Зоар, глава "Лех леха", п.356: "Тора Творца совершенна", ибо всё в ней. Счастлив удел того, кто занимается Торой и не расстается с ней.
Ибо всякий, кто расстается с Торой даже на час, – словно расстается с жизнью в мире.
Сказано: "Он – жизнь твоя и долгоденствие твое". И сказано: "Долгоденствие, и годы жизни, и мир прибавят они тебе".
В науке каббала мы изучаем две составляющие всего творения – свет и желание. Свет воздействует на желание, а желание – всего лишь результат влияния на него света, как сказано: "Свет движет желаниями".
Общий свет, называемый "Творец" (Кадош-Барух-Ху), свет бесконечности, ведет весь процесс развития желания - в различных состояниях, ступенчато, в причинно-следственном порядке – к подобию Себе, чтобы желание, хотя и создано как "нечто из ничего", достигло такого же состояния, как свет - "сущее из сущего".
Действия, которые совершает желание насладиться на этапах этого пути, чтобы уподобиться свету, свойству отдачи, называются "выяснения", "исправления", "наполнения", а их цель - "слияния" (зивугим).
"Слияние" - означает частичное или полное (в конце всех исправлений) подобие свету. В этих слияниях осуществляется связь между "желанием насладиться с намерением отдавать" и светом, свойством отдачи.
Все наши действия называются духовной работой, в процессе которой наше желание с помощью намерения отдавать, достигает хоть какого-то подобия свету, слияния со светом - пока не достигают высочайшего слияния, называемого полным исправлением.
Из урока по Книге Зоар, 05.08.2010
Вопрос: Почему сказано в Зоаре: "Нет ничего нового под солнцем, а выше солнца есть новое"?
Ответ: Выше солнца есть новое, поскольку свет не приносит творению новые желания (келим).
Творение должно различить внутри себя, пожелать, приложить усилия, отыскать новые желания, новые недостатки наполнения.
Свет солнца – это свет Бесконечности. Творение ощущает его прямой свет, как минимальное свечение "нефеш дэ-нефеш".
И только за счет множества выяснений противостояния себя свету, эгоизма – отдаче, творение, своими усилиями, выявляет новые недостатки в себе, по сравнению с раскрытием величия Творца.
Этим оно раскрывает новые возможности отдачи, а потому прошлый свет "нефеш дэ-нефеш", ощущение Творца, ввиду Его величия, ощущается как бесконечный "яхида", света НАРАНХАЙ.
Раскрытие этого великого света, величия дающего, вызывает свет "выше солнца" - выше знания, желаний, наполнений, приходящих напрямую от Творца к творению.
Поэтому свет солнца для него – это всего лишь свечение жизни. Но все остальное творение строит выше солнца, добавляя к первоначальному желанию устремление любви.
Из урока по Книге Зоар, 05.08.2010
Почему мы стремимся в Бесконечность
Отрывки из моей будущей книги "Путеводитель в Книгу Зоар"
Чтобы позволить нам реализовать весь процесс духовного развития, Творец создал систему связи между Ним и нами. Через эту систему Он управляет нами свыше, и через нее мы можем снизу просить и получать от Него помощь.
Эта система делится на несколько частей:
1. Мир бесконечности, в котором находится Творец во всей своей раскрытой силе.
2. Уровень ниже мира Бесконечности, называемый "мир Адам Кадмон", где Творец разделяет свое воздействие на пять типов, согласно пяти уровням нашего эго, над которым мы можем подняться.
3. Под миром Адам Кадмон находится система управления и надзора, называемая "мир Ацилут". Мир Ацилут делится на пять частей – Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут, которые называются Атик, Арих Анпин, Аба вэ Има, Зеир Анпин и Малхут (Нуква).
4. Ниже мира Ацилут находятся миры Брия. Ецира, Асия (миры БЕА), в которых пребывают наши души.
5. Под мирами БЕА находится этот мир.
На языке Зоара Малхут называется "земля", а Бина (Има) – "небеса". Зеир Анпин и Малхут называются в Зоаре такими именами как Шохен и Шхина, Творец (Кадош Бар Ху) и собрание душ Израиля, Жених и Невеста, Мужская и Женская часть (Захар и Нуква).
Каждой из этих составляющих реальности Зоар дает множество названий на языке иносказаний (мидраш). И потому, чтобы помочь нам соединиться с их внутренней сутью, Бааль Сулам скрупулезно добавляет рядом со словами Зоара также каббалистические термины.
Путеводитель в Книгу Зоар. К Творцу - по ступеням эгоизма
Вопрос: Что такое соединение между нами, которого мы требуем от Творца, читая Книгу Зоар?
Ответ: По правде говоря, мы не знаем, что такое соединение. Что значит соединиться?
