)

 Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение - если послушаете заповедей Б-га, которые я заповедую вам сегодня. А проклятие - если не послушаете заповедей Б-га и сойдете с пути, который Я указываю вам сегодня, и пойдете за богами чужими, которых вы не знали.

Когда приведет тебя Б-г в страну, чтобы овладеть ею, то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие на горе Эйваль.

Вот законы, которые строго исполняйте в стране, которую дал Б-г тебе: Уничтожьте все места, где народы, которые вы изгоняете, служили богам своим. Не делайте подобного для Б-га вашего. Но только к месту, которое изберет Б-г, к этому Обиталищу Его обращайтесь и туда приходите. И приносите туда жертвы и десятины.

Когда истребит Б-г народы, к которым ты идешь, чтобы изгнать их от себя, ты изгонишь их и поселишься в стране их, остерегайся, чтобы не попал ты в ловушку, не обращался к богам их, говоря: как служат народы эти богам своим, так буду делать и я.

Все, что Я заповедую вам, строго исполняйте; не прибавляй к этому ничего и ничего не убавляй от этого.

Если восстанет в среде твоей пророк, и даст знамение, чтобы сказать: пойдем за богами иными, не слушай слов пророка этого, ибо испытывает вас Б-г, чтобы узнать, любите ли вы Его всем сердцем и душой. А пророк тот смерти должен быть предан.

Если станет подговаривать тебя брат, сын, дочь, жена или друг, говоря: пойдем и будем служить богам иным, не соглашайся с ним, не слушай его, не щади и убей, ибо хотел он отвратить тебя от Б-га.

Если услышишь, что в одном из городов выступили люди и совратили жителей города, говоря: пойдем и будем служить богам иным, перебей жителей того города и сожги огнем город и всю добычу его полностью, да будет он навеки грудой развалин, не будет отстроен заново.

            Сыны вы Б-гу: не делайте на себе надрезов и плеши по умершим. Не ешь мерзости. Вот животные, которых можете есть: бык, овца, коза, олень, серна, козерог, сайга, буйвол, лось. И всякое животное с раздвоенными копытами и отрыгивающее жвачку. Не должны есть:  верблюда, зайца, дамана - жвачку отрыгивают, но нет у них раздвоенных копыт. А свинья, хотя копыта у нее раздвоены, но не отрыгивает жвачку, нечиста. Мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь.

Можете есть что в воде: всех, у кого есть плавники и чешуя.

Всякую птицу чистую можете есть. Нельзя есть: орла, грифа, шулятника, сокола, коршуна, ворона, страуса, сову, чайку, ястреба, сыча, ибиса, филина, пеликана, сипа, баклана, аиста, цаплю, удода, летучую мышь. Всякое летучее насекомое нельзя есть. Не ешьте мертвечины. Не вари козленка в молоке матери его.

Отделяй десятину от всех плодов и ешь пред Б-гом, на  месте, которое Он изберет. Если длинна дорога, променяй это на серебро, и иди в место, которое изберет Б-г, отдавай там серебро это за скот и вино, и ешь там пред Б-гом.

К концу трех лет вынеси всякую десятину плодов и положи во вратах твоих - Левит, пришелец, сирота и вдова пусть едят и насыщаются, чтобы благословил тебя Б-г.

            К концу семи лет установи отпущение: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет. Чужеземца можешь ты притеснять, но долг брата прости. Не должно быть у тебя нищего, дай ему взаймы, по мере нужды его. Остерегайся, злого умысла: мол, приближается седьмой год отпущения, и нищему, он же воззовет о тебе к Б-гу, и будет на тебе грех.

Если продан будет тебе брат твой, пусть работает у тебя шесть лет, а в седьмой год отпусти его на свободу. Не отпускай его с пустыми руками, дай ему от скота, от гумна, от винодельни, чем благословил тебя Б-г. И будет скажет он тебе: не уйду я от тебя, потому что полюбил он тебя и дом твой, потому что хорошо ему у тебя, возьми шило и проколи ухо ему к двери, и будет он тебе рабом навеки. Так же поступай и с рабыней твоей.

            Соблюдай месяц колосьев и совершай Песах Б-гу, ибо в месяце колосьев вывел тебя Б-г из Египта. И приноси пасхальную жертву Б-гу. Не ешь квасного, семь дней ешь опресноки, хлеб бедности, ибо поспешно ушел ты из страны Египетской, - чтобы помнил ты день исхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей. И пусть не видно будет у тебя закваски все семь дней. Шесть дней ешь опресноки, а в день седьмой - праздничное собрание Б-гу, не делай никакой работы.

Семь недель отсчитай со времени, когда заносят серп на колосья. И совершай праздник Шавуот Б-гу.

