Записи в разделе 'Тора'
Система, которую невозможно постичь разумом

каббалист Михаэль ЛайтманНе ешьте никакой мертвечины, пришельцу, что во вратах твоих, отдай ее, и пусть он ест ее, или продай чужеземцу; ибо народ святой ты у Бога, Всесильного твоего. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:21]

"Пришелец во вратах твоих" – это те свойства, которые ты уже не считаешь своими, от которых избавляешься и выставляешь за пределы своего желания. А оно все равно должно существовать, ведь весь мир находится внутри человека.

В этом мире насчитывается огромное количество народов и этнических групп, которые придерживаются других законов и обычаев. Почему? Это указывает на то, из чего состоят наши желания.

Поэтому мы должны понять, что внутри нас существует множество всевозможных желаний по иерархии – от самых неисправных, которым еще предстоит исправление (но сегодня они находятся на уровне так называемых диких народов, народов мира), и до самых высоких. Вся иерархия устроена только по возможности реализации этих желаний на благо других.

Пришельцы и чужеземцы могут входить внутрь твоего дома, то есть тех желаний, с которыми ты работаешь уже на отдачу, а может быть и снаружи. Все зависит от того, насколько ты приближаешь и исправляешь их. 

Вопрос: Можно ли назвать их "клипой" (нечистыми желаниями)?

Ответ: Клипа – это те желания, которые находятся за пределами твоего города.

Их все равно нужно питать, но на это существуют определенные действия, чтобы кормить их только в той мере, в которой они нужны для дальнейшего исправления и применения на отдачу.

Это очень серьезная, огромная, глобальная система. Ее невозможно постичь разумом, только лишь внутренне, когда она чувственно возникает в тебе. Ведь в чувствах можно ощутить всё одним целым, а описать разумом невозможно.

Попробуй описать свои отношения с группой или в семье. Ты несешь их в себе! А для того чтобы внешне представить, понадобятся целые тома, и то все не опишешь.

Вопрос: Но человеку кажется, что все это очень сложно. Как к этому прийти?!

Ответ: Ничего сложного нет, если только попытаться воспроизвести это не в голове, а в чувствах. Если человек старается вобрать это в себя, то в таком случае все происходит естественным образом.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для использования во благо другим

Пришельцы – желания, готовые к исправлению

Пришельцы – части души

Для использования во благо другим

каббалист Михаэль ЛайтманВсякую чистую птицу можете вы есть. Не ешьте никакой мертвечины… [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:20 – 14:21]

"Не есть никакой мертвечины" – значит не использовать те желания, которые не имеют экрана.

Согласно Торе их олицетворяют рыбы без плавников и чешуи; животные, у которых нет замкнутого круга переваривания пищи и раздвоенных копыт; некоторые виды хищных птиц, бросающиеся на свою добычу, чтобы схватить для себя. Все они символизируют желание человека использовать все ради себя.

Поэтому мы должны понять, на какие именно желания указывают эти рыбы, птицы, животные, что они значат в нас, и как мы можем воспользоваться ими после того, как приведем их в надлежащий вид посредством кошерования, т.е. сделаем пригодными к употреблению именно для использования во благо другим. А употреблять ради себя можно только лишь для того, чтобы существовать ради других.

Вопрос: Как определить, что данное желание – только для меня?

Ответ: Если ты четко действуешь относительно общества, и все твои действия продиктованы его благом, а не собственным, то анализируя свои мысли и поступки, ты уже не допустишь ошибки. Таким образом, все определяется только относительно других, иначе никак.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Всякую птицу чистую можете вы есть"

Кошерные животные

Ступени возвышения

Духовный корень саранчи

каббалист Михаэль ЛайтманИ всякое летучее насекомое нечисто для вас, нельзя их есть. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:19]

Насекомых запрещено употреблять в пищу, кроме саранчи, поскольку у нее такой духовный корень. Поэтому в Египте народ Израиля мог спокойно набирать котелки саранчи, варить и есть ее.