Быть друзьями, как в нашем мире, которых связывают общие интересы, желания, увлечения, им приятно вместе проводить свободное время – ходить на футбол, ездить на рыбалку, пить пиво или посещать тренажерный зал?..
Быть одной командой, как на подводной лодке, психологически натренированной так, что каждый готов умереть за других?..
Соединиться в духовном – это нечто совершенно иное. Духовная жизнь, которую ты обретаешь в этом соединении, - общая.
Это похоже на сиамских близнецов: когда умирает один – умирает и другой. Жизнь может быть только у обоих. Нет разделения на "мое" и "твое", не поровну, а только один.
Это называется духовным соединением – общая жизнь. Ведь все, что ты получаешь, ты обретаешь в связи с другим.
Есть у вас общее тело - духовный сосуд, называемый телом души, и внутри него – свет души, тоже общий.
Если соединение распадается – исчезает тело, а вместе с ним исчезает свет – и нет уже души, нет духовной жизни.
Из урока по Книге Зоар, 04.08.2010
Рабби Шимон и девять его учеников
Вопрос: Можно ли сказать, что течение слов в Книге Зоар изменяет мощность и направление сил, связывающих нас вместе?
Ответ: Мы не знаем, как это работает. Есть тут нечто очень скрытое пока от нас.
С одной стороны, Книга написана таким языком, что мы вроде бы можем увидеть в ней вполне логичные вещи, связаться с ними, каким-то образом увидеть себя в них или их - внутри нас.
Есть какая-то интеракция между мной и книгой, связь и понимание, что Книга говорит обо мне, и я нахожусь в ней.
Но это ощущение абсолютно ложно. Просто в такой форме нам преподносят рассказ, чрезвычайно далекий от нас, ни на что непохожий и чуждый. как если бы некое чудище приняло человеческий облик, говорило бы с нами, а мы могли бы понять лишь его внешнюю форму – это руки, это ноги, это голова. Но это совершенно не так.
Поэтому мы должны относиться к Зоар как к Книге, содержащей некий секретный код, последовательность духовных инструкций. Я не знаю, как они написаны внутри, и не могу с ними соприкоснуться.
Чтобы обрести с ними хоть какую-то связь, я читаю Зоар. Но связь возникает не от того, что я слушаю или читаю текст, а в мере моего желания соединиться с этим внутренним кодом, чтобы он изменил меня.
Книга может быть написана во всевозможных формах, я могу даже не понимать ни одного слова. Важно мое желание, чтобы внутреннее содержимое Книги исправило меня. Ее внутреннее содержимое – это духовный мир со всем его аппаратом, действиями и силами, а не бумага в обложке.
Из урока по Книге Зоар, 04.08.2010
Отрывки из моей будущей книги "Путеводитель в Книгу Зоар"
По правде говоря, нам не очень удается соединить с Творцом все плохое и хорошее вместе, понять, что все приходит только от Него и лишь ради доброй цели. И потому наша работа состоит в том, чтобы попросить у Него силы соединить все с Ним, с одним источником.
Каждый раз наше эго растет и раскрывается нам все более сильным, худшим и жестоким, вынуждая нас все чаще и чаще обращаться к Творцу – получать от Него все большую силу преодоления эгоизма, чтобы наше эго не запутывало нас, заставляя думать, что есть кто-то еще кроме Него, и Он – не только добрый и творящий добро.
И так, на основе растущего эго, мы поднимаемся все выше и выше – пока раскроется весь скрытый в нас эгоизм, и мы достигнем полного слияния с Творцом, став такими же как Он.
Путеводитель в Книгу Зоар. Добрый и Любящий
Зоар, глава "Лех леха", п.315: "Благословите Творца, ангелы Его, исполняющие слово Его, чтобы слышать голос слова Его".
Человек называется ангелом, когда совершает действия без участия разума, как простой исполнитель.
У него нет своей головы (Рош), ему говорят – и он делает. Кто-то думает, а он исполняет. Это называется "ангел", потому что ангел – это сила, выполняющая действие без выяснения.
Поэтому в указании "Сделаем – и услышим" часть "сделаем" мы совершаем как ангелы. И потому сказано: "…ангелы Его, исполняющие слово Его, чтобы слышать голос слова Его". Так и мы: сделаем – и услышим.
Выполняя действия без внутреннего согласия, без ясного знания, почему и зачем (ведь это относится к высшей ступени), мы удостаиваемся той же высшей ступени.
На самом деле так мы совершаем самые естественные действия, подобно маленькому ребенку, который играет, не зная во что, повторяет все слова вслед за взрослым, не понимая, что они означают.