Праздник Сукот совершай семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой, ты, сын, дочь, раб, рабыня, Левит, пришелец, сирота, вдова, которые во вратах твоих.

Три раза в году пусть предстанет каждый мужчина пред Б-гом, на месте, которое Он изберет: в праздник опресноков, в праздник Шавуот и в праздник Сукот. И пусть принесет, сколько может, по благословению Б-га, которое Он дал тебе.

Тора. Книга Дварим. Глава Дварим

Тора. Книга Дварим. Глава Дварим (в сокращении).

В сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, говорил Моше сынам Израиля обо всем, что повелел ему Б-г о них: "Б-г говорил нам у Хорева: полно вам жить у горы этой, отправляйтесь в путь, к Ливану до  реки Евфрат. Я дал вам страну эту, идите и овладейте страною, о которой поклялся Б-г Аврааму, Ицхаку и Яакову,  дать потомству их!

И взял я глав племен ваших, людей мудрых и знатных, и назначил их главами над вами: начальниками тысяч, сотен, пятидесяти, десятков, и надсмотрщиками по племенам вашим. И повелел я судьям вашим: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого с братом его и с пришельцем его. Не давайте никому предпочтения: как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь никого, ибо суд - в Руках Всесильного.

И двинулись мы от Хорева, и прошли пустыню великую и страшную, и пришли к Кадеш-Барнеа. И сказал я вам: Смотри, дал тебе Б-г страну эту, иди и овладей ею. Не бойся и не страшись! Но подошли ко мне вы и сказали: пошлем людей, чтобы разведали и рассказали нам о дороге, по которой нам идти. И понравилось мне слово это, взял я из вас двенадцать человек, по одному от колена. И дошли они до долины потока Эшколь, и разведали ее, плодов той страны снесли к нам и рассказали: хороша страна, которую Б-г дает нам, но народ многочисленнее, города большие и укрепленные, великанов видели мы там! И возроптали вы: по ненависти Б-га к нам, вывел Он нас из страны Египетской, чтобы предать нас на истребление!

И сказал я вам: не страшитесь и не бойтесь их! Б-г, идущий перед вами, сражаться будет за вас, как сделал Он это в Египте на глазах у вас. И в пустыне носил тебя Б-г твой, как носит человек сына своего, идет перед вами в огне ночью, указывать дорогу, и в облаке днем.

И услышал Б-г, и разгневался, и поклялся: никто из поколения этого не увидит страны, которую поклялся Я дать отцам вашим! Только Калев увидит ее, за то, что исполнял волю Б-га. Также и на меня прогневался Б-г из-за вас, сказав: ты тоже не войдешь туда! Йегошуа, сын Нуна, войдет туда, он передаст ее во владение Израилю. Но дети ваши, которые не отличают еще добра от зла, войдут туда и овладеют ею. А вы развернитесь и отправляйтесь в пустыню.

И отвечали вы: согрешили мы пред Б-гом, пойдем и будем сражаться. Но Б-г сказал: не поднимайтесь и не сражайтесь, ибо нет Меня среди вас. Но вы не послушали, и выступили эмореи против вас, и поразили вас.

И сказал Б-г: Поверните на север, вы проходите у границ братьев ваших, сынов Эйсава, они боятся вас, но вы очень остерегайтесь. Не задевайте их, ибо Я не дам вам из земли их ни пяди, во владение Эйсаву отдал Я гору Сеир. Пищу и воду покупайте у них за серебро. И прошли по пути к пустыне Моав. И сказал Б-г: не враждуй с Моавом, ибо не дам Я тебе от земли его никакого владения, сынам Лота отдал во владение.

А времени, которое шли от Кадеш-Барнеа до Зеред, было тридцать восемь лет, пока не умерло все поколение.

            И вышел Ог, царь Башана, против нас. И сказал мне Б-г: не бойся его, ибо в руки твои отдал Я его. И мы поразили его. И взяли мы в то время землю по эту сторону Иордана, от потока Арнон до горы Хермон. Все города на равнине, и весь Гилад, и весь Башан. Не бойтесь их, ибо  Б-г Всесильный ваш, сражается за вас.

