Вопрос: Как совместить внутреннюю работу с изучением Зоара?
Ответ: Вы напрасно думаете, что книга Зоар написана с такой же целью, как обычная книга, желающая нам о чем-то рассказать и объяснить.
Это неверно, и не для этого Бааль Сулам написал на нее свой комментарий.
Изучение состоит не в том, чтобы разобраться в написанном своим земным разумом и узнать о работе в трех линиях во всех мельчайших деталях, заучив термины. Нам нужно понять не само это строение – а необходимость исправления.
И дополнительные пояснения, которые дают каббалисты к первоисточникам (на каббалистические произведения, Тору, Пророков и другие святые книги) – невозможно понять обычным, внешним разумом, а только путем исправления души.
Поэтому все каббалистические комментарии, в первую очередь, призваны привлечь высший свет к изучающему.
И тогда читатель сможет использовать их и насладиться заключенным в них светом, открыв для себя то, что написано в первоисточнике. Это и называется комментарием.
Каждый комментарий – это дополнительный инструмент, помогающий нам не понять, а связаться с первоисточником.
Поэтому, когда мы читаем как бы "технические" пояснения Бааль Сулама: о трех линиях, сфирот и парцуфим, подъемах и спусках, решимот и экранах, и нам кажется, будто он хочет научить нас обычной науке, чтобы мы осознали разумом и смогли нарисовать все схематически – это неправильно.
Добавление, сделанное Бааль Суламом к книге Зоар, комментарий "Сулам", – помогает притянуть свет, возвращающий к источнику, а не добавляет нам абстрактное знание о строении некоего высшего мира.
Высший мир невозможно узнать, пока не ощутишь его, внутри своей души. По сути, мы постигаем свое собственное строение.
Человек начинает чувствовать, что вся реальность, все мироздание находится внутри него, а не где-то, хотя и представляется ему внешним.
Поэтому нам нужно настроить себя на правильное чтение, понимая, что в нем нет ничего, кроме света, возвращающего к источнику – после которого уже придет постижение, и "душа человека начнет учить его".
Но сначала нужно получить эту душу – то есть духовную конструкцию, в которой я раскрою все явления, о которых рассказывает Зоар.
Из урока по Книге Зоар, 23.06.2010