ТВ программа "Тайны вечной книги". Таво, ч.9
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.8
ТВ программа "Тайны вечной книги". Таво, ч.9
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.8
Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. [Тора, Дварим, Шофтим, 16:19]
Дело в том, что когда человек судит себя, он всегда поневоле отклоняется немного в правую сторону, то есть милосердно относится к себе.
Возникает вопрос, как изначально направить себя так, чтобы тебя силой выпрямляли, ведь подсознательно ты все время себя оправдываешь, жалеешь.
Это очень непросто, потому что речь идет о средней линии, которая должна быть четко посредине – ни вправо и ни влево, а именно истина. Она должна быть постоянно перед глазами человека. Но как ее обнаружить? Ведь мы находимся в каком-то пространстве, и кто знает, что лучше, что хуже? Мы видим, как каждый судит по себе.
Поэтому сказано: "Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды".
Вопрос: Можно ли не жалеть и не оправдывать себя?
Ответ: Если мы создадим условия, которые советует наука каббала, Тора: надсмотрщиков, судей, окружение, – то тогда есть абсолютная вероятность, что мы будем идти прямо.
Главное, чтобы Творец, к которому мы обращаемся, был выше нас. При этом мы постоянно требуем, чтобы Он все время проверял, подправлял нас, вел вперед. И Он будет вести нас до конца исправления.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 24.08.2016
Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Бог, Всесильный твой, дает тебе. [Тора, Дварим, Шофтим, 16:18]
Вопрос: Какова функция надсмотрщиков?
Ответ: Вся Тора говорит о том, как подняться над своей эгоистической природой и стать альтруистом, с любовью к творениям и через них с любовью к Творцу.
Если я хочу измениться, то мне нужны надсмотрщики, помощники, учителя, которые помогли бы мне приподняться над собой.
Они судят меня, помогают, уговаривают, давят на меня, – делают все, что могут, потому что сам себе я становлюсь врагом, ведь во мне начинает проявляться эгоизм, на который я смотрю уже как на недруга. А для того чтобы справиться с ним, мне необходимо серьезное окружение.
Потому и сказано: поставь себе судей, надсмотрщиков, помощников во всех своих воротах, в которые ты входишь и выходишь, т.е. поднимаешься к Творцу и нисходишь от Него по ступеням духовной лестницы: больше отдачи, меньше отдачи, больше любви к другим, меньше любви к другим и так далее. Ты должен все это регулировать и держать в своих руках.
Реплика: Это противоречит земной логике: ты сам поставь себе надсмотрщиков, а не над тобой поставят их!
Ответ: Дело в том, что это добровольный путь, когда человек сам выстраивает себя. Естественно, он просит помощи свыше, обращается к Творцу – к положительной силе природы, потому что сам он – сугубо отрицательный, но это он делает самостоятельно.
Если он понимает, что все зависит от его правильного окружения, то окружение он должен выстроить сам. Конечно, не без помощи высшей силы, но именно благодаря своим усилиям, пониманию и обращению.
Врата, которые "Бог, Всесильный твой, дает тебе" – это уровень входа и выхода: подходишь ли ты под степень отдачи, любви, соединения, насколько ты продвигаешься в подобии к Творцу. Это твоя идея, твоя цель, твоя звезда. Именно так ты должен идти вперед.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 24.08.2016
ТВ программа "Тайны вечной книги". Таво, ч.8
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.7
Всех первенцев, которые родятся у крупного и мелкого скота твоего, самцов, посвящай Богу, Всесильному твоему; не работай на первенце быка твоего и не стриги первенцев овец твоих. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:19]
Первый, рождающийся на каждой ступени, – это кетэр, представитель Творца в творении, и поэтому запрещено его использовать, наслаждаться им, получать от него какую-то выгоду, ведь кетэр – это свойство чистой отдачи. Наоборот, следует поддерживать его, давать ему, развивать его.
Поэтому говорится "не работай на первенце", чтобы не было у тебя выгоды от него.
Вопрос: Почему в Торе сказано, что если первенец рождается "хромой, слепой, с любым пороком, то не приноси его в жертву Богу". Как кетэр может быть с пороком?
Ответ: Потому что все мы еще не исправлены. Такие состояния существуют, но все равно к ним должно быть особое отношение.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016
ТВ программа "Тайны вечной книги". Таво, ч.7
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.6
И будет, если скажет он тебе: "Не уйду я от тебя", – потому что полюбил он тебя и дом твой, потому что хорошо ему у тебя… [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:16]
В духовной работе есть две возможности. Одна из них – состояние, когда то желание, которое было у тебя какое-то время на правах раба или работника, примыкает к тебе и становится одним целым с тобой.