Тора. Книга Берешит. Глава Берешит (Вначале)

Тора. Книга Берешит. Глава Берешит (в сокращении)

Вначале творения земля была пуста, тьма над бездною, и дух Б-га парил над водою. И сказал Б-г: "Да будет свет!". И стал свет. И увидел Б-г свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы. И назвал свет днем, а тьму ночь. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Б-г: "Да будет пространство посреди воды, и назвал пространство небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Б-г: "Да стекается вода в одно место, и явится суша". И назвал Б-г сушу землею, а стечение вод назвал морями. И сказал Б-г: "Да произрастит земля зелень. И увидел Б-г, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Б-г: "Да будут светила в небе, для отделения дня от ночи, знамения времен, дней и годов, и светить на землю". И создал два светила: большее для владения днем, и меньшее для владения ночью, и звезды. И поместил их в пространстве небес, чтобы светить на землю и отделять свет от тьмы. И увидел Б-г, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Б-г: "Да воскишит вода живыми существами, и птицы летают над землею". И увидел Б-г, что это хорошо. И благословил их Б-г, сказав: "Плодитесь и размножайтесь". И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Б-г: "Да произведет земля существа живые. И увидел Б-г, что это хорошо. И сказал Б-г: "Создадим человека по образу и подобию Нашему, да владычествует он над всей землею". И сотворил Б-г человека по образу Своему, мужчину и женщину. И благословил их Б-г: "Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и овладейте ею". И сказал Б-г: " Я даю вам траву и плод дерева в пищу. А всем животным всякая зелень для пищи". И видел Б-г все, что Он создал  весьма хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой.

И образовал Б-г человека из праха земного и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек существом живым. И насадил Б-г сад в Эдене, и поместил там человека. И произрастил Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для еды, а посреди сада - дерево жизни и дерево познания добра и зла. И поместил человека в саду Эдена, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Б-г человеку: "От всякого дерева можешь есть, но от дерева познания добра и зла не ешь, ибо как только вкусишь от него, умрешь".

И сказал Б-г: "Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника, против него". И когда образовал Б-г из земли всякого зверя и птицу, привел к человеку, чтобы человек дал им имена. Но для человека не нашел Он помощника. И навел Б-г сон на человека, взял одно из ребер его и переустроил ребро в жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: "На этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей, будет женою, ибо от мужа взята". Поэтому  оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и станут одной плотью. И были оба наги, и не стыдились.

Змей же был хитрее всех зверей, и сказал жене: "Сказал Б-г: не ешьте ни от какого дерева сада..." И сказала жена змею: "Из плодов деревьев сада можем есть, но от плодов дерева, которое в середине сада, сказал Б-г, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете". И сказал змей жене: "Не умрете. Но знает Б-г, что, когда поедите от него, откроются глаза ваши и станете подобно Б-гу, знающими добро и зло".

И увидела жена, что дерево это хорошо для еды, услада для глаз, вожделенно для развития ума, - и ела плоды его, и дала мужу. И открылись глаза их, и узнали, что наги они, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания.

И услышав голос Б-га, скрылись. И воззвал Б-г к человеку: "Где ты?" И сказал он: "Голос Твой услышал я в саду, и убоялся, ведь я наг, и скрылся". И сказал Б-г: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не от дерева ли, о котором я заповедал тебе не есть, ел ты?". И сказал человек: "Жена, которую ты дал мне, дала мне есть". И сказала жена: "Змей обольстил меня". И сказал Б-г змею: "За это проклят ты, на чреве ходить будешь, прах есть".

А жене сказал: "В болях рожать будешь детей, к мужу влечение твое, а он будет властвовать над тобою". А человеку сказал: "За то, что послушался жены, проклята земля, в скорби будешь питаться от нее. В поте лица есть будешь хлеб, пока не возвратишься в землю, ибо ты прах и в прах возвратишься". И назвал человек жену Хава, ибо она мать всего живущего. И сделал Б-г человеку и жене его одежды кожаные и одел их.

И сказал Б-г: "Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла, поест от дерева жизни и будет жить вечно". И выслал его Б-г из сада Эдена.

И познал Адам Хаву, и родила Каина. И еще родила Эвеля. Эвель был пастух, а Каин земледелец. И принес Каин от плодов земли дар Б-гу, а Эвель - от первородных овец. И преклонился Б-г к Эвелю. Досадно стало Каину и он убил Эвеля. И сказал Б-г Каину: "Проклят ты, скитальцем будешь на земле". И еще познал Адам жену, и родила она Шета.

Вот родословная человека: Адам, Шет, Энош, ...Ханох (И ходил Ханох пред Б-гом и Б-г взял его), Метушелах, Лемех, Ноах. Ноах родил Шема, Хама и Йефета. И сказал Б-г: "Пусть будут дни человека 120 лет". И увидел Б-г, что зло сердце человека, и раскаялся, что создал человека, и сказал: "Сотру с лица земли все, что создал". Ноах же понравился Б-гу.               

 

Тора. Книга Дварим. Глава Вээтханан

Тора. Книга Дварим. Глава Вээтханан (в сокращении)

И молился я Б-гу: Господь! Дай мне перейти Иордан, и увижу я эту хорошую страну! Но разгневался Б-г на меня из-за вас и сказал: не говори Мне больше об этом! Взойди на вершину, взгляни на запад, север, юг и восток, ибо не перейдешь ты Иордан! И дай повеление Йегошуе, и укрепи его, ибо он встанет во главе народа и завоюет для них страну, которую ты увидишь.