Вопрос: Что это за желание во мне, которое называется "саранча"?

Ответ: Саранча – это, в принципе, вредитель, злой посланник Творца, который тучей налетает на поля, пожирает посевы, оставляя людей без пропитания. Особенно тяжело было в древние времена, когда после налетов саранчи начинался мор, и ничего нельзя было сделать.

Поэтому саранча олицетворяет нечто, что может рассматриваться только лишь как послание свыше – либо как удар, наказание, либо, отчасти, как благословение, когда ты можешь употреблять ее в пищу.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора, оживающая в человеке

Вливаясь в стаю, саранча меняет память

Саранча истребляет от счастья

Все происходит внутри желания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В "Книге Йова" описывается, как у Йова умерли дети, жена, скот подох, он сидит в язвах, Бога проклинает. Вопрос: он от эгоизма так освобождается? Второй вопрос: "Его съела рыба", – "рыба" – это его эгоизм или нет?

Также в этой книге говорится, что Бог разговаривает с дьяволом. Как люди, которые писали эту книгу, узнали про то, что Бог разговаривал с дьяволом про Йова?

Ответ: Вы запутались, надо читать правильный перевод и стараться все переводить на происходящее внутри нашего желания.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир – внутри каждого из нас

Маленький мир внутри высших сфер

Каждый спросивший – получит ответ!

"Всякую птицу чистую можете вы есть"

каббалист Михаэль ЛайтманВсякую птицу чистую можете вы есть. Вот те, кого нельзя вам есть из них: орла, и грифа, и морского орла, и шулятника, и сокола, и коршуна по роду его.

И всякого ворона по роду его, и страуса, и сову, и чайку, и ястреба по роду его, и сыча, и ибиса, и филина, и пеликана, и сипа, и баклана, и аиста, и цаплю по роду ее, и удода, и летучую мышь. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:11 – 14:18]

В Торе поименно перечисляется все птицы, которых нельзя употреблять в пищу.

Интересно, что других нечистых пернатых, кроме вышеперечисленных, в природе больше нет, и не будет. Больше не раскроются никакие другие виды птиц, которые подходили бы под условие нечистоты.

Вопрос: Откуда исходит такая уверенность?

Ответ: Каббалисты, которые пишут Тору, прекрасно понимают, где они находятся. Они видят насквозь Высший мир и наш мир, и знают причины и следствия того, что есть в материальном мире, и чего нет. Для них нет никаких преград в постижении, в осознании, в ощущении, поскольку они пребывают вне времени, пространства, перемещения. 

Вопрос: Почему же иногда Вы говорите, что у каббалиста все время есть сомнения и выбор?

Ответ: Его выбор осуществляется только лишь относительно себя, в своих поступках, насколько он каждый раз может подняться выше себя. Но то, что раскрывается ему, раскрывается абсолютно четко, верно, постигаемо.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кошерные животные

Следствие высших корней

Тора, оживающая в человеке

Плавники и чешуя

каббалист Михаэль ЛайтманВот этих можете есть из всего, что в воде: всех, у кого есть плавники и чешуя, можете есть. Но всех тех, у кого нет плавников и чешуи, не ешьте, нечисты они для вас. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:09 – 14:10]

Все, что обитает в воде, можно употреблять в пищу только при наличии у них плавников и чешуи.

Плавник (ивр. "снапир": "сне-ор" – ненавидящий свет) олицетворяет собой отталкивание света. А чешуя ("каскасим") – это покрытие типа экрана, когда человек может отторгнуть от себя приходящий к нему свет.

Плавник больше относится к Цимцум Алеф (Первому Сокращению), а чешуя – к Цимцум Бэт (Второму Сокращению). Поэтому рыбы, не имеющие плавников и чешуи, лягушки, устрицы и прочие "дары моря" считаются не кошерными.

