Беседа на тему "Пророки. Иешуа Бин Нун, ч.1"
Ведущий программы – Семен Винокур, сценарист, кинорежиссер, продюсер.
Беседа на тему "Пророки. Иешуа Бин Нун, ч.1"
Ведущий программы – Семен Винокур, сценарист, кинорежиссер, продюсер.
Вопрос: Гора на иврите "ар" от слова "ирурим", "сомнения", а Синай – от слова "сина", "ненависть". То есть понятие "Гора Синай" символизирует состояние человека, который находится в сомнениях?
Ответ: Сомнения ненависти предшествуют правильному пониманию Торы. В этом состоянии находится наше поколение.
Вопрос: То есть прежде, чем человек объединяется с другими людьми, в нем проявляется огромная ненависть?
Ответ: Да.
Вопрос: Но обычный человек, читая Тору, представляет себе Египет, гору Синай, несколько сот тысяч человек, стоящих у ее подножия, в то время как речь идет о каких-то внутренних состояниях, ненависти, любви?
Ответ: Да, речь идет о противоречии человека с тем, что его окружает.
Реплика: Возникает большая путаница.
Ответ: Ничего не сделаешь. Мы вышли из этого состояния 3000 лет назад и давно перестали понимать Тору такой, какая она есть на самом деле. Сегодня мы ее изучаем, как дети в школе, как какие-то сказки. И поэтому так получается.
На самом деле Тора – это закодированная инструкция по соединению между людьми. При правильном объединении между ними проявляется высшая сила, которая всех вбирает, окружает. Всем становится ясно, где они существуют, в каком объеме, что это вечное, совершенное существование, а не какое-то несчастное, низменное, земное.
Будем надеяться, что мы все-таки достигнем состояния, когда действительно наступит праздник получения Торы, и увидим ее в истинном виде.
Один раз она была нам дарована, а теперь каждое поколение и каждый человек должен сам решить, получает он ее или нет на тех условиях, которые были поставлены.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Праздник Шавуот"
Вопрос: Существует условие получения Торы: если вы не объединитесь, то есть не будете поручителями друг за друга, то здесь будет место вашего погребения. Что это за закон?
Ответ: Или вы получаете эти знания, реализуете их, проходите границу между нашим и духовным миром, и входите в ощущение Высшего мира, достигаете состояния слияния с Творцом. Или вы остаетесь здесь в этом мире, как животные, практически на неживом уровне.
Вопрос: А почему все так жестко?
Ответ: Потому что это условие существования в Высшем мире, когда ты находишься выше своего эгоизма.
Вопрос: Получается, что был такой исторический факт, когда большое количество людей смогло соблюсти это правило?
Ответ: Да.
Вопрос: А в истории были еще такие факты?
Ответ: Нет. Тора была дарована только один раз.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Праздник Шавуот"
Реплика: Если мы говорим, что в Торе все написано аллегорически, но вместе с тем признаем, что был такой народ, был выход из Египта, Земля Израиля, и сегодня мы претендуем на нее, то получается, что когда выгодно, люди говорят "аллегория", а когда нет – что так было на самом деле.
Ответ: Эти люди не имеют отношения к каббале, поэтому мне с ними не о чем говорить. Какая аллегория? Каббала говорит о законах природы, о ее истинных законах.
Я смотрю не на то, что пишут историки, а на то, что передается нам из поколения в поколение. И это всегда подтверждается.
Меня не интересует, что с этим не согласны университетские ученые. Хотя я сам, защитив докторат по каббале, в некоторой степени, отношусь к ним, но меня не интересуют их выводы, поскольку они опираются на то, что им выгодно, чтобы подтасовать какие-то факты, сказать якобы что-то новое. Я встречался и с американскими учеными, и с российскими, и с израильскими, и вижу, как они работают.
Реплика: Есть такие, конечно. Но я привожу в пример простые факты. Написано: "В шесть дней создана вся Земля и вся вселенная". Мы понимаем, что этого не может быть. Или сказано: змей стоял на двух ногах. Понятно, что это аллегория.
Ответ: Абсолютная.
Вопрос: Объясните, когда это аллегория, а когда нет? Разве десять египетских казней – это закон природы? Это какая-то непонятная мистика. Что там происходит?
Ответ: Тора говорит только о том, что происходит внутри человека.
Реплика: Но ведь мы, основываясь на всех исторических фактах, претендуем на государство Израиль. Вся история построена на том, что существует такой народ.
Ответ: Потому что эти события на самом деле происходили здесь. Это доказывают и раскопки, и все прочее.
Вопрос: Так что же все-таки было, а чего не было? Что аллегория, а что нет? Что внутри человека, а что нет? Как это правильно понять?
