Зоар, глава "Ваехи", п.170: В час, когда вышла душа человека, все его близкие и друзья в высшем мире шествуют с его душой и указывают ей место рая и место наказания.
Вопрос: Люди, перенесшие клиническую смерть, рассказывают о своих видениях, и это во многом совпадает с описанным в Книге Зоар, хотя у них нет никакого понятия о каббале…
Ответ: Понимание каббалы не помогает человеку увидеть духовный мир. Ощутить высший мир можно только в исправленной душе. Изучает человек каббалистические книги или нет – не имеет значения. Важно, желает ли он этим исправить себя.
К переживаниям людей, перенесших клиническую смерть, можно относиться двояко. С одной стороны, когда человек попадает в критическое состояние, - это большой удар по физиологическому телу, представляющему собой не более чем желание насладиться.
Просто наше тело кажется нам материальным, занимающим объем, но оно - желание наслаждаться определенным видом наполнения.
Если это желание ощущает пустоту, вплоть до страданий, оно, естественно, не желает ощущать место, желание, в котором страдает, желает его уменьшить, сократить это место, меньше жить, отключить свои чувства, принять наркотики и пр..
Любой человек, ощущая душевные или материальные страдания, желает сократить их, сократить свое восприятие мира, вплоть до нежелания жить.
Но от того, что ты ощущаешь страдания и желаешь подняться, вырваться из этого места, полного тьмы, горечи, ударов, войн и болезней, от огромных страданий ты хочешь подняться над этим миром, - ты, в сущности, совершаешь духовное действие – не ради отдачи, не потому, что духовное притягивает тебя, а поскольку страдания давят на тебя с такой силой, что выталкивают, как косточку из вишни, - и ты подскакиваешь вверх.
Это путь страданий, но не продвижение, ведь ты не приближаешься к цели, не знаешь о ней – ты убегаешь от страданий, как избиваемое животное - от палки. Но так или иначе, ты поднимаешься над эгоизмом, над желанием наслаждаться, ты хочешь аннулировать его, свое эго: "Я ничего не хочу, только оставьте меня в покое!".
Допустим, я украл миллиард долларов, меня поймали и пожизненно заключают в тюрьму. В этот миг я желаю только хлеб с водой и быть дома. Ничего более!
А ведь хотел миллиард долларов! Желание уменьшает себя, словно поднимается "верой выше знания", оно готово быть в отдаче, отказаться от себя, сократить, только бы не ощущать страданий наказания.
И тогда эти люди ощущают истину, в какой-то мере им открывается связь с Творцом. Но лишь на короткое время и таким образом, что они не могут воспринять и удержать это состояние, потому что у них нет для этого собственных постоянных келим (духовных сосудов) – и потому оно проходит.
Но в 99.9% случаев ощущения чего-то потустороннего, люди ощущают лишь психосоматические переживания. Поскольку они пребывают в страданиях. спутанности, туманности чувств, сбоя в работе внутренних систем, им все это просто кажется.
Но цель творения не в том, чтобы человек в состоянии клинической смерти ощутил духовный мир. Я должен ощутить его в здравом состоянии, находясь в нем как исследователь, обладающий знаниями, пониманием. ощущением и властью, стать как Творец.
Из урока по Книге Зоар, 02.09.2010
В духовном ничего не исчезает. Напротив, отличия между душами становятся все более яркими, и каждая частная душа является обладателем особых свойств, которые, именно в соединении и противоположности свойствам других душ, создают все богатство восприятия Творца, в 620 раз больше, чем восприятие отдельной души.
Ведь величина нашего духовного сосуда (кли) определяется не его количеством, а качеством. Поэтому каждая душа раскрывает себя с большей силой, мощью, уникальностью.
Это похоже на универсальные (стволовые) клетки, из которых можно выстроить все остальное, как из кирпичиков. И сердце, и печень, и почки, и легкие можно построить из этой основы, называемой "стволовая клетка".
То же самое в духовном. Ведь пока мы находимся каждый в "стволовой клетке" своей души.
А затем, когда мы начинаем связываться с общей системой – с группой, присоединять их к себе, с системой душ, которую мы раскрываем в группе, и с Творцом, раскрывающимся в системе душ, - тогда мы начинаем также познавать себя: кто мы такие, к чему принадлежим, что представляет собой моя душа, какова моя миссия, каково мое главное свойство из всей совокупности свойств, сопровождающих его.
И потому, продвигаясь в духовном, каждый все больше соединяется со всеми и в то же время больше выделяется своей уникальностью – потому что увеличивает за счет соединения с другими свою "стволовую клетку".
Поэтому Бааль Сулам пишет в статье "Свобода воли", что каждый человек должен развивать свои уникальные свойства, а не подавлять их, и именно за счет уникальности каждого, мы достигаем огромного совершенного сосуда души, в котором можем воспринять весь духовный мир и Творца в 620 раз больше, чем в начале творения.
Из урока по Книге Зоар, 01.09.2010
И разные, и равные - одновременно
Зоар, глава "Ваехи", п.152: В то же время увидел рабби Эльазар, что ушел ангел смерти.
