Понять биологическую природу человека – не проблема. Проблема в том, чтобы понять, по каким законам, с каким намерением действовали силы, которые создали его.
Этими вопросами люди задавались испокон веков, и от элементарного вопроса о смысле жизни проникали все глубже в природу, а природа им в этом помогла.
Их намерения были просты: познать источник жизни, понять, для чего мы пришли в этот мир, и таким образом разглядеть наше будущее состояние. К нему ли мы идем? Желательным ли путем или есть какой-то иной путь? Возможно, всё, что заложено в нас, мы делаем автоматически?
В человеке возникали сомнения, как идти разными путями: двигаться ли вперед в рамках маленькой личной жизни или в ногу с прогрессом человечества. Не важно, что этот прогресс заключался в изобретении дубинок, горшков из глины или шалашей. Главное, куда мы движемся внутренне, как строим свою дальнейшую судьбу, если в нас есть хоть какая-то свобода воли. Далее...
Эти вопросы привели людей к тому, что они начали раскрывать силы своего развития, которые они называли "тайная сила" или "тайный ангел".
Постепенно человек стал исследовать: "Для чего во мне возникают силы и знания? Почему сегодня я другой по сравнению с тем, что был вчера? – Значит, что-то происходит в природе, что заставляет меня быть другим.
Конечно, процесс развития характерен и для обезьян, но я задумываюсь об этом, а они нет. По ним я не вижу, чтобы они изменяли себя и окружающий мир, а у меня такая потребность есть. – Выходит, это заранее заложено в человеке, откуда-то возникает и ведет его вперед".
И тут у человека появляется вопрос: "Если эта сила постоянно побуждает меня к новым мыслям и действиям, – то я, состоящий из них, могу решить, в какую сторону направить свою мысль и таким образом определить свои действия.
Так я могу прийти к какому-то иному конечному результату, который, может быть, совершенно не предусмотрен управляющей мной силой. А если не предусмотрен, выходит, я сам собой руковожу на основании собственных умозаключений?
Мне надо знать, сам ли я веду себя вперед, и правильным ли путем? А может быть, если не обращать на это внимания, то мой путь был бы более удачным?"
Тут есть множество разных вариантов, мыслей и решений. Но у человека появляется вопрос о свободе воли.
"Я полностью зациклен в детерминистской природе, которая управляет моими мыслями и чувствами, – и ничего своего у меня нет, а все, что приходит ко мне в голову и в сердце, то есть в разум и в чувства, приходит неизвестно откуда, и я ничего не могу с этим сделать. Я – часть какой-то машины, которая дает мне сигналы, и я реализую их. Хотя я не вижу этой машины, и не думаю, что являюсь ее частью, но так оно есть".
Если все принять таким образом, то это самое простое. Действуй в соответствии со своими инстинктами и желаниями, создавай промышленную, экономическую и политическую систему – делай все, что хочешь, не задумываясь, откуда у тебя эти мысли и желания, и с какой целью даны.
В таком случае, ты – только исполнительный механизм. При этом мы не чувствуем, что исполняем чужую программу, потому что ощущаем ее в себе нашей, она в нас живет.
Так существует все человечество. И хотя здесь нет никакой свободы воли, но эта программа дает человеку иллюзию свободы воли. Это тот путь, по которому идут все.
Тем не менее, некоторые люди все-таки стали задаваться вопросом: "Откуда я получаю эти сигналы? Возникают ли они во мне спонтанно или исходят из особой программы высшей силы?"
Другие люди решают: "Если я создан таким программой Природы, то могу надеться только на то, что она для моей пользы. Поскольку эта Природа на ступень выше меня, то она добра, здрава, милосердна. Значит, всё происходит по милости Божьей и будь, что будет". Это религиозный взгляд.
Но существует еще одна точка зрения: "Если мы управляемы Природой, то у нас есть возможность исследовать систему нашего управления, соединиться с ней и понять, насколько и как мы можем взаимодействовать с ней. Вполне возможно, что эта система желает нашего взаимодействия, поскольку создала в нас все предпосылки, чтобы мы ее поняли".
Этот взгляд изложен в Торе, которую написал Моше. Но и до ее создания встречаются такие же записи других каббалистов. Все постигающие духовный мир от Адама и далее описывали высшую силу управления – механизм, который заводит все творение.
Однако Моше написал самую полную книгу, что называется, от А до Я – от "Берешит" до "Исраэль". В ней изложено абсолютно все, что происходит с творением от его первоначального зачатка – до того, как он материализуется в нашем мире, – и до его будущего последнего состояния.
Поэтому Тора считается основополагающей. И хотя она написана особым языком, но ничего литературного, эпохального в ней нет. Она говорит не о персонажах, которые, как нам кажется, действуют в нашем мире, а лишь о силах, управляющих всем творением – огромной системой, находящейся вне нашего постижения, в которую входит и наш мир, как его маленькая часть.
Тора – это система общего управления мирозданием, включающая в себя неживую, растительную, животную и человеческую природу от ее зарождения в духовном, а затем в материальном виде и до благополучного завершения ее развития, называемого "Полное Исправление" в будущем.