Тора – это не исторический рассказ. Создание первого человека, Древний Вавилон и египетское изгнание – все это происходит внутри нашего желания.
Мы можем продолжать археологические раскопки, но надо понять, что вся эта картина рисуется нашим желанием насладиться, из которого создано творение. Вся история разворачивается в нашем воображаемом мире, в фильме, проецируемом внутри нашего желания.
Тора рассказывает о внутренних изменениях, которые нам надо пройти – это практическая инструкция для реализации. И если написано, что "в каждом поколении человек должен выходить из Египта" – это значит, что каждый день и даже миг нужно чувствовать, как мы попадаем во власть эгоистического желания, запирающего нас в этом мире, в его материальных тревогах.
И мы снова видим, что должны подняться и выйти из этого состояния: из-под власти фараона выйти под власть Творца. Вся жизнь начинается с выхода из Египта, ведь только тогда мы становимся настоящими людьми.
Человек – это простое желание насладиться. Он очень слаб, словно младенец, который находится между двух мощных сил. С одной стороны от него – сила злого начала, фараона, чужая власть. А с другой стороны – сила Творца, которая скрыта, но раскрывается в мере подобия свойств, достигаемого за счет связи с группой. Благодаря соединению с группой человек обретает желание отдачи и выходит из своего эгоизма. Далее...
Он старается оторваться от эгоизма и соединиться с группой и через нее соединяется с Творцом. Так Творец раскрывается в изгнании и говорит Моше внутри человека: "Пойдем к фараону!" И тогда две эти силы начинают спорить между собой, а человек находится посередине между ними и каждый раз должен отнести себя к высшей силе, к Творцу.
Ни один миг не похож на другой, ведь мы все больше и больше исправляем свое желание насладиться и приближаем себя к освобождению.
* * *
Проходит много времени, пока человек начинает понимать, что невозможно обрести силу отдачи без реализации в группе. Для достижения подобия Творцу, слияния с Ним, выхода в высший мир, необходимо воздействие посторонней силы, которая может подействовать, только если человек чувствует в ней необходимость. Вот эту потребность нам и надо развить в себе.
Поэтому Творец не может немедленно дать нам состояние конца исправления – мы его не почувствуем. Мы и сейчас уже находимся в окончательно исправленном состоянии, не ощущая его. Конец исправления не скрыт, однако творение должно развить в себе потребность ощутить Творца, состояние слияния и соединения.
Без потребности нет ощущения, как без голода и аппетита нет вкуса в угощении. Поэтому от всего окончательно исправленного состояния, где мы находимся, мы можем насладиться лишь в размере этого мира, в мере нашего крохотного желания.
Мы оторваны и от самого наслаждения конца исправления, и от Того, с кем связаны. То есть вся проблема творения в отсутствии собственного стремления к состоянию, уготовленному для него Творцом – даже не просто голода, а аппетита к определенным вкусам и в нужной мере, в нужном порядке, ведь трапеза уже приготовлена.
Только в этом случае я почувствую все наслаждение и пойму, что приготовил для меня Творец, раскрыв Его безграничную любовь.
* * *
Все измеряется связью в группе: насколько я ценю ее, настолько я ценю силу отдачи, Творца, и стараюсь приблизиться к Нему.
* * *
Тора рассказывает нам в форме якобы "исторического рассказа" о том, что в действительности происходит в группе. Сначала человек не хочет включаться в группу. А когда он наконец начинает работать в ней, то обнаруживает себя "в изгнании", в тяжкой работе.
Мы видим, что не способны соединиться, и в итоге выясняем, что причина в фараоне, отделяющем нас друг от друга, в нашем эгоизме. Ведь если бы мы соединились, то сразу ощутили бы себя на земле Израиля, в раскрытии Творца.
Нам нужно подняться над фараоном, чтобы не мешал нашему соединению. И для этого мы кричим к Творцу, прося вывести нас из Египта. Между нами раскрывается Моше – особая сила, начало освобождения.
И наконец мы собираемся и сбегаем из Египта, то есть стараемся построить такую связь в группе, чтобы оторваться от фараона хотя бы на миг и соединиться. Если мы все трактуем правильно, как говорящее о связи в группе, которая превращается в десять сфирот, наполненных высшим светом, значит мы изучаем внутреннюю Тору и свое духовное состояние.
* * *
Изгнанием называется, когда я думаю только о себе, как об отдельной единице. А освобождение – это когда я могу думать обо всей группе вместе. Каждая мысль о себе – это фараон, который противоположен Творцу и вообще не существует в духовном. А мысль о группе – это свобода, избавление, власть Творца и светлый мир.
* * *
Вся Тора говорит о том, что происходит внутри группы из десяти человек. Была десятка и разбилась – это Древо Познания. Затем она начинает понемногу восстанавливаться за счет сил природы: неживой, растительный, животный мир.
И вдруг выясняется, зачем это все собирается – уже не под воздействием посторонних сил, а благодаря пробуждению человека. Тогда он уже называется первым человеком, Адамом.
* * *
Фараона мы раскрываем только тогда, когда хотим выйти из Египта, и не раньше. Если я не собираюсь выходить из Египта, то фараон представляется мне добрым, и у меня есть все, жизнь замечательна. Это не Египет, а цветущая земля.
Только если мы хотим прийти к правде, то раскрываем силы, которые восстают против этого. Поэтому злой фараон, семь голодных лет, раскрываются, когда я хочу выйти из Египта и не могу, то есть мне нечем наполнить свою душу.
Из урока по "Предисловию к книге Зоар"
Есть лишь одна причина страданий мира и страданий народа Израиля – это та, что оставили внутреннюю Тору, проводящую в наш мир высший свет и правильно организующую мир в процессе, который он должен пройти в любом случае: добрым или плохим путем.
* * *
Любовь к ближнему – это соединение в десятке, где каждый отменяет свой эгоизм, чтобы всем соединиться как один человек с одним сердцем, пока мы не раскроем высшую силу в связи между нами.
В мере нашей взаимной отдачи друг другу, мы чувствуем, что доставляем этим наслаждение высшей силе, раскрывающейся нам в мере подобия свойств.