В духовной работе человека  они олицетворяют оголенное желание, которое не может противостоять высшему наслаждению, принимает его и этим полностью отрезает себя от Творца, не может уподобиться Ему. 

Все, что находится в воде, символизирует пребывание в свете Хасадим и, в принципе, может быть очень близко к нам. То есть рыба даже не требует кошеров́ания.

Если животное надо забить по определенному закону, освежевать и откошеровать: выпустить из него кровь и т.д., то рыба не подлежит этому. Ее можно купить у любого рыбака, неважно как он добыл ее: сетью, или оглушив, или подцепив на крючок. Из нее не нужно особо выпускать кровь, потому что это другой вид желания.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Мяса их не ешьте"

Работа с внутренними желаниями

Следствие высших корней

"Мяса их не ешьте"

каббалист Михаэль ЛайтманА свинья, хотя копыта у нее раздвоены, но не отрыгивает она жвачку, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:08]

Дело в том, что хотя свинья и парнокопытное животное, но у нее нет замкнутого круга пищеварения (отрыжки), а это еще хуже, чем применение "ради себя" однокопытного животного, например, коня.

Поэтому свинья олицетворяет такое человеческое желание, которое вроде бы построено на двух линиях, но обе они используются для себя. Это чисто эгоистическая методика поведения.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кошерные животные

Кошерный – годный для служения Творцу

Нечистые желания

"Сэндвич" взаимоотношений

каббалист Михаэль ЛайтманНаша задача – использовать все свои силы и свойства только на отдачу другим и взаимно организовать сообщество, где все работают не ради себя, а только на общее благо.

В отличие от Творца, мы созданы желанием получать, и ощущаем наслаждение, когда наполняемся удовлетворением определенных желаний. К ним относятся пища, секс, семья, богатство, слава, власть и знания.

Духовное же наполнение подразумевает не собственное удовлетворение, а создание совсем иного сосуда наполнения, потому что все, что находится в нас, – временное по продолжительности и ограниченное по объему.

Если же человек наполняет других, но при этом ощущает, что это не другие, а он сам или его дети, тогда у него будет неограниченная возможность наполнять их и при этом наслаждаться, даже больше, чем если бы он брал себе.

Поэтому нам не хватает всего лишь ощутить, что все люди в мире – самые дорогие нам существа, и у нас есть возможность давать им, заботиться о них и при этом постоянно наслаждаться. Появляется стимул жить, добывать и работать на них, поскольку это наполняет нас. 

Конечно, все это – эгоистически, как и в случае с детьми, потому что они нам намного дороже, чем мы сами себе. Это видно даже по отношениям в нашем мире, ведь если речь идет о том, чтобы спасти ребенка, мать готова на всё.

Однако представить чужих, удаленных, совершенно не относящихся ко мне людей как очень близких – это проблема. 

Дело даже не в том, чтобы представить, поскольку в таком случае я бы работал на них, как на своих детей и внуков и поэтому оставался бы на том же животном уровне, как любой человек в нашем мире, – это не духовное исправление.

Духовное исправление таково, что я начинаю ощущать все мироздание как зависящее от меня, и чувствовать всех людей не просто как родных. Это даже невозможно передать, потому что в нашем мире не существует адекватных впечатлений.

Дело в том, что вследствие занятий каббалой, сближения между нами в каббалистическом сообществе под воздействием методики объединения, которую мы реализуем с самыми посторонними людьми, в обществе проявляется особая положительная сила. Она существует в природе, но скрыта от нас. Это сила Творца, поэтому и говорится, что Творец скрыт. Никто Его не знает, не чувствует, не видит.

Но если мы пытаемся соединиться между собой, как родные, то вызываем Его проявление, и эта положительная, антиэгоистическая сила начинает строить между нами связи.

Однако этим она не аннулирует наше взаимное эгоистическое противостояние друг другу, а строит связь над ним, показывая, что мы являемся одним общим целым.

