Вопрос: Книга Зоар будто бы говорит о незнакомом нам виртуальном мире. Вчера я видел научно-популярный фильм "Игры разума. Наш мозг нас обманывает". Ученые пришли к пониманию, что наш мозг, получая электромагнитные сигналы, рисует нам мир, которого не существует.
В конечном счете они делают вывод, что все мы находимся в некой игре, которой неизвестно кто управляет и непонятно, с какой целью. Не могли бы вы продолжить этот фильм и объяснить, кто нами играет?
Ответ: В разделе Каббалы "Восприятие реальности" мы изучаем, что вся ощущаемая нами реальность – ощущается в нас, ее "рисует" нам наш мозг, в виде картины якобы окружающего нас мира. Вне нас нет вообще ничего – ни пространства, ни что-либо его наполняющего. Все ощущаемое ощущается субъективно нами. Все происходит только в нас. Мы говорим обо всем, о нас и окружающем нас мире, вроде бы объективно, будто он существует и вне нас и без нас, но наше восприятие работает только относительно нас, наших органов чувств.
Каббалисты говорят об относительности нашего восприятия, по Эйнштейну, уже почти 6000 лет. Книга Зоар, написанная 2000 лет назад, повествует о Земле в виде шара. Описаны эволюция, все изменения в природе и обществе, кризис нашего времени и его решение. Нам остается только применить эти знания и с их помощью выйти из кризиса в новое видение мира.
Вопрос: В рамках широкого распространения мы, главным образом, занимаемся интегральной методикой. Но в то же время мы создали адаптированную версию Книги Зоар с комментарием "Сулам". Какова роль Книги Зоар для широкой аудитории?
Ответ: Полагаю, придет время, а вместе с ним разумение и понимание, благодаря которому вслед за нашими начальными лекциями и мероприятиями в сфере интегрального воспитания мы сможем привести людей к первоисточнику – к науке каббала. Ведь лишь оттуда мы черпаем знания, понимание, силы, истину и цель.
Так или иначе, нам придется это сделать. Нам необходимо раскрыть людям науку, мудрость, логику, концептуальную базу: откуда, как и почему проистекает наша методика. Мы должны научно объяснить действие сил Природы, объяснить, что Творец – это свойство, в которое вовсе не требуется верить, как в некий дух.
Так, постепенно, мы будем обучать поколение внутренней, групповой психологии, продвигая его по пути познания, рассказывая о действующих в нас силах, о пользе, которую можно извлечь из единства. И по сути, тем самым мы введем людей в науку каббала.
Все статьи Рабаша о группе объясняют, как правильно объединиться, чтобы обнаружить между нами некое новое ощущение, которое можно назвать "Творцом". О том же пишет в своих статьях и Бааль Сулам: как мы вносим новое восприятие мира в осознание, в рамки, которые сможем контролировать и понимать через фильтры собственного восприятия. Всё это – научный материал, чистейшая эмпирика.
Неслучайно Бааль Сулам презирал "философию" – всё то, что базируется на умозрительных представлениях. Так и мы хотим действовать рационально, а также подводить весь мир к этому подходу. Для начала, мы сами должны принять его верным образом. Но по сути, цель именно в том, чтобы сделать его достоянием масс.
И здесь выясняется, что при рациональном подходе ты каждый раз поднимаешься к неизвестному состоянию. Именно так идет правильное развитие: на каждом этапе мы вырываемся из своих прежних границ. Сами мы на это неспособны, однако есть более высокая ступень, откуда мы привлекаем силу, которая развивает нас и влечет к себе.
Это научно установленный факт. Так же, по данным ученых, происходит развитие и в природе нашего мира.
И для того чтобы объяснить это людям, нам нужна Книга Зоар, нам надо просто читать ее в кругу, наряду с рациональным, научным изучением законов развития, религий и верований, материала творения, восприятия реальности и т.д. Ведь наш отклик на совместную учебу будет верным и полезным, если послужит подготовительным этапом для чтения Книги Зоар, а на пониженном уровне – "Учения Десяти Сфирот".
В Зоаре заложен необходимый нам импульс – столь мощный, что получать его надо в маленьких "дозах". А затем мы сами начнем проявлять, о чем говорит книга.
Ведь мы живем в поколении, способном раскрыть то, чего не раскрывали каббалисты от рабби Шимона до Бааль Сулама. Это было недоступно им в период изгнания, необходимый на пути. Мы же сегодня, как пишет Бааль Сулам, стоим на пороге избавления, впервые готовые использовать потенциал Книги Зоар.
Из урока по статье " Наука каббала и ее суть ", 24.11.2013
Вопрос: Как мы ощущаем Творца – это чувство благодарности за наше создание или что-то еще?
Ответ: Если у тебя нет духовных сосудов, то нет никакого ощущения Творца и невозможно тебе объяснить.
Ощущение Творца – это чувство прикосновения к абсолютной истине, которая выше всех сомнений, проблем, выше тебя самого, отделено от всех твоих мелких расчетов! Ты раскрываешь "Абсолют", совершенство. И это совершенство выше всех твоих прежних ценностей.
Вопрос: Выходит, что это чувство отделено от моей связи с товарищами?
Ответ: С одной стороны, оно отделено, а с другой стороны, в связи с товарищами ты все же немного прикасаешься к ощущению Творца. Как сказано: "Увидишь Меня сзади, но Лица Моего не увидишь". Но ты уже можешь оценить, что это нечто более высокое, чем твои свойства. Спрашивается, как возможно оценить что-то выше самого себя? Но так проявляется окружающий свет, "обратная сторона высшей ступени".
