ТВ программа "Тайны вечной книги". Баалотха, ч.1
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Бамидбар", ч.5
ТВ программа "Тайны вечной книги". Баалотха, ч.1
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Бамидбар", ч.5
Сказано в Книге Зоар: "Когда коэн простирает руки, Шхина пребывает над его пальцами, потому что Творец согласен с коэном в этих благословениях. Исраэль благословляется сверху, от Шхины, пребывающей над пальцами, и снизу, от коэна, произносящего благословение".
Благословение коэна – это очень интересное действие. Он накрывается специальным покрывалом, называемым "талит", держит определенным образом руки и произносит: "Да благословит тебя Творец…" – и т.д.
При этом на него нельзя смотреть, потому что коэн олицетворяет собой высший свет, на который нельзя смотреть просто так, – только через сокращение, экран, обратный свет, получаемый с подготовкой ради отдачи.
Поэтому все присутствующие опускают глаза. В этом материальном действии нашего мира нет ничего, кроме намека на внутреннее духовное состояние человека, получающего свет более высокого состояния.
Сказано, что "когда Коэн простирает руки, Шхина пребывает над его пальцами". Это состояние, когда высший свет проходит через все девять сфирот до Малхут, т.е. через все состояния юд-кей-вав-кей имени Творца, и таким образом отпечатывается в Малхут.
А Малхут уже от себя производит отраженный свет (ор хозэр). При этом говорится: "Амэн". "Амэн" в переводе означает "правда", "истина". Это слово употребляется всеми, но вряд ли кто понимает его истинное значение.
Когда Малхут произносит "амэн" – это значит, что она принимает всё, что нисходит на нее свыше, и становится получающей от девяти первых сфирот.
Иными словами, если она готова принять в себя девять первых сфирот, она становится Нуквой, женской частью под девятью сфиротами, и это олицетворяет собой весь народ.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.01.2015
Беседа о недельной главе Торы "Дварим", в рамках ТВ программы "Недельная глава со Шмуэлем Виложным".
Мой собеседник - Шмуэль Виложный, известный израильский актер.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ передача "Недельная глава со Шмуэлем Виложным": Матот
Так пусть произносят имя Мое над сынами Израиля, и Я благословлю их! [Тора, "Числа", "Насо", 6:27]
Произнесение имени – это раскрытие сути четырехбуквенного имени Творца. Как печать откладывается на воске и отбивает свой отпечаток, так и Творец отпечатывает свои свойства в человеке в обратном виде. А человек должен исправить их, обратив в подобие Творцу.
Это и есть взаимодействие между хозяином и гостем, когда я, будучи гостем, должен отпечатывать в себе желания хозяина. Я должен принять все угощение, которое он мне дает, чтобы оно отпечаталось и выбило во мне его имя, т.е. отношение хозяина ко мне.
И тем, что я позволяю это сделать, поскольку хочу, чтобы его отношение, его свойство вошли в меня, я получаю их, и этим связываюсь с ним. Происходит единение мужской (Творец) и женской (творение, желание получить) части одной в другую, как печать, которая входит в мягкую основу и оставляет свой оттиск.
Вопрос: Почему запрещено произносить вслух четырехбуквенное имя Творца?
Ответ: Произнести вслух Его имя – это значит раскрыть Творца. Раскрытие происходит только внутри человека – он не в состоянии передать свои ощущения никому другому.
В каббале слово "нельзя" означает "невозможно". Ты не можешь выявить Творца настолько, чтобы произнести Его имя.
Можно только вобрать Его в себя, абсорбировать, принять такую форму, когда Он полностью отпечатывается во всем твоем материале, во всем твоем желании, и оставляет оттиск от своего воздействия. Это значит, что относительно Его четырехбуквенного имени "юд-кей-вав-кей" ты полностью идешь в обратную сторону, т.е. не сверху вниз, а снизу верх.
Иными словами, десять сфирот прямого света соединяются с десятью сфирот обратного света в одно единое целое. Это состояние и называется целью творения.
Но пока Его свойства не постигнуты, нельзя произносить Его имена. Даже такое общепринятое слово как "Эль" (Творец) произносится "Кель", чтобы подчеркнуть к Нему свое уважение.
Ведь и в нашем мире мы не зовем своего отца по имени, а обращаемся к нему: "Папа". Это – знак уважения к человеку, который для нас особенный, и этим мы выделяем его из миллиардов людей. То же самое и в духовном.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.01.2015
Да обратит Бог лицо свое к тебе и даст тебе мир! [Тора, "Числа", "Насо", 6:26]
Свет, который нисходит с высшей ступени, называется ликом Творца. Высшая ступень – это Творец относительно низшей ступени (творения).