Ответ: Народ Израиля какое-то время жил в Египте, вышел оттуда и основал свое государство. Он существовал в течение более тысячи лет, а потом рассыпался по всему миру.
Вопрос: Действительно, мы видим, что был Храм, сохранились его остатки и т.д. Так значит, это не аллегория, это существовало?
Ответ: Да.
Вопрос: Значит, можно сказать, что Тора – это исторический рассказ?
Ответ: Нет. Тора не говорит об истории. В ней рассказывается всего лишь о сорокалетнем периоде в жизни народа, и о том, что было до этого. Она заканчивается на входе в Землю Израиля, когда умирает Моше. А переход народа Израиля через Иордан, вход в Землю Израиля и ее освоение – это уже не Тора, а "Пророки" и "Святые писания".
Они описывают исторические периоды. Этим книгам надо верить, несмотря на то, что они кажутся нам, может быть, неточными или какими-то нереальными. Хотя бы к их описаниям надо относиться серьезно и не придумывать под них какие-то свои объяснения.
Проблема в другом: люди вообще не понимают, о чем говорится в Торе. Они считают, что она указывает, как выполнять заповеди в нашем мире: убой скота, поддержка различных условий в Храме и т.д.
Надо понимать, почему и для чего так написано. Здесь говорится только о внутреннем состоянии человека, о том, как он должен себя исправить, чтобы самому стать Храмом, чтобы все его неживые, растительные, животные и другие "ингредиенты", если можно так сказать, разум и сердце, мысль и желание, пришли в правильное состояние с целью соединения с ближними и достижения состояния абсолютной любви.
Вопрос: Получается, что все животные и растения, описанные в Торе – это уровни желания?
Ответ: Только лишь.
Вопрос: Допустим, приносить жертву – это значит взять какое-то свое животное эгоистическое желание, принести в жертву и подняться на уровень "человек". Так это надо понимать?
Ответ: Только. Очень трудно понять, что такое Тора. Если в ней говорится, что "возлюби ближнего как себя" – это самый главный закон Торы, а все остальное, как сказал Гилель, только лишь его объяснение, – где ты видишь, чтобы это выполнялось?
Отсюда нам понятно другое: мы вообще не придерживаемся Торы, не выполняем ее, не понимаем ее внутреннего смысла – его в нас нет.
Вопрос: Что значит "возлюби ближнего как себя", если речь идет только обо мне одном?
Ответ: То, что ты должен привести себя в такое состояние.
Вопрос: А кто во мне этот ближний?
Ответ: Все твои внутренние состояния, которые, как тебе кажется, существуют снаружи.
Вопрос: Я должен возлюбить свои внутренние состояния?
Ответ: Да. И через них Творца. Потому что от любви к ближнему надо прийти к любви к Творцу.
Вопрос: А тех людей, которых я вижу вне себя, я тоже должен возлюбить?
Ответ: И вне себя – обязательно! Исправляя себя, ты должен исправить свое воззрение на мир так, чтобы оказалось, что ты любишь всех.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 03.06.2019
Тора – инструкция, как прийти к любви
Горе тому человеку, который говорит, что Тора дана для того, чтобы просто рассказывать истории о событиях житейских – о Эсаве, Лаване и так далее.
В таком случае даже в наше время мы можем написать Тору о свершающихся событиях, даже более привлекательных, чем те. Если Тора призвана рассказать о происходящем в мире, то взять даже правящих в мире, – случаются между ними вещи более примечательные.
Если так, давайте проследим за ними и сделаем из них Тору сообразно этой. Но все события в Торе – это высшие тайны. (Книга Зоар, Глава Бэаалотха, п. 58)
Проблема в том, что люди не понимают Тору, не понимают, что она описывает законы природы, которые мы должны выполнять, чтобы существовать в правильном соотношении, в правильном объединении с природой.
Самый главный ее закон – это "возлюби ближнего". Так и сказано: "Возлюби ближнего как себя" – основной закон Торы". Для человека, стремящегося его выполнять, этот закон включает в себя все остальные законы Торы.
Реплика: Это очень странно, потому что в Торе пишется, в основном, об убийствах, а о любви вообще ничего не говорится.
Ответ: В ней говорится о том, как трудно "возлюбить ближнего как себя". Об этом и написана вся Тора.
Вопрос: Значит, Тора – это инструкция как прийти к любви к ближнему?
Ответ: Только лишь!
Вопрос: А что такое Десять Заповедей?
Ответ: Для того чтобы выполнить закон "возлюби ближнего", существует 613 (тарьяг) всевозможных под-законов. Они включены в десять заповедей, а те – в один основной закон.
