Народ идеи
ТВ программа "Тайны вечной книги". Экев, ч.2
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
"Тайны вечной книги", глава Экев, ч.1
И отвечали вы, и сказали мне: "Согрешили мы пред Богом! Мы пойдем, и будем сражаться, как повелел нам Бог, Всесильный наш". И взяли вы каждый оружие свое, и дерзнули подняться в горы.
Но Бог сказал мне: "Скажи им: 'Не поднимайтесь и не сражайтесь, ибо нет Меня среди вас, дабы не были вы побеждены врагами вашими". И я говорил вам, но вы не послушали, и не исполнили повеление Бога, и дерзнули подняться в горы. [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:41-1:43]
Моше говорит сынам Израиля: "Вы не были достаточно исправлены, чтобы воевать со своим внутренним эгоизмом. Я предупреждал вас, а вы все равно решили, что надо обогнать время".
Реплика: Но они же покаялись, сказав: "Согрешили мы пред Богом! Сейчас мы пойдем и исправим свой грех". А Бог ответит: "Меня нет среди вас".
Ответ: Никуда не денешься, законы природы неисправимы. Бог – это не какая-то марионетка или капризная женщина. Это четкие законы природы! Выполняешь их – получаешь жизнь, не выполняешь – идешь на смерть.
Кроме того, Он послал в Землю Израиля разведчиков – самых мудрых людей. И что они увидели? Огромные плоды, которые дает эта Земля?! А почему она приносит такие плоды? Там же еще нет евреев, и живут совсем другие народы. Однако они не могут извлечь из эгоизма эти плоды, не обладая свойством отдачи.
Реплика: Но в Торе сказано, что двое несут огромную гроздь винограда…
Ответ: Правильно. Кто несет? Сыны Израиля, которые вошли туда – семь разведчиков. Они увидели эти плоды! Они принесли их народу! Они работали с эгоизмом! Они обнаружили, что с его помощью можно добыть такие плоды, т.е. достичь таких духовных высот!
Поэтому они говорят: "Если мы войдем в эту Землю (окунемся в эгоистическое желание), возьмем немного изнутри эгоизма, поднимем его наружу, то получим огромные плоды! Эта Земля – особая!".
Существуют несколько уровней желания: нулевой, первый, второй, третий и четвертый. Четвертый уровень – самый основной, базисный, самый тяжелый, самый эгоистический.
В истории эволюции эгоизм постоянно растет. Народ Израиля, выйдя из Вавилона, исправил в себе первые четыре уровня эгоизма: ноль, один, два, три.
А теперь он входит в Землю Израиля – в последнее страшнейшее эгоистическое состояние. Поэтому разведчики, вошедшие на пятый уровень, приносят плоды и показывают всем: "Смотрите, что там можно добыть!".
Но все понимают, что эти плоды можно добыть при условии серьезной борьбы со страшными великанами, живущими в Земле Израиля, т.е. с теми огромными эгоистическими желаниями, которые находятся на этом уровне.
Моше обращается к народу: "Мы должны работать на этом уровне. Согласны или нет?" Половина из них кричит: "Зачем?! Нам и тут хорошо! Мы подождем". А часть народа согласна идти вперед во что бы то ни стало. Поэтому Моше говорит Творцу, что он должен снова объяснить им Тору.
Но это уже совсем другая Тора – подготовка к входу в Землю Израиля, можно сказать, компиляция – собрание всего предыдущего пути и изложение в том виде, в котором необходимо человеку, чтобы начать работать с самым тяжелым, темным слоем эгоизма.
Среди этих эгоистических желаний есть такие, которые мы не в состоянии исправить и должны просто отставить их. Но прежде их нужно исследовать, отсортировать, выбрать и отложить в сторону.
Семь народов, живущих в Земле Израиля, т.е. семь эгоистических желаний, надо исправлять постепенно. Это значит, завоёвывать их, покрывая альтруистическим намерением.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.01.2016
"Но дети ваши, о которых вы говорили, что добычей станут они, и сыновья ваши, которые не отличают еще сегодня добра от зла, – они войдут туда, и им дам Я ее, и они овладеют ею. А вы развернитесь и отправляйтесь в пустыню, по пути к морю Суф". [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:39-1:40]
Дети, родившиеся во время путешествия по пустыне, смогут войти в Землю Израиля, ведь они не были в египетском рабстве – в рабстве у своего эгоизма. Они боролись с ним!