Главное – это средняя линия, без которой, без этого хотя бы мимолетного прикосновения к Творцу, все твое постижение ничего не стоит. Даже если мы установим полный мир и рай на земле, и все будет казаться замечательным – вся эта идиллия не будет стоить ни гроша. Ведь в итоге, мы должны достичь какой-то принадлежности к высшей силе, которая над нами.
Это все равно что электрический провод, который нужен лишь для того, чтобы раскрыть электричество. Электричество вообще не "течет" по проводу, а передается вокруг него как энергия электромагнитного поля (согласно вектору Пойнтинга), то есть рядом с проводом, а не внутри него. А провод только для того, чтобы рядом с ним могла проявиться эта энергия. Так и товарищи – это материал, с помощью которого нужно проявить Творца.
Из урока по Книге Зоар, 21.11.2013
Книга Зоар. Глава "Берешит", п.379: В отрывке "и создал Всесильный небосвод" говорится о высшем небосводе Ацилута. Однако то, что установилось в Ацилуте, устанавливается и образуется на всех ступенях миров БЕА, вплоть до нижнего моря.
Вопрос: Что такое небосвод?
Ответ: Небосвод – это граница, до которой творение может подняться и слиться с высшим, не выше нее. Выше небосвода находятся сосуды/келим, из которых творение может получать, но живем мы в пространстве от небосвода до земли, в АХАПе.
Вопрос: Достигая полного оправдания Творца, состояния "законченный праведник", человек становится небосводом, соединяющим высший мир с низшим?
Ответ: Праведником называется тот, кто находится на уровне небосвода. Он раскрывает свойство отдачи, протекающее через него.
Вопрос: Творец – это свойство отдачи?
Ответ: Да. Поэтому Он называется "БО-РЭ" – "Приди-Увидь". Как только в тебе раскроется свойство отдачи, - это значит, что в тебе раскроется Творец.
Вопрос: Выходит, что Творец – это сила, которую праведник раскрывает, достигая свойства "небосвод"?
Ответ: Верно. Творца можно раскрыть только тогда, когда Он облачается в человека. Человек, достигающий подобия свойств с Творцом, называется праведником.
Творец – это свойство отдачи, которое наполняет человека в мере исправления его сосудов/желаний/келим. Сосудом называется экран и отраженный свет, то есть та мера моего устремления из себя к ближнему, в которой я могу уподобиться Творцу, свету, раскрыть свет отдачи в себе. Место, где я раскрываю его, называется сосудом.
Когда я хочу, чтобы свойство отдачи от меня передалось ближним, - это значит, что я запускаю свет, который так подействует через меня на них.
Вопрос: И все это постигается во мне? Все люди, то есть все сосуды/желания, которые кажутся мне внешними, - в сущности, мои внутренние желания?
Ответ: Все внутри человека. Нет ничего внешнего. Но в то же время мы видим картину нашего мира, и должны относиться к ней правильно – как к происходящему вне меня, и в то же время во мне, и достичь состояния, когда обе эти реальности существуют, я не стираю ни одну, ни другую. Ведь если я считаю, что все предстающее передо мной – истина, то живу только в этом мире. А если я считаю, что все это – части моей души и все находится во мне, все – мое, то словно перечеркиваю этот мир. Я должен быть в них обоих.
До тех пор, пока я не достиг Конца Исправления (Гмар Тикун), форма этого мира не исчезает, и мне запрещено силой отстранять ее от себя.
Вопрос: Конец Исправления – это состояние конца каждой ступени, когда праведник достигает уровня Творца?
Ответ: Можно спросить иначе: когда я ощущаю подобие Конца Исправления? – Когда я завершаю текущую ступень. Но это не настоящий Конец Исправления, а некое ощущение по завершении ступени. То есть в тех сосудах, в которых человек работал, он достигает полного исправления. Но это полное исправление – всегда частичное, поскольку часть сосудов он не задействовал, и он знает, какую именно. Ведь часть сосудов – это вообще Малхут Бесконечности. Из всей Малхут Бесконечности у нас есть маленькое кли – десять сфирот, которые сейчас раскрываются, и от них я еще отсекаю часть в той мере, в которой способен в них работать.
Выходит, что есть три части: кли, в котором я работаю; кли, в котором я не могу работать (можно сказать, что это Г"Э и АХАП, или РАМАХ и ШАСА, повелительные и запретительные заповеди и т.д.), но в сумме это десять сфирот), и кроме того, все кли, представляющее собой всю реальность, всю остальную Малхут Бесконечности, которую я еще не способен исправить.
Вопрос: Если я исправляю 10 сфирот, значит соединяю их в одну?
Ответ: Нет, это не так. Духовная система – аналоговая, в которой каждая часть связана со всеми остальными бесчисленными связями. Нельзя сказать: "Сейчас я нахожусь здесь в своих десяти сфирот, а затем вырастаю тут до десяти еще больших сфирот, и еще, и еще". Нет. Ты словно "размазан" по всей системе. Даже если ты совсем крошечный, ты связан со всеми и "размазан" по всем. И когда ты растешь, ты вырастаешь во всевозможных свойствах – немного в одних, немного в других, причем это определяешь не ты, а система и корень твоей души. И так ты продвигаешься.
Из урока по Книге Зоар, 20.11.2013