А теперь, Израиль, слушай установления и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы жили вы, и пришли, и овладели страной, которую Б-г, Всесильный отцов ваших, дает вам! Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Б-га вашего.

Только береги душу свою, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои, и чтобы не ушло это из сердца твоего все дни жизни твоей, и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих: О дне, когда стоял ты пред Б-гом у Хорева. И приблизились вы, и стали под горою, а гора горит огнем до сердца небес - мрак, облако и мгла. И говорил Б-г вам из огня: Голос Его слышали вы, но Образа не видели. И объявил Он вам Союз Свой, который повелел вам исполнять, десять заповедей, и написал их на двух каменных скрижалях. А мне повелел Б-г в то время обучить вас установлениям и законам, чтобы вы исполняли их в стране, в которую вы переходите, чтобы владеть ею.

Берегите души ваши, так как никакого образа вы не видели, когда говорил с вами Б-г, дабы не развратились вы и не сделали себе кумиров, изображений в образе мужчины или женщины, какого-либо животного, птицы, ползающего, рыбы.

Дабы не взглянул ты на небо и, увидев солнце, и луну, и звезды, все воинство небесное, соблазнился поклоняться им и служить тому, что создал Б-г для всех прочих народов. А вас взял Б-г и вывел из Египта, чтобы вы были Его народом,  Его уделом.

Когда развратитесь вы и сделаете изваяние какого-либо образа, совершенно исчезнете из страны, в которую переправляетесь через Иордан. И рассеет вас Б-г среди народов, станете малочисленными среди народов, к которым уведет вас Б-г.

В невзгодах, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, возвратишься ты к Б-гу, и будешь слушаться голоса Его. Ибо милосерден не оставит Он тебя, не погубит, не забудет союз с отцами твоими. Познай же сегодня и прими сердцем, что Б-г есть Всесильный, на небе и на земле, нет другого.

И созвал Моше и пересказал слово Б-га: Я - Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния образа того, что в небе, и на земле, и в воде. Не поклоняйся и не служи им. Не произноси имени Б-га попусту. Соблюдай день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай, а день седьмой, суббота - Б-гу: не совершай никакой работы, ни ты, ни сын, ни дочь, ни раб, ни рабыня, ни бык, ни осел, ни всякий скот твой, ни пришелец. И помни, что рабом был ты в стране Египетской, поэтому повелел тебе Б-г отмечать день субботний. Чти отца и мать, как повелел тебе Б-г, дабы продлились дни твои и дабы хорошо было тебе на земле, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе.

Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не свидетельствуй ложно. Не желай жены ближнего своего, дома, поля, раба и рабыни, быка, осла, и ничего, что у ближнего твоего.

Слова эти произнес Б-г всему собранию вашему с горы, из огня, облака и мглы, голосом громким, и более не продолжал; и написал Он их на двух каменных скрижалях, и дал их мне. И услышали вы голос из мрака, подошли ко мне все главы колен ваших и сказали: вот, показал нам Б-г славу Свою, сегодня видели мы, что говорит Всесильный с человеком, и тот остается в живых.

И вот законы, которым Б-г повелел научить вас. Слушай, Израиль, Б-г - Всесильный наш, Б-г один! Люби Б-га твоего всем сердцем, всею душою, и всем существом. И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И повторяй их сынам своим, и произноси их, сидя в доме своем, идя дорогою, ложась и вставая. И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками между глазами твоими. И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих.

Тора. Книга Бамидбар. Глава Балак

Тора. Книга Бамидбар. Глава Балак (в сокращении)

И увидел Балак, сын Ципора, царь Моава, что сделал Израиль с эмореями и испугался. И отправил послов к Биламу - прокляни мне этот народ, ибо он сильнее меня. И явился Б-г к Биламу, и сказал: "Не проклинай народа этого, ибо благословен он". И ответил Билам: "Не позволяет мне Б-г идти с вами. Даже если даст мне Балак полный дом золота, не могу я преступить повеления Б-га". Но Б-г Биламу сказал: "Иди с ними, но что Я говорить буду тебе, то делай".  

Билам оседлал ослицу и пошел. И воспылал гнев Б-га за то, что он пошел, и стал Ангел на дороге его. Увидела ослица Ангела с обнаженным мечом, и свернула с дороги, и пошла по полю. И ударил Билам ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу. И стал Ангел между заборами. И увидела ослица Ангела, прижалась к стене и прижала ногу Билама к стене. И снова он ударил ее. И отверз Б-г уста ослицы, и сказала она Биламу: "Разве было у меня обыкновение так поступать?" - и открыл Б-г глаза Билама, увидел он Ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом, и пал ниц.