Иными словами, те альтруистические свойства, которые родились из исправленного эго, уже готовы войти в Землю Израиля и дальше работать с эгоизмом, перепахивая его. А те свойства, что были под рабством фараона, все время кричат: "Давайте вернемся в Египет!" – и поэтому должны умереть.
Дети же не станут добычей великанов, потому что будут выше их – выше той эгоистической мощи, которая раскрывается в Земле Израиля. Это следующий этап после подъема в Бину: работа с Малхут – с общим огромным эгоизмом, олицетворяемым великанами.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.01.2016
ТВ программа "Тайны вечной книги". Экев, ч.1
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
"Тайны вечной книги", глава Вээтханан, ч.2
Моше попросил: "Позволь мне перед кончиной повторить евреям Тору с самого начала! Я хочу разъяснить им все трудные места и детали законов Торы". ["Большой комментарий", глава "Дварим"]
Моше не может войти в Землю Израиля, потому что туда входят, чтобы завоевать ее, а Моше находится на уровне чистой Бины – абсолютной отдачи. Поэтому вся его работа заканчивается на отрезке от Египта до получения Торы и ее освоения.
Первый период освоения Торы и ее адаптации сыны Израиля прошли в течение сорока лет блуждания по пустыне. За это время они умирают, т.е. в них умирает весь эгоизм, с которым они вышли из Египта, и полностью исправляется на отдачу.
Теперь они должны работать с этим свойством, чтобы не просто приподняться над всеми эгоистическими желаниями, а преобразовать их в альтруистические. Так же как землепашец, перепахивая землю, переворачивает ее, давая возможность взойти новым всходам, то же самое происходит и здесь.
А Моше не готов к этому. Это не его сила, а применение к более низкому эгоистическому свойству – к Земле Израиля, которая еще не является таковой. Она станет Землей Израиля, когда ее завоюют.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 20.01.2016
Также и на меня прогневался Бог из-за вас, сказав: "Ты тоже не войдешь туда! Йеошуа, сын Нуна, стоящий перед тобой, - он войдет туда (в Землю Израиля), его утверди, ибо он передаст ее во владение Израилю.
Но дети ваши, о которых вы говорили, что добычей станут они, и сыновья ваши, которые не отличают сегодня добра от зла, войдут туда, и им дам Я ее, и они овладеют ею. [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:37-1:39]
Во время сорокалетнего "пребывания в пустыне" человек полностью отрабатывает те свойства, с которыми после получения Торы начинает свой духовный путь до достижения уровня Бины перед входом в Землю Израиля. Все эти свойства теперь должны обрести совершенно новый облик – получение ради отдачи, и поэтому считается, что поколение умирает.
Вопрос: Что такое для ученика преодоление пути до горы Синай, затем от горы Синай до Бины, и выход на следующий уровень?
Ответ: Ученик производит эти действия относительно учителя, все больше и больше отменяя себя перед ним. К нему приходит понимание, что все, что он раньше считал правильным, абсолютно неверно. Так всегда происходит на низшей ступени относительно высшей.
Ученик видит учителя в новом виде, который только сейчас начинает раскрываться ученику, а раньше он этого не понимал и не чувствовал. Он не мог оценить своего учителя. Как сказано "Каждый, отрицающий высшего, отрицает, потому что он низший".
Вопрос: Что означает бунт народа против Моше, т.е. бунт по отношению к учителю?
Ответ: Это естественно! Они не могут согласиться с тем, что им сейчас предлагают. В таком случае учитель умирает.
В нашем мире он умирает физически, а на духовных ступенях для ученика – духовно. Как только ученик перестает пользоваться учителем как высшим, как ведущим вперед, то этот человек для него умирает в том смысле, что перестает быть ведущим. А в физическом виде, если ученики не нуждаются больше в учителе, то ему нечего делать в этом мире.
Любая ступень существует для нижестоящих. Исходя из этой четкой связи, учителю нет смысла оставаться в материальном мире, если у его учеников нет потребности в нем.
Нельзя обвинять в этом учеников, поскольку это обстоятельство – несомненно и естественно! Свыше на них нисходит такая наводка, когда им кажется, что они могут прекрасно обойтись без учителя. Они уже получили, что надо, разобрались во всем, и теперь якобы знают, как идти дальше. Он даже в чем-то тормозит и отвлекает их.
То же самое происходит по отношению к Моше. Народу кажется, что он уже отдал им все, они не различают в нем следующих ступеней и следующих возможностей, и поэтому он умирает.