Другая возможность – когда оно отходит от тебя и становится как бы самостоятельным. Но тогда ты должен вручить ему в дорогу все, что ему необходимо для самостоятельного развития.
Поэтому "полюбил он тебя" означает, что он примыкает к тебе, т.е. лишается своей самостоятельности и принимает твою самостоятельность. Но, в принципе, это ваше общее, потому что он приносит тебе свои желания.
…то возьми шило и проколи ухо ему к двери, и будет он тебе рабом навеки. Так же поступай и с рабыней твоей. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:17]
Существует пять духовных уровней: человек, дом, двор, поле, пустыня. Дверной проем указывает на выход. А речь идет о рабе, т.е. о свойстве, которое полностью замыкается в твоем доме – остается во внутреннем уровне (в Бине – Гальгальта Эйнаим).
Ухо – это свойство Бины. Прокол, дырка – хисарон (недостаток, потребность). При этом его свойство отдачи становится твоим навеки. Он уже полностью относится к тебе и не может быть свободным. Ваша свобода воли становится совместной.
Вопрос: Что лучше – выйти на свободу?..
Ответ: Речь идет не о том, что лучше или хуже, а о выяснении желаний, которые существуют в этой системе, насколько каждое из них нуждается в особом исправлении.
Все зависит от определенного свойства желания, которое в данном случае называется раб, друг или брат. Именно таким образом он должен был заранее исправить себя, и сейчас, примкнув к тебе, достиг исправления.
И пусть не кажется тебе трудным, что отпускаешь его от себя на свободу, ибо плату двух наемных работников отработал он у тебя шесть лет; и благословит тебя Бог, Всесильный твой, во всем, что будешь делать. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:18]
Вопрос: Почему говорится: "Пусть не кажется тебе трудным, что отпускаешь его на свободу"?
Ответ: Потому что, даже если говорить не на духовном уровне, где это действие происходит между душами, а на уровне нашего мира, то раб отрабатывает хозяину за двух работников и даже больше.
Поэтому когда "раб" работает на тебя, он поднимает к тебе свой МАН, а ты на нем зарабатываешь в два раза больше. Ты проводишь ему свет через себя, и получается, что он отрабатывает тебе за двоих.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016
И помни, что рабом был ты в стране египетской, и освободил тебя Бог, Всесильный твой; потому Я заповедую тебе это сегодня. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:15]
Это не напоминание, ведь все исходит из одного источника и, отдавая кому-то, ты получаешь от Творца.
Когда человек занимается духовной работой, то отдавая другому, он явно видит, как свыше к нему приходит нечто новое. Поэтому он должен естественным образом отдавать не ради получения свыше, а ради отдачи другим.
Но тут есть серьезная проблема: как уподобиться Творцу, чтобы безвозвратно отдавать, зная, что давая Ему, ты получишь во много раз больше.
Реплика: Выходит, ты всегда будешь богат, если станешь отдавать по-настоящему.
Ответ: Конечно, ведь этим ты освобождаешь себя от ненужного груза. Если ты проникаешься желаниями других, поднимаешь их наверх, то получаешь вдвое больше, чем должен передать другим. Как сказано: "Старший наследует в два раза больше".
Реплика: Если так работать, то мы, практически, получаем вечный двигатель.
Ответ: У нас есть вечный Источник, и если мы к Нему подключаемся, то становимся такими же.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016
Если продан будет тебе брат твой, еврей или еврейка, то пусть работает у тебя шесть лет, а в седьмой год отпусти его на свободу. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:12]
Шесть-семь лет символизируют исправление шести-семи сфирот нижней части парцуфа (духовной системы). Желания, называемые евреями ("еhуди", от слова "иhуд" – "сближение"), за эти шесть-семь лет настолько входят в тебя, что теперь являются полностью твоей частью. Они уже не могут быть ниже тебя.
Вопрос: Что значит - "продан будет тебе брат"?
Ответ: "Продан" – значит, полностью принадлежит тебе, между вами уже нет никакого различия, и ты должен начинать работать с желанием ближнего, как со своей личной частью. Забота о нем и забота о себе становится одним целым.
"Отпусти его на свободу" означает, что в определенных случаях он отпочковывается от тебя и становится самостоятельной душой.