И сказал ему Ангел Б-га: "Увидела меня ослица, и если бы не свернула, то я убил бы тебя. Иди, но что я говорить буду тебе, ты говори". И пошел Билам с князьями Балака. И сказал Билам: " То, что Всесильный вложит в уста мои, то могу я говорить". И вот поутру взял Балак Билама, возвел его на высоты, и тот увидел народ.

И сказал Билам: "Построй мне здесь семь жертвенников, приготовь семь быков и семь баранов". И сказал: "Привел меня Балак, царь Моава, прокляни мне Яакова, призови гнев на Израиль! Как проклинать, кого Всесильный не проклинает? Вот народ отдельно живет и между народами не числится. Да умрет душа моя смертью праведников, и пусть будет кончина моя, как его!".

И сказал Балак: "Проклять врагов моих привел я тебя, а ты благословляешь!". Но отвечал тот: "Что влагает в уста мои Б-г, должен я в точности говорить". И сказал ему Балак: "Что говорил Б-г?". И сказал: "Встань, Балак, и слушай, благословение получил я, не увидел провинности в Яакове и зла в Израиле; Б-г с ним. Народ этот как лев поднимается".

И сказал Балак: "Ни кляни его, ни благословляй!". И ответил Билам: "Ведь говорил я тебе, что говорить будет Б-г, то и сделаю".

И произнес Бильам: "Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! Всесильный вывел тебя из Египта. Всякий благословляющий тебя - благословен, а всякий проклинающий тебя - проклят!".

И разгневался Балак: "Проклясть врагов моих призвал я тебя, а ты их  благословил". И сказал Билам: "Ведь говорил я, что не смогу преступить повеления Б-га, что говорить будет Б-г, то я и буду говорить. В конце времен вижу: взошла звезда от Яакова, сокрушит он пределы Моава, разгромит сынов Шета, будет Эдом разгромлен и Сеир, властвовать будет потомок Яакова. Из народов первый Амалек, но конец его - гибель". И встал Билам, и пошел, и возвратился к себе, и Балак тоже пошел своей дорогой.

И поселился Израиль в Шитиме, но начал народ распутничать с дочерьми Моава, и начался мор. И один привел мидьянитянку. Увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-Коэна, взял копье и пронзил их обоих. И прекратился мор среди сынов Израиля. И было умерших от мора двадцать четыре тысячи.

Тора. Книга Бамидбар. Глава Хукат

Тора. Книга Бамидбар. Глава Хукат (в сокращении)

И говорил Б-г Моше и Аарону: "Говори сынам Израиля, чтобы привели корову рыжую, без порока, на которую не надевали ярмо. Элазар Коэн выведет ее за стан, зарежет и окропит кровью ее семь раз. Сожжет корову и вымоет одежды и тело свое, и нечист будет до вечера. А человек чистый соберет пепел коровы и положит вне стана на чистое место, для грехоочищения.

Кто прикоснется к мертвому, нечист семь дней, должен очистить себя этим. Обитель Б-га оскверняет он, отторгнута будет душа эта от Израиля, пока очистительной водой не окроплен, нечистота его на нем. Если человек умрет в шатре, всякий, кто войдет в шатер, нечист будет семь дней, пока очистительной водой не окроплен.

И пришли в пустыню Цин в Кадеш, умерла там Мириям и похоронена.

И не было воды, и собрались против Моше и Аарона: Зачем привели вы нас в эту пустыню, зачем вывели нас из Египта? Моше и Аарон у входа в Шатер откровения пали ниц и явилась им слава Б-га.

И говорил Б-г Моше: "Возьми посох и скажите скале у них на глазах, чтобы дала воду". Моше же ударил по скале посохом два раза, и обильно потекла вода.

И сказал Б-г Моше и Аарону: "За то, что вы не поверили мне, не введете вы народ в страну, которую Я дал им". И место это называется "Воды распри".

И отправил Моше послов к царю Эдома: "Позволь нам пройти через страну твою! Не пойдем по полям и виноградникам, не будем пить воду из колодцев, пока не пройдем страну твою". Но сказал ему Эдом: "Не пройдешь ты через меня". И отошел Израиль от него.

И пришли к горе Ор. И сказал Б-г Моше и Аарону: "Приобщится Аарон к народу своему, сними с Аарона одежды его, и облачи в них Элазара, сына его, а Аарон умрет там".

