Эти линии приходят в человека и осознаются в нем в своем полном сочетании. Ведь все они приходят свыше: левая, правая и средняя. Самая верхняя сфира Кетэр – это средняя линия. Из нее исходят Хохма и Бина. Кетэр наверху, Хохма и Бина – под ним.
Затем из Кетэр, Хохмы и Бины эти линии нисходят вниз к ДААТ. И нисходят вниз еще к хэсэд и гвура. Из ДААТ тоже нисходят к хэсэд и гвура, а потом вместе к тифэрэт.
Здесь происходит такое пересечение трех линий и сверху вниз, и снизу вверх, в том числе взаимное, когда ты не можешь сказать, какая из них проявляется раньше и какая позже. Далее...
Ты не можешь определить одну линию без второй: правую без левой, левую без правой и среднюю без них двоих. То есть все три линии включены каждая в себя. Об этом много раз повторяется в Книге Зоар. И поэтому у тебя есть три линии в правой, три линии – в левой и три линии – в средней.
Кроме того, сначала идет средняя линия, а потом правая и левая наравне в одной плоскости, и потом снова средняя линия, и снова правая и левая в одной плоскости. Они пересекаются не только в линиях, но и по уровням.
Поэтому говорить о том, что может быть раньше или позже – в бесконечности, в вечности, в совершенстве Творца нет такого. В прямом свете это будет выглядеть по одному, в отраженном свете – совершенно противоположно.
Если это проявляется с правой линией – левая будет выглядеть по-другому. С левой линией – по-другому будет выглядеть правая. В итоге, все зависит от наблюдателя, потому что, когда перед тобой совершенство и абсолютная гармония, то своими свойствами ты каждый раз будешь видеть совершенно другое и всегда будешь находиться в противоположностях и в противоречиях.
А постоянное, вечное, совершенное состояние приходит как синтез. В нем уже нет ни правой, ни левой, ни средней линии и их определенного порядка.
Таким образом, когда каббалист поднимается, у него нет четкого востребования изнутри, что должна быть сначала правая, а потом левая линия, ведь в зависимости от собственного изменения он вдруг включается в разные ракурсы. Поэтому такой вопрос неуместен.
Реплика: Но этот вопрос могут задать, допустим, ученые, если вдруг начнут читать Книгу Зоар.
Ответ: Своими земными рассуждениями они в ней, конечно, очень запутаются, но это хорошо. Я хочу сказать слушателям и зрителям: "Запутываясь, все равно читайте Книгу Зоар, и неважно, как вы ее поймете. Чтением вы уже вызываете на себя возбуждение Высшего света, той программы, того информационного поля, в котором мы находимся".