А отпуская его на свободу, не отпускай его с пустыми руками. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:13]
Поскольку происходит рождение новой души, ты обязан дать ей все, что необходимо до достижения ее совершеннолетия. Она должна получить наполнение на будущее – на весь тот отрезок пути, когда будет себя исправлять и нуждаться в силах исправления.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016
Вопрос: Судя по вашим высказываниям, евреи должны спасти мир, Израиль – устремленные к Творцу, Бог любит Израиль и пр.. Вы сеете пренебрежение к народам мира, говоря, что евреи особенные. Вы не боитесь обвинения в экстремизме?
Ответ: О том, что евреи особенные, написано на каждой странице Торы (Библии). Народы мира, христиане, а затем и мусульмане, не имея иного источника, данного Творцом, кроме Торы, переписали его, взяв на себя "первородство".
Проблема всех, евреев, христиан и мусульман в том, что никто не понимает, о чем именно говорит Тора. А Тора обращается ко всем людям планеты – и призывает к выполнению своего основного закона "Возлюби другого, как себя". И ни к чему другому.
Тора называет выполняющего условие любви к ближнему "еврей" – "ехуди", на иврите, от слова "ихуд" – "единение". А не выполняющего это условие называет "гой", что переводится "народ". Причем и еврейский народ в Торе называется "гой".
Тора говорит только об объединении всех народов, как говорится в пророках. И таким они видят обязательное будущее человечества. А евреи обязаны показать к нему путь, что называется "быть светом народам мира".
Итак: источник проблемы – в неправильном понимании Торы. Тора говорит о человеке любой национальности. Так Авраам обращался ко всем жителям Вавилона. И основа его религии – в "Возлюби ближнего как себя". Об этом пишет Бааль Сулам в статье "Суть религии и ее цель".
ТВ программа "Тайны вечной книги". Таво, ч.6
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.4
Ибо не переведутся нищие на земле, поэтому Я заповедую тебе, говоря: раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:11]
Тора призывает человека, подсоединяясь ко всем остальным, раскрыть, что он может стать для них механизмом их наполнения, частью общей системы. И это должен делать каждый, потому что он уникален именно в этом. А "нищие не переведутся" до полного исправления, пока все не наполнятся друг от друга – один через другого.
Поэтому перед каждым лежит все остальное человечество, все остальные души – это "нищие", которых он должен наполнить. Ведь все остальные – это я! Только сейчас я этого не ощущаю, но как только начну наполнять их, почувствую, что это мое.
Каждый из нас уникален, поскольку через него проходит свет на все остальные души. Никто не может увернуться от этой работы. Каждый обязан выполнить свою миссию, и только в общем итоге будет достигнуто совершенство.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016
И захочется тебе сделать зло нищему брату твоему, и не дашь ему; он же воззовет о тебе к Богу, и будет на тебе грех. Дай же ему, и да не будет досадно тебе, когда дашь ему, ибо за это благословит тебя Бог, Всесильный твой, во всех делах твоих и во всяком начинании твоем. [Тора, "Дварим", "Рээ", 15:09 – 15:10]
Не желать отдавать нищему брату своему – это наша материальная психология. Творец же призывает сделать наоборот. Но человек, даже если захочет, не сможет. Причем, он обязан пройти такие состояния, когда чувствует, что это – брат мой, самый близкий, самой родной, но я не могу ему отдать.
Истории известны злодеи, которые могли допустить, чтобы их дети умирали от голодной смерти. Они даже сами содействовали этому. И это исходит не от поврежденной психологии, а от зла внутри.
Сказано: "…он же воззовет к Богу, и будет на тебе грех. Дай же ему, и да не будет досадно, когда дашь ему, ибо за это благословит тебя Бог, Всесильный твой…". То есть ты должен дать ему не только потому, что на тебе будет грех, а от всего сердца, безответно, беззаветно, без всякой прибыли для себя.
Во внутренней работе человека "нищий брат мой" – это любые действия отдачи, направленные или на общество, или на Творца.
Поскольку Высший свет наполнения может пройти на всех только через меня, то и люди, и даже Творец против меня всегда как нищие. Их наполнение находится в моих руках. То есть свойство отдачи – всегда нищее.
Разве сегодня я думаю о том, чтобы отдавать другим? Меня совершенно не интересует, что кто-то находится в некомфортном состоянии. И даже если бы я столкнулся с такой ситуацией, я прошел бы мимо, ничего не заметив.
А даже если бы заметил, то как-то оправдал себя, лишь бы не заниматься этим. А если бы и стал заниматься, то только для того, чтобы иметь какую-то выгоду, или чтобы в будущем мире обо мне сказали: "Какой он милосердный".
Но если нет выгоды ни в этом, ни в будущем мире, то я ничего не вижу, потому что смотрю на все сквозь свое эгоистическое зрение. Это проблема.