Тогда у нас получается "сэндвич" – два уровня отношений. На низшем уровне я по-прежнему ненавижу остальных, нахожусь с ними в конкуренции, отталкиваю их от себя, и даже еще больше, чем раньше. А на уровне выше, я вдруг начинаю ощущать, что у меня с ними есть общность, цельность, единение и взаимность.

Эти две взаимно противоположных типа отношений между мной и остальными людьми создают во мне духовную систему, которая называется "все прегрешения покрывает любовь".

Если я нахожусь в таком внутреннем "двухэтажном" состоянии, тогда верхнее состояние, когда я желаю отдавать другим, заботиться о них, называется "вера" – свойство отдачи, любви, ощущение ближнего как себя. Оно находится над прежним оставшимся во мне эгоистическим отношением к людям, как к чужим, противоположным мне.

Это и есть реализация призыва Торы "возлюби ближнего, как себя", ведь при этом "все прегрешения покрывает любовь". То есть получается так, что любовь не аннулирует эгоизм, а только лишь покрывает его сверху. 

Оба слоя существуют в человеке одновременно, и когда они взаимодействуют между собой, то дают ему возможность начать ощущать между свойством отторжения/ненависти и свойством притяжения/любви Высший мир. К этому ведет нас Тора.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Покрыть прегрешения единой любовью

"Сэндвич" с Творцом

Патент любви и мира в доме

"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.4

ТВ программа "Тайны вечной книги". Таво, ч.4

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программ:

"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.3

"Тайны вечной книги", глава Таво, ч.1

"Тайны вечной книги", глава Ки Тецэ, ч.9

Кошерные животные

каббалист Михаэль ЛайтманНе ешь никакой мерзости. Вот животные, которых можете вы есть: бык, овца и коза, горная коза, олень, и серна, и козерог, и сайга, и буйвол, и лось. И всякое животное с раздвоенными и расщепленными надвое копытами, отрыгивающее жвачку, – такое животное можете есть. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:03 – 14:06]

Духовное исправление построено на действии, которое называется "цимцум бэт" – второе сокращение. Суть его в том, что благодаря соединению высшего свойства света (свойства отдачи и любви) с низшим свойством человека (получать ради собственного наслаждения) в нас произошло разделение желаний.

Они подразделяются на слабые желания, называемые желаниями отдачи, хотя мы в них ничего не собираемся отдавать, и на более грубые, называемые желаниями получения.

Цимцум бет (второе сокращение) говорит о том, что на уровне маленьких желаний мы можем работать с другими людьми, потому что этими желаниями можно помогать им, влиять, относиться к ним правильно. А большие желания мы не можем использовать и поэтому сокращаем их.

Это и олицетворяет разделение на кошерных и не кошерных животных. Кошерные – значит годные к употреблению, то есть те желания, в которых существуют признаки годности к использованию на отдачу. На животном уровне эти желания в нас символизируют бык, овца, коза, олень и т.д. 

Все они отличаются от остальных животных по признаку раздвоенного копыта, что говорит о четком разделении между свойствами отдачи и получения. И даже если у них реализуется свойство получения, оно настолько мало, что будто работает на отдачу. Кроме того, у этих животных все время происходит срыгивание, т.е. замкнутый цикл потребления пищи. В нашем мире это внешнее следствие второго сокращения.

И всякое животное с раздвоенными и расщепленными надвое копытами, отрыгивающее жвачку, – такое животное можете есть. Но этих не должны вы есть из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные и расщепленные копыта: верблюда, и зайца, и дамана, так как жвачку отрыгивают они, но нет у них раздвоенных копыт, нечисты они для вас. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:6 – 14:07]

Если у животного отсутствует хоть одна составляющая кошерности, отображающая признаки цимцум бет (второго сокращения), то его нельзя употреблять в пищу.

Таким образом, в Торе говорится об исправлении наших эгоистических желаний и их использовании с правильным намерением. Человек делает сокращение на свои желания и ищет возможность дальнейшей работы с ними. Те из них, которые он может использовать "ради отдачи", называются кошерными, то есть годными для отдачи другим.