И сказал (рабби Эльазар): "Нет смертного приговора в месте рабби Шимона".
Сказал рабби Шимон рабби Эльазару: "Иди сюда и возьмись за рабби Ицхака, ибо я вижу, что он боится".
Вопрос: Почему душа боится подняться на свою следующую ступень? Если она видит свое исправленное состояние, почему ей страшно оставить нынешнюю ступень?
Ответ: Я не готов к этому – и потому боюсь. В науке каббала много говорится о трепете перед Творцом. Трепет перед Творцом – это духовный сосуд (кли, желание). И здесь – то же самое.
Я опасаюсь, что не готов быть на ступени отдачи в том состоянии, в котором нахожусь сейчас вместе со своими товарищами и учителем - рабби Шимоном. Ведь рабби Шимон раскрывается нам как учитель, проводник в пути.
Допустим, сейчас учитель вдруг говорит мне, что я должен, например, спрыгнуть с самолета. Но я боюсь, не считаю себя способным на это. Это земной пример, в эгоистических свойствах.
А в духовном, речь идет о свойстве отдачи - страх еще больше. Ведь в своем текущем состоянии я обнаруживаю, что не пребываю в этом свойстве, и нет у меня на это собственных сил.
Я не могу собраться с силами, как в материальном, и решиться на следующий шаг. В духовном такого нет, и всегда возникает вопрос: получу ли я эти силы, вернее, смогу ли потребовать их? Это страх, трепет - очень проблематичное состояние.
Трепет – это первая заповедь. На его основе я строю все остальное. Ведь я завишу от Творца, от высшего света, от окружающего света, который получаю.
Сколько силы отдачи он мне приносит – на таком уровне я и нахожусь. А если он не принесет мне эту силу – ее у меня не будет.
Как я могу принять в этом участие? Насколько я могу приблизиться к другим? Насколько я уже способен на это? Эта "смерть" (для моего эгоизма) должна прийти ко мне поступенчато.
Она должна быть воспринята мной и обратиться во мне в жизнь, как сказано: "Ангел смерти превращается в ангела жизни".
Духовные действия (отдачи), которые человек еще не совершил, кажутся ему большим камнем преткновения.
Когда думаешь о наполнении – оно желанно (в нашем эгоизме), а когда думаешь об исправленном желании (кли), в котором это раскрывается – возникает отторжение и страх, способен ли на это?
Из урока по Книге Зоар, 01.09.2010
Вопрос: Что значит: раскрыть Зоар в нашем общем ощущении?
Ответ: Ничего не раскрывается в отдельном человеке – только в его правильной связи с товарищами в группе.
Мои первые десять сфирот, первый духовный сосуд (кли) – это мое стремление выйти из самого себя и соединиться с другими, с группой.
Мое духовное состояние определяется тем, насколько я буду стараться создать это соединение.
Есть я и ты. Между нами находятся пять миров – Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон. Когда я приближаюсь к тебе так, что расстояние между нами сводится к нулю, - мое состояние называется миром Бесконечности. Но не твое. Мир Бесконечности – когда я и ты, с моей стороны, становимся как одно целое.
Поэтому, насколько я способен приблизиться к тебе, - на такой духовной ступени я нахожусь, ведь все 125 ступеней – между нами.
А можно преодолевать расстояние между нами вместе. Это намного эффективнее – ведь не я и не ты, а соединение между нами – вот что нам важно!
Я не должен принимать тебя, наслаждаться от тебя, соединяться с тобой. Мы должны вместе соединиться. Это соединение и есть Творец, третий компонент, как сказано: "Исраэль, Тора и Творец – едины".
Из урока по Книге Зоар, 01.09.2010
2-я часть (Книга Зоар, глава "Ваехи",п.144)
Ответ на все загадки Зоара – единство, общее устремление в разуме и сердце. Ведь Зоар описывает то, что реализуется в сплочении душ.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Запущен съемочный процесс полнометражного, исторического фильма "Зоар", по сценарию Семена Винокура.
Этому предшествовали месяцы подготовки: группа декораторов во главе с Гия Басилай создали десятки костюмов, соответствующих стандартам лучших кинофабрик мира, были воссозданы все атрибуты римской армии, подобрано место с сохранившейся каменной дорогой тех времен.
Из группы Бней Барух Израиль были отобраны подходящие типажи, которые с огромным энтузиазмом отнеслись к возможности сняться всем вместе в таком актуальном, животрепещущем сюжете.
После углубленного курса изучения книги Зоар, все хотят максимально широко распространить знания об этой книге, историю создания и огромную важность ее для человечества.
Этот фильм - прекрасная возможность сделать это. И если все мы вместе подумаем об успехе этого предприятия - все у нас получится!
Зоар, глава Ваехи, п.136: Одна птица выходит в южную сторону – та, что происходит от искры Хохмы, правой линии.
Другая птица выходит в северную сторону – та, что происходит от искры Бины, левой линии. Одна выходит, когда светит день, – та, что от Хохмы.