Вопрос: Поэтому сегодня такая пропасть между богатыми и бедными?
Ответ: Сегодня мы находимся в таком состоянии, когда человек не может ничего оторвать от себя. В ту секунду, когда на его счету в банке добавляется еще один ноль, он чувствует наслаждение, но в следующее мгновение это ощущение пропадает, и он бежит за следующим нулем. А то, что из-за этого нуля погибают люди, он не ощущает.
Реплика: Но вы никогда никого не вините...
Ответ: Нет. Надо винить Творца. Он сказал: "Я создал зло". Но тут же добавил: "И дал Тору для его исправления, – то есть свет, – потому что свет в ней возвращает тебя к Источнику, ко Мне. Применяй ее и тогда все зло обратишь в добро, и станешь подобным Мне – вечным, совершенным. Перед тобой все раскроется, ты выйдешь из рамок этого маленького мирка и будешь существовать в совершенно другом измерении".
Реплика: Значит, я богат, все в моих руках…
Ответ: Богатство всех остальных зависит от каждого человека, потому что через каждого из нас, как через трубочку, свет проходит на всех, и никто никого не может заменить.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016
Вход в Землю Израиля – это подъем на уровень реализации свободы воли. Что касается "40-летнего блуждания по пустыне" до входа в Землю Израиля, то хотя нахождение в определенных желаниях, которые называются "Бина", – это высокая ступень, но на ней свобода воли реализуется на очень слабом, можно сказать, детском уровне: слушайся, и все будет хорошо.
Состояние "Земля Израиля" олицетворяет самое страшное место в мире, самое ужасное, самое ненавистное, вызывающее у всех постоянные склоки и ярость, – Землю, о которой сказано, что она поглощает живущих на ней. Но если ты правильно реализуешь это желание (земля – "эрец", от слова "рацон" – желание), то раскрываешь в ней Творца.
В принципе, человек, который из внутреннего состояния "пустыня" переходит в духовное состояние "Земля Израиля", поднимается к еще большим эгоистическим желаниям и может реализовать свою свободу воли на следующем, более тяжелом уровне, на котором раскрываются страшные проблемы и противопоставления между добром и злом. И он обязан решать в себе эти проблемы.
Входя в Землю Израиля, человек открывает в себе новые бездны, новые миазмы. Он обязан исследовать их и предпочесть любовь над ненавистью. А это очень непросто, потому что ему надо заплатить за это своей "животной" свободой.
Реплика: Перед народом разворачивается целая драма. К примеру, Моше знает, что не войдет в Землю Израиля, но отправляет туда своих детей…
Ответ: Это, конечно, страшное состояние, когда ты был готов идти со своим народом, но тебе непозволительно. Что будет с ними? – Ты не знаешь. Ты отпускаешь их, и с этого момента они становятся самостоятельными.
Моше провел народ по пустыне. "Пустыня" – это уровень гораздо более низкий, чем "Земля Израиля", ведь все противоречия, раскрывающиеся в человеке в пустыне, были очень незначительными относительно следующего уровня.
Кроме того, в пустыне с ними был Моше – посредник между народом и Творцом, т.е. системой управления. А у границы с Землей Израиля этой системы уже нет. Она раскрывается перед ними в таком виде… То есть это действительно тяжелые состояния. К сожалению, мы понимаем их только на нашем земном уровне, а не в каббалистическом смысле.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016
В любой точке нашего духовного состояния есть два пути. Поэтому в Торе все время повторяется фраза: "Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие".
Эта фраза актуальна на каждый момент времени, поскольку людям дана свобода воли. Человек – такое существо, которое понимает, ощущает, знает и способно реализовать свободу выбора.
А если в каждый момент своего существования он не видит, что перед ним есть два пути, и точно не ориентируется, где благословение и где проклятие, – то он не человек, а животное, которое подгоняется эволюционным развитием, как палкой, толкающей его сзади.
Находясь в скрытии, он считает себя человеком, и даже не понимает, что сам ничего не решает, как кукла, надетая на руку кукловода.
Поэтому слова: "Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие", – обращены только к тому, кто изучением и реализацией каббалы дошел до понимания, что за пути лежат перед ним: проклятие и благословение, и он может выбрать только один из двух. У него нет иной альтернативы, если он находится на уровне реализации свободы воли. А если он ее не реализует, тогда он уже не человек.
Поэтому сказано обо всех людях в мире, что все подобны животным, кроме тех, кто с помощью каббалы доходит до уровня свободы воли.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016