Вопрос: Что тогда означает для учеников "вымирание поколения"?
Ответ: Если они поднимаются на следующую ступень, то должны пройти состояния, когда все их прежние желания, какими бы исправленными они ни были, должны сейчас отмереть, то есть принять на себя новый уровень – получение ради отдачи.
Я надеюсь, что все это поймут, узнают, почувствуют, пройдут на себе, и мы войдем в Землю Израиля.
Вопрос: Что должны делать ученики, чтобы учиться на прошлом? Ведь мы же все-таки учимся на этом, чтобы поколение не вымирало.
Ответ: Мы ни на чем не можем учиться. Нам просто рассказывают об этом. А мы все равно будем пренебрегать, бастовать против Моше, который ведет нас вперед. И это будет повторяться и повторяться в каждом человеке.
Вопрос: Вы тоже внутренне восставали против своего учителя?
Ответ: Конечно. Без этого нельзя двигаться дальше. Поэтому он так и говорил мне: "Я понимаю, что все твои несчастья в жизни происходят из-за меня".
Высший действительно это понимает. А потом действует ради низшего: или бьет его с болью в сердце, как мы наказываем маленьких детей, или ждет, пока тот подрастет.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 06.01.2016
И услышал Бог звук речей ваших, и разгневался, и поклялся, сказав: "Никто из людей этих, из поколения этого злого не увидит хорошей страны, которую поклялся Я дать отцам вашим!
Только Калев, сын Йефунэ, увидит ее, и ему дам Я землю, по которой ступал он, и сынам его, за то, что он исполнял волю Бога. [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:34-1:36]
Калев – единственный из соглядатаев, кто сказал: "Не верьте разведчикам, я тоже был с ними. Надо идти за Творцом, и мы пройдем в эту страну". У него есть свойство, исходя из которого, он понимает, что можно исправить эгоистическое состояние.
В каждом человеке есть точка, которая называется Калев, – одна против всех остальных.
Также и на меня прогневался Бог из-за вас, сказав: "Ты тоже не войдешь туда!" [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:37]
Вопрос: В чем виноват Моше, ведь он все время идет за Творцом?
Ответ: Свойство "Моше" не может войти в Землю Израиля, поскольку начинает работать уже по-другому.
Народ пошел за Моше, который вывел их из Египта. А когда они подошли к Конечному морю, то единственное свойство, которое в них сыграло – это Нахшон, вслед за которым они прыгнули в море.
То есть каждый раз в человеке проявляется один предводитель, одно его свойство, которое идет вперед и становится переходным мостиком от этапа к этапу. Поэтому Калев – тоже мостик, который отрывается от всех остальных и вопреки им входит на следующую ступень.
На разных ступенях это свойство помогает человеку оторваться от эго, подняться выше себя, но не здравым смыслом, а только лишь отторжением от своих общих свойств, от так называемого "своего народа", и подтянуться к Творцу.
И всегда у него возникает проблема со своим народом – своими свойствами, для того чтобы предпочесть им точку, называемую Моше (от слова "лимшох" – вытаскивать себя из эгоизма).
Сейчас он подходит к состоянию, когда в нем уже нет уровня "Моше", а предстоит следующая ступень "Йеошуа", потом "Калев" и так далее.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 06.01.2016
Братья наши внесли страх в сердца наши, сказав: "Народ многочисленнее и выше нас, города большие и укрепленные до небес, а также великанов видели мы там".
И сказал я вам: "Не страшитесь и не бойтесь их! Бог, Всесильный ваш, идущий перед вами, Он сражаться будет за вас. И в этом деле вы не верите Богу, Всесильному вашему. [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:28-1:32]
Верить - значит полностью отдать себя в руки Высшей силе, то есть упасть на руки общества, в котором ты находишься, и полностью отдать себя ему.
Это – крайнее состояние, как будто человек висит над пропастью, уцепившись за куст, и просит Творца помочь ему. Он молится, взывая к Творцу, потому что ему не к кому больше обратиться. И вдруг раздается голос: "Я помогу тебе. Отпусти ветку". И он рад!
Именно в этой точке и происходит то, к чему призывал Моше сынов Израиля: "Не страшитесь и не бойтесь! Бог, Всесильный ваш, идущий перед вами, сражаться будет за вас".