Когда высшая ступень обращается к низшей своим ликом, т.е. излучает свет хохма – сильный свет исправления, нисходящий на низшего, тогда и происходит его исправление.
Дать мир ("шалом" от слова "шлемут", "совершенство") – значит дать творениям полноту, совершенство.
Совершенный человек – значит, подобный Творцу, когда во всех своих желаниях, которые в данный момент в нем раскрылись, он полностью слит с Творцом по закону подобия свойств.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.01.2015
И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: "Говори Аарону и сыновьям его так: так благословляйте сынов Израиля, говоря им: да благословит тебя Бог и охранит тебя! Да будет благосклонен к тебе Бог и помилует тебя! [Тора, "Числа", "Насо", 6:22-6:25]
Это благословление коэны произносят в субботу и в праздники.
Коэн – это высшее свойство человека, и если оно входит в такую связь с Творцом, которая благословляет Его, то естественно, она благотворно действует на все остальные свойства человека. Это благословение исправляет всё его внутреннее строение, все его желания, намерения.
Вопрос: Что значит, "охранит тебя"?
Ответ: Высший свет или Творец охраняет нас от нашего же эгоизма: поднимает, показывает, укрепляет, направляет и исправляет. Все в руках свыше исправляющего света.
Сказано: "Да будет благословен к тебе Бог и помилует тебя!". Помилует – значит, избавит нас от огромного эгоизма, который держит нас и не дает подняться.
Все идет в одном направлении, ничего другого нет!
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.01.2015
ТВ программа "Тайны вечной книги". Бамидбар, ч.5
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Бамидбар", ч.4
Переход пустыни – это очень тяжелое внутреннее состояние человека, из которого он постепенно вырастает. Пустыня превращает его из раба эгоистического желания в господина над своим эго.
И всё это – в течение 40 лет блуждания по пустыне. 40 лет – условное понятие. Шаг за шагом он проходит возвышение над эгоизмом и обращает его в свойство отдачи.
Пройти пустыню непросто – в этом проблема человека, и ее необходимо преодолеть. Поэтому Тора заканчивается на пересечении пустыни и входе в землю Израиля. Всё! Больше ничего не нужно. Мы получаем силу, с помощью которой можем правильно идти дальше.
Но почему в Торе не сказано, как воевать и покорять землю Израиля, ведь разведчики сообщили, что там живут семь народов? Дело в том, что воевать против них бесполезно.
И сегодня мы точно так же живем в окружении врагов. Что мы можем сделать против них, насколько нас хватит, чем это закончится? Все выглядит устрашающим и абсолютно безнадежным.
Однако нам дана методика, объясняющая, как вобрать в себя свет исправления, а далее ничего не сказано. Получается, что если ты привел себя к состоянию входа в землю Израиля, то после этого тебя словно отпускают, поскольку дальше ты идешь четко по правильному пути, на завоевание земли Израиля, т.е. на освоение своего истинного эгоистического желания.
А до этого была только подготовка. Сейчас ты входишь в свое эгоистическое сердце, начинаешь его завоевывать, переваривать, перерабатывать на свойство отдачи и любви.
В свое время мы построили Первый и Второй Храмы, каждый из которых впоследствии был разрушен. А теперь, после этих двух разбиений, мы должны возвести Третий Храм, как следствие двух предыдущих. Но он строится не в одиночку, внутри народа Израиля, а всем миром. И поэтому он имеет особую мощь и вечность.
Третий Храм – это исправление мирового эгоистического желания, созданного Творцом. В этом должен участвовать весь мир. Как сказал пророк Йехезкиэль: "Народы мира возьмут сынов Израиля на плечи и принесут в Иерусалим", – т.е. приведут их к неизбежности построения Третьего Храма.
Вопрос: Значит, Третий Храм – это уже не еврейский, а вселенский плач?
Ответ: Да, и сегодня мир уже начинает ощущать, что все проблемы собираются в один запутанный клубок, во что-то общее: дерни за одну ниточку и все рассыплется, как карточный домик. Если в любой части планеты возникнет хотя бы маленькая проблема, то это аукнется во всем мире.
С каждым днем мир становится настолько взаимосвязанным, что мы начинаем понимать: проблему надо решать глобально, а к этому у нас нет никакой подготовки. Наша задача – вывести человечество на такой уровень, чтобы оно осознало, как быть готовыми к тому, чтобы справиться с создавшейся ситуацией.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.01.2015
ТВ программа "Тайны вечной книги". Бамидбар, ч.4
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Бамидбар", ч.3
ТВ программа "Тайны вечной книги". Бамидбар, ч.3
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Бамидбар", ч.2
"...Уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть". [Тора, "Числа", "Насо", 6:1-6:3]
Вопрос: Почему наряду с алкогольными напитками в Торе упоминается виноград?