Вопрос: Если взять хотя бы одну заповедь, допустим, "не укради", – о чем идет речь?
Ответ: "Не укради" – это естественно. Разве можно выполнять закон "возлюби ближнего" и красть? В этом законе есть более внутренние, более высокие, хотя и кажущиеся нам иррациональными правила. Но, в принципе, он начинается с чисто человеческих отношений.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 03.06.2019
Духовная карта, отпечатанная на сердце
Вопрос: Существует много споров вокруг даты написания Торы, ее авторства, а также несколько подходов к этому вопросу: религиозный, академический и каббалистический.
Религиозный подход объясняет все очень просто: Сам Творец, Сам Бог дал людям Тору через Моисея (Моше).
Согласно академическому подходу, вообще не было выхода из Египта, вплоть до того, что Тора была написана в VI веке до нашей эры, и писалась на протяжении сотен лет.
Интересно, что в Книге Зоар говорится: "Когда пожелал Творец создать мир, и это проявилось в желании пред Ним, Он смотрел в Тору и создавал его". Это значит, что Тора существовала еще до создания мира.
Что по этому поводу говорит каббала? Что такое Тора, и кто ее написал?
Ответ: Действительно, существуют совершенно разные определения, что такое Тора.
Я придерживаюсь абсолютно четкого общепринятого галахического (религиозного) подхода ко всему, что касается написания не только Торы, но и Танаха, Талмуда и других источников.
Единственное отличие с точки зрения каббалы в том, что Тора – это перечень законов Природы. Просто она описана в таком виде – в приложении к человеку. А в принципе, это законы Природы.
Поэтому люди, которые находятся в постижении Творца, выполняют эти законы, поскольку чувствуют их в себе. Они внутренне изменили себя, для них эти законы являются законами их жизни, поведения, адаптации к миру, восприятия мира.
Более того, Тора для них – это не книга, которую можно перелистывать, читать, что-то выполнять из написанного в ней и как-то действовать, а закон, по которому они существуют внутренне, потому что он говорит о том, как они могут полностью совпасть с Природой. А Природа или Творец – это одно и то же.
Это закон коммуникации между людьми и между человеком и Природой или Творцом.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 03.06.2019
Царь Соломон основал свою книгу на семи видах суеты, на которых держится мир, и это – столбы и основания, выражающие существование мира. (Книга Зоар)
Семь сфирот, семь частей, семь желаний души, обращаясь из эгоистических в альтруистические, становятся столбами, на которых стоит духовный мир.
Ведь как тело не существует без дыхания, так и мир держится не иначе как на этих "суетах". И их семь, как сказано: "Суета сует – сказал Коэлет. Суета сует, всё суета". Итого семь.
Реплика: Но слово "суета" повторяется всего пять раз, а не семь.
Ответ: Нет. Дело в том, что слово "сует" – это множественное число. Каждое из них – два. Так говорит Книга Зоар. Сказано: "эвель авалим" ("суета сует"). "Авалим" – это значит "два".
Вопрос: Это как математическая загадка. А почему так все скрыто?
Ответ: Нет, не скрыто, просто есть двойные части, которые нужно так трактовать. Ведь все, что изначально сказано в Книге Зоар или в Торе – это чисто механическая и очень точная запись всех наших последовательных причинно-следственных состояний, ступенчатого движения, которое мы должны пройти одно за другим. Обычно так пишут программу.
Помню, когда я начал изучать кибернетику, то первый раз очень удивился, как пишутся программы. Ты записываешь одно движение за другим, как это должно происходить в компьютере.
Так что, это запись работы нашей души, то есть нашего внутреннего вычислительного центра, который понимает только одно: наслаждение-страдание, плюс-минус, и разницу между ними относительно полного насыщения, совершенного состояния, которое задано впереди.
Тора (от слова "ораа" – "инструкция") – это программа, по которой мы работаем на каждой ступени, от строчки к строчке, от буквы к букве. Поэтому в ней нельзя менять буквы и слова. Это стабильный текст, поскольку рассказывает, как мы из нашего мира проходим все 125 ступеней до своего полного, окончательного, совершенного состояния.
Поэтому, когда начинаешь читать, то для тебя становятся важными слова, их значение, их единственное или множественное число, мужской или женский род, падежи, комбинаторика букв и т.д.
Все это имеет именно программный смысл. В букве есть всевозможные элементы. Порядок букв говорит о переходе, который ты должен совершить от своего нынешнего состояния. Каждая буква – это символ, блок, матрица твоего определенного состояния.
