Кровь – сила, оживляющая тело, олицетворяет собой связь между всеми свойствами человека. Поэтому здесь говорится об обществе, в котором все взаимосвязаны, а не об употреблении крови, которое запрещено по законам Торы.
Неживой и растительный уровни исправляются сравнительно легко на том же месте, где приносится животная жертва – "курбан". Туда ты добавляешь и воду, и соль, и огонь, и все прочее. Но самое главное, ты избавляешься от животной части в тебе. Далее...
Причем, это уже животные без эгоистических пороков, поэтому сказано "беспорочное животное" – значит, уже кошерное. Теперь исправленную животную часть в человеке надо поднять для использования в альтруистическом виде. Этим занимаются левиты и коэны.
В материальном мире это происходило так: человек приносил в Храм животное, допустим, козленка, коэны и левиты зарезали его, разделывали определенным образом, готовили пищу и садились за трапезу, в которой участвовали все: коэны, левиты, хозяин козленка и прочий народ.
Аллегорически человек как бы доходил до уровня, когда поднимался вместе с коэнами и левитами до единой трапезы. Их уровень, конечно, недостижим для обычного смертного, но он мог принести жертву и этим словно уравнивал себя с ними.
Жертвоприношение – это не столпотворение, как показывают в голливудских фильмах, когда нескончаемый поток людей ведет животных на заклание. Оно приносилось лишь в том случае, если люди были внутренне готовы к такой работе, и тогда внешний вид соответствовал внутреннему.
Поэтому прежде чем объединиться на трапезе, мы должны сделать соответствующую подготовку, чтобы прийти к ощущению, что все равны как братья. Мы должны стать как одно единое целое, и тогда наша трапеза будет не только олицетворять подъем на следующий духовный уровень, но и станет этим подъемом, потому что она объединит нас.
Все, что мы употребляем, является как бы нашим общим телом, нашим общим желанием, на котором мы поднимаемся вверх. Именно это мы видим в пище, и в том, как проходит трапеза.
Исходя из понимания духовного подъема, мы строим само ее течение: какие слова произносим, что поем, что едим, в какой последовательности, каковы при этом наши мысли, чувства, отношения, как это все меняется и постепенно собирается вместе на следующий уровень. Это огромная работа.
Все зависит от уровня трапезы. Человек может употреблять в пищу то, что он достоин и может вознести. Поэтому, если перед тобой лежит мясо или сыр, или хлеб, это не значит, что ты можешь это съесть.
Есть определенные продукты, когда ты насыщаешь именно свой минимальный животный уровень, который можешь сейчас поднять. А если не можешь поднять нечто большее в себе (уровень рыбы, птицы, мяса, вина и т.д.), так ты их не употребляешь.
Ведь и в нашем мире, к примеру, детям дают молоко, потому что они не в состоянии больше ничего переварить в кровь, в оживляющую силу организма. Молоко обращается в кровь, а затем, когда ребенок внутренне растет, ему можно давать и что-то другое: переваренные злаки, кашу, протертые овощи и так далее.
То есть по мере физиологического роста, человек может употреблять всё новые и новые виды пищи. Так же и в духовном мире – если он растет, ему положена пища следующего уровня: растительная, затем животная, а когда он доходит до определенного уровня, то уже "человеческая". Это значит, что он участвует вместе со всеми в трапезе.
Это сложная система. Ведь пребывая в духовном мире, человек находится в сети огромных сил, условий, понятий, и в соответствии с этим действует.
В Талмуде есть рассказ о кончине учителя-каббалиста и о его учениках, которые, согласно желанию учителя, похоронили его за городом. После похорон они совершили омовение в реке (микву) и сели трапезничать.
Все они были каббалистами и находились в связи друг с другом. Закончив есть, они обнаружили, что не могут сделать благословление на трапезу. У них пропала эта возможность, потому что умер их учитель, и вместе с ним исчезла духовная сила. И хотя они были полностью преданы ему и находились в соединении между собой, эта сила у них пропала.
Вопрос: Получается, что уровень трапезы может быть даже выше уровня урока?
Ответ: Конечно. Ведь дело не в куске мяса. Это глубокая внутренняя работа.
В Торе неоднократно повторяется: "И пошел Авраам, зарезал ягненка и сам приготовил всем трапезу". К нему приходили десятки людей. Он сам готовил для них, рассаживал их, прислуживал им, то есть помогал им объединиться и поднимал духовно.
Каббалист, обслуживая товарищей, производит огромную духовную работу. Для него совершение таких действий является возможностью, счастливым случаем. Так что жертвоприношение – это очень серьезное действие.