Но человек молчит, рассчитывая не на силу Творца, а на что-то еще. Он пока еще не готов обратиться к Нему.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 06.01.2016
И отправились они, и поднялись в горы, и дошли до долины потока Эшколь, и разведали ее. И взяли они в руки свои из плодов той страны, и снесли к нам, и рассказали нам, и сказали: "Хороша страна, которую Бог, Всесильный наш, дает нам!"
Но вы не захотели подняться, и воспротивились повелению Бога, Всесильного вашего. [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:24-1:26]
Войти в Землю – значит, поменять свое намерение. Ведь то, что лежит за границами Земли Израиля, означает желание, с которым ты работаешь ради себя, стоя вокруг ее границ. А то, что находится внутри Земли Израиля – это желание, с которым ты работаешь от себя на других.
И возроптали вы в шатрах ваших, и сказали: "По ненависти Бога к нам вывел он нас из страны Египетской, чтобы передать нас в руки эмореев на истребление! Куда подниматься нам? [Тора, "Второзаконие", "Дварим", 1:27-1:28]
Занимаясь каббалой, мы чувствуем, что сейчас нам надо подняться к свойству отдачи, выйти из себя, скинуть эгоистическую шкуру и теперь принадлежать окружающему пространству, миру.
Но что мы должны делать с собой, чтобы ощутить такое состояние?! Это нам непонятно! Вот в чем проблема! Сынам Израиля, желающим достичь духовной ступени, предстоит именно этот этап. Причем они уже готовы к нему, поскольку дошли до уровня Бины, а сейчас должны подняться от него в Кетэр и начинать перерабатывать свой эгоизм на "получение ради отдачи".
Уровень "отдача ради отдачи" они заработали в течение сорокалетнего путешествия по пустыне, а теперь должны войти в состояние, которое называется "Земля Израиля" – "получение ради отдачи", т.е. полностью изменить отношение к себе и к окружающему миру.
Что с этим делать? Возникает проблема. Поэтому народ стоит и возмущается. Иными словами, все свойства в человеке противятся этому, потому что не знают, как взойти на предстоящую ступень.
Другое дело состояние "отдача ради отдачи": я никому ничего не отдаю, не работаю против своей природы, просто выхожу из нее, приподнимаюсь над своими эгоистическими уровнями.
К этому меня вынуждают страдания, которые я испытываю по дороге, поскольку, чем больше страданий, тем меньше желаний. Если я страдаю от чего-то, значит, я отхожу от этого, перестаю им заниматься. Мой эгоизм помогает мне избавляться от него самого, сам подталкивает меня к свойству Бины: "Что тебе стоит отказаться от своих желаний? Меньше хочешь – меньше проблем".
Я полностью аннулирую себя, прекращаю использовать свое желание, Малхут, становлюсь выше него во всем. Это и есть свойство Бины, когда я практически ничего не хочу, приподнимаясь над собой от Малхут к Бине.
А при подходе к Земле Израиля происходит инверсный поворот. Я должен воспринимать окружающее совершенно по-другому.
Теперь я должен со свойства Бины снова опускаться в Малхут, в свои эгоистические желания, с их помощью брать от мира все, что можно, чтобы передать остальным, преобразовав эти желания в добро для других.
У меня есть эта возможность, я таким рожден, и я прикладываю максимум усилий к реализации действия. Используя огромный эгоизм, я применяю все свое мастерство, чтобы "вскрыть банк" и отдать его людям.
Как я могу запустить свой эгоизм, свои огромные желания и возможности для отдачи людям, когда, вообще-то, хотел все это забрать у них? Здесь я имею дело с инверсным использованием своего зла в переводе его на добро, когда абсолютно не понимаю и не ощущаю ни вознаграждения, ни вероятности успеха дела, ни его результата.
Весь народ – это желания человека, поднимающегося на новую ступень. Поэтому естественно, что все его желания, стоя перед входом на эту ступень, восстают.
Будучи в эгоистическом состоянии, они жаждали достичь Земли Обетованной, им казалось, что это хорошо. Ведь когда я работаю со своим эгоизмом, мне понятно, что надо делать.
А здесь я прохожу этапы полного отключения от своего эгоизма и теперь должен снова возвращать его ради работы на других. Но на кого? На самых отвратных, самых ненавистных людей (желаний), т.е. во вред себе.