Можно сказать ему любую глупость - и он повторит ее со всей серьезностью, показать ему любое действие – и он выполнит его со всей силой и желанием.
Таким образом он учится. Ведь у маленького нет разума (Рош, голова парцуфа), разум есть у большого. А у маленького есть только тело (Гуф парцуфа), чтобы исполнять.
Но за счет того, что он выполняет действия вслед за высшим, отменяет себя перед ним, он приобретает разум высшего, и становится таким же как он. Это называется "сделаем – и услышим".
Из урока по Книге Зоар, 03.08.2010
Чтобы подняться на следующую ступень, мы должны действовать "верой выше знания". "Вера" означает, что наша "голова" (Рош) находится в высшем. Высший говорит нам, что делать, - и мы делаем: объединяемся с товарищами, учимся.
Мы знаем, что никого не любим и не хотим объединяться, но нам говорят: "Делайте это механически, и не обманывайте себя. Вы не хотите этого, ваше сердце против. Фараон, желание наслаждаться, злое начало действует внутри вас со всей силой. Верно! Ненависть – внутри, а игра в любовь, ложь – снаружи".
Так сделано специально. Поскольку высшая ступень, в которую сейчас мы играем, - для нас ложна, ведь она еще не связана с нами.
Но мы должны в нее играть, пока эта игра не превратится в правду – за счет света, который мы вызываем таким "глупым" действием, называемым "сделаем". И тогда мы "услышим" - достигнем "лишма", Бины, уровня "слуха".
Это самое умное действие, позволяющее нам расти. Без этого не растут ни растения, ни животные, ни люди.
Только за счет отмены себя перед высшей ступенью, когда ты просто повторяешь за ней все, что только возможно, насколько способен, без участия разума, ведь у тебя еще нет понимания и ощущения происходящего на ней.
Сказано: "Все, что в твоих силах сделать – делай", "Приложил усилия – и нашел". Ты приложил усилия – и получил "находку", которую не ожидал и даже не мог себе представить.
Это единственный принцип роста, и нет других способов подняться со ступени на ступень. Я обязан отменить себя перед высшим, сказать себе, что моя голова (Рош) – только для того, чтобы увидеть действия высшего - и повторить то же самое своим телом (Гуф).
И ничего кроме этого! Я не действую своей "головой" со своим "телом". Моя "голова – только для того, чтобы соединиться с высшим, взять пример с его действий.
Этот принцип работает и в природе нашего мира. Везде, где есть продвижение, рост, даже в растительных и животных тканях, действует тот же закон: клетка, желающая расти, соотносит себя с более развитой клеткой - и только за счет этого растет.
Это называется игрой, потому что высшая ступень еще не облачилась в меня как "мохин", и я иду согласно разуму высшего, я играю. Так маленький играет в большого – и за счет этого становится большим.
Это железный принцип на всех ступенях. Только за счет него можно подняться со ступени на ступень. И в материальном, и в духовном мире действует тот же закон.
Из урока по Книге Зоар, 03.08.2010
2-я часть (Книга Зоар, глава "Лех леха", п.302)
Тревожиться надо не о добыче разума, а о сердце – хочет ли оно крепче сплотиться с другими? Или хотя бы сожалеет ли о своей неготовности?
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Отрывки из моей будущей книги "Путеводитель в Книгу Зоар"
Мы существуем в реальности, включающей в себя Творца, систему связи Творца с творениями и творения.
С помощью этой системы Творец управляет нами, чтобы привести нас к цели творения "насладить сотворенных", сделать нас подобными Себе. Творец желает поделиться с нами всем, что у Него есть.
Поэтому с самого начала мы должны увидеть все созданное в реальности, как сотворенное любящим Отцом.
Но Он должен привести нас к самостоятельному развитию, чтобы мы стали независимыми и большими. И потому Он вынужден воздействовать на нас с двух сторон – милосердием и строгостью.
И хотя оба они исходят от Него, из Его доброго и любящего сердца, но разделяются на две противоположные силы, и воспринимаются нами как проявления добра и зла, милосердия и строгости, света и тьмы.
Воспринимая здесь, "внизу", все обстоятельства нашей жизни, мы не должны забывать, что получаем их от доброго Отца, и даже самые худшие, самые жесткие методы его воздействия исходят из желания насладить нас.
Если мы не забываем об этом и связываем все с Ним – "Нет никого кроме Него, Доброго и Творящего добро", то соединяем две эти линии вновь в одну – с тем же источником.
И поскольку мы соединяем их в нашем разуме и в сердце, мы этим сливаемся с Творцом.
Выходит, что вся наша работа – постоянно стараться соотнести все с Ним, на основе всех происходящих с нами событий.
Путеводитель в Книгу Зоар. Система связи с Творцом