Двинулись они от горы Ор, чтобы обойти страну Эдом, но истощилось терпение народа. И роптал народ на Б-га и на Моше: "Зачем вывели вы нас из Египта? Чтобы умереть в пустыне?". И послал Б-г ядовитых змей, жалили они народ, и умерло множество. И пришел народ к Моше: "Согрешили мы! Помолись Б-гу, чтобы удалил змей!". И сказал Б-г Моше: "Сделай змея,  укрепи его на шесте, а всякий ужаленный, взглянет на него и выздоровеет".

И отправил Израиль послов к Сихону: "Позволь мне пройти через страну твою!". Но собрал Сихон народ свой, выступил против Израиля, но поразил его Израиль, овладел страной и поселился Израиль в стране эмореев.

И выступил Ог, царь Башана, против них. И сказал Б-г Моше: "Не бойся его, ибо в руку твою передаю Я его". И поразили они его, и овладели страной его.

 

Тора. Книга Бамидбар. Глава Корах

Тора. Книга Бамидбар. Глава Корах (в сокращении)

И отделился Корах и 250 вождей и собрались они против Моше и Аарона: "Все общество свято, среди всех Б-г! Отчего  возноситесь вы!?"

И Моше сказал: "Завтра утром известит Б-г, кто Его и кто свят, и того приблизит к Себе. Возьмите совки, положите в них огонь и благовония, кого изберет Б-г, тот свят".

И позвал Моше Датана и Авирама, но они сказали: "Не пойдем! Мало того, что вывел ты нас из страны, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, ты еще властвовать хочешь над нами?"

И собрал Корах все общество у входа в Шатер откровения, и явилась Слава Б-га всему обществу. И говорил Б-г Моше и Аарону: "Отделитесь от этого общества, и Я уничтожу их!". Но пали они ниц и сказали: "Всесильный! Один человек согрешил, а Ты на все общество гневаешься?". 

И говорил Б-г Моше: "Говори обществу: отступите от жилища Кораха, Датана и Авирама!". И сказал Моше: "Если необычное совершит Б-г, раскроет земля уста свои, и поглотит их, узнаете, что люди эти срамили Б-га". И как только закончил он произносить слова эти, разверзлась земля под ними и поглотила их. И огонь вышел от Б-га, и пожрал 250 человек, принесших благовония.

И возроптало общество на следующий день на Моше и Аарона: "Вы умертвили народ Б-га!". И говорил Б-г Моше: "Отстранитесь от общества этого, и Я уничтожу их мгновенно!". И сказал Моше Аарону: "Возьми совок, положи в него огонь с жертвенника и смесь благовоний, и направь скорее к обществу, искупи их, ибо начала изливаться Ярость Б-га, начался мор" - и мор прекратился.

И говорил Б-г Моше: "Возьми по посоху от всех вождей, двенадцать посохов; имя каждого напиши на посохе его. А имя Аарона напиши на посохе Леви, отчего дома. И положи их в Шатре откровения. Человек, которого Я изберу, посох его расцветет, и так уйму Я ропот Израиля против вас".

И положил Моше посохи в Шатре откровения. И на следующий день расцвел посох Аарона, пустил почки и созрел на нем миндаль. И вынес Моше все посохи от Лица Б-га к сынам Израиля, они осмотрели и взяли каждый свой посох.

И сказал Б-г Моше: "Верни посох Аарона на хранение, в знамение строптивым, прекратится ропот их на Меня и не умрут они".

И сказал Б-г Аарону: "Ты, сыновья твои и все колено Леви пусть исполняют службу твою и всего Шатра. Посторонний не должен приближаться к вам. Я поручаю тебе и сыновьям наблюдение за приношениями Мне. Жертвы, которые принесут Мне - тебе и сыновьям. А дарственное приношение всякий чистый в доме твоем может есть. Первинки всего - для тебя. Всякий открывающий утробу от людей и от скота - тебе. Но ты должен выкупить первенца из людей и скота нечистого, когда исполнится ему месяц, за пять серебряных шекелей. Но первенца быков, овец, коз - не выкупай, кровью их окропляй жертвенник, жир воскуривай, а мясо их для тебя. В стране не получишь надела, Я - твой удел и твой надел среди сынов Израиля. А сынам Леви дал Я десятину от Израиля за работу их в Шатре откровения. Скажи им: когда будете брать от сынов Израиля десятину, приносите из нее Б-гу десятину из десятины.

Тора. Книга Бамидбар. Глава Шлах

Тора. Книга Бамидбар. Глава Шлах (в сокращении)

И говорил Б-г Моше: "Пошли людей высмотреть страну Кнаан, которую Я даю сынам Израиля".  И послал их Моше, сказав: "Осмотрите страну, какова она, силен или слаб народ, живущий в ней, страна хороша или плоха, в городах живет открытых или укрепленных, земля тучна или тоща, есть ли  деревья, достаньте из плодов страны".