Но пока я не достигну уровня Бины, это невозможно понять. Именно этому и учат народ разведчики.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 06.01.2016
Когда Бог сообщил Моше, что тот умрет сразу после битвы с Мидианом, Моше попросил: "Позволь мне перед кончиной повторить евреям Тору с самого начала! Я хочу разъяснить им все трудные места и детали законов Торы". ["Большой комментарий", глава "Дварим"]
Когда человек начинает духовное движение, ему трудно понять, куда он вошел и что делает. Сначала он должен изучить весь материал до конца, каким-то образом осмыслить его, последовательно идти за учителем.
Но достигая определенных высот, он начинает осознавать, какие этапы прошел, как это сказалось в нем, соединилось вместе в одно единое целое; почему у него изменилось восприятие реальности и т.д.
Самое главное – как человек воспринимает мир. На каждом этапе происходит суммарное ударное преобразование восприятия реальности. И мир ему кажется совсем другим, раскрываясь по-новому.
Он идет, идет, будто взбирается на гору, и вдруг с высоты этой горы перед ним раскрывается очередной этап. И следующая гора, и следующая... Поэтому между этапами лежат большие промежутки времени, как длительные перегоны поезда от полустанка до полустанка.
И лишь потом человек приходит к состоянию осознания, что он прошел. А в пути – ничего не осознается, только возникают реакции на конкретные вещи. Поэтому он должен идти верой выше знания, ничего не видя, не понимая, перетирая в себе все основы восприятия, основы ощущения, основы своей реакции. И снова постижение.
Хотя на первый взгляд кажется, что в Торе говорится об одном и том же, но описание этапов духовного движения – не просто повторение сказанного. Когда народ заканчивает свой путь к Земле Израиля, - это совсем другая глава.
Последняя глава Торы "Дварим" описывает совсем другие обстоятельства: человек собирает в себе все свои исправления, все ощущения и подходит к окончательному этапу, к последней подготовке перед входом в Землю Израиля.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 06.01.2016
И сказал я вам: "Дошли вы до гор эмореев, которые Бог, Всесильный наш, дает нам. Не бойся и не страшись!" Но подошли ко мне все вы и сказали: "Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну и рассказали нам о дороге, по которой нам идти, и о городах, к которым нам идти".
И понравилось мне слово это. И взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена. [Тора, "Дварим", "Дварим", 1:20-1:23]
Вопрос: Почему Моше понравилось предложение народа выслать вперед разведчиков?!
Ответ: В духовном нельзя идти с закрытыми глазами. А если ты решился на это, ты должен четко знать, на что закрываешь глаза.
Допустим, передо мной пропасть, и я иду как будто над ней, но знаю, что она передо мной! Знание – необходимо, иначе это не движение вперед, а неизвестность. Поэтому Моше соглашается с народом и посылает людей на разведку.
И даже если потом разведчики будут рассказывать жуткие вещи, ты, вопреки всему, пойдешь на завоевание этой земли – этого состояния, этих желаний.
Но сейчас пока действия Моше кажутся народу благоразумными, ведь они еще до конца не исправились, и им необходимо преодолеть условие абсолютной веры – закрыть глаза. На материальном уровне "закрытые глаза" – это просто незнание, а на духовном уровне – наоборот, огромное знание того, на что я иду.
И я иду вперед, потому что мне необходимо добиться связи с Творцом, чтобы Его сила перешла ко мне! Более того, я понимаю, что иду на это, для того чтобы Он помог мне. А иначе я не смогу Его привлечь, притянуть к себе.
Только так я смогу ухватиться за Него, когда буду знать, что, с одной стороны, впереди неизбежная смерть, невозможность ничего сделать, а с другой стороны – Его прямое указание. Я всегда иду верой выше знания.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 30.12.2015
Когда перед тобой пропасть
И двинулись мы от Хорева, и прошли всю ту пустыню великую и страшную, которую вы видели, по пути к горам эмореев, как повелел нам Бог, Всесильный наш, и пришли мы к Кадеш-Барнеа. [Тора, "Дварим", "Дварим", 1:19]
Прохождение пустыни – это возвышение каждым и всеми вместе над своим эгоизмом, но пока еще не в свойстве любви, а в свойстве полнейшей отдачи. Любовь проявляется позже, в Земле Израиля.
Пустыня велика и страшна, потому что подниматься над эгоизмом – это все равно, что резать по живому. Но все зависит от взаимного поручительства: если это действие производится вместе, то в нем нет ничего страшного.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 30.12.2015
"Отправляйтесь в путь и идите к горам Эмореев"