А кроме того, он должен заботиться о том, чтобы иметь силы преодолеть свое желание насладиться и использовать его ради отдачи. Поэтому работа идет в два этапа, которые чередуются один с другим.
Иногда я сражаюсь со своим желанием насладиться, чтобы преодолеть его и совершить действия отдачи. А иногда я воюю за само желание к духовному, потому что оно пропадает, и я становлюсь относительно духовного как мертвый, и не желаю ни просить, ни получать помощь.
Над обоими этими состояниями надо работать, и это называется рыть колодцы Ицхака. Внутри желания насладиться, которое называется "земля", надо выкопать колодцы – символы ощущения недостатка, стремления достичь духовного, после чего эти колодцы наполнятся водой, водами Торы, светом Хасадим.
Я рою колодец, потому что хочу обрести желание к духовному, желание достичь Творца и слиться с ним, потребность в отдаче. Передо мной простая земля, а я хочу превратить ее в духовное поле. И потому я произвожу действия внутри эгоистического желания, хочу раскопать его и раскрыть в нем пустоты, чтобы из этой земли достичь небес, духовного мира. Такова работа Ицхака. Далее...
Я копаю свое желание насладиться, чтобы понять, как использовать его для действий отдачи, для любви к товарищам, а через них любви к Творцу. Я хочу извлечь из этого желания стремление к отдаче, любви, объединению. У нас нет никакого другого материала, кроме этого, и его надо привести к исправлению.
Сначала я выкапываю скважину в своем желании насладиться – стремление работать со своим желанием ради отдачи. А затем эта скважина наполняется водой и становится колодцем, позволяя мне правильно работать с землей, с общим желанием.
Если мы хотим построить дом, то сначала надо выкопать яму под фундамент. И то же самое в духовном: нужно копать в земле, то есть в сердце, и вычистить оттуда весь прах. Это значит извлечь из желания все эгоистические намерения. И тогда можно начать строить на этом месте, то есть добавить к желанию намерение ради отдачи, и возвести здание. Когда сердце остается пустым, без всякого наполнения, тогда наступает время строительства.
Человек должен вытащить из своего желания намерение ради себя. Творец нарочно поместил в наше желание эгоистические намерения, будто вбил сваи. А нам нужно вытащить их и заполнить оставшиеся ямы водой, чтобы получился колодец. Так мы получим плодородную землю и сможем на ней строить.
Желание остается желанием насладиться, а наша работа: заменить в нем эгоистическое намерение на отдающее. Если есть намерение ради отдачи, то уже можно использовать желание и построить из него здания, ступени отдачи – наши формы, подобные Творцу.
* * *
Отделить эгоистическое намерение от желания можно только за счет группы, объединения с товарищами. В одиночку невозможно изменить намерение и даже приблизиться к этому.
Мы объединяемся и копаем вместе наше общее желание, как вместе строят дом на сваях: выкапывают скважины, заливают их бетоном, а на этих колоннах уже возводят дом.
Мы обнаруживаем, что все наши намерения эгоистические, ради себя. И потому мы хотим выкопать их из земли, из наших желаний, и поместить на их место намерения ради отдачи.
* * *
В Торе есть много рассказов, связанных с колодцами. Рассказывается, как Авраам открывал колодцы в пустыне около Беер-Шевы, про колодцы Ицхака. Встреча с будущей невестой тоже происходит у колодца. Герой отгоняет от колодца злодеев, сдвигает с него тяжелый камень и поит всех водой.
Это символизирует человека, который за счет обретенных намерений ради отдачи может сдвинуть камень (каменное сердце), затыкающее колодец, и тогда все могут насладиться находящейся в колодце водой.
Так Тора рассказывает о работе в одной линии и в трех линиях, о разных духовных ступенях, но это всегда происходит у колодца с водой.
Скважина, наполненная водой, то есть светом Хасадим, превращается в колодец с живой водой. Свет Хасадим может дать земле силу и вырастить урожай.
* * *
Вырыть колодец – означает получить намерение ради отдачи внутри испорченного желания, которое называется просто землей. Нужно найти место, где должен быть колодец. Почувствовать недостаток и начать копать землю, пока эта выемка в земле не начнет наполняться водой, свойствами Бины, то есть нашими устремлениями работать не ради себя, а ради отдачи.
Когда отдающее намерение наполнит всю эту яму внутри желания насладиться, тогда мы сможем пользоваться этой водой, чтобы оросить землю и оживить посевы, напоить животных: ослов, верблюдов, или людей, и так постепенно прийти к исправлениям. Копание колодцев – это начало духовной работы.