Ответ: В те времена виноград практически не использовали в качестве еды. Ведь человек всегда стремился сделать запас на сутки, на неделю и даже на годы вперед.
Поэтому вино, так же как оливковое масло, мука и другие продукты, которые можно долго хранить, представляли собой особую ценность. Оттого виноград использовался только в качестве вина.
Сам виноград исходит из очень высокого уровня – уровня хохма. Почему существует специальная церемония дегустировать вино, почему на вино произносятся благословения и т.д.? Потому что оно является не просто полезным продуктом, как считается в наше время, а согласно каббале – это высший свет, свет мудрости, свет хохма.
Вино само по себе уничтожает все бактерии, находящиеся в нем, потому что это высший свет, который призван лечить, исправлять и наполнять абсолютно все наши желания. Каким бы не был грязным виноград, во время процесса брожения вся грязь уходит в осадок, и вино остается чистым.
Сбор винограда для приготовления вина – это непростой процесс. В каббале рассматриваются все его нюансы: сорт винограда, диаметр виноградины относительно ее внешней площади, с какого месяца его надо собирать, с какой стороны горы относительно Иерусалима и т.д.
Обычно каббалисты собирают виноград до восхода солнца, потому что грозная сила (амтакат а-диним), которая есть в вине, убаюкивается именно на рассвете. Виноград словно и спит, и просыпается.
В нашем мире нет ни одного объекта или события, у которого не было бы корня в высшем мире. Всё управляется одной единой силой, и все люди на Земле неосознанно, непроизвольно выполняют свою работу. Таким образом мир движется вперед.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 21.01.2015
Не верь в себя до дня твоей смерти
И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: "Говори сынам Израиля и скажи им: если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Богу воздержанием, то от вина и хмельного должен он воздержаться.
Уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть. [Тора, "Числа", "Насо", 6:1-6:3]
Назир – это человек, который дает обет посвятить себя Богу воздержанием от алкоголя, винограда и пр..
С одной стороны, это вроде бы хорошо, а в некоторых состояниях даже просто необходимо. С другой стороны, это не приветствуется, потому что цель творения – насладить человека и все человечество, как одну душу. Получается, что ты отказываешься от наслаждения.
Тогда как, если ты отвергаешь некошерное, т.е. непригодное к исправлению наполнение, когда к тебе приходит свет наслаждения, называемый, допустим, "некошерное мясо" или "мясо с молоком" – правая линия с левой линией без экрана, то в таких случаях, ты просто не можешь принять их с намерением ради отдачи, у тебя нет этих сил.
В конце исправления, когда все придет к совершенству, придут и эти силы, и ты сможешь употреблять абсолютно всё со свойством отдачи. Никаких ограничений, никаких заповедей не будет – все отойдет в прошлое. Заповеди – это только действия исправления, необходимые до тех пор, пока ты не исправил все части своей души.
А назир, который себя ограничивает, словно говорит: "Не буду исправлять это". Конечно, в таком случае ему намного легче, потому что не надо выполнять множество действий.
Но тогда ему придется восполнять отсутствие работы в определенных условиях с определенными желаниями чем-то другим. Поэтому назир должен принести жертвоприношение, и этим всё равно восполнить неисправленную часть.
Это – сложная система, все зависит от качества души. Были такие известные люди, как Шимшон-назир, которые работали на этом уровне.
Реплика: Когда речь идет о некошерной пище, то понятно, почему ее нельзя употреблять. Но вино ведь кошерное...
Ответ: Вино символизирует очень высокий свет – свет хохма, свет мудрости. Назир понимает, что не сможет получить и использовать этот свет для постижения мудрости, ради Творца.
В данном состоянии это, наоборот, послужит ему для опьянения, как случилось с Шимшоном-назиром, которого якобы заставили выпить, и он опьянел, т.е. не смог принять свет ради духовного продвижения и с ним случилась трагедия.
Поэтому назир просто не работает с этим светом. Это – определенные состояния, которые могут быть у каждого из нас.
В принципе, это тот же анализ, который человек проводит в себе. Он не имеет никакого отношения к нашим физическим свойствам.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 21.01.2015
ТВ программа "Тайны вечной книги". Бамидбар, ч.2
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Предыдущие выпуски программы:
"Тайны вечной книги", глава "Бамидбар", ч.1
И когда поставит коэн женщину пред Богом, рассыплет он волосы на голове женщины, и возложит ей на ладони тот дар памятный, дар ревности, а в руке коэна будет вода горькая, наводящая проклятие.