Допустим, в данный момент я могу объяснить свое состояние одной буквой, в следующий момент – другой. Если я из этих букв составляю слово, то оно говорит о том, какие я в себе прохожу конечные изменения за определенное количество изменений. А затем я перехожу к следующему и т.д.
Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №12
Вопрос: Есть ли смысл в том, что слово "эвель" разворачивается то в одну сторону ("отдача"), то в другую ("суета")?
Ответ: Конечно! Ведь так его разворачивает наш эгоизм. Это понятие переведено неправильно – эгоистически. Любое слово имеет два смысла – на духовном уровне и на материальном.
Находясь на нашем уровне, мы все трактуем ради себя, и поэтому все слова имеют только земной смысл, т.к. мы смотрим на все своими земными глазами. Если же посмотреть с уровня высшего света, с уровня Творца, тогда все это приобретает совершенно другое значение.
Поэтому любое слово можно повернуть как угодно. И Тора, и "Пророки", и "Святые Писания", все три книги написаны таким образом, что их понимание зависит от уровня человека, который их читает. Для одного это всего лишь рассказы, описывающие всевозможные материальные действия древнего народа. А для другого это духовные действия, которые совершаются в душах, а не среди людей на земле – в свойстве отдачи и любви, а не в борьбе и войнах.
Когда ты читаешь Тору, тебе кажется, что там идет сплошная борьба между избранным народом и Творцом, бесконечные войны и разочарования, поскольку ты воспринимаешь этот рассказ в своих земных эгоистических свойствах.
А если ты изменишь эти свойства, то поймешь все совершенно по-другому. Причем автоматически! Ты вдруг начнешь понимать, что говорится о том, как мы должны соединиться между собой, и объединившись, наполниться знанием Творца, ощущением вечной совершенной жизни.
Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №12
Вопрос: Что означает в духовном получение Торы? Что человек получает? Какую-то инструкцию внутри себя, как работать со своим эгоизмом? Какое-то озарение?
Ответ: Получение Торы означает, что в человеке раскрывается определенная сила, которая помогает ему быть выше своего эгоизма.
Если ты желаешь получить Тору, ты должен начать изучать ее на себе. Ведь как еще изучать ее, если не на собственном опыте, когда ты постепенно превращаешься из маленького эгоиста в огромного эгоиста, а затем из маленького альтруиста в большого альтруиста.
Принять на себе эту методику исправления можно только тогда, когда ты понимаешь, что добровольно идешь на то, чтобы изменить себя, стать человеком духовным. Духовным – то есть в свойстве отдачи и любви ко всем.
Вопрос: Известно, что когда семьдесят переводчиков переводили Тору на греческий, там было много чего напутано. Разве это сделали не специально?
Ответ: Да, это было сделано специально, чтобы человечество действительно путалось в этом, вплоть до того, что оно поднимет руки и скажет: "Все, мы уже ничего не понимаем, ничего не знаем, ничего не умеем. У нас нет никакого будущего, мы разочаровались в своих собственных силах и согласны слушать".
Так продолжалось в течение тысяч лет. Все-таки дарование Торы произошло три с половиной тысячи лет. Сегодня мы только подходим к состоянию, когда разочарование начинает проявляться в человечестве.
Оно потихоньку осознает, что находится в тупике, ничего не может сделать, не может себя поднять. Это состояние самое хорошее, потому что теперь мы начинаем наконец-то прислушиваться к тому источнику, который сейчас раскрывается в мире – к каббале. Она была специально скрыта. И сейчас, когда она раскрывается, мы готовы слушать, что она говорит.
Тут и начинается контакт между человеком и методикой духовного возвышения. А все предварительные этапы, все тысячелетия, которые мы прошли из поколения в поколение, были нам просто необходимы.
Мы должны были таким образом развиваться, чтобы пройти все эти состояния в желании что-то сделать самим, переделать мир, переделать себя, совершить всевозможные общественные, технические, технологические революции и стать готовыми принять то, что говорит каббала.
Царь Соломон основал свою книгу на семи видах суеты (эвель), на которых держится мир, и это – столбы и основания, выражающие существование мира. (Книга Зоар)
"Эвель" (в переводе на русский язык "суета") является основанием мира. Из перевода вытекает, что все только и работает на суете. Это не совсем так.
"Эвель" – это то, что выходит изо рта. Даже не дыхание, а звук – все, что человек как бы выпускает из себя со своим внутренним дыханием.
В духовном объекте такой выход изнутри наружу – это сила отдачи, сила выхода из себя, желание поделиться с другим, желание любить другого, соединиться с ним своими чаяниями и наполнить его, как мать ребенка. Именно вот таким желанием, любовью одного к другому и может существовать весь мир.