В нашем мире эти свойства в определенном виде олицетворяются некоторыми животными, рыбами, птицами и даже растениями. Из всего, что окружает человека, он должен выбирать только то, что может использовать с намерением "ради отдачи".

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Работа с внутренними желаниями

Пригодность к духовному использованию

Следствие высших корней

"Не делайте на себе надрезов"

каббалист Михаэль ЛайтманСыны вы Богу, Всесильному вашему: не делайте на себе надрезов и плеши не делайте над глазами своими по умершим… [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:01]

Человек должен умертвить в себе эгоистические желания, чтобы у него исчезло всякое впечатление от них, не осталось никаких воспоминаний, и он не скорбел бы по ним.

Эти желания умерли – всё. Втопчи их в землю, зарой навсегда. Не оглядывайся назад, никаких возвратов в прошлое.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Да не прилипнет к руке твоей"

Не возвращаться к прошлому

Как трактовать Тору?

"Да не прилипнет к руке твоей"

каббалист Михаэль ЛайтманИ да не прилипнет к руке твоей ничего из уничтожаемого. [Тора, "Дварим", "Рээ", 13:18]

Если человек занимается собственным исправлением или участвует в исправлении своих товарищей, то надо быть осторожным, чтобы к нему ни в коем случае не приклеилось ничего из того вроде бы "хорошего", что, как кажется, было у них.

В нашем мире существуют такие сообщества, как мафиозные группировки, связанные крепкими узами, дружбой и преданностью кланам, но в них нет высшей составляющей – всё направлено "ради себя".

Поэтому, занимаясь духовной работой, надо уничтожать любые наши якобы правильные мысли, поступки, достижения. Нам, может быть, не видно всего эгоистического зла, которое отдаляет нас от цели творения, но оно находится внутри. И здесь надо идти верой выше знания.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не возвращаться к прошлому

Как трактовать Тору?

"Разбить голову змее"

Не возвращаться к прошлому

каббалист Михаэль ЛайтманА всю добычу его собери на средину площади его, и сожги огнем город и всю добычу его полностью, – это угодно Богу, Всесильному твоему, – и да будет он навеки грудой развалин, не будет он отстроен заново. [Тора, "Дварим", "Рээ", 13:17]

Человек никогда не сможет взять те намерения, которые стали в нем эгоистическими, и снова использовать их. Он должен сделать все, чтобы не вернуться к ним.

Вопрос: Что значит: "собери на средину площади его, и сожги огнем город и всю добычу его полностью"?

Ответ: Дело в том, что в группе, занимающейся духовной работой, все больше проявляется анализ выявления эгоизма и альтруизма, и люди видят, что все прошлые намерения, которые раньше казались им хорошими, правильными, направленными на объединение между собой, на самом деле – эгоистические.

Площадью или городом называется наше совместное желание.

А сказанное: "…и будет он навеки грудой развалин, не будет он отстроен заново", – означает, никогда не возвращаться к прошлому состоянию. Так мы идем вперед к полному исправлению.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как трактовать Тору?

"Сэндвич" с Творцом

Сжечь за собой мосты

Как трактовать Тору?

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли услышишь ты, что в одном из городов твоих, которые Бог, Всесильный твой, дает тебе, чтобы жить там, выступили люди негодные из среды твоей и совратили жителей города своего, говоря: "Пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали", – а ты выяснял, и исследовал, и расспрашивал хорошо, и оказалось, что верно это, совершена мерзость в среде твоей, – то перебей жителей того города острием меча, уничтожь его и все, что в нем, и скот его острием меча. [Тора, "Дварим", "Рээ", 13:13 – 13:16]

Тору нельзя трактовать буквально, потому что она говорит только о духовных свойствах и духовных состояниях человека. И если сказано "перебей жителей того города острием меча", то это не значит, что так было на самом деле.