И заклянет ее коэн, и скажет женщине: если не лежал с тобой мужчина, и если не совратилась ты и не осквернилась втайне от мужа твоего, то не повредит тебе эта горькая вода, наводящая проклятие.
И напишет коэн заклятия эти на свитке, и сотрет в горькую воду. И даст женщине выпить эту горькую воду, и войдет в нее вода, наводящая проклятие. [Тора, "Числа", "Насо", 5:18-5:21; 5:23-5:24]
Если женщина (творение) входит в правильное желание, то от этого только приподнимается, и у нее возникает еще большая связь с мужем (Творцом), а если это желание эгоистическое, то сразу же на "свитке проявляются буквы" как разбиение. В таком случае парцуф надо исправлять заново.
Вопрос: Можно ли объяснить работу коэна над нуквой? Что значит "растреплет волосы на голове женщины", "возложит на ладони тот дар памятный"?
Ответ: В нашем мире нет таких аналогий, потому что в духовном мире действие нисходит с высшей ступени.
Высшая ступень (коэн) работает над низшей ступенью (малхут). Коэн – это ГАР дэ-Бина, коэн – это Кетэр. Именно потому, что он так воздействует на малхут, лишь он может раскрыть глубину ее неисправленных или исправленных желаний. Никто с уровня "исраэль" или "левитов" не в состоянии это сделать, только коэн со своей ступени.
То есть свет, который приходит из кетэр самого высшего уровня, может просканировать малхут до конца и увидеть истинную глубину ее намерений.
Когда муж и жена, т.е. девять первых сфирот и малхут, поднимаются вместе, то они возвышаются через коэна, спускающего на них свет. А если эта связь прерывается, значит, надо исследовать, что происходит в малхут.
Поэтому коэн словно пишет программу состояния того парцуфа, который они должны образовать в слиянии между собой. И когда он дает женщине (малхут) этот "свиток", тогда в ней выявляется, соответствуют ли ее свойства тому строению, которое она должна была получить вместе с мужем, т.е. готова она к этому или нет.
А все мужчины, с которыми она якобы изменяла мужу, – это эгоистические желания, которые отвлекали малхут.
Реплика: В Книге Зоар сказано: "Но ведь совершение коэном суда противоречит его степени хэсэд, то есть милости, милосердию. Это не так, потому что он прилагает старания для умножения мира в мире. Если женщина оказывается чиста, то коэн умножает мир между женой и мужем ее".
Ответ: При этом они образуют следующий, более высокий парцуф. Получается, что таким образом раскрывается еще дополнительное зло или дополнительная связь между ними, и они могут подняться на следующий уровень.
Поэтому на некоторых ступенях состояние "прелюбодеяния" просто необходимо, поскольку дает возможность совершить исправление. Всё – только во имя подъема. В Торе нет ничего, чтобы было бы во вред человеку.
Вопрос: Дальше в Зоар добавляется: "И, кроме того, она беременеет сыном от свойства "захар". Если приблизить эту фразу к материальной жизни, не значит ли это, что ссоры между мужем и женой рождают потом бо́льшую любовь?
Ответ: Если они правильно соотносят их с высшей силой, с тем, что все это дается им только во имя еще большего сближения и подъема, то тогда нет взаимных обид – есть только взаимное сближение и работа вверх. А иначе все, что происходит, ведет к разводу.
Реплика: Далее говорится: "Если же она оказывается нечистой, то не коэн вершит суд, а святое имя, которому она изменила".
Ответ: Святое имя (кадош) – это свойство отдачи, та ступень, до которой они должны подняться.
Они должны были вместе достичь следующего, еще более высокого свойства отдачи, а она изменила, упав с этого уровня в эгоистическое желание.
Если она оказывается нечистой, то само свойство, которого она должна была достичь, сбрасывает ее. И теперь ее нужно исправить.
Ей чего-то не хватило в достижении нового уровня, что выявилось именно таким образом – якобы через измену. Но при этом меняется и муж. Он должен выявить коэна, привести ее к нему, поднять свои желания до этого уровня.
Реплика: У меня сразу же происходит ассоциация с нашим миром, как муж ведет жену в суд, как происходит разбирательство…
Ответ: В духовном все происходит в одном теле: и Творец, и муж, и жена, и все свойства, обстоятельства – все внутри человека.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 21.01.2015