С другой стороны, "эвель" можно назвать "суета", т.е. все ненужное, шелуха, отбросы.
Вопрос: Тогда как же быть? Как относиться к этому слову?
Ответ: Надо правильно переводить Тору, с каббалистическим смыслом, потому что она говорит о внутренней материи человечества, о его желаниях, о его связи между собой и подъеме до уровня Творца.
Поэтому если переводить просто так, в нашем обиходном значении, то перевод будет иметь обратный смысл.
Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №12
"Все суета сует и томление духа" = "Все только отраженный свет, только он!"
Тора – это внутренняя программа наших желаний, согласно которой мы должны их организовать: прочувствовать ее рассказы, производимые в нас действия и начать жить внутри этой системы. Мы все разбиты, но за счет того, что занимаемся Торой, ее свет, возвращающий к источнику, исправляет нас, правильно соединяя все разбитые части.
Разбиты не сами элементы, а связи между ними, и налаживая их, мы выстраиваем себя, что называется "поднятие Шхины из праха". Шхина вся раздроблена на мелкие эгоистические желания, а нам надо постепенно соединить их в одну систему, которая станет одним человеком, Адамом, подобным Творцу, где все пребывают во взаимной отдаче.
По сути, мы изучаем по Торе наше правильное внутреннее строение и как его исправить, чтобы в нас раскрылась одна высшая сила, кроме которой ничего нет, наполнила нас и окутала. Так мы правильно реализуем Тору и почувствуем, как внутри нас действует высшая сила. Мы будем притягивать ее и торопить ее раскрытие, создавая все условия со стороны желания (кли) для проявления в нем силы света.
Сказано, что Тору надо написать на своем сердце. Нужно пройти и прочувствовать все, о чем говорит Тора, от первого слова "В начале" (Берешит) и до последнего слова Исраэль, весь описанный в Торе процесс. Таким образом мы правильно настроим себя, позволив Творцу облачиться в нас без всяких помех с нашей стороны. Наоборот, мы будем притягивать и привлекать Его, сделавшись правильным сосудом для света, Шхиной, в которой раскрывается Творец.
Творец создал одно цельное желание, которое называется Адам Ришон до прегрешения, но затем разбил его на множество частей. А нам нужно постараться соединить эти части, собрать обратно будто духовный пазл: в каждом из нас и между всеми вместе. И после этого мы начнем видеть вместо этого мира то, что находится за его пределами: духовный мир, в котором правит одна сила, Творец, и все части реальности взаимно связаны, пребывая в совершенном единстве.
Поэтому наше восприятие Торы совершенно поменяется, и вместо истории, географии, событий обычной жизни, которые представлялись нам в нашем эгоизме, проявится совершенно другая форма – духовная. Вместо множества персонажей, людей, мы увидим желания, и как действуют две силы: Творца и Фараона. А между ними на этой карте стоит Моше и за ним все мы.
Чем больше мы будем изучать Тору, тем яснее будет становиться, что вся реальность включена в эту небольшую книгу. Ничего больше не нужно, кроме того, чтобы отпечатать ее на своем сердце, то есть на своих желаниях. Тогда мы убедимся, что действительно нет ничего, кроме этого.
И чтобы это стало реальностью, необходимо воплотить весь этот процесс в группе, в десятке, между нами. Нужно искать, как весь изучаемый материал раскрывается между нами, в наших отношениях. Мы начнем распознавать эти процессы, видеть, как они меняются, налаживаются, исправляются.
И чем сильнее мы захотим, чтобы это случилось с нами на практике, тем скорее придем к Концу исправления, к облачению Торы, всего высшего света в кли, называющееся Исраэль, то есть направленного только на Творца. Творец наполнит этот сосуд, и "в этот день станут Творец и Имя Его едины". Свет совершенен, и сосуд станет совершенен, и тогда они сольются друг с другом.
Все это реализуется в группе, как сказано: "Внутри своего народа Я пребываю", то есть внутри группы, все больше раскрывающей свет по мере своего объединения. Свет соединяет нас и сближает, пока мы не почувствуем, что находимся вместе в одном процессе, под воздействием одного света и настолько сблизимся, что сольемся с Творцом, как сказано: "Он и имя Его едины".
Он – это свет, Творец, а имя Его – желание, сосуд, то есть мы. Свет и наше желание станут настолько подобны друг другу в действии взаимной отдачи: "Я к Любимому, а Любимый ко мне", что Творец полностью облачится внутрь созданного Им творения.
Чтобы не сбиться с пути
Если забыл, значит ненавидишь
Трапеза – самое высокое духовное состояние