Перебить – значит искоренить в себе эгоистические намерения: не желания – они все верные, а именно намерения, ставшие эгоистическими. Их нужно вырезать, словно острием меча.

Существует четыре уровня желаний: неживой, растительный, животный, человеческий. В зависимости от того, к какому уровню относится желание, его нужно либо зарезать, либо сжечь, либо побить камнями и т.д.

То есть, прежде всего, надо определить, к какому уровню оно относится. Поэтому ты должен расспросить человека, выяснить, помочь ему определить, что это такое. Ведь ты не можешь "забраться" в него и переключить его намерение с "ради себя" на "ради других". Ты должен сделать так, чтобы он сам выполнил в себе переключение. Это и есть исправление. 

Пишется в Торе, что "совратились люди", т.е. стали падать с уровня отдачи и беззаветной любви к ближнему. Ведь когда-то самым главным для народа было общество, любовь к ближнему, отдача. "Мы" превалировало над собственным "я", которое подавлялось каждым. 

Все мы идем к исправлению, и поэтому казни и наказания, о которых говорится в Торе, – это наказания за проявляющиеся всевозможные эгоистические проблемы, и их необходимо исправлять под воздействием окружающей среды, давлением, воспитанием.

Если в человеке вдруг начинает проявляться его "я", и он, руководствуясь своим эгоизмом, втягивает в это других, утверждая, что так надо действовать, то такие побуждения необходимо убивать в себе. И общество должно об этом заботиться, беспокоиться, предупреждать такие состояния. 

Сказано: "…негодные люди из среды твоей". "Среда твоя" – это свойства отдачи и любви, а "негодные люди" (эгоистические желания) ведут человека к другим богам – к другим ценностям. Поэтому ему надо не просто действовать против них, а выяснить их внутренний позыв: к чему это ведет, откуда пришло, почему у него вдруг появилась такая слабость, ведь в каждом из нас каждую секунду обновляется эгоизм.

Надо четко понимать, что делать. Это очень большая работа, и общество должно постоянно стоять на страже каждой личности, помогать, вдохновлять, укреплять и поддерживать ее.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не поддаваться на уговоры

Восстание внутренних кнаанеев

Сохранить в себе человека духовного

"Разбить голову змее"

каббалист Михаэль ЛайтманА весь Израиль услышит и ужаснется, и не станут более делать такого зла в среде твоей. [Тора, "Дварим", "Рээ", 13:12]

Когда все увидят, что ты поступаешь кардинально жестким образом, тогда поймут, что иначе делать нельзя, и именно с этим согласятся, потому что в этом с тобой будет уже Творец.

А до этого все будут кричать на тебя, таскать в разные стороны: "Почему?! Так нельзя! Да ты что?!"

Возьми камень, разбей голову этой змее, и все сразу скажут: "Правильно!" Они раскроют, что же ты сделал сейчас в своем исправлении, в своем анализе этой проблемы, и как ее решил.

Это и означает "услышит и ужаснется" – ужаснется тому, как тупо, упорно ты пошел и "разбил голову змее", вопреки всем своим разумным доводам, которые так и рвутся изнутри. Это называется "верой выше знания". 

Все вокруг будут проклинать, говоря: "Какая глупость!" – а ты стоишь на этом. Почему?! Нет ответа. Ты знаешь только одно: так поступали твои учителя, так требует от тебя Творец, так ты лично понимаешь это, без всякого вмешательства снаружи.

Путь истины самый жесткий, самый неприятный и, на первый взгляд, самый глупый, неразумный. Ведь разум исходит из материального уровня, а здесь надо добавить от более высокой ступени.

Высшая ступень – это вера выше знания, когда мы поднимаемся на нее против своего разума.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 13.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не поддаваться на уговоры

Чтобы идти прямо к цели

"Ибо испытывает вас Бог…"

Страница 52 из 189« Первая...5051525354...Последняя »