Другая – когда меркнет день, под вечер, после полудня – та, что от Бины. И каждая взывает и объявляет то, что слышала от вестника… от света полуночного слияния…
Речь тут идет о внутренних состояниях человека в то время, когда он занимается самоанализом и проходит разные процессы: выясняет в себе три линии, насколько он находится в правой линии, в левой или посередине, сбалансировано.
"День" и "ночь" приходят не снаружи. Мы всегда находимся в свете, и наши келим поделены на множество видов, в которых мы ощущаем правую сторону, левую и середину, верх, низ, все направления и времена.
Разделение на внутренние и внешние келим дает нам ощущение расстояния и пространства: близкого и далекого, разделение желаний на "корень-душу-тело-одеяние-дом".
Все такие особенности, а также: день, ночь, утро, вечер, разные часы – это процесс, происходящий с нашим желанием. Ведь кроме него у нас ничего нет!
И это желание, разделяясь на множество видов и все время раскрывая нам новые, дает нам ощущение происходящих изменений – во времени и в пространстве, в приходящих состояниях.
Мы распределяем их по четырем видам восприятия: "Мир-год-душа" и существование реальности. Все эти изменения происходят внутри нас, в результате нашего исправления, ведь кроме нас, все находится в абсолютном покое.
Только решимот раскручиваются по цепочке и раскрываются: либо "в свое время" (беито), либо "ахишена" - когда мы начинаем их торопить и ускоряем время.
Поэтому "прилетевшие птицы", "ночь", "день", "утро", "вечер", все уровни: "корень-душа-тело-одеяние-дом" и существование реальности – все это ощущается внутри человека, в его желании.
А мне кажется, что вокруг есть мир, полный людей, все крутится и жизнь идет. Но от меня зависит только одно - какие шаги я сделаю в сторону правильного восприятия реальности.
Из урока по Книге Зоар, 31.08.2010
Вопрос: Если во время чтения Зоара ко мне приходят посторонние мысли – значит ли это, что я сверлю дырку в общей лодке?
Ответ: Ты сам понимаешь, что эти посторонние мысли не твои, а откуда-то к тебе "приходят".
То есть они зависят не от тебя, а от Творца. Так успокойся, самими мыслями, возникающими в тебе, ты не сверлишь дырку в общей лодке!
Важно только, что ты сделаешь с этими "посторонними" мыслями – останешься ли ты с ними и будешь продолжать над ними думать? Тогда действительно делаешь дырку в лодке.
Или же ты будешь сопротивляться этим посторонним мыслям и отбрасывать их от себя каждый миг, желая оставаться вместе с товарищами, которые изо всех сил ведут эту лодку к цели. Это уже зависит от тебя!
Так всегда в Каббале – мы работаем над тем, что посылается нам Творцом, над возникающими обстоятельствами (решимот) – их мы не выбираем и не судят нас по ним. А только реакция наша на них – зависит от нас, и судить нас надо за нее.
Из урока по Книге Зоар, 31.08.2010
Он – первый и Он – последний, но посередине – Я
Отрывки из моей будущей книги "Путеводитель в Книгу Зоар"
Связь между нами можно сравнить с картиной, которую не только разрезали (разбили) на мелкие части, но еще и сложили в неправильной связи.
Если бы между нами не было никакой связи – это еще куда ни шло, но разбиение создало отрицательную, эгоистическую связь.
Почему так устроено? Дело в том, что такая отрицательная связь между всеми частями природы - это "помощь против", чтобы помочь нам обнаружить природу Творца из вне Его.
Без этой отрицательной связи между нами, мы не смогли бы обнаружить, что мы зависим только от вида связи между нами – она причина всего зла и всего добра.
Если бы между нами была добрая связь, мы бы не постигли Творца, ведь были бы в Нем. Если бы между нами не было никакой связи, мы не смогли бы раскрыть причину зла в нашей жизни.
Благодаря тому, что мы раскрываем, что связь между нами плохая, причина наших страданий, мы можем превратить ее в хорошую, настолько, что подгоняемые страданиями, приходим к Творцу. И осознаем, что иначе бы не дошли.
Такое иногда случается в нашей жизни: возникает ситуация, которая сближает нас с другими людьми.
Раньше между нами не было близкой связи, мы были далеки друг от друга, учтивы и вежливы. Но вдруг по какой-то причине мы оказались вместе, связанные друг с другом общим делом, общей проблемой.
Мы сблизились - и теперь начинаем обнаруживать, насколько мы разные, насколько не подходим друг другу… И тогда раскрывается зло между нами, которое существовало и прежде, но не было раскрыто.
Обнаруживая, что связь между нами – плохая, мы обычно стремимся отдалиться друг от друга, но если внешние условия не позволяют нам этого, то у нас нет выбора – нам потребуется исправить отношения между нами.
Разве это не напоминает вам состояние человечества в наши дни? В прошлом связи между странами были слабыми, каждое государство было связано с небольшим количеством стран. Между нами не было настоящей связи, и потому зло не так раскрывалось.
Но со временем мир стал глобальным, все оказались связанными со всеми, влияющими на всех. Нам некуда сбежать друг от друга и поэтому раскрывается ненависть между нами. Та же ненависть заставит нас исправить отношения между нами.
Путеводитель в Книгу Зоар. "Были как во сне"