И дошли они до долины Эшколь, срезали гроздь винограда, и понесли на шесте вдвоем, и плодов гранатов и смоковницы. Возвратились они через сорок дней, показали плоды страны и рассказали: "Страна та течет молоком и медом, вот плоды ее! Но силен народ, живущий в ней, города укрепленные. Амалек живет на юге страны". Но успокоил Калев народ: "Непременно овладеем ею!" Но которые ходили с ним, сказали: "Не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас. Страна та, губящая своих жителей, а народ - люди-великаны. Мы в глазах их, как саранча".

И плакал народ в ту ночь, и роптали на Моше и Аарона: "Лучше умерли бы мы в Египте. Зачем Б-г ведет нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы наши жены и дети стали добычей? Назначим начальника и возвратимся в Египет!".

И пали Моше и Аарон ниц перед собранием, а Еошуа, из тех, кто высматривал страну, разорвал одежды свои и  сказал: "Страна та очень хороша! Если благоволит к нам Б-г, то приведет Он нас в эту страну и даст ее нам. Не восставайте против Б-га, не бойтесь народа той страны, ведь ушло благословение от них, ибо с нами Б-г!" Но собралось все общество Израиля забросать их камнями.

И Б-г явился в Шатре откровения сынам Израиля, и сказал Б-г Моше: "До каких пор будут гневить Меня, не поверят в Меня, при всех знамениях, которые Я совершил? Уничтожу народ и произведу от тебя народ достойнее!".

Но ответил Моше Б-гу: "Но услышат египтяне, от которых вывел Ты Мощью Своей народ этот, и скажут жителям той страны, которые слышали, что Ты Б-г народа этого, что умертвил Ты народ свой, и скажут, что нет у Б-га сил привести народ этот в страну, которую он обещал им, погубил он их в пустыне. Пусть же возвеличится Мощь Господа, сказав: Б-г терпелив и безмерна любовь Его, прощает Он непокорность, очищает раскаявшегося. Прости же вину народа этого, как прощал Ты от Египта и доныне!"

И сказал Б-г: "Простил Я, по слову твоему. Однако, все, видевшие Славу Мою и Знамения Мои, но испытывавшие Меня и не слушавшие Голоса Моего, не увидят страны! В пустыне этой падут трупы кому от двадцати лет и старше, за то, что роптали вы на Меня. Не войдут в страну, кроме Калева. Детей ваших введу Я, они узнают страну, которой вы пренебрегли, но будут странствовать в пустыне сорок лет, пока не истлеют трупы ваши в пустыне. По числу сорок дней высматривания страны, по году за каждый день, понесете вы наказание. Лишь Йошуа останется жив, из высматривавших страну.

Пересказал Моше это и опечалился народ. Встали они утром, и пошли к вершине горы. И сказал Моше: "Зачем вы нарушаете Веление Б-га? Ведь амалекитяне и кнаанеи там, и падете вы, ибо отвратились от Б-га, и Б-г не с вами". Но они дерзнули взойти на вершину горы. Но Ковчег и Моше не тронулись с ними. И сошли амалекитяне и кнаанеи, жившие на той горе, и разбили их.

О чем говорит Тора?

sidur_rashash_100_wp.gifВопрос: Когда Тора говорит о заповедях "в каббалистическом смысле", если вы говорите о духовном, то даже если одеть черный сюртук, отрастить бороду и пейсы, то Творец не будет любить тебя больше, чем другого - с хвостиком, в футболке, джинсах и кроссовках. Ведь Творец проверяет наше сердце, Ему важнее, как ты работаешь внутренне, только это доставляет наслаждение Творцу.

Мой вопрос: почему в Торе много указаний о внешнем виде: "Не оденет мужчина женское платье, и женщина не оденет мужское платье", "Не порти край бороды своей ножом", "И сделают себе цицит на краях одежды" и т.п. Если скажете, что все заповеди Торы - это внешние знаки, которые намекают на внутренние тайны, я соглашусь.

Но вместе с внешними заповедями есть и внутренние, как "Возлюби Господа своего всем сердцем своим", "Не возненавидь брата своего в сердце своем", "Не прелюбодействуй", "Не возжелай жены ближнего своего" и т.д. - Здесь Творец дал внутренние заповеди прямым текстом.

Так почему же там, с заповедями о внешности, он намекает на внутренние, а тут говорит напрямую о внутренней работе?

Ответ: Ни одним словом, нигде в Торе не сказано о внешнем - о нашем теле, окружающем нас, вообще о нашем мире. Как будто у нас нет тела! Тора говорит только о высшем мире, как туда попасть своими новыми свойствами - отдачи и любви. Возьмите книгу Зоар, АРИ, БС - везде они, и все прочие каббалисты говорят только о высшем мире и как обрести его свойства. О нашем мире - ни слова! Все написано только или языком Каббалы - языком сфирот, миров, парцуфим - или языком ветвей (слова нашего мира указывают на силы высшего мира).

Например: "Не оденет мужчина женское платье, и женщина не оденет мужское платье" - исправление должно быть точно по типу желания. "Не порти край бороды своей ножом" - волосы являются внешним желанием, волосы - от слова "соэр" - истовое желание. "И сделают себе цицит на краях одежды" - это выход света на внешнем желании. Внутренних желаний 5: мозг, кости, жилы, мясо, кожа. На них "одеваются" следующие 5 желаний: корень, душа, тело, одеяние, дом. На них одеваются 5 внешних желаний: человек, одеяние, дом, двор, пустыня. Так называются земными словами желания души. Говорится только о единственном творении - желании и его исправлении в подобие Творцу.

icon for podpress  О каббалистической терминологии: Открыть | Скачать
 

Тайный смысл Торы

"Душа, тело, одеяние, дом" - ТЭС, ч.3, глава 8

Предисловие к «Введению в науку каббала», урок от 11.9.2007

Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.1
Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.2

Каин и Авель - внутри нас

34_100_wp.gifВопрос: Можете ли объяснить значение рассказа про Каина и Авеля. В общем, я предполагаю, что говорится о борьбе между желанием отдавать и желанием получать. Можете ли пояснить подробнее с акцентом в основном на значение реакции Творца.

Ответ: Это две силы в человеке, эгоизм и снизошедшее в него свойство Творца, которое он развивает из начального его проявления "точка в сердце". Кто кого побеждает, убивает и соперничает - об этом весь рассказ Торы и в этом все наше существование, пока мы сами не берем управление ими и сами ведем себя к цели - обуздать эгоистическую силу, использовать ее созидательно, властвуя над ней силой Творца в нас.

 

И тогда раскроются небеса...

''И сталкивались сыны в утробе её''

 

Вопрос: Постарался перевести эту главу на каббалистический язык, споткнулся на изречении: "возгнушается душа моя вами". Как перевести слово "душа моя" в этом контексте?

Ответ: Душа человека падает в эгоизм, противоположный свойству Бины мира Ацилут, свойству полной отдачи, и возникает отторжение ее от Бины, Творца.

 

Вопрос: Может ли называться желание исправиться после раскрытия зла - действием отдачи?

Ответ: Еще нет, но приводит к нему.

 

''Увеличение добра увеличивает зло'' - урок 3 февраля 2002 г.

Тора и Книга Зоар

idra_raba_100_wp.gifВопрос: Как во всем мире и в мире религиозном, «Тора» важнее, чем книга «Зоар», Авраам и Моше более известны, чем Рашби, Ари и БС, но из чтения Торы ничего не понятно, кроме рассказов о царских воинах... - так почему не связывают книгу «Зоар» с внутренним толкованием Торы и есть ли шанс, что это изменится?

Ответ: Книга Зоар и Каббала считается внутренней частью Торы, ее высшим комментарием. Но за время нашего изгнания из духовного, многие каббалисты и не каббалисты написали множество комментарий, особенно в виде "мусара" (этики) и этим заслонили текст Торы так, что людям представляется Тора книгой по правильному поведению. А книга Зоар и Каббала вообще - мистикой, рекомендациями по правильному поведению, врачеванию и пр.. Эти все неверные представления мы должны постепенно очищать из голов людей - по мере их развития.

icon for podpress  О книге Зоар: Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Язык каббалы: Открыть | Скачать
 

Вопрос: Как понимать, что Тора - это не прямое толкование? Например, рассказ о выходе из Египта. С одной стороны, Каббала говорит, что речь идет о нашем выходе из эгоизма, но, с другой стороны, есть подлинный рассказ библейского периода о самом этом переходе и т.д. Когда говорится о внутреннем переходе, а когда о прямом толковании?

Ответ: Все, что говорится в Торе, должно осуществиться и на земле в материальном виде, в действии. До настоящего времени все произошло, кроме последнего выхода из 4-го изгнания и окончательного исправления. Но Тора дана не чтобы изучать историю, а чтобы извлечь из нее свет исправления - "Я создал эгоизм и создал Тору, для его исправления". Поэтому говорится о исправлении, а не о истории, или о этике, или о традициях, или о религии. Запрещено вообще заниматься Торой, кроме как для исправления. Иначе ее воздействие приводит вместо "эликсира жизни" к "яду смерти".

icon for podpress  Код библии: Открыть | Скачать
 

Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.1
Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.2

Тора (конспект)

Страница 187 из 